Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феминизм в Республике Татарстан: основные группы и идеологемы

Работа №35857

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

антропология

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
395
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Феминизма в мире и России 6
1.1. Феминизм за рубежом 6
1.2. История феминизма в России 11
Глава 2. Феминизм в Татарстане 23
2.1. Распространение феминизма в РТ 23
2.2. Феминистские организации и их идеологемы 28
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение

Феминистская идеология менялась и расширялась на протяжении всего своего существования: в её рамках возникло множество течений, как знаменитых, так и малоизвестных. Первая волна феминизма в мире приходится на этап середины XIX - начало XX века и была направлена на борьбу за избирательные и другие права женщин, за их эмансипацию. Вторая волна феминистского движения приходится на конец 1960-х и продолжалась до 1970х годов. Целью феминистского движения заключалась в борьбе с дискриминацией по половому признаку, которая затронула вопросы семьи, репродуктивных прав, сексуальных, политических и экономических отношений. Третья волна феминизма возникла в 1990-е и, по мнению некоторых исследователей, продолжается и по настоящее время: кроме вопросов равноправия, также поднимаются проблемы, связанные с расой, классом, сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью.
Феминистские движения стремятся достичь равного положения женщин и мужчин, в том числе за избирательное право, за право занимать государственные должности, право на труд и равную оплату труда, на образование, право на собственность, равные права в браке, участие в сделках, на декретный отпуск. Феминистки отстаивают право на неприкосновенность и телесную автономию, защищая права женщин от домашнего насилия, сексуальных домогательств и изнасилований. На сегодняшний день феминистское движение считается одной из основных движущих сил в сфере прав женщин, особенно в ряде западных стран.
В монографии В. Брайсона описывается история западного феминизма. Р. Стайтс рассматривает российский феминизм как часть женского движения, в состав которой входит одновременно два контекста: европейский феминизм XIX века и коммунизм начала XX века . Первые серьезные успехи феминизма принято связывать с либеральными идеями, и работа Милля как раз классика либерального феминизма. Клара Цеткин и Александра Коллонтай их мнения были схожи в том, что у женщины должна быть возможность распоряжаться собой, не взирая на патриархальные установки, но по-разному рассматривали пути достижения данной свободы. А так же многие другие авторы освещали вопросы феминизма в мире и России.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что и на современном этапе развития феминистическое направление деятельности остается по-прежнему одним из самых активных движений среди женщин. Феминизм в Татарстане возник относительно недавно, но в последнее время интерес к нему возрастает. Данная тема в РТ мало изучена, особенно в плане исследования групп феминисток-мусульманок.
Объектом исследования в настоящей работе является феминизм. Предмет исследования составляют основные феминистические организации и их идеологемы в Республике Татарстан.
Цель нашей работы заключается в исследовании распространения феминизма в Республике Татарстан: организации и их идеологемы. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить историю возникновения феминизма в мире и России.
2) исследовать организации феминисток в Республике Татарстан.
3) проанализировать идеологемы феминисток в Республике Татарстан. Данная работа проводилась на основе опроса феминисток г. Казани,
анкетирования среди жителей республики и интервьюирования среди женщин, не являющихся феминистками.
Методы, которые были использованы в процессе исследования, следующие: сравнительный, системный, метод структурного анализа, анкетирование, интервью, интернет-опрос.
Структурное исследование состоит из двух глав, включающих 4 параграфа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Феминизм - это борьба женщин за свои права. В мире феминизм достаточно развит и распространен, женщины могут открыто излагать свою мысль и бороться за свои права. В России все не однозначно. Вроде есть организации, которые направленны на защиту прав женщин, но при этом их деятельность сталкивается с большими проблемами и препятствиями, начиная с законодательства РФ. Женщина в России и тем более в Татарстане законодательно не защищена. Она может не получить работу, должность, карьерный рост, только потому, что она женщина, так как все чаще в обществе слышим такие фразы, как «она уйдет в декрет и нам придется искать нового сотрудника», «у нее маленькие дети и она будет все время на больничных» и так далее.
Изучив историю развития феминизма в Татарстане, можно сделать вывод о том, что женское движение зародилось еще в конце XIX века. Женские движения Татарстана не отставали от других объединений, распространившихся по всей России. Основной опорой служили движения за «женское дело», зародившиеся в Петербурге и Москве. Феминизм распространялся не только среди православных женщин, но и среди мусульманок. В этом свою роль сыграла модернизация, охватившая мусульманский мир.
На сегодняшний день феминизм в республике присутствует. В Казани существуют различные общества женщин, которые борются за равноправие полов, такие как «Ак калфак», «Женщины Татарстана», «Покров - поддержка женских инициатив» и многие другие. Целью создания данных организации заключается в активизации женщин в общественной, социальной и культурной жизни общества, укрепление нравственных устоев общества, повышение роли материнства, уровня образования, воспитание подрастающего поколения, укрепление и повышение роли семьи во всех сферах общественной жизни. Что в Татарстане не маловажно и значимо как для самой женщины, так и для общества в целом.
Под влияние феминистских организаций в Татарстане свое начало берет мусульманская мода, которая отвечала исламским канонам. Впервые был проведен конкурс талантливых дизайнеров модной одежды под девизом «Мусульманка в современном обществе». Также впервые были организованы конкурсы женской духовной красоты «Мусульманка года - 2006» (так же он был организован в 2008, 2009). Целями таких конкурсов в Татарстане являлись развитие женского общественного движения, пропаганда нравственных ценностей, здорового образа жизни, обучение гармоничным семейным отношениям, популяризация образа мусульманки как целомудренной, целеустремленной женщины.
Проведя опрос жителей Татарстана, мы узнали их отношение к женскому движению. Большинство опрошенных относятся к феминизму положительно. По данным опроса можно сделать вывод о том, что лишь небольшое число жителей имеют полное представление о деятельности феминисток. Те, кто знают, что-то о феминизме, считают, что это движение, направленное на мужененавистничество и чаще всего это и останавливает женщин к причислению себя к феминисткам. Хотя и в истории развития женского движения, феминизм всегда встречал своих противников, которые даже создавали антифеминистические контрдвижения.
Так же многим опрошенным было интересно увидеть на посту Президента РФ женщину. По мнению респондентов, в семье так же должно быть равноправие при воспитании детей. Из данного исследования следует, что в республике Татарстан женщины имеют такие же права и возможности, как и мужчины, для них открыты все двери для карьерного и творческого роста.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в Татарстане, как и во всей России, феминизм находится на стадии развития. Отношение к женскому движению в республике весьма неоднозначное и, по мнению респондентов, на это большое воздействие имеют религиозные устои общества. Вероятно, требуется более подробное, качественное и глубокое информирование населения по вопросам феминистических организаций и их деятельности.



1. Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия //
Очерки политической теории URL:
http://www.owl.ru/win/books/rw/index.htm [Дата обращения: 10.03.2017]
2. Гафаров А. А., Саттарова А. И. Женское мусульманское движение в
Татарстане: исторические истоки и современные тенденции// URL:
https://science-education.ru/pdf/2013/2/253.pdf [Дата обращения: 10.03.2017]
3. Исхакый Г. Эсэрлэр. 1 т. / Повестьлар hoM хикэялэр (1899 - 1908). - Казан: Татар. кит. нэшр., 1998. - 399 с.
4. Катанов Н.Ф. Взгляд мусульманских народов на женщину. // Деятель. - 1900. - №3. - С. 137-138.
5. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика [Текст] / И. С. Клецина. - М.: Алетейя, 2014. - 409 с.
6. Клименкова Т. А. Феминизм // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С., Филатов В. П. М., 2010 г.
7. Михайлова С. М., Коршунова О. Н. Казань в системе этнокультурного взаимодействия народов России // Народы России на переломе эпох (ХХ - начало XXI вв.). - Казань: КГТУ, 2005. - С. 8-15.
8. Ожигова, Л. Н. Психология гендерной идентичности личности [Текст] / Л. Н. Ожигова. - М.: Просвещение, 2016. - 293 с.
9. Пиетров-Энкер, Б. «Новые люди» России. Развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции [Текст] / Э. Пиетров-Энкер. - М.: РГГУ, 2015. - 444 с.
10. Пушкарёва Н.Л. У истоков русского феминизма: сходства и отличия России и Запада // Российские женщины и европейская культура. / Материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и отв.ред. Г.А. Тишкин. - Санкт-Петербург: Санкт- Петербургское философское общество, 2001. C.79-84.
11. Репина Л. П. Гендерная история сегодня: проблемы и перспективы [Текст] / Л. П. Репина // Альманах тендерной истории. Адам и Ева. - 2013. - №8. - С. 8-17.
12. Социология гендерных отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / под ред.: З. Х. Саралиевой. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. - 217 с.
13. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм 1860-1930 гг. [Текст] / Р. Стайст. - М.: РОССПЭН, 2014. - 614 с.
14. Темкина A. A. Женское движение второй волны: истоки,
концептуализация и результаты [Текст] / А. А. Темкина // Введение в гендерные различия. - 2011. - №1. - С. 56.
15. Темкина A. A. Феминизм: Запад и Россия [Текст] / А. А. Темкина // Преображение. - 2015. - №3. - С. 5.
16. Тишкин, Г. А. Женский вопрос в России в 50-60 гг. XIX в. [Текст] / Г. А. Тишкин. - М.: Просвещение, 2014. - 310 с.
17. Феминизм в общественной мысли и литературе [Текст] / под ред.: Е. Трофимова. - М.: Наука, 2016. - 392 с.
18. Феминизм и российская культура [Текст] / под ред.: Г. Т. Тишкин. - М.: Наука, 2015. - 167 с.
19. Феминизм и тендерные исследования [Текст] / под ред.: В. И. Успенской. - М.: Академия, 2010. - 259 с.
20. Феминизм: Восток. Запад. Россия [Текст] / под ред.: М. Т. Степанянц. - М.: Наука, 2013. - 243 с.
21. Феминизм: перспективы социального знания [Текст] / под ред.: О. А. Воронина. - М.: Юнион, 2012. - 139 с.
22. Феминизм: проза, мемуары, письма [Текст] / под ред.: М. Шнеир. - М.: Академия, 2012. - 302 с.
23. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом
отношении // URL: http://qazantatarlary.narod.ru/Fuks_statis.html [Дата
обращения: 20.03.2017]
24. Хасбулатова, О. А., Гафизова Н. Б. Женское движение в России (вторая половина XIX - начало XX вв.) [Текст] / О. А. Хасбулатова. - ГУ, 2014. - 255 с.
25. Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности. - Санкт- Петербург: Алетейя, 2007. - 539с.
26. Юкина И. И. Женские организации Санкт-Петербурга как фактор гендерной политики [Текст] / И. И. Юкина // Женщина в российском обществе. - 2007. - № 3. - С. 38-42.
27. Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности [Текст] / И. И. Юкина. - М.: Алетейя, 2011. - 544 с.
28. Юкина И. И., Гусева Ю. Е. Женский Петербург. Опыт историкокраеведческого путеводителя [Текст] / И. И. Юкина, Ю. Е. Гусева. - М.: Норма, 2014. - 280 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ