ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
|
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Понятие «социокультурная компетенция» и роль аудиовизуальных
средств обучения на уроках иностранного языка 7
1.2 Дидактические возможности, типы и основные характеристики
аудиовизуальных средств обучения иностранному языку 11
1.2.1 Использование видеоматериалов на уроках английского языка 16
1.3 Дидактические свойства и функции блог-технологии в развитии
социокультурной компетенции 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ И БЛОГ-
ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1 Интегрирование блог-технологии на уроках иностранного языка 29
2.2 Организация педагогического эксперимента 33
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования развития
социокультурной компетенции в условиях использования видеоматериалов и
блог-технологии 38
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Понятие «социокультурная компетенция» и роль аудиовизуальных
средств обучения на уроках иностранного языка 7
1.2 Дидактические возможности, типы и основные характеристики
аудиовизуальных средств обучения иностранному языку 11
1.2.1 Использование видеоматериалов на уроках английского языка 16
1.3 Дидактические свойства и функции блог-технологии в развитии
социокультурной компетенции 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ И БЛОГ-
ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1 Интегрирование блог-технологии на уроках иностранного языка 29
2.2 Организация педагогического эксперимента 33
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования развития
социокультурной компетенции в условиях использования видеоматериалов и
блог-технологии 38
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа посвящена использованию аудиовизуальных средств обучения в целях формирования социокультурной компетенции.
В настоящее время проблема применения аудиовизуальных средств обучения в учебном процессе является актуальной, поскольку увеличивается количество средств, которые осуществляют предъявление аудиовизуальной информации. Кроме того, учебно-воспитательный процесс осуществляется в условиях глобализации, интеграции информационных технологий. В то же время согласно стандарту нового поколения учащиеся должны научиться учиться, то есть овладеть универсальными учебными действиями, которые предоставляют возможность осуществления самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетенций, умения учиться. Поэтому мы считаем, что аудиовизуальные средства обучения дают возможность осуществить условия стандарта нового поколения. Аудиовизуальные средства обучения могут создать необходимые условия для получения положительных результатов в достижении основных целей обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции, а также развитие черт второй языковой личности. Для осуществления данной цели необходимо уделить особое внимание социокультурной компетенции, поскольку без знаний особенностей языка, культуры, этикетных форм речи изучаемого языка невозможно сформировать коммуникативную компетенцию. Поэтому социокультурная компетенция играет особую роль при формировании второй языковой личности и коммуникативной компетенции учащихся.
Улучшение оснащенности техническим оборудованием средних общеобразовательных школ ставит перед педагогами задачу искать новые более эффективные способы применения АВСО на занятиях по иностранному языку для формирования социокультурной компетенции.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы, посвященные вопросам формирования и развития социокультурной компетенции в процессе обучения языку (Г.В. Елизарова, В. В. Сафонова, R. Rueda, И. Л. Бим, Г. В. Рогова, Т. К. Цветкова), оптимизации преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (А. Н. Филатова, С. В. Титова, Т. Ю. Павельева, А. Кампелл, K. Kennedy, A.P. Campbell, J. Barger, J. Bloch, , П. В. Сысоев, М. Байрам, П. Келли, Г. Нойнер), информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (П. В. Сысоев, Ю. С. Борцов, Т. П. Воронина, В. П. Кашицин, О. П. Молчанова, Н. В. Апатова, Г. И. Кирилова) использования аудиовизуальных средств обучения на уроках иностранного языка (Е. Н. Соловова, Ю. В. Маркова, И.М. Салпыкова, А.В. Прохоров, А.Г. Костевич) использования видеоматериалов на занятиях по иностранному языку (М.И. Мятова, Т. П. Леонтьева, Т.А. Скакунова). Вопреки долгим исследованиям проблема формирования социокультурной компетенции учащихся на основе применения аудиовизуальных средств обучения не нашла должного отражения в педагогической науке.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что формирование социокультурной компетенции с использованием аудиовизуальных средств обучения иностранному языку требует глубокого исследования и осмысления эффективных методов.
Целью выпускной квалификационной работы является теоритическое обоснование развития социокультурной компетенции с помощью современных аудиовизуальных средств обучения, выявление и экспериментальная проверка педагогических условий и уровни развития социокультурной компетенции обучающихся в условиях использования видеоматериалов и блога.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс и результат развития социокультурной компетенции учащихся путем использования аудиовизуальных средств обучения (видеоматериалы, блог).
Предметом исследования являются педагогические условия и уровни развития социокультурной компетенции в условиях использования видеоматериалов и блога.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование видеоматериалов и блога в качестве аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка способствует эффективному повышению уровня социокультурной компетенции учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать основные типы аудиовизуальных средств обучения и рассмотреть их классификацию, описание;
2. рассмотреть дидактические возможности блог-технологии и видеоматериалов;
3. провести опытно-экспериментальную проверку эффективности использования видеоматериалов и блога в качестве аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка;
4. проанализировать результаты, полученные после проведения эксперимента.
Научная новизна данного исследования заключается в теоретическом обосновании и опытной проверке разработанной методики по внедрению блог-технологии и работы с видеоматериалами на уроке иностранного языка для 8 классов с целью повышения уровня социокультурной компетенции учащихся.
Теоритическая значимость исследования заключается:
1. В изучении процесса организации формирования социокультурной компетенции путем использования аудиовизуальных средств обучения;
2. В определении педагогических методов и приемов работы с аудиовизуальными средствами обучения на уроках английского языка.
обучения, с целью формирования социокультурной компетенции, может быть использован на уроках английского языка при обучении восприятию иноязычной речи на слух, ее анализу и обработке путем выполнения практических заданий.
Для достижения цели исследования, поставленных задач и для проверки гипотезы исследования нами были использованы следующие методы:
• теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: педагогическое наблюдение (сравнительный метод), анкетный опрос и тестирование учащихся, рефлексия личного опыта педагога;
• экспериментальные: констатирующий и формирующий
педагогический эксперимент.
В ходе опытно-экспериментальной работы применялись следующие методы: прямое и косвенное наблюдение, тестирование, анкетирование учащихся, анализ и синтез эмпирического материала, методы математической обработки экспериментальных данных.
Этапы исследования: первый этап был предметно-аналитический. На данном этапе происходило выдвижение проблемы, изложение целей, создание плана работы над проблемой. Второй этап являлся поисковым. На данном этапе осуществлялся анализ и изучение методической литературы по проблеме. Третий этап - завершающий, представлены результаты опытноэкспериментальной работы, комплекс упражнений. Материалы выпускной квалификационной работы дополнялись, в случае необходимости перерабатывались.
Структурно данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения и списка использованной литературы.
В настоящее время проблема применения аудиовизуальных средств обучения в учебном процессе является актуальной, поскольку увеличивается количество средств, которые осуществляют предъявление аудиовизуальной информации. Кроме того, учебно-воспитательный процесс осуществляется в условиях глобализации, интеграции информационных технологий. В то же время согласно стандарту нового поколения учащиеся должны научиться учиться, то есть овладеть универсальными учебными действиями, которые предоставляют возможность осуществления самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетенций, умения учиться. Поэтому мы считаем, что аудиовизуальные средства обучения дают возможность осуществить условия стандарта нового поколения. Аудиовизуальные средства обучения могут создать необходимые условия для получения положительных результатов в достижении основных целей обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции, а также развитие черт второй языковой личности. Для осуществления данной цели необходимо уделить особое внимание социокультурной компетенции, поскольку без знаний особенностей языка, культуры, этикетных форм речи изучаемого языка невозможно сформировать коммуникативную компетенцию. Поэтому социокультурная компетенция играет особую роль при формировании второй языковой личности и коммуникативной компетенции учащихся.
Улучшение оснащенности техническим оборудованием средних общеобразовательных школ ставит перед педагогами задачу искать новые более эффективные способы применения АВСО на занятиях по иностранному языку для формирования социокультурной компетенции.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы, посвященные вопросам формирования и развития социокультурной компетенции в процессе обучения языку (Г.В. Елизарова, В. В. Сафонова, R. Rueda, И. Л. Бим, Г. В. Рогова, Т. К. Цветкова), оптимизации преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (А. Н. Филатова, С. В. Титова, Т. Ю. Павельева, А. Кампелл, K. Kennedy, A.P. Campbell, J. Barger, J. Bloch, , П. В. Сысоев, М. Байрам, П. Келли, Г. Нойнер), информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (П. В. Сысоев, Ю. С. Борцов, Т. П. Воронина, В. П. Кашицин, О. П. Молчанова, Н. В. Апатова, Г. И. Кирилова) использования аудиовизуальных средств обучения на уроках иностранного языка (Е. Н. Соловова, Ю. В. Маркова, И.М. Салпыкова, А.В. Прохоров, А.Г. Костевич) использования видеоматериалов на занятиях по иностранному языку (М.И. Мятова, Т. П. Леонтьева, Т.А. Скакунова). Вопреки долгим исследованиям проблема формирования социокультурной компетенции учащихся на основе применения аудиовизуальных средств обучения не нашла должного отражения в педагогической науке.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что формирование социокультурной компетенции с использованием аудиовизуальных средств обучения иностранному языку требует глубокого исследования и осмысления эффективных методов.
Целью выпускной квалификационной работы является теоритическое обоснование развития социокультурной компетенции с помощью современных аудиовизуальных средств обучения, выявление и экспериментальная проверка педагогических условий и уровни развития социокультурной компетенции обучающихся в условиях использования видеоматериалов и блога.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс и результат развития социокультурной компетенции учащихся путем использования аудиовизуальных средств обучения (видеоматериалы, блог).
Предметом исследования являются педагогические условия и уровни развития социокультурной компетенции в условиях использования видеоматериалов и блога.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование видеоматериалов и блога в качестве аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка способствует эффективному повышению уровня социокультурной компетенции учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать основные типы аудиовизуальных средств обучения и рассмотреть их классификацию, описание;
2. рассмотреть дидактические возможности блог-технологии и видеоматериалов;
3. провести опытно-экспериментальную проверку эффективности использования видеоматериалов и блога в качестве аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка;
4. проанализировать результаты, полученные после проведения эксперимента.
Научная новизна данного исследования заключается в теоретическом обосновании и опытной проверке разработанной методики по внедрению блог-технологии и работы с видеоматериалами на уроке иностранного языка для 8 классов с целью повышения уровня социокультурной компетенции учащихся.
Теоритическая значимость исследования заключается:
1. В изучении процесса организации формирования социокультурной компетенции путем использования аудиовизуальных средств обучения;
2. В определении педагогических методов и приемов работы с аудиовизуальными средствами обучения на уроках английского языка.
обучения, с целью формирования социокультурной компетенции, может быть использован на уроках английского языка при обучении восприятию иноязычной речи на слух, ее анализу и обработке путем выполнения практических заданий.
Для достижения цели исследования, поставленных задач и для проверки гипотезы исследования нами были использованы следующие методы:
• теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: педагогическое наблюдение (сравнительный метод), анкетный опрос и тестирование учащихся, рефлексия личного опыта педагога;
• экспериментальные: констатирующий и формирующий
педагогический эксперимент.
В ходе опытно-экспериментальной работы применялись следующие методы: прямое и косвенное наблюдение, тестирование, анкетирование учащихся, анализ и синтез эмпирического материала, методы математической обработки экспериментальных данных.
Этапы исследования: первый этап был предметно-аналитический. На данном этапе происходило выдвижение проблемы, изложение целей, создание плана работы над проблемой. Второй этап являлся поисковым. На данном этапе осуществлялся анализ и изучение методической литературы по проблеме. Третий этап - завершающий, представлены результаты опытноэкспериментальной работы, комплекс упражнений. Материалы выпускной квалификационной работы дополнялись, в случае необходимости перерабатывались.
Структурно данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения и списка использованной литературы.
В данной исследовательской работе мы рассматривали аудиовизуальные средства обучения при формировании социокультурной компетенции. В качестве аудиовизуальных средств обучения мы использовали видеоматериалы и блог-технологию.
В соответствии с поставленными в квалификационной работе задачами, проанализировав методическую литературу и изучив опыт зарубежных и отечественных педагогов по проблеме использования аудиовизуальных средств обучения, мы пришли к следующим выводам:
1. Характеристика основных типов аудиовизуальных средств обучения, а также рассмотренные классификации и описание доказывает, что АВСО играют особую роль в процессе обучения, поскольку обеспечивает эффективное запоминание необходимой информации и его наглядную конкретизацию в особо доступной форме для восприятия. Кроме того, мы выяснили, что использование АВСО, при формировании социокультурной компетенции, повышает мотивацию учащихся за счет опоры на слуховую и зрительную наглядность и присутствие эмоционального компонента в восприятии аудиовизуальной информации.
2. Рассмотрев дидактические возможности блог-технологии и видеоматериалов, мы полагаем, что использование блог-технологии на уроках иностранного языка позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей. Следует отметить, что в процессе работы с блогом учащиеся находятся в состоянии психологического комфорта во время работы с интерактивными мультимедийными средствами, поскольку в таких условиях они не боятся получить негативную оценку преподавателя или других участников учебного процесса. При работе с видеоматериалами создается необходимая атмосфера для погружения учащихся в языковую среду и активизирует их речевую деятельность, а также создаются благоприятные условия для межкультурной коммуникации.
3. Проведенная нами экспериментальная работа доказывает свою эффективность использования видеоматериалов и блога на уроках английского языка для 8 классов.
4. Проанализировав результаты, которые мы получили в ходе нашего эксперимента, мы полагаем, что блог-технология на уроках английского языка для 8 классов создает благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции, поскольку происходит ускорение и упрощение доступа к мультимедийной и текстовой информации. Благодаря применению технологии «перевернутый класс» работа с блогом становится более продуктивной и активной. Проектная работа обеспечивает создание необходимой языковой атмосферы и способствует преодолению языкового барьера учащихся и повышает их интерес к изучению иностранного языка. Также мы считаем, что видеоматериалы и блог способствуют развитию интеллектуально-эвристических и логических способностей.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы убедились, что внедрение блог-технологии и видеоматериалов в образовательный процесс обеспечивает эффективное формирование социокультурной компетенции. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась, цель нашего исследования реализована, задачи решены.
В соответствии с поставленными в квалификационной работе задачами, проанализировав методическую литературу и изучив опыт зарубежных и отечественных педагогов по проблеме использования аудиовизуальных средств обучения, мы пришли к следующим выводам:
1. Характеристика основных типов аудиовизуальных средств обучения, а также рассмотренные классификации и описание доказывает, что АВСО играют особую роль в процессе обучения, поскольку обеспечивает эффективное запоминание необходимой информации и его наглядную конкретизацию в особо доступной форме для восприятия. Кроме того, мы выяснили, что использование АВСО, при формировании социокультурной компетенции, повышает мотивацию учащихся за счет опоры на слуховую и зрительную наглядность и присутствие эмоционального компонента в восприятии аудиовизуальной информации.
2. Рассмотрев дидактические возможности блог-технологии и видеоматериалов, мы полагаем, что использование блог-технологии на уроках иностранного языка позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей. Следует отметить, что в процессе работы с блогом учащиеся находятся в состоянии психологического комфорта во время работы с интерактивными мультимедийными средствами, поскольку в таких условиях они не боятся получить негативную оценку преподавателя или других участников учебного процесса. При работе с видеоматериалами создается необходимая атмосфера для погружения учащихся в языковую среду и активизирует их речевую деятельность, а также создаются благоприятные условия для межкультурной коммуникации.
3. Проведенная нами экспериментальная работа доказывает свою эффективность использования видеоматериалов и блога на уроках английского языка для 8 классов.
4. Проанализировав результаты, которые мы получили в ходе нашего эксперимента, мы полагаем, что блог-технология на уроках английского языка для 8 классов создает благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции, поскольку происходит ускорение и упрощение доступа к мультимедийной и текстовой информации. Благодаря применению технологии «перевернутый класс» работа с блогом становится более продуктивной и активной. Проектная работа обеспечивает создание необходимой языковой атмосферы и способствует преодолению языкового барьера учащихся и повышает их интерес к изучению иностранного языка. Также мы считаем, что видеоматериалы и блог способствуют развитию интеллектуально-эвристических и логических способностей.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы убедились, что внедрение блог-технологии и видеоматериалов в образовательный процесс обеспечивает эффективное формирование социокультурной компетенции. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась, цель нашего исследования реализована, задачи решены.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У
ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ
АУТЕНТИЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - АУТЕНТИЧНЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку на старшем этапе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ФРАНЦУЗСКИХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2017 - Технология применения аудиовизуальных средств при обучении английскому языку в 6 классе средней образовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЦУЗСКИХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ В ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



