Введение 3
Глава 1. Теоретические основы семейных отношений в художественном произведении в XIX веке 6
1.1 Отечественные и зарубежные подходы к исследованию детскородительских отношений 6
1.2 Классификации и типологии детско-родительских отношений в
психологии 13
1.3 Характеристика детско-родительских отношений в XIX веке 20
Глава 2. Анализ семейных отношений в художественном произведении
в XIX веке на примере И.Тургенева «Отцы и дети» 34
2.1 Анализ характера семейных отношений в романе 34
2.2 Проблема столкновений между поколениями 54
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Актуальность темы. Семья - это дом с большой буквы. Так сложилось, что в сознании людей понятия «дом» и «семья» стали синонимами, ибо не может существовать дом без живущих в нем людей, без семьи, и эти понятия только тогда наполнены смыслом, когда существуют в неразрывной связи, как единое целое.
Тема семьи - одна из сквозных тем, как в мировой, так и в русской литературе. Благодаря ней раскрываются и взаимоотношения поколений, и отношения в семье. Сам подход к этой вечной теме у писателей различается, однако существует у них и общий мотив - семья утверждает нравственные устои, общечеловеческие ценности, которые, в свою, очередь, переходят из поколения в поколение. В традиции русской классической литературы семья - это нравственная основа человеческого бытия. «Мысль семейная - одна из ведущих тем отечественной литературы, она пронизывает, практически каждое произведение - от самого популярного до малоизвестного. Ведущие русские писатели прошлых столетий, такие как А.С. Пушкин, Д. И. Фонвизин, Л.Н. Толстой и многие другие, всегда рассматривали семью в качестве основы общественной жизни и личности, которая формирует характер, убеждения, жизнь и судьбу страны.
Значимость темы семьи и отношения детей и родителей в русской литературе объясняется тем, что уважение к семейным традициям, к прошлому, памяти - это индикатор уровня культуры и развития человека как личности.
Родительская любовь к детям, а также ответные чувства детей к родителям являются основами семейного воспитания, которое по своей природе является наиболее эмоциональным, чем любое другое воспитание. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Следовательно, является самым важным фактором в воспитании высоконравственной личности. А значит, в современном обществе возникла необходимость обращения к проблеме возрождения семейного воспитания. В этом мы видим актуальность данной работы.
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать отношения детей и родителей в русской классической литературе и определить влияние семьи, семейных взаимоотношений на формирование личности человека. Цель работы определила и постановку следующих задач:
- рассмотреть отечественные и зарубежные подходы к исследованию детско-родительских отношений;
- раскрыть классификацию и типологию детско-родительских отношений в психологии;
- проанализировать основы и типы семейных отношений, их влияние на образ мыслей и поступков героев в произведении И.Тургенева «Отцы и дети».
Объектом исследования являются детско-родительские отношения Предметом исследования является анализ семейных отношений на основе произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В своей работе мы использовали следующие методы исследования: культурно-исторический, типологический, герменевтический, сравнительносопоставительный.
Совокупность избранных методов, а также комплексный исследовательский подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
Теоретическую основу исследования составили работы А.С. Бушмина, В.В. Виноградова, И.М. Дегтяревского, С.Ф. Дмитриенко, Н.Г. Долининой,В.В. Ермилова, В.А. Кошелева, Н.Н. Кузнецова, Ю.В. Лебедева, Д.С. Лихачев, К.Н. Ломунова, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Манна, Т.Л. Мотылевой, Д.П. Николаева.
Практическая значимость работы в том, что данные исследования могут быть использованы в практике школьного преподавания литературы в качестве методических разработок по построению моделей детскородительских отношений на примере произведений XIX века. А также студентами при написании докладов и рефератов о психологических условиях и факторах, определяющих характер детско-родительского взаимодействия. Данные исследования могут быть полезны в профилактике и коррекции детско-родительских отношений.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
В романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» отобразил общественные процессы в России 50-60е годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, улучшающие жизнь народа. Потому что старые порядки потихоньку себя изживали. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров, демократов и либералов в союзе с консерваторами. В романе И.С. Тургенев представил эти два лагеря как мир «отцов» и «детей».
И.С. Тургенев - русский писатель-реалист, чьи произведения не теряют актуальности и по сегодняшний день. В романе «Отцы и дети» он затронул одну очень важную и, казалось бы, обыденную тему: конфликт отцов и детей. Можно ли сказать, что «почва» у такого рода взаимоотношений не бесформенна, а вполне осязаема? Главный герой — Евгений Васильевич Базаров. Он всячески пытается противостоять давно сложившимся традициям и устоям. Если его желание добиться признания «правильности» своих взглядов олицетворяет «новое поколение», то в противопоставление ему Тургенев вводит «отца старого поколения» - Павла Петровича Кирсанова, который пытается отговорить молодых людей от нигилистических идей и высказывается в пользу идеалов своего времени - консервативной дворянской правды. По его мнению, нужно признавать авторитеты и чтить законы, отвергаемые Базаровым. Тургенев описывает их споры так, словно уже давно знает исход. Так, например, диспут об аристократии целиком и полностью был проигран Евгением: он не сумел отстоять свою позицию, отрицая все подряд, лишь бы иметь какую-то возможность быть замеченным. Кирсанов напротив - четко изъясняется и приводит хорошие аргументы о том, что «аристократия - принцип». И действительно, не будь в нашем обществе и намёка на определённые нормы поведения, начался бы полный хаос, а, отрицая природу и искусство, человек просто превратится в существо без чувств и без представления о добре и зле. Но можно ли тогда сказать, что «старое поколение» одержало победу?
Конфликт между отцами и детьми - проблема вечная и до сих пор не решенная. Тургенев же предоставил читателям возможность компромисса: уважать взгляды старших и понимать тот факт, что молодежь - будущее, именно за ними и стоит все общество. Недаром писатель доказывает это примером взаимоотношений Базарова с его родителями: с ними он тот самый Евгеша, тогда как для него его родители - уважаемые и почтенные люди. Только так можно добиться «перемирия».
1. Алексеев М.П. Русская литература и ее мировое значение / М.П. Алексеев - М.: Мысль, 1989.- 418 с.
2. Аникин А.А. Тема семьи в литературе: памятник отцовству / А.А. Аникин // Литература в школе. - 2002. - № 4. - С. 44-48.
3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 2. /
B. Г. Белинский - М.: Академия наук СССР, 1953.- 405 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2007. - 400 с.
5. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011.
6. Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» / С.Г. Бочаров - М.: Художественная литература, 1978.- 305 с.
7. Ботова Э.К. Проблемы детско-родительского взаимодействия в современных психолого-педагогических исследованиях / Э.К. Ботова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2013. - №1. - С. 29-32.
8. Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы XI-XX веков (Архетипы русской культуры). От Средневековья к Новому времени: Монография / В. К. Васильев. - Красноярск: ИПК СФУ, 2015. - 260 с.
9. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений / А.Я. Варга
- М.: ВЛАДОС, 2017. - 358с.
10. Веневитинов Д.В. Разбор статьи о «Евгении Онегине» Текст. / Д.В. Веневитинов // Стихотворения. Проза / Д.В. Веневитинов. - М.: Слово, 1980.-
C. 301-304.
11. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов.
- М.: Высшая школа, 1971. -240 с.
12. Виноградов В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. - М.: Гослитиздат, 1959. - 85 с.
13. Возрастная и педагогическая психология / Сост. Дубровина И.В. и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: ACT, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с.
15. Галаган Т.Я. Л. Толстой: Художественно-этические искания / Т.Я. Галаган. - Л.: Мысль, 1981.-102 с.
16. Дегтяревский И.М. О некоторых особенностях стиля «Евгения Онегина» / И.М. Дегтяревский // Учен, записки / Моск. гор. пед. ин-т. М.: Мысль, 1955. - Т.48, вып.5. - С. 193 - 239.
17. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир» / Н.Г. Долинина. - СПб.: Лицей, 1999. - 225 с.
18. Домашнев А. И. Интерпретация художественного текста / А. И. Домашнев.- М.: Просвещение, 1989. - 204 с.
19. Еремина Л. И. Рождение образа: о языке художественной прозы Л.Н. Толстого / Л. И. Еремина. - М.: Наука, 1983. - 191 с.
20. Жук А.А. Русская проза второй половины XIX век / А.А. Жук - М.: Просвещение, 1981.- 256 с.
21. Курлядский Г.Б. Тургенев и литературно-критические направления 50-х годов 19 в. - М., 1986.
22. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века: в 3 ч. - Ч. 1. 1800-1830-е годы / Ю.В. Лебедев - М.: Просвещение, 2017. - 480 с.
23. Лихачев Д. С. Великое наследие / Д.С. Лихачев // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Художественная литература,
2014. - С. 273-277.
24. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX века) / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство, 2014. - 399 с.
25. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2016. - 256 с.
26. Могилевская Г.Л. Семейный климат / Г.Л. Могилевская. - М.: Знание, 2017.
27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 360 с.
28. Проскурина Т.Д. Семья в произведениях русских писателей: Учеб. Пособие / Т.Д. Проскурина - Белгород: Изд-во БелГУ, 2014. - 236 с.
29. Потапова Т.В. Семья в романе JI.H. Толстого «Война и мир» / Т.В. Потапова // Литература в школе.- 1997. -№ 1.- С. 77-87.
30. Пушкин А.С. Евгений Онегин./А.С. Пушкин. - М.: Эксмо, 2016. -
240 с.
31. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999.
32. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детскородительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 96 с.
33. Слободчиков Л.С. Психология человека / Л.С. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Лига Пресс, 2016.
34. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. - М., 2008.
35. Смирнова Л.А. Русская литература 18 - 19 вв. / Л.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1995.- 302 с.
36. Толстой Л.Н. Война и мир (Собрание в одном томе) / Л.Н. Толстой. - М.: Эксмо, 2014. -1296 с.
37. Тургенев И.С. Избранные сочинения / Редкол. Г. Беленький, П.Николаев и др. - М.: Художественная литература, 1987.
38. Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка: монография / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова. - 2-е изд., стереотип. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М., 2018. - 112 с.
39. Шлотгауэр А.Н. Развитие и воспитание - Роль отца / А.Н. Шлотгауэр //Психол.журн. 2012.
40. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд. / Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2016. - 768 с.
41. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб., 1999.