РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО 6
1.1. Психолого-педагогическая сущность детского литературного
творчества 6
1.2. Специфика развития детского литературного творчества в начальной
школе: теория и практика 15
1.3. Возможности русских народных сказок в развитии детского
литературного творчества в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО 22
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК) 28
2.1 Диагностика уровня развития детского литературного творчества в
начальной школе 28
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию
творчества мышления детей младшего школьного возраста на уроках 37
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО 6
1.1. Психолого-педагогическая сущность детского литературного
творчества 6
1.2. Специфика развития детского литературного творчества в начальной
школе: теория и практика 15
1.3. Возможности русских народных сказок в развитии детского
литературного творчества в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО 22
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК) 28
2.1 Диагностика уровня развития детского литературного творчества в
начальной школе 28
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию
творчества мышления детей младшего школьного возраста на уроках 37
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основная цель образования сегодня - воспитание полностью развитого человека с серьезным интеллектуальным потенциалом. Переход национальной системы образования на ФГОС второго поколения обусловил необходимость улучшения методов и приемов работы с детьми, позволяющих учащимся сформировать самостоятельное мышление, творческие способности и умение справляться с жизненными проблемами, используя нестандартные методы.
Согласно ФГОС второго поколения начальное образование делает возможным индивидуальное развитие каждого учащегося (в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями). Начальная школа должна обеспечить обогащение форм педагогического (образовательного) сотрудничества, развитие потенциала в творчестве, а также познавательных мотивов и расширение области ближайшего развития.
Проблема формирования творческих способностей у младших школьников существует уже давно и остается актуальной в настоящее время, поскольку: а) государство заинтересовано в том, чтобы человек работал именно в той сфере, где он сможет принести максимальную пользу; б) это является одной из основных задач образования; в) не только школа, но и родители обеспокоены развитием способностей учащихся; г) младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для развития творческой личности. Таким образом, воспитание активного человека и формирование детского литературного творчества имеет важное значение в современной школе.
Изучались особенности формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста в работах следующих педагогов:
Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выгоцкого, Г.И.Щукиной, Н.С.Лейтеса, В.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова, Б.М.Теплова, С.Л. Рубинштейна, И.Ф.Харламова и других. Уроки русского языка и литературы имеют важное место среди различных способов формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена потребностями общества в активных творческих личностях и недостаточным использованием на уроках литературы русских народных сказок.
Цель исследования: определить организационно-педагогические условия развития детского литературного творчества в процессе использования русских народных сказок.
Гипотеза исследования: процесс развития детского литературного
творчества будет эффективно, если в процессе обучения будут соблюдены следующие организационно-педагогические условия:
- обеспечивается включение детей в игровую деятельность;
- младшие школьники обучаются анализу схемы построения сказочного повествования, развития сюжета;
- используются задания на сочинение сказок.
Объект исследования: формирование детского литературного творчества у учащихся 3 класса.
Предмет исследования - русские народные сказки как средство развития детского литературного творчества.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность детского литературного творчества.
2. Изучить возможности русской народной сказки в развитии детского литературного творчества в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО;
3. Выявить педагогические условия развития детского литературного творчества в процессе использования русских народных сказок.
4. Проанализировать результаты проведенного исследования по развитию детского литературного творчества.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по развитию детского литературного творчества;
- эмпирические - изучение педагогического опыта по проблеме, педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности;
- экспериментальные - психолого-педагогическая диагностика, педагогический эксперимент.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являлись труды авторов по исследованию развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукина, В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков, И. Ф. Харламов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке структуры ряда уроков по литературному чтению, в выявлении и апробации методик, направленных на развитие детского литературного творчества в процессе использования русских народных сказок.
База исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 32» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения и двух глав, заключения, а также списка литературы и приложения.
Согласно ФГОС второго поколения начальное образование делает возможным индивидуальное развитие каждого учащегося (в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями). Начальная школа должна обеспечить обогащение форм педагогического (образовательного) сотрудничества, развитие потенциала в творчестве, а также познавательных мотивов и расширение области ближайшего развития.
Проблема формирования творческих способностей у младших школьников существует уже давно и остается актуальной в настоящее время, поскольку: а) государство заинтересовано в том, чтобы человек работал именно в той сфере, где он сможет принести максимальную пользу; б) это является одной из основных задач образования; в) не только школа, но и родители обеспокоены развитием способностей учащихся; г) младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для развития творческой личности. Таким образом, воспитание активного человека и формирование детского литературного творчества имеет важное значение в современной школе.
Изучались особенности формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста в работах следующих педагогов:
Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выгоцкого, Г.И.Щукиной, Н.С.Лейтеса, В.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова, Б.М.Теплова, С.Л. Рубинштейна, И.Ф.Харламова и других. Уроки русского языка и литературы имеют важное место среди различных способов формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена потребностями общества в активных творческих личностях и недостаточным использованием на уроках литературы русских народных сказок.
Цель исследования: определить организационно-педагогические условия развития детского литературного творчества в процессе использования русских народных сказок.
Гипотеза исследования: процесс развития детского литературного
творчества будет эффективно, если в процессе обучения будут соблюдены следующие организационно-педагогические условия:
- обеспечивается включение детей в игровую деятельность;
- младшие школьники обучаются анализу схемы построения сказочного повествования, развития сюжета;
- используются задания на сочинение сказок.
Объект исследования: формирование детского литературного творчества у учащихся 3 класса.
Предмет исследования - русские народные сказки как средство развития детского литературного творчества.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность детского литературного творчества.
2. Изучить возможности русской народной сказки в развитии детского литературного творчества в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО;
3. Выявить педагогические условия развития детского литературного творчества в процессе использования русских народных сказок.
4. Проанализировать результаты проведенного исследования по развитию детского литературного творчества.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по развитию детского литературного творчества;
- эмпирические - изучение педагогического опыта по проблеме, педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности;
- экспериментальные - психолого-педагогическая диагностика, педагогический эксперимент.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являлись труды авторов по исследованию развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукина, В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков, И. Ф. Харламов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке структуры ряда уроков по литературному чтению, в выявлении и апробации методик, направленных на развитие детского литературного творчества в процессе использования русских народных сказок.
База исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 32» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения и двух глав, заключения, а также списка литературы и приложения.
С целью формирования литературной творческой активности школьников необходимо в первую очередь создать условия, которые помогут развитию литературных способностей у большинства обучающихся. Но даже несмотря на это младшие школьники будут отличаться по своей самостоятельности и художественному результату своей работы.
Литературно-творческое развитие - это возрастной процесс, то есть независимо от того, как происходит обучение, дети по-разному воспринимают одну и ту же книгу, по-разному выражают свои впечатления одним словом, так как их жизненный опыт меняется с возрастом, расширяет культурные горизонты, читатели, накапливаются впечатления, развиваются эмоции, мышление, воображение. В то же время литературное и творческое развитие - это процесс обучения, то есть характер обучения обязательно влияет на ход литературного развития, и обучение может как способствовать развитию, так и тормозить этот процесс. Поэтому учителю необходимо знать закономерности процесса литературного и творческого развития школьников.
Сказки содействуют формированию характера младшего школьника, развитию его мышления, речи, фантазии, художественного вкуса, обучают одолевать проблемы, прививают трудолюбие.
Диагностика развития детского литературного творчества проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 32» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Полученные результаты констатирующего эксперимента говорят о недостаточном уровне литературно-творческих способностей учащихся 3 Д класса. Высокий уровень литературного творчества выявлен только у 20,6% учащихся.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и проведению непосредственной образовательной деятельности с использованием русской народной сказки как средства развития творческих способностей. Использование русских народных сказок в целях развития творческих способностей у учащихся 3 Д класса осуществлялась с внедрением всевозможных стратегий и организационных форм. Так, на занятиях по русской литературе использовались разнообразные игры и упражнения, рисование, моделирование, проектирование, творческие задания.
Для оценки эффективности формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента.
Сравнительный анализ результатов диагностики констатирующих и контрольных этапов педагогического эксперимента свидетельствует о значительном уменьшении числа детей с низким уровнем развития литературного творчества и соответствующем увеличении числа детей с высоким уровнем развития литературного творчества в процессе учебной деятельности через.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.
Литературно-творческое развитие - это возрастной процесс, то есть независимо от того, как происходит обучение, дети по-разному воспринимают одну и ту же книгу, по-разному выражают свои впечатления одним словом, так как их жизненный опыт меняется с возрастом, расширяет культурные горизонты, читатели, накапливаются впечатления, развиваются эмоции, мышление, воображение. В то же время литературное и творческое развитие - это процесс обучения, то есть характер обучения обязательно влияет на ход литературного развития, и обучение может как способствовать развитию, так и тормозить этот процесс. Поэтому учителю необходимо знать закономерности процесса литературного и творческого развития школьников.
Сказки содействуют формированию характера младшего школьника, развитию его мышления, речи, фантазии, художественного вкуса, обучают одолевать проблемы, прививают трудолюбие.
Диагностика развития детского литературного творчества проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 32» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Полученные результаты констатирующего эксперимента говорят о недостаточном уровне литературно-творческих способностей учащихся 3 Д класса. Высокий уровень литературного творчества выявлен только у 20,6% учащихся.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и проведению непосредственной образовательной деятельности с использованием русской народной сказки как средства развития творческих способностей. Использование русских народных сказок в целях развития творческих способностей у учащихся 3 Д класса осуществлялась с внедрением всевозможных стратегий и организационных форм. Так, на занятиях по русской литературе использовались разнообразные игры и упражнения, рисование, моделирование, проектирование, творческие задания.
Для оценки эффективности формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента.
Сравнительный анализ результатов диагностики констатирующих и контрольных этапов педагогического эксперимента свидетельствует о значительном уменьшении числа детей с низким уровнем развития литературного творчества и соответствующем увеличении числа детей с высоким уровнем развития литературного творчества в процессе учебной деятельности через.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ - ДРАМАТИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие образного мира обучающихся начальных классов средствами иллюстрирования
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Особенности изучения сказок в процессе внеурочной деятельности по французскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, французский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КИСТЕВОЙ РОСПИСИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2016 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ВИДОВ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020



