ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка 8
1.1 Сущность формирующего оценивания в обучении 8
1.2 Методики формирующего оценивания на уроках русского языка 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка при изучении синтаксиса простого предложения. 24
2.1 Выявление исходных показателей 24
2.2 Использование приемов формирующего оценивания при изучении
синтаксиса простого предложения 31
2.3 Результаты экспериментальной работы 37
Заключение 41
Список использованной литературы
Приложения А, Б, В
Глава 1 Теоретические аспекты использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка 8
1.1 Сущность формирующего оценивания в обучении 8
1.2 Методики формирующего оценивания на уроках русского языка 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка при изучении синтаксиса простого предложения. 24
2.1 Выявление исходных показателей 24
2.2 Использование приемов формирующего оценивания при изучении
синтаксиса простого предложения 31
2.3 Результаты экспериментальной работы 37
Заключение 41
Список использованной литературы
Приложения А, Б, В
Актуальность темы исследования. Современный урок меняет свою структуру в связи с осуществляемым в настоящее время компетентно деятельностным подходом к обучению в школе.
Компетентностный подход как одно из приоритетных направлений образования означает приобретение учащимся жизненно важных компетенций, дающих ему возможность ориентироваться в общественной жизни. Он должен обладать общепредметными, предметными, ценностносмысловыми, учебно-познавательными, коммуникативными и другими компетенциями [41, с. 9]. Они соответствуют планируемым результатам образования - предметным, метапредметным и личностным, которые определяются Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
В связи с этим существует проблема оценивания образовательных результатов учащихся. Необходимо оценивать не только предметные результаты, как это было в условиях традиционной системы обучения, в которой средством проверки являлось воспроизведение знаний, но и метапредметные результаты, владение компетенциями.
Так, в Федеральном государственном стандарте основного общего образования указывается на необходимость комплексного подхода к оценке освоения учащимися основной образовательной программы, позволяющего вести оценку результатов образования и, вместе с тем, оценку динамики индивидуальных достижений учеников в процессе обучения [37].
Подчеркивается необходимость использования с данной целью разнообразных методов и форм, дополняющих друг друга, среди которых практические и творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения [37].
Как видно, система оценки образовательных достижений школьников связывается с планируемыми результатами, и в связи с этим в учебном процессе увеличивается роль процедурных и оценочных знаний, уменьшается часть информационных знаний, вводятся рефлексивные знания [30].
При использовании традиционного оценивания в подобных условиях появляется противоречие между функцией оценки и невозможностью ее реализации в существующей системе оценивания, применения ее способности развивать универсальные учебные действия учащихся и др. [2, с.77]. Данные недочеты ликвидирует формирующее оценивание, под которым понимается оценивание достижения образовательных результатов ученика в ходе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности [26].
Формирующее оценивание имеет технологии своего проведения - системы действий педагога, осуществляемых в учебном процессе, связанных с применением методов и приемов обучения и оценивания, выбором организационных форм и др. [22].
В настоящей выпускной квалификационной работе мы рассматриваем технологии формирующего оценивания на уроках русского языка, конкретно - при изучении синтаксиса простого предложения.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить теоретические основы использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка и апробировать их возможности при усвоении учащимися синтаксиса простого предложения.
Объект - процесс изучения синтаксиса простого предложения на уроках русского языка учащимися основной школы.
Предмет - технологии формирующего оценивания на уроках русского языка для усвоения синтаксиса простого предложения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) осуществить анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) описать теоретические аспекты использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка;
3) рассмотреть применение методик формирующего оценивания на уроках русского языка;
4) провести опытно-экспериментальную работу;
5) осуществить анализ результатов экспериментальной работы.
Гипотезой данной работы служит предположение о том, что применение технологий формирующего оценивания при выполнении заданий и упражнений, направленных на изучение синтаксиса простого предложения на уроках русского языка, будет способствовать эффективному его освоению школьниками, повышению их образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: -труды по педагогике, включающие в себя идеи современных подходов к обучению, обновления системы образования:
А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, Т.В. Воителевой и др.;
-труды, содержащие концепции современного оценивания образовательных результатов школьников:
А.В. Хуторского, В.К. Загвоздкина, В.И. Звонникова и др.;
-работы, описывающие технологии формирующего оценивания: М.А. Пинской, И.М. Улановской, О.Н. Крыловой, Е.Г. Бойцовой и др.;
-работы методистов и учителей русского языка и литературы: Т.В. Клочковой, Н.А. Никольской, Н.А. Родкиной и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и методической литературы;
- наблюдение, опросные методы, педагогический эксперимент, метод обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Адельшинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского района Республики Татарстан.
Научная новизна выпускной работы заключается в том, что в ней впервые подвергаются анализу технологии формирующего оценивания, используемые на уроках русского языка при обучении синтаксису простого предложения в основной школе.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавательской деятельности на уроках русского языка в школе.
Структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении описывается актуальность темы исследования, формулируются объект, предмет, указываются цель и задачи исследования.
В первой главе - «Теоретические аспекты использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка» - последовательно рассматриваются вопросы технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся в процессе обучения в школе.
Вторая глава -«Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка при изучении синтаксиса простого предложения» - содержит характеристику методики проведения формирующего оценивания на уроках русского языка. В ней дается описание проведенной экспериментальной работы в 8 классе основной школы, которое включает в себя фрагменты проведенных уроков, и анализ ее результатов.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами. К работе прилагается список использованной литературы, состоящий из 41 наименования, и приложений.
Компетентностный подход как одно из приоритетных направлений образования означает приобретение учащимся жизненно важных компетенций, дающих ему возможность ориентироваться в общественной жизни. Он должен обладать общепредметными, предметными, ценностносмысловыми, учебно-познавательными, коммуникативными и другими компетенциями [41, с. 9]. Они соответствуют планируемым результатам образования - предметным, метапредметным и личностным, которые определяются Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
В связи с этим существует проблема оценивания образовательных результатов учащихся. Необходимо оценивать не только предметные результаты, как это было в условиях традиционной системы обучения, в которой средством проверки являлось воспроизведение знаний, но и метапредметные результаты, владение компетенциями.
Так, в Федеральном государственном стандарте основного общего образования указывается на необходимость комплексного подхода к оценке освоения учащимися основной образовательной программы, позволяющего вести оценку результатов образования и, вместе с тем, оценку динамики индивидуальных достижений учеников в процессе обучения [37].
Подчеркивается необходимость использования с данной целью разнообразных методов и форм, дополняющих друг друга, среди которых практические и творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения [37].
Как видно, система оценки образовательных достижений школьников связывается с планируемыми результатами, и в связи с этим в учебном процессе увеличивается роль процедурных и оценочных знаний, уменьшается часть информационных знаний, вводятся рефлексивные знания [30].
При использовании традиционного оценивания в подобных условиях появляется противоречие между функцией оценки и невозможностью ее реализации в существующей системе оценивания, применения ее способности развивать универсальные учебные действия учащихся и др. [2, с.77]. Данные недочеты ликвидирует формирующее оценивание, под которым понимается оценивание достижения образовательных результатов ученика в ходе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности [26].
Формирующее оценивание имеет технологии своего проведения - системы действий педагога, осуществляемых в учебном процессе, связанных с применением методов и приемов обучения и оценивания, выбором организационных форм и др. [22].
В настоящей выпускной квалификационной работе мы рассматриваем технологии формирующего оценивания на уроках русского языка, конкретно - при изучении синтаксиса простого предложения.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить теоретические основы использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка и апробировать их возможности при усвоении учащимися синтаксиса простого предложения.
Объект - процесс изучения синтаксиса простого предложения на уроках русского языка учащимися основной школы.
Предмет - технологии формирующего оценивания на уроках русского языка для усвоения синтаксиса простого предложения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) осуществить анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) описать теоретические аспекты использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка;
3) рассмотреть применение методик формирующего оценивания на уроках русского языка;
4) провести опытно-экспериментальную работу;
5) осуществить анализ результатов экспериментальной работы.
Гипотезой данной работы служит предположение о том, что применение технологий формирующего оценивания при выполнении заданий и упражнений, направленных на изучение синтаксиса простого предложения на уроках русского языка, будет способствовать эффективному его освоению школьниками, повышению их образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: -труды по педагогике, включающие в себя идеи современных подходов к обучению, обновления системы образования:
А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, Т.В. Воителевой и др.;
-труды, содержащие концепции современного оценивания образовательных результатов школьников:
А.В. Хуторского, В.К. Загвоздкина, В.И. Звонникова и др.;
-работы, описывающие технологии формирующего оценивания: М.А. Пинской, И.М. Улановской, О.Н. Крыловой, Е.Г. Бойцовой и др.;
-работы методистов и учителей русского языка и литературы: Т.В. Клочковой, Н.А. Никольской, Н.А. Родкиной и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и методической литературы;
- наблюдение, опросные методы, педагогический эксперимент, метод обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Адельшинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского района Республики Татарстан.
Научная новизна выпускной работы заключается в том, что в ней впервые подвергаются анализу технологии формирующего оценивания, используемые на уроках русского языка при обучении синтаксису простого предложения в основной школе.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавательской деятельности на уроках русского языка в школе.
Структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении описывается актуальность темы исследования, формулируются объект, предмет, указываются цель и задачи исследования.
В первой главе - «Теоретические аспекты использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка» - последовательно рассматриваются вопросы технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся в процессе обучения в школе.
Вторая глава -«Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования технологий формирующего оценивания на уроках русского языка при изучении синтаксиса простого предложения» - содержит характеристику методики проведения формирующего оценивания на уроках русского языка. В ней дается описание проведенной экспериментальной работы в 8 классе основной школы, которое включает в себя фрагменты проведенных уроков, и анализ ее результатов.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами. К работе прилагается список использованной литературы, состоящий из 41 наименования, и приложений.
В соответствии с целью нашей выпускной квалификационной работы мы осуществили теоретический анализ педагогической и методической литературы.
Установлено, что формирующее оценивание как вид критериального оценивания, применяемый в школьном образовании, проводится совместно учителем и учеником, с целью определения результативности обучения учащихся, имеет механизм и технологии своего проведения.
Выделены описанные нами в работе отдельные инструменты (опросные листы, карта понятий и др.), которые можно использовать на уроках русского языка в основной школе.
Для реализации поставленной задачи усилить освоение учащимися синтаксиса простого предложения на уроках русского языка,повысить их образовательные результаты, мы использовали при его изучении многообразные приёмы формирующего оценивания, направленные на развитие самооценки учащихся и побуждающие их к учебной деятельности.
Это: лист самоконтроля,использованный по завершении проверочной работы,«сигналы руками» при участии учеников в викторине, взаимооценивание ответов на вопросы теста,«две звезды и желание»после написании сочинения,«портрет» при выделении признаков синтаксических конструкций, «телеграмма» как форма ответа на вопросы учителя, сопоставление своих действий и результата с образцом.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что применение приемов формирующего оценивания при выполнении заданий и упражнений, направленных на изучение синтаксиса простого предложения, будет способствовать эффективному его усвоению учащимися, повышению их предметных, метапредметных и личностных результатов.
В ходе выполнения эксперимента была использована соответствующая литература и методика преподавания русского языка в основной школе.
Главными методами являлись наблюдение, анкетирование, приемы и методики формирующего оценивания.
Были сделаны следующие выводы:
- инструменты формирующего оценивания, использованные на уроках русского языка в восьмом классе при изучении синтаксиса простого предложения, привели к развитию самооценивания каждым учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса, что обусловило активизацию интеллектуальной деятельности учащегося в классе и способствовало формированию в нем инициативного субъекта образования;
- приемы и методики формирующего оценивания, использованные на уроке, содействовали учебной мотивации, развитию процессов мышления и творческих способностей учащихся;
- контрольно-оценочные формы работы на уроке привели к интенсификации речевой деятельности учащихся, как устной, так и письменной, и обогащению словарного запаса;
- контрольно-оценочная деятельность осуществлялась на уроке в коллективе, в сотрудничестве с одноклассниками и учителем, что обеспечило высокую степень коммуникации, способствовала обогащению эмоционального опыта учеников, их эмоциональному развитию;
-приемы оценивания, использованные на уроках, содействовали росту самостоятельности учащихся восьмого класса;
- учащиеся выполняли задания различных типов, принимали участие в учебно-оценочной деятельности, тем самым развивали универсальные учебные действия, как познавательные, так и регулятивные и коммуникативные;
- контрольно-оценочные формы работы на уроках русского языка введены и эффективно использовались на этапе закрепления новых знаний;
- по итогам самооценивания проведённой проверочной работы в конце четверти и сравнения с 8 «Б» классом экспериментальный 8 «А» класс, достигнув отличных результатов, показал динамику результатов в освоении синтаксиса простого предложения - предметных, метапредметных и личностных.
Таким образом, проведя анализ выполненной работы, сравнив результаты показателей двух экспериментальных классов, можем отметить, что выдвинутая нами гипотеза оказалась правильной. Поставленная цель достигнута.
Использование приемов и методик формирующего оценивания при выполнении различного вида работ на уроках русского языка в восьмом классе способствовало самореализации учащегося основной школы, повышению интереса к обучению и самостоятельному оцениванию результатов обучения.
Установлено, что формирующее оценивание как вид критериального оценивания, применяемый в школьном образовании, проводится совместно учителем и учеником, с целью определения результативности обучения учащихся, имеет механизм и технологии своего проведения.
Выделены описанные нами в работе отдельные инструменты (опросные листы, карта понятий и др.), которые можно использовать на уроках русского языка в основной школе.
Для реализации поставленной задачи усилить освоение учащимися синтаксиса простого предложения на уроках русского языка,повысить их образовательные результаты, мы использовали при его изучении многообразные приёмы формирующего оценивания, направленные на развитие самооценки учащихся и побуждающие их к учебной деятельности.
Это: лист самоконтроля,использованный по завершении проверочной работы,«сигналы руками» при участии учеников в викторине, взаимооценивание ответов на вопросы теста,«две звезды и желание»после написании сочинения,«портрет» при выделении признаков синтаксических конструкций, «телеграмма» как форма ответа на вопросы учителя, сопоставление своих действий и результата с образцом.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что применение приемов формирующего оценивания при выполнении заданий и упражнений, направленных на изучение синтаксиса простого предложения, будет способствовать эффективному его усвоению учащимися, повышению их предметных, метапредметных и личностных результатов.
В ходе выполнения эксперимента была использована соответствующая литература и методика преподавания русского языка в основной школе.
Главными методами являлись наблюдение, анкетирование, приемы и методики формирующего оценивания.
Были сделаны следующие выводы:
- инструменты формирующего оценивания, использованные на уроках русского языка в восьмом классе при изучении синтаксиса простого предложения, привели к развитию самооценивания каждым учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса, что обусловило активизацию интеллектуальной деятельности учащегося в классе и способствовало формированию в нем инициативного субъекта образования;
- приемы и методики формирующего оценивания, использованные на уроке, содействовали учебной мотивации, развитию процессов мышления и творческих способностей учащихся;
- контрольно-оценочные формы работы на уроке привели к интенсификации речевой деятельности учащихся, как устной, так и письменной, и обогащению словарного запаса;
- контрольно-оценочная деятельность осуществлялась на уроке в коллективе, в сотрудничестве с одноклассниками и учителем, что обеспечило высокую степень коммуникации, способствовала обогащению эмоционального опыта учеников, их эмоциональному развитию;
-приемы оценивания, использованные на уроках, содействовали росту самостоятельности учащихся восьмого класса;
- учащиеся выполняли задания различных типов, принимали участие в учебно-оценочной деятельности, тем самым развивали универсальные учебные действия, как познавательные, так и регулятивные и коммуникативные;
- контрольно-оценочные формы работы на уроках русского языка введены и эффективно использовались на этапе закрепления новых знаний;
- по итогам самооценивания проведённой проверочной работы в конце четверти и сравнения с 8 «Б» классом экспериментальный 8 «А» класс, достигнув отличных результатов, показал динамику результатов в освоении синтаксиса простого предложения - предметных, метапредметных и личностных.
Таким образом, проведя анализ выполненной работы, сравнив результаты показателей двух экспериментальных классов, можем отметить, что выдвинутая нами гипотеза оказалась правильной. Поставленная цель достигнута.
Использование приемов и методик формирующего оценивания при выполнении различного вида работ на уроках русского языка в восьмом классе способствовало самореализации учащегося основной школы, повышению интереса к обучению и самостоятельному оцениванию результатов обучения.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ (на материале иноязычного образования)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



