Внешняя политика КНР и Турецкой республики в Центральной Азии, 1991-2017 гг.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ И КНР К ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 13
1.1 ОТ Т. ОЗАЛА ДО Р. ЭРДОГАНА: ФОРМИРОВАНИЕ
КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА ТУРЕЦКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 13
11.1 КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО ВЕКТОРА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР: УСТОЙЧИВЫЙ ПРАГМАТИЗМ КПК 20
III.1 ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ВИДЕНИИ КНР И ТУРЦИИ ПРОБЛЕМАТИКИ РЕГИОНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 31
Глава 2. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ КИТАЙСКОЙ И ТУРЕЦКОЙ ВЕРСИЙ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА 35
1.2 ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК
ОСНОВНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 35
11.2 КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ТУРЦИИ КАК ОСНОВА
ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕГИОНОМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 48
Глава 3. ПРОЕКТ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» И РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ КУРСОВ КНР И ТУРЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 59
1.3 ПРОЕКТ «ПОЯСА И ПУТИ» В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЙ
ПОЛИТИКИ КНР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 59
11.3 ТУРЕЦКО-КИТАЙСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ
ИНИЦИАТИВЫ «НОВОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ» 69
111.3 ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА «ПОЯСА И ПУТИ» НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР И ТУРЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ .... 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ И КНР К ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 13
1.1 ОТ Т. ОЗАЛА ДО Р. ЭРДОГАНА: ФОРМИРОВАНИЕ
КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА ТУРЕЦКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 13
11.1 КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО ВЕКТОРА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР: УСТОЙЧИВЫЙ ПРАГМАТИЗМ КПК 20
III.1 ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ВИДЕНИИ КНР И ТУРЦИИ ПРОБЛЕМАТИКИ РЕГИОНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 31
Глава 2. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ КИТАЙСКОЙ И ТУРЕЦКОЙ ВЕРСИЙ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА 35
1.2 ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК
ОСНОВНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 35
11.2 КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ТУРЦИИ КАК ОСНОВА
ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕГИОНОМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 48
Глава 3. ПРОЕКТ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» И РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ КУРСОВ КНР И ТУРЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 59
1.3 ПРОЕКТ «ПОЯСА И ПУТИ» В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЙ
ПОЛИТИКИ КНР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 59
11.3 ТУРЕЦКО-КИТАЙСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ
ИНИЦИАТИВЫ «НОВОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ» 69
111.3 ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА «ПОЯСА И ПУТИ» НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР И ТУРЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ .... 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Постановка проблемы. С окончанием эпохи биполярности одной из главных тенденций в развитии международных отношений становится повышение уровня значимости регионального уровня межгосударственного взаимодействия. В первое десятилетие XXI века становилось всё более очевидно, что США уже не способны исполнять роль лидера в новой мировой системе и эффективно отвечать на вызовы, возникающие в различных частях света. Реакцией на это стало приобретение всё большей автономии региональными подсистемами международных отношений, и, как следствие, увеличение влияния стран, которые можно охарактеризовать как великие и региональные державы, в данных регионах. Деполяризация международных отношений сопровождалась образованием большого числа новых независимых государств, которые, испытывая на себе давление региональных лидеров, стремились сохранить и упрочить свои позиции при отстаивании национальных интересов в новой мировой системе. Данный процесс является одной из самых значимых проблем сотрудничества между государствами в период после 1991 года и на постсоветском пространстве. Новообразованные республики Центральной Азии (ЦА) - Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан - оказались в центре так называемой «Большой игры», которая развернулась в постбиполярную эпоху между региональными силами с одной стороны и внерегиональными игроками - с другой. После краха биполярной системы выделились четыре государства, точкой столкновения интересов которых стала ЦА: Россия, США, КНР и Турция. Однако до настоящего времени исследователи уделяли большее внимание взаимодействию в регионе первых двух из перечисленных выше стран. Но усиливающиеся позиции КНР в качестве весомого игрока на мировой арене привели к переосмыслению не только традиционной темы «Китай в международных отношениях», но и «отдельных региональных направлений внешней политики Пекина» . В этой связи интересно осуществление внешнеполитического курса Пекина в регионе ЦА, обладающим значительными топливно-энергетическими ресурсами и высоким транзитным потенциалом. А наличие в регионе такого игрока, как Турецкая республика, являющаяся традиционным партнёром ЦА, обладающего особой культурно-исторической близостью с центральноазиатскими обществами, оказывает значительное влияние на расстановку сил в регионе. Осуществление Пекином и Анкарой своих внешнеполитических курсов в данном регионе стало привлекать особое внимание исследователей в связи с началом реализации китайской интеграционной инициативы «Новый шёлковый путь» - одного из самых масштабных транспортных проектов XXI века, в котором Турция и республики ЦА занимают одни из ключевых положений.
Актуальность темы исследования определяется повышением роли регионального уровня международных отношений в функционировании мировой системы. В современную эпоху ключевая позиция региона ЦА в системе международных отношений объясняется следующими характеристиками - наличием у центральноазиатских республик энергетических ресурсов и транзитных возможностей, открывающих или закрывающих доступ к значимым со стратегической точки зрения регионам Ближнего и Среднего Востока, Южной и Восточной Азии. В совокупности с другими специфическими характеристиками ЦА это даёт возможность характеризовать ее как особую формирующуюся подсистему современного полицентричного мира, где помимо традиционных для предыдущего этапа развития международных отношений игроков - России и США, сталкиваются интересы КНР и Турции, обладающих амбициями и возможностями для изменения расстановки сил в этом регионе. Исследование проводимой Пекином и Анкарой политики в ЦА позволит определить тенденции и приоритеты взаимодействия в регионе, что существенно влияет на региональную и глобальную безопасность.
Целью исследования является анализ реализации центральноазиатского вектора внешней политики КНР и Турции.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть концептуальные основы сотрудничества КНР и Турции с республиками ЦА;
2) Сравнить концептуальное обоснование внешнеполитических курсов Пекина и Анкары в центральноазиатском регионе;
3) Определить роль Шанхайской организации сотрудничества в осуществлении центральноазиатского направления внешней политики Китая;
4) Установить место инструмента культурной дипломатии в реализации турецко-центральноазиатского сотрудничества;
5) Оценить значение проекта «Один пояс-один путь» для взаимодействия КНР и Турции в регионе ЦА.
Объект исследования - региональные международные отношения в постбиполярной мировой системе.
Предметом исследования является центральноазиатское направление внешней политики КНР и Турции в период с 1991 по 2017 гг.
Источниковую базу, к которой автор обращался при проведении исследования, можно разделить на несколько групп: (1) программы Правительства Турецкой республики , программа партии , Конституция КНР , межгосударственные соглашения , совместные декларации , документы международных организаций и национального агентства Турции ; (2) выступления официальных лиц государств ; (3) статистические данные.
Степень изученности. В настоящее время данная проблема является недостаточно изученной. Взаимодействие центральноазиатских государств с мировым сообществом, их двусторонние и многосторонние отношения редко становились предметом специального научного исследования. Давая характеристику использованной литературы следует отметить, что отечественные авторы настроены скептически в отношении эффективности реализации турецкой внешней политики в ЦА. Отмечая значительные успехи в институализации отношений между Турцией и республиками ЦА, российские эксперты отмечают постепенное рассеивание турецкой перспективы укрепления своего влияния в регионе в контексте переключения внимания Анкары на события на Ближнем Востоке. В большинстве рассмотренных работ отечественных авторов превалирует мнение о том, что турецкий внешнеполитический курс требует обновления, а фокусирование на регионе ЦА и Кавказе предлагается ими как логичная альтернатива неспособности Турции противостоять России и США в Сирии.
Рассматривая китайско-центральноазиатские отношения, отечественные исследователи отмечают более комплексный и системный характер, который приобретает экономическое присутствие КНР в ЦА, отмечая большую роль связанных кредитов и согласования программ развития национальных экономик в этой области. Причиной такого углубления сотрудничества эксперты видят в решении китайских властей развивать западные регионы, обладающими широкими связями с республиками ЦА. Однако отмечается, что сдерживающим фактором у усилении влияния Пекина является существующий в центральноазиатских обществах определённый уровень синофобии, а также стремление развивать национальную производящую экономику.
Китайскими исследователи на рубеже веков были обеспокоены возрастающими подозрениями и недоверием среди азиатских стран к мирным внешнеполитическим устремлениям Пекина в связи с рядом международных инцидентов в 1995-1996 гг. Однако позднее аналитики отмечают успешность проводимой КНР политики «восстановления доверия». Китайские аналитики также высоко оценивают проект «Нового шёлкового пути» для усиления позиций Китая в регионе, но указывают на внутриполитическую нестабильность, разный уровень развития экономик республик ЦА в качестве возможных препятствий.
Их турецкие коллеги , не отрицая склонность правительства в Анкаре к «романтизму», позиционированию себя как «старшего брата» или «спасителя» в отношениях с республиками ЦА, призывают к переходу от поддержки абстрактных проектов к установлению более четких средне- и краткосрочных целей на центральноазиатском направлении. Для этого эксперты из Турции считают необходимым заполнить существующие информационные пробелы в планировании турецкой внешней политики путём открытия новых исследовательских центров как в самой Турции, так и непосредственно в странах ЦА. Хотя они и дают положительную оценку новым подходам к постановке и реализации внешнеполитических целей при Т. Озале, однако считают их недостаточными для изменившихся реалий мировой системы в XXI в. Проведя анализ геостратегических возможностей Турции, рассмотренные турецкие авторы пришли к выводу, что правительству следует признать невозможность Анкары в одиночку оказать тот объём помощи, в котором нуждаются республики ЦА, и сосредоточить большее внимание на своём выгодном положении транзита энергоносителей из ЦА в Европу для углубления взаимодействия с другими участниками «Большой игры» в регионе. Также признавая эффективность культурной дипломатии Турции в сотрудничестве с государствами ЦА, турецкие исследователи призывают не преувеличивать её безальтернативность, а также учитывать большие историко-культурное влияние России и Ирана на данный регион.
Для более комплексного рассмотрения проблемы были изучены исследования по данной проблематике ряда и других зарубежных авторов , представляющих европейские страны, Казахстан, США, Пакситан Таджикистан, Японию.
Взаимодействие КНР и Турции в процессе реализации их внешнеполитических курсов в ЦА упоминается в рассмотренных автором работах в контексте изменения динамики влияния других важных акторов в регионе. Однако стоит отметить, что турецко-китайское противостояние по уйгурскому вопросу, который является неотъемлемой частью внешнеполитических курсов двух государств в ЦА, является частой темой для исследований как отечественных, так и зарубежных авторов.
Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что автором была предпринята попытка комплексного исследования внешней политики КНР и Турции в ЦА в период с 1991 по 2017 гг. через сравнение концептуальных основ и выявление основных инструментов реализации центральноазиатских курсов двух государств. Более того, автором был проанализирован проект «Один пояс - один путь» в контексте взаимодействия его инициатора - КНР и ключевых участников - Турции и центральноазиатских республик. В комплексе это раскрыло данный аспект регионального уровня международных отношений в новом ракурсе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с образования независимых республик в регионе ЦА в 1991 г., когда было положено начало «Большой игре» в постбиполярной ЦА, до первого форума инициативы «Один пояс-один путь», прошедшего в мае 2017 г., где присутствовали главы КНР, Турции и центральноазиатских республик, поставившие свои подписи под рядом договоров, способствующих углублению сотрудничества по реализации китайского проекта. Следует отметить, что для более глубокого понимания проблематики было необходимо обращение и к более ранним этапам взаимоотношений изучаемых государств.
Методологической основой исследования послужили работы Шумилина А.И. и Хас К. , применивших системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, которые позволили обеспечить максимально возможный полисистемный анализ объекта исследования. Для достижения цели исследования, в работе были использованы следующие методы: историко-сравнительный, описательный, статистический, метод анализа и синтеза. Историко-сравнительный метод выделяется в качестве основного, он позволил установить общие характеристики, тенденции и специфику внешнеполитических действий КНР и Турции в центральноазиатском регионе. Также следует выделить описательный метод, предоставивший возможность зафиксировать процесс формирования регионального направления внешнеполитических подходов двух государств в постбиполярной системе международных отношений.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют дополнить существующие представления о расстановке сил в стратегически важном в современной системе международных отношений регионе ЦА. Итоги исследования могут быть учтены при дальнейших научных исследованиях данной проблематики,
использованы для написания статей, составления курсов лекций, семинарских занятий, учебных пособий.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения, списка источников и литературы.
Актуальность темы исследования определяется повышением роли регионального уровня международных отношений в функционировании мировой системы. В современную эпоху ключевая позиция региона ЦА в системе международных отношений объясняется следующими характеристиками - наличием у центральноазиатских республик энергетических ресурсов и транзитных возможностей, открывающих или закрывающих доступ к значимым со стратегической точки зрения регионам Ближнего и Среднего Востока, Южной и Восточной Азии. В совокупности с другими специфическими характеристиками ЦА это даёт возможность характеризовать ее как особую формирующуюся подсистему современного полицентричного мира, где помимо традиционных для предыдущего этапа развития международных отношений игроков - России и США, сталкиваются интересы КНР и Турции, обладающих амбициями и возможностями для изменения расстановки сил в этом регионе. Исследование проводимой Пекином и Анкарой политики в ЦА позволит определить тенденции и приоритеты взаимодействия в регионе, что существенно влияет на региональную и глобальную безопасность.
Целью исследования является анализ реализации центральноазиатского вектора внешней политики КНР и Турции.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть концептуальные основы сотрудничества КНР и Турции с республиками ЦА;
2) Сравнить концептуальное обоснование внешнеполитических курсов Пекина и Анкары в центральноазиатском регионе;
3) Определить роль Шанхайской организации сотрудничества в осуществлении центральноазиатского направления внешней политики Китая;
4) Установить место инструмента культурной дипломатии в реализации турецко-центральноазиатского сотрудничества;
5) Оценить значение проекта «Один пояс-один путь» для взаимодействия КНР и Турции в регионе ЦА.
Объект исследования - региональные международные отношения в постбиполярной мировой системе.
Предметом исследования является центральноазиатское направление внешней политики КНР и Турции в период с 1991 по 2017 гг.
Источниковую базу, к которой автор обращался при проведении исследования, можно разделить на несколько групп: (1) программы Правительства Турецкой республики , программа партии , Конституция КНР , межгосударственные соглашения , совместные декларации , документы международных организаций и национального агентства Турции ; (2) выступления официальных лиц государств ; (3) статистические данные.
Степень изученности. В настоящее время данная проблема является недостаточно изученной. Взаимодействие центральноазиатских государств с мировым сообществом, их двусторонние и многосторонние отношения редко становились предметом специального научного исследования. Давая характеристику использованной литературы следует отметить, что отечественные авторы настроены скептически в отношении эффективности реализации турецкой внешней политики в ЦА. Отмечая значительные успехи в институализации отношений между Турцией и республиками ЦА, российские эксперты отмечают постепенное рассеивание турецкой перспективы укрепления своего влияния в регионе в контексте переключения внимания Анкары на события на Ближнем Востоке. В большинстве рассмотренных работ отечественных авторов превалирует мнение о том, что турецкий внешнеполитический курс требует обновления, а фокусирование на регионе ЦА и Кавказе предлагается ими как логичная альтернатива неспособности Турции противостоять России и США в Сирии.
Рассматривая китайско-центральноазиатские отношения, отечественные исследователи отмечают более комплексный и системный характер, который приобретает экономическое присутствие КНР в ЦА, отмечая большую роль связанных кредитов и согласования программ развития национальных экономик в этой области. Причиной такого углубления сотрудничества эксперты видят в решении китайских властей развивать западные регионы, обладающими широкими связями с республиками ЦА. Однако отмечается, что сдерживающим фактором у усилении влияния Пекина является существующий в центральноазиатских обществах определённый уровень синофобии, а также стремление развивать национальную производящую экономику.
Китайскими исследователи на рубеже веков были обеспокоены возрастающими подозрениями и недоверием среди азиатских стран к мирным внешнеполитическим устремлениям Пекина в связи с рядом международных инцидентов в 1995-1996 гг. Однако позднее аналитики отмечают успешность проводимой КНР политики «восстановления доверия». Китайские аналитики также высоко оценивают проект «Нового шёлкового пути» для усиления позиций Китая в регионе, но указывают на внутриполитическую нестабильность, разный уровень развития экономик республик ЦА в качестве возможных препятствий.
Их турецкие коллеги , не отрицая склонность правительства в Анкаре к «романтизму», позиционированию себя как «старшего брата» или «спасителя» в отношениях с республиками ЦА, призывают к переходу от поддержки абстрактных проектов к установлению более четких средне- и краткосрочных целей на центральноазиатском направлении. Для этого эксперты из Турции считают необходимым заполнить существующие информационные пробелы в планировании турецкой внешней политики путём открытия новых исследовательских центров как в самой Турции, так и непосредственно в странах ЦА. Хотя они и дают положительную оценку новым подходам к постановке и реализации внешнеполитических целей при Т. Озале, однако считают их недостаточными для изменившихся реалий мировой системы в XXI в. Проведя анализ геостратегических возможностей Турции, рассмотренные турецкие авторы пришли к выводу, что правительству следует признать невозможность Анкары в одиночку оказать тот объём помощи, в котором нуждаются республики ЦА, и сосредоточить большее внимание на своём выгодном положении транзита энергоносителей из ЦА в Европу для углубления взаимодействия с другими участниками «Большой игры» в регионе. Также признавая эффективность культурной дипломатии Турции в сотрудничестве с государствами ЦА, турецкие исследователи призывают не преувеличивать её безальтернативность, а также учитывать большие историко-культурное влияние России и Ирана на данный регион.
Для более комплексного рассмотрения проблемы были изучены исследования по данной проблематике ряда и других зарубежных авторов , представляющих европейские страны, Казахстан, США, Пакситан Таджикистан, Японию.
Взаимодействие КНР и Турции в процессе реализации их внешнеполитических курсов в ЦА упоминается в рассмотренных автором работах в контексте изменения динамики влияния других важных акторов в регионе. Однако стоит отметить, что турецко-китайское противостояние по уйгурскому вопросу, который является неотъемлемой частью внешнеполитических курсов двух государств в ЦА, является частой темой для исследований как отечественных, так и зарубежных авторов.
Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что автором была предпринята попытка комплексного исследования внешней политики КНР и Турции в ЦА в период с 1991 по 2017 гг. через сравнение концептуальных основ и выявление основных инструментов реализации центральноазиатских курсов двух государств. Более того, автором был проанализирован проект «Один пояс - один путь» в контексте взаимодействия его инициатора - КНР и ключевых участников - Турции и центральноазиатских республик. В комплексе это раскрыло данный аспект регионального уровня международных отношений в новом ракурсе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с образования независимых республик в регионе ЦА в 1991 г., когда было положено начало «Большой игре» в постбиполярной ЦА, до первого форума инициативы «Один пояс-один путь», прошедшего в мае 2017 г., где присутствовали главы КНР, Турции и центральноазиатских республик, поставившие свои подписи под рядом договоров, способствующих углублению сотрудничества по реализации китайского проекта. Следует отметить, что для более глубокого понимания проблематики было необходимо обращение и к более ранним этапам взаимоотношений изучаемых государств.
Методологической основой исследования послужили работы Шумилина А.И. и Хас К. , применивших системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, которые позволили обеспечить максимально возможный полисистемный анализ объекта исследования. Для достижения цели исследования, в работе были использованы следующие методы: историко-сравнительный, описательный, статистический, метод анализа и синтеза. Историко-сравнительный метод выделяется в качестве основного, он позволил установить общие характеристики, тенденции и специфику внешнеполитических действий КНР и Турции в центральноазиатском регионе. Также следует выделить описательный метод, предоставивший возможность зафиксировать процесс формирования регионального направления внешнеполитических подходов двух государств в постбиполярной системе международных отношений.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют дополнить существующие представления о расстановке сил в стратегически важном в современной системе международных отношений регионе ЦА. Итоги исследования могут быть учтены при дальнейших научных исследованиях данной проблематики,
использованы для написания статей, составления курсов лекций, семинарских занятий, учебных пособий.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения, списка источников и литературы.
Завершение периода биполярности в международных отношениях сопровождалось ростом тенденции усиления значения, которое имеет взаимодействие между государствами внутри определенного региона. Великие и региональные державы активизируют свою деятельность в региональных подсистемах, стремящихся, в свою очередь, к большей самостоятельности, укреплению своих позиций на мировой арене. Отношения между новыми независимыми государствами Центральной Азии с региональными и внерегиональными силами стали одним из наиболее важных процессов на постсоветском пространстве в развитии системы международных отношений после 1991 года. Это, безусловно, связано с геоэкономическим значением центральноазиатского региона и его геостратегическим положением.
Данный регион является важным координационным центром для стратегических интересов сразу нескольких государств, среди которых, кроме России и США - наиболее влиятельных держав предыдущего этапа развития мировой системы, находятся так же КНР и Турция, стремящихся сегодня играть более активную роль на мировой арене.
В ходе исследования были рассмотрены концептуальные основы взаимодействия двух государств с центральноазиатскими республиками и, как следствие, выявлен ряд сходств и различий. КНР обладает набором четко сформулированных и последовательных концепций и стратегий, прошедших определённый эволюционный путь от идей ревизионизма до стремления к усилению единого Китая как мировой державы. В качестве концептуальных основ осуществления китайской внешней политики в ЦА можно выделить принципы мирного сосуществования, концепцию «гармоничного мира», «стратегических границ и жизненного пространства», а также положения официальных документов ШОС. Турция же предоставляет исследователям более узкое документальное поле для выявления мотивов и приоритетов внешнеполитических действий, к тому же, внутриполитическая нестабильность в кон. XX - нач. XXI вв. препятствовала формулированию последовательных целей и задач внешней политики, особенно на региональном уровне. Автором было выявлено, что концептуальные основы внешнеполитических действий в отношении ЦА, заложенные с учетом исторических особенностей на рубеже веков Т. Озалом и дополненные идеологами Партии справедливости и развития, составляют такие положения, как развитие стратегического двустороннего и многостороннего сотрудничества в различных сферах с приоритетом торгово-экономической области взаимодействия, оказание помощи в разрешении конфликтов и процессах государственного строительства. Несмотря на существующие различия, как КНР, так и Турция в осуществлении своего центральноазиатского вектора исходят из положений о неприятии однополярного мира. Более того, двум странам присущ прагматизм по отношению к республикам ЦА и к взаимодействию друг с другом в данном регионе, заключающийся в последовательной политике дальнейшего развития экономического сотрудничества и поддержании политической стабильности через взаимное сотрудничество.
Проведённое исследование позволило установить значимую роль, которую играет Шанхайская организация сотрудничества для реализации внешней политики Китая в ЦА. При рассмотрении последовательных шагов Пекина на центральноазиатском направлении в рамках данной организации были выявлены следующие этапы продвижения сотрудничества: (1) разрешение пограничных вопросов, (2) налаживание взаимодействия по проблеме терроризма, (3) реализация транспортно-логистических, энергетических проектов, экономической кооперации. Эти шаги способствовали налаживанию тесных отношений КНР и стран ЦА в стратегически важных для Пекина областях в регионе: безопасности и экономике. Рассмотрев участие китайской стороны в ШОС, можно сделать вывод, что организация обладает достаточным набором инструментов для продвижения интересов Китая в регионе ЦА Необходимо отметить прагматичный подход Пекина, отразившийся в отходе от заявленного при создании ШОС курса на многостороннее сотрудничества в пользу двустороннего взаимодействия и акцента на прямых инвестициях, что позволило ему наилучшим образом реализовать свои интересы в регионе, сделало его присутствие в регионе необходимым для поддержания «баланса сил», а его производство и финансовые механизмы - неотъемлемой частью эффективного функционирования экономик ЦА.
В отличие от КНР, тенденции прагматизма в центральноазиатском измерении внешней политики Турции на первых этапах установления сотрудничества с новыми независимыми республиками ЦА были отодвинуты на второй план стремлением к исполнению роли «старшего брата» новообразованных государств в регионе, оказанию помощи в их интеграции в мировое сообщество. Однако данные устремления не смогли стать основой для налаживания взаимовыгодного турецко-центральноазиатского сотрудничества. Анкаре пришлось признать факт отсутствия у неё достаточной финансово-кредитной возможности для осуществления своих внешнеполитических задач на центральноазиатском направлении. Учитывая значительную историческую и культурную близость, самым выгодным шагом для турецкой стороны стало смещение акцента на культурно - гуманитарное сотрудничество. Это отражает усиление роли прагматического подхода в реализации внешней политики Турции в ЦА. Анкара, отказавшись от навеянных прошлыми успехами Османской империи мер патернализма, перешла к поэтапному выстраиванию равноправного взаимовыгодного сотрудничества, используя преимущества культурно-исторических связей. Принимая во внимание специфику внутри и внешнеполитических процессов тюркских обществ, а также успешные результативные показатели продолжающего укрепляться сотрудничества Турции с республиками ЦА в различных сферах, можно сделать вывод, что инициатива культурной консолидации тюркского мира стала наиболее успешным шагом Анкары, заложившим фундамент для углубления взаимодействия в регионе по вопросам безопасности, экономики и энергетики, что составляет стратегический круг интересов Турции в регионе.
В ходе работы, автором было изучено взаимодействие КНР, Турции и центральноазиатских республик в рамках одной из самых масштабных транспортных инициатив XXI века - китайского проекта «Нового Шёлкового пути». Детальное рассмотрение политических и экономических мер, предпринятых для реализации данного проекта в хронологических рамках данного исследования, приводит к заключению о том, что на современном этапе развития международных отношений интеграционная инициатива «Пояса и пути» является наиболее эффективным и влиятельным инструментом реализации центральноазиатского вектора внешней политики как КНР, так и Турции. Более того, она выступает в роли катализатора китайско-турецкого сотрудничества. Принимая во внимание рассмотренные меры политической и экономической кооперации в рамках «Пояса и пути», с большей уверенностью можно охарактеризовать этот проект в качестве инструмента, созданного Пекином для реализации китайской внешней политики, в том числе в регионе ЦА, и дающего возможность Анкаре, в свою очередь, с большей эффективностью реализовывать свой центральноазиатский курс.
Несмотря на установленные автором условия для продолжения проведения Турцией и Китаем своих прагматичных внешнеполитических курсов в ЦА, нельзя не отметить ряд существующих предпосылок и проблемных точек, способных стать катализатором изменения принципов, на которых основываются данные курсы. На первый план выходит проблема Синьцзян-Уйгурского автономного района, имеющего, к тому же, особую важность для реализации проекта «Пояса и пути». Обвинения, предъявляемые Турцией Китаю, в насильственных действиях, направленных на уйгурских мусульман, пока затрагивали лишь политическую сферу взаимодействия. Однако включение Пекином своего курса в отношении данного меньшинства в мировую антитеррористическую повестку может привести к обострению турецко-китайских отношений на глобальном и региональном уровнях, когда каждая сторона, при содействии других стран- союзников, усилит попытки привлечения республик ЦА на свою сторону в этой важном для центральноазиатского региона вопросе. Еще одной проблемной предпосылкой является отсутствие налаженного эффективного диалога, направленного на согласование интересов интеграционных проектов, реализуемых на территории ЦА различными мировыми игроками. Это является препятствием для успешного осуществления китайской инициативы, бенефициарами которой являются как КНР, так и республики ЦА и Турция. Более того в случае столкновения интересов различных инициатив, данные государства окажутся перед лицом выбора приоритетов в выстраивании межгосударственного взаимодействия, что может привести к обострению ситуации в регионе в целом, изменить вектор поведения КНР и Турции в ЦА. В контексте рассмотрения конфликтных предпосылок нельзя не учитывать внутренние политические и экономические особенности региона ЦА. А именно наличие в политических элитах республик ЦА представителей противников интеграции региона, существующие антикитайские и антитурецкие настроения. Отсутствие технологической специализации, схожие структуры хозяйствования могут привести к усилению конкуренции, особенно в рамках реализации «Пояса и пути», а также к обострению отношений между республиками региона, изменению ими своих внешнеполитических предпочтений.
На основании вышеизложенных выводов, автором работы был сделан следующий прогноз: учитывая важность региона ЦА как культурно-исторической сферы влияния и одного из важных экономических партнёров для Турции; ключевую роль, которую играет ЦА в качестве рынка сбыта и транспортного коридора для реализации интеграционной инициативы КНР; а также очевидную выгоду от стабильного положительного турецко-китайского взаимодействия, два государства продолжат проводить прагматичный курс своей внешней политики в регионе, а трения, существующие на политическом уровне не повлияют на существующую общую динамику отношений государств друг с другом и центральноазиатскими республиками. Анкара и Пекин будут стремиться использовать проект «Один пояс - один путь» в большей степени как инструмент укрепления взаимоотношений и расширения сфер сотрудничества со странами региона и друг с другом, чем как возможность для усиления противостояния и соперничества за влияние в республиках ЦА.
В этой связи, при планировании курса внешней политики в центральноазиатских республиках необходимо учитывать специфику влияния таких игроков как КНР и Турция, избегать рассмотрения ЦА как региона, обладающего социокультурной гомогенностью. Также принимая во внимания такую заявленную цель проекта «Пояса и пути» как установление «новой модели международного сотрудничества и общемирового менеджмента», и стратегическую роль ЦА в нём, всё яснее обозначается необходимость более детального изучения проекта, соотнесения его с собственными целями в регионе, отслеживания динамики его развития и поиска путей устранения столкновения интересов через возможное сопряжение интеграционных проектов.
Данный регион является важным координационным центром для стратегических интересов сразу нескольких государств, среди которых, кроме России и США - наиболее влиятельных держав предыдущего этапа развития мировой системы, находятся так же КНР и Турция, стремящихся сегодня играть более активную роль на мировой арене.
В ходе исследования были рассмотрены концептуальные основы взаимодействия двух государств с центральноазиатскими республиками и, как следствие, выявлен ряд сходств и различий. КНР обладает набором четко сформулированных и последовательных концепций и стратегий, прошедших определённый эволюционный путь от идей ревизионизма до стремления к усилению единого Китая как мировой державы. В качестве концептуальных основ осуществления китайской внешней политики в ЦА можно выделить принципы мирного сосуществования, концепцию «гармоничного мира», «стратегических границ и жизненного пространства», а также положения официальных документов ШОС. Турция же предоставляет исследователям более узкое документальное поле для выявления мотивов и приоритетов внешнеполитических действий, к тому же, внутриполитическая нестабильность в кон. XX - нач. XXI вв. препятствовала формулированию последовательных целей и задач внешней политики, особенно на региональном уровне. Автором было выявлено, что концептуальные основы внешнеполитических действий в отношении ЦА, заложенные с учетом исторических особенностей на рубеже веков Т. Озалом и дополненные идеологами Партии справедливости и развития, составляют такие положения, как развитие стратегического двустороннего и многостороннего сотрудничества в различных сферах с приоритетом торгово-экономической области взаимодействия, оказание помощи в разрешении конфликтов и процессах государственного строительства. Несмотря на существующие различия, как КНР, так и Турция в осуществлении своего центральноазиатского вектора исходят из положений о неприятии однополярного мира. Более того, двум странам присущ прагматизм по отношению к республикам ЦА и к взаимодействию друг с другом в данном регионе, заключающийся в последовательной политике дальнейшего развития экономического сотрудничества и поддержании политической стабильности через взаимное сотрудничество.
Проведённое исследование позволило установить значимую роль, которую играет Шанхайская организация сотрудничества для реализации внешней политики Китая в ЦА. При рассмотрении последовательных шагов Пекина на центральноазиатском направлении в рамках данной организации были выявлены следующие этапы продвижения сотрудничества: (1) разрешение пограничных вопросов, (2) налаживание взаимодействия по проблеме терроризма, (3) реализация транспортно-логистических, энергетических проектов, экономической кооперации. Эти шаги способствовали налаживанию тесных отношений КНР и стран ЦА в стратегически важных для Пекина областях в регионе: безопасности и экономике. Рассмотрев участие китайской стороны в ШОС, можно сделать вывод, что организация обладает достаточным набором инструментов для продвижения интересов Китая в регионе ЦА Необходимо отметить прагматичный подход Пекина, отразившийся в отходе от заявленного при создании ШОС курса на многостороннее сотрудничества в пользу двустороннего взаимодействия и акцента на прямых инвестициях, что позволило ему наилучшим образом реализовать свои интересы в регионе, сделало его присутствие в регионе необходимым для поддержания «баланса сил», а его производство и финансовые механизмы - неотъемлемой частью эффективного функционирования экономик ЦА.
В отличие от КНР, тенденции прагматизма в центральноазиатском измерении внешней политики Турции на первых этапах установления сотрудничества с новыми независимыми республиками ЦА были отодвинуты на второй план стремлением к исполнению роли «старшего брата» новообразованных государств в регионе, оказанию помощи в их интеграции в мировое сообщество. Однако данные устремления не смогли стать основой для налаживания взаимовыгодного турецко-центральноазиатского сотрудничества. Анкаре пришлось признать факт отсутствия у неё достаточной финансово-кредитной возможности для осуществления своих внешнеполитических задач на центральноазиатском направлении. Учитывая значительную историческую и культурную близость, самым выгодным шагом для турецкой стороны стало смещение акцента на культурно - гуманитарное сотрудничество. Это отражает усиление роли прагматического подхода в реализации внешней политики Турции в ЦА. Анкара, отказавшись от навеянных прошлыми успехами Османской империи мер патернализма, перешла к поэтапному выстраиванию равноправного взаимовыгодного сотрудничества, используя преимущества культурно-исторических связей. Принимая во внимание специфику внутри и внешнеполитических процессов тюркских обществ, а также успешные результативные показатели продолжающего укрепляться сотрудничества Турции с республиками ЦА в различных сферах, можно сделать вывод, что инициатива культурной консолидации тюркского мира стала наиболее успешным шагом Анкары, заложившим фундамент для углубления взаимодействия в регионе по вопросам безопасности, экономики и энергетики, что составляет стратегический круг интересов Турции в регионе.
В ходе работы, автором было изучено взаимодействие КНР, Турции и центральноазиатских республик в рамках одной из самых масштабных транспортных инициатив XXI века - китайского проекта «Нового Шёлкового пути». Детальное рассмотрение политических и экономических мер, предпринятых для реализации данного проекта в хронологических рамках данного исследования, приводит к заключению о том, что на современном этапе развития международных отношений интеграционная инициатива «Пояса и пути» является наиболее эффективным и влиятельным инструментом реализации центральноазиатского вектора внешней политики как КНР, так и Турции. Более того, она выступает в роли катализатора китайско-турецкого сотрудничества. Принимая во внимание рассмотренные меры политической и экономической кооперации в рамках «Пояса и пути», с большей уверенностью можно охарактеризовать этот проект в качестве инструмента, созданного Пекином для реализации китайской внешней политики, в том числе в регионе ЦА, и дающего возможность Анкаре, в свою очередь, с большей эффективностью реализовывать свой центральноазиатский курс.
Несмотря на установленные автором условия для продолжения проведения Турцией и Китаем своих прагматичных внешнеполитических курсов в ЦА, нельзя не отметить ряд существующих предпосылок и проблемных точек, способных стать катализатором изменения принципов, на которых основываются данные курсы. На первый план выходит проблема Синьцзян-Уйгурского автономного района, имеющего, к тому же, особую важность для реализации проекта «Пояса и пути». Обвинения, предъявляемые Турцией Китаю, в насильственных действиях, направленных на уйгурских мусульман, пока затрагивали лишь политическую сферу взаимодействия. Однако включение Пекином своего курса в отношении данного меньшинства в мировую антитеррористическую повестку может привести к обострению турецко-китайских отношений на глобальном и региональном уровнях, когда каждая сторона, при содействии других стран- союзников, усилит попытки привлечения республик ЦА на свою сторону в этой важном для центральноазиатского региона вопросе. Еще одной проблемной предпосылкой является отсутствие налаженного эффективного диалога, направленного на согласование интересов интеграционных проектов, реализуемых на территории ЦА различными мировыми игроками. Это является препятствием для успешного осуществления китайской инициативы, бенефициарами которой являются как КНР, так и республики ЦА и Турция. Более того в случае столкновения интересов различных инициатив, данные государства окажутся перед лицом выбора приоритетов в выстраивании межгосударственного взаимодействия, что может привести к обострению ситуации в регионе в целом, изменить вектор поведения КНР и Турции в ЦА. В контексте рассмотрения конфликтных предпосылок нельзя не учитывать внутренние политические и экономические особенности региона ЦА. А именно наличие в политических элитах республик ЦА представителей противников интеграции региона, существующие антикитайские и антитурецкие настроения. Отсутствие технологической специализации, схожие структуры хозяйствования могут привести к усилению конкуренции, особенно в рамках реализации «Пояса и пути», а также к обострению отношений между республиками региона, изменению ими своих внешнеполитических предпочтений.
На основании вышеизложенных выводов, автором работы был сделан следующий прогноз: учитывая важность региона ЦА как культурно-исторической сферы влияния и одного из важных экономических партнёров для Турции; ключевую роль, которую играет ЦА в качестве рынка сбыта и транспортного коридора для реализации интеграционной инициативы КНР; а также очевидную выгоду от стабильного положительного турецко-китайского взаимодействия, два государства продолжат проводить прагматичный курс своей внешней политики в регионе, а трения, существующие на политическом уровне не повлияют на существующую общую динамику отношений государств друг с другом и центральноазиатскими республиками. Анкара и Пекин будут стремиться использовать проект «Один пояс - один путь» в большей степени как инструмент укрепления взаимоотношений и расширения сфер сотрудничества со странами региона и друг с другом, чем как возможность для усиления противостояния и соперничества за влияние в республиках ЦА.
В этой связи, при планировании курса внешней политики в центральноазиатских республиках необходимо учитывать специфику влияния таких игроков как КНР и Турция, избегать рассмотрения ЦА как региона, обладающего социокультурной гомогенностью. Также принимая во внимания такую заявленную цель проекта «Пояса и пути» как установление «новой модели международного сотрудничества и общемирового менеджмента», и стратегическую роль ЦА в нём, всё яснее обозначается необходимость более детального изучения проекта, соотнесения его с собственными целями в регионе, отслеживания динамики его развития и поиска путей устранения столкновения интересов через возможное сопряжение интеграционных проектов.
Подобные работы
- Концепция «Великого Турана» и отношения Турции и стран Центральной Азии на современном этапе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2023 - Внешняя политика Турции в современный период
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - СИНЬЦЗЯН И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ В XX ВЕКЕ: ТРАНСГРАНИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙТСВИЕ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ВНЕШНЕТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Военно-техническое сотрудничество, как фактор повышения эффективности экономических связей России с Зарубежными странами
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



