Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Понятие «социокультурная компетенция» и роль аудиовизуальных
средств обучения на уроках иностранного языка 7
1.2 Дидактические возможности, типы и основные характеристики
аудиовизуальных средств обучения иностранному языку 11
1.2.1 Использование видеоматериалов на уроках английского языка 16
1.3 Дидактические свойства и функции блог-технологии в развитии
социокультурной компетенции 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ И БЛОГ-
ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1 Интегрирование блог-технологии на уроках иностранного языка 29
2.2 Организация педагогического эксперимента 33
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования развития
социокультурной компетенции в условиях использования видеоматериалов и
блог-технологии 38
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа посвящена использованию аудиовизуальных средств обучения в целях формирования социокультурной компетенции.
В настоящее время проблема применения аудиовизуальных средств обучения в учебном процессе является актуальной, поскольку увеличивается количество средств, которые осуществляют предъявление аудиовизуальной информации. Кроме того, учебно-воспитательный процесс осуществляется в условиях глобализации, интеграции информационных технологий. В то же время согласно стандарту нового поколения учащиеся должны научиться учиться, то есть овладеть универсальными учебными действиями, которые предоставляют возможность осуществления самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетенций, умения учиться. Поэтому мы считаем, что аудиовизуальные средства обучения дают возможность осуществить условия стандарта нового поколения. Аудиовизуальные средства обучения могут создать необходимые условия для получения положительных результатов в достижении основных целей обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции, а также развитие черт второй языковой личности. Для осуществления данной цели необходимо уделить особое внимание социокультурной компетенции, поскольку без знаний особенностей языка, культуры, этикетных форм речи изучаемого языка невозможно сформировать коммуникативную компетенцию. Поэтому социокультурная компетенция играет особую роль при формировании второй языковой личности и коммуникативной компетенции учащихся.
Улучшение оснащенности техническим оборудованием средних общеобразовательных школ ставит перед педагогами задачу искать новые более эффективные способы применения АВСО на занятиях по иностранному языку для формирования социокультурной компетенции.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы, посвященные вопросам формирования и развития социокультурной компетенции в процессе обучения языку (Г.В. Елизарова, В. В. Сафонова, R. Rueda, И. Л. Бим, Г. В. Рогова, Т. К. Цветкова), оптимизации преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (А. Н. Филатова, С. В. Титова, Т. Ю. Павельева, А. Кампелл, K. Kennedy, A.P. Campbell, J. Barger, J. Bloch, , П. В. Сысоев, М. Байрам, П. Келли, Г. Нойнер), информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (П. В. Сысоев, Ю. С. Борцов, Т. П. Воронина, В. П. Кашицин, О. П. Молчанова, Н. В. Апатова, Г. И. Кирилова) использования аудиовизуальных средств обучения на уроках иностранного языка (Е. Н. Соловова, Ю. В. Маркова, И.М. Салпыкова, А.В. Прохоров, А.Г. Костевич) использования видеоматериалов на занятиях по иностранному языку (М.И. Мятова, Т. П. Леонтьева, Т.А. Скакунова). Вопреки долгим исследованиям проблема формирования социокультурной компетенции учащихся на основе применения аудиовизуальных средств обучения не нашла должного отражения в педагогической науке.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что формирование социокультурной компетенции с использованием аудиовизуальных средств обучения иностранному языку требует глубокого исследования и осмысления эффективных методов.
Целью выпускной квалификационной работы является теоритическое обоснование развития социокультурной компетенции с помощью современных аудиовизуальных средств обучения, выявление и экспериментальная проверка педагогических условий и уровни развития социокультурной компетенции обучающихся в условиях использования видеоматериалов и блога.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс и результат развития социокультурной компетенции учащихся путем использования аудиовизуальных средств обучения (видеоматериалы, блог).
Предметом исследования являются педагогические условия и уровни развития социокультурной компетенции в условиях использования видеоматериалов и блога.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование видеоматериалов и блога в качестве аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка способствует эффективному повышению уровня социокультурной компетенции учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать основные типы аудиовизуальных средств обучения и рассмотреть их классификацию, описание;
2. рассмотреть дидактические возможности блог-технологии и видеоматериалов;
3. провести опытно-экспериментальную проверку эффективности использования видеоматериалов и блога в качестве аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка;
4. проанализировать результаты, полученные после проведения эксперимента.
Научная новизна данного исследования заключается в теоретическом обосновании и опытной проверке разработанной методики по внедрению блог-технологии и работы с видеоматериалами на уроке иностранного языка для 8 классов с целью повышения уровня социокультурной компетенции учащихся.
Теоритическая значимость исследования заключается:
1. В изучении процесса организации формирования социокультурной компетенции путем использования аудиовизуальных средств обучения;
2. В определении педагогических методов и приемов работы с аудиовизуальными средствами обучения на уроках английского языка.
обучения, с целью формирования социокультурной компетенции, может быть использован на уроках английского языка при обучении восприятию иноязычной речи на слух, ее анализу и обработке путем выполнения практических заданий.
Для достижения цели исследования, поставленных задач и для проверки гипотезы исследования нами были использованы следующие методы:
• теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: педагогическое наблюдение (сравнительный метод), анкетный опрос и тестирование учащихся, рефлексия личного опыта педагога;
• экспериментальные: констатирующий и формирующий
педагогический эксперимент.
В ходе опытно-экспериментальной работы применялись следующие методы: прямое и косвенное наблюдение, тестирование, анкетирование учащихся, анализ и синтез эмпирического материала, методы математической обработки экспериментальных данных.
Этапы исследования: первый этап был предметно-аналитический. На данном этапе происходило выдвижение проблемы, изложение целей, создание плана работы над проблемой. Второй этап являлся поисковым. На данном этапе осуществлялся анализ и изучение методической литературы по проблеме. Третий этап - завершающий, представлены результаты опытноэкспериментальной работы, комплекс упражнений. Материалы выпускной квалификационной работы дополнялись, в случае необходимости перерабатывались.
Структурно данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения и списка использованной литературы.
В данной исследовательской работе мы рассматривали аудиовизуальные средства обучения при формировании социокультурной компетенции. В качестве аудиовизуальных средств обучения мы использовали видеоматериалы и блог-технологию.
В соответствии с поставленными в квалификационной работе задачами, проанализировав методическую литературу и изучив опыт зарубежных и отечественных педагогов по проблеме использования аудиовизуальных средств обучения, мы пришли к следующим выводам:
1. Характеристика основных типов аудиовизуальных средств обучения, а также рассмотренные классификации и описание доказывает, что АВСО играют особую роль в процессе обучения, поскольку обеспечивает эффективное запоминание необходимой информации и его наглядную конкретизацию в особо доступной форме для восприятия. Кроме того, мы выяснили, что использование АВСО, при формировании социокультурной компетенции, повышает мотивацию учащихся за счет опоры на слуховую и зрительную наглядность и присутствие эмоционального компонента в восприятии аудиовизуальной информации.
2. Рассмотрев дидактические возможности блог-технологии и видеоматериалов, мы полагаем, что использование блог-технологии на уроках иностранного языка позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей. Следует отметить, что в процессе работы с блогом учащиеся находятся в состоянии психологического комфорта во время работы с интерактивными мультимедийными средствами, поскольку в таких условиях они не боятся получить негативную оценку преподавателя или других участников учебного процесса. При работе с видеоматериалами создается необходимая атмосфера для погружения учащихся в языковую среду и активизирует их речевую деятельность, а также создаются благоприятные условия для межкультурной коммуникации.
3. Проведенная нами экспериментальная работа доказывает свою эффективность использования видеоматериалов и блога на уроках английского языка для 8 классов.
4. Проанализировав результаты, которые мы получили в ходе нашего эксперимента, мы полагаем, что блог-технология на уроках английского языка для 8 классов создает благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции, поскольку происходит ускорение и упрощение доступа к мультимедийной и текстовой информации. Благодаря применению технологии «перевернутый класс» работа с блогом становится более продуктивной и активной. Проектная работа обеспечивает создание необходимой языковой атмосферы и способствует преодолению языкового барьера учащихся и повышает их интерес к изучению иностранного языка. Также мы считаем, что видеоматериалы и блог способствуют развитию интеллектуально-эвристических и логических способностей.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы убедились, что внедрение блог-технологии и видеоматериалов в образовательный процесс обеспечивает эффективное формирование социокультурной компетенции. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась, цель нашего исследования реализована, задачи решены.
1. Агеева Е. С. Использование современных педагогических технологий при обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС / Музалева М. А. // Молодой ученый. 2016. №24. С. 433-436
2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Щукин А. Н. - М.: ИКАР, 2009. — 448 с.
3. Алёшина О. Г. Использование интернет-ресурсов в преподавании специальных дисциплин. // Молодой ученый. №23, 2016. — С. 449-451.
4. Андреасян И.М. Практический курс методики преподавания иностранных языков под общ. ред. И.М. Андресян. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 288 с.
5. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Юрайт, 2014. - 284 с.
6. Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // Иностранные языки в школе. 2005. -54 с.
7. Бордовский Г.А. Развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения / Носкова Т.Н. - Педагогика, 2009. - 70-74 с.
8. Борцов Ю. С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения - М.: Педагогика, 2007. - 126 с.
9. Верисокин, Ю.И. Видеофильмы как средство мотивации школьников при обучении иностранным языкам / Ю.И. Верисокин. // Иностранные языки в школе. №5, 2003. - 31-35 с.
10. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения:
Учебное пособие / Ю.А. Воронин. — Воронеж: Воронежский
государственный педагогический университет, 2001.— 135 с.
11. Воронина Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Кашицин В. П., Молчанова О. П. - М.: Просвещение, 2016. - 322 с.
12. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Гез Н.И. - М., 2004. - 45 с.
13. Гураль С. К. Обеспечение качества обучения устной иноязычной речи
средствами информационнокоммуникационных технологий: учеб. Пособие / Лазарева А. С. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. — 134 с.
14. Елизарова Г. В. О природе социокультурной компетенции // Studia Linguistica. Вып. 8 : Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы : сборник научных трудов. - СПб., 2006. - 274-281 с.
15. Кирилова Г. И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании // Educational Technology and Society. № 4,2010. — 23-29 с.
16. Кирилова Г. И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании // Educational Technology and Society, 2010. - 23-29 с.
17. Комаров Ю. А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в средней школе // Методики обучения иностранным языкам в школе.
- СПб.: КАРО, 2006. - 188-203 с.
18. Костевич А.Г. Зрительно-слуховое восприятие аудиовизуальных
программ: учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр
дистанционного образования. 2012. — 230 с.
19. Лазутова Л. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования иноязычной речевой компетенции / Левина Е. А. // Теория и практика общественного развития. № 2(10), 2013— 69-71 c.
20. Леонтьева, Т. П. Опыт и перспективы применения видео в обучении иностранным языкам / Т.П. Леонтьева // Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам в вузе: материалы респ. конференции. - Минск, 2006. - 61-74 с.
21. Лихоманова Л. Ф. Возможности использования видео в процессе обучения иностранному языку / Серышева И. Л. // Материалы научнометодической конференции Северозападного института управления. - 2011.
- С. 193-200.
22. Маркова Ю. В. Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 805-808.
23. Мятова, М.И. Использование видеофильмов при обучении иностранному в средней школе / М.И. Мятова // Иностранные языки в школе. №4, 2006. - 31-39 с.
24. Неделкова А.А. Мультимедийные технологии в обучении английскому языку // Среднее профессиональное образование. № 2, 2012. — 24-25 с.
25. Носкова, Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н. Носкова.— СПб.: СПбГУКиТ, 2004.— 197 с.
26. Обучение второму иностранному языку с использованием видеоматериалов.// Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Bbin.IV. -М., 2000. - 18-21с.
27. Павельева Т. Ю. Методика развития умений письменной речи средствами социального сервиса блогов: автореф. дисс. ... к. пед. наук Павельева Т. Ю. - Красноярск, 2013. - 25 с.
28. Прокофьева В. Л. Волшебная сила кино-, видеофильма в формировании мотивации к иноязычному общению. - Липецк: ЛЭГИ, 2010. - 163 с.
29. Салпыкова И.М. Использование аудиовизуальных средств обучения на уроке музыки в начальной школе: Учебно-методическое пособие / Прохоров А.В. / Под ред. В.Г. Закировой. Казань: К (П)ФУ, 2012. — 25с.
30. Сафонова В. В. Социокультурная компетенция как объект диагностики и контроля: методические поиски и некоторые проблемы // Непрерывное обучение иностранным языкам: методология, теория, практика : материалы Международной научно-практической конференции : в 3 ч. Ч. 1 / отв. ред. Н. П. Баранова. - Минск, 2002. - 46-50 с.
31. Скакунова Т.А. Использование видеоматериалов на занятиях по иностранному языку // Сбор. науч. статей. Инновации в науке и образовании: опыт, проблемы, перспективы развития. Краснояр. гос. аграр. ун-т. Ч. 1: Инновации в образовании. Красноярск: КрасГАУ, 2010. —111-117 с.
32. Соловова, Е. Н. Использование видео на уроках иностранного языка / Е. Н. Соловова // ELT NEWS & VIEWS. №1, 2003. — 2-5 с.
33. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. - М., 2009. - 250 с.
34. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. № 4, 2013. - 115-127 с.
35. Сысоев П. В. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: теория и практика: монография. М.: Глосса- Пресс, 2012. - 252 с.
36. Сысоев П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием
новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учеб.-
метод. пособие / Евстигнеев М. Н. - М.: Глосса-Пресс; Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. - 182 с.
37. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные
направления и перспективы // Иностранные языки в школе. № 2, 2012. - 2- 9
с.
38. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. № 1 (17), 2012. - 120-133 с.
39. Сысоев П.В. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку / Евстигнеев М.Н. // Иностранные языки в школе. № 4, 2009. - 12-18 с.
40. Филатова А. В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов): автореф. дисс. ... к. пед. наук Филатова А. В. - М., 2009. - 23 с.
41. Шевченко О. В. Социокультурное содержание иноязычного дискурса художественных видеофильмов. - Тамбов: Изд. дом ТГУ, 2009. - 131 с.
42. Харгадон С. Web 2.0 — это будущее образования. Интернет-публикация. - URL: http://www.websoft.ru (дата обращения: 25.12.2018).
43. Храмцов П. Б. Основы web-технологий: курс лекций / Брик С. А., Русак А. М., Сурин А. И. - М.: ИнтернетУниверситет Информационных Технологий, 2013. — 93 с.
44. Blended Learning. Kombiniertes Lemen im Fremdsprachenunterricht. // Fremdsprache Deutsch. Heft 42, 2010. - 164 s.
45. Bloch J. Abdullah‘s Blogging: a Generation 1.5 Student Enters the Blogosphere // Language Learning and Technology. 2007. Vol. 11/2. Р. 128-141.
46. Campbell, A. P. Using Livejournal for authentic communication in EFL classes // The Internet TESL Journal, 10(9). - URL: http://itesli.org/Techniques/Campbell- LiveJournal/ (дата обращения: 15.12.2018).
47. Campbell, A.P. Weblog Applications for EFL/ESL Classroom Blogging: A
Comparative Review//TESL-EJ, 9(3). - URL: http://www.cc.kyoto-
su.ac.jp/information/tesl-ej/ej35/ml.html (дата обращения: 9.10.2018).
48. Campbell, A.P. Weblogs for use with ESL classes //The Internet TESL Journal,
9(2). - URL: http://iteslj.org/Techniques/Campbell-Weblogs.html (дата
обращения: 9.10.2018).
49. Downes S. E-Learning 2.0 // eLearn Magazine. - URL
:http://www.elearnmag.org/subpage.cfm?section=articles&article=29-1 (дата обращения: 13.11.2018).
50. Kennedy, K. Writing with Web Logs. - URL: http://web2play.pbworks.com/f/Post+Writing+with+Web+Logs+copy.pdf (дата обращения: 13. 11.2018).
51. Lowe C. Into the Blogosphere: Moving to the Public: Weblogs in the writing classroom / Williams T. // Language Learning and Technology, 2006. - 73 p.
52. Rueda R. Standards for Professional Development: a Sociocultural Perspective. - University of California, 2007- 129 p.
53. Talavan Zanon N. La subtitulacion en el aprendizaje de lenguas extranjeras. - Barcelona : Octaedro, 2013. - 84 p.