СОВРЕМЕННЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ (НА ПРИМЕРЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА МУСУЛЬМАН В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)
|
Введение 3
Глава 1. История религиозного туризма в культуре татар-мусульман 10
1.1. Феномен религиозного туризма 10
1.2. Паломничество у татар-мусульман до 1917 года 20
1.3. Паломничество мусульман в Советский период 30
Глава 2. Религиозный туризм в современном Татарстане 35
2.1. Религиозный туризм у мусульман в 1990-2000-е годы 35
2.2. Хадж у современных татар 42
2.3. Болгар как место паломничества 62
Заключение 74
Список литературы 77
Приложение
Глава 1. История религиозного туризма в культуре татар-мусульман 10
1.1. Феномен религиозного туризма 10
1.2. Паломничество у татар-мусульман до 1917 года 20
1.3. Паломничество мусульман в Советский период 30
Глава 2. Религиозный туризм в современном Татарстане 35
2.1. Религиозный туризм у мусульман в 1990-2000-е годы 35
2.2. Хадж у современных татар 42
2.3. Болгар как место паломничества 62
Заключение 74
Список литературы 77
Приложение
В современном интегрированном мире быстрыми темпами развивается современная индустрия туризма. И одним из популярных его видов становится религиозный туризм. Одним из элементов в этом виде туризма становится знакомство со святыми местами, архитектурой, а самое главное - процесс совершения паломничества, которое включает в себя молитвенное исполнение обрядов.
С давних пор посещать святые места представляло собой одну из наиболее значимых и почитаемых традиций мусульман, которое крепко связано с самой сутью исламского вероучения. Но в советский период паломничество к святым местам стало носить информативную задачу, нежели духовный смысл. Многие культовые сооружения были превращены в государственные учреждения, объекты музеев, залы для выступлений, соответственно, эти места поклонения стали не как объектами исполнение религиозного культа, а как объектами туристической направленности. По этой причине исследования мусульманского паломничества как социального и культурного феномена представляется актуальным и в научном плане, и в практическом отношении, также, в определении ценностных установок и ориентиров культурной политики.
Паломнические путешествия представителями различных религий в последние десятилетия становятся массовым явлением, которое оказывает влияние на все сферы социальной жизни.
Отметим, что религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Совместно возникает желание познакомиться с духовными и религиозными достижениями народов других стран, понять сущность их религиозных верований.
Актуальность исследования объясняется тем, что в настоящее время значение мест поклонения начинает обретать свой первоначальный смысл, они становятся объектами религиозного культа и предметом постижения истинности веры. Религиозные ценности - это часть объекта туризма, культурного наследия и явление высшей духовной жизни людей.
Религиозный туризм среди татар-мусульман в Республике Татарстан начал приобретать массовый характер. Во-первых, каждый год татары- мусульмане в период завершения месяца Рамадан, совершают паломничество (хадж) в Мекку, сохраняя традиции одного из пяти основных столпов ислам. Во-вторых, татары-мусульмане посещают древний город Булгар, где в X веке был принят ислам на территории средневекового государства Волжская Булгария.
Религиозные туристы, то есть паломники отправляются в путешествие, когда у них возникает желание совершить культовые действия не в обычных условиях среды их проживания. Верующие отправляются в святые места с различными целями: помолиться, стать ближе к вере, познакомиться с культурным наследием чужой страны, найти для себя новую систему ценностей.
Объект исследования - религиозный туризм у мусульман.
Предмет исследования - религиозный туризм мусульман в Республике Татарстан в виде паломнического туризма и религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности.
Цель работы - изучение истории развития и современного состояния религиозного туризма на примере мусульман Республики Татарстан.
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть феномен религиозного туризма в культуре татар-мусульман;
- изучить историю паломничества у татар-мусульман до 1917 г.;
- изучить историю паломничества мусульман в Советский период;
- рассмотреть особенности религиозного туризма мусульман в 19902000-е гг.;
- рассмотреть процесс совершения хаджа у современных татар;
- исследовать паломничество в Болгар.
Степень разработанности темы исследования
Лишь во второй половине XX столетия изучение паломничества становится предметом научных исследований. До этого периода большая часть работ представляет собой эмпирические наблюдения и сведения о паломнических путешествиях, а также посвящается описаниям различных мест поклонения. В настоящее время исследование паломничества осуществляется в разных аспектах науки.
История религиозного (паломнического) туризма рассматривается Александровой А.Ю. , П. Гиро , Романовым А. А. и Саакянцем Р. Г., Соколовой М. В.
Также нужно отметить, что совершение паломничества изучается в историческом, в социальном и в экономическом аспектах. Якунин В. Н.5 в своей статье освящает значение религиозного туризма в историческом наследии.
Среди казанских исследователей и ученых можно выделить таких как, Ахунова А.6, Шафикова И. Ф.7, Нуриманова И. , Якупова В. , Сибгатуллину
1 Александрова А. Ю. Международный туризм / Ю. А. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2001. -356 с.
2 Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / П.Гиро. Спб.: Алетейя, 1995. - (Антич. б-ка. Исследования).
3 Романов А.А., Саакянц, Р.Г. География туризма: учеб. пособие / А.А. Романов, Р.Г. Саакянц. М: Советский спорт, 2002.
4 Соколова М.В. История туризма / Соколова М.В. М: Мастерство, 2002. - 223 с.
5 Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/znachenie-religioznogo-turizma-dlya-populyarizatsii-istoriko-kultumogo-naslediya (дата обращения 02.02.2018).
6 Ахунов А. Хадж у татар: от прошлого - к настоящему / А.М.Ахунов // Российский ислам в трансформационных процессах современности: новые вызовы и тенденции развития в XXI веке. Сборник научных статей / отв. ред. З.Р.Хабибуллина. - Уфа: Диалог, 2017. - С.17-18.
7 Шафиков И.Ф. Путь в Мекку: будни российских паломников (конец XIX - начало XX века) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 176, кн. 3. - С. 103. В своих статьях они раскрывают о повседневной жизни паломников- мусульман, об их социальном укладе жизни.
Социальный аспект паломничества поднимают Лысак И. В. И Рыбкина Ю. А. , Ахмадуллин В. А. , Хакимов Р. Ш. . Нефляшева Н. А. изучала хадж в опыте социокультурного пограничья. Печерица Е. В. и Шарафанова Е. Е. рассматривают направления и роль религиозного туризма.
Некоторые исследователи обращаются на философские и психологические проблемы (Бауман З. , К. Г. Юнг , Дж. Урри ). Другие авторы решают вопросы классификации и типологизации паломнических путешествий (Бабкин А. В. , Христов Т. Т. ). Во 90-е годы XX века предметом рассмотрения становятся новые светские «святыни», которые выступают объектами светского поклонения, в частности и в форме паломничества (Адоньева С. Б. , Щепанская Т. С.).
Несмотря на работы, которые связаны с проблемами изучения религиозного туризма, в них весьма отражается обрядовый аспект паломнических поездок. В отечественной научной литературе у Биржакова М. Б. и. Поплавской Х. В. есть упоминания о паломническом туризме как об особой форме ритуала. Единственный вид паломнических странствий, который рассматривается в ритуальном аспекте, это мусульманский хадж (Шукуров Ш. М. , Пиотровский М. Б.).
Вопросы о совершении паломничества и развитие религиозного туризма в последние годы рассматривали ученые, которые занимаются комплексными научными исследованиями в сфере туризма, среди них: Антюфеев Г. В. , Брандт И. В. , Житенев С. Ю., Прокопенко Т. А. и Максимов Д. В. , Путрик Ю. С. .
Современными учеными, такими как, Дулов А. Н., Дюхова К. А., Юрчак Д. В. , Бессараб Д. А. и Штефан Л. В. , Алятина А. Г., Солодовникова Ю. Р. , Круглова И. В. , Замятин Д. Н. вырабатывались особенности религиозного туризма, изучалась география туризма и путешествий.
Исследование базируется на материалах СМИ, данных проведенных социологических исследования (интервью с участниками и организаторами паломничества, экспертами в сфере истории ислама в регионе).
Методологические основы исследования
Методологической основой исследования стал принцип историзма и сравнительно-исторический метод, а также общенаучные методы, которые используются в гуманитарных науках: анализ и синтез, дедукция, обобщение и аналогия и др. При изучении были использованы методы, разработанные в русле исторической антропологии. Это позволила выявить, что паломничество становился важным компонентом ценностной системы ислама.
Был использован метод глубинного интервью. Было опрошено 20 человек, которые совершали паломничество (хадж), и посещали древний город Болгар («зиярат кылу»). Из них 14 человек, паломники, совершившие хадж. Количество мужчин в возрасте от 26 до 72 лет составило 7 человек, женщин, в возрасте от 43 до 67 лет, составило тоже 7 человек. Возрастная и половая категория лиц, посетивших Болгар такова - 4 мужчин в возрасте от 48 до 59 лет, 2 женщин, в возрасте от 52 до 56 лет. Также было проведено 2 интервью с руководителями и экспертами ДУМ РТ Хадж, и посещение города Булгар.
С давних пор посещать святые места представляло собой одну из наиболее значимых и почитаемых традиций мусульман, которое крепко связано с самой сутью исламского вероучения. Но в советский период паломничество к святым местам стало носить информативную задачу, нежели духовный смысл. Многие культовые сооружения были превращены в государственные учреждения, объекты музеев, залы для выступлений, соответственно, эти места поклонения стали не как объектами исполнение религиозного культа, а как объектами туристической направленности. По этой причине исследования мусульманского паломничества как социального и культурного феномена представляется актуальным и в научном плане, и в практическом отношении, также, в определении ценностных установок и ориентиров культурной политики.
Паломнические путешествия представителями различных религий в последние десятилетия становятся массовым явлением, которое оказывает влияние на все сферы социальной жизни.
Отметим, что религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Совместно возникает желание познакомиться с духовными и религиозными достижениями народов других стран, понять сущность их религиозных верований.
Актуальность исследования объясняется тем, что в настоящее время значение мест поклонения начинает обретать свой первоначальный смысл, они становятся объектами религиозного культа и предметом постижения истинности веры. Религиозные ценности - это часть объекта туризма, культурного наследия и явление высшей духовной жизни людей.
Религиозный туризм среди татар-мусульман в Республике Татарстан начал приобретать массовый характер. Во-первых, каждый год татары- мусульмане в период завершения месяца Рамадан, совершают паломничество (хадж) в Мекку, сохраняя традиции одного из пяти основных столпов ислам. Во-вторых, татары-мусульмане посещают древний город Булгар, где в X веке был принят ислам на территории средневекового государства Волжская Булгария.
Религиозные туристы, то есть паломники отправляются в путешествие, когда у них возникает желание совершить культовые действия не в обычных условиях среды их проживания. Верующие отправляются в святые места с различными целями: помолиться, стать ближе к вере, познакомиться с культурным наследием чужой страны, найти для себя новую систему ценностей.
Объект исследования - религиозный туризм у мусульман.
Предмет исследования - религиозный туризм мусульман в Республике Татарстан в виде паломнического туризма и религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности.
Цель работы - изучение истории развития и современного состояния религиозного туризма на примере мусульман Республики Татарстан.
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть феномен религиозного туризма в культуре татар-мусульман;
- изучить историю паломничества у татар-мусульман до 1917 г.;
- изучить историю паломничества мусульман в Советский период;
- рассмотреть особенности религиозного туризма мусульман в 19902000-е гг.;
- рассмотреть процесс совершения хаджа у современных татар;
- исследовать паломничество в Болгар.
Степень разработанности темы исследования
Лишь во второй половине XX столетия изучение паломничества становится предметом научных исследований. До этого периода большая часть работ представляет собой эмпирические наблюдения и сведения о паломнических путешествиях, а также посвящается описаниям различных мест поклонения. В настоящее время исследование паломничества осуществляется в разных аспектах науки.
История религиозного (паломнического) туризма рассматривается Александровой А.Ю. , П. Гиро , Романовым А. А. и Саакянцем Р. Г., Соколовой М. В.
Также нужно отметить, что совершение паломничества изучается в историческом, в социальном и в экономическом аспектах. Якунин В. Н.5 в своей статье освящает значение религиозного туризма в историческом наследии.
Среди казанских исследователей и ученых можно выделить таких как, Ахунова А.6, Шафикова И. Ф.7, Нуриманова И. , Якупова В. , Сибгатуллину
1 Александрова А. Ю. Международный туризм / Ю. А. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2001. -356 с.
2 Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / П.Гиро. Спб.: Алетейя, 1995. - (Антич. б-ка. Исследования).
3 Романов А.А., Саакянц, Р.Г. География туризма: учеб. пособие / А.А. Романов, Р.Г. Саакянц. М: Советский спорт, 2002.
4 Соколова М.В. История туризма / Соколова М.В. М: Мастерство, 2002. - 223 с.
5 Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/znachenie-religioznogo-turizma-dlya-populyarizatsii-istoriko-kultumogo-naslediya (дата обращения 02.02.2018).
6 Ахунов А. Хадж у татар: от прошлого - к настоящему / А.М.Ахунов // Российский ислам в трансформационных процессах современности: новые вызовы и тенденции развития в XXI веке. Сборник научных статей / отв. ред. З.Р.Хабибуллина. - Уфа: Диалог, 2017. - С.17-18.
7 Шафиков И.Ф. Путь в Мекку: будни российских паломников (конец XIX - начало XX века) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 176, кн. 3. - С. 103. В своих статьях они раскрывают о повседневной жизни паломников- мусульман, об их социальном укладе жизни.
Социальный аспект паломничества поднимают Лысак И. В. И Рыбкина Ю. А. , Ахмадуллин В. А. , Хакимов Р. Ш. . Нефляшева Н. А. изучала хадж в опыте социокультурного пограничья. Печерица Е. В. и Шарафанова Е. Е. рассматривают направления и роль религиозного туризма.
Некоторые исследователи обращаются на философские и психологические проблемы (Бауман З. , К. Г. Юнг , Дж. Урри ). Другие авторы решают вопросы классификации и типологизации паломнических путешествий (Бабкин А. В. , Христов Т. Т. ). Во 90-е годы XX века предметом рассмотрения становятся новые светские «святыни», которые выступают объектами светского поклонения, в частности и в форме паломничества (Адоньева С. Б. , Щепанская Т. С.).
Несмотря на работы, которые связаны с проблемами изучения религиозного туризма, в них весьма отражается обрядовый аспект паломнических поездок. В отечественной научной литературе у Биржакова М. Б. и. Поплавской Х. В. есть упоминания о паломническом туризме как об особой форме ритуала. Единственный вид паломнических странствий, который рассматривается в ритуальном аспекте, это мусульманский хадж (Шукуров Ш. М. , Пиотровский М. Б.).
Вопросы о совершении паломничества и развитие религиозного туризма в последние годы рассматривали ученые, которые занимаются комплексными научными исследованиями в сфере туризма, среди них: Антюфеев Г. В. , Брандт И. В. , Житенев С. Ю., Прокопенко Т. А. и Максимов Д. В. , Путрик Ю. С. .
Современными учеными, такими как, Дулов А. Н., Дюхова К. А., Юрчак Д. В. , Бессараб Д. А. и Штефан Л. В. , Алятина А. Г., Солодовникова Ю. Р. , Круглова И. В. , Замятин Д. Н. вырабатывались особенности религиозного туризма, изучалась география туризма и путешествий.
Исследование базируется на материалах СМИ, данных проведенных социологических исследования (интервью с участниками и организаторами паломничества, экспертами в сфере истории ислама в регионе).
Методологические основы исследования
Методологической основой исследования стал принцип историзма и сравнительно-исторический метод, а также общенаучные методы, которые используются в гуманитарных науках: анализ и синтез, дедукция, обобщение и аналогия и др. При изучении были использованы методы, разработанные в русле исторической антропологии. Это позволила выявить, что паломничество становился важным компонентом ценностной системы ислама.
Был использован метод глубинного интервью. Было опрошено 20 человек, которые совершали паломничество (хадж), и посещали древний город Болгар («зиярат кылу»). Из них 14 человек, паломники, совершившие хадж. Количество мужчин в возрасте от 26 до 72 лет составило 7 человек, женщин, в возрасте от 43 до 67 лет, составило тоже 7 человек. Возрастная и половая категория лиц, посетивших Болгар такова - 4 мужчин в возрасте от 48 до 59 лет, 2 женщин, в возрасте от 52 до 56 лет. Также было проведено 2 интервью с руководителями и экспертами ДУМ РТ Хадж, и посещение города Булгар.
Проведенный анализ теоретического и практического исследования по теме нашей работы можно сделать следующие выводы. На сегодняшний день тема нашего исследования является актуальной. Ведь религия играет важную роль в жизни общества и самого человека. Религия связана многими областями, такими как культура, политика, философия и даже с бизнесом.
Особую роль в современном мире отводят религии и поэтому в современном бизнесе достаточно весомую роль стал играть религиозный туризм. Мы рассматриваем туризм не просто как отдых или поездку, а как один из важнейших факторов развития экономики. Люди, чтобы познакомиться поближе с представителями другим народов, начинают путешествовать, рассматривать иную культуру через призму собственной культуры. Сейчас религиозный туризм является самым массовым феноменом и явлением XXI века. Она стала частью современной индустрии туризма. Непосредственно частью религиозного туризма является паломничество, как составляющая данной поездки. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж в святые города - Мекку и Медину. Знакомство со святыми местами, посещение религиозных памятников, дает человеку понять суть устройства нашего мира, и зачастую приводит к изменениям окружающего нас мира.
Данная выпускная квалификационная работа исследует современный религиозный туризм, на примере мусульманского паломничества и посещения древнего города Болгар. В работе раскрывается понятие «паломнический туризм» и «религиозный туризм». Изучаются особенности развития паломничества в России, включая регион Республику Татарстан. Практическая часть работы включает полевое исследование, в виде глубинных интервью, которая проводилась в течение двух лет. Было проведено 14 структурированных интервью с татарами-мусульманами РТ, которые совершили паломничество (хадж) в Мекку.
Раскрывая содержание интервью паломников, мы пришли к таким выводам. Все опрошенные нами паломники, совершили хадж намеренно, считая это обязательным условием для мусульман. Действительно, совершение паломничества в Мекку - это одна из пяти, основных столпов ислама. Но это обязанность распространяется мусульманам, если только он здоров и материально обеспечен. Как рассказывали паломники во время интервью, после хаджа они приобретают новый духовный опыт, новые ценности и совершенно иную религиозную практику.
Путешествующим в наше время трудно представить условия, в которых прежде совершалось паломничество. В дореволюционный период это путешествие - пешком, верхом на лошади, по пустыням и горным тропам включало себя много трудностей на пути в Мекку, которых преодолевал паломник. Во времена советской власти были периоды и ограничения таких поездок, и смягчение религиозной политики. И только начиная с 1990-х гг. хадж начал приобретать массовый характер. Сейчас уже более миллионы людей, благодаря наземному и воздушному транспорту, съезжаются в Мекку, чтобы совершить хадж. При этом развивается и туристическая индустрия путем организации религиозно-просветительских программ.
Власти Королевства Саудовской Аравии выделяют огромное количество денег для развития городской инфраструктуры мест паломничества. И если инфраструктура и местность со временем претерпели изменения, то ритуалы и атмосфера остаются такими же уже на протяжении нескольких веков. Именно эта атмосфера единства в мироощущении оказывает воздействие и влияет явным или не явным образом на миллионы людей, из разных стран, различных рас и культур, говорящих на разных языках, вызывая в них чувство единства прежде всего, по конфессиональному признаку, чем по гражданскому или национальному. И это чувство конфессионального, наднационального единения многие из хаджи транслируют в окружающий мир при взаимодействии с ним, даже спустя значительное время, после совершения паломничества и возврата к своей обычной жизни.
При написании работы также проводилась беседа с 6 татарами- мусульманами, которые посетили древний город Болгар, в честь годовщины принятия ислама в 922 году волжскими булгарами. Болгар служит особым священным местом почитания наших предков волжских булгар, и считается местом паломничества для татар-мусульман Волго-Уральского региона. С 1989 года представителями духовных организаций России и Республики Татарстан организуются встречи мусульман в Болгар, где произносится коллективная молитва. Сейчас эти встречи имеют традицию, каждый год проводить «Изге Болгар жыены», в котором собираются более 30 тыс. мусульман со всей России.
Болгар является туристическим городом. Большое количество людей приезжают в Болгар, чтобы познакомиться с памятниками архитектуры и археологии. Паломнические туры включают в себя совершения обряда, и познавательная экскурсия для групп населения. Такие программы организуются туристическими фирмами г. Казани и других городов России.
Таким образом, религиозный туризм одна из развивающихся направлений в туристской деятельности. Она приносит не только экономическую выгоду, но и создание условий взаимоотношений между участниками поездок и местным населением по преодолению возникших проблем в религиозном обществе.
Паломничество, как часть религиозного туризма, это путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Зарождение паломничества напрямую связано с формированием религиозных течений по всему миру. Потому что паломничество в разных формах присущ каждой религии. Паломнический туризм играет очень важную роль в познании культуры других народов, помогает лучше узнать обычаи и традиции своего народа, и ведет к объединению народов.
Особую роль в современном мире отводят религии и поэтому в современном бизнесе достаточно весомую роль стал играть религиозный туризм. Мы рассматриваем туризм не просто как отдых или поездку, а как один из важнейших факторов развития экономики. Люди, чтобы познакомиться поближе с представителями другим народов, начинают путешествовать, рассматривать иную культуру через призму собственной культуры. Сейчас религиозный туризм является самым массовым феноменом и явлением XXI века. Она стала частью современной индустрии туризма. Непосредственно частью религиозного туризма является паломничество, как составляющая данной поездки. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж в святые города - Мекку и Медину. Знакомство со святыми местами, посещение религиозных памятников, дает человеку понять суть устройства нашего мира, и зачастую приводит к изменениям окружающего нас мира.
Данная выпускная квалификационная работа исследует современный религиозный туризм, на примере мусульманского паломничества и посещения древнего города Болгар. В работе раскрывается понятие «паломнический туризм» и «религиозный туризм». Изучаются особенности развития паломничества в России, включая регион Республику Татарстан. Практическая часть работы включает полевое исследование, в виде глубинных интервью, которая проводилась в течение двух лет. Было проведено 14 структурированных интервью с татарами-мусульманами РТ, которые совершили паломничество (хадж) в Мекку.
Раскрывая содержание интервью паломников, мы пришли к таким выводам. Все опрошенные нами паломники, совершили хадж намеренно, считая это обязательным условием для мусульман. Действительно, совершение паломничества в Мекку - это одна из пяти, основных столпов ислама. Но это обязанность распространяется мусульманам, если только он здоров и материально обеспечен. Как рассказывали паломники во время интервью, после хаджа они приобретают новый духовный опыт, новые ценности и совершенно иную религиозную практику.
Путешествующим в наше время трудно представить условия, в которых прежде совершалось паломничество. В дореволюционный период это путешествие - пешком, верхом на лошади, по пустыням и горным тропам включало себя много трудностей на пути в Мекку, которых преодолевал паломник. Во времена советской власти были периоды и ограничения таких поездок, и смягчение религиозной политики. И только начиная с 1990-х гг. хадж начал приобретать массовый характер. Сейчас уже более миллионы людей, благодаря наземному и воздушному транспорту, съезжаются в Мекку, чтобы совершить хадж. При этом развивается и туристическая индустрия путем организации религиозно-просветительских программ.
Власти Королевства Саудовской Аравии выделяют огромное количество денег для развития городской инфраструктуры мест паломничества. И если инфраструктура и местность со временем претерпели изменения, то ритуалы и атмосфера остаются такими же уже на протяжении нескольких веков. Именно эта атмосфера единства в мироощущении оказывает воздействие и влияет явным или не явным образом на миллионы людей, из разных стран, различных рас и культур, говорящих на разных языках, вызывая в них чувство единства прежде всего, по конфессиональному признаку, чем по гражданскому или национальному. И это чувство конфессионального, наднационального единения многие из хаджи транслируют в окружающий мир при взаимодействии с ним, даже спустя значительное время, после совершения паломничества и возврата к своей обычной жизни.
При написании работы также проводилась беседа с 6 татарами- мусульманами, которые посетили древний город Болгар, в честь годовщины принятия ислама в 922 году волжскими булгарами. Болгар служит особым священным местом почитания наших предков волжских булгар, и считается местом паломничества для татар-мусульман Волго-Уральского региона. С 1989 года представителями духовных организаций России и Республики Татарстан организуются встречи мусульман в Болгар, где произносится коллективная молитва. Сейчас эти встречи имеют традицию, каждый год проводить «Изге Болгар жыены», в котором собираются более 30 тыс. мусульман со всей России.
Болгар является туристическим городом. Большое количество людей приезжают в Болгар, чтобы познакомиться с памятниками архитектуры и археологии. Паломнические туры включают в себя совершения обряда, и познавательная экскурсия для групп населения. Такие программы организуются туристическими фирмами г. Казани и других городов России.
Таким образом, религиозный туризм одна из развивающихся направлений в туристской деятельности. Она приносит не только экономическую выгоду, но и создание условий взаимоотношений между участниками поездок и местным населением по преодолению возникших проблем в религиозном обществе.
Паломничество, как часть религиозного туризма, это путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Зарождение паломничества напрямую связано с формированием религиозных течений по всему миру. Потому что паломничество в разных формах присущ каждой религии. Паломнический туризм играет очень важную роль в познании культуры других народов, помогает лучше узнать обычаи и традиции своего народа, и ведет к объединению народов.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Аспекты развития религиозного туризма в современном
мире
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Исламские исторические памятники и святыни как объекты паломничества мусульман в современной России (на примере Болгарского городища)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Исламские исторические памятники и святыни как объекты паломничества мусульман в современной России (на примере Болгарского городища).
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХАЛЯЛЬ-ИНДУСТРИИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017



