Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №35557

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
539
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Возрастные особенности развития мелкой моторики в изобразительной деятельности дошкольника 7
1.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития моторики в дошкольном детстве 11
1.3. Использование изобразительной деятельности для развития мелкой
моторики у дошкольников 15
Выводы по I главе 22
Глава II. Экспериментальное исследование 24
2.1. Организация экспериментального исследования и обоснование выбора
методик 24
2.2. Описание результатов констатирующего этапа эксперимента 25
2.3. Описание этапов и содержания программы развития мелкой моторики
дошкольников посредством изобразительной деятельности 28
2.4. Обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента 38
Выводы по II главе 41
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложение


Актуальность темы. У детей дошкольного возраста слабо развита мелкая моторика. Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе. Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга.
Исследования учёных (Новиковой Н.Н., Бехтерева В.Н., Антроповой В.П., Рокотовой Н.А., Бережной Е.К.) указывают на то, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка.
Система помощи должна быть систематической и целенаправленной. В своих исследованиях Ермакова И.А. обращает внимание на недооценку развивающего значения рисования, лепки, аппликации. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения между разными видами изобразительной деятельности, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательных процессов.
Изобразительная деятельность рассматривалась исследователями Морозовой Н.Г. , Петровой В.Г. в разных аспектах:
- как средство педагогического воздействия,
- как средство психолого-педагогического изучения ребёнка,
- как средство определения степени умственного развития.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее [41, с. 87].
По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой - «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией» [21, с. 112].
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, как: физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев; исследователь детской речи - М.М. Кольцова и др.
Современная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование изобразительной деятельности в процессе образования дошкольников. Своевременность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связанно с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.
Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения.
Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная. В детском саду с детьми проводятся занятия по изобразительному искусству. Дети рисуют красками, карандашами, лепкой из пластилина, аппликацией. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения; самостоятельности; настойчивости; аккуратности; трудолюбия; умению доводить работу до конца; способствуют формированию изобразительных умений и навыков.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру:
- игры на развитие тактильного восприятия,
- игры с водой и песком,
- пальчиковые игры,
- театральная деятельность,
- упражнения с предметами, игры на выкладывания,
- игры на нанизывание,
- игры с конструктором.
Кроме игр и упражнения, развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Для того, чтобы изобразительная деятельность стала средством развития мелкой моторики, она должна быть организованна с учётом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у дошкольников будет успешно осуществляться при использовании различных видов деятельности, в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями; развивать силу мышечных усилий, ручную умелость. Которые позволяют преодолевать имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка к обучению в школе.
Проблема исследования - будет ли подобранная нами серия занятий и мероприятий по изобразительной деятельности эффективным средством развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста.
Объект - средства развития мелкой моторики у дошкольников.
Предмет - процесс развития посредством изобразительной деятельности.
Цель исследования - рассмотреть возможность использования средств изобразительно деятельности для развития мелкой моторики дошкольников.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы исследования в современной научно-методической литературе;
- выявить уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
- разработать и апробировать серию занятий и мероприятий по изобразительной деятельности для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если систематически проводить занятия с использованием различных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, а также числе и нетрадиционных видов изобразительной деятельности, в процессе которых дети овладевают навыками и умениями, то можно развить мелкую моторику у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
- психолого-педагогический эксперимент;
- сравнительный анализ обработки данных.
Практическая значимость исследования:
- разработаны методические рекомендации для педагогов и воспитателей дошкольных учреждений;
- материалы исследования могут быть применены в практике работы дошкольных образовательных учреждений в процессе обучения и воспитания детей, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических ВУЗах и колледжах.
Работы состоит из введения, двух глав, выводов и приложений, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава I. Возрастные особенности развития


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому-то в садиках и центрах раннего развития так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.
В данной работе мы дали обзор научных исследований развития мелкой моторики у детей и рассмотрели понятия мелкой моторики и ее значение в жизни человека.
Существует большое количество методик для обследования сформированности мелкой моторики. При отборе диагностических средств мы учитывали экономичность, надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Для диагностического обследования уровня сформированное™ навыков развития мелкой моторики и координации движений рук были использованы следующие методики: «Домик» Н.И.Гуткиной; «Дорожки» Л.А.Венгер; «Графический диктант» Д.Б. Эльконина. С помощью выбранных методик был выявлен исходный уровень развития мелкой моторики рук детей.
В результате было обследовано 22 ребенка в возрасте 5-6 лет.
Проведя исследование воспитанников, был обнаружен низкий уровень развития мелкой моторики рук: большинство детей плохо владеет карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений.
По окончании формирующей опытно-поисковой работы была проведена повторная диагностика творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
При проведении повторного обследования были использованы те же методы и методики исследования, что и в начале учебного года. Проведен анализ полученных результатов.
Сравнительный анализ результатов обследования начала и конца учебного года показал, что дети с низким уровнем достигли среднего уровня, увеличилось количество детей показавших высокий уровень развития мелкой моторики. Это доказывает, что содержание и приемы работы были выбраны правильно и оказались эффективными, разработанная и внедренная система работы по развитию мелкой моторики способствовала повышению качественного уровня развития мелкой моторики детей.
Таким образом, изобразительная деятельность способствует развитию у ребёнка:
-Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-Внимания и усидчивости;
-Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.



1. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. -198 с.
2. Белинова Н.В. Дискурсивный подход к системе дошкольного образования [Текст] / Н.В. Белинова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - №2. - С. 43-46.
3. Бобкова Е.В. Занятия квиллингом для детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Бобкова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.1september.ru>articles
4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
5. Булычева А.Решение познавательных задач: возможные формы занятий//Дошкольное воспитание, 1996 - № 4 - с.69-72.
6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: “Просвещение”, 1991. - 93 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2004.
8. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 2009. - 205с.
9. Груздев А.Р. Развитие мелкой моторики // Дошкольное образование. - № 12. - 2014. - С. 44-49.
10. Давыдова Г.И.. Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М.: МиР. - 2016 . - 295 с.
11. Давыдова Г.И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.И. Давыдова. - М.: Скрипторий. - 2008. - 301 с.
12. Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. №4. 2004. - 21с.
13. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. - 184 с.
14. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей.- М.: “Просве- щение”, 2011. - 118 с.
15. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Москва: МГПУ, 2008.- С. 34-39.
16. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013. - 106 с.
17. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.- М.: Педагогика, 1999. - 112 с.
18. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с
19. Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015. - 184 с.
20. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. - Тула: “Родничок”, 2011. - 229 с.
21. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с.
22. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Методическое особие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика- интез, 2015. -160 с.
23. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. - 153 с.
24. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь. Санкт- Петербург, 2013.
25. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз - Дидактика, 2007. - 228 с.
26. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 2007. - 285 с.
27. Некрасов П.Г.. Природные дары для поделок и игры. - М.: Просвещение. - 2016. - 195 с.
28. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей [Текст] / А.В. Никитина. - СПб: КАРО, 2010. - 274 с.
29. Новикова Е. Н. Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 165 с.
30. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2012. - 227 с.
31. Петрова В.Г. Психология дошкольников. - М.: «Академия», 2012. - 160 с.
32. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 105 с.
33. Поддъяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект / Н.Н. Поддъяков. - Волгоград: Перемена, 1995. - 28 с.
34. Программа "Детство: Примерная основная общеобразовательная про- грамма дошкольного образования" [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гого- беридзе, 3. А. Михайлова и др. - СПб.: ООО "Издательство "ДЕТ- СТВО- ПРЕСС"", 2011.- 528 с.
35. Развитие творческих способностей дошкольника [Текст] / И.В. Груздова [и др.]. - Ростов н /Д : Феникс, 2010. - с.376.
36. Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо. - СПб: Типографiя Ю.Н. Эрлихъ, 2011. - 327 с.
37. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 книгах: Кн.1: Система работы психолога с детьми раннего возраста. - М.:Владос-Пресс/ИД ВЛАДОС, 2004 - 384 с
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 483 с.
39. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М. : Эксмо, 2006. - 174 с.
40. Суздальцова А. Применение нетрадиционной техники - пластилинографии, в изобразительной деятельности детей / А. Суздальцова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.maam.ru>plastilinografiya
41. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1969. - 339 с.
42. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2012. - 294 с.
43. Титаренко. В., Фирсова. Н. Нетрадиционные приемы рисования в кор- рекционной работе педагога - психолога. // Ребенок в детском саду. №2. 2013. - 15 с.
44. Трифонова Г.Е.О детском рисунке как форме игры//Дошкольное воспитание. - 2016 - № 2. - С. 45-49.
45. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии - М.:Академия, 2008- 304с.
46. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь - СПб: ИЧП «Хардфорд», 2001. - 195 с.
47. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.; ТЦ Сфера, 2010. - 321 с.
48. Шанченко Л. Как рождается творчество: изобразительная деятельность в детском саду / Л. Шанченко // Пралеска. - № 1. - 2003. - С. 41-42.
49. Штерн, В. Психология раннего детства / В. Штерн. - М..: Харвест, 2013. - 400 с.
50. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия»,2006. -384 с.
51. Яковлева Е.В. Торцевание как средство развития мелкой моторики у дошкольников // Педагогический опыт: теория, методика, практика [Текст] / Е.В. Яковлева. - Чебоксар: ООО «ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - 174 с.
52. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009. - 185 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ