Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического развития детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий 7
1.1. Понятие игровых технологий, их роль в развитии дошкольника 7
1.2. Психолого-педагогические исследования использования игровых
технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста 13
1.3. Содержательные и организационно-методические аспекты применения игровых технологий в экологическом образовании младших дошкольников 25
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно - экспериментальная проверка эффективности игровых технологий в экологическом образовании детей 36
2.1. Изучение уровней экологического развития младших дошкольников
исследуемых групп 36
2.2. Организация экологического образования детей четвёртого года жизни
на основе системного применения игровых технологий 47
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по повышению эффективности экологического развития детей младшего дошкольного
возраста посредством игровых технологий 54
Выводы по главе 2 62
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение
Человек неразрывно связан с природой. Он не может существовать отдельно от неё. Природа даёт нам всё - воздух, пищу, кров, возможность радоваться и творить. Но к сожалению, человек, беря всё это у природы, не заботится о её сохранении, а зачастую его действия становятся губительными для окружающей среды.
Разочарование в таком потребительском отношении к природе настигло нас в конце прошлого столетия. Загрязнение окружающей среды, стремительное истощение ресурсов природы, разрастание мегаполисов, ясно обозначили перед людьми угрозу приближающейся экологической катастрофы. Чтобы наша планета не исчезла, необходимо помочь человеку понять самоценность природы, а не только её потребительскую значимость и научить общество экологически грамотному взаимодействию с ней.
Ни один разумный человек не станет отрицать, что экологическое развитие и образование это одна из наиважнейших проблем нашей современности. И начинать решать эту проблему нужно с раннего детства. Именно на этом этапе развития у ребёнка возникает первое миропонимание - он получает эмоциональные впечатления о природе и окружающем мире, складывается основа экологического мышления.
Начало нынешнего столетия ознаменовалось становлением новой системы дошкольного образования. В 2014 году были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО)[39],в которых во главу угла ставится необходимость разностороннего развития дошкольников, в том числе формирование у них реальной картины окружающего мира и воспитание природоохранного сознания.
Экологическое развитие детей - целевой, направленный, планомерный педагогический процесс, цель которого - экологически зрелая личность, которая выделяется сформированным экологическим сознанием, экологически направленным поведением и деятельностью в природе, сострадательным отношением к ней.
Реконструирование содержания образования нацеливает воспитателей детских садов на то, чтобы строить весь образовательный процесс с детьми на основе современных педагогических технологий обучения и воспитания.
Новые требования к дошкольному образованию считают самым главным индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Таким образом, ведущей формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, и задача педагогов — это организация разнообразной игровой деятельности, которая будет благоприятствовать успешному разностороннему развитию ребёнка.
Одним из условий успешного экологического развития дошкольников является создание такой среды, обстановки, которые бы способствовали развитию чувствительной восприимчивости и чуткости детей. И именно применение разных игровых технологий в ходе ознакомления детей с природой, может стать хорошим средством экологического развития.
Но, тем не менее, многие грани игровой деятельности дошкольников пока остаются до конца не исследованы, и в связи с этим не выявлены все возможности использования игры в экологическом развитии дошкольников.
Таким образом, обозначенное противоречие определило проблему исследования: как организовать игровую деятельность детей, чтобы она стала эффективным средством экологического развития младших дошкольников?
Объект исследования: процесс экологического развития дошкольников.
Предмет исследования: игровые технологии экологического развития детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: раскрыть научно-методические основы
применения игровых технологий в процессе экологического развития младших дошкольников.
Гипотеза исследования: системное использование игровых технологий в процессе экологического образования будет способствовать более эффективному экологическому развитию младших дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать характеристику игровых технологий, используемых в экологическом развитии дошкольников.
3. Изучить уровни экологического развития детей младшего дошкольного возраста.
4. Разработать перспективный план и серию конспектов образовательной деятельности экологической направленности для младших дошкольников с использованием игровых технологий; опробовать их в ходе педагогического эксперимента.
Методологическую основу исследования составили: теоретические концепции отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной, Л.А. Венгера, И.Я. Лернера о закономерностях психического развития ребёнка и игре как ведущего вида деятельности дошкольников; педагогические исследования
Е.И. Тихеевой, С.Л. Новосёловой о роли обучающих игр и игр- экспериментов в процессе ознакомления ребёнка с окружающим миром; научные работы Селевко Г.К., Кукушина В.С., Булановой-Топорковой М.В. о современных педагогических технологиях, а так же научные исследования: С.Н. Николаевой, Комаровой И.А., Н.А. Рыжовой, Т.А. Серебряковой, об использовании игры в процессе экологического развития дошкольников.
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и научнометодической литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в разработке и экспериментальной апробации системы игровых технологий экологического развития младших дошкольников, основывающейся на использовании разнообразных видов игр.
Объём и структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Длительность и база исследования: экспериментальная работа длилась с сентября месяца 2017 г. по май месяц 2018г. и осуществлялась на базе МАДОУ «Детский сад № 156, комбинированного вида» Приволжского района г. Казани. В педагогическом эксперименте принимали участие педагоги детского сада и 50 детей в возрасте от 3-х до 4-х лет.
Малыш приходит в наш мир с открытым сердцем, душой и с огромным желанием познать этот мир. Но то, как он будет к нему относиться, научиться ли любить и оберегать этот мир, во многом зависит от нас взрослых, которые его воспитывают.
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. И именно использование игровых технологий в процессе ознакомления детей с природой, может стать эффективным средством экологического образования.
Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающим, формируются положительные чувства и эмоции.
Два момента - необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре - смыкают игровую деятельность с экологическим образованием.
Экологическая работа с детьми дошкольного возраста предполагает использование всех видов игровых технологий: как игр с готовым содержанием и правилами, так и игр творческих.
Проведённая нами опытно-экспериментальная работа по
экологическому развитию детей, строившаяся на системном использовании разнообразных игровых технологий (ИОС, игры-эксперименты, дидактические игры), показала свою эффективность: экологические
представления детей экспериментальной группы стали более полными, осознанными и устойчивыми. Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня экологическогоразвития у детей данной группы в сравнении с показателями детей из контрольной группы. Так, если с низкого уровня на средний в экспериментальной группе перешловосемь детей (32%), то в контрольной группе это четверодетей (16%); и если со
среднего уровня на высокий поднялись семеро детей (28%) экспериментальной группы, то в контрольной группе это всего пятеро детей (20%). Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 7 детей (28%), в контрольной группе 6 детей (24%); на среднем уровне в экспериментальной группе 15 детей (60%), в контрольной группе 13 детей (52%); уровень ниже среднего в экспериментальной группе продемонстрировали 3 человека (12%), в контрольной группе - 6 детей (24%).
Приведённые данные указывают на очевидную положительную динамикув уровне экологического развития детей экспериментальной группы.
Таким образом, в настоящей выпускной квалификационной работе решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы:что системное использование разнообразных игровых технологий в процессе экологического образования будет способствовать более эффективному экологическому развитию младших дошкольников.
1. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников// Дошкольная педагогика - № 1, 2007. - С. 10-12.
2. Атемаскина, Ю.В., Богославец, Л.Г. Современные педагогические технологии ДОУ - СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.-80 с.
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
4. Буланова - Топоркова, М.В., Духавнёва, А.В., Кукушин, В.С., Сучков, Г.В. Педагогические технологии. Учебное пособие для студ. пед. спец. /Под ред. В.С. Кукушина - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: изд. центр «МарТ», 2004. - 336 с.
5. Волкова, Т.И. Игровые технологии// Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. научн. конф. (г. Казань, октябрь,2014 г.) - Казань: Бук, 2014. - С. 58-60.
6. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию - современная технология экологического образования дошкольников// Дошкольная педагогика - № 3, 2006. - С. 23-27.
7. Газина, О.М., Фокина, В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста/ учебно-методическое пособие - М.: Прометей, 2013. - 254 с.
8. Гончарова, Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов пед. Институтов и колледжей - Нижневартовск: НГПИ, 2000108 с.
9. Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2015 - 96 с.
10. Доля, Г. Каждое обучение должно быть игровым, а каждая игра - обучающей// Современное дошкольное образование. Теория и практика. - № 1, 2015. - С. 16-21.
11. Захарова, Е.А. Роль игры в воспитании личности// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы У1междунар. Науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 6-8.
12. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ сфера, 2007.-55 с.
13. Казаручик, Г. Н. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений // Современный детский сад - № 4, 2011. - С. 55-61.
14. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников// Дошкольная педагогика - №2/ февраль/ 2008. - С. 19-25.
15. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений - 8-е изд. стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007 - 416 с.
16. Комарова, И.А., Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа - М.: Гном и Д, 2013. - 132 с.
17. Комарова, И.А., Прокофьева, О.О. Играя - познаём природу - Минск: БГАТУ, 2010 - 40 с.
18. Канева, М. С. Экологическое воспитание дошкольников // Начальная школа плюс до и после. - № 7, 2011. - С. 7-10.
19. Кондрашёва, Ю.В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании /Ю.В. Кондрашёва, Э.В. Прудских, В.Ф. Шорстова// Молодой учёный. - № 6, 2014. - С. 718-721.
20. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика - № 1(106)/январь, 2015. - С.
16.
21. Лихачёв, Б.Т. Педагогика: курс лекций/учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПКиФПК - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - М., 2001 - 607 с.
22. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/Е.А. Лобанова - Балашов: издательство «Николаев», 2005 - 76 с.
23. Логвинова, О.Ю., Мещерякова, С.В., Денисова, А.Б., Кеворкова, К.И. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста// Молодой учёный - № 20, 2015. - С. 468-472.
24. Лопатина, А.А., Скребцова, М.В. Экологическое воспитание дошкольников - М.: Издательство Амрита-Русь, 2010 - 128 с.
25. Максимова, М.В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников// Молодой учёный. - № 22, 2015. - С. 826-830.
26. Монахов, В.М., Бахусов, Е.В., Власов, Д.А. Педагогические технологии как дидактический инструмент модернизации образования - М.: Тольятти: ВУиТ, 2004 - 243 с.
27. Наливкина, Ю.М. Игровые инновационные технологии в ДОО //Инновационные педагогические технологии: материалыШмеждунар. науч. конф. ( г. Казань, октябрь, 2015 г.) - Казань: Бук, 2015. - С. 71-73.
28. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ 7-е издание, испр. И доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.
29. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду - М.: Москва-Синтез, 2010. - 82 с.
30. Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. -80 с.
31. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 2006. - 51 с.
32. Николаева, С.Н., Комарова, И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гном и Д, 2005. - 128 с.
33. Нисская, А.К. Современное дошкольное детство - территория игры // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - № 3, 2014. - С. 52-57.
34. Новиковская, О.А. сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб: Детство-Пресс, 2008. - 64 с.
35. Новосёлова, С.Л. Игра-экспериментирование как детская самодеятельность// Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования, 2001 - Приложение № 4. С. - 21-25.
36. Новосёлова, С. О новой классификации детских игр// Дошкольное воспитание - № 3, 1997. - С. 84-87.
37. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/авт.-сост.: Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А./под ред. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. -368 с.
38. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания//Дошкольное воспитание - № 10, 2002. - С. 90.
39. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
40. Рыжова, Н.А. Наш дом-природа-М.: издательство «Карапуз», 2005.-189 с.
41. Самсонова, В.А. о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста //Актуальные проблемы поддержки и развития талантливой молодёжи в условиях массовой школы: опыт, проблемы, поиски: Сборник статей и методических материалов Международной научнопрактической конференции. 28 ноября, 2013 г. /Под ред. В.Ф. Габдулхакова,
С.В. Архиповой, Й.Й. Подгурецки. - Казань: Казанский федеральный университет, 2013. - С. 116.
42. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998 - 256 с.
43. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте/ 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 208 с.
44. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 142 с.
45. Соломенникова, О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада, - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 48 с.
46. Соломенникова, О.А. ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. - М.: Мозаика-синтез, 2015. - 64 с.
47. Токарев, А.А. Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ //Проблемы и перспективы развития образования: материалы 1Умеждунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.) - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 53-61.
48. Федотова, А.М. Познаём окружающий мир играя: сюжетнодидактические игры для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с.
49. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании - СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012 - 80 с.
50. Юнусова, Д.С. Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста // Молодой учёный. - № 6, 2015. - С. 723-726.
51. Янкина, Н.В. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками / Н.В. Янкина, О.А. Иршева// Молодой учёный - № 20, 2015. - С. 511-514.