Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние групповых игр на развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте

Работа №35817

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
985
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния групповых игр на
развитие познавательного интереса к математике в дошкольном
возрасте 6
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес к математике» 6
1.2 Особенности развития познавательного интереса к математике в
дошкольном возрасте 10
1.3 Групповые игры и их влияние на развитие познавательного интереса к
математике в дошкольном возрасте 18
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния групповых игр на развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте 26
2.1 Организация исследования. Описание методик 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Заключение

Дети - любознательные исследователи окружающего мира. Эта особенность присуща им с рождения. Формирование дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Познавательный интерес - ведущий мотив образовательной деятельности, направляющий человека на овладение знаниями и методами познания.
Под развитием познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте они понимают улучшение познавательной деятельности, которое происходит в результате формирования элементарных математических понятий и связанных с ними логических операций. Развитие познания в математике - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и методов умственной деятельности в области математики.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДO) указывает на конечные результаты программы детского сада для детей, одним из которых является познавательный интерес (любознательный, активный, способен действовать самостоятельно, активно участвовать в образовательном процессе).
Развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте важно с точки зрения развития личностных, психических, основ мировоззрения и мотивации к деятельности. Когнитивный интерес способствует эмоциональному усилению и дает интеллектуальное удовлетворение. Развитие познавательного интереса является залогом успеха в школе по конкретным дисциплинам.
Математика является сложной дисциплиной и создает трудности для многих детей в дошкольном возрасте. Работа педагога по развитию познавательного интереса эффективна, а качество знаний выше, если при проведении организованных образовательных мероприятий используются групповые игры, активизирующие познавательную деятельность дошкольников и развивающие познавательный интерес.
Степень разработанности проблемы. Проблема развития познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте отражена в работах и исследованиях многих ученых. Так Б. Г. Ананьев [4], ЛА. Венгер [4, 8], В.В. Данилова [14], А.В. Запорожец [19] дают характеристику познавательному интересу к математике, составляющим его формирующих, методиками его диагностики, возрастным особенностям его развития, показателям и критериям его оценивания.Т.И. Ерофеева [20], В.Г. Коваленко [21], М. Монтессори [26], Е.И. Радина [31], А.П. Усова [37] в своих работах представляют методики развития познавательного интереса дошкольников к математике в различных видах деятельности.
Методологической основой исследования послужили работы ученых: Г.А. Корнеевой [23], А.М. Леушиной [24], Т.В. Тарунтаевой [35], Г.И. Щукиной [40, 41], М. Фидлер [38], Е.В. Сербиной [33] Л.С. Метлиной [25], предложивших эффективные игры, дидактические пособия для развития познавательного интереса к математике.
Цель исследования: исследовать влияние групповых игр на развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: познавательные интересы к математике у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- определить сущность понятия «познавательный интерес к математике»;
- выявить особенности развития познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте;
- изучить групповые игры на развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте;
- провести эмпирическое исследование влияния групповых игр на развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте будет эффективным, если в образовательный процесс
будут включены групповые игры.
Методами исследования в работе выступают: анализ психолого -
педагогической литературы, наблюдение за дошкольниками, опрос дошкольников, педагогический эксперимент.
В работе были использованы методики:
- методика «Тест-картинки» (Т.В. Лаврентьева);
- методика «Разложи карандаши (коврики)» (Р.С. Немов);
- методика «Практические действия сериации и классификации» (Н.Б. Венгер).
Практическая значимость работы: материалы исследования можно
применить воспитателямв своей работе, применяя групповые игры на развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте. Родителям для проведения игр со своими детьми на развитие познавательного интереса к математике. Центрам детского развитияпозволит разнообразить образовательную программу и повысить эффективность педагогической работы.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 12 «Гусельки» г.Набережные Челны.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, познавательный интерес дошкольников к математике представляет собой сложное личностное образование, состоящее из набора взаимосвязанных компонентов (интеллекта, эмоций, воли, логики, способностей) и характеризующееся стремлением к активному и независимому освоению нового материала и выяснение непонятного в математических отношениях, отношений, закономерностей.
Развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте - это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим понятиям и способам понимания математической реальности, целью которого является формирование культуры мышления и математического развития детей. Для развития познавательного интереса дошкольников к математике они используют совокупность методов: практические, наглядно-словесные,
игровые, методы прямого обучения, методы интеграции, методы
эмоционально-образного представления. Рассмотрим методы, представленные более подробно.
Включение групповой игры повышает интерес детей к математике, если математическая сторона содержания игр выходит на первый план. В процессе групповых игр создаются условия: для получения элементарных
математических представлений в области счета и измерения (свободно читать различные объекты, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как получить число; измерять длину, ширину, высота объектов; определить объем жидких и объемных тел с помощью условной меры); разработка количественных представлений. Групповые игры по развитию познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте: дидактические игры; ролевые игры; игры с логико-математическими инструментами (блоки Dyenesha, кюизеновые палочки, кассовые номера).
Мы провели опытно-экспериментальную работу по исследованию влияния групповых игр на развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте в МАДОУ № 12 «Гусельки» г. Набережные Челны в
старших группах №4 и №5. Выборка составила 56 детей. Познавательный интерес к математике мы исследовали по критериям: представления о зависимости объектов от размеров; соотносящие действия; практические действия сериации и классификации. Результаты констатирующего этапа исследования показали: представление о зависимости объектов от размеров старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы развито на среднем уровне; практические действия сериации и классификации старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы развиты на среднем уровне; соотносящие действия сформированы на среднем уровне.
На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован комплекс групповых игр на развитие познавательного интереса старших дошкольников. Мы провели 10 групповых игр: «Больше-меньше»,
«Молокозавод», «На ферме», «Наведи порядок», «Новоселы», «Пограничники», «Помоги друзьям навести порядок», «Порядок», «Сравниваем числа», «Хебопекарный завод».
На контрольном этапе мы выявили, что: представление о зависимости объектов от размеров старших дошкольников экспериментальной группы выросло до высокого уровня, а в контрольной группе до среднего уровня; практические действия сериации и классификации старших дошкольников экспериментальной группы сформировались на высоком уровне, в контрольной группе на среднем. Соотносящие действия дошкольников экспериментальной группы поднялись до высокого уровня, а в контрольной группе до среднего.
Мы можем сделать вывод, о том, что проведенные нами групповые игры по развитию познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста эффективны, так как дети экспериментальной группы достигли высокого уровня познавательного интереса старших дошкольников к математике. Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте будет эффективным, если в образовательный процесс будут включены групповые игры - подтвердилась.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ