Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК)

Работа №35758

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
413
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО 6
1.1. Психолого-педагогическая сущность детского литературного
творчества 6
1.2. Специфика развития детского литературного творчества в начальной
школе: теория и практика 15
1.3. Возможности русских народных сказок в развитии детского
литературного творчества в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО 22
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК) 28
2.1 Диагностика уровня развития детского литературного творчества в
начальной школе 28
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию
творчества мышления детей младшего школьного возраста на уроках 37
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 


Основная цель образования сегодня - воспитание полностью развитого человека с серьезным интеллектуальным потенциалом. Переход национальной системы образования на ФГОС второго поколения обусловил необходимость улучшения методов и приемов работы с детьми, позволяющих учащимся сформировать самостоятельное мышление, творческие способности и умение справляться с жизненными проблемами, используя нестандартные методы.
Согласно ФГОС второго поколения начальное образование делает возможным индивидуальное развитие каждого учащегося (в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями). Начальная школа должна обеспечить обогащение форм педагогического (образовательного) сотрудничества, развитие потенциала в творчестве, а также познавательных мотивов и расширение области ближайшего развития.
Проблема формирования творческих способностей у младших школьников существует уже давно и остается актуальной в настоящее время, поскольку: а) государство заинтересовано в том, чтобы человек работал именно в той сфере, где он сможет принести максимальную пользу; б) это является одной из основных задач образования; в) не только школа, но и родители обеспокоены развитием способностей учащихся; г) младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для развития творческой личности. Таким образом, воспитание активного человека и формирование детского литературного творчества имеет важное значение в современной школе.
Изучались особенности формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста в работах следующих педагогов:
Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выгоцкого, Г.И.Щукиной, Н.С.Лейтеса, В.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова, Б.М.Теплова, С.Л. Рубинштейна, И.Ф.Харламова и других. Уроки русского языка и литературы имеют важное место среди различных способов формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена потребностями общества в активных творческих личностях и недостаточным использованием на уроках литературы русских народных сказок.
Цель исследования: определить организационно-педагогические условия развития детского литературного творчества в процессе использования русских народных сказок.
Гипотеза исследования: процесс развития детского литературного
творчества будет эффективно, если в процессе обучения будут соблюдены следующие организационно-педагогические условия:
- обеспечивается включение детей в игровую деятельность;
- младшие школьники обучаются анализу схемы построения сказочного повествования, развития сюжета;
- используются задания на сочинение сказок.
Объект исследования: формирование детского литературного творчества у учащихся 3 класса.
Предмет исследования - русские народные сказки как средство развития детского литературного творчества.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность детского литературного творчества.
2. Изучить возможности русской народной сказки в развитии детского литературного творчества в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО;
3. Выявить педагогические условия развития детского литературного творчества в процессе использования русских народных сказок.
4. Проанализировать результаты проведенного исследования по развитию детского литературного творчества.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по развитию детского литературного творчества;
- эмпирические - изучение педагогического опыта по проблеме, педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности;
- экспериментальные - психолого-педагогическая диагностика, педагогический эксперимент.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являлись труды авторов по исследованию развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукина, В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков, И. Ф. Харламов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке структуры ряда уроков по литературному чтению, в выявлении и апробации методик, направленных на развитие детского литературного творчества в процессе использования русских народных сказок.
База исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 32» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения и двух глав, заключения, а также списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С целью формирования литературной творческой активности школьников необходимо в первую очередь создать условия, которые помогут развитию литературных способностей у большинства обучающихся. Но даже несмотря на это младшие школьники будут отличаться по своей самостоятельности и художественному результату своей работы.
Литературно-творческое развитие - это возрастной процесс, то есть независимо от того, как происходит обучение, дети по-разному воспринимают одну и ту же книгу, по-разному выражают свои впечатления одним словом, так как их жизненный опыт меняется с возрастом, расширяет культурные горизонты, читатели, накапливаются впечатления, развиваются эмоции, мышление, воображение. В то же время литературное и творческое развитие - это процесс обучения, то есть характер обучения обязательно влияет на ход литературного развития, и обучение может как способствовать развитию, так и тормозить этот процесс. Поэтому учителю необходимо знать закономерности процесса литературного и творческого развития школьников.
Сказки содействуют формированию характера младшего школьника, развитию его мышления, речи, фантазии, художественного вкуса, обучают одолевать проблемы, прививают трудолюбие.
Диагностика развития детского литературного творчества проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 32» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Полученные результаты констатирующего эксперимента говорят о недостаточном уровне литературно-творческих способностей учащихся 3 Д класса. Высокий уровень литературного творчества выявлен только у 20,6% учащихся.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и проведению непосредственной образовательной деятельности с использованием русской народной сказки как средства развития творческих способностей. Использование русских народных сказок в целях развития творческих способностей у учащихся 3 Д класса осуществлялась с внедрением всевозможных стратегий и организационных форм. Так, на занятиях по русской литературе использовались разнообразные игры и упражнения, рисование, моделирование, проектирование, творческие задания.
Для оценки эффективности формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента.
Сравнительный анализ результатов диагностики констатирующих и контрольных этапов педагогического эксперимента свидетельствует о значительном уменьшении числа детей с низким уровнем развития литературного творчества и соответствующем увеличении числа детей с высоким уровнем развития литературного творчества в процессе учебной деятельности через.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.



1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт
2. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев. - М: Избранные психологические труды, 2016. - Т. 2. - С. 133-267.
3. Аникин, В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки / В. П. Аникин. - М.: Дет. лит. -2018. - 980 с.
4. Бахтин, М. М. Собрание сочинений в 7 томах. / М. М. Бахтин. - М.: «Языки славянских культур», 2016. - Т.4. - 1158 с.
5. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений Основания русской грамматики. 1836-1838. - Directmedia, 2018.
6. Белинский, В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. О детской литературе. - Гос. изд-во детской лит-ры, 2017.
7. Богатырёв, П. Г. Померанцева, Эрна Васильевна // Краткая литературная энциклопедия. Т. 5: Мурари. - Припев./ Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - Стб. 876-877.
8. Валеева, Г. Х., Туйсина, Г. Р. Развитие творческих способностей личности в системе общего и профессионального образования //Вестник Волжского университета им. ВН Татищева. - 2018. - №. 3 (16).
9. Волков. Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. - М.: Изд. дом магистр-пресс. - 2017. - Т. 1. - С. 460.
10. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2018. - 96 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Прогресс, 2017. - 248 с.
12. Гогоберидзе, А. Г., Деркунская, В. А.. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека //Детский сад: теория и практика. - 2018. - №. 1. - С. 6-11.
13. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2017. -86 с.
14. Иванова, Л. И. Развитие творческих способностей школьников // Начальная школа, 2017. - С. 32-36.
15. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. - 2016. - С. 243.
16. Зеньковский, В. А. Психология детства / З. А. Зеньковский. - М.: Просвещение. - 2016. - 236 с.
17. Казакова, Т. Г. Развитие речи дошкольников в процессе их подготовки к школе / Т.В. Казакова. - Тамбов: Юпитер, 2017. - 62 с.
18. Левин, В. А. Воспитание творчества / В. А. Левин. - Томск: Пеленг, 2018 - 192 с.
19. Львов, М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа, 2018. - С.21-26.
20. Маранцман, В. Г., Чирковская, Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе //М.: Просвещение. - 2018. - 342 с.
21. Михайлова, Н. Л. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного чтения. // Начальная школа, 2017. - С.21-26.
22. Молдавская, Н. Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. - Просвещение, 2016. - Т. 4856.
23. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. - Спб: Издательство «Питер», 2016. - 175 с.
24. Новолянская, А. В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. 2018. - №10. - С.34-37.
25. Пфляумер, Э. Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников // Начальная школа. - 2017.- С. 36-39.
26. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 2018. - 296 с.
27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство Питер, 2018. - 400 с.
28. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения. - Государственное учебно-педагогическое изд-во, 2016. - 513 с.
29. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 2018. - 192 с.
30. Соколов, Б. М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора //Художественный фольклор. - 2017. - №. 1. - С. 30.
31. Соколов, Ю. М. Русский фольклор. - Изд-во Московского ун-та, 2017. - 258 с.
32. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе / Г.В. Терехова. - Екатеринбург, 2018. - 110 с.
33. Ушакова, О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема [Текст] / О.С. Ушакова. // Педагогическое образование в России. - 2017. - №12.. - С. 5-12.
34. Ушинский, К. Д. Родное слово [Текст] / К.Д. Ушинский // Педагогическое наследие. - М., 2016. - С. 106-122
35. Шамордин, В. Н. Процесс творчества школьников. - М.: Просвещение, 2017. - 126 с.
36. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2017 - 274 с.
37. Юдина, Н. В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения // Теория и практика образования в современном мире. - СПб.: «Реноме», 2018. - С.117-119.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ