Введение 3
1. Закономерности формирования и развития турецкой диаспоры в Германии 10
1.1 Причины возникновения турецкой общины в ФРГ и основные этапы её
развития 10
1.2 Роль турецкой диаспоры в политико-экономической и общественно-культурной жизни
Германии 15
2. Двусторонние отношения Турции и Германии в контексте нескончаемых
миграционных потоков 30
2.1 Влияние политики германского руководства на турецкую общину в ФРГ. 30
2.2 Цели и задачи турецко-германских отношений и роль мягкой силы в них.35
3. Турецкая диаспора и перспективы развития отношений между Анкарой и
Берлином 42
3.1. Проблемы турецко-германских отношений в современный период 42
3.2. Перспективы развития турецко-германских отношений 48
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 58
Нарастающая в последние десятилетия глобализация расширяет и увеличивает протяжённость и интенсивность экономических, культурных и финансовых связей во всём мире. Мы живём в некоем пространстве миграционных потоков людей, мир становится всё более цельным. Человечество вступило в новую, крайне сложную, эпоху своего существования, когда мир одновременно интегрируется и дезинтегрируется, глобализируется и локализируется.
Миграционные процессы приобрели со второй половины XX века поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, влияющие на различные сферы общественной жизни. Вполне закономерно, что прошлый век был назван "эпохой миграции". Сегодня никто не спорит, что миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира.
Проблема привлечения иностранной рабочей силы особенно остро стоит в принимающих странах. Присутствие большого количества иммигрантов, многие из которых были с другим мировоззрением, изменило лицо Европы до неузнаваемости и создало очень острые проблемы. Это и экономические ресурсы, и социальные проблемы, связанные с ксенофобией, сепаратизмом, протестами европейских граждан, и духовная жизнь, требующая от Запада признать существование в своем обществе новой, достаточно чужой культуры.
Современные мигранты в Западной Европе ведут замкнутый образ жизни, порой не скрывая ненависти и неуважения к коренным народам, их культуре и не желая соблюдать какие-либо неписаные или письменные законы, существующие в этих странах. Однако, это не мешает им пользоваться льготами, предусмотренными законами: получить денежную помощь, чтобы защитить свои гражданские права и т. д. В случае преследования со стороны государства мигрантские общины легко могут представить это как преследование по расовому признаку, организовать необходимое общественное мнение с помощью левых организаций, оказать давление на суд. У них очень высокая организованность и мобильность. Европа с ее принципами демократии часто не может противостоять проблемам, связанным с волной иммиграции. Дилемма защищать демократические свободы или вводить ограничения для иностранцев очень актуальна во многих странах Запада.
Самая большая турецкая диаспоры проживает на территории Германии. С 1960 года иммигранты из Турции стали въезжать в Германию, сначала как временные работники «гастарбайтеры», а затем как члены семей, ранее прибывших на работу.
На сегодняшний день количество турок, проживающих в Германии, по разным данным, колеблется от 2,5 до 4 миллионов человек . Некоторые выходцы из Турции смогли успешно интегрироваться в немецкое общество и занять в нём свою нишу, в то время как другая, более значительная часть турецких мигрантов испытывает трудности с освоением европейской культуры и ценностей, предпочитая жизнь в особых «турецких анклавах», которые, в свою очередь, стали проблемой для многих городов Федеративной Республики Германии.
Турецкая община - это огромный и многослойный пласт общества. Невозможно «интегрировать» поколения людей, живущих в стране, особенно тех, кто давно имеет немецкое гражданство. Кроме того, любое давление на лояльную часть турецкой общины сразу же встречает болезненную реакцию турецкого правительства, а в нынешних политических условиях Турция предпочитает не ссориться, стратегическое значение турецкой общины слишком велико. Какими способами немецкая политика решит эту проблему, сказать сложно, скорее всего, заставить поработать и новый иммиграционный закон.
С приходом к власти Партии справедливости и Развития (ПСР) во главе с Эрдоганом (2002) в Турции Анкара объявила о серьезном намерении вступить в ЕС и модернизироваться. В 2005 году начался процесс постепенной адаптации Турции к правовым нормам Европейского Союза. Однако в сентябре 2007 года канцлер Германии Меркель и президент Франции Саркози закрыли вопрос о доступе Турции в ЕС и тем самым косвенно способствовали укреплению идеологии неоосманизма в политике Анкары. Сегодня это считается стратегической ошибкой Меркель. Отказ Турции от вступления в ЕС был мотивирован внутренней политикой страны. Тогда правящая ХДС / ХСС отвергла идею превращения Германии в страну иммиграции. Немецких турок игнорировали, а Турцию отвергали скорее, как слишком мусульманскую страну, чем как слишком недемократическую.
Миграционный кризис, поразивший ЕС, сделал европейских партнеров Эрдогана более сговорчивыми. Канцлер Меркель была вынуждена обратиться за помощью к Турции. Во время холодной войны Турция была одним из бастионов Запада против СССР. В настоящее время она служит барьером для неконтролируемого потока беженцев, который подпитывает антииммиграционный популизм и подрывает европейскую интеграцию.
Современная Германия знакома с проблемой привлечения иностранной рабочей силы уже полвека. Вопрос становления и развития турецкой диаспоры очень много учился в принимающей стране, особенно в связи с празднованием в 2011 году 50-летия подписания официального соглашения между Турцией и Германией, который инициировал найма рабочей силы.
Поэтому является актуальным рассмотреть роль турецкой общины в двусторонних отношениях Турции и Германии в 1989-2018, особенно в контексте миграционного кризиса.
Степень изученности проблемы. Большой вклад в исследование данной проблематики внесли ряд учёных, таких как: Ч. Б. Доган, В. Н. Ракачёв, И. Н. Костина , И. В. Лебедева , Д. А. Павлова , С. В. Погорельская. Так же стоит отметить труды авторов, которые использовались в написании работы, а именно: Н. И. Аюпова, А. А. Корнилов , Л. М. Воробьева , А. Н. Кобельков , Е. Е. Чулковская.
Цель работы - изучить влияние турецких мигрантов на различные аспекты отношений Турции и Германии - политических, социальноэкономических, и культурных, их роль в диалоге Анкары и Берлина.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1) обобщить причины возникновения турецкой общины в Германии и определить основные этапы её развития;
2) определить роль турецкой диаспоры в политико-экономической и общественно-культурной жизни Германии;
3) выявить влияние политики ФРГ на миграционные потоки в целом, и на турецких мигрантов в частности;
4) определить цели и задачи турецко-германских отношений и роль мягкой силы в них;
5) изучить проблемы турецко-германских отношений в современный период;
6) рассмотреть перспективы развития турецко-германских отношений.
Предметом исследования является влияние турецкой диаспоры на турецко-германские отношения, а также влияние двусторонних отношений на процесс миграции и интеграции турок в общественно-политическую и культурную жизнь Германии в период 1989-2018 гг.
Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период с 1989 года по 2018 год. Начальная граница хронологических рамок связана с тем, что Падение Берлинской стены и объединение Западной и Восточной Германии вызвало широкие общественные дебаты о проблемах национальной идентичности и гражданства, включая место турецкого меньшинства в будущем объединение Германии. Эти дебаты сопровождались проявлением ксенофобии и насилия на национальной почве.
Верхняя хронологическая граница (2018 г.) - определяет современное состояние влияния турецкой диаспоры на двусторонние отношения Турции и Германии.
Методологическая основа и методы исследования.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является системный комплексный подход, предполагающий исследование по возможности большего числа компонентов двусторонних отношений, их внутренних связей, а так же воздействия на них исторических, политических, экономических и культурных факторов. В данной работе были использованы такие методы, как:
-хронологический метод, заключающийся в рассмотрении роли турецкой диаспоры в двусторонних отношениях Турции и Германии в разные периоды истории;
-аналитический, помогающий выявить какие факторы влияют на изменение настроения в диалоге двух стран;
-проблемный подход;
-бихевиористский подход, предполагающий рассмотрение изменений в поведении членов турецкой общины и влияние этих изменений на отношений двух стран.
Источниковую базу работы составили разнообразные источники на русском, немецком и турецком языках: Основной закон Федеративной Республики Германии (23 мая 1949г.) , Закон об иностранцах ФРГ от 9го июля 1990г. , Конвенция №97 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году)» , Договор о создании ассоциации между Европейским экономическим сообществом и Турцией (подписан в Анкаре 12 сентября 1963 года) , Закон о гражданине Рейха (принятый в 1913 году) ,Конституция Турции 1961 г., Национальный план интеграции «Новые пути и шансы» (опубликованный в 2007 году).
Научная новизна работы определяется тем, что несмотря на наличие ряда публикаций в отечественной литературе по предлагаемой теме, вопросы прошлого и особенно настоящего состояния отношений Турции и ФРГ в контексте миграционного кризиса практически не рассматривались комплексно.
Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности использования выводов выпускной квалификационной работы для составления прогноза развития турецко-германских отношений. Выводы и обобщения исследования могут так же быть полезны в составлении курсов лекций для студентов и аспирантов, изучающих международные отношения в целом, и внешнюю политику Турции в частности.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, которые с свою очередь состоят из двух параграфов каждая, заключения и списка использованных источников и литературы.
Пример Германии уникален. В мононациональной европейской стране в результате структурных просчетов ее внутренней и внешней политики в 60-70-е годы сложилась мощнейшая турецкая диаспора. Ее члены - не просто турецкие и немецкие граждане турецкого происхождения, живущие разрозненно по стране, а целое общество - со своей инфраструктурой, со своими религиозными, культурными и гражданскими организациями, со своими интеллектуальными элитами, предпринимателями, учителями, политиками. Это уже не «мигранты», это почти что национальное меньшинство, пусть и не коренного происхождения. Ислам из религии иностранных гостей, трудяг-«гастарбайтеров» и политических беженцев становится одной из активно исповедуемых в Германии религий. Лишь раздробленность препятствует его организации в еще одно официальное «религиозное сообщество» Германии наряду с христианскими церквами и иудаизмом.
Большинство членов турецкой общины лояльны по отношению как к немецкому государству, так и к Турции, которая в свою очередь проявляет постоянный интерес к этой группе своих соотечественников, как нынешних так и бывших, подчеркивая, что и бывшие остаются нынешними, и рассчитывая использовать этот мощный потенциал для продвижения своих политических интересов в Европе.
Турки, въехавшие со статусом политических беженцев, равно как и иные национальности турецкого происхождения (курды, черкесы, лазы), живущие в Германии, негативно относятся к нынешнему турецкому правительству, их готовность к «интеграции» в немецкое общество иной раз еще меньше, чем у лояльной части диаспоры. Всей душой они остаются с теми политическими силами, принадлежность к которым послужила причиной их изгнания. По сути, благодаря им в Германию выносятся турецкие внутриполитические конфликты.
Воссоединение двух немецких государств отодвинуло решение проблемы на десять лет - открылись новые пространства для размещения иностранцев: к освобожденным от «жестокого социалистического ига» восточным немцам поехали с запада автобусы, полные темнокожих «беженцев», - «они были бедные и им надо было помочь». Всплеск праворадикального насилия в новых федеральных землях в начале 90-х годов предшествовал ужесточению закона о предоставлении политического убежища. Однако проблема с уже живущими в стране иностранцами оставалась нерешенной. В новых политических условиях особенно напряженной казалась ситуация в той части турецкой общины, которая стояла в оппозиции к проевропейскому турецкому правительству. Окончание конфликта блоков ознаменовало начало пресловутого «конфликта цивилизаций» - исламизм становился опасным для Запада.
Новый иммиграционный закон принимали с определенными трудностями - как внутриполитическими, так и ментальными. Возможно, это затянулось бы на неопределенные сроки, если бы не 11 сентября 2001 г., не радикализация и политизация ислама в мировом масштабе. Выдворить живущих в Германии мусульман было невозможно, а значит, следовало учиться жить с ними. И главное, следовало заставить - именно заставить - их самих научиться жить в гражданском обществе. Возможности для этого открывал лишь новый иммиграционный закон. От иностранца, «временно» проживающего в стране, нельзя требовать, чтобы он интегрировался в существующие общественные структуры, он - гость, хотя бы и в третьем поколении.
Новый иммиграционный закон, «легализуя» вечных гостей, давая им шанс стать частью немецкого общества и германского государства, в то же время налагал на них обязанности. Важнейшая из них - если уж не полная интеграция, то по крайней мере жизнь в согласии с нормами либерально-демократического общества, определяющими политическую культуру Германии.
За последние годы в Турции было сделано много. Партия справедливости и развития, получившая большинство на парламентских выборах в 2002 г., пришла к победе с проеропейскими предвыборными лозунгами. Правительство Р. Эрдогана приложило много усилий, чтобы приблизиться к достижению Копенгагенских критериев. Турецкое руководство достигло больших результатов, прежде всего в экономической сфере. Также были сделаны серьезные шаги на пути политических реформ. Существенные изменения вносятся в законодательство, касающееся прав человека, прав национальных меньшинств. Очевидно, что Турция не стоит на месте и предпринимает меры для выполнения требований Европы.
Под воздействием процессов глобализации институт турецкой диаспоры в Германии значительно эволюционировал по сравнению с его первоначальным значением, что нашло отражение как на самом положении турок в ФРГ и системе их участии в политической жизни принимающего сообщества, так и на взаимоотношениях диаспоры с государством исхода. Рост общей численности, а также политического и экономического значения турецкой диаспоры, признание национальным законодательством Германии ее транснационального характера привели к упрочению позиций, структурированию и институционализации данной этнической общности на территории ФРГ. В результате этого диаспора превратилась не только в инструмент внешней политики Германии и Турции, но и, в нередких вопросах, в самостоятельный субъект влияния на внешнюю политику и политические решения двух стран. Все это превращает турецкую диаспору в значимый фактор германо-турецких отношений, во многом определяющий динамику, направления, интенсивность и эффективность дальнейшего взаимодействия двух государств.
Говоря о перспективах германо-турецких экономических отношений, следует сразу отметить, что на них будут оказывать непосредственное влияние и политические факторы. Так, двусторонние отношения в последнее время становятся напряженными по следующим причинам. Во- первых, в июне 2016 г. Бундестаг проголосовал за признание геноцидом убийства армян в Османской империи в период Первой мировой войны, что вызывало недовольство Анкары. Во-вторых, многие немецкие политики, в том числе Ангела Меркель, резко осудили массовые аресты журналистов, которые прошли после неудавшегося госпереворота в Турции летом 2016 г. В-третьих, Йоахим Гаук, президент ФРГ, в ноябре прошлого года принял у себя журналиста Джана Дюндара, который преследовался в Турции за написанный материал о нелегальной отправке турецкого оружия исламистам в Сирии.
Охлаждение в политической сфере может повлечь за собой спад в двусторонних экономических отношениях. Кроме того, налаживание российско-турецких отношений вполне может отбросить Германию на несколько позиций назад в рейтинге крупнейших торговых партнеров Турции, и вернуть на ее место Россию. Однако, несмотря на вышеперечисленные факты, экономическое взаимодействие между ФРГ и Турецкой Республикой вряд ли сможет значительно пошатнуться.
Экономика в современном мире играет слишком значимую роль, поэтому вызывает сомнения тот факт, что какая-либо страна станет жертвовать взаимовыгодным сотрудничеством из-за некоторых политических разногласий. Тем более, обе страны играют важную роль в своих регионах и вызывают друг у друга взаимный интерес. Германия - «локомотив» Европейского союза, Турция - одно из самых влиятельных государств Ближнего Востока, а также наиболее «близкая» страна для европейцев. Именно поэтому эти страны являются важными экономическими и политическими партнерами друг для друга
1. Договор о создании ассоциации между Европейским экономическим
сообществом и Турцией (подписан в Анкаре 12 сентября 1963 г.). Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/old/documents/legislation/eea/aa_turkey.htm,
свободный. Проверено: 14.03.2019 г.
2. Ежегодный доклад Ведомства по защите конституции ФРГ за 2015.
Электронный ресурс. Режим доступа:
https://www.verfassungsschutz.de/embed/vsbericht-2015.pdf (Дата обращения:
20.05.2019)
3. Закон об иностранцах ФРГ от 9-го июля 1990 г. Режим доступа:
https://mpo-kamena.ru/zakon-ob-inostrancah-germanija-/1215/, свободный.
Проверено: 14.03.2019 г.
4. Закон о гражданине Рейха, принятый в 1913 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fasena.de.htm. (Дата обращения: 12.05.2019).
5. Конвенция № 97 Международной организации труда «О трудящихся - мигрантах (пересмотренная в 1949 году)» (Заключена в г. Женеве 01.07.1949) // Международное бюро труда, 1991. С. 965 - 981.
6. Конституция Турции 1961 г. Электронный ресурс. Режим доступа: www.turcia.ru. (Дата обращения: 12.10.2018).
7. Национальный план интеграции. Новые пути новые шансы. 2007 г. Электронный ресурс. Режим доступа: www.bundesregierung.ru. (Дата обращения: 11.03.2019).
8. Основной закон Федеративной Республики Германии (23 мая 1949 г.).
Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6701980/page:31/, свободный.
Проверено: 14.03.2019 г.
9. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г.)// URL: http://vivovoco.rsl.ru. (Дата обращения: 12.03.2010); Закон о гражданине Рейха (Reichsburgergesetz), принятый в 1913 г.
10. Almanlarin, Turkler hakkinda onyargilari. Электронный ресурс. Режим доступа: http://milliyet.com.tr/almanlarin--turkler-hakkindaki-onyargilari= 109197 (Дата обращения: 23.04.2019).
11. «Die Welt so sehen, wie sie ist». Auswartiges Amt. Infoservice. Web-Archiv. Interviews, Namensbeitrage. 28. Juli 2011. - URL: http://www.auswaertiges- amt.de/DE/Infoservice/Presse/ Interviews/2011/111112-BM-et-al-Europa.html (дата обращения: 15.04.2019).
12. Erdogan Almanya'daki Turklere hitap etti. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hurriyet.com.tr/gundem/erdogan-almanyadaki-turklere-hitap- etti-17140033 (Дата обращения: 12.04.2019).
13. Turkiye’ye kar§i yaptirim istiyor. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.turkiyegazetesi.com.tr/dunya/631608.aspx (Дата обращения:
12.05.2019) .
14. Yunus Emre Enstitusu. Mission. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.yee.org.tr/en/yunusemreinstitude/ (дата обращения: 15.04.2019).
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Под редакцией Корнилова А.А.. - 2016. - С. 219-227.
19. Бибикова О.П. Турецкие иммигранты в Германии: проблемы и перспективы // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. - 2014. - № 8. - С. 350-366.
20. Бородина М.Ю. Основные направления ближневосточной политики ФРГ 2000-2014 гг. // Молодой ученый. Казань. - 2014. - № 20. - С. 528-530.
21. Воробьева Л.М. Германо-турецкие отношения вчера и сегодня.
[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://riss.ru/analitycs/30319/,
свободный. Проверено: 15.04.2019 г.
22. Германия-Турция: напряжение возрастает // Euronews. [Электронный ресурс]: http: //ru.euronews .com/2016/11/15/awkward-relations-between-germany- and-turkey Проверено: 15.04.2019 г.
23. Губанов Н. Турция: путь в Европу через Германию // Азия и Африка сегодня. - 2006. - № 9 (590). - С. 23-28.
24. Доган Ч.Б., Ракачев В.Н. Турецкая миграция в Германию: причины, масштабы и формы // В сборнике: Этнос и общество в контексте межнациональных отношений Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. - 2018. - С. 92-100.
25. Жиляев Д.Е. Изучение причины миграции турков в Германию // В сборнике: Международный туризм и спорт. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. под редакцией Ю.В. Жилковой, З.В. Макаренко; составитель: И.Е. Евграфов. - 2013. - С. 226-229.
26. Зайка К. Модели национальной интеграции в условиях возрастающих иммиграционных потоков // МЭиМО. - 2015. - № 6. - С. 59-70.
27. Камкин А. Германо-турецкие отношения через призму миграционного кризиса [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an57.pdf, свободный. Проверено: 15.04.2019 г.
28. Кобельков А.Н. Роль «мягкой силы» в двухсторонних германо-турецких отношениях // Вопросы политологии. - 2017. - № 2 (26). - С. 147-154.
29. Коваленко А.А. Роль турецких трудовых мигрантов в социальноэкономической и политической жизни Германии.1990 г. - начало XXI в.: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Кубанский государственный университет. Майкоп, 2013. - 197 с.
30. Костина И.Н. Особенности культурной идентификации представителей турецкой диаспоры в Г ермании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 8 (42). - С. 29-33.
31. Костина И.Н. К проблеме восприятия Востока и Запада в творчестве турецкой диаспоры в Г ермании // Вопросы филологических наук. - 2006. - № 5. - С. 61-64.
32. Косян Г.Т. Влияние турецких мигрантов на экономику Германии // В
сборнике: Экономические, технические и информационные аспекты
модернизации региональных производственных систем. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Белорусский государственный институт проблем культуры, Таджикский Физикотехнический институт, Даугавпилсский университет, Полоцкий государственный университет, Рижский университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Донской государственный технический университет, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставропольский государственный аграрный университет. - 2018. - С. 231235.
33. Лебедева И.В., Лебедева Л.К. Турецкий взгляд на проблему мультикультурализма в Германии. Рецензия на книгу Сейран Атеш «Заблуждения мультикультурализма» // Каспийский регион: политика, экономика культура.). - 2013. - №3 (36). - C. 34-42.
34. Морозова В.Н., Золотарев Д.П. Германский опыт интеграции мигрантов в принимающее общество // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (6). - С. 87-92.
35. Муйдинов Д.Н. Подход Германии к проблеме миграции и ее внешняя и внутренняя политика // В сборнике: European Scientific Conference. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции : в 2 ч. - 2018. - С. 183-186.
36. Осипян А.О. Турецко-немецкие отношения в нынешнем этапе
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=30911,
свободный. Проверено: 15.04.2019 г.
37. Осипян А.О. Перспективы турецко-немецкие отношений после выборов в
Германии. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.iimes.ru/?p=38011, свободный. Проверено: 15.04.2019 г.
38. Павлова Д.А. Роль турецкой диаспоры в современном обществе ФРГ // В сборнике: Гуманитарные технологии в современном мире Материалы VI Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 300-302.
39. Погорельская С.В. Турецкая община в ФРГ: между интеграцией и исламом // Актуальные проблемы Европы. - 2009. - № 4. - С. 44-76.
40. Погорельская С.В. Прощание с мультикультурализмом // Актуальные проблемы Европы // 2006. - № 1. - С. 90-114.
41 . Погорельская С.В. Влияние иммигрантов на немецкое общество: взаимная интеграция // Актуальные проблемы Европы. - 2010. - № 4. - С. 34
70.
42. Полетаева Е.А. Положение турецких мигрантов в немецком обществе // В сборнике: Личность, социум и мир. Материалы VI Декабрьских чтений по правам человека. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Уральский гуманитарный институт, кафедра теории и истории международных отношений; Центр «Кафедра ЮНЕСКО прав человека, мира, демократии, толерантности и международного заимопонимания»; Ответственный редактор О. Н. Богатырева. - 2017. - С. 88-92.
43. Почему Турция зависит от Германии, а Германия от Турции - нет.
[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.dw.com/cda/ru,
свободный. Проверено: 15.04.2019 г.
44. Роженко Т.С. Интеграция турецких мигрантов в немецкое общество через систему образования Германии // Дневник АШПИ. - 2013. - № 29. -С. 226230.
45. Саррацин Т. Германия: самоликвидация. - М: АСТ, 2016. - 560 с.
46. Сериков А.В., Венцель С.В. Современные геополитические перспективы Турции в Европейском союзе // Caucasian Science Bridge. -2018. - Т. 1. - № 1. - С. 12-24.
47. Слободенюк В.В. Турецкая диаспора в современной системе образования Германии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2011. - № 130. - С. 38-43.
48. Смильский А.В. Мусульмане Германии. Место в обществе // Вояджер: мир и человек. - 2013. - № 4. - С. 79-102.
49. Смирнов А.И., Кохтюлина И.Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России. - М.: ВНИИгеосистем, 2012. - 276 с.
50. Стровский Л.Е. Германия: турецкая проблема остается острой // Известия Уральского государственного экономического университета. -2010. - № 4 (30). - С. 28-33.
51. Сячина В.Д. Модель интеграционной политики в Германии // Образование и наука в России и за рубежом. - 2018. - № 6 (41). - С. 167-169.
52. Турецкое общество в Германии. Режим доступа:
https://zagranportal.ru/germaniya/zhizn/turki-v-germanii.html, свободный.
Проверено: 14.03.2019 г.
53. Турция и Германия вступили в новый этап отношений. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.aa.com.tr/ru, свободный. Проверено: 15.04.2019 г.
54. Турецко-германские отношения: Почему Эрдоган отступил?
[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://news.am/rus/news/430251.html, свободный. Проверено: 15.04.2019 г.
55. Ульченко Н. Новый путь Турции?// Мировая экономика и
международные отношения. - 2017. - № 6. - С. 90-101.
56. Участие в политической жизни турецких гастарбайтеров в Германии. Режим доступа: https://aussiedlerbote.de/2017/09/uchastie-v-politicheskoi-zhizni- tureckih-gastarbaiterov-v-germanii/, свободный. Проверено: 14.03.2019 г.
57. Хрусталев И.М. Экономическая роль турок в Германии // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2011. - № 1. - С. 110-113.
58. Чичкова Е.Н. Проблемы социальной интеграции мусульман в
современной Германии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 3-1 (41). - С. 189-192.
59. Чичкова Е.Н., Семенов О.Ю. Влияние диаспор на разработку и
осуществление германской иммиграционной политики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 6. - С. 294-300.
60. Чулковская Е.Е. Турецкая диаспора Германии: между Анкарой и
Берлином. Научное издание. - М.: Институт Ближнего Востока, 2014. - 70 с.
61. Шлыков В. Турецкие религиозные организации в Германии и проблемы интеграции турок в немецкое общество // Россия и мусульманский мир. - 2010. - № 9. - С. 118-119.
62. Экономика Турции // Время Востока. Режим доступа:
http://easttime.rU/countries/topics/2/6/50.html, свободный. Проверено:
15.04.2019 г.
63. Auswartiges Amt. Landerinformationen. Turkei. Beziehungen zu Deutschland.
Kulturaustausch und Wissenschaftsbeziehungen. - URL: http://www.
auswaertiges- amt.de/DE/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/Tuerkei/Bilateral_node (дата обращения: 15.04.2019)
64. «Die Welt so sehen, wie sie ist». Auswartiges Amt. Infoservice. Web-Archiv. Interviews, Namensbeitrage. 28. Juli 2011. - URL: http://www.auswaertiges- amt.de/DE/Infoservice/Presse/ Interviews/2011/111112-BM-et-al-Europa.html (дата обращения: 15.04.2019).
65. Erdogan und die Bundestagswahl Wie stimmen die Deutsch-Turken ab? . URL:
http://www.handelsblatt.com/politik/international/erdogan-und-die- bundestagswahl-wie-stimmen-die-deutsch-tuerken-ab/20294414.html (дата
обращения: 16.04.2019).
66. Geib R., Kohler M. Der andere Blick - Deutschturkische Filmemacher verandern das Kino// Film- und TV-Kameramann, Nr. 12/2000, S. 86-109.
67. Gokturk D. Migration und Kino - Subnationale Mitleidskultur oder transnationale Rollenspiele?// Interkulturelle Literatur in Deutschland: ein Handbuch, Weimar, S. 329-344.
68. Kaya A., Tecmen A. The Role of Common Cultural Heritage in External
Promotion of Modern Turkey: Yunus Emre Cultural Centres. Istanbul Bilgi University, European Institute. Working Paper, № 4, 2011. - URL: http://eu.bilgi.edu.tr/media/uploads/2014/05/22/working-paper4_2.pdf (дата
обращения: 15.04.2019 года).
69. Manco U. Turks in Western Europe. URL: http://www.neweuropereview.com.21.09.2007; Luft S. Einmal Turke, immer Turke?// Politische Studien. Munchen, 2008. Mai-Juni. S. 64.
70. Nicodemus К. Mit Fatih Akins "Gegen die Wand" siegt das deutsche Kino uber die deutschen Traume von einer Leitkultur. URL: http://www.filmportal.de. (Дата обращения: 12.01.2011).
71. Selck I. Das Eigene und das Fremde - Identitatskonstruktionen von Migranten
im deutschen Film.URL: http://www.filmportal.de. (Дата обращения: 12.01.2011).
72. Wurm M. Mysik in der Migrazion. Beobachtungen zur kulturellen Artikulation turkischer Jugentlicher in Deutschland. Wetzlar, 2006.
73. Yunus Emre Enstitusu. Mission. - URL: http://www.yee.org.tr/en/yunusemreinstitude/ (дата обращения: 15.04.2019)