Роль Турецкой диаспоры в турецко-германских отношениях 1989-2018 гг.
|
Введение 3
1. Закономерности формирования и развития турецкой диаспоры в Германии 10
1.1 Причины возникновения турецкой общины в ФРГ и основные этапы её
развития 10
1.2 Роль турецкой диаспоры в политико-экономической и общественно-культурной жизни
Германии 15
2. Двусторонние отношения Турции и Германии в контексте нескончаемых
миграционных потоков 30
2.1 Влияние политики германского руководства на турецкую общину в ФРГ. 30
2.2 Цели и задачи турецко-германских отношений и роль мягкой силы в них.35
3. Турецкая диаспора и перспективы развития отношений между Анкарой и
Берлином 42
3.1. Проблемы турецко-германских отношений в современный период 42
3.2. Перспективы развития турецко-германских отношений 48
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 58
1. Закономерности формирования и развития турецкой диаспоры в Германии 10
1.1 Причины возникновения турецкой общины в ФРГ и основные этапы её
развития 10
1.2 Роль турецкой диаспоры в политико-экономической и общественно-культурной жизни
Германии 15
2. Двусторонние отношения Турции и Германии в контексте нескончаемых
миграционных потоков 30
2.1 Влияние политики германского руководства на турецкую общину в ФРГ. 30
2.2 Цели и задачи турецко-германских отношений и роль мягкой силы в них.35
3. Турецкая диаспора и перспективы развития отношений между Анкарой и
Берлином 42
3.1. Проблемы турецко-германских отношений в современный период 42
3.2. Перспективы развития турецко-германских отношений 48
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 58
Нарастающая в последние десятилетия глобализация расширяет и увеличивает протяжённость и интенсивность экономических, культурных и финансовых связей во всём мире. Мы живём в некоем пространстве миграционных потоков людей, мир становится всё более цельным. Человечество вступило в новую, крайне сложную, эпоху своего существования, когда мир одновременно интегрируется и дезинтегрируется, глобализируется и локализируется.
Миграционные процессы приобрели со второй половины XX века поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, влияющие на различные сферы общественной жизни. Вполне закономерно, что прошлый век был назван "эпохой миграции". Сегодня никто не спорит, что миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира.
Проблема привлечения иностранной рабочей силы особенно остро стоит в принимающих странах. Присутствие большого количества иммигрантов, многие из которых были с другим мировоззрением, изменило лицо Европы до неузнаваемости и создало очень острые проблемы. Это и экономические ресурсы, и социальные проблемы, связанные с ксенофобией, сепаратизмом, протестами европейских граждан, и духовная жизнь, требующая от Запада признать существование в своем обществе новой, достаточно чужой культуры.
Современные мигранты в Западной Европе ведут замкнутый образ жизни, порой не скрывая ненависти и неуважения к коренным народам, их культуре и не желая соблюдать какие-либо неписаные или письменные законы, существующие в этих странах. Однако, это не мешает им пользоваться льготами, предусмотренными законами: получить денежную помощь, чтобы защитить свои гражданские права и т. д. В случае преследования со стороны государства мигрантские общины легко могут представить это как преследование по расовому признаку, организовать необходимое общественное мнение с помощью левых организаций, оказать давление на суд. У них очень высокая организованность и мобильность. Европа с ее принципами демократии часто не может противостоять проблемам, связанным с волной иммиграции. Дилемма защищать демократические свободы или вводить ограничения для иностранцев очень актуальна во многих странах Запада.
Самая большая турецкая диаспоры проживает на территории Германии. С 1960 года иммигранты из Турции стали въезжать в Германию, сначала как временные работники «гастарбайтеры», а затем как члены семей, ранее прибывших на работу.
На сегодняшний день количество турок, проживающих в Германии, по разным данным, колеблется от 2,5 до 4 миллионов человек . Некоторые выходцы из Турции смогли успешно интегрироваться в немецкое общество и занять в нём свою нишу, в то время как другая, более значительная часть турецких мигрантов испытывает трудности с освоением европейской культуры и ценностей, предпочитая жизнь в особых «турецких анклавах», которые, в свою очередь, стали проблемой для многих городов Федеративной Республики Германии.
Турецкая община - это огромный и многослойный пласт общества. Невозможно «интегрировать» поколения людей, живущих в стране, особенно тех, кто давно имеет немецкое гражданство. Кроме того, любое давление на лояльную часть турецкой общины сразу же встречает болезненную реакцию турецкого правительства, а в нынешних политических условиях Турция предпочитает не ссориться, стратегическое значение турецкой общины слишком велико. Какими способами немецкая политика решит эту проблему, сказать сложно, скорее всего, заставить поработать и новый иммиграционный закон.
С приходом к власти Партии справедливости и Развития (ПСР) во главе с Эрдоганом (2002) в Турции Анкара объявила о серьезном намерении вступить в ЕС и модернизироваться. В 2005 году начался процесс постепенной адаптации Турции к правовым нормам Европейского Союза. Однако в сентябре 2007 года канцлер Германии Меркель и президент Франции Саркози закрыли вопрос о доступе Турции в ЕС и тем самым косвенно способствовали укреплению идеологии неоосманизма в политике Анкары. Сегодня это считается стратегической ошибкой Меркель. Отказ Турции от вступления в ЕС был мотивирован внутренней политикой страны. Тогда правящая ХДС / ХСС отвергла идею превращения Германии в страну иммиграции. Немецких турок игнорировали, а Турцию отвергали скорее, как слишком мусульманскую страну, чем как слишком недемократическую.
Миграционный кризис, поразивший ЕС, сделал европейских партнеров Эрдогана более сговорчивыми. Канцлер Меркель была вынуждена обратиться за помощью к Турции. Во время холодной войны Турция была одним из бастионов Запада против СССР. В настоящее время она служит барьером для неконтролируемого потока беженцев, который подпитывает антииммиграционный популизм и подрывает европейскую интеграцию.
Современная Германия знакома с проблемой привлечения иностранной рабочей силы уже полвека. Вопрос становления и развития турецкой диаспоры очень много учился в принимающей стране, особенно в связи с празднованием в 2011 году 50-летия подписания официального соглашения между Турцией и Германией, который инициировал найма рабочей силы.
Поэтому является актуальным рассмотреть роль турецкой общины в двусторонних отношениях Турции и Германии в 1989-2018, особенно в контексте миграционного кризиса.
Степень изученности проблемы. Большой вклад в исследование данной проблематики внесли ряд учёных, таких как: Ч. Б. Доган, В. Н. Ракачёв, И. Н. Костина , И. В. Лебедева , Д. А. Павлова , С. В. Погорельская. Так же стоит отметить труды авторов, которые использовались в написании работы, а именно: Н. И. Аюпова, А. А. Корнилов , Л. М. Воробьева , А. Н. Кобельков , Е. Е. Чулковская.
Цель работы - изучить влияние турецких мигрантов на различные аспекты отношений Турции и Германии - политических, социальноэкономических, и культурных, их роль в диалоге Анкары и Берлина.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1) обобщить причины возникновения турецкой общины в Германии и определить основные этапы её развития;
2) определить роль турецкой диаспоры в политико-экономической и общественно-культурной жизни Германии;
3) выявить влияние политики ФРГ на миграционные потоки в целом, и на турецких мигрантов в частности;
4) определить цели и задачи турецко-германских отношений и роль мягкой силы в них;
5) изучить проблемы турецко-германских отношений в современный период;
6) рассмотреть перспективы развития турецко-германских отношений.
Предметом исследования является влияние турецкой диаспоры на турецко-германские отношения, а также влияние двусторонних отношений на процесс миграции и интеграции турок в общественно-политическую и культурную жизнь Германии в период 1989-2018 гг.
Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период с 1989 года по 2018 год. Начальная граница хронологических рамок связана с тем, что Падение Берлинской стены и объединение Западной и Восточной Германии вызвало широкие общественные дебаты о проблемах национальной идентичности и гражданства, включая место турецкого меньшинства в будущем объединение Германии. Эти дебаты сопровождались проявлением ксенофобии и насилия на национальной почве.
Верхняя хронологическая граница (2018 г.) - определяет современное состояние влияния турецкой диаспоры на двусторонние отношения Турции и Германии.
Методологическая основа и методы исследования.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является системный комплексный подход, предполагающий исследование по возможности большего числа компонентов двусторонних отношений, их внутренних связей, а так же воздействия на них исторических, политических, экономических и культурных факторов. В данной работе были использованы такие методы, как:
-хронологический метод, заключающийся в рассмотрении роли турецкой диаспоры в двусторонних отношениях Турции и Германии в разные периоды истории;
-аналитический, помогающий выявить какие факторы влияют на изменение настроения в диалоге двух стран;
-проблемный подход;
-бихевиористский подход, предполагающий рассмотрение изменений в поведении членов турецкой общины и влияние этих изменений на отношений двух стран.
Источниковую базу работы составили разнообразные источники на русском, немецком и турецком языках: Основной закон Федеративной Республики Германии (23 мая 1949г.) , Закон об иностранцах ФРГ от 9го июля 1990г. , Конвенция №97 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году)» , Договор о создании ассоциации между Европейским экономическим сообществом и Турцией (подписан в Анкаре 12 сентября 1963 года) , Закон о гражданине Рейха (принятый в 1913 году) ,Конституция Турции 1961 г., Национальный план интеграции «Новые пути и шансы» (опубликованный в 2007 году).
Научная новизна работы определяется тем, что несмотря на наличие ряда публикаций в отечественной литературе по предлагаемой теме, вопросы прошлого и особенно настоящего состояния отношений Турции и ФРГ в контексте миграционного кризиса практически не рассматривались комплексно.
Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности использования выводов выпускной квалификационной работы для составления прогноза развития турецко-германских отношений. Выводы и обобщения исследования могут так же быть полезны в составлении курсов лекций для студентов и аспирантов, изучающих международные отношения в целом, и внешнюю политику Турции в частности.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, которые с свою очередь состоят из двух параграфов каждая, заключения и списка использованных источников и литературы.
Миграционные процессы приобрели со второй половины XX века поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, влияющие на различные сферы общественной жизни. Вполне закономерно, что прошлый век был назван "эпохой миграции". Сегодня никто не спорит, что миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира.
Проблема привлечения иностранной рабочей силы особенно остро стоит в принимающих странах. Присутствие большого количества иммигрантов, многие из которых были с другим мировоззрением, изменило лицо Европы до неузнаваемости и создало очень острые проблемы. Это и экономические ресурсы, и социальные проблемы, связанные с ксенофобией, сепаратизмом, протестами европейских граждан, и духовная жизнь, требующая от Запада признать существование в своем обществе новой, достаточно чужой культуры.
Современные мигранты в Западной Европе ведут замкнутый образ жизни, порой не скрывая ненависти и неуважения к коренным народам, их культуре и не желая соблюдать какие-либо неписаные или письменные законы, существующие в этих странах. Однако, это не мешает им пользоваться льготами, предусмотренными законами: получить денежную помощь, чтобы защитить свои гражданские права и т. д. В случае преследования со стороны государства мигрантские общины легко могут представить это как преследование по расовому признаку, организовать необходимое общественное мнение с помощью левых организаций, оказать давление на суд. У них очень высокая организованность и мобильность. Европа с ее принципами демократии часто не может противостоять проблемам, связанным с волной иммиграции. Дилемма защищать демократические свободы или вводить ограничения для иностранцев очень актуальна во многих странах Запада.
Самая большая турецкая диаспоры проживает на территории Германии. С 1960 года иммигранты из Турции стали въезжать в Германию, сначала как временные работники «гастарбайтеры», а затем как члены семей, ранее прибывших на работу.
На сегодняшний день количество турок, проживающих в Германии, по разным данным, колеблется от 2,5 до 4 миллионов человек . Некоторые выходцы из Турции смогли успешно интегрироваться в немецкое общество и занять в нём свою нишу, в то время как другая, более значительная часть турецких мигрантов испытывает трудности с освоением европейской культуры и ценностей, предпочитая жизнь в особых «турецких анклавах», которые, в свою очередь, стали проблемой для многих городов Федеративной Республики Германии.
Турецкая община - это огромный и многослойный пласт общества. Невозможно «интегрировать» поколения людей, живущих в стране, особенно тех, кто давно имеет немецкое гражданство. Кроме того, любое давление на лояльную часть турецкой общины сразу же встречает болезненную реакцию турецкого правительства, а в нынешних политических условиях Турция предпочитает не ссориться, стратегическое значение турецкой общины слишком велико. Какими способами немецкая политика решит эту проблему, сказать сложно, скорее всего, заставить поработать и новый иммиграционный закон.
С приходом к власти Партии справедливости и Развития (ПСР) во главе с Эрдоганом (2002) в Турции Анкара объявила о серьезном намерении вступить в ЕС и модернизироваться. В 2005 году начался процесс постепенной адаптации Турции к правовым нормам Европейского Союза. Однако в сентябре 2007 года канцлер Германии Меркель и президент Франции Саркози закрыли вопрос о доступе Турции в ЕС и тем самым косвенно способствовали укреплению идеологии неоосманизма в политике Анкары. Сегодня это считается стратегической ошибкой Меркель. Отказ Турции от вступления в ЕС был мотивирован внутренней политикой страны. Тогда правящая ХДС / ХСС отвергла идею превращения Германии в страну иммиграции. Немецких турок игнорировали, а Турцию отвергали скорее, как слишком мусульманскую страну, чем как слишком недемократическую.
Миграционный кризис, поразивший ЕС, сделал европейских партнеров Эрдогана более сговорчивыми. Канцлер Меркель была вынуждена обратиться за помощью к Турции. Во время холодной войны Турция была одним из бастионов Запада против СССР. В настоящее время она служит барьером для неконтролируемого потока беженцев, который подпитывает антииммиграционный популизм и подрывает европейскую интеграцию.
Современная Германия знакома с проблемой привлечения иностранной рабочей силы уже полвека. Вопрос становления и развития турецкой диаспоры очень много учился в принимающей стране, особенно в связи с празднованием в 2011 году 50-летия подписания официального соглашения между Турцией и Германией, который инициировал найма рабочей силы.
Поэтому является актуальным рассмотреть роль турецкой общины в двусторонних отношениях Турции и Германии в 1989-2018, особенно в контексте миграционного кризиса.
Степень изученности проблемы. Большой вклад в исследование данной проблематики внесли ряд учёных, таких как: Ч. Б. Доган, В. Н. Ракачёв, И. Н. Костина , И. В. Лебедева , Д. А. Павлова , С. В. Погорельская. Так же стоит отметить труды авторов, которые использовались в написании работы, а именно: Н. И. Аюпова, А. А. Корнилов , Л. М. Воробьева , А. Н. Кобельков , Е. Е. Чулковская.
Цель работы - изучить влияние турецких мигрантов на различные аспекты отношений Турции и Германии - политических, социальноэкономических, и культурных, их роль в диалоге Анкары и Берлина.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1) обобщить причины возникновения турецкой общины в Германии и определить основные этапы её развития;
2) определить роль турецкой диаспоры в политико-экономической и общественно-культурной жизни Германии;
3) выявить влияние политики ФРГ на миграционные потоки в целом, и на турецких мигрантов в частности;
4) определить цели и задачи турецко-германских отношений и роль мягкой силы в них;
5) изучить проблемы турецко-германских отношений в современный период;
6) рассмотреть перспективы развития турецко-германских отношений.
Предметом исследования является влияние турецкой диаспоры на турецко-германские отношения, а также влияние двусторонних отношений на процесс миграции и интеграции турок в общественно-политическую и культурную жизнь Германии в период 1989-2018 гг.
Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период с 1989 года по 2018 год. Начальная граница хронологических рамок связана с тем, что Падение Берлинской стены и объединение Западной и Восточной Германии вызвало широкие общественные дебаты о проблемах национальной идентичности и гражданства, включая место турецкого меньшинства в будущем объединение Германии. Эти дебаты сопровождались проявлением ксенофобии и насилия на национальной почве.
Верхняя хронологическая граница (2018 г.) - определяет современное состояние влияния турецкой диаспоры на двусторонние отношения Турции и Германии.
Методологическая основа и методы исследования.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является системный комплексный подход, предполагающий исследование по возможности большего числа компонентов двусторонних отношений, их внутренних связей, а так же воздействия на них исторических, политических, экономических и культурных факторов. В данной работе были использованы такие методы, как:
-хронологический метод, заключающийся в рассмотрении роли турецкой диаспоры в двусторонних отношениях Турции и Германии в разные периоды истории;
-аналитический, помогающий выявить какие факторы влияют на изменение настроения в диалоге двух стран;
-проблемный подход;
-бихевиористский подход, предполагающий рассмотрение изменений в поведении членов турецкой общины и влияние этих изменений на отношений двух стран.
Источниковую базу работы составили разнообразные источники на русском, немецком и турецком языках: Основной закон Федеративной Республики Германии (23 мая 1949г.) , Закон об иностранцах ФРГ от 9го июля 1990г. , Конвенция №97 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году)» , Договор о создании ассоциации между Европейским экономическим сообществом и Турцией (подписан в Анкаре 12 сентября 1963 года) , Закон о гражданине Рейха (принятый в 1913 году) ,Конституция Турции 1961 г., Национальный план интеграции «Новые пути и шансы» (опубликованный в 2007 году).
Научная новизна работы определяется тем, что несмотря на наличие ряда публикаций в отечественной литературе по предлагаемой теме, вопросы прошлого и особенно настоящего состояния отношений Турции и ФРГ в контексте миграционного кризиса практически не рассматривались комплексно.
Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности использования выводов выпускной квалификационной работы для составления прогноза развития турецко-германских отношений. Выводы и обобщения исследования могут так же быть полезны в составлении курсов лекций для студентов и аспирантов, изучающих международные отношения в целом, и внешнюю политику Турции в частности.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, которые с свою очередь состоят из двух параграфов каждая, заключения и списка использованных источников и литературы.
Пример Германии уникален. В мононациональной европейской стране в результате структурных просчетов ее внутренней и внешней политики в 60-70-е годы сложилась мощнейшая турецкая диаспора. Ее члены - не просто турецкие и немецкие граждане турецкого происхождения, живущие разрозненно по стране, а целое общество - со своей инфраструктурой, со своими религиозными, культурными и гражданскими организациями, со своими интеллектуальными элитами, предпринимателями, учителями, политиками. Это уже не «мигранты», это почти что национальное меньшинство, пусть и не коренного происхождения. Ислам из религии иностранных гостей, трудяг-«гастарбайтеров» и политических беженцев становится одной из активно исповедуемых в Германии религий. Лишь раздробленность препятствует его организации в еще одно официальное «религиозное сообщество» Германии наряду с христианскими церквами и иудаизмом.
Большинство членов турецкой общины лояльны по отношению как к немецкому государству, так и к Турции, которая в свою очередь проявляет постоянный интерес к этой группе своих соотечественников, как нынешних так и бывших, подчеркивая, что и бывшие остаются нынешними, и рассчитывая использовать этот мощный потенциал для продвижения своих политических интересов в Европе.
Турки, въехавшие со статусом политических беженцев, равно как и иные национальности турецкого происхождения (курды, черкесы, лазы), живущие в Германии, негативно относятся к нынешнему турецкому правительству, их готовность к «интеграции» в немецкое общество иной раз еще меньше, чем у лояльной части диаспоры. Всей душой они остаются с теми политическими силами, принадлежность к которым послужила причиной их изгнания. По сути, благодаря им в Германию выносятся турецкие внутриполитические конфликты.
Воссоединение двух немецких государств отодвинуло решение проблемы на десять лет - открылись новые пространства для размещения иностранцев: к освобожденным от «жестокого социалистического ига» восточным немцам поехали с запада автобусы, полные темнокожих «беженцев», - «они были бедные и им надо было помочь». Всплеск праворадикального насилия в новых федеральных землях в начале 90-х годов предшествовал ужесточению закона о предоставлении политического убежища. Однако проблема с уже живущими в стране иностранцами оставалась нерешенной. В новых политических условиях особенно напряженной казалась ситуация в той части турецкой общины, которая стояла в оппозиции к проевропейскому турецкому правительству. Окончание конфликта блоков ознаменовало начало пресловутого «конфликта цивилизаций» - исламизм становился опасным для Запада.
Новый иммиграционный закон принимали с определенными трудностями - как внутриполитическими, так и ментальными. Возможно, это затянулось бы на неопределенные сроки, если бы не 11 сентября 2001 г., не радикализация и политизация ислама в мировом масштабе. Выдворить живущих в Германии мусульман было невозможно, а значит, следовало учиться жить с ними. И главное, следовало заставить - именно заставить - их самих научиться жить в гражданском обществе. Возможности для этого открывал лишь новый иммиграционный закон. От иностранца, «временно» проживающего в стране, нельзя требовать, чтобы он интегрировался в существующие общественные структуры, он - гость, хотя бы и в третьем поколении.
Новый иммиграционный закон, «легализуя» вечных гостей, давая им шанс стать частью немецкого общества и германского государства, в то же время налагал на них обязанности. Важнейшая из них - если уж не полная интеграция, то по крайней мере жизнь в согласии с нормами либерально-демократического общества, определяющими политическую культуру Германии.
За последние годы в Турции было сделано много. Партия справедливости и развития, получившая большинство на парламентских выборах в 2002 г., пришла к победе с проеропейскими предвыборными лозунгами. Правительство Р. Эрдогана приложило много усилий, чтобы приблизиться к достижению Копенгагенских критериев. Турецкое руководство достигло больших результатов, прежде всего в экономической сфере. Также были сделаны серьезные шаги на пути политических реформ. Существенные изменения вносятся в законодательство, касающееся прав человека, прав национальных меньшинств. Очевидно, что Турция не стоит на месте и предпринимает меры для выполнения требований Европы.
Под воздействием процессов глобализации институт турецкой диаспоры в Германии значительно эволюционировал по сравнению с его первоначальным значением, что нашло отражение как на самом положении турок в ФРГ и системе их участии в политической жизни принимающего сообщества, так и на взаимоотношениях диаспоры с государством исхода. Рост общей численности, а также политического и экономического значения турецкой диаспоры, признание национальным законодательством Германии ее транснационального характера привели к упрочению позиций, структурированию и институционализации данной этнической общности на территории ФРГ. В результате этого диаспора превратилась не только в инструмент внешней политики Германии и Турции, но и, в нередких вопросах, в самостоятельный субъект влияния на внешнюю политику и политические решения двух стран. Все это превращает турецкую диаспору в значимый фактор германо-турецких отношений, во многом определяющий динамику, направления, интенсивность и эффективность дальнейшего взаимодействия двух государств.
Говоря о перспективах германо-турецких экономических отношений, следует сразу отметить, что на них будут оказывать непосредственное влияние и политические факторы. Так, двусторонние отношения в последнее время становятся напряженными по следующим причинам. Во- первых, в июне 2016 г. Бундестаг проголосовал за признание геноцидом убийства армян в Османской империи в период Первой мировой войны, что вызывало недовольство Анкары. Во-вторых, многие немецкие политики, в том числе Ангела Меркель, резко осудили массовые аресты журналистов, которые прошли после неудавшегося госпереворота в Турции летом 2016 г. В-третьих, Йоахим Гаук, президент ФРГ, в ноябре прошлого года принял у себя журналиста Джана Дюндара, который преследовался в Турции за написанный материал о нелегальной отправке турецкого оружия исламистам в Сирии.
Охлаждение в политической сфере может повлечь за собой спад в двусторонних экономических отношениях. Кроме того, налаживание российско-турецких отношений вполне может отбросить Германию на несколько позиций назад в рейтинге крупнейших торговых партнеров Турции, и вернуть на ее место Россию. Однако, несмотря на вышеперечисленные факты, экономическое взаимодействие между ФРГ и Турецкой Республикой вряд ли сможет значительно пошатнуться.
Экономика в современном мире играет слишком значимую роль, поэтому вызывает сомнения тот факт, что какая-либо страна станет жертвовать взаимовыгодным сотрудничеством из-за некоторых политических разногласий. Тем более, обе страны играют важную роль в своих регионах и вызывают друг у друга взаимный интерес. Германия - «локомотив» Европейского союза, Турция - одно из самых влиятельных государств Ближнего Востока, а также наиболее «близкая» страна для европейцев. Именно поэтому эти страны являются важными экономическими и политическими партнерами друг для друга
Большинство членов турецкой общины лояльны по отношению как к немецкому государству, так и к Турции, которая в свою очередь проявляет постоянный интерес к этой группе своих соотечественников, как нынешних так и бывших, подчеркивая, что и бывшие остаются нынешними, и рассчитывая использовать этот мощный потенциал для продвижения своих политических интересов в Европе.
Турки, въехавшие со статусом политических беженцев, равно как и иные национальности турецкого происхождения (курды, черкесы, лазы), живущие в Германии, негативно относятся к нынешнему турецкому правительству, их готовность к «интеграции» в немецкое общество иной раз еще меньше, чем у лояльной части диаспоры. Всей душой они остаются с теми политическими силами, принадлежность к которым послужила причиной их изгнания. По сути, благодаря им в Германию выносятся турецкие внутриполитические конфликты.
Воссоединение двух немецких государств отодвинуло решение проблемы на десять лет - открылись новые пространства для размещения иностранцев: к освобожденным от «жестокого социалистического ига» восточным немцам поехали с запада автобусы, полные темнокожих «беженцев», - «они были бедные и им надо было помочь». Всплеск праворадикального насилия в новых федеральных землях в начале 90-х годов предшествовал ужесточению закона о предоставлении политического убежища. Однако проблема с уже живущими в стране иностранцами оставалась нерешенной. В новых политических условиях особенно напряженной казалась ситуация в той части турецкой общины, которая стояла в оппозиции к проевропейскому турецкому правительству. Окончание конфликта блоков ознаменовало начало пресловутого «конфликта цивилизаций» - исламизм становился опасным для Запада.
Новый иммиграционный закон принимали с определенными трудностями - как внутриполитическими, так и ментальными. Возможно, это затянулось бы на неопределенные сроки, если бы не 11 сентября 2001 г., не радикализация и политизация ислама в мировом масштабе. Выдворить живущих в Германии мусульман было невозможно, а значит, следовало учиться жить с ними. И главное, следовало заставить - именно заставить - их самих научиться жить в гражданском обществе. Возможности для этого открывал лишь новый иммиграционный закон. От иностранца, «временно» проживающего в стране, нельзя требовать, чтобы он интегрировался в существующие общественные структуры, он - гость, хотя бы и в третьем поколении.
Новый иммиграционный закон, «легализуя» вечных гостей, давая им шанс стать частью немецкого общества и германского государства, в то же время налагал на них обязанности. Важнейшая из них - если уж не полная интеграция, то по крайней мере жизнь в согласии с нормами либерально-демократического общества, определяющими политическую культуру Германии.
За последние годы в Турции было сделано много. Партия справедливости и развития, получившая большинство на парламентских выборах в 2002 г., пришла к победе с проеропейскими предвыборными лозунгами. Правительство Р. Эрдогана приложило много усилий, чтобы приблизиться к достижению Копенгагенских критериев. Турецкое руководство достигло больших результатов, прежде всего в экономической сфере. Также были сделаны серьезные шаги на пути политических реформ. Существенные изменения вносятся в законодательство, касающееся прав человека, прав национальных меньшинств. Очевидно, что Турция не стоит на месте и предпринимает меры для выполнения требований Европы.
Под воздействием процессов глобализации институт турецкой диаспоры в Германии значительно эволюционировал по сравнению с его первоначальным значением, что нашло отражение как на самом положении турок в ФРГ и системе их участии в политической жизни принимающего сообщества, так и на взаимоотношениях диаспоры с государством исхода. Рост общей численности, а также политического и экономического значения турецкой диаспоры, признание национальным законодательством Германии ее транснационального характера привели к упрочению позиций, структурированию и институционализации данной этнической общности на территории ФРГ. В результате этого диаспора превратилась не только в инструмент внешней политики Германии и Турции, но и, в нередких вопросах, в самостоятельный субъект влияния на внешнюю политику и политические решения двух стран. Все это превращает турецкую диаспору в значимый фактор германо-турецких отношений, во многом определяющий динамику, направления, интенсивность и эффективность дальнейшего взаимодействия двух государств.
Говоря о перспективах германо-турецких экономических отношений, следует сразу отметить, что на них будут оказывать непосредственное влияние и политические факторы. Так, двусторонние отношения в последнее время становятся напряженными по следующим причинам. Во- первых, в июне 2016 г. Бундестаг проголосовал за признание геноцидом убийства армян в Османской империи в период Первой мировой войны, что вызывало недовольство Анкары. Во-вторых, многие немецкие политики, в том числе Ангела Меркель, резко осудили массовые аресты журналистов, которые прошли после неудавшегося госпереворота в Турции летом 2016 г. В-третьих, Йоахим Гаук, президент ФРГ, в ноябре прошлого года принял у себя журналиста Джана Дюндара, который преследовался в Турции за написанный материал о нелегальной отправке турецкого оружия исламистам в Сирии.
Охлаждение в политической сфере может повлечь за собой спад в двусторонних экономических отношениях. Кроме того, налаживание российско-турецких отношений вполне может отбросить Германию на несколько позиций назад в рейтинге крупнейших торговых партнеров Турции, и вернуть на ее место Россию. Однако, несмотря на вышеперечисленные факты, экономическое взаимодействие между ФРГ и Турецкой Республикой вряд ли сможет значительно пошатнуться.
Экономика в современном мире играет слишком значимую роль, поэтому вызывает сомнения тот факт, что какая-либо страна станет жертвовать взаимовыгодным сотрудничеством из-за некоторых политических разногласий. Тем более, обе страны играют важную роль в своих регионах и вызывают друг у друга взаимный интерес. Германия - «локомотив» Европейского союза, Турция - одно из самых влиятельных государств Ближнего Востока, а также наиболее «близкая» страна для европейцев. Именно поэтому эти страны являются важными экономическими и политическими партнерами друг для друга



