Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Работа №35584

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
388
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 7
1.1 Формирование мотивации обучения как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 История формирования учения о мотивации к овладению иностранным
языком 13
1.3 Факторы мотивации к изучению иностранных языков 23
1.3.1 Уверенность в себе 23
1.3.2 Чувство успеха и удовлетворения 24
1.3.3 Хорошие отношения между учащимся и преподавателем 25
1.4 Стратегии повышения мотивации учащихся 27
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ К ОСВОЕНИЮ РКП В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ 34
2.1 Материалы и методы практического исследования 34
2.1.1 Разработка вопросов анкеты 34
2.1.2 Поиск участников 35
2.1.3 Состав участников 36
2.1.4 Методы исследования 37
2.2 Анализ результатов исследования 39
2.2.1 Выявленные недочеты анкеты 40
2.2.2 Родной язык изучающих русский 41
2.2.3 Возрастной состав участников 42
2.2.4 Уровень владения русским языком 43
2.2.5 Представления учащихся о необходимых усилиях 46
2.2.6 Степень удовлетворенности регулярностью занятий русским языком... 49
2.2.7 Факторы, препятствующие регулярным занятиям русским языком 49
2.2.8 Каким должен быть преподаватель по мнению учеников 54
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список литературы


В современном мире знание одного или нескольких иностранных языков зачастую является не просто преимуществом, а необходимостью. Значительные изменения последних десятилетий в социально-экономической и политической сферах, а также стремление России к сотрудничеству с западными странами существенно повлияли на интерес к русскому языку как иностранному. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как сделать изучение русского языка более эффективным и интересным для иностранных учащихся. Как преподаватели, так и ученые всего мира признают первостепенную роль мотивации при изучении иностранного языка. Конечно, проблемы, связанные с мотивацией (или ее отсутствием) могут появится при обучении всем дисциплинам, однако наиболее ярко эта проблема проявляется в изучении иностранного языка, в том числе русского.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что изучение мотивации к овладению иностранным языком выделилось в отдельную область относительно недавно, и, как следствие, большинство теорий и концепций на данный момент еще не нашли отражения в практике преподавания.
Объектом данной работы является мотивация изучающих русский язык как иностранный. Предметом исследования являются факторы, влияющие на мотивацию учащихся.
Цель работы - сопоставить и выявить факторы, влияющие на мотивацию студентов, изучающих русский язык в университете и тех, кто изучает его вне ВУЗа; основываясь на полученных данных, предложить конкретные стратегии повышения мотивации учащихся в КФУ.
Данная цель достигается в результате решения следующих задач:
1. Собрать данные об основных периодах формирования учения о мотивации к овладению иностранным языком.
2. Определить и описать основные факторы, влияющие на мотивацию
учащихся.
3. Рассмотреть существующие стратегии повышения мотивации к изучению иностранного языка.
4. Провести анкетирование двух категорий людей, изучающих русский язык: студентов КФУ и тех, кто изучает русский вне формальных учебных заведений.
5. Осуществить сопоставительный анализ полученных данных.
В качестве теоретического материала исследования использованы труды отечественных учёных А.А Леонтьева, Е.И. Пассова, И.С. Якиманской О.Г. Бутырской, Н.А. Годуновой, и др., а также зарубежных исследователей Р. Гарднера, 3. Дёрнеи, К. Ноэлса и др.
Методология и методы исследования.
При исследовании данной проблемы были использованы методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; методы эмпирического уровня: анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение. Для определения достоверности полученных данных были также использованы математические методы: шкалирование, вычисление и сравнение элементарных статистик.
Новизна исследования состоит в анализе структуры мотивационной сферы учебной деятельности, в попытке наглядно продемонстрировать зависимость успешности изучения иностранного языка от уровня мотивации учащегося.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в обобщении и систематизации теоретических представлений о структуре мотивационной сферы учебной деятельности, а также о способах формирования и повышения мотивации учащихся при обучении иностранным языкам.
Практическая значимость исследования выражается в возможности использования результатов проведенного нами исследования в организации учебной деятельности студентов университетов. В работе отражены основные принципы формирования мотивации учащихся, а также действенные стратегии для ее повышения в процессе изучения иностранного языка.
Положения, выносимые на защиту:
1. Учение о мотивации к овладению иностранным языком выделилось в самостоятельную сферу относительно недавно. Подавляющее большинство исследований проводится на базе изучающих английский язык. Для выявления специфических особенностей мотивации людей, изучающих именно русский язык как иностранный, требуется проведение большего количества исследований.
2. Многие преподаватели при обучении студентов зачастую не уделяют должного внимания таким факторам, как позитивная самооценка учащихся, высокий уровень уверенности в себе, положительное отношение к предмету и четкое понимание целей изучения языка, однако эти факторы являются фундаментальными для формирования мотивации.
3. В мире есть большое количество людей, изучающих русский язык вне формальных учебных заведений, не планирующих жить в России или иметь работу, связанную с русским языком. Тем не менее их результаты зачастую превосходят результаты тех, кем движут инструментальные мотивы. Мы считаем необходимым изучение мотивации таких людей с целью дальнейшего использования сделанных выводов для повышения мотивации студентов университетов.
4. В настоящее время, несмотря на высокий уровень профессионализма преподавателей узкоспециализированных предметов, во многих университетах разработке и внедрению стратегий повышения мотивации студентов уделяется недостаточно внимания. Мы считаем необходимым измерять мотивацию студентов, выявлять их потребности и интересы с самого начала обучения в университете. Это поможет создать базовые условия, необходимы для развития и поддержания их мотивации в будущем.
5. Иностранные студенты, обучающиеся в стране изучаемого языка (в том числе студенты КФУ), отличаются низким уровнем уверенности в себе, а также недостаточной самостоятельностью в поиске средств улучшения своих языковых навыков; как следствие, им требуется намного больше времени для достижения высокого уровня языковой компетенции.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены и апробированы в статьях (см. публикации) и выступлениях на научных конференциях, в том числе международной: Международная молодежная научно- практическая конференция «Культура и наука: новый взгляд» (Казань, 2018).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая работа представляет собой попытку исследовать проблему мотивации как фактора успешности изучения русского языка как иностранного. Необходимость изучения данной проблемы обусловлена значимостью языковой подготовки высококвалифицированных иностранных специалистов в сфере образования, науки и других областях, требующих знания русского языка, а также стремлением к популяризации русского языка, русской культуры и литературы в мире.
В ходе изучения литературы по интересующей нас проблеме было установлено, что исследование мотивации к изучению иностранного языка возникло несколько независимо от области изучения общей мотивации, что связано со сложными и уникальными социальными, психологическими, поведенческими и культурными элементами, сопровождающими изучение языка и влияющими на уровень вовлеченности в учебный процесс. Основное количество исследований по данной проблеме было проведено зарубежными учеными на базе изучающих английский язык. В России же исследований на эту тему (особенно в аспекте РКИ) проводилось довольно мало, что, по нашему мнению, связано с низким уровнем владения иностранными языками в стране (около 7%). Существующие исследования, как правило, рассматривают проблему мотивации односторонне. В большинстве случаев она рассматривается либо как проблема развития познавательного интереса с помощью различных учебных методов и средств (проблемное обучение, обучающие игры, интерактивные материалы, чередование видов деятельности и т.д.), либо как задача, целью которой является активизация учебной деятельности. Однако успешное осуществление учебной деятельности не является гарантом высокого уровня мотивации учащихся. Описывая данную ситуацию в аспекте названных в параграфе 1.4 этапов формирования мотивации, можно заметить то, что преподаватели, работая над мотивацией учащихся, упускают два важных этапа, таких как «создание базовых условий для мотивации» и «формирование начальной мотивации», и переходят сразу к третьему этапу «поддержание и защита имеющейся мотивации», которой, возможно и вовсе нет у студентов.
Изучив литературу по теме исследования, мы считаем необходимым обратить большее внимание на такие фундаментальные факторы формирования мотивации, как позитивная самооценка учащихся, высокий уровень уверенности в себе, положительное отношение к предмету, четкое понимание целей изучения языка, а также хорошие отношения между учителем и учеником.
В практической части нашего исследования, используя метод опроса, мы подтвердили важность и значимость именно для изучающих русский язык тех факторов, которые были указаны выше. Обобщая все полученные нами результаты, можно сделать следующие выводы: студенты КФУ, находясь в стране изучаемого языка, испытывают большую нехватку живого общения, чем те люди, которые изучают русский язык в других странах; привлекательность темы занятия влияет на мотивацию студентов КФУ больше, чем на мотивацию участников второй группы; для студентов КФУ возможность самостоятельно выбирать тему для практики говорения является более важной, чем для второй группы. Что касается тем, которые интересуют студентов КФУ, к сожалению, вынуждены констатировать низкий интерес к России и русской культуре по сравнению с участниками второй группы. Большинство изучающих русский язык не совсем довольны регулярностью своих занятий (в среднем на 6 баллов из 10). Кроме фактора отсутствия людей, с которыми студенты КФУ могли бы разговаривать по-русски, им мешает незнание того, что именно нужно делать, чтобы улучшить свои знания, а также то, что они не могут найти интересные и полезные материалы.
Также результаты опроса подтверждают необходимость создания в классе доверительной, спокойной, дружественной обстановки, позволяющей студентам повысить уровень уверенности в себе; студенты назвали важными такие качества преподавателя, как: понимающий, терпеливый, «заинтересованный в том, что я говорю», «тот, с кем можно легко понять друг друга», готовый помогать, заинтересованный в успехе студентов и т. п.
Таким образом, решив все поставленные во введении задачи, мы считаем необходимым проведение нового исследования, в рамках которого мы планируем экспериментальным путем проверить действенность описанных в теоретической главе стратегий, скорректированных с учетом результатов данного исследования.
Идея следующего исследования заключается в том, чтобы выбрать несколько экспериментальных групп, в которых учащиеся будут посещать дополнительные занятия. Задачей таких занятий будет повысить уровень их уверенности в себе, помочь почувствовать себя членами русскоговорящего сообщества, обсуждать трудности в изучении русского языка и вместе искать способы их преодоления. Перед началом эксперимента мы проведем срез знаний и измерим уровень мотивации студентов
Основной целью этого исследования мы видим определение значимости создания базовых условий для мотивации (первый этап), а также формирования начальной мотивации (второй этап) для ее дальнейшего развития и поддержания (третий и четвертый этапы). Также необходимо определить степень влияния мотивации на общую успеваемость студентов и на уровень сформированности коммуникативной компетенции.



1. Аббас Я.Х. Формирование мотивации в процессе изучения русского языка / Я.Х. Аббас // Проблемы и перспективы современной методики РКП: Мир русского слова. - Москва, 2006 - №3-С. 91-93.
2. Акишина, А.А. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. - М.: «Русский язык», 2005 - 256 с.
3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. - Ростов и / Д: Феникс, 2006. - 332 с.
4. Алексеев Н.А. Новая профессия в педагогике / Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская // Учительская газета. - Ростов и / Д, 1994. - № 3 - С. 17-18.
5. Андреева С.М. Формирование коммуникативной культуры «вторичной языковой личности» иностранных студентов-филологов в процессе обучения русскому языку (подготовительный факультет): Дисс. ... канд. пед. наук. / С.М. Андреева. - Белгород, 2003. - 233 с.
6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1984. - 107 с.
7. Базель Л. Педагогические условия формирования мотивов изучения иностранных языков: дис. ... канд. пед. наук / Л. Базель. - Кишинёв, 2006 - 162 с.
8. Бердичевский Л.А. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного / Л.А. Бердичевский. - М.: Русский язык, 2011.-48 с.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989 - 371 с.
Ю.Бим, И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования / И.Л. Бим. - М.: Академия, 2005 - 256 с.
11 .Бим, И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 1989 - №1. - С. 21-22.
12. Бим, И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 1989 - №1. - С. 21-22.
13. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования /Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997 - №4.-С. 11-14.
14. Бончани Д. Русский язык в итальянских средне-высших школах: канун образовательной реформы / Д. Бончани // Русский язык за рубежом. 2003. - №2.-0.112-116.
15. Бурвикова Н.Д. Об одной из единиц диалога культур применительно к практике обучения РКП / Н. Д. Бурвикова, В.Г. Костомаров // Язык и культура в филологическом вузе. Актуальные проблемы изучения и преподавания. - Москва, 2006- № 4. - С. 96-101.
16. Бутырская О. Г. Особенности мотивации овладения русским языком иностранными учащимися / О.Г. Бутырская // Научный вестник Московского государственного университета гражданской авиации (Серия Международная деятельность вузов). - 2005. - №94. - С. 155-161.
17. Бутырская О.Г. Учет социокультурного аспекта в процессе обучения русскому языку как иностранному / О.Г. Бутырская // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, - Москва, 2004 - С. 82-91.
18. Быкова О.П. О понятии «языковая личность» и возможности ее формирования вне языковой среды / О.П. Быкова // Русский язык. Литература. Страноведение. Методика. - 2000. - С. 15-20.
19. Вагнер В. Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа / В. Н. Вагнер. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 384 с.
20. Верещагин Е.М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров 4-е изд., перераб.и доп. -М.: Индрик, 2005. — 1038 с.
21. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1990 - 342 с.
22. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб, пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. Заведений / Н.Д. Гальскова - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 87 с.
23. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова. - М.: Академия, 2006 - 336 с.
24. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. - М.:КДУ, 2010.-296 с.
25. Денисова, Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе / Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. - 1989 - № 2 - С. 47-49.
26. Денисова, О.В. Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка / О.В. Денисова. - М.: Баласс, 1997 - 411 с.
27. Денисова, О.В. Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка / О.В. Денисова. - М.: Баласс, 1997 - 411 с.
28. Леонтьев В.Г. Мотивация деятельности: Учебное пособие / В.Г. Леонтьев.
- Новосибирск: НГПИ, 1987 - 341 с.
29. Добренков В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добренков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2006 - 217 с.
30. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г. В. Елизарова. - СПб: КАРО, 2005 - 307 с.
31. Жук Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки / Н. Жук // Директор школы. - 2003. - №2 - С. 53-57.
32.Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения / М.В. Зайцева.
- М.: ИД «Первое сентября», 2003 - 237 с.
33.Зимняя И.А. Репродуктивность и продуктивность в обучении иностранному языку / И.А. Зимняя // Иностранные языки в школе. - 1992 - № 1. - С. 26-19.
34. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: УРАО, 1998 - 411 с.
35. Искрин, С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку / С.А. Искрин // Иностранные языки в ВУЗе. - 2004 - №2.-С. 91-97.
36. Карсонов В.А. Педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие / В.А. Карсонов. - Саратов: СВИЛ, 2005.- 100 с.
37. Клиберг Л. Проблемы теории обучения / Л. Клиберг. — М.: Легенда, 2004. - 115 с.
38. Кнодель Л. В. Психолого-педагогические аспекты обучения иностранным языкам: монография / Л.В. Кнодель. - Киев, 2009. - 256 с.
39. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М.: Наука, 1988 - 389 с.
40. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев - М.: Знание, 1991 - 345 с.
41. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций / А.А. Леонтьев. - М.: МГУ, 1971 - 40 с.
42. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной
43. Логинова А. В. Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка / А.В. Логинова, Н.А. Отбанов // Молодой ученый. - Минск, 2015.—№11. —С. 1395-1397.
44. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока / М.И. Лукьянова // Завуч. - 2006. - №2.-С. 5-21.
45. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
46. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Вита-Пресс, 1990 - 192 с.
47. Пассов Е. И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.С. Коростелев. - М.: Высшая школа, 1997. - 303 с.
48. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Академия, 1991 - 249 с.
49. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 1991 - №2. - С. 3-10.
50. Рифкин. Б. О преподавании русского и других иностранных языков в США/ Б. Рифкин //Мир русского слова. 2001. - №2. - С. 95-98.
51 .Рогачёва И.П. Система факторов, обеспечивающих мотивацию в учебном процессе/И. П. Рогачёва // Русский язык за рубежом. Институт русского языка имени А.С. Пушкина. - 1988 - № 4. - С. 71-75.
52. Селевко Е.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.
53. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.Д. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 326 с.
54. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2006 -239
55. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Айрис-пресс, 1983 - 329с.
56. Халяпина В. В. Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный язык в языковом центре / В.В. Халяпина // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 302-305.
57. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / X. Хеккаузен. - М.: Педагогика,
1986-432 с.
58. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного /
А.Н. Щукин. - М.: Высшая школа, 2002. - 360 с.
59.Эверт Н. Критерии мастерства учителя / Н. Эверт// Директор школы.
Спецвыпуск. - Москва, 1996. - С. 42-48. бО.Эсаулов, А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие / Эсаулов. - М.: Высшая школа, 1972 - 237 с.
61. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996 - 371 с.
62. Clement, R. Orientations in Second Language Acquisition / R. Clement, D. G. Kruidenier. - Ontario: Canadien Journal of Behavioural Science, 1983 - P. 272- 291.
63. Deci, L.E. Intrinsic motivation and Self-Determination in Human Behaviour / L.E. Deci, M.R. Ryan. - New York: Plenum,1985 - 315 p.
64. D6rniyei, Z. Motivational Strategies in the Language Classroom / Z. Domiyei. - Cambridge: Cambrigde University Press, 2001 - 163 p.
65. D6rniyei, Z. Motivation and Self-Motivation / Z. Domiyei. - Cambridge: Cambrigde University Press, 2004 - 233 p.
66. Domiyei, Z. The L2 Motivational Self System / Z. Dorniyei. - Mahwah (N.J.): Lawrence Erlbaum, 2010 - 297 p.
67. Dorniyei, Z. The psychology of the language learner: individual differences in second language acquisition / Z. Domiyei. - Mahwah (N.J.): Lawrence Erlbaum, 2005-270 p.
68. Gardner, R. C. Social psychology and second language learning: the role of attitudes and motivation / R.C. Gardner. - London: Arnold, 1985 - 419 p.
69. Gardner, R.C. Attitudes and motivation in second-language learning / R.C. Gardner, W.E Lambert // Newbury House - 1972. - P. 187-194.
70. Kegan R. The evolving self: Problem and process in human development. — Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2012.- 449 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ