Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАТЕРИНСКИЙ И ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №35733

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
504
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Жанровый состав русского детского и материнского фольклора 6
1.1 Жанры детского фольклора 6
1.2 Жанры материнского фольклора 18
Г лава 2. Жанровая структура обрядового масленичного фольклора 29
Глава 3. Использование элементов детского и материнского фольклора в дошкольном учреждении 37
3.1. Принципы этнокультурного воспитания и образования 37
3.2. Проект сценария масленичной недели в детском дошкольном
учреждении 42
Заключение 67
Список использованной литературы 69



Данная работа посвящена изучению возможностей использования элементов детского и материнского фольклора в работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях.
Актуальность нашего исследования связана с тем, что на сегодняшний день, несмотря на прогрессирующие компьютерные технологии, человек проявляет интерес к своему историческому прошлому, народной культуре и религии, появилась потребность в определении духовно-нравственных ориентиров общества, а также в этнокультурном развитии. Поэтому одно из важнейших мест в современном гуманитарном образовании занимает культурологический подход - ребёнок не просто изучает культуру, а проживает и переживает её как свой образ жизни. Одним из источников культуроведческой информации является фольклор, в котором отражена жизнь народа, его история, принципы, идеалы, философия, мораль, обычаи и традиции. В нашем исследовании, мы сконцентрировали внимание на фольклорных произведениях, которые создавались для детей или самими детьми, поскольку именно эта область общенационального фольклора, как нам кажется, наиболее органично вписывается в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
Объектом исследования являются детский и материнский фольклор.
Предмет исследования - варианты использования детского и материнского фольклора на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что применение элементов детского и материнского фольклора на занятия в дошкольных учреждениях будет способствовать повышению интереса детей к народной культуре.
Цель исследования - изучить возможности использования элементов детского и материнского фольклора на занятиях в дошкольных учреждениях.
Данная цель предполагает решение ряда задач:
1) Изучение, анализ и систематизация комплекса фольклорных текстов, которые могут быть востребованы при проведении календарных праздников в детских дошкольных учреждениях;
2) Выбор методик работы с литературным текстом, отвечающих задачам знакомства с народным наследием детей раннего возраста;
3) разработка проекта комплекса мероприятий по теме «Масленица Прасковея».
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных
и зарубежных ученых и педагогов, в которых изучаются и систематизируются жанры материнского и детского фольклора, а также методические исследования работы с фольклорными текстами в дошкольной аудитории и справочно-библиографические источники.
Методы проведения исследования:
1) анализ и систематизация теоретического материала по теме исследования, а также его интерпретация в соответствии с поставленной целью;
2) сопоставительный метод с привлечением некоторых приемов метода научного описания: систематизации, классификации;
3) исследовательские методы, анализ и обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации научных знаний в
области детского и материнского фольклора, методических подходов к работе с памятниками устного народного творчества.
Новизна исследования заключается, прежде всего, в его методической направленности - практической части работы, представляющей собой авторскую разработку теоретически обоснованного и экспериментально апробированного проекта, в котором показаны возможности использования элементов детского и материнского фольклора в дошкольном учреждении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы дошкольных учреждениях, а также в ряде специальных курсов, в частности по раннему развитию детей.
Структура работы определена составом решаемых проблем и задач. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты темы исследования, а именно детский и материнский фольклор и его жанры. Во второй главе проведён литературоведческий анализ фольклорных текстов, которые положены в основу проекта
сценария масленичной недели. В третьей главе показано практическое применение элементов детского и материнского фольклора в дошкольном учреждении, а именно представлен проект «Масленица Прасковея» для детского сада, а также планы-конспекты занятий, которые проводились в рамках реализации проекта.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, мы хотим отметить, что цель, поставленная в дипломной работе, была достигнута, задачи - решены. В частности, исследован термины «детский фольклор» и «материнский фольклор» и определена разница между их жанрами; проанализирован ряд подходов к структурированию этих понятий; выявлены лингвистические и функциональные особенности; рассмотрены основные методы применения элементов детского и материнского фольклора на занятиях в дошкольных учреждениях; а также разработан проект «Масленица», составленный специально для масленичной недели, в котором использовались элементы детского и материнского фольклора.
В первой главе мы познакомились с основными жанрами детского и материнского фольклора: рассмотрели их задачи, функции, лексический состав, а также возрастные особенности и специфику применения и использования.
На следующем этапе нашего исследования мы выяснили, что детский и материнский фольклор является одним из инструментов воспитания в рамках этнокультурного образования и воспитания, которое направлено на повышение интереса детей к мировым культурам. Реализовать данное направление на занятиях можно при помощи различных методов (беседа, просмотр иллюстраций, презентаций, прослушивание музыкальных произведений).
Практической частью нашей исследовательской работы была разработка проекта «Масленица». Данный проект включает в себя планы-конспекты занятий, темой которых был русский народный праздник Масленица. В нашем проекте мы хотели показать, что элементы детского и материнского фольклора можно использовать на каждом занятии, поэтому все мероприятия отличались друг от друга. Так, первое занятие являлось ознакомительным, на котором ребята заново познакомились с этим праздником. В последующие дни дети изготовили куклы-Масленицы, которые стали украшением зала для общего мероприятия детского сада «Проводы зимы», участвовали в забавах на свежем воздухе, читали русскую народную сказку ««Крылатый, мохнатый да масленый», соревновались в эстафете, а также стали участниками праздника «Проводы зимы». Элементы детского и материнского фольклора были включены в каждое занятие.
Данное исследование детского и материнского фольклора не является исчерпывающим, однако позволяет представить его структуру, понять принципы и методы применения на занятиях в дошкольных учреждениях.


1. Абакумова Н.Н. Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н.Н. Абакумова. - Томск: Том. гос. ун-т, 2007. - 368 с.
2. Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен: Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян / Т.А. Агаткина. - М.: Индрик, 2000. - 334 с.
3. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весеннелетний цикл / Т.А. Агаткина. - М.: Индрик, 2002. - 816 с.
4. Адоньева С.Б. Фольклор: социальное действие и коммуникативный акт. Опыт междисциплинарного подхода / С.Б. Адоньева // Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 3-4. - Спб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - С. 23-26
5. Аникин В.П. Русское устное народное творчество Учебник для вузов / В.П. Аникин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2004. - 735 с.
6. Белоусов А.Ф. Детский фольклор: итоги и перспективы изучения / [А. Ф. Белоусов и др.] [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.-ruthenia.ru/folklore/luriem10.pdf, дата обращения 17.11.18
7. Бычкова Е.Е. Детский игровой фольклор Кемеровской области / Е.Е. Бычкова // Вестник КемГУ № 4 (52) Т. 3, 2012. - С. 90-93
8. Ветухов А. Народные колыбельные песни / А. Ветухов // Этнографические обозрение. 1892. Кн. 12. - С. 131-154.
9. Виноградов Г.С. К изучению народных детских игр у бурят / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1922. - 11 с.
10. Виноградов Г.С. Детский народный календарь (из очерков по детской этнографии) / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1924. - 34 с.
11. Виноградов Г.С. Детская сатирическая лирика / Г.С. Виноградов. - Иркутск: Из-во ВСОРГО, 1924. - 44 с.
12. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт: Программа наблюдений / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1925. - 84 с.
13. Виноградов Г.С. Детские тайные языки / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1926. - 28 с.
14. Виноградов Г.С. Народная педагогика / Г.С. Виноградов. - Иркутск: Из-во ВСОРГО, 1926. - 30 с.
15. Виноградов Г.С. Детский фольклор в школьном курсе словесности / Г.С. Виноградов // Родной язык в школе. - 1927, - № 2,3. - С. 52-66.
16. Виноградов Г.С. Детские игровые прелюдии / Г.С. Виноградов // Сибирская живая старина. - 1928. - Вып. VII. - С. 47-88.
17. Виноградов Г.С. Из наблюдений над детским потешным фольклором: Сечки / Г.С. Виноградов // Детский быт и фольклор. - Л., - 1930. - Сб. I. - С. 13-21.
18. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1930. - 234 с.
19. Говорина А. Роль колыбельных песен и поэзии повествования в системе детского фольклора / А. Г оворина [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bibHofond.ru/view.aspx?id=454012, Дата обращения 17.11.2018.
20. Головин В.В. Колыбельная песня: классификация мотивов / В.В. Головин
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mthenia.ru/folklore/golovin1.htm, Дата обращения: 17.11.2018
21. Головин В.В. Колыбельные песни и приемы убаюкивания на Русском севере / В.В. Головин // «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР. - Л., 1991. - Ч. 2. - С. 91-100.
22. Головин В.В. Русская колыбельная песня: Фольклорная и литературная традиции: автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.01.09 / В.В. Головин. -СПб., - 2000. - 317 с.
23. Детская литература: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина, и др.: под ред. Е. Е. Зубаревой. - М.: Высшая школа, 2004. - 551с.
24. Детский фольклор. Частушки: сборник / Рос. Акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького и др.; Вступ. ст., сост., коммент. Т.М. Ананичевой и др.; Ст. от ред. В.М. Гацака. - М.: Наследие, 2001. - 493 с.
25. Добряков Г. О колыбельных песнях / Г. Добряков // Вестник воспитания. - М., 1914, - № 8. - С.145-156.
26. Дубровский Н. Масляница / Н. Дубровский. - М.: Типография С. Селиванова, 1870. - 46 с.
27.Заманки-ловушки [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.unn.ru/folklore/fzamlov.htm, дата обращения: 17.11.2018
28.Зарницына И. Колыбельная / И. Зарницына [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.proza.ru/20n/12/01/1709, дата обращения: 17.11.2018.
29.Захарова С.О. Проводы зимы в Германии и России. Традиции, обычаи, поверья / С.О. Захарова // III Авдеевские чтения. Сборник статей всероссийской научнопрактической конференции, посвящённой 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. - С. 165-169.
30.Захарченко М.В. Народная традиционная культура в системе образования / М.В. Захарченко [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru, дата обращения: 17.11.2018.
31.Зуева Т.В. Русский фольклор: словарь-справочник / Т. В. Зуева. - М.: Просвещение, 2002. - 336 с.
32. Иванов А.Н. Причитания над колыбелью, записанные в южной России / А.Н. Иванов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.folkcentr.ru/zhivaya-starina-1994-4/, дата обращения: 17.11.2018.
33. Калужникова Т.Н. Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения Среднего Урала / Т.Н. Калужникова. Екатеринбург, 2002. - 197 с.
34. Капица О.И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры / О.И. Капица. - Л.: Прибой, 1928. - 15 с.
35. Капица О.И. Детский фольклор и мир детства / О.И. Капица, М. Новицкая, И. Райкова. Библиотека русского фольклора. Т. 13: Русская книга. - М., 2002. - 560 с.
36. Капица Ф.С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Калядич. - Флинта: Наука, 2002. - 314 с.
37. Каргин А.С. Фольклор в современном социокультурном пространстве: от
повседневной практики до элитного досуга / А.С. Каргин // Прагматика фольклористики: сб. ст., докл., эссе. М., 2008. - С. 142-160.
38. Кармин А.С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы / А. С. Кармин // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 52-60.
39. Колесникова И.М. Детский фольклор в работах 1930-х годов (неизвестные статьи А.М. Астаховой и Г.С. Виноградова) / И.М. Колесникова, И.М. Иванова // Из истории русской фольклористики. - СПб., 1998. - С. 24-35.
40. Колядич Т.М. Русский детский фольклор / Т.М. Колядич // Режим доступа: https://culture.wikireading.ru/63942, дата обращения: 17.11.2018
41. Коринфский А.А. Честная госпожа Масленица / А.А. Коринфский // Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. - С. 157—169.
42. Коропниченко А. К вопросу о жанровой атрибуции колыбельных напевов / А. Коропниченко // Традиционное искусство и человек: тез. XIX науч. конф. Молодых фольклористов памяти А.А. Горовенко. - СПб.: Белый город, 1997. - С. 34-39.
43. Костюкова Т.А. Региональный компонент содержания образования: традиции и перспективы / Т.А. Костюкова // Региональный компонент содержания образования в сельской школе / под ред. В.М. Белоусова, Е.Е. Сартаковой, Н.А. Шумиловой. - Томск, 2000. - Т. 1. - С. 5-124.
44. Костюхин Е. Детские считалки вчера и сегодня / Е. Костюхин // Искусство устной традиции: Ист. морфология. - СПб., 2002. - С. 264-273.
45. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб.: Паритет, 2010. - 236 с.
46. Кравякова С.В. Детские потешки / С.В. Кравякова // Досуг в школе. - 2001. - № 2. - С. 3-6.
47. Куликовская И.Э. Педагогические условия формирования основ категориального видения картины мира у старших дошкольников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Э. Куликовская. - Ростов н/Д, 2008. - 213 с.
48. Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология / С.М. Лойтер. - Петрозаводск, 2001. - 296 с.
49. Малиновская С.М. Особенности воспитательного процесса в школе в условиях поликультурного пространства / С.М. Малиновская // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2009. - Вып. 7. - С. 84-87.
50. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности №2101 "Русский язык и литература" / М. Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
51. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. обр. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
52. Месяцеслов. Пословицы русского народа: Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В.И. Даль. - 2-е изд. - М., 1879. - Т. 2.
53. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2009. - 96 с.
54. Морозов И.А. Игровые сообщества: тендерный аспект / И.А. Морозов. Этнографическое обозрение. - 2006. - № 4. - С. 69-84.
55. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре: Детство. Отрочество / Сост., вступ. ст., коммент. В.П. Аникина; Под ред. В.П. Аникина, В.Е. Гусева, Н.И. Толстого. - М.: Худож. лит., 1994. - 525 с.
56. Науменко Г.М. Народная мудрость и знания о ребенке. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов / Г.М. Науменко. - М.; ЗАО Изд-во Центрполиграф., 2001. - 431 с.
57. Науменко Г.М. Методика обучения детей народному пению / Г.М. Науменко. - М.: Современная музыка, 2013. - 138 с.
58. Новицкая М.Ю. Детский фольклор и мир детства / М.Ю. Новицкая, И.Н. Райкова // Детский фольклор. - М.: Русская книга, 2002. - С. 5-53
59. Островская Е.В. Фольклорные жанры как основа нравственно-патриотического воспитания студентов в курсе "Детская литература" / Е.В. Островская // Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы. - Стерлитамак, 2000. - Ч. 2. - С. 148-150.
60. Петухова А.Н. Детский фольклор народа мари / А.Н. Петухова. - Йошкар-Ола, 2006. - 158 с.
61. Потанин Г.Н. Песни и прибаутки: Приложение к статье «Этнографические заметки на пути от г. Никольска до г. Тотьмы» / Г.Н. Потанин // Живая старина. - СПб., 1899. - Вып. 4 . - С . 519-525.
62. Поштарева Т.В. Воспитание с опорой на национальные традиции / Т.В. Поштарева // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 10. - С. 9-11.
63. Райкова И. Н. Фольклор детей и подростков: взаимодействие жанров / И.Н. Райкова // Проблемы современного филологического образования. - М.: Ярославль, 2002. - Вып. 2. - С. 76-85.
64. Редькова Е.С. Жанровые особенности образцов детского музыкального фольклора /
Е.С. Редькова [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/zhanrovye-osobennosti-obraztsov-detskogo-muzykalnogo- folklora, дата обращения: 17.11.2018.
65. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике Учебное пособие / Сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова. Под ред. Ю.Г. Круглова. - М.: Высшая школа, 2003. - 710 с.
66. Свиридов С. Словарь славянских символов / С. Свиридов. - Велигор, 2012. - 240 с.
67. Тимошенко Л.Г. Этнокультурное образование детей в условиях современного общества / Л.Г. Тимошенко // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). -2013. - С. 95-98
68. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1998. - Т. 3. - 555 с.
69. Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой / О.Ю. Трыкова. - Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 1997. - 132 с.
70. Трыкова О.Ю. О современном состоянии жанров детского фольклора / О.Ю. Трыкова // Ярослав. пед. вестн. - Ярославль, 2001. - № 3/4. - С. 103-107.
71. Федеральный государственный образовательный стандарт общего дошкольного образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://dassmform.ru/fgos/1.1- doshkolnoe-obrazovanie.html, дата обращения: 17.11.2018.
72. Хафизова Л.Р. Персонажи колыбельных песен. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. / Л.Р. Хафизова. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 319 с.
73. Хрущов И.П. Детские песенки: Сборник литературных, исторических и
этнографических статей и записок / И.П. Хрущёв. - СПб., 1901. - 240 с.
74. Шангина И.И. Русские дети и их игры / И.И. Шангина. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - 296 с.
75.Элиаш Н.М. Русские колыбельные песни (опыт классификации фольклорного жанра): Дис. канд. филол. наук / Н.М. Элиаш. - Сызрань, 1944. - 211с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ