ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования универсальных 7
учебных действий младших школьников
1.1 Сущность понятия «универсальные учебные действия» в 7
системе начального образования
1.2 Функции универсальных учебных действий 12
1.3 Особенности развития универсальных учебных действий 13
младших школьников
Выводы по первой главе 24
Глава 2 эмпирическое исследования динамики развития 26
универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов по проблеме исследования 30
Вывод по второй главе 45
Заключение 47
Список использованной литературы
Глава 1 Теоретические аспекты формирования универсальных 7
учебных действий младших школьников
1.1 Сущность понятия «универсальные учебные действия» в 7
системе начального образования
1.2 Функции универсальных учебных действий 12
1.3 Особенности развития универсальных учебных действий 13
младших школьников
Выводы по первой главе 24
Глава 2 эмпирическое исследования динамики развития 26
универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов по проблеме исследования 30
Вывод по второй главе 45
Заключение 47
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических средств, применяемых не только на производстве, но и в быту, в сфере досуга человека. Основными компетенциями, которыми должен постепенно овладеть современный школьник, начиная с первого класса становятся совокупность умений, обеспечивающих успешное разрешение проблем организации повседневной учебной и внеучебной деятельности на основе требований современной культуры, максимального раскрытия творческого потенциала личности, чувства гордости за достижения в учебе, труде, общении. Научится учить себя - это задача, при решении которой у школы сегодня нет замены.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин
Сознательное развитие личности начинается тогда, когда человек впервые задумывается о своей истинной цели в жизни. Именно в этот период могут быть заложены основы жизни, из которых будут сформированы необходимые навыки: эффективно работать в команде, управлять проектной деятельностью, быть лидером, быть терпимым к высокому уровню неопределенности и работать с упором на цель. Ранний старт даст наибольший результат. По мере взросления человек учится ориентироваться и действовать адекватно в соответствии с требованиями времени. Это именно то, что должна делать новая система образования, которая четко определяет основную задачу: формирование набора
универсальных учебных действий, которые являются основой для
образовательного процесса и позволяют студенту самостоятельно изучать материал, изучать новые знания, приобретать необходимые навыки и умения. В связи с изменением цели образования изменился подход к образованию: от овладения готовыми знаниями и навыками до развития всесторонне развитой личности школьника.
Опираясь на опыт лучших учителей, таких как: И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский Л.С. Выготский, Л.В. Занкова В.В. Давыдова, можно выделить много похожих принципов и идей, которые основаны на «развивающем образовании». Обучение должно способствовать не только умственному развитию, но и нравственному воспитанию. Сегодня перед школой стоит задача воспитания творческого человека, который умеет мыслить самостоятельно и делать логические выводы. Высокий приоритет начального общего образования в новых федеральных государственных стандартах отдается формированию видов деятельности. Следовательно, большое внимание уделяется формированию универсальных образовательных мероприятий, которые дают учащимся способность к обучению, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком смысле «универсальные учебные действия» - это саморазвитие и самосовершенствование посредством осознанного и активного освоения нового социального опыта. В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) понимаются как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самоусвоению новых знаний и навыков, в том числе организацию этого процесса.
В последнее время в области образовательной политики и методологии развития образования произошел переход от парадигмы «знания, навыки, умения» к культурно-исторической парадигме системнодеятельностного образования. Это находит свое выражение в таких различных областях психолого-педагогической науки и практики, как развивающее образование (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), систематически и постепенно формируя умственные действия и концепции (П.Я. Г альперин, Н.Ф. Талызин), развивающую педагогику (Л.В. Занков), психологопедагогика «живого знания» (В.П. Зинченко), личностно-ориентированное воспитание (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская). Но в связи с новыми требованиями к образовательным программам и внедрения в образование универсальных учебных действий не до конца раскрыто психолого-педагогическое сопровождение развития УУД у младших школьников.
Цель исследования: выявить динамику развития универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: обучающиеся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: динамика развития универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования: динамика развития УУД характеризуется следующими признаками:
- личностный компонент, от содержания момента школьной действительности и образца «хорошего ученика» до нравственно-этической ориентации.
- регулятивный компонент: от отсутствия цели до принятия
познавательной цели; от контроля до актуального контроля; от оценки до потенциально адекватной оценки;
- познавательный компонент, уровни интеллектуального развития от низкого переходит в средний;
- коммуникативный компонент, изменяется от установления контактов до сложных видов кооперации (умения слушать, слышать и понимать партнера).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «универсальные учебные действия» в системе начального образования.
2. Проанализировать особенности развития универсальных учебных действий младших школьников.
3. Изучить динамику развития УУД у младших школьников.
4. Провести анализ результатов исследования.
Теоретическая основа исследования: на важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.С Выготский, П.Я. Гальперин, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Г.А. Цукермани др. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову, С.Л. Рубинштейна, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызину, Т.И. Шамову, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературы,
эмпирические методы: наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы в работе педагога-психолога, при составлении рекомендаций и координирования работы учителей начальных классов при разработке конспектов уроков, при составлении учебных планов, при организации индивидуального маршрута развития детей.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин
Сознательное развитие личности начинается тогда, когда человек впервые задумывается о своей истинной цели в жизни. Именно в этот период могут быть заложены основы жизни, из которых будут сформированы необходимые навыки: эффективно работать в команде, управлять проектной деятельностью, быть лидером, быть терпимым к высокому уровню неопределенности и работать с упором на цель. Ранний старт даст наибольший результат. По мере взросления человек учится ориентироваться и действовать адекватно в соответствии с требованиями времени. Это именно то, что должна делать новая система образования, которая четко определяет основную задачу: формирование набора
универсальных учебных действий, которые являются основой для
образовательного процесса и позволяют студенту самостоятельно изучать материал, изучать новые знания, приобретать необходимые навыки и умения. В связи с изменением цели образования изменился подход к образованию: от овладения готовыми знаниями и навыками до развития всесторонне развитой личности школьника.
Опираясь на опыт лучших учителей, таких как: И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский Л.С. Выготский, Л.В. Занкова В.В. Давыдова, можно выделить много похожих принципов и идей, которые основаны на «развивающем образовании». Обучение должно способствовать не только умственному развитию, но и нравственному воспитанию. Сегодня перед школой стоит задача воспитания творческого человека, который умеет мыслить самостоятельно и делать логические выводы. Высокий приоритет начального общего образования в новых федеральных государственных стандартах отдается формированию видов деятельности. Следовательно, большое внимание уделяется формированию универсальных образовательных мероприятий, которые дают учащимся способность к обучению, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком смысле «универсальные учебные действия» - это саморазвитие и самосовершенствование посредством осознанного и активного освоения нового социального опыта. В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) понимаются как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самоусвоению новых знаний и навыков, в том числе организацию этого процесса.
В последнее время в области образовательной политики и методологии развития образования произошел переход от парадигмы «знания, навыки, умения» к культурно-исторической парадигме системнодеятельностного образования. Это находит свое выражение в таких различных областях психолого-педагогической науки и практики, как развивающее образование (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), систематически и постепенно формируя умственные действия и концепции (П.Я. Г альперин, Н.Ф. Талызин), развивающую педагогику (Л.В. Занков), психологопедагогика «живого знания» (В.П. Зинченко), личностно-ориентированное воспитание (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская). Но в связи с новыми требованиями к образовательным программам и внедрения в образование универсальных учебных действий не до конца раскрыто психолого-педагогическое сопровождение развития УУД у младших школьников.
Цель исследования: выявить динамику развития универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: обучающиеся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: динамика развития универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования: динамика развития УУД характеризуется следующими признаками:
- личностный компонент, от содержания момента школьной действительности и образца «хорошего ученика» до нравственно-этической ориентации.
- регулятивный компонент: от отсутствия цели до принятия
познавательной цели; от контроля до актуального контроля; от оценки до потенциально адекватной оценки;
- познавательный компонент, уровни интеллектуального развития от низкого переходит в средний;
- коммуникативный компонент, изменяется от установления контактов до сложных видов кооперации (умения слушать, слышать и понимать партнера).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «универсальные учебные действия» в системе начального образования.
2. Проанализировать особенности развития универсальных учебных действий младших школьников.
3. Изучить динамику развития УУД у младших школьников.
4. Провести анализ результатов исследования.
Теоретическая основа исследования: на важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.С Выготский, П.Я. Гальперин, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Г.А. Цукермани др. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову, С.Л. Рубинштейна, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызину, Т.И. Шамову, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературы,
эмпирические методы: наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы в работе педагога-психолога, при составлении рекомендаций и координирования работы учителей начальных классов при разработке конспектов уроков, при составлении учебных планов, при организации индивидуального маршрута развития детей.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Проведя теоретический анализ проблемы исследования, мы пришли к выводу, что младший школьный возраст является этапом значительных изменений физиологического и психического развития.
Начальное школьное образование является основой, основой всего дальнейшего образования. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения.
Формирование универсальных учебных действий в образовании осуществляется при усвоении различных учебных дисциплин. Все учебные предметы, в зависимости от предметного содержания и методов организации учебной деятельности студентов, раскрывают определенные возможности для формирования универсальной учебной деятельности.
Особенностью универсальных образовательных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они: имеют над- субъектный, метасубъектный характер; могут обеспечить целостность общего культурного, личностно-познавательного развития и саморазвития личности; обеспечить преемственность всех этапов образовательного процесса. В основе организации и регулирования любой деятельности школьника, вне зависимости от его особого предметного содержания, лежат этапы овладения образовательным содержанием и формирования психологических способностей.
Федеральный государственный стандарт развития личности в системе образования устанавливает требования к формированию 4 блоков универсальной учебной деятельности: личностные, познавательные,
регулятивные, коммуникативные, которые должны стать основой для освоения ключевых компетенций, формирующих основа обучения.
Приоритетом в образовании является личностное, когнитивное и общекультурное развитие учащихся. Успешное освоение системы универсальной образовательной деятельности в начальной школе позволяет учащимся успешно самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки, основанные на формировании умения учиться. Однако воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности с учетом возраста и среды, которая решающим образом влияет на ценностные ориентации студента. Поэтому большая ответственность в этом вопросе лежит как на каждого учителя в отдельности, так и на всю педагогическую команду в целом. Педагог играет ведущую роль в формировании универсальных учебных действий, но формирование нравственных качеств осуществляется в системе целостного подхода к личности.
Был сделан вывод о том, что младший школьный возраст является этапом значительных изменений физиологического и психического развития. Начальное школьное образование является основой, основой всего дальнейшего образования. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти,
воображения. В связи с вышеизложенным, младший школьный возраст является наиболее важным этапом школьного детства и является наиболее благоприятным для формирования универсальной образовательной деятельности.
После эмпирического исследования мы пришли к выводу, что динамика развития УУД характеризуется следующими признаками:
Личностный компонент характеризуется от содержания момента школьной реальности и образца «хорошего ученика» (1 класс) до моральноэтической направленности (4 класс).
Регулятивный компонент: от отсутствия цели (1 класс) до принятия познавательной цели (4 класс); от контроля (1 класс) до текущего контроля (4 класс); от оценки (класс 1) до потенциально адекватной оценки (класс 4).
Познавательный компонент, уровни интеллектуального развития от низкого (1 класс) переходит в средний (4 класс).
Коммуникативный компонент меняется от установления контактов (1 класс) до сложных типов сотрудничества (слушание, слух и понимание партнера).
Пришли к выводу, что у детей разная динамика развития УУД. Ученики 1-х классов не имеют цели в качестве компонента учебной деятельности, они по-прежнему не знают, как выполнять практические задания, не ориентируются в теоретических заданиях, не контролируют учебную деятельность, не замечают допущенных ошибок. Они не могут обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя; не критически относятся к исправленным ошибкам в своих работах и не замечают ошибок других детей. К 4 классу учащиеся изучают компоненты нормативной учебной деятельности и могут их использовать. В 1-м классе ученики подчиняются непроизвольному вниманию, а в 4-м классе ученики получают добровольное внимание, и это влияет на учебную деятельность учащихся. В 1-м классе ученики подчиняются непроизвольному вниманию, а в 4-м классе ученики получают добровольное внимание, и это влияет на учебную деятельность учащихся.
Таким образом, цели и задачи достигнуты, гипотеза подтвердилась.
Начальное школьное образование является основой, основой всего дальнейшего образования. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения.
Формирование универсальных учебных действий в образовании осуществляется при усвоении различных учебных дисциплин. Все учебные предметы, в зависимости от предметного содержания и методов организации учебной деятельности студентов, раскрывают определенные возможности для формирования универсальной учебной деятельности.
Особенностью универсальных образовательных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они: имеют над- субъектный, метасубъектный характер; могут обеспечить целостность общего культурного, личностно-познавательного развития и саморазвития личности; обеспечить преемственность всех этапов образовательного процесса. В основе организации и регулирования любой деятельности школьника, вне зависимости от его особого предметного содержания, лежат этапы овладения образовательным содержанием и формирования психологических способностей.
Федеральный государственный стандарт развития личности в системе образования устанавливает требования к формированию 4 блоков универсальной учебной деятельности: личностные, познавательные,
регулятивные, коммуникативные, которые должны стать основой для освоения ключевых компетенций, формирующих основа обучения.
Приоритетом в образовании является личностное, когнитивное и общекультурное развитие учащихся. Успешное освоение системы универсальной образовательной деятельности в начальной школе позволяет учащимся успешно самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки, основанные на формировании умения учиться. Однако воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности с учетом возраста и среды, которая решающим образом влияет на ценностные ориентации студента. Поэтому большая ответственность в этом вопросе лежит как на каждого учителя в отдельности, так и на всю педагогическую команду в целом. Педагог играет ведущую роль в формировании универсальных учебных действий, но формирование нравственных качеств осуществляется в системе целостного подхода к личности.
Был сделан вывод о том, что младший школьный возраст является этапом значительных изменений физиологического и психического развития. Начальное школьное образование является основой, основой всего дальнейшего образования. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти,
воображения. В связи с вышеизложенным, младший школьный возраст является наиболее важным этапом школьного детства и является наиболее благоприятным для формирования универсальной образовательной деятельности.
После эмпирического исследования мы пришли к выводу, что динамика развития УУД характеризуется следующими признаками:
Личностный компонент характеризуется от содержания момента школьной реальности и образца «хорошего ученика» (1 класс) до моральноэтической направленности (4 класс).
Регулятивный компонент: от отсутствия цели (1 класс) до принятия познавательной цели (4 класс); от контроля (1 класс) до текущего контроля (4 класс); от оценки (класс 1) до потенциально адекватной оценки (класс 4).
Познавательный компонент, уровни интеллектуального развития от низкого (1 класс) переходит в средний (4 класс).
Коммуникативный компонент меняется от установления контактов (1 класс) до сложных типов сотрудничества (слушание, слух и понимание партнера).
Пришли к выводу, что у детей разная динамика развития УУД. Ученики 1-х классов не имеют цели в качестве компонента учебной деятельности, они по-прежнему не знают, как выполнять практические задания, не ориентируются в теоретических заданиях, не контролируют учебную деятельность, не замечают допущенных ошибок. Они не могут обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя; не критически относятся к исправленным ошибкам в своих работах и не замечают ошибок других детей. К 4 классу учащиеся изучают компоненты нормативной учебной деятельности и могут их использовать. В 1-м классе ученики подчиняются непроизвольному вниманию, а в 4-м классе ученики получают добровольное внимание, и это влияет на учебную деятельность учащихся. В 1-м классе ученики подчиняются непроизвольному вниманию, а в 4-м классе ученики получают добровольное внимание, и это влияет на учебную деятельность учащихся.
Таким образом, цели и задачи достигнуты, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК
УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ДИНАМИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



