ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы компетентностного подхода в школьном
образовании 7
1.1. Компетентностный подход в образовании 7
1.2. Специфические особенности информационной компетентности .. 13
1.3. Учебные компетенции, формируемые при обучении информатике
на основе ее интеграции с предметами естественнонаучного цикла 16
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию информационной компетентности учащихся средней школы на основе интеграции информатики с предметами естественнонаучного цикла 21
2.1. Критерии и уровни развития информационной компетентности
учащихся средней школы 21
2.2. Этапы опытно-экспериментальной работы по развитию
информационной компетентности учащихся 9 классов 25
Выводы по главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 33
В контексте реализации новой образовательной парадигмы - компетентностной, перед образовательной системой стоит наиважнейшая задача: подготовка образованного творческого человека, способного адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, рационально организующим самостоятельную и активную деятельность. Изменения в системе образования по своей сути направлены на то, чтобы сделать ее более адаптированной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни общества, интегрированным в мировую систему образования и активно развивающимся личности. Сегодня успех человека во многом зависит от его способности осваивать новые технологии, приспосабливаться к изменяющимся условиям труда, то есть от его компетентности.
Компетентностный подход значительно расширяет содержание образования личностными компонентами, усиливает практикоориентированное образование, ориентируется главным образом на ценностно-смысловые, содержательные, личностные компоненты образования, что делает его гуманистически ориентированным.
Развитие компетентностного подхода в современной педагогике осуществляли такие ученые, как П.П. Блонский В.В. Давыдова, Е.В. Ильенкова С.Т. Шацкий Е.В. Эльконина. В современной отечественной педагогике проблемы компетентностного подхода решает Е.В. Бондаревская, А.Н. Дахин Е.В. Достовалова, З.Д. Жуковская, И.А. Зима, Т.А. Гудкова, Е.В. Иванова, Н.Х. Насырова А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин Т.А. Цукерман и другие. В зарубежной педагогике К. Галанж, Д. Равен, К. Тайнер, Б. Бааке, В. Шубудиман и другие ученые изучали компетентностный подход.
Для нашего исследования представляет интерес процесс формирования информационной компетентности. Это связано прежде всего с тем, что современное человечество было вовлечено в общий исторический процесс, называемый информатизацией. За этот период развитие информационного общества стало основным ресурсом научного, технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей экономики, играет значительную роль в процессы образования и воспитания, культурное общение людей и другие социальные сферы.
Начало компьютеризации общества не могло не учитывать и система образования. В условиях общеобразовательной школы необходимо формировать ключевые компетенции школьников, в частности информационные. Информационная компетентность включает в себя овладение навыками получения, обработки, выдачи информации, преобразования информации (чтения, ведения заметок); владение мультимедийными технологиями, компьютерная грамотность; электронная почта, интернет-технологии; умение работать с библиотечными каталогами. Значительным является накопление опыта и готовности работать с информационными потоками в устной и письменной, печатной и электронной формах.
Информационная компетентность является предметом изучения таких ученых, как В.М. Глушков В.И. Гриценко, Б.В. Велихов, Н.Г. Зайцев, Ю.М.Каныгин, И. Кухтенко, Г.И. Марчук В.С. Михалевич, Г.С. Поспелов, Е.С. Полат Д.И. Ракитов, И.Скурихин и другие российские ученые.
Актуальность исследования обусловила выбор темы: «Развитие информационной компетентности учащихся средней школы на основе интеграции информатики с предметами естественнонаучного цикла».
Объект исследования: процесс развития информационной компетентности учащихся средней школы на уроках информатики.
Предмет исследования: методические особенности применения серии задач, направленной на развитие информационной компетентности учащихся, разработанной на основе интеграции информатики с предметами естественнонаучного цикла (физикой, химией, биологией, географией).
Цель исследования состоит в разработке серии задач, направленной на развитие информационной компетентности учащихся, на основе интеграции информатики с предметами естественнонаучного цикла (физикой, химией, биологией, географией), выявлении методических особенностей применения разработанной серии задач в учебном процессе.
Гипотеза исследования: развитие информационной компетентности учащихся средней школы на основе интеграции информатики и предметов естественнонаучного цикла будет эффективным, если:
- в процессе обучения будет активизироваться учебная деятельность учащихся, в том числе в результате сочетания различных видов работ;
- использовать ресурсы взаимодействия информатики и предметов естественнонаучного цикла (физики, химии, биологии, географии).
Основываясь на предмете исследования, для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать понятия «компетентность», «информационная компетентность». Выявить специфические особенности информационной компетентности.
2) Выявить возможности образовательного процесса, построенного на основе интеграции информатики с предметами естественнонаучного цикла.
3) Разработать серию задач, направленную на развитие информационной компетентности учащихся, на основе интеграции информатики с предметами естественнонаучного цикла (физикой, химией, биологией, географией), и составить цикл уроков по развитию информационной компетентности школьников.
4) Определить эффективность разработанных задач в условиях эксперимента.
Методологической основой исследования являются современные психолого-педагогические и дидактические концепции:
1) положения о деятельностном подходе (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев) [7];
2) идеи личностно-ориентированного обучения (В. А. Беликов, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, А. В. Кирякова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) [3];
3) дидактические вопросы информатизации обучения (Е.В. Григоренко, Е.С. Полат, О.Г. Смольянинова и др.) [1];
4) идеи компетентностного подхода (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Т. М. Ковалева, О. Г. Смольянинова, А. В. Хуторская, И. Д. Фрумин и др.) [4, 5].
Практическая значимость исследования состоит в возможности переноса результатов исследований на учебный процесс в среднюю школу. Для общеобразовательной школы разработаны:
1) серия задач, направленная на развитие информационной компетентности учащихся, на основе интеграции информатики с курсами физики, химии, географии и биологии;
2) цикл уроков по информатике.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.
Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей учащегося общеобразовательной школы. Формирование и развитие информационной компетентности учащихся на уроках информатики - это длительный процесс, требующий создания определенных условий, таких как, повышение учебной активности учеников за счет использования различных видов работ, использование ресурсов взаимодействия информатики и предметов естественнонаучного цикла (физики, химии, биологии, географии) и др.
В представленной квалификационной работе проанализированы понятия «компетентность», «информационная компетентность», выявлены специфические особенности информационной компетентности.
Выявлены возможности образовательного процесса, построенного на основе интеграции информатики с предметами естественнонаучного цикла.
В исследовании разработана серия задач, направленная на развитие информационной компетентности учащихся, на основе интеграции информатики с предметами естественнонаучного цикла (физикой, химией, биологией, географией), и составлен цикл уроков по развитию информационной компетентности школьников.
Определена эффективность разработанных задач в условиях эксперимента.
1. Акуленко В.Л. Формирование информационной компетентности
учителя-предметника в системе повышения квалификации / В.Л. Акуленко // Применение новых технологий в образовании: материалы XV
Интернационал. конф., 29-30 июня 2004 г. - Троицк: Издательский дом "ТРОВАНТ", 2004. - 354 с.
2. Аскерко Ю.А. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологий и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук / Ю.А. Аскерко.
- Магнитогорск: Магнитогорский государственный издательский дом, 2007. - 22 с.
3. Бермус А.Г. Система качества профессионального образования. - Ростов-на-Дону: Издательство Рост.ун-та, 2002. - 220 с.
4. Бурмакина В.Ф., Зельман М., Фалина И.Н. Информационно -
коммуникационная и технологическая компетентность: Методическое
пособие по подготовке к тестированию учителей. - Москва, 2007. Режим доступа: http://ifap.ru/library/book360.pdf (дата обращения: 5.03.2019)
5. Думенко Т.Г. Информационные технологии в изучении образовательного поля «Технологии». Режим доступа: http://pedsovet.org/ (дата обращения: 12.04.2019)
6. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей с помощью инновационных технологий: Автореф. дис. ... кандидат пед. наук. / О.Б. Зайцева. - Брянск, 2002. - 19 с.
7. Зима И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата
современного образования // Компетенции в образовании: опыт
проектирования: сб. науч. тр. - М .: Научно-инновационное предприятие "ИНЭК", 2007. - С.33-44.
8. Иванов Д.А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании // Школьные технологии. - 2007. - №5. - С.23-27.
9. Иванов Д.А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании. - М .: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
10. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: проблемы, концепции, инструменты. - М., 2003. - 142с.
11. Информатизация среднего общего образования: научно-методическое пособие / Под. редактор Д.Ш. Матроса. -М .: Педагогическое общество России, 2004. - 384 с.
12. Компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. Редактор Курнешова Л.Е. - М .: Московский центр качественного образования, 2008. - 96 с.
13. Образцов П.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования : курс лекций / учебное пособие. - Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», 2016. - 134
с.
14. Паршукова Г.Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография / НГТУ. - Новосибирск, 2006. - 253 с.
15. Семенов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А. Л. Семенов. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - 12 с.
16. Тритттина. С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос", 2005. Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 21.03.2019)
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. Режим доступа: www.fgos.ru (дата обращения:
2.01.2019)
18. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
19. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной образовательной парадигмы // Ученик в обновляющейся школе. - М .: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.