Введение 3
Глава 1. Чувашская народная вера: традиции и современность 7
1.1. Мироустройство и обряды жизненного цикла 7
1.2. Обряды перехода чувашей-язычников 25
Глава 2. Чувашское национальное движение и место неоязычества в нем 40
2.1 История создания и развития национального движения 40
2.2. Чувашское неоязычество 50
Заключение 61
Список использованной литературы и источников 64
Приложение
Язычество изначально - принятый в христианском богословии термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии. Язычество - народная религия, традиционная народная культура, комплекс верований, направленных на гармоничное существование человека в природе. В язычестве чувашей существовала система многобожия с верховным богом Тура. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков. Народная религия чувашей была и остается основным из элементов традиционной культуры. Несмотря на принятие христианства, языческие верования продолжают составлять определенный пласт народной культуры, тем самым образуя синкретический характер религии, исповедуемой основной массой чуваш. Некоторые артефакты начинают официально присутствовать в православной вере чувашского народа, но некоторые обычаи, традиции и верования не находят места в церковной религии и продолжают бытовать в народе.
Актуальность темы исследования определяется процессами обновления, происходящими в современном обществе, а также радикальным характером социальных изменений, что приводит к более интенсивному изучению данной темы. На стыках исторических эпох появляется необходимость переосмысления не только настоящего, но и прошлого. Чувашская языческая религия, сохранившаяся в той или иной степени, чаще на уровне индивидуальной обрядности в среде самого народа, не может оставаться без должного внимания. Неоязычество, будучи связанным с этнополитическими процессами, придает работе особую актуальность.
Целью данной работы является определение особенностей языческой религии современных чувашей.
В соответствии с целью были установлены следующие задачи.
1. Рассмотреть особенности языческого миропонимания чувашей.
2. Определить современное состояние язычества чувашей.
3. Проследить историю национального движения чувашей.
4. Исследовать современное состояние чувашского национального движения и место чувашского неоязычества в нем.
Объектом данного исследования являются языческие верования чувашей, неоязычество как феномен общественного сознания.
Предмет исследования составляют народная религия чувашей в историческом прошлом и ее современное состояние, а также неоязычество у чувашей.
При написании данной работы нами были использованы различные источники, интернет-ресурсы, научно-справочные работы, статьи, публикации в СМИ. Монография соавторов Е. А. Ягафовой, Е. С. Данилко, Г. А. Корнишиной «Этноконфессиональные меньшинства народов Урало- Поволжья» является исследованием особенностей религиозно-обрядовой культуры этноконфессиональных групп народов Урало-Поволжья (чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы) в XVIII в. - начале XXI в. Особое внимание в монографии уделено проблеме религиозного синкретизма.
Работа А. К. Салмина «Система фольк-религии чувашей» дает полное системное представление о фольк-религии чувашей . Комплексно исследуются система праздников и обрядов, а также система верований. Для реконструкции обрядов, для их объяснения автор широко использует сравнительный материал.
Следующая работа, использованная нами, это труд Г.М. Матвеева «Мифоязыческая картина мира чувашского народа». Мифоязыческая картина мира чувашского народа исследуется комплексно, раскрывается природа чувашской мифологической модели мира, ее практическая значимость и ценностные установки в самосознании этноса . Выявлены аспекты картины мира, ее эволюция. Выявлены функции культов и их место в мифоязыческом сознании чувашского народа.
В статье Г.Р. Столяровой «История формирования и обрядность чувашей-язычников Татарстана» 2006 г. рассматривается религиозные обряды, обычаи чувашей-язычников Татарстана, а именно компактно проживающих в Альметьевском районе в деревнях Старое Суркино, Новое Суркино, Клементейкино. На примере чувашей Татарстана рассматривается быт языческой общины и пути сохранения традиционной веры в различные исторические периоды, главным образом XXI в.
В работе Филиппова В.Р. «Чувашия девяностых: этнополитический очерк» представлена этнополитическая ситуация в 80-х - 90-х годах XX века и ее динамика.
Научная новизна состоит в том, что в работе впервые комплексно изучено история и современное состояние чувашского язычества, а также его место в национальном движении чуваш.
В данной работе были использованы следующие методы: анализ, сравнительно-исторический метод, наблюдение и глубинное интервью.
Практическая часть данной работы была написана на основании интервью в с. Старое Суркино Альметьевского района Республики Татарстан (проведено в 2017 году) и в с. Тойси Батыресвкого района Чувашской Республики (проведено в 2018 году). Выборка была сформирована по половозрастному признаку, общий объем выборочной совокупности глубинных интервью составил 11 человек: 4 мужчины и 7 женщин от 21 года и старше. В качестве дополнения были использованы сообщества в социальной сети «ВКонтакте». Также в 2019 г. было проведено 5 экспертных интервью с представителями чувашского национального движения и 14 глубинных интервью со студентами города Казань.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав (включающих 4 параграфа) заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Подводя итог по проведенной работе, можно сделать выводы, что в чувашском язычестве есть понятие единого Бога, нежели в язычестве других народов. По представлениям чувашей, вертикальное представление мира многоярусное: верхний мир, средний мир и нижний мир. В среднем мире (земном) обитают люди, духи, шаманы и т.д. В верхнем ярусе (небесном) живут божества типа Тура. Нижний мир отожествляется с вечной темнотой, там обитают злые духи, это место, куда попадают грешники. Всем этим миром руководствует Шуйттан. Для чувашского язычества был характерен дуализм. Во главе все божеств стоял Тура, остальные божества подчинялись ему.
Обряды жизненного цикла занимают главное место в системе обрядов традиционной веры. Они отмечают основные этапы жизни человека, формально закрепляют переход индивида в новую социальную категорию и приобретение другого статуса. Эти изменения ведут за собой изменение бытового и сакрального. Кроме смысла сакрального и социального переходов эти обряды несут в себе собственную цель: свадебные - продолжение рода, экономическую цель, похоронные - защиту. Обряды жизненного цикла выступают важным механизмом формирования и сохранения традиционной культуры
В некоторых чувашских селах жители относят себя к язычникам. Они бережно сохраняют значительную часть обычаев, традиций своего народа. В чувашской свадьбе сохранились основные элементы традиционной свадьбы, сочетающиеся с современными обрядами. Одни обряды практически исчезли (раздельное празднование свадьбы в доме жениха и невесты одновременно, плач невесты), другие приобрели игровой характер. Процесс трансформации чувашского «язычества» прежде всего затронул область религиозных представлений, второстепенные божества отодвинуты на второй план, часть функций которых перенесены верховному божеству Тура. Сохранились культ предков, верховного божества Тура, ритуальная практика молений и
жертвоприношений. Часть исконных обрядов была совмещена с современными традициями.
В XXI веке православная религиозность проявляется в христианском самосознании, в наличии божниц, и икон в домах, периодическом посещении церкви, установлением крестов на кладбище. В основе же обрядности лежит языческая культура. Из обрядов жизненного цикла наиболее полно сохранился похоронно-поминальный, что объясняется рядом факторов: страх перед смертью, страх перед умершим и почитание предков. Из всех языческих обрядов рождения ребенка сохранился «ача патти» (каша ребенка). Раньше проводилось масса обрядов хранения ребенка, что сейчас не теряет свою актуальность. К середине XX века брачный церемониал начал разрушаться, что связано с активной урбанизаций, ростом образовательного уровня молодежи, внедрением советской обрядности. Также в числе наиболее устойчивых, с некоторыми трансформациями, оказались обряды вызывания дождя «сумыр чук», «мункун». Поминальный день «родитель куне» приобрел синкретический характер.
В XX веке чувашское национальное движение характеризовалось образованием различных организаций (ЧОКЦ, ЧАП, ЧНК), но почти все создаваемые организации к началу 90-х годов попали под сильное влияние государства и к конечному счету прекращали свою деятельность. Что касается современности, то чувашский национализм имеет достаточно скромный характер, хотя, в последние годы из-за проблем вокруг языка организации начали активизировать свою деятельность. На наш взгляд, сравнительная малочисленность чувашской националистической интеллигенции обусловлена, прежде всего, экономическими проблемами, так как Чувашская Республика не самый развитый в экономическом плане регион Российской Федерации. По мнению чувашских националистов, власти национальное движение пустили на самотек, практически ничего не меняется в этой среде, происходит застой.
Чувашское неоязычество в настоящее время явление маргинальное, известное лишь в узком кругу представителей национального движения и тех, кто интересуется национальной темой. Все же сохраняется дух чувашского язычества в жизни чувашского народа целом: проводятся моления, паломничества, изучение традиционной веры, традиций, обрядов. Неоязычество создается для возрождения национального самосознания и противостояния ассимиляции, существует в противовес исламу и христианству. В настоящее время нет единого чувашского национального движения, есть различные организации, но у всех своя идея и способы их осуществления. Обращаясь к результатам проведенного интервью среди молодых чуваш, можно сказать, что с неоязычеством и национальным движением они мало ознакомлены, так как в интернет пространстве эти организации плохо представлены.
1. Букарев О.П. Символика деревьев в обрядах народов Поволжья: общие
черты и характерные особенности // В сборнике: Кирилло-
Мефодиевские чтения в СамГТУ сборник материалов XI Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. - 2015. - С. 155-157.
2. Волкович Н. С. Общество и интимность // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 6. - С. 6-12.
3. Восходов И. И., Комаров Г. А. Предвыборная ситуация в Чувашской Республике. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. - 24 с.
4. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш (историко-этнографические очерки). - Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1959. - 408.с.
5. Егорова О. В. Этнография детства чувашей Волго-Уралья во второй половине XIX - первой трети XX вв.: традиционная родильная обрядность и социализация ребенка. - Чебоксары, 2010. - 105 с.
6. Лепешкина Л.Ю. Похоронно-поминальный обряд как отражение этнической самобытности чувашей (XIX в.)// Известия Российского Педагогического Университета им. А.И. Герцена. - 2011. - № 127. - С. 256-263
7. Петров И. Г. Ритуал оповещения о невинности в свадебной обрядности чувашей. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 7(69). - С. 114-117.
8. Петров И. Г. Функция одежды в свадебной обрядности чувашей. Исторические, философские, политические и юридические науки,
культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 11 (85). - С. 133-141
9. Петров И.Г. Одежда в похоронно-поминальных обычаях и обрядах чувашей// Известия Уфимского Научного Центра РАН. - 2015. - № 2. -
С. 55-62.
10. Салмин А.К. Свадебные платки во времени и пространстве// Ежегодник финно-угорских исследований. - № 3. - 2011. - С. 106-118.
11. Салмин А.К. Система фольк-религии чувашей. - СПб: Наука, 2007. - 653.с.
12. Сергеева Е. В. Родильный обряд «Ача ятттки» // Вестник Чувашского университета. - 2010. - № 4. - С. 89-92.
13. Хохлов А. А. Место чувашского неоязычества в современном чувашском национализме // Проблемы национальной стратегии. 2016. - №1 (34) - С.132-148.
14. Филиппов В.Р. Чувашия девяностых: этнополитический очерк. - М.: Центр цивилизационных и региональных исследований РАН. 2001. - 250 с.
15. Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья: монография / Ягафова Е.А., Данилко Е.С., Корнишина Г.А., Молотова Т.Л., Садиков Р.Р.; под ред. д-ра ист. наук Ягафовой Е.А. - Самара: Изд-во ПГСГА, 2010. - 266.с.
Интернет-источники
16. Ireklekh: интернет-страница в социальной сети «ВКонтакте» URL: https://www.instagram.com/irekleh/ (дата обращения 13.03.2019)
17. The Chuvash Society of National and Cultural Rebirth «Ireklekh» [Электронный ресурс] URL: https://ireklekh.blogspot.com/p/about-us.html (дата обращения 13.0.2019).
18. Альметьевский муниципальный район и город Альметьевск [Электронный ресурс]: URL: http://almetyevsk.tatar.ru/ms/istoriya-sela-
12657.htm (дата обращения 2.02.2018)
19. Аталан - Хусанти 5амракесен ушкане! Интернет-сообщество в социальной сети «ВКонтакте» URL: https://vk.com/tatarstanchuvash (дата обращения 27.05.2019).
20. Инем Тура - вера суваро-булгар-чуваш: интернет-страница в социальной сети «ВКонтакте». URL: http://vk.com/inemtura (дата обращения 11.03.2019)
21. Ирекле Самах | Чувашская интернет-газета [18+] [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/irekleh (Дата обращения 15.03.2019).
22. Иреклех: интернет-страница в социальной сети «ВКонтакте» URL: https://vk.com/irekleh (дата обращения 13.03.2019).
23. Кабинет Министров Чувашской Республики [Электронный ресурс] - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&info (дата обращения
28.02.2019)
24. Настоящее и будущее чувашского национального движения [Электронный ресурс] // IR TV [сайт]. URL: https: //www. youtube. com/channel/UCML5KfuXj mpHQ0N4XHA- FrQ/videos (дата обращения 14.03.2019).
25. Почему РПЦ считает чувашское язычество сепаратизмом?
[Электронный ресурс] // ^кРеалии [сайт]. URL: https://www.idelreal.org/a/27902160.html (дата обращения 26.05.2019).
26. Союз чувашской молодежи «Сувар»: интернет-страница в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/club10638214 (дата обращения
13.03.2019) .
27. Традиционная вера или неоязычество? (часть 1) [Электронный ресурс] // ARGADU [сайт]. URL: https://argadu.com/2018/02/01/neojazycestvo- 1/(дата обращения 25.05.2019).
28. Традиционная вера или неоязычество? (часть 2) [Электронный ресурс] // [сайт]. URL: https://argadu.com/2018/02/02/neojazycestvo-2/ (дата обращения 25.05.2019).
29. Филатов С.Б. Языческое возрождение - поволжская религиозная
альтернатива [Электронный ресурс]. URL: http://slavyanskaya-
kultura.ru/arisk/j azycheskoe-vozrozhdenie-povolzhskaj a-religioznaj a- altemativa (дата обращения 05.03.2019)
30. Фонд Сувары [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80ad7bbk5c.xn-- p1ai/ru/razdely/fond-suvar (дата обращения 12.03.2019)
31. Хелхем (Spark Journal). Журнал нового национального самосознания.
интернет-сообщество в социальной сети «ВКонтакте»: URL:
http:https://vk.com/wall-75116549_163
32. Чувашская инициативная группа «ХАВАЛ»: интернет-страница в
социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/board12972450
(дата обращения 11.03.2019)
33. Чувашский ДНК проект. Интернет-страница в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/chuvashiadnaproject (дата обращения 16.05.2019) .
34. Шнирельман В.А. Неоязычество на просторах Евразии [Электронный ресурс] URL: https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/pdf/neoyazyches tvo_na_prostorakh_evrazii.pdf (дата обращения 26.05.2019).
35. Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике [Электронный ресурс] URL: https://minjust.ru>religioznye-organizacii (дата обращения 4.03.2019).