Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические и исторические основы исследования 12
1.1 Понятие региональной безопасности и значение региона ближнего
Востока 12
1.2 Исторические предпосылки сотрудничества Российской Федерации и
Исламской Республики Иран 18
Глава 2. Основные направления сотрудничества России и Ирана 26
2.1 Характер сотрудничества России и ИРИ в первом десятилетии XXI
века в сфере региональной безопасности 26
2.2 Специфика сотрудничества России и Ирана в период 2011 -2018гг. .. 39
Глава 3. Факторы развития российско-иранского сотрудничества на современном этапе 51
3.1 Стратегическая культура и внешняя политика США на Ближнем Востоке
в контексте российско-иранского сотрудничества 51
3.2 Фактор КНР в развитии российско-иранского сотрудничества в
области безопасности 60
3.3 Альянс «Россия - Иран - Турция» - новый формат регионального блока
на Ближнем Востоке 68
Глава 4. Сотрудничество России и Ирана на Ближнем Востоке в контексте гражданской войны в Сирийской Арабской Республике 74
4.1 Характер военного сотрудничества двух стран в противодействии
международному терроризму 74
4.2 Стратегические интересы и противоречия России и Ирана в Сирии 81
4.3 Перспективы сотрудничества России и Ирана в сфере обеспечения
региональной безопасности 87
Заключение
Постановка проблемы. В изучении современной политики немногие межгосударственные отношения оказались более полезными, противоречивыми и озадачивающими для глобальных политиков, чем отношения между Москвой и Тегераном после распада СССР. Ближний Восток в последнее время сталкивается с проблемами безопасности, что заставляет мир беспокоиться об эскалации таких вызовов, и это непосредственно влияет на глобальную безопасность. Именно поэтому автором была выбрана тема для изучения, связанная с российско-иранским сотрудничеством и его влиянию на актуальные проблемы безопасности Ближнего Востока.
Региональная безопасность является одним из основополагающих принципов формирования глобального мира. Появление и разгорания новых локальных угроз и конфликтов может иметь результат общепланетарного масштаба, которые могут привести к антропогенной глобальной катастрофе. В наши дни центр угроз международной безопасности сосредоточился в регионе Ближнего Востока. С этим связаны множество региональных конфликтов такие как Ирано-Иракская война, проблема Афганистана, Йеменский конфликт, гражданская война в Сирии, вопрос Палестины, а также рассвет международного терроризма.
Одним из центров силы на Ближнем Востоке несомненно является Исламская Республика Иран. После успешного проведения исламской революции Иран смог за короткий срок смог создать достаточно эффективные условия для развития национальной экономики, сосредоточиться на разработке новых программ технологического прорыва в сфере энергетики и оборонного комплекса. Очевидно, что Иран на сегодняшний день ИРИ
является мощной региональной державой и проводит самостоятельную политику по обеспечению своей и региональной безопасности.
Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что Россия и Иран не имеют сухопутной границы, у них есть общие интересующие две стороны регионы - это Кавказ, Центральная Азия, Афганистан и Каспийское море. Москва и Тегеран имеют одинаковое понимание ситуации в регионе, их интересов и опасений, взаимодействие двух стран может содействовать миру и стабильности в регионе.
На современном этапе Россия оказывает поддержку Ирану не только в Совете Безопасности ООН в отношении его ядерной программы, выступая против санкций, но и оказывает помощь в развитии его экономического и военного потенциала. В Вене 14 июля 2015 года международные посредники в лице Великобритании, Германии, Китая, России, США и Франции при содействии Евросоюза заключили с Ираном Совместный всеобъемлющий план действий по разрешению проблем вокруг иранской ядерной программы. Переговоры по ядерной программе шли более 10 лет, а сами санкции против Ирана вводились с момента Исламской революции (1979 год).
Иран, в свою очередь, оказывает России необходимое содействие в урегулировании обстановки в Закавказье и Центральной Азии. Иран занял позицию нейтралитета в таких важных для России вопросах как чеченская проблема и российско-грузинский конфликт.
Сегодня позиции двух стран имеют неоспоримую близость, это касается в урегулировании конфликта в Сирии и борьбу с международным терроризмом на Ближнем Востоке и в мире.
Немаловажное значение для сближения сотрудничества двух стран имеет наличие общих геоэкономических и геополитических интересов таких, как распространение гегемонии США в регионе.
На сегодняшний день Ближний Восток остается одним из самых нестабильных и неспокойных регионов мира. Это связано, во-первых, с большим количеством локальных конфликтов и войн и прогрессивным ростом международного терроризма. Рождение ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ) на территории Сирии, бросило новый вызов глобальной безопасности мира. Несмотря на большое значение российско-иранских отношений в вопросах глобальной и региональной политики, на сегодняшний день в этой области сделано недостаточно исследований. В общем, проблемам Ближнего Востока посвящено большое количество трудов, однако, чаще всего вопросы касаются анализа прошедших конфликтов и двусторонних отношений стран. Однако, вопрос обеспечения сотрудничества безопасности региона в целом остается не раскрытым в полном объеме.
Степень изученности темы. При написании данной работы, в основу были взяты важнейшие теории международных отношений, в которых раскрывается сущность отношений между глобальными факторами международных отношений, к таким относятся страны, рассматриваемые в нашей работе. К важнейшим авторам, теоретические построения которых были использованы в данной работе, относятся В. Н. Конышев,
А. А. Сергунин, Д. Полулях, П.А. Цыганкова, Эйвазов Д.
В политических и международно-политических исследованиях отводится особая роль историческим факторам. Чтобы провести исследование о современном сотрудничестве России и Ирана, было необходимо изучить исторические аспекты сотрудничества и противоречий двух стран, которые имеют фундаментальную значимость для развития любых взаимоотношений двух государств, мы рассмотрели в данной работе труды таких авторов, как Густерин П. В., Атаев Х.А., Алиев С.М.
Хотя и было сказано, что выбранная тема научной работы не освещена в полном объеме, тем не менее, в отечественной историографии особого внимания при рассмотрении взаимоотношений России и Ирана, а также, методами осуществления региональной безопасности на Ближнем Востоке, заслуживают работы таких ученых, как Сажин В.И., Чумалов М.Ю., Арабаджан З.А., А. Лукоянов, К. Рожнов, А. Малашенко, Цуканов В.П., Арунова M.P., Мамедова Н.М., Садыков А. С., Абдуллаев И.И.3 Также большой вклад в изучение этой проблематики внесли и зарубежные авторы, как Джозеф Манн, Сайед Расул Мусави, Марк Н. Кац, Даниэль Домби, Джеймс Блиц, Наджме Бозоргмехр, Мехди Санайе.4
Также были изучены работы, в которых анализируется внешняя политика США в ближневосточном регионе. Эти работы были изданы в виде докладов американских аналитических центров или же монографий, будучи отражением внешней политики США. Эти источники либо раскрывают сущность предложений по поводу американской внешней политики, либо анализируют или критически рассматривают ее. В этой связи следует указать на работы таких авторов, как Ларина Е. К., Сатаров В. А., Goldberg J., Lake A., Хаддад Р.
Подводя итоги данной работы, автор делает заключение о неоспоримом росте сотрудничества России и Ирана в сфере региональной безопасности. Накануне командующий регулярным иранским военно-морским флотом объявил о планах совместных ирано-российских военных учений в Персидском заливе. Особенно, учитывая недавние предположения о разногласиях, возникших между Тегераном и Москвой в Сирии, заявление контр-адмирала Хосейна Ханзади, похоже, послужило сигналом о том, что двусторонние связи жизненно важны и неразрывны. Россия и Иран не впервые проводят подобные учения. Каспийское море было этапом подобных военных игр в 2015 и 2017 годах.
Тем временем администрация президента Хасана Рухани положила конец своей политике «стратегического терпения», на данный момент отказавшись от некоторых добровольных обязательств по Совместному комплексному плану действий (СВПД). Министр иностранных дел Мухаммед Джавад Зариф в свою очередь поднял перспективы выхода Ирана из Договора о нераспространении ядерного оружия в качестве варианта.
После одностороннего выхода Вашингтона из СВПД в мае прошлого года Иран, еще больше утратил веру в переговоры с Соединенными Штатами. В недавно опубликованном всеобъемлющем видении под названием «Второй шаг революции» верховный лидер аятолла Али Хаменеи вновь отверг идею о любых переговорах с Вашингтоном.
Учитывая многополярность нашего мира и региональные особенности, Ближний Восток на сегодняшний день является сферой интересов не только США. Амбиции Китая в этом регионе расширяются год за годом, Турция также принимает активное участие в экономической и политической жизни региона, не оставляя без внимания проблему региональной безопасности.
Именно поэтому Россия и Иран будут продолжать активное сотрудничество, чтобы не потерять свое влияние в регионе Ближнего Востока и в Персидском заливе.
Несомненно, амбиции КНР по продвижению совей экономической политики в ближневосточный регион могут оказать сильнейшие влияние на экономику региона в целом. Однако, что касается региональной безопасность Ближнего Востока, нельзя сказать, что Китай играет одну из ключевых ролей на период 2018г. По мнению автора, КНР не будет продвигать военную политику в этот регион, это связано с тем, что армия Китая хоть и многочисленна, но не имеет опыта в проведении военных операций, а как отмечалось ранее Ближний Восток, возможно, один из самых опытных регионов по вопросам ведения войны. Во-вторых, цель военного присутствия КНР в ближневосточном регионе будет затратной для достижения, а также может пересекаться с интересами ее партнеров, что не входит в интересы политики Пекина.
1. Ахмадинежад М. Президент Ирана призвал ликвидировать Израиль как «раковую опухоль». ВЗГЛЯД деловая газета // [Электронный ресурс] -.- URL: https://vz.ru/news/2012/8/17/593955.html (Дата обращения: 16.05.2019).
2. Бекир Боздаг. Речь заместителяп премьер-министра Турции. // [Электронный
ресурс] URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/03/12/mo-turcii-prodolzhaem- koordinirovat-svoi-deystviya-v-sirii-s-rossiey-i-ssha; Выступление перед парламентом. Turkey, - 2017 // [Электронный ресурс] -.- URL:
http://nvo.ng.ru/realty/2019-04-19/12 1042 treachery.html (дата обращения
20.05.2019) .
3. Доктрина Исламской революции. Избранные мысли и взгляды Имама Хомейни. - М.: Научная книга, - 2009. - 155 с.
4. Конституция Исламской Республики Иран была окончательно утверждена 24
абана 1358 г. (24 зи-ль-хадже 1399 г. по лунной хиджре, что соответствует 15 ноября 1979 г.) UJ-5/З ^ ' ^JJS^ I U'J ^ ). (Официальный
перевод). Посольство исламской Республики Иран, Москва // [Электронный ресурс] -.- URL: http://www.ru.moscow.mfa.ir/ (дата обращения 27.05.2019).
5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс». -.- URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения
27.05.2019) .
6. Путин В. В. Иран в сотрудничестве с Россией и Турцией по Сирии внес огромный вклад. // [Электронный ресурс] -.- URL: https://ria■ru/20190606/1555330833■html(дата обращения 27.05.2019).; РФ
будет поддерживать Иран в его стремлении к сотрудничеству. // [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/politika/5278582. (дата
обращения 27.05.2019).
7. Резолюция Совета Безопасности ООН №1731 от 23 декабря 2006 года // [Электронный ресурс] -.- URL:http://docs.cntd.ru/document/902132976 (дата обращения 27.05.2019).
8. Резолюция СБ ООН №1803 от 3 марта 2008 года // [Электронный ресурс] -.URL: http: //www.warandpeace.ru/ru/reports/view/20733/ (дата обращения
27.05.2019) .
9. Рухани Х. Президент Ирана Хасан Рухани: время действовать. The
Washington Post, - 2013. // [Электронный ресурс] -.- URL:
https://inosmi.ru/politic/20180825/243089890.html (дата обращения
27.05.2019) .; Сотрудничество России и Ирана не направлено против третьих
стран. // РИА Новости. [Электронный ресурс] -.- URL:
https://ria.ru/20170328/1490957498.html (дата обращения 27.05.2019).
10. Саммит в Сочи. Встреча России и Турции по Сирии. РИА Новости, - 2018. - (Видео-файл) [Электронный ресурс] -.- URL: https://ria.ru/location Turkey/ (дата обращения 20.05.2019).
11. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 "О
Военной доктрине Российской Федерации" // [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс» -.- URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения
27.05.2019) .
12. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации" // [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс» -.- URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения
27.05.2019) .
13. Хокумат-э эслами. (Законодательные акты) - М.: Издательство иностранной литературы, - 1979-2005. - 367 С. (перевод с перС. яз.).
14. Rouhani H.: A New Chapter in Diplomacy. Iran daily, - 2016. - 35 с.
1. Абдуллаев И.И. Проблемы безопасности в Каспийском регионе в контексте изменения геополитической ситуации. - М.: Проблемы постсоветского пространства, - 2015. - No 4. - 257 с.
2. Алиев С.М. История Ирана. XX век. М.: Институт востоковедения РАН, -
2004. - 667 с.
3. Арабаджан З.А. Иран: Противостояние империям. М.: Вестник Москвы, -
1996. - 511 с.
4. Атаев Х.А. Торгово-экономические связи Ирана с Россией в XVIII-XX вв. М.: Вестник Москвы, - 1991г. - 351 с.;
5. Будущие взаимоотношения США и России. // Neftok magazine. - 2018. - [Электронный ресурс] -.- URL: https://neftok.ru/dobycha-razvedka/obem- dobychi-nefti.html (дата обращения 22.03.2019).
6. Виноградов В. Иран и революция. Записки советского посла, - 1977-1982 гг. - М.: Книга по Требованию, - 2014. - 694 с.
7. Воскресенский А.Д. Китай в мировой политике М.: МГИМО, - 2014г. 655 с.
8. Густерин П. В. Советская дипломатия на мусульманском Востоке в 19171921 годах. - Саарбрюккен.: - 2014. - 64 с.
9. Джаббари Н.Х. Потенциал Ирана в борьбе с международным терроризмом. // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2016. - № 4. - С. 70-92.
10. Китай на Ближнем Востоке // [Электронный ресурс] -.- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 20.04.2019).
11. Князев А. Иран и Центральная Азия: стратегия диалога. //
Центральноазиатский портал, - 2012. - [Электронный ресурс] -.- URL: http://www.ca-portal.ru/article:1566 (дата обращения 2103.2019).
12. Конышев В. Н., Сергунин А.А Теория международных отношений: канун «великих дебатов»? // Полис. - 2013. - № 2. - С. 50-70.