РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
|
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 6
1.1. Проблема повышения здоровья школьников в современном обществе 6
средствами физической культуры
1.2. Физическая культура в системе физического воспитания школьников
как основа укрепления их физического здоровья 15
1.3. Характеристика физической подготовленности как основа
укрепления здоровья и физического состояния школьников 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКУ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 23
Организация исследования 23
2.2. Методы исследования 25
2.3. Исследование состояния здоровья и информированности
школьников по вопросам здоровья и потребности в двигательной активности 28
2.4. Характеристика методики комплексного развития физических
качеств школьников, на уроках физической культуры 34
2.5. Исследование физической подготовленности школьников 14-15 лет 39
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложения
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 6
1.1. Проблема повышения здоровья школьников в современном обществе 6
средствами физической культуры
1.2. Физическая культура в системе физического воспитания школьников
как основа укрепления их физического здоровья 15
1.3. Характеристика физической подготовленности как основа
укрепления здоровья и физического состояния школьников 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКУ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 23
Организация исследования 23
2.2. Методы исследования 25
2.3. Исследование состояния здоровья и информированности
школьников по вопросам здоровья и потребности в двигательной активности 28
2.4. Характеристика методики комплексного развития физических
качеств школьников, на уроках физической культуры 34
2.5. Исследование физической подготовленности школьников 14-15 лет 39
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложения
Актуальность исследования. С каждым годом возрастает социальное значение физической культуры для укрепления здоровья школьников [1, с 10; 2;3; 8, с 12; 9].
Могучий оздоровительный, воспитательный и образовательный потенциал физической культуры, имеет огромное социальное значение в развитии современного общества [5;10].
За последние годы вопросы физического воспитания и физического здоровья детей школьного возраста все больше привлекают внимания государства, педагогов, медиков и родителей. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления физического здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности и расширение функциональных возможностей их организма 15;16;18].
Физическим здоровьем как отмечает Р.А. Абзалоа (2003) принято считать состояние морфофункциональных систем организма человека, уровень развития его физических качеств и двигательных способностей, которое обусловлено внутренними и внешними факторами и жизненными условиями [1, с 8].
Современная программа по физической культуре для общеобразовательной школы акцентирована преимущественно на формировании двигательной культуры учащихся с приоритетом развития двигательных качеств и обучения двигательным действиям. Являясь важным аспектом физического воспитания, вышеуказанные компоненты не в полной мере решают те задачи, которые стоят перед физическим воспитанием на современном этапе модернизации системы образования [8, с 12; 39; 41].
Главной задачей физического воспитания школьников являются сохранение и укрепление их физическое здоровье, т.е. гармоничное физическое развитие, совершенствование функциональных возможностей, а также формирование физических качеств и двигательных способностей.
В последние годы динамика развития физических способностей подростков, а также те формы, методы и средства их совершенствования пересмотрены и значительно изменились [8, с 10; 41, с 6].
Благодаря многочисленным исследования, выявлено, что школьный возраст является во всех отношениях наиболее подходящим периодом для развития двигательных способностей. На протяжении, которого в организме детей и подростков происходят весьма значительные качественное и количественное морфофункциональные изменения. При этом темпы естественного прогрессирования двигательных способностей в различные периоды развития организма школьников не одинаковы.
Прежде всего, они зависят от закономерностей биологического становления организма на различных возрастных этапах. В значительной мере эти изменения определяются индивидуальными и экологическими факторами, а также явлениями акселерации и гипокенезии [44, с 34].
Учёные в области медицины, педагогики и в других областях науки с беспокойством и тревогой констатируют ухудшение физического здоровья подрастающего поколения. У детей школьного возраста с каждым годом наблюдается значительное снижение уровня развития физических и функциональных возможностей и за неопределенности оптимального количества времени отводимой для занятий [56, с 9-10].
Снижение двигательной активности особенно отрицательно сказывается в школьном возрасте. Оно сопровождается нарушениями в сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижением не только физической, но и умственной работоспособности и обострением хронических заболеваний [5; 10;19].
Все выше изложенное позволяет заключить, роль физической культуры в системе укрепления здоровья школьников очень велика. Развитие двигательных способностей зависит от закономерностей биологического становления организма на различных этапах возрастного развития. Главное место в совершенствовании двигательных качеств учащихся отводится физическому воспитанию в школе. При этом одним из важных требований к комплексному развитию физических способностей школьников является дифференцирование педагогических воздействий в соответствии с их индивидуальными и возрастно-половыми особенностями.
Объект исследования - процесс физического воспитания школьников 14-15 лет на уроках физической культуры.
Предмет исследования - методика комплексного развития физических качеств школьников 14-15 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработка методики комплексного развития физических качеств школьников на уроках физической культуры с учётом показателей здоровья, личностно значимых мотивов и потребностей школьников; создание необходимых организационных условий для реализации методики; стимулирование мотивации школьников к повышению их физической активности, что в свою очередь отразится на улучшении показателей их здоровья, то будет решена задача повышения уровня здоровья школьников.
Цель исследования - разработать и практически обосновать эффективность методику комплексного развития физических качеств школьников 14-15 лет на уроках физической культуры.
В соответствии с целью данной работы, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить роль физической культуры, как фактора укрепления здоровья школьников в научно-методической литературе.
2. Изучить структуру заболеваемости и информированности школьников 14-15 лет по вопросам сохранения и укрепления здоровья и мотивов к занятиям физической культурой.
3. Разработать и внедрить на уроках физической культуры методику
комплексного развития физических качеств школьников 14-15 лет.
Могучий оздоровительный, воспитательный и образовательный потенциал физической культуры, имеет огромное социальное значение в развитии современного общества [5;10].
За последние годы вопросы физического воспитания и физического здоровья детей школьного возраста все больше привлекают внимания государства, педагогов, медиков и родителей. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления физического здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности и расширение функциональных возможностей их организма 15;16;18].
Физическим здоровьем как отмечает Р.А. Абзалоа (2003) принято считать состояние морфофункциональных систем организма человека, уровень развития его физических качеств и двигательных способностей, которое обусловлено внутренними и внешними факторами и жизненными условиями [1, с 8].
Современная программа по физической культуре для общеобразовательной школы акцентирована преимущественно на формировании двигательной культуры учащихся с приоритетом развития двигательных качеств и обучения двигательным действиям. Являясь важным аспектом физического воспитания, вышеуказанные компоненты не в полной мере решают те задачи, которые стоят перед физическим воспитанием на современном этапе модернизации системы образования [8, с 12; 39; 41].
Главной задачей физического воспитания школьников являются сохранение и укрепление их физическое здоровье, т.е. гармоничное физическое развитие, совершенствование функциональных возможностей, а также формирование физических качеств и двигательных способностей.
В последние годы динамика развития физических способностей подростков, а также те формы, методы и средства их совершенствования пересмотрены и значительно изменились [8, с 10; 41, с 6].
Благодаря многочисленным исследования, выявлено, что школьный возраст является во всех отношениях наиболее подходящим периодом для развития двигательных способностей. На протяжении, которого в организме детей и подростков происходят весьма значительные качественное и количественное морфофункциональные изменения. При этом темпы естественного прогрессирования двигательных способностей в различные периоды развития организма школьников не одинаковы.
Прежде всего, они зависят от закономерностей биологического становления организма на различных возрастных этапах. В значительной мере эти изменения определяются индивидуальными и экологическими факторами, а также явлениями акселерации и гипокенезии [44, с 34].
Учёные в области медицины, педагогики и в других областях науки с беспокойством и тревогой констатируют ухудшение физического здоровья подрастающего поколения. У детей школьного возраста с каждым годом наблюдается значительное снижение уровня развития физических и функциональных возможностей и за неопределенности оптимального количества времени отводимой для занятий [56, с 9-10].
Снижение двигательной активности особенно отрицательно сказывается в школьном возрасте. Оно сопровождается нарушениями в сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижением не только физической, но и умственной работоспособности и обострением хронических заболеваний [5; 10;19].
Все выше изложенное позволяет заключить, роль физической культуры в системе укрепления здоровья школьников очень велика. Развитие двигательных способностей зависит от закономерностей биологического становления организма на различных этапах возрастного развития. Главное место в совершенствовании двигательных качеств учащихся отводится физическому воспитанию в школе. При этом одним из важных требований к комплексному развитию физических способностей школьников является дифференцирование педагогических воздействий в соответствии с их индивидуальными и возрастно-половыми особенностями.
Объект исследования - процесс физического воспитания школьников 14-15 лет на уроках физической культуры.
Предмет исследования - методика комплексного развития физических качеств школьников 14-15 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработка методики комплексного развития физических качеств школьников на уроках физической культуры с учётом показателей здоровья, личностно значимых мотивов и потребностей школьников; создание необходимых организационных условий для реализации методики; стимулирование мотивации школьников к повышению их физической активности, что в свою очередь отразится на улучшении показателей их здоровья, то будет решена задача повышения уровня здоровья школьников.
Цель исследования - разработать и практически обосновать эффективность методику комплексного развития физических качеств школьников 14-15 лет на уроках физической культуры.
В соответствии с целью данной работы, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить роль физической культуры, как фактора укрепления здоровья школьников в научно-методической литературе.
2. Изучить структуру заболеваемости и информированности школьников 14-15 лет по вопросам сохранения и укрепления здоровья и мотивов к занятиям физической культурой.
3. Разработать и внедрить на уроках физической культуры методику
комплексного развития физических качеств школьников 14-15 лет.
Анализ научно-методической литературы по проблеме применения средств для повышения физической подготовленности показал, что, несмотря на многочисленные исследования данной проблемы, пока не определены четкие условия, методы, приемы и формы повышения в тренировочном процессе юных легкоатлетов. В настоящее время использование специально подобранных комплексов, основанных на общеразвивающих упражнениях носит эпизодический характер. Поэтому требуется пересмотр системы применения общеразвивающих упражнений на основе учета их положительного воздействия тренировочный процесс на юных легкоатлетов на повышение физической подготовленностью.
В дополнении к типовой программе подготовки юных легкоатлетов ДЮСШ специально разработаны комплексы общеразвивающих упражнений, которые позволяют повысить эффективность учебно-тренировочных занятий, положительно воздействует на развитие двигательных качеств юных легкоатлетов. Специально подобранный комплекс общеразвивающих упражнений, направлен на всестороннее физическое развитие, исправление дефектов телосложения, развитие общей выносливости, улучшение координации движений и развитие ловкости; развитие гибкости; и скоростно-силовых способностей в целом для оптимизации физической подготовленности.
Определены организационно-методические особенности эффективного применения специально подобранного комплекса физических упражнений различной направленности для повышения общефизической подготовленности школьников:
1) обеспечение медицинского, педагогического контроля и самоконтроля;
2) формирование навыков применения ОРУ, необходимых для повышения эффективности урока;
3) обеспечение оптимального построения урока с учетом разносторонней физической подготовки;
4) обеспечение непрерывного характера повышения физической подготовленности;
5) учет физической подготовленности;
6) обеспечение совместимости и рационального сочетания применяемых средств. Применение разработанных комплексов общеразвивающих упражнений, как существенное дополнение к содержанию подготовки школьников - девушек и юношей 14-15 лет, приводит к более высоким темпам прироста их физической подготовленности в процессе тренировки и результативности сдачи нормативных требований комплекса ГТО как показатель укрепления физического здоровья.
Комплексная оценка двигательной подготовленности и анализ прироста результатов в двигательных тестах являются существенной основой для контроля физического состояния и здоровья, школьников.
В дополнении к типовой программе подготовки юных легкоатлетов ДЮСШ специально разработаны комплексы общеразвивающих упражнений, которые позволяют повысить эффективность учебно-тренировочных занятий, положительно воздействует на развитие двигательных качеств юных легкоатлетов. Специально подобранный комплекс общеразвивающих упражнений, направлен на всестороннее физическое развитие, исправление дефектов телосложения, развитие общей выносливости, улучшение координации движений и развитие ловкости; развитие гибкости; и скоростно-силовых способностей в целом для оптимизации физической подготовленности.
Определены организационно-методические особенности эффективного применения специально подобранного комплекса физических упражнений различной направленности для повышения общефизической подготовленности школьников:
1) обеспечение медицинского, педагогического контроля и самоконтроля;
2) формирование навыков применения ОРУ, необходимых для повышения эффективности урока;
3) обеспечение оптимального построения урока с учетом разносторонней физической подготовки;
4) обеспечение непрерывного характера повышения физической подготовленности;
5) учет физической подготовленности;
6) обеспечение совместимости и рационального сочетания применяемых средств. Применение разработанных комплексов общеразвивающих упражнений, как существенное дополнение к содержанию подготовки школьников - девушек и юношей 14-15 лет, приводит к более высоким темпам прироста их физической подготовленности в процессе тренировки и результативности сдачи нормативных требований комплекса ГТО как показатель укрепления физического здоровья.
Комплексная оценка двигательной подготовленности и анализ прироста результатов в двигательных тестах являются существенной основой для контроля физического состояния и здоровья, школьников.
Подобные работы
- Формирование здорового образа жизни учащихся в процессе занятий физической культурой (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Роль физической культуры в борьбе со стрессом (Физическая культура (вариант 22), Томский финансово-юридический техникум)
Контрольные работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Анализ образа жизни студентов Тувинского государственного университета и его роль в сохранении и укреплении здоровья и безопасности жизнедеятельности
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Развитие основных физических качеств у детей дошкольного возраста средствами оздоровительной физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительный анализ функционального состояния и физической подготовленности студентов на начало и окончание первого курса (на примере института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Особенности мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023



