Введение…………………………………………………………………….........3
Глава 1. Теоретические анализ по изучению особенностей развития
коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья………………………………………………………..7
1.1. Понятие и сущность коммуникативной компетентности………………..7
1.2. Особенности развития коммуникативной компетентности у детей
дошкольного возраста с ОВЗ…………………………………………………..12
1.3. Методы развития коммуникативной компетенции у старших
дошкольников с ОВЗ…………………………………………………………...21
Выводы по 1главе………………………………………………………………28
Глава Опытно-экспериментальное исследование по проблеме развития
коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья………………………………………………………30
2.1. Описание организации, выборки и методов
исследования……………………………………………………………………30
2.2. Результаты и интерпретация констатирующего этапа
исследования………………………………………………………………........34
2.3. Программа развития коммуникативной компетентности
дошкольников…………………………………………………………………..41
2.4. Результаты и интерпретация контрольного этапа
исследования……………………………………………………………………46
Выводы по 2 главе……………………………………………………………...59
Заключение……………………………………………………………………...61
Список использованной литературы………………………………………….63
Приложения
Актуальность исследования. Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в будущем является развитие коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия дошкольника со своими сверстниками и со взрослыми. Однако конкретные пути формирования коммуникативной компетентности и компетентности личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения остаются недостаточно разработанными.
Ограничения в возможностях здоровья детей дошкольного возраста приводят к выпадению из социального и культурного дошкольного образовательного пространства, в связи, с чем нарушается их взаимосвязь с обществом, культурой, как неким источником их развития. Также актуальность решения задач развития коммуникативной компетенции у них усиливаются вопросами межэтнического взаимодействия в образовательных учреждениях, когда не только имеются особенности здоровья, но и социальные, культурные и нравственные различия переплетаются друг с другом в межличностном взаимодействии детей и взрослых, сотрудничестве и игровой деятельности. Задача определяется и объективным ростом индивидуализма в идеологии, что несомненно требует определения дополнительных, опорных механизмов коммуникативного развития, усиливающих внутреннюю регуляцию личности на фоне ослабления внешнего, социального контроля.
Коммуникативная компетентность включает в себя формирование способности к сотрудничеству и координации различных позиций, умение понимать разные мнения и ожидания, ставить цель общения и добиваться результата, умение договариваться и использовать различные стратегии решения конфликтных ситуаций.
В настоящее время коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ уделяется самое незначительное внимание. Чаще всего отношения сверстников к таким детям строятся спонтанно. В современном обществе им все менее доступно свободное общение со здоровыми сверстниками. Детей с ОВЗ редко специально обучают навыкам общения, показывают, как правильно и достаточно эффективно общаться со своими сверстниками, на какие нормы и ценности ориентироваться. Практика показывает, что наибольшие трудности ребенок дошкольного возраста с ОВЗ испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со сверстниками. Это проявляется в повышенной тревожности, агрессии, неумении договориться, видеть особенности сверстника, невозможности осуществлять совместную деятельность, несформированности ценностных ориентаций.
Учитывая актуальность данной проблемы, вопросы развития коммуникативной компетентности современных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья требуют пристального внимания и дальнейшей всесторонней разработки.
Объект исследования - коммуникативная компетенция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - развитие коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - разработать и апробировать программу по развитию коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет эффективным, если будет реализована программа с использованием сюжетно-ролевых игр.
Задачи исследования:
1. Провести анализ по проблеме развития коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
2. Провести изучение по выявлению особенностей коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
3. Разработать и апробировать программу по развитию коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
4. Оценить эффективность программы по развитию коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Методологической основой исследования являются работы, посвященные развитию коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (Е.А. Быстрова, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздева, Л. Дубинина, Я.М. Колкер, Т.П. Колодяжная, Н.С. Жукова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Т.Н. Солдатова,
О.С. Ушакова, Ю.А. Судоплатова, И.А. Лыкова, Т.П. Скрипкина, А.Г. Рузская, Н.Ш. Макарова и др.).
Методы исследования: для решения поставленных задач
использовались методы теоретического анализа научной литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, статистический метод (Т - критерий Вилкоксона).
Методики исследования:
1. «Диагностика диалогической речи дошкольника» Р.Е. Левина,
2. «Метод проблемных ситуаций» В. Холмогоровой,
3. «Определение уровня сформированности образной речи» Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой.
Экспериментальная база исследования: выборкой послужили 60 дошкольников 5-6 лет из числа воспитанников ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Ляйсан» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан».
Теоретическая значимость исследования:
- расширены теоретические представления по развитию коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;
- определены психолого-педагогические условия построения программы по развитию коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с использованием сюжетноролевой игры;
- научно обоснована необходимость включения программы по развитию коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья как средства повышения качества образовательного процесса и развития личности ребёнка в целом.
Практическая значимость исследования:
- разработана, апробирована и внедрена в педагогическую практику программа по развитию коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с использованием сюжетноролевой игры;
- использована программа по развитию коммуникативной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья как средства повышения качества образовательного процесса и развития личности ребёнка в целом.
Материалы исследования могут использоваться при подготовке психологов, педагогов-психологов, воспитателей разного профиля, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Коммуникативная компетенция – это одно из самых важных способов
для получения информации об окружающем мире и способом развития ее
познавательной и эмоциональной сферы, а также личности детей старшего
дошкольного возраста в целом, что приобретает особую значимость для
коррекции недостатков развития в межличностном общении у детей с
ограниченными возможностями здоровья. Все эти ограничения сказываются
достаточно негативно на развитии коммуникативной компетенции старших
дошкольников. Для решения данной проблемы необходим особый подход в
организации коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальноспецифических особенностей таких детей.
Исходя из вышеизложенного, мы провели исследование по проблеме
развития коммуникативной компетенции у дошкольников с ОВЗ.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы
мы рассмотрели особенности развития коммуникативной компетентности у
детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья. Коммуникативная компетентность развивается во времени и
пространстве, обусловлена половозрастными, индивидуальными,
особенностями, особенностями в ограничении здоровья, социальными
условиями и предметно-практической деятельностью, организацией
педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении,
спецификой пространства общения и может являться показателем
овладения ребенком с ОВЗ культурой речевой коммуникации.
Прежде всего, развитие коммуникативной компетентности у детей в
дошкольном возрасте с ОВЗ происходит в контексте ведущей деятельности,
а именно непосредственно в сюжетно-ролевой игре.
В ходе общения в сюжетно-ролевой игре совершенствуется их
диалогическая и монологическая речь. Сюжетно-ролевая игра способствует62
становлению и развитию регулируемой и планируемой функций речи.
Положительно влияет на речь детей с ОВЗ участие педагога в детских играх
и обсуждение хода игры, выдвигая на первый план методический вывод:
детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех
случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный
навык употребления правильного обозначения и только потом создавать
условия для включения слова в самостоятельную игру детей, что мы и
доказали в ходе опытно-экспериментальной работе.
В рамках данного исследования мы разработали и апробировали
программу по развитию коммуникативной компетенции с использованием
сюжетно-ролевых игр, которая доказала свою эффективность, т.к. дети
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья после неё
стали предусматривать последствия своих поступков, осознавать моральные
нормы, улавливать этический смысл действий, успешно оценивать
поступок, сочувствовать и сопереживать своим сверстникам.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены,
гипотеза о том, что развитие коммуникативной компетенции дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья будет эффективным, если будет
реализована программа с использованием сюжетно-ролевых игр, нами
подтверждена.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников / М.М. Алексеева. М.: Просвещение, 2013. - 400 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: АспектПресс, 2016. - 368 с.
3. Белинская, Е.В. Тренинги для дошкольников и младших школьников /
Е.В. Белинская. – СПб.: Речь, 2012. – 128 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
Психологическое исследование / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2011.
– 164 с.
5. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения / А.К.
Болотова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 327 c.
6. Быстрова, Е.А. Коммуникативная методика в формировании
коммуникативных навыков / Е.А. Быстрова // Воспитание в детском
саду. - 2016. - №1. - С. 3-8.
7. Безрукова, О.А. Коммуникативная компетенция как основа
социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста / О.А.
Безрукова // Детский сад: теория и практика. - № 3. - 2013. - С. 26-36.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - М.:
Просвещение, 2014. - 427 с.
9. Волков, Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для
бакалавров / Б.С. Волков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 335 c.
10.Воспитание детей старшей группе детского сада / Сост. Г.М. Лямина. -
М.: Просвещение, 2012. - 185 с.
11.Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2013.
- 420 с.
12.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. -
СПб.: Союз, 2011. - 355 с.64
13.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.:
Гном, 2011. - 267 с.
14.Гейци, Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста / Э.Д. Гейци. -
Н.: ООО «БОРА-ПРЕСС», 2016. - 506 с.
15.Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф.
Голованова. - СПб.: Питер, 2014. - 283 с.
16.Галигузова, Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от
года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.:АРКТИ, 2014.
- 96 с.
17.Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения
дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в
детском саду. – 2013. - №2. - С. 12-16.
18.Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман. - М.: Инфа, 2013.
- 272 с.
19.Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и
методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В.В.
Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 64 с.
20.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздева. - М.:
Гном, 2011. - 267 с.
21.Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии:
Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М,
2013. - 192 c.
22.Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников:
сборник игр и упражнений / Л. Дубинина. - М.: Книголюб, 2016. - 176
с.
23.Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко.
- М.: Педагогика, 2014. - 128 с.
24.Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. -
Екатеринбург: «Новая волна», 2015. - 132 с.65
25.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос,
2013. - 383 с.
26.Жукова, Н.С. Преодоление трудностей в речевом развитии у детей /
Н.С. Жукова. - М.: Союз, 2013. - 142 с.
27.Игры в развитии речи в работе с детьми // Ред.-сост. В.И. Селеверстов.
- М.: Гном, 2012. - 83 с.
28.Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П.
Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576 c.
29.Коноваленко, М.Ю. Психология общения / М.Ю. Коноваленко. -
Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 c.
30.Курочкин, И.Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области
дошкольного образования / И.Н. Курочкин. - М.: Академия, 2013. - 289
с.
31.Колкер, Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их
формировать? / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова // Воспитание в детском
саду. - 2013. - № 4. - С. 30-33
32.Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые
подходы / Т.П. Колодяжная. - Рн/Д: ТЦ "Учитель", 2013. - 32 с.
33.Левина, Р.Е. Характеристика развития речи у детей / Р.Е. Левина. - М.:
Просвещение, 2011. - 159 с.
34.Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. - М.:
Просвещение, 2013. - 268 с.
35.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.М. Лисина. - М.:
ВЛАДОС, 2015. - 144 с.
36.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. / М.М.
Лисина. - СПб.: Питер, 2013. -320 с.
37.Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П.
Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. - М.:
Просвещение, 2014. - 105 с.66
38.Макарова, Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей
дошкольного возраста на основе логопедической ритмики / Н.Ш.
Макарова- СПб.: ЕТСТВО-ПРЕСС. 2014. - 290с.
39.Мазепина, Т.Б. Развитие навыков общения ребёнка в тренингах, тестах
/ Т.Б. Мазепина. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 108 с.
40.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Форум, 2012. – 380 с.
41.Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новотворцева. -
Ярославль: Гринго, 2011. - 236 с.
42.Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как
условие формирования коммуникативной компетентности детей / С.И.
Поздеева // Детский сад. - 2013. - №3. - С.76-83
43.Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. -
М.: Просвещение, 2013. - 183 с.
44.Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г.
Рузская. - СПб.: Питер, 2014. - 315 с.
45.Столяренко, Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д:
Феникс, 2013. 317 c.
46.Смирнова, Е.О. Игры, направленные на формирование
доброжелательного отношения к сверстникам / Е.О. Смирнова //
Дошкольное воспитание. - 2013. - №8. - С.45-56.
47.Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников:
диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС,
2015. - 126 с.
48.Смирнова, Е.О. Формирование коммуникативной компетентности у
детей дошкольного возраста / Е.О. Смирнова // Воспитатель
дошкольного общеобразовательного учреждения. - №1. - 2012. – С.58-
62.6