Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

Работа №35532

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
581
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи третьего уровня 7
1.2. Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 13
1.3 Обзор методик по обучению детей старшего дошкольного возраста навыкам пересказа 18
Выводы по первой главе 24
Глава II. Эмпирическое исследование навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Методика исследования навыка пересказа у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 25
2.2. Анализ результатов исследования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня..26
Выводы по второй главе 32
Глава III. Коррекционная работа по развитию навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
3.1. Содержание и методика обучения пересказу детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 33
3.2. Результаты коррекционной работы по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня 42
Выводы по третьей главе 48
Заключение
Список литературы 52
Приложение

Актуальность исследования: На сегодняшний день обучение пересказу детей с ОНР III уровня - первостепенная и актуальная задача в коррекционном обучении, так как пересказ - это один из видов связной речи, который предполагает развитие умения самостоятельно определять содержание своего высказывания, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, планировать свое высказывание.
Проблема обучения пересказу детей с ОНР рассматривалась в трудах Т.А. Ткаченко, В.П. Глухова, Г.В. Чиркиной, Г.Р. Шашкиной, Т.Б. Филичевой и др. Ими указывается важность использования пересказа как средства формирования связной речи детей с ОНР [4].
Высокий уровень развития связной речи — залог успешного обучения в школе. Современные требования к эффективности обучения повышаются из года в год, поэтому развитие связной речи у детей с ОНР является актуальной проблемой. В психолого-педагогической литературе представлены различные подходы и методы обучения дошкольников с ОНР пересказу как способу развития связной речи, однако, на наш взгляд, такие вопросы, как усвоение грамматических основ русского языка на занятиях, вопросы дифференциального подхода к детям в процессе обучения, использование занятий для формирования навыков планирования развернутых высказываний, разработаны недостаточно.
Целью педагогического исследования является выявление особенностей связной речи детей с ОНР III уровня, разработка и проверка эффективности предложенных занятий, построенных на основе сказок В.Г. Сутеева.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования: обучение пересказу у детей с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нарушаются все компоненты языковой системы (лексика, грамматика, словарный запас). Это отрицательно влияет на формирование связной речи в целом. Мы предполагаем, что систематическое и целенаправленное использование сказок В.Г. Сутеева при обучении детей навыкам пересказа позволит научить детей правильно оценивать ситуации, выражать чужие переживания и чувства, и в целом повысит уровень развития связной монологической речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
2. Выявить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
3. Разработать комплекс занятий, построенных на основе сказок В.Г. Сутеева;
4. Проверить эффективность предложенных занятий.
Методологическая основа: концепции Р.Е. Левиной [23] об уровнях развития, идеи Л.С. Волковой [4] о проблемах логопедической науки, концепции В.К. Воробьевой [6] о формировании связной речи у детей с системным недоразвитием речи, взгляды В.П. Глухова [8,9] о развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, концепции Т.Б. Филичевой [37] о методах и приемах обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи, теория М.Е. Хватцева [38] об особенностях дошкольников с общим недоразвитием речи, концепции Л.С. Цветковой [40] о специфике обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической, лингвистической, методической литературы по теме исследования.
2. Метод констатирующего и формирующего эксперимента.
3. Интерпретационно-статистические: анализ полученных данных, формирование выводов.
Практическая значимость исследования: подобран комплекс методик для исследования умения пересказывать, подготовлены занятия по развитию умения пересказывать.
Организация и база исследования: исследовательская и практическая работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 156 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани и МАДОУ «Детский сад № 302 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново - Савиновского района г. Казани.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 48 отечественных источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 8 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ специфики обучения пересказу детей дошкольного возраста показал, что дети с общим недоразвитием речи III уровня имеют недостаточно высокий уровень развития всех компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики). Объем понимания обращенной речи близок возрастной норме, дети владеют развернутой фразовой речью, словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-бытовой лексики, в речи наблюдается аграмматизм, формирование связной речи значительно отстает.
Нами было проведено диагностическое обследование дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которое позволило отметить, что у большинства детей отмечается низкий уровень развития умения пересказывать.
При попытках пересказать текст дети с общим недоразвитием речи III уровня испытывали трудности, допускали разнообразные ошибки в структурно-семантической организации текста, в грамматическом оформлении, в употреблении языковых и лексических единиц.
Дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отличало:
• неиспользование средств связи между предложениями
• построение коротких, нераспространенных предложений
• неразвернутость рассказов
• построение коротких, бессвязных рассказов
• нарушение последовательности при пересказе
Наблюдались ошибки грамматического характера:
- недоговаривание окончаний прилагательных
- пропуски приставок у приставочных глаголов
- неправильное употребление существительных в том или ином падеже
- неправильное употребление рода существительных
- пропуски предлогов
- нарушения согласования
Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы, которую мы провели с дошкольниками экспериментальной группы.
Коррекционно-логопедическая работа включала специальные занятия, которые были построены по сказкам и иллюстрациям В.Г. Сутеева. Занятия имели четкую структуру, подробно разбиралось содержание сказки, отрабатывались различные лексико-грамматические категории. Всего было проведено 12 занятий, на каждом из которых рассматривалась одна сказка В.Г. Сутеева для пересказа, все сказки были подобраны с учетом речевых возможностей детей и предлагались для изучения от простой сказки к сложной.
Проведения занятий позволяли эффективно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений при составлении пересказа (трудности планирования, удержания программы высказывания, несформированность навыков контроля за его построением, аграмматизмы). Это принималось во внимание при оказаний индивидуальной помощи ребенку (направленное использование вспомогательных вопросов, наглядных опор и др.), при определении очередности и степени участия в коллективных формах работы, в наглядном планировании пересказа, в упражнениях на подбор лексем, словоформ и др. Работа с детьми, проводимая в форме живого речевого общения, способствовала их интересу к занятиям и активизации речевых проявлений.
Наблюдения в процессе занятий и контрольные исследования в динамике показали, что в результате проведенного обучения отмечалось заметное продвижение детей в овладении навыками пересказывания. Это проявлялось в повышении их самостоятельности при составлении пересказа, существенном улучшении показателей связности, последовательности, информативности повествования, наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико-грамматическом оформлении высказываний. Отмечалось усложнение структуры предложений в детских пересказах, уменьшение числа ошибок в их оформлении. В ходе обучения возросли возможности детей и в плане контроля и самоконтроля за построением пересказа.
Положительные результаты обучения детей пересказу свидетельствуют об эффективности используемых методических приемов, что позволяет рекомендовать их для занятий по формированию связной речи дошкольников с ОНР III уровня.



1. Александрова, И.А. Особенности формирования связной речи детей с ОНР III уровня [Текст]/ И.А. Александрова // Студент и наука (гуманитарный цикл): материалы междунар. студ. научн-практ. конф-ии (Магнитогорск, 2123 марта 2018г.). - Магнитогорск: МГТУ им Г.И. Носова. - 2018. - С.790-794
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен/ Алексеева М.М., Яшина В.И. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 400 с.
3. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи дошкольников. Ч.1: Устная связная речь. Лексика [Текст]: пособие для логопедов / Андреева Н.Г.— М.: ВЛАДОС, 2016. - 156с.
4. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]/ Л.С. Волкова — М.: ВЛАДОС, 2008.
- 554с.
5. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии. Ч. II. [Текст] / Л.С. Волкова
— М.: ВЛАДОС, 2017. - 448с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева — М.: ACT: Астрель, 2017. - 124с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: ВЛАДОС, 2017 — 58с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов— М.: АРКТИ, 2002. - 112с.
9. Глухов, В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. — 2016. — № 6. — С. 11-16.
10. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2017. - 96с.
11. Данилова, Г.П. Моделирование как средство обучения пересказу детей
6- 7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня [Текст] / Г.П. Данилова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции (Чебоксары, 06 ноября 2016 г.). - Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - 2016. - С.249-252
12. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин
— М.: Сфера, 2010 - 212с.
13. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: «Просвещение», 2016. - 340 с.
14. Жулина, Е.В. Использование образовательных возможностей сказок для обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.В. Жулина, С.Д. Дадашова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-8. - С.195-200
15. Зикеев, А.Г. Формирование и коррекция речевых навыков и умений в употреблении сложносочиненных предложений детей с нарушениями в развитии [Текст] / А.Г. Зикеев // Дефектология №1. — 2014.
— С.67-75.
16. Зотова, И.В. Особенности обучения пересказу детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Зотова, О.С. Затонских // Современные инновации. -
2018. - №1 (23). - С.73-76
17. Ивкина, Ю.М. Обучение пересказу старших дошкольников в процессе работы над формированием связной речи [Текст] / Ю.М. Ивкина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - Т2. - № 4(6). - С.61-64
18. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов [Текст] / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова — СПб.: КАРО, 2014. - 384с.
19. Кириллова, И.А. Формирование связной речи у детей ОНР [Текст] / И.А. Кириллова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - №29. - С.75-82
20. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие
логопедического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко — М.: Сфера, 2011. - 267с.
21. Кустикова, Л.Н. Формирование связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Л.Н. Кустикова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы 2-й междунар. науч-прак. конф-ии (Ульяновск, 18-19 мая 2011). - Ульяновск. - 2011. - С.67-70
22. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст]: учебное пособие для студентов пед. Институтов / В.А. Лапшин — М.: ВЛАДОС, 2011. - 225с.
23. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопеда [Текст] / Р.Е. Левина
— М.: Наука, 1968. - 157с.
24. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия — М., 1973.
- 290с.
25. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. — М.: Академия, 2015. - 96с.
26. Нищева, Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
27. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
28. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина — М.: Сфера, 2017. - 445с.
29. Приходько, Е.В. Технологии обучения пересказу старших дошкольников [Текст] / Е.В. Приходько // Молодой ученый. - 2017. - №3-1 (137). - С.59-60
30. Прищепова, И.В. Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И.В. Прищепова — СПб.: КАРО, 2015. - 233с.
31. Рахимова, Ж.Т. Проявление общего недоразвития речи у детей 6-летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения [Текст] / Ж.Т. Рахимова // Дефектология. — 2018. — № 1. — С. 20-26.
32. Селиверстов, В.И. Хрестоматия по логопедии. Ч. I. [Текст] / В.И. Селиверстов — М.: Академия, 2017. — 348с.
33. Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для оценки и развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: Айрис-пресс, 2017. - 48с.
34. Сергеева, О.А. Формирование связной речи у детей с ОНР / О.А. Сергеева, Г.К. Сергеева [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3(3). - С.86-88
35. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Издательство ГНОМ и Д». - 2012. - 128с.
36. Федотова, А.Е. Педагогические условия обучения пересказу детей с
общим недоразвитием речи [Текст] / А.Е. Федотова, И.В. Ефремова // Культурологический подход в специальном образовании: психолого -
педагогический аспект: сборник науч.статей XIV Всероссийской научнопрактическая конференции студентов, аспирантов и магистрантов (Чебоксары, 27 апреля 2017 г.). - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2017. - С.152-154
37. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина — М.: ВЛАДОС, 2014. - 278с.
38. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев — М.: ВЛАДОС, 2015
- 358с.
39. Цветкова, Л.С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи [Текст] / Л.С. Цветкова // Дефектология. — 2011. — № 3.— С. 55-60.
40. Чомаева, М.З. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст] / М.З. Чомаева, С.С. Бекмамбетова С.С. // Современные исследования. - 2018. - № 5 (09). - С.178-179
41. Шалабанова, И.Ю. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / И.Ю. Шалабанова // Новая наука: стратегии и векторы развития: статья в сборнике трудов международной науч-практ.конф-ии (Магнитогорск, 08 апреля 2017 г.). - Уфа: ООО «Агентство международных исследований». - 2017. - С. 137-149
42. Шалабанова, И.Ю. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / И.Ю. Шалабанова // Новая наука: стратегии и векторы развития. -
2017. - Т2. - №4 - С.137-139
43. Шаховская, С.Н. Логопедия [Текст] / С.Н. Шаховская — М.: ВЛАДОС,
2018. - 260с.
44. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
45. Шурмелева, В.В. Развитие связной речи дошкольников в процессе
обучения пересказу текста [Текст] / В.В. Шурмелева // Молодой исследователь: вопросы науки и практики: материалы региональной науч - практ. конф-ии (Славянск-на-Кубани, 08 февраля 2018г.). - Киров:
Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. - 2018. - С.148-154
46. Щёткина, Г.Ф. Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической группе [Текст] / Г.Ф. Щёткина, Т.Н. Степанова // Педагог в мире многообразия: сборник статей по материалам VI научно практической конференции с международным участием (09-10 октября 2014г.). - Великий Новгород: НГУ им. Я. Мудрова. - 2014. - С. 151-153
47. Юсупова, Г.Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: Дис. канд. психол. Наук / Г.Х. Юсупова
— Н.Новгород, 2003. - 106с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ