Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению
|
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности детей к школьному обучению 8
1.1 Сущность и содержание понятия «готовность к школьному обучению»... 8
1.2 Изучение проблемы готовности детей к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии 14
1.3 Особенности диагностики психологической готовности детей к
школьному обучению 28
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Экспериментальное изучение готовности детей к школьному обучению 35
2.1 Методы диагностики психологической готовности детей к школьному
обучению 35
2.2 Реализация программы формирования психологической готовности детей
к школьному обучению 50
2.3. Анализ и оценка эффективности результатов эксперимента 57
2.4. Рекомендации для родителей и воспитателей по адаптации детей к
школьному обучению 81
Выводы по второй главе 86
Заключение 88
Список использованной литературы 91
Приложения
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности детей к школьному обучению 8
1.1 Сущность и содержание понятия «готовность к школьному обучению»... 8
1.2 Изучение проблемы готовности детей к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии 14
1.3 Особенности диагностики психологической готовности детей к
школьному обучению 28
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Экспериментальное изучение готовности детей к школьному обучению 35
2.1 Методы диагностики психологической готовности детей к школьному
обучению 35
2.2 Реализация программы формирования психологической готовности детей
к школьному обучению 50
2.3. Анализ и оценка эффективности результатов эксперимента 57
2.4. Рекомендации для родителей и воспитателей по адаптации детей к
школьному обучению 81
Выводы по второй главе 86
Заключение 88
Список использованной литературы 91
Приложения
Актуальность исследования. Поступление в школу - это начало нового этапа жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребёнка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути к коррекционной работе. Изучение уровня развития психики детей является основной как организация всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.
Актуальность исследования и диагностики готовности ребенка к школе объясняется необходимостью с одной стороны тщательно продумывать и взвешивать решение о поступлении в школу, а с другой стороны - необходимостью активной подготовки ребенка к школьному обучению. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя
обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Большинство отечественных и зарубежных учёных считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода -год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и, при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.
В своих исследованиях Т.А. Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции».
А.Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции». В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой.
Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческие характеристики».
И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный.
Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее».
По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломенского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностная, интеллектуальная,
социально- психологическая, эмоционально-волевая готовности.
Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора и развитие познавательных процессов.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребёнок ставит цель, принимать решения, намечать план, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилия к его реализации.
Проблема настоящего исследования заключается в следующем противоречии: с одной стороны многие дети приходят в первый класс неготовыми к обучению, с другой стороны нет единого теоретикометодологического подхода к диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучению. К тому же в связи с изменениями социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе.
Объект исследования: психологическая готовность ребёнка к школе.
Предмет: методики оценки психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Цель исследования: изучить компоненты психологической готовности детей к школьному обучению и методы ее диагностики.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- раскрыть сущность и содержание понятия «готовность к школьному обучению»;
- привести анализ изучения проблемы готовности детей к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии;
- выделить особенности диагностики психологической готовности детей к школьному обучению;
- провести экспериментальное изучение готовности детей к школьному обучению;
- дать рекомендации родителям, воспитателям по адаптации детей к школьному обучению.
Гипотеза исследования: происходит своевременная детей оценка
психологической уровни готовности детей приложении к школьному обучению памяти при помощи результаты диагностического инструментария использовали способствует повышению изменился уровня адаптации констатирующем детей к обучению.
Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и научные положения гуманистической психологии и педагогики, теории личностно ориентированного образования, возрастной психологии и педагогики, отражённые в работах таких учёных Л.И. Божович, А.Л. Венгер,
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Цеханская, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова и других.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме
исследования, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной обработки данных.
Для изучения психологической готовности детей к школьному обучению были использованы следующие диагностические методики:
1) Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керн-Я. Йирасека;
2) Тест «Вербальное мышление» Я. Йирасек;
3) Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;
4) Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Я. Семаго и М. М. Семаго;
5) Методика «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дубъязский детский сад «Гульчачак» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость: предложенная программа по формированию психологической готовности детей к школьному обучению, способствующая повышению уровня адаптации детей к обучению в школе, может быть использована в работе воспитателей, педагогов, психологов ДОО.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребёнка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути к коррекционной работе. Изучение уровня развития психики детей является основной как организация всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.
Актуальность исследования и диагностики готовности ребенка к школе объясняется необходимостью с одной стороны тщательно продумывать и взвешивать решение о поступлении в школу, а с другой стороны - необходимостью активной подготовки ребенка к школьному обучению. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя
обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Большинство отечественных и зарубежных учёных считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода -год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и, при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.
В своих исследованиях Т.А. Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции».
А.Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции». В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой.
Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческие характеристики».
И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный.
Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее».
По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломенского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностная, интеллектуальная,
социально- психологическая, эмоционально-волевая готовности.
Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора и развитие познавательных процессов.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребёнок ставит цель, принимать решения, намечать план, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилия к его реализации.
Проблема настоящего исследования заключается в следующем противоречии: с одной стороны многие дети приходят в первый класс неготовыми к обучению, с другой стороны нет единого теоретикометодологического подхода к диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучению. К тому же в связи с изменениями социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе.
Объект исследования: психологическая готовность ребёнка к школе.
Предмет: методики оценки психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Цель исследования: изучить компоненты психологической готовности детей к школьному обучению и методы ее диагностики.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- раскрыть сущность и содержание понятия «готовность к школьному обучению»;
- привести анализ изучения проблемы готовности детей к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии;
- выделить особенности диагностики психологической готовности детей к школьному обучению;
- провести экспериментальное изучение готовности детей к школьному обучению;
- дать рекомендации родителям, воспитателям по адаптации детей к школьному обучению.
Гипотеза исследования: происходит своевременная детей оценка
психологической уровни готовности детей приложении к школьному обучению памяти при помощи результаты диагностического инструментария использовали способствует повышению изменился уровня адаптации констатирующем детей к обучению.
Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и научные положения гуманистической психологии и педагогики, теории личностно ориентированного образования, возрастной психологии и педагогики, отражённые в работах таких учёных Л.И. Божович, А.Л. Венгер,
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Цеханская, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова и других.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме
исследования, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной обработки данных.
Для изучения психологической готовности детей к школьному обучению были использованы следующие диагностические методики:
1) Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керн-Я. Йирасека;
2) Тест «Вербальное мышление» Я. Йирасек;
3) Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;
4) Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Я. Семаго и М. М. Семаго;
5) Методика «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дубъязский детский сад «Гульчачак» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость: предложенная программа по формированию психологической готовности детей к школьному обучению, способствующая повышению уровня адаптации детей к обучению в школе, может быть использована в работе воспитателей, педагогов, психологов ДОО.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Анализ изучения психолого-педагогической литературы показал, что проблема психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников рассматривается многими психологами. Наибольший интерес для нас представляют работы ученых, в которых речь идет об исследовании психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников. Это работы Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, К.Д. Ушинский и др. В этих работах психологическая готовность к школьному обучению у старших дошкольников, как правило, рассматривается в русле общих проблем, авторы затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников [17]. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма.
В ходе решения второй задачи подобран диагностический инструментарий для экспериментальной работы. В своей экспериментальной работе мы использовали 1) Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керн- Я. Йирасека; 2) Тест «Вербальное мышление» Я. Йирасек; 3) Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина; 4)Методика «Психологопедагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я.Семаго и М.М.Семаго; 5) Методика «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К.Вархатовой, Н.В.Дятко, Е.В.Сазоновой.
По окончанию констатирующего этапа эксперимента мы сделали вывод, что по выбранным методикам выявлено, что не все дошкольники готовы к школьному обучению. Среди детей имеются «готовые» к обучению
в школе дети. У этих детей сформированы навыки самоконтроля и планирования, произвольной регуляции деятельности, хорошо развиты фонематический слух и зрительно-двигательная координация. Обладают оптимальным уровнем развития речевых, счетных навыков. Отлично ориентируются в пространстве, понимают устную инструкцию и следуют ей. А так же имеются дети «не готовые» к школьному обучению. Этим детям тяжело передать смысл собеседнику, потому что они слабо оперируют понятиями, не умеют анализировать и обобщать. Плохо развита
пространственная ориентация, им тяжело выполнять задания, не обладают синтетическим способом рисования. Полученные данные позволяют констатировать тот факт, что у детей «не готовых» к школе недостаточно сформированы навыки счета, звукобуквенного анализа, уровень произвольности, имеется низкий уровень общей осведомленности. Плохо развита тонкая моторика рук.
Решая третью задачу, с учетом полученных результатов
констатирующего исследования для формирования психологической готовности детей к школьному обучению, нами была разработана комплексная программа. Программа содержит целенаправленные занятия по формированию психологической готовности детей к школьному обучению. Вся программа длится 1 месяц, по 2 занятия в неделю (Приложение 3).
В процессе решения четвертой задачи, уже на этапе формирующего эксперимента, мы заметили значительные изменения в развитии
психологической готовности детей к школьному обучению, но для оценки эффективности проделанной нами работы, был проведён контрольный этап эксперимента.
Реализация программы показала положительную динамику, по выбранным методикам полученные данные позволяют констатировать, тот факт, что психологическая готовность к школьному обучению у дошкольников повысилась. На контрольном этапе исследования не выявлены дети с низким уровнем готовности к школьному обучению. Дети стали вербально обосновывать свое решение, логически рассуждать, каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Делают дедуктивные доказательства и их ответы стали более обоснованными. Старшие дошкольники стали более сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия. У детей повысился уровень внимания, стали более точно выполнять указания взрослого. Степень самостоятельности ребенка в работе возросла. Вырос уровень образного мышления, монологической речи способность делать умозаключения по аналогиям.
Таким образом, психологическая готовность детей к школьному обучению по всем 5 методикам, после проведения программы, стал выше, чем был до проведения программы.
При решении пятой задачи, нами были составлены рекомендации для родителей и воспитателей. Рекомендации по формированию психологической готовности детей к школьному обучению представляют практическую значимость и могут быть использованы воспитателями и родителями.
Таким образом, результаты исследования показали, что показатели уровня психологической готовности детей к школьному обучению после проведения программы формирующего этапа повысились. На основании проведенного анализа, можно сделать вывод об эффективности разработанной и реализованной психолого-педагогической программы формирования психологической готовности детей к школьному обучению. В ходе проведенной работы, достигнута цель исследования, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена. Соблюдая разработанные нами рекомендации, родители и воспитатели могут помочь закрепить результат своих детей, достигнутые на занятиях по формирования психологической готовности детей к школьному обучению.
В ходе решения второй задачи подобран диагностический инструментарий для экспериментальной работы. В своей экспериментальной работе мы использовали 1) Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керн- Я. Йирасека; 2) Тест «Вербальное мышление» Я. Йирасек; 3) Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина; 4)Методика «Психологопедагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я.Семаго и М.М.Семаго; 5) Методика «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К.Вархатовой, Н.В.Дятко, Е.В.Сазоновой.
По окончанию констатирующего этапа эксперимента мы сделали вывод, что по выбранным методикам выявлено, что не все дошкольники готовы к школьному обучению. Среди детей имеются «готовые» к обучению
в школе дети. У этих детей сформированы навыки самоконтроля и планирования, произвольной регуляции деятельности, хорошо развиты фонематический слух и зрительно-двигательная координация. Обладают оптимальным уровнем развития речевых, счетных навыков. Отлично ориентируются в пространстве, понимают устную инструкцию и следуют ей. А так же имеются дети «не готовые» к школьному обучению. Этим детям тяжело передать смысл собеседнику, потому что они слабо оперируют понятиями, не умеют анализировать и обобщать. Плохо развита
пространственная ориентация, им тяжело выполнять задания, не обладают синтетическим способом рисования. Полученные данные позволяют констатировать тот факт, что у детей «не готовых» к школе недостаточно сформированы навыки счета, звукобуквенного анализа, уровень произвольности, имеется низкий уровень общей осведомленности. Плохо развита тонкая моторика рук.
Решая третью задачу, с учетом полученных результатов
констатирующего исследования для формирования психологической готовности детей к школьному обучению, нами была разработана комплексная программа. Программа содержит целенаправленные занятия по формированию психологической готовности детей к школьному обучению. Вся программа длится 1 месяц, по 2 занятия в неделю (Приложение 3).
В процессе решения четвертой задачи, уже на этапе формирующего эксперимента, мы заметили значительные изменения в развитии
психологической готовности детей к школьному обучению, но для оценки эффективности проделанной нами работы, был проведён контрольный этап эксперимента.
Реализация программы показала положительную динамику, по выбранным методикам полученные данные позволяют констатировать, тот факт, что психологическая готовность к школьному обучению у дошкольников повысилась. На контрольном этапе исследования не выявлены дети с низким уровнем готовности к школьному обучению. Дети стали вербально обосновывать свое решение, логически рассуждать, каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Делают дедуктивные доказательства и их ответы стали более обоснованными. Старшие дошкольники стали более сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия. У детей повысился уровень внимания, стали более точно выполнять указания взрослого. Степень самостоятельности ребенка в работе возросла. Вырос уровень образного мышления, монологической речи способность делать умозаключения по аналогиям.
Таким образом, психологическая готовность детей к школьному обучению по всем 5 методикам, после проведения программы, стал выше, чем был до проведения программы.
При решении пятой задачи, нами были составлены рекомендации для родителей и воспитателей. Рекомендации по формированию психологической готовности детей к школьному обучению представляют практическую значимость и могут быть использованы воспитателями и родителями.
Таким образом, результаты исследования показали, что показатели уровня психологической готовности детей к школьному обучению после проведения программы формирующего этапа повысились. На основании проведенного анализа, можно сделать вывод об эффективности разработанной и реализованной психолого-педагогической программы формирования психологической готовности детей к школьному обучению. В ходе проведенной работы, достигнута цель исследования, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена. Соблюдая разработанные нами рекомендации, родители и воспитатели могут помочь закрепить результат своих детей, достигнутые на занятиях по формирования психологической готовности детей к школьному обучению.
Подобные работы
- Психологическая готовность детей к школьному обучению
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Теоретико-методологические основы изучения психологической готовности детей к школьному обучению
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1790 р. Год сдачи: 2015 - СОЗДАНИЕ WEB-САЙТА «ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Особенности психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2025



