Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации развития творческого потенциала средствами межпредметных связей на уроках химии в условиях реализации ФГОС 11
1.1. Сущность и содержание творческого потенциала на основе
ретроспективного анализа 11
1.2. Психолого-педагогические особенности и структура творческого
мышления личности обучающихся 18
1.3. Роль межпредметных связей для развития творческого потенциала на
уроках химии 25
Выводы по 1 главе 34
Глава II. Экспериментальное исследование организации развития творческого потенциала учащихся девятых классов средствами межпредметных связей по химии 37
2.1. Разработка и внедрение комплекса педагогических условий по развитию творческого потенциала учащихся 9 классов средствами межпредметных связей 37
2.2 Результативность опытно-экспериментального исследования развития
творческого потенциала 9-х классов 45
Выводы по 2 главе 61
Заключение 63
Список используемых источников и литературы 66
Приложения 1. Программа кружка «За страницами учебника химии» 73
Приложение 2. Описание опытов 79
Приложение 3. Креативные тесты Е.Е. Туник 80
Приложение 4. Внеклассного мероприятия «Торжественное открытие недели химии. Конкурс газет на заданную тему «В Химическом царстве» 82
Приложение 5. Протокол мероприятий 84
Приложение 6. Методические задания 85
Актуальность. Одним из направлений модернизации образования является переход от когнитивной к компетентностной модели образования. Современному обществу нужен человек с нетрадиционным, творческим мышлением, широким кругозором, способным задавать и решать оригинальные проблемы. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня особое внимание уделяется различным программам, направленным на развитие способностей детей, созданию условий для развития одаренности в дошкольных, школьных, средних специальных учебных заведениях и университетах. Реализация творческого потенциала личности - настоятельная необходимость сегодняшнего дня, социальный порядок настоящего.
В основе новых Федеральных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и разработка развивающейся образовательной среды для учащихся; активное обучение и познавательная деятельность учащихся; построение учебного процесса с учетом индивидуального возраста, психологических и физиологических характеристик учащихся.
Модернизация передового образования заключается в разработке критерий для максимально действенного становления и реализации креативного потенциала обучающихся, способствующих креативному саморазвитию личности. В связи с данным возникает вопрос об организации интенсивной познавательной и творческой работы обучающихся, содействующей скоплению креативного навыка как почвы, без которой невыполнима самореализация личности на дальнейших этапах жизни. В сфере исследования творчества ведутся абстрактные изучения, разработаны всевозможные концепции творчества и одаренности (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Е.В. Бондаревская, A.JI. Григоренко, Я. А. Пономарев, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, К. Хеллер и др.). Актуальна проблема поиска средств становления мыслительных способностей, связанных с творческой работой обучающихся как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Предоставленной задаче приурочены к работе В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса, Д.В. Ушакова и др. В данных, исследовательских работах акцентируется внимание на этих качествах трудности, как определение средств увеличения продуктивности познавательной деятельности обучающихся.
Вопросы организации творческой работы обучающихся с помощью создания проблемных ситуаций рассматриваются в работах Г.А. Балла, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой. В исследовательских работах P.M. Грановской рассматриваются вопросы становления творческих возможностей обучающихся, особенности их формирования в учебной и внеклассной работы. Почвой для определения индивидуальностей творческой работы обучающихся служат труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, В.А. Петровского, Е.С. Полат. Трудности организации креативных ситуаций и методик их заключения с помощью эвристических и алгоритмических способов разработаны Г.С. Альтшуллером, В.И. Андреевым и др.
Проведено довольно большое количество изучений по проблеме развития творческого потенциала обучающихся. Впрочем, в раньше произведенных исследовательских работах мало рассмотрен вопрос становления креативного потенциала учащихся 9-х классов средствами межпредметных связей на уроках химии. В настоящее время данный вопрос, на наш взгляд, приобретает особенную актуальность, потому что перед современной школой встал ряд серьезных задач, одной из которых является развитие творческого потенциала учащихся, способного реализовывать себя в современных условиях.
Таким образом, передовую ситуацию в теории и практике образования возможно охарактеризовать образовавшими противоречиями между:
- потребностью общества в творчески интенсивных личностях и инертностью классической системы подготовки учащихся;
- гуманистическими целями образования, выражающимися в формировании личности, способной к креативному саморазвитию, в разработке критерий в учебно-образовательном процессе для формирования творческой личности, и недостаточной разработанностью педагогических критерий, повышающих эффективность процесса становления и
саморазвития креативного потенциала учащегося;
- необходимостью вступления в девятых классах, нацеленного на становление креативного потенциала каждого подростка, и недостаточной разработанностью механизмов индивидуализации обучения; социализации учащихся; ориентации содержания образования на систему среднего и высшего профессионального образования.
Выделенные противоречия обозначили проблему исследования, каковы эффективные способы развития творческого потенциала у учащихся девятых классов, применяемые на уроках химии, в ходе реализации межпредметных связей. Учитывая недостаточную готовность школьной практики к эффективному решению этой задачи, а также отсутствие необходимого научно - педагогического обоснования процесса развития творческого потенциала учащихся девятых классов, была выбрана тема исследования «Развитие творческого потенциала у учащихся девятых классов средствами межпредметных связей на уроках химии».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и практически реализовать процесс развития творческих способностей и творческого потенциала на уроках химии в 9 классе на основе межпредметного подхода.
Объектом исследования данной работы является развитие творческих способностей учащихся девятых классов.
Предметом исследования являются способы развития творческого потенциала у учащихся девятых классов, применяемые на уроках химии, в ходе реализации межпредметных связей.
Гипотеза исследования: развитие творческого потенциала учащихся 9-х классов на уроках химии будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
• реализация межпредметного подхода,
• интеграция коллективного и индивидуального творчества,
• использование комплекса креативных заданий,
• внедрение интерактивных и информационных технологий
• интеграция учебной и внеучебной деятельности,
• использование диагностических методик, позволяющих отслеживать динамику развития творческого потенциала,
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, теоретические подходы к развитию творческого потенциала личности;
2. Обосновать комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала учащихся в учебной деятельности.
3. Осуществить экспериментальную проверку эффективности реализации педагогических условий развития творческого потенциала учащихся девятых классов средствами межпредметных связей.
Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве начальных положений в исследовании становления креативного потенциала обучающихся были применены положения теории творчества (И.И. Ильясов В.А. Петровский, А.Я. Пономарев, Б.П. Теплов и др.), научные идеи о сути творческой личности и ее самореализации (А.Б. Орлов, И.С. Кон), о диалектике процесса воспитания и самовоспитания творческой личности (В.И. Андреев, B.C. Библер, А.Н. Тубельский и др.), педагогические идеи, связанные с организацией образовательного места (Г.М. Борликов, Г.Н. Волков, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.Б. Панькин, В.В. Сафонова и др.). В значимой степени изучение опирается на главные положения теории личности и деятельности, раскрывающие способности становления креативного потенциала (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), теорию проектирования педагогических систем (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.И. Слободчиков и др.).
Для решения поставленных задач нами применялись следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические - методы абстрактного анализа и синтеза (сравнительно-сопоставительный, закономерный, ретроспективный), которые применялись при изучении психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; экспериментальные - опросно-диагностические: анкетирование, тестирование и эмпирические способы - психолого-педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент; высококачественное и количественное сопоставление характеристик.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Ципьинская СОШ» Балтасинского района Республики Татарстан
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена организацией опытно-экспериментальной работы с применением методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами диагностического обследования; устойчивой повторяемостью основных результатов учебной деятельности; длительностью исследования.
Научная новизна: на теоретическом уровне обусловлена и опытно апробирована программа развития творческого потенциала учащихся средствами межпредметных связей на уроках химии, построенная на принципах личностно-ориентированной направленности образовательного процесса, обогащения предметной среды (насыщение креативными видами деятельности, внедрение информационных технологий); разработан комплекс творческих ситуаций, содействующий переходу репродуктивного уровня учебной деятельности обучающихся через продуктивный на творческий уровень; определены педагогические условия, от которых зависит эффективность развития творческого потенциала учащихся на уроках химии.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в развитие теории педагогического образования, который выражается в разработке теоретических причин и модели развития творческого потенциала учащихся средствами межпредметных связей. Уточнено содержание понятий «творческий потенциал», «творчество», «творческие способности». Обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития творческого потенциала учащихся.
Практическая ценность исследования состоит в том, что программа становления креативного потенциала учащихся, дидактический материал по созданию креативных ситуаций на уроках химии, программа кружка, проекты учебных исследований учащихся, контрольные работы по химии, методические указания и рекомендации к урокам могут быть использованы учителями при организации учебного процесса, обеспечивающего развитие творческого потенциала учащегося. Материалы исследования представляют интерес для организаторов курсов повышения квалификации учителей.
Достоверность исследования обеспечена организацией опытноэкспериментальной работы с использованием способов, предмет, целям и задачам исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами диагностического обследования; устойчивой повторяемостью ведущих итогов учебной деятельности; продолжительностью изучения.
Апробация результатов исследования:
• публикация «Особенности подготовки молодого учителя к уроку химии», официальный сайт международного журнала «Педагог» учебно- методический материал (Сертификат участника, печать, декабрь, 2017 г., г.Казань);
• выступление на открытой городской научно-практической конференции учащихся «Мир Науки», отдел образования УО ИК по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани (Сертификат участника, печать, март, 2017 г., г.Казань);
• разработка, апробирование и анализ применения конспекта урока: «Химические свойства металлов» для 9 А класса. Электронный педагогический журнал МАГАРИФ.РФ Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 57998 от 28.04.2017;
• выступление и публикация тезисов «Развитие творческого потенциала у учащихся 9-х классов на уроках химии» в рамках Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием «Андреевские чтения. Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности (Сертификат участника, печать, 2018 г., г.Казань);
• выступление на педагогическом совете учителей МБОУ «Ципьинская СОШ» Балтасинского района Республики Татарстан на тему «Развитие творческого потенциала учащихся 9 классов средствами межпредметных связей на уроках химии» (выписка из протокола педсовета школы, май, 2018г., РТ Балтасинский район).
Структура работы включает в себя введение, две главы, выводов заключения, а также список используемых источников и литературы, и приложений.
Остановимся на основных выводах, сделанных нами в ходе решения поставленных задач:
Первой задачей исследования было определение, по сути, видения, творческих возможностей и его роли в развитии личности учащегося. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что творчество и энергия могут быть развернуты в виде таких признаков, как складки, выработаны определенные условия, которые у них есть, являются самостоятельными. Недвижимость свойства для потенциальных учащихся, творческое поведение и творчество, чтобы определить, какие действия, его возможности, саморазвитие, самореализация. Творческий набор генетических факторов (разрабатывается на основе задатков их способности), психологических факторов (ума) и социальных факторов (общества). За счет возможности развития как творческой личности, уровня активности, социальной ситуации. Развитие творческого потенциала школьников напрямую связано с уровнем развития: в рамках познавательного (память, логика, творческое мышление, устойчивое внимание), выражающей стабильности ценят духовнонравственную жизнь, эмоциональный статус учащегося.
Развитие личностных качеств учащегося, талантов тесных отношений, взаимозависимых. Развитие личности, будет двигаться в фазу развития, учитывая творческий потенциал, энтузиазм, умную, целеустремленную деятельность, в свою очередь, решительность, креативность, саморазвитие, самостоятельность. Между тем, назад на образование-это самообразование, творчество и развитие человека на этапе развития страны.
Вторая задача исследования состояла в выявлении педагогических условий развития творческого потенциала учащихся средствами межпредметных связей.
Педагогические условия для развития творческого потенциала учащихся, подхода независимого учащегося, независимого учащегося и творческого коллектива являются ключевыми, обеспечивают субъективную позицию учащихся, дают им возможность выявить процесс самообразования, навыки и творческий потенциал, привести педагогов к развитию у учащихся, стиля диалогических и педагогических отношений. Творческие организационные условия основные условия долгосрочной внешкольной деятельности по поддержке развития творческого потенциала учащихся педагогического направления. Эффективное развитие творческого потенциала, системы образовательного программного обеспечения, с деятельностью и творческими задачами; случайные интересы, потребности, возможности учащихся, содержание, деятельность и роли; наличие квалифицированного руководства по реализации педагогической деятельности, творческого подхода к развитию индивидуального студенческого потенциала.
Третья задача исследования состояла в осуществлении экспериментальной проверки эффективности реализации, разработанной педагогических условий и программы внеурочной деятельности про развития творческого потенциала учащихся. Программа развития творческого потенциала учащихся реализована в педагогическую практику и апробирована.
Результаты испытаний следующие результаты тестирования были определены учащиеся класса работают для просмотра особенности: высокий уровень новизны в творчестве, творческих заданий, нацеленных на использование исполнения эвристический метод; решать задачи по алгоритму, использовать справочные материалы, строительство их творческих работ; способность прогнозировать, уникальный достаточно для оценки, решение своих товарищей; стремление к обмену опытом, взаимодействовать друг с другом и роль в этом процессе и отстаивать свои взгляды; осуществление исполнительных функций в области передачи знаний обладают несколько способ.
В рамках нашего научно-образовательного эксперимента была организована работа по созданию гуманного пространства. Цикл занятий состоит из профессионального образования, творческого образовательного пространства, системы «школа-университет», подготовленной во внеучебной деятельности, игр, учебной деятельности, образования и опыта, иными словами. он специально организованной педагогической среды и педагогических условий для развития структурированной системы, ученики творческого потенциала с учетом следующих особенностей: создание пространства для целей образования, педагогическая целесообразность организации образовательного пространства, единства, целостности, состав, по таким темам, как образовательного процесса (значения, ценности), отношений, классов и эколого-просветительской деятельности организации, зависимость, состав, открытое пространство (социальное окружение другого отношения).
Так в рамках взаимосвязи между предметом и созданным творческим пространством учащиеся в полной мере понимают образовательные навыки и таланты.
Не надо делать вид, что полный анализ исследования, проблемы, проблемы-это только один из способов развития этого творческого потенциала. Дальнейшее выяснение того, как эти исследования связаны с вопросами развития и творческого потенциала учащегося влияет на его жизненный план, комплексный подход к этой проблеме необходим комплексный уровень подготовки учащихся 9-го класса.
Цель, поставленная перед началом работы, достигнута, задачи решены, гипотез доказана. Выводы и факты, полученных в ходе исследования открывают возможности для дальнейшего исследования и продолжения работы. Перспективным направлением дальнейшего исследования может быть разработка формирования творческой личности в условиях профильного обучения химии и другим предметам.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». -М: Проспект, 2013.
2. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. -М: Просвещение, 2011.
3. Приказ Минобрнауки РФ № 1644 от 29 декабря 2014 г. «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюст РФ 06 февраля 2015 г., рег. Номер №35915).
4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. От 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644).
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.: Просвещение, 2011.
6. Агафонова И. П. Методика проблемно-интегративного обучения химическим дисциплинам студентов - будущих фармацевтов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Агафонова Ирина Петровна; [Место защиты: Казан. нац. исслед. технол. ун-т]. - Красноярск, 2014. - 192 с.
7. Адаев И. А. Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей химии с использованием информационных технологий: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Адаев Иван Анатольевич; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева]. - Чебоксары, 2015. - 187 с.
8. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс КГТУ. 4.2 [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: КГУ, 2000.
9. Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности [Текст]: методическое пособие / Ю.Д. Бабаева; под ред. В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 278 с.
10. Багрова Н. В. Индивидуализация обучения химии в школьных творческих мастерских во внеурочной деятельности: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Багрова Наталья Витальевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Элиста, 2017. - 174 с.
11. Белова, C.B. Диалогическое управление школой как
гуманитарной системой [Текст] / C.B. Белова // Школа и учитель в зеркале модернизации образования. - М., 2003.
12. Беляева Ж. В. Обучение учащихся основной школы естественнонаучным методам познания на основе межпредметных связей биологии, химии и физики: диссертация ... кандидата педагогических наук:
13.0. 02 / Беляева Жанна Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун - т]. - Москва, 2015. - 232 с.
13. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2015. - 124 с.
14. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 2011. - № 4. - с. 46-58.
15. Варламова А. В. Педагогические условия экологического образования глухих старшеклассников при обучении химии: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.03
16. Варламова Алла Вячеславовна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - Москва, 2013. - 215 с. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. A.B. Петровского. - М.: Просвещение, 2010. - С. 282.
17. Васильева, И.И. О значении идей М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения [Текст] / И.И.
Васильева // Психологические исследования общения / отв ред. Б.Ф. Ломов, A.B. Беляева, В.Н. Носуленко. - М.: Наука, 2010. - С. 18—36.
18. Вдовина Н. С. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся профессиональных образовательных организаций на основе оптимального сочетания средств обучения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Вдовина Наталья Сергеевна; [Место защиты: Алт. гос. пед. акад.]. - Барнаул, 2015. - 199 с.
19. Головнер В. Н. Химический эксперимент прикладного характера как метод достижения полноты знаний по органической химии: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Головнер Владимир Нодарович; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2014. - 215 с.
20. Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях [Текст] / М.И. Грабарь, К.А. Краснянская // Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 2013. - 136 с.
21. Границкая, A.C. Научить думать и действовать: адаптированная система обучения в школе [Текст]: кн. для учителя / A.C. Границкая. - М.: Просвещение, 2011. - 172 с.
22. Грановская, P.M. Элементы практической психологии [Текст] / P.M. Грановская. — СПб: Речь, 2007. - 656 с. (Серия: Психологический практикум).
23. Дьяченко, М.А. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.А. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест; М.: ACT, 2010. - 576 с. - (Библиотека практической философии).
24. Жулькова Н. В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий учащихся: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Жулькова Наталья Викторовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2014. - 177 с.
25. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
26. Инновационные технологии в образовании и научноисследовательской работе [Текст]: материалы VI научно-методической конференции с международным участием / М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Оренбургский гос. аграрный ун-т"; [подгот.: Д. А. Сюсюра, Д. И. Пустотин]. - Оренбург: ОГАУ, 2013. - 263 с.
27. Мирзоев О. А. Формирование научного мировоззрения
старшеклассников средствами межпредметной связи: диссертация ...
кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мирзоев Олим Ахрорович; [Место защиты: Акад. образования Таджикистана]. - Душанбе, 2014. - 153 с.
28. Митра А. Х. Интеграция психолого-педагогических и предметнометодических дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей: на материале педагогических вузов ИРИ: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Митра Аттари Хамеди; [Место защиты: Тадж. гос. пед. ун-т им. Садриддина Айни]. - Душанбе, 2013. - 174 с.
29. Кульневич, C.B. Анализ современного урока [Текст]: практич. пос. для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / C.B. Кульневич, Т.П. Лакоценина. — Изд-е 2-е. доп. и перераб. - Ростов н/Д: Учитель, 2003. - 224 с.
30. Новый основной очный курс программы Intel® «Обучение для будущего» http :// vvi ki. iteach. ru/index. php. - Новый основной очный курс программы 1Ме1_Обучение для будущего (пилот в Элисте)
31. Оржековский, П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии [Текст] / П.А. Оржековский. — М.: ИОСО РАО, 2011. - 121 с.
32. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю [Текст]: учебно-метод. пособие / Е.Д. Патаракин. - 2-е изд., испр. - М.: Интуит.Ру, 2007. - 64 с.
33. Погребная, Т.В. ТРИЗ-педагогика в обучении через науку [Текст] / Т. В. Погребная, А. В. Козлов // Наука в школе: тр. науч.-метод, семинара. - М.: HTA «АПФН», 2003. - Т.1 - С. 96-108.
34. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика. - 2010. - 280 с.
35. Поташник, М.М. Как развивать педагогическое творчество [Текст] / М.М. Поташник. - М., 2011 - 80 с.
36. Пильникова Н. Н. Разработка и методика реализации системы элективных курсов по химии в средней школе: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Пильникова Наталья Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2014. - 184 с.
37. Роджерс, K.P. Творчество как усиление себя [Текст] / K.P. Роджерс // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С. 164-168.
38. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии [Текст] / C.JI. Рубинштейн. - СПб.; М.; Харьков; Минск: «Питер», 2005. - 705 с.
39. Рувинский, Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников [Текст] / Л.И. Рувинский. - М.: Педагогика, 2015. - 128 с.
40. Савенков, А.И. Детская одаренность и школьное обучение [Текст] / А.И. Савенков // Школьные технологии. - 2011. - №1-2. - С 129.
41. Савенков, А.И. Основные подходы к концепции одаренности [Текст] / А.И. Савенков // Педагогика. - 2013. - № 3. - С. 24-26.
42. Савенков, А.И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности [Текст]: учебник-тетрадь для учащихся средней школы / А.И. Савенков. - М.: Генезис, 2005. - 95 с.
43. Савенков, А.И. У колыбели гения [Текст] /А.И. Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
44. Санникова, А.И. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе организации самообразовательной деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / А.И. Санникова, O.JI. Калинина. - Пермь: ПГПУ, 2001. - 151 с.
45. Сидорина А. В. Оптимизация методики определения элементного состава биологических объектов методом РФА-СИ: диссертация ... кандидата химических наук: 02.00.02 / Сидорина Анна Владимировна; [Место защиты: Ин-т неорган. химии им. А.В. Николаева СО РАН]. - Новосибирск, 2015. - 144 с.
46. Сурин, Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент [Текст] / Ю.В. Сурин. - М.: Школа-Пресс, 2013. - 144 с. — («Химия в школе». Библиотека журнала. Вып.2).
47. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский // Избр. пед. соч.: в 3-х т. -М.: Педагогика, 2012. - Т. 1. - С. 25266.
48. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 3 т. / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 2014. - 347 с.
49. Соловьёва М. В. Формирование профессиональной
направленности учащихся медико-биологических классов в процессе изучения химии в системе "школа-ФДП-медицинский вуз": диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Соловьёва Маргарита
Валентиновна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т]. - Краснодар, 2013. - 262 с.
50. Тимиргалиева Т. К. Методика информационно-деятельностного обучения химии общеобразовательной школы: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Тимиргалиева Татьяна Константиновна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Красноярск, 2013. - 218 с.
51. Тушакова З. Р. Развитие умственных умений учащихся при обучении химии с использованием креативных карт: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Тушакова Зиля Рифатовна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Тобольск, 2014. - 135 с.
52. Уткина Т. В. Интеграция физики и биологии при изучении термодинамических систем в классах естественно-научного профиля: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Уткина Татьяна Валерьевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Троицк, 2014. - 221 с.
53. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины [Текст] / П.А. Флоренский. - М.: Правда, 2000. - 490 с.
54. Чернецкая Н. И. Творческое мышление школьников как
интегральный психологический феномен: диссертация ... доктора
психологических наук: 19.00.07 / Чернецкая Надежда Игоревна; [Место защиты: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный
педагогический университет им. А. И. Герцена"]. - Санкт-Петербур, 2015. - 453 с.
55. Шамиль Р. Х. Исследование структуры сознания подростков в среде дополнительного образования [Текст]: научное издание. - Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014. - 208 с.
56. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 2013. - 224 с.