Введение 3
Глава 1. Биография и труды Ризаэтдина Фахретдина 9
1.1. Жизненный путь Ризаэтдина Фахретдина 9
1. 2. Сочинения Ризаэтдина Фахретдина 17
Глава 2. Трактат «Ибн Таймийя» 28
2.1. Личность Ибн Таймийи в зарубежной историографии 28
2.2. Вклад Ризаэтдина Фахретдина в изучение личности Ибн Таймийи 38
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 52
Приложение 1 58
Приложение 2 61
Приложение 3
На сегодняшний день, в связи с угрозой распространения исламского радикализма по всему миру, возрастает интерес к влиянию на мусульман взглядов законоведов, философов и теологов предшествующих поколений. Проблемой формирования идеологии ваххабизма занимаются не только ученые-востоковеды, но также политологи и публицисты со всего мира.
Одной из ключевых фигур прошлого, к трудам которого обращаются исламские фундаменталисты является Ибн Таймийя, считающийся основателем идеологической платформы ваххабизма. В зарубежной историографии вопросы, касающиеся его жизни и творчества, политических взглядов, доктрины джихады, проблемы культа святых в исламе и текстологического понимания Корана и Сунны, подробно изучены. В отечественной же исследовательской науке личность Ибн Таймийи дается в контексте работ, посвященных рассмотрению политических концепций в исламе, а также в работах по исламскому фундаментализму.
Мало кому известно о том, что еще в начале ХХвека татарский и башкирский писатель-просветитель, ученый-востоковед и религиозный деятель Ризаэтдин Фахретдинов в серии работ библиографического характера «Знаменитые мужи», посвятил трактат правоведу ханбалисткого мазхаба, арабо-мусульманскому теологу Ибн Таймийе, где подробно изложил его биографию, взгляды, дал характеристику тем, кто критиковал и кто поддерживал законоведа, за что сам Фахретдин был обвинен современниками в приверженности идеям салафизма .
Как правило, считается, что религиозный человек не может объективно судить о том, что имеет какое-либо отношение к идеологии, им исповедуемой.Считается, что его точка зрения будет иметь субъективный характер. Стремлением выяснить, является ли работа Ризаетдина Фахретдина «Ибн Таймийя» востоковедческим исследованием или богословским трактатом, обусловлена актуальность темы данной работы.
Цель: проанализировать теологическое сочинение Ризаэтдина Фахретдина об Ибн Таймийе в контексте востоковедческих и теологических исследований.
Предмет исследования: трактат Ризаэтдина Фахретдина «Ибн Таймийя». Объект исследования: исследовательская литература об ученом XIV века Ибн Таймийе в историографической перспективе.
Задачи:
1) рассмотреть жизненный путь Ризаэтдина Фахретдина;
2) изучить интеллектуальное наследие ученого-просветителя;
3) охарактеризовать зарубежную историографию об Ибн Таймийи; ^проанализировать вклад Ризы Фахретдина в изучение личности Ибн Таймийи.
Источниковую базу работы составили труды Ризаэтдина Фахретдина, в частности, серия библиографических очерков «Знаменитые мужи» , в которую входит трактат «Ибн Таймийя». Следует отметить, что данный трактат на сегодняшний день доступен только на старотатарском языке и автор дипломной работы выражает огромную благодарность Р. Гатину, за возможность ознакомления с текстом перевода на русский язык, который находится на стадии публикации.
Также в качестве источников для написания работы были привлечены труды Ибн Таймийи, в числе которых: «Аль-Акида Аль-Ваасития» («Символ веры») и «Минхадж ас-сунна» («Путь сунны»), где автор излагает свои убеждения и взгляды на исламскую теологию.
Историографию данной работы условно можно подразделить на две группы: работы, посвященные жизни и творчеству Ризаэтдина Фахретдинаи исследования, касающиеся биографии и научной деятельности Ибн Таймийи.
В первой группе следует выделить таких авторов, как Байбулатова Л.Ф. и ее труд по переводу «Асара» Ризаэтдина Фахретдина , где кандидат исторических наук дает описание библиографических работ ученого, анализирует его методы исторического исследования и богатую источниковую базу крупнейшего произведения - свода «Асар». Ценность этого труда для данной дипломной работы состоит в том, что Байбулатова раскрывает становление Ризаэтдина Фахретдина как историка-исследователя.
Немаловажное место в данной работе занимает совместный труд Ибрагима Т.К., Султанова Ф.М., Юзеева А.Н. «Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте» , где ученые знакомят читателя с татарской религиозно-философской мыслью в эволюции с X по XX века в ближневосточном контексте.
Некоторые сведения о биографии Ризаэтдина Фахретдина были почерпнуты из труда Ф.Н. Баишева «Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова» , в котором автор делит жизненный путь ученого на три периода и приводит характеристику каждого; из сборника статей БНЦУрО АН СССР под редакцией профессора Г.Б. Хусаинова , где авторы приводят ценный фактический материал по малоизученным вопросам жизни и деятельности Р. Фахретдина, его места в истории культуры татарского и башкирского народа.
Важная информативная база содержится в сборнике статей , изданной на основе материалов научной конференции, посвященной 140 годовщине со дня рождения Ризаэтдина Фахретдина. Данный сборник разделен по тематике на три части: «История», «Религия и общество» и «Культура и образование» и представлен в общей сложности 29 статьями, в которых освещены разные аспекты жизни и деятельности писателя как литератора, общественно-политического деятеля, языковеда, историка и определено его место в мусульманском и тюрко-татарском обществе.
Во второй группе были рассмотрены исследования о личности Ибн Таймийи. Следует отметить, что большая часть проанализированных работ зарубежных исследователей доступна лишь на английском языке.
Наиболее информативной и обширной работой, посвященной изучению жизни и творчества Ибн Таймийи, по-прежнему остается работа французского ученого Анри Лауста «Изучение социальных и политических доктрин Таки ад- Дин Ахмад ибн Таймийи» . Эта энциклопедически работа над изучением жизни и деятельности Ибн Таймийи, в которой подробно излагаются биография ученого, культурные, социальные и политические условия формирования его
мировоззрения, а также критический анализ его учения и влияния его наследия на движение ваххабизма.
Работу, посвященную изучению социально-политических и этических взглядов Ибн Таймийи, написал Виктор Макари. Она называется, «Этика Ибн Таймийи. Социальные факторы» . В ней автор также анализирует исторические события эпохи Ибн Таймийи, оказавшие влияние на формирование его мировоззрения, и коротко останавливается на последующем развитии реформаторских движений в исламе под влиянием идей законоведа. Основная часта работы посвящена изучению трудов Ибн Таймийи и их анализу.
Информацию о жизни Ибн Таймийи и краткое изложение его взглядов можно найти в энциклопедических словарях и работах, посвященных исследованию политических концепций в исламе. Это, прежде всего, «Энциклопедия ислама» , а также работы таких ученых, как Эн Лэмбтон , Эрвин Роузентал и Тилман Нагель.
В отечественной науке отдельные вопросы, касающиеся жизни и деятельности Ибн Таймийи рассматриваются в трудах А.А. Игнатенко , Н.С. Кирабаева , Т.Г.Туманяна , в исследованиях, посвященных рассмотрению политических концепций в исламе.
Среди русскоязычных ресурсов также необходимо выделить Энциклопедический словарь: Ислам, под редакцией Г. М. Милославского, Ю. А. Петросяна, М. Б. Пиотровского и С. М. Прозорова . Это первый академический словарь по исламу, созданный в нашей стране, где читателю представлены результаты научных исследований советских исламоведов. Расположенные в алфавитном порядке статьи содержат: тщательную интерпретацию исламских терминов или понятий; информацию об идеологических течениях, общинах и школах ислама; личности.
Нельзя не отметить роль диссертационного исследования А. И. Маточкиной «Религия и власть в учении Ибн Таймийи» и содержащегося в нем историографического обзора трудов зарубежных ученыхв написании данной дипломной работы.
Практическая значимость работы заключается в использовании анализа источника при преподавании в вузах и других образовательных учреждениях соответствующих дисциплин, а так же при написании научных работ.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, подразделенных каждая на два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы
Риза Фахретдин, будучи выходцем из семьи деревенского муллы, получив знания сначала у родителей, а затем в старометодном медресе, внес неоценимый вклад в развитие историографии и источниковедения татарского народа.Уникальное стремление к познанию мира, знакомство с известными представителями восточной богословской мысли, в частности с мусульмансим реформатором и идейным просветителем начала XX века Джамал ал-Дином аль-Афгани, обращение к трудам философов, историков и литераторов сформировали Ризаэтдина Фахретдина как выдающегося мыслителя, востоковеда, писателя и богослова.
Формирование Фахретдина и становление его как ученого-историка происходило в конце XIX - начале XX в., в тот период, когда столкнулись старая и новая формы жизни, когда татарское общество находилось на стыке противостояния патриархальных устоев и стремления к обновлению во многих сферах жизни. Веяния времени нашли отражение в убеждениях Ризы Фахретдинова и в его творчестве.
Фахретдин уделял большое внимание женскому вопросу, равенству женщин и мужчин. Будучи сторонником эмансипированной, высокоинтеллектуальной женщины, он представил татарскому народу совершенно иной образ матери, жены и высоко оценил ее роль в обществе, о чем и говорят его первые художественные произведения, посвященные женщинам-мусульманкам.
Так же Ризатдин Фахретдин прослеживает идею объективного рассмотрения разных точек зрения на примере известны; личностей, принадлежащих к различным идеологическим группам. В работе «Знаменитые мужи» автор знакомит читателя с выдающимися деятелями науки, с философами. В этих трудах достаточное место отводится для освещения работ величайших исламских мыслителей-мистиков, таких как Имам аль-Газали и Ибн Араби. Вместе с тем, в этой серии рассмотрена личность Ибн Таймийи, который, как известно, был яры! противником нововведений и критически относился к идеям позднего суфизма. Этим действием Фахретдин пытался показать разные взгляды на понимание определенных моментов в исламе, чтобы мусульманская община была информирована с разных сторон, что, соответственно, ведет к более тщательному анализу.
Следует отметить, что даже в современной отечественной историографии существуют только единицы работ, предполагающих комплексный востоковедческий анализ личности Ибн Таймийи, не говоря о том, что в свое время Фахретдин был единственным автором подобного разностороннего исследования. В имеющихся трудах отечественные ученые рассматривали концепцию арабо-мусульманского философа в связи с деятельностью ханбалитского мазхаба и влиянием взглядов законоведа на идеологию движения ваххабитов.
Работы же зарубежных авторов, занимавшихся исследованием жизни и деятельности Ибн Таймийи, среди которых можно выделить Анри Лауста, Виктора Макари, Камаруддин Хана, содержат богатый материал, основанный на оригинальных источниках, однако они до сих пор не переведены на русский язык.
Непосредственно трактат Ризаэтдина Фахретдина об Ибн Таймийе также нельзя рассматривать обособленно от тех событий, на фоне которых он создавался. Сложнейший период в российской истории требовал от представителей духовенства рациональной оценки ситуации и подготовки народа к надвигающимся изменениям. Царившее в среде татарского народа суфийское мировосприятие могло повлечь за собой непредсказуемые последствия из-за неспособности противостоять жестокому давлению материалистической идеологии. В связи с этим Фахретдин понимал необходимость привнесения в ислам того периода идей рационализма, имеющихся в учении салафизма, осноположником которого и считается Ибн Таймийя. Однако нельзя говорить об убеждениях Фахретдина, как осалафитских в чистом виде. Из трактата в частности можно заключить, что он акцентировал внимание на тех положениях, которые были созвучны проблемам, имеющимся у российских мусульман его времени, тем самым давая возможность мусульманам, своим читателям делать выбор самостоятельно.
1. Ибн Таймийя. Аль-Акыда аль-Ваасития/ Пер. с араб. Н.Бусуля/ http://docplayer.ru/30717412-Al-akyda-al-vasityya-ibn-taymiya.html
2. Фахретдин Р. Ибн Араби / Пер. с араб. Адыгамов Р.К./ Казань: «Иман».—2004.--85 с.
3. Фахретдин Р. Ибн Таймийа / Пер. со старотат. Гатин Р. / неопубликован.
4. Фахретдин Р. Ибн Таймийа. Оренбург, 1911.—148 б.;
5. Фахретдин Р. Ибне Араби.—Оренбург, 1912.—144б.;
6. Фахретдин Р. Ибне Рушд.- Казан, 1905.—51 б.;
7. Фахретдин Р. Имам Газали.—Оренбург, 1909.—96 б.;
8. Фахретдин Р. Эбел-Галээ ал-Мэгарри. - Оренбург, 1908.—72 б.;
Литература:
9. Байбулатова Л.Ф."Асар" Ризы Фахреддина : источниковая основа и значение свода / Л.Ф. Байбулатова — Казань : Татар. кн. изд-во, 2006 .— 173 с.
10. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова /Ф,Н. Баишев - Уфа, 1996.
11. Бартолъд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.
12. Баширов JI.A. Исламский фундаментализм: генезис, идеология,
практика // Публикуется по: Баширов Л.А. Ислам в контексте
этнополитических процессов в современной России. М., 2008.—С. 75-109.
13. Загидуллин, И.К. Деятельность Р. Фахреддина в Оренбургском магометанском духовном собрании / И.К. Загидуллин // Научный Татарстан. — 2009 .— №2. Гуманитарные науки. Археология и история.— С.146-158.
14. Ибрагим, Тауфик Камиль. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте / Т.К. Ибрагим, Ф.М. Султанов, А.Н. Юзеев .— Казань : Татар. книж. изд-во, 2002 .— 239 с.
15. Игнатенко A.A. Зеркало ислама/ А. А. Игнатенко - M.: Русский институт, 2004.—216 с.
16. Ислам в Среднем Поволжье: история и современность : очерки / Ин-т истории Акад. наук Татарстана, Рос. ислам. ун-т ; [рук. авт. коллектива и науч. ред. Р. М. Мухаметшин] .— Казань: Мастер Лайн, 2001 .— 515 с.
17. Ислам: Энциклопедический словарь.—М.: Наука,1991.—315с.
18. Кирабаев Н.С. Политическая мысль мусульманского Средневековья / Н.С. Кирабаев - М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 2005.—215 с.
19. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья)/ Н.С. Кирабаев - М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1987.—173 с.
20. Мухамадиев, Б. М. Основные вехи жизни Ризаэтдина Фахретдинова - ученого, просветителя и общественного деятеля / Б. М. Мухамадиев // Научный Татарстан. — 2011 .— № 2. Гуманитарные науки.— С. 90-94.
21. Мухамметшин Р.М. Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты / Р.М. Мухаметшин. Казань: Магариф, 2000. —160 с.
22. Научное наследие Ризы Фахретдинова и актуальные проблемы востоковедения: Материалы республ. науч. конф. Уфа, 2001.—148 с.
23. Ризаэддин Фахреддин и татарское просветительство : материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 155-летию со дня рождения Р. Фахреддина, 27-28 февраля 2014 года / [редкол.: И. Р.
Салахов - к.п.н., проф. (гл. ред.) и др.] .— Казань : [Республиканский центр мониторинга качества образования], 2014 .— 471 с.
24. Ризаэддин Фахреддин: мирасы Иэм хэзерге заман: Мэкалалэр жыентыгы. — Казан, 2003. — 332 б.
25. Султанбеков Б. Страницы жизни Ризы Фахретдинова -ученого, муфтия, литератора, педагога / Б.Султанбеков. // Татарстан. -1993. №1. — С.75 - 78.
26. Творчество Ризы Фахретдинова : Исследования, материалы / Башк. науч. центр Урал. отд-ния АН СССР, Ин-т истории, яз. и лит. ; [Редкол.: Р. З. Шакуров (отв. ред.) и др.] .— Уфа : БНЦ УрО АН СССР, 1988 .— 135 с.
27. Трофимов Д.А. Исламский фундаментализм в арабских странах: истоки и реалии /Д. А. Трофимов/ Восток/Oriens Афро-азиатские общества: история и современность №1. 1992.-С. 112-126.
28. Туманян Т.Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама/ Т.Г. Туманян - СПб.: Изд-во С-Петерб. унта, 2009.—280 с.
29. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец 19 - начала 20 веков/ Л.И. Тухватуллина - Казань: Таткнигоиздат, 2003. —207 с.
30. Тухватуллина Л.И. Специфика гендерных представлений Ризаэтдина Фахретдинова // Ризаэтдин Фахреддин: мирасы Иэм хэзерге заман. - Казан, 2003.—Б. 316.
31. Фаизов, Сагит Фяритович. Ислам в Поволжье.8 - 20 вв. : Очерк истории / С.Ф.Фаизов ; Отв.ред.Д.Кулмаматов .— М. : Компания Спутник+, 1999 .— 74с.
32. Фэхретдин, Ризаэтдин. Асар / Т. 1 / [кереш CYЗ авт. М. Госманов ; тез.: Раиф Мэрданов h. б.] .— 2006 .— 359 б.
33. Фролова Е.А. Арабская философия. Прошлое и настоящее. М.,
2010.
34. Фролова Е.А. Арабская философия. Прошлое и настоящее. М.,
2010.
35. Шингареева С.М. Формирование личного архива Ризаитдина Фахретдинова / С.М.Шингареева. // Творчество Ризы Фахретдинова: Сборник статей. Уфа, 1988. - С.94 - 104.
36. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991.
На иностранном языке:
37. Al-Matroudi A.H.I. The Hanbali School of law and Ibn Taymiyyah. Conflict or conciliation. London and New York, 2006.
38. Benjamin D., Simon S. The Age of Sacred Terror. New York: Random House, 2002;
39. Carney A. The Desacralisation of Power in Islam // Religion, State, and Society 31, no. 2 (2003).
40. Heck P.L. Jihad Revisited // Journal of Religious Ethics 32, no. 1 (2004): Р. 95-128.
41. Hoover J. IbnTaymiyya's Theodicy of Perpetual Optimism. Leiden- Boston, 2007.
42. Khan Q. The Political Thought of Ibne Taymiyah. New Delhi, 2007
43. Lambton A. State and Government in Medieval Islam. Oxford, 1981.
44. Makari V. Ibn Taymiyyah's Ethics. The Social Factor. Chico. California,
1983.
45. Nagel Т. Staat und Glaubensgemeinschaft im Islam. 2 Bde. В. II. Zurich- Munchen, 1981.
46. Rosenthal E. Political thought in medieval Islam. Cambridge, 1962.
47. Sivan E. Ibn Taymiyya: Father of the Islamic Revolution // Encounter 60 (1983).
48. Sivan E. Radical Islam: Medieval Theology and Modem Politics, Enlarged Edition ed. (New Haven: Yak University Press, 1985).
49. The Encyclopaedia of Islam. Leiden-London, 1913; The Encyclopaedia of Islam. Leiden: EJ.Brill, 1986.
Интернет - ресурсы:
50. Hoover, Jon and Mahajneh, Marwan Abu Ghazaleh (2018) Theology as translation: Ibn Taymiyya’s Fatwa permitting theology and its reception into his averting the conflict between reason and revealed tradition (Dar' Ta'arud al-'Aql wal- Naql). Muslim World, 108 (1)[Электронный ресурс]. URL:http://eprints.nottingham.ac.uk/38943/8/Hoover et al-2018-
The Muslim World.pdf (Дата обращения: 17.04. 2018)
51. Bori Caterina. The Collection and Edition of Ibn Taymryah’s Works:
Concerns of a Disciple. University of Perugia [Электронный ресурс]. URL:http://mamluk.uchicago.edu/MSR XIII-2 2009-Bori pp47-67.pdf (Дата обращения: 12.04. 2018)
52. Маточкина А.И. Религия и власть в учении Ибн Таймийи/ Автореф.
дис. канд. наук - СПб., 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/religiva-i-vlast-v-uchenii-ibn-taimiii (Дата
обращения: 27.03.2018)
53. Маточкина А. И. Образ ибн Таймийи на материале русскоязычных интернет-источников : [арх. 17 ноября 2016] // Ислам в современном мире : журнал. — 2016. — Т. 12, № 2. — С. 63—80. — Обзор интернет-публикаций об ибн Таймийи по состоянию на начало 2016 года, а том числе отзыв о статье в
русском разделе Википедии. [Электронный ресурс]. — DOI: 10.22311/2074- 1529-2016-12-2-63-80 (Дата обращения: 20.03. 2018)
54. Юзеев А.Н., Мухетдинов Д.В. Основные направления развития философской мысли татарского народа. X - XX вв. [Электронный ресурс]. URL: www. idmedina/ru; (Дата обращения: 22.03.2018)