Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Религиозное воспитание в традиционных татарских семьях

Работа №32080

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
736
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………с. 3-8
Глава 1. Религиозное воспитание в традиционных татарских семьях……с. 9-30
§ 1.1. Краткая характеристика мусульманского воспитания детей в татарской
семье
§ 1.2. Взгляды и идеи татарских богословов: Р.Фахретдина, Г. Баруди, К.
Насыри
§ 1.3. Традиционное обучение детей в медресе
§ 1.4. Ислам в семейно-бытовой обрядности
Глава 2. Религиозное воспитание в семье у татар (на основе полевых
исследований)……………………………………………………………….с. 31-51
§ 2.1. Религиозное воспитание в татарских семьях Республики Татарстан
§ 2.2. Религиозная идентичность татарской молодежи
Заключение…………………………………………………………………..с. 52-54
Список использованных источников и литературы………………………с. 55-57
Приложение

Семья это базовая ячейка общества, его фундамент. Именно от того
какие нормы будут заложены в семье зависит будущее общества. В
мусульманских семьях существовали свои особенности воспитания детей.
Рассмотрение этих характерных черт заслуживает особого внимания, так как
ислам является второй по численности мировой религией и насчитывает более
полутора миллиардов последователей.
В мусульманских семьях религиозный и культурный аспекты общественной
жизни находятся в тесной взаимосвязи, а иногда они подменяют друг друга, это
и определяет нормы, закладывающиеся в основу воспитания детей  одну из
главных обязанностей родителей. Обязанность воспитания детей возлагается на
матерей. У мусульман считается, что если ребенок будет выполнять
религиозные и нравственные нормы, которые присущи исламскому обществу,
то мать получит за это вознаграждение от Всевышнего.
Основой воспитания является личный пример, потому что ребенок
ориентируется на взрослого и подражает ему. Считается, что независимо от
желания, родители или учителя оказывают влияние на ребенка при каждом
общении.
Существует целый ряд аспектов нравственного воспитания, основными из
которых являются:
честность;
верность;
благая речь;
Воспитание – это постепенное развитие ребенка, которое ведет его к
полноценности и совершенству. Оно включает в себя материальную,4
физическую, моральную, духовную, интеллектуальную, персональную и
общественную стороны1.
Пророк Мухаммад говорил: «Лучшее, что может дать, безвозмездно
даровать, родитель своему ребенку – это хорошее воспитание»; «Будьте
щедры к детям и воспитывайте их наилучшим образом»2.
Традиционно татары строят семейную жизнь на основе Корана и Сунны.
Именно ислам во многом послужил формированию татарской культуры и
традиции. Религия удерживала от размывания нравственных ценностей татар,
что является необходимой нормой существования общества. Семья всегда
высоко ценилась и ценится татарами, а вступление в брак считается
естественной необходимостью. Среди татар, как и среди других народов,
исповедующих ислам, вступление в брак считалось священной обязанностью
мусульманина.3
Традиционная татаро-мусульманская семья моногамна, потому что уже к
началу XIX века случаи многоженства у татар стали крайне редким явлением.
Несмотря на то, что у татар патриархальный характер семьи, в традиции народа
роль женщины в семейной и общественной жизни социума всегда была
высокой.
Принципы традиционного семейного этикета строились на уважении и
почитании старших младшими, родителей детьми, трудолюбии. Они
сохраняются в большинстве татарских семей и по сей день. Особым уважением
пользуются родители и прародители мужа. В исламе принято, чтобы мужчина
заботился о своей матери, сестре, дочери и жене. У татар  мусульман
проявляется особое отношение к матери. В одном из достоверных хадисов
1 Воспитательные традиции у мусульман [Электронный ресурс] //URL:
http://www.edakam.ru/praekuds-155-2.html (дата обращения 23.11.2016).
2 хадис от Са‘ида ибн аль-‘Аса, св. хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Байхакы, атТабарани, аль-Хакима [Электронный ресурс] //URL: http://www.infoislam.ru/stuff/religija/nastavlenija/8_nastavlenij_proroka_o_detjakh/12-1-0-516 (дата обращения
25.12.2016).
3 Вагабов М.В. Ислам и семья С.1475
сказано, что «рай находится под ногами матери»1, а значит, отношение к ней
определяет благополучие мужчины в этой и последующей жизни.
Цель: рассмотреть особенности религиозного воспитания детей в татарской
семье на основе анализа работ религиозных деятелей и богословов, а также
работ этнографов, историков и полевых материалов.
Задачи:
-рассмотреть религиозное воспитание в традиционных татарских семьях;
-исследовать религиозное воспитание у татар в настоящее время.
Объект: воспитание детей в татарской семье.
Предмет: особенности религиозного воспитания в татарских семьях.
Базовые источники:
1. Полевые материалы автора (ПМА):
а) Материалы полевых исследований в Республике Татарстан в 2016-2017
году:
-материалы опросов (100 анкет);
-материалы глубинных интервью (25 интервью).
б) Материалы полевых исследований в г. Казань в 2017-2018 году:
-материалы опросов (125 анкет);
-материалы глубинных интервью (25 интервью).
2. Труды Ризаэтдина Фахретдина «Кыз балалар өчен генә», «Насыйхәт»,
«Тәрбияле ана», «Тәрбияле ата», «Тәрбияле бала». Книга Каюма Насыри
«Тәрбия китабы»2, М. В. Вагабов «Ислам и семья»3, Р. К. Уразманова
«Ислам в семейно-бытовой обрядности татар», Галимджан Баруди «Дин
вә әдәб»4.
1 Хадис от Анаса; св. х. аль-Хатыба. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 221,
хадис № 3642, «хасан» [Электронный ресурс] //URL: http://islam.ru/content/obshestvo/41133
(дата обращения 25.11.2016).
2
Насыри К. Книга о воспитании. - Казань: 1992. – 144с.
3 Вагабов М. В. Ислам и семья. - М.: Наука, 1980. - 174 c.
4
Баруди Г. Мэулид эл – Мэржэни // Эд-дин вэ эл-эдэб 1915. № 2 С.46-476
Степень изученности проблемы: Первые работы об особенностях воспитания
татар были написаны в XVIII веке. Это сбор описательного материала.
Основателем татарской этнографии является К. Ф. Фукс, в своей работе
«Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении»1. В конце
XIX начале XX века появляются крупные этнографические исследования,
работа А. А. Сухарева «Казанские татары»2, Воробьев Н. И. «Казанские татары
(этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского
периода)»3, и другие.
В настоящее время, так же проводят исследования по этнографии
татарского народа. В 2001 году вышла монография «Татары» под ред. Р. К.
Уразмановой4, в которой подробно описывается вся культура татар и
затрагивается тема семьи и семейного быта татар. Работа Р. Н. Мусиной «Дети
в татарской семье»5. Работы Исхакова Д. М. «От средневековых татар к татарам
нового времени»6, «Татары: популярная этнография (этническая история
татарского народа)»7, Мифтахова Р. Г. «Образ татар-мусульман Казанской
губернии в трудах современников XIX  начала ХХ вв»8.
1 Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань,
1844.- 131 с.
2 Сухарев А. А. Казанские татары (уезд Казанский): опыт этнографического и медикоантропологического исследования: дисс. на степень докт. СПб.: Типография П.П. Сойкина,
1904. -191 с.
3 Воробьев Н. И. Казанские татары: этнографическое исследование материальной
культуры дооктябрьского периода. Академия Наук СССР. Казанский филиал (Институт
языка, литературы и истории),Татгосиздат, 1953. -381с.
4
Татары. - М.: Наука, 2001. -583 с.
5 Мусина, Р. Н. Дети в татарской семье. Историческая этнография татарского народа.
– Казань, 1990.
6
Исхаков Д. М. От средневековых татар к татарам нового времени (этнополитический
взгляд на историю волго-уральских татар XV-XVII вв. - Казань, 1998.
7 Исхаков Д. М. Татары: популярная этнография (этническая история татарского
народа). Татарское книжное изд-во, 2005. – 158 с.
8 Мифтахов Р. Г. Образ татар-мусульман Казанской губернии в трудах современников
XIX — начала ХХ вв.: автореф. дис. … к. ист. н. Казань. 2011.7
В 2010 году появилась книга Эдуарда Паркера «Татары. История
возникновения великого народа»1. В 2013 году вышла книга «История татар с
древнейших времен» в 7 томах под редакцией Рафаэля Хакимова. Работы по
религиозной идентичности: И.П. Назарова, М.Г. Петрова «Основные векторы
религиозной идентичности молодежи Татарстана», Р.Н. Мусина «Идентичность
татар в условиях религиозного возрождения в современном Татарстане», Г. Я.
Гузельбаева «Исламская идентичность молодых татар в Республике»2, Андреа
Фридли «Роль ислама в жизни татарской молодежи: индивидуальная
религиозность или формирование коллективной идентичности?».
Методы исследования: Включенное наблюдение  для изучения индивидов в
их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах, то есть
для того, чтобы изучить ситуацию «изнутри». Описание  для сбора
информации, первичного анализа и изложения данных и их характеристик.
Глубинное интервью  для того, чтобы максимально точно выявить тенденции
в религиозном воспитании татар. Анкетирование  для составления
статистических представлений о состоянии и общественном мнении татар.
Научная новизна: В научный оборот введены новые полевые материалы,
характеризующие современное воспитание в татарских семьях и религиозную
идентичность современной татарской молодежи.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы,
заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, в
котором представлен инструментарий для глубинных интервью и опросника.
В первой главе: «Религиозное воспитание в традиционных татарских семьях»,
которая подразделяется на 4 параграфа, дается характеристика мусульманского
воспитания детей в татарской семье, рассматриваются идеи воспитания и
1Паркер Эдуард. Татары. История возникновения великого народа. –М:
Центрполиграф, 2010. -224 с.
2 Гузельбаева Г. Я. Исламская идентичность молодых татар в Республике Татарстан
(по материалам социологических исследований 2008–2012 гг. ) // Учен. зап. Казан. ун-та.
Сер. Гуманит. науки. 2012. №6. С.76-868
взгляды таких богословов, как Ризаэтдин Фахретдин, Галимджан Баруди, Каюм
Насыри, а также описывается традиционное обучение детей в медресе и ислам
в семейно-бытовой обрядности татар. Во второй главе: «Религиозное
воспитание в семье у татар (на основе полевых исследований)», которая
подразделяется на 2 параграфа рассматриваются результаты, полученные в
ходе исследования. В заключении приведены выводы по всей работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Из вышеизложенного материала, мы можем сделать следующие выводы:
1) Все татарские богословы, работы которых были рассмотрены в данном
исследовании, основываются на том, что воспитание  это прежде всего
обязанность родителей. А фундаментом воспитания является нравственность и
просвещение.
2) В настоящее время нами были выявлены следующие тенденции в
религиозном воспитании в татарских семьях:
а) религиозность в большинстве случаев не проявление религиозных чувств,
а скорее проявление этнической идентичности. Так называемое «мусульманин
 потому что татарин». Это касается только «светских» мусульман.
б) мы наблюдаем трансформацию исламских обрядов в быту. Исламские
традиции среди татар ярко проявляются в проведении семейно-бытовых
обрядов и праздников. Обряды этнического происхождения и ислама тесно
переплетаются в культуре татар. Жизнь татар невозможно представить без53
проведения таких мусульманских обрядов, как Коръән уку (чтение Корана),
дога кылу (чтение молитв), садака/хәер тарату (раздача подаяния), исем кушу
(имянаречение), никах (брак), сөннәт (обрезание) и другие.
в) Большинство татарской молодежи воспринимает никах, как
«национальный» обряд, который выявляет, и подчеркивает этническую
специфику свадебного ритуала, делает свадьбу «татарской».
г) Заметно усилилась роль ислама, воспринимающегося, как предписание–
«родной, своей» религии, в качестве ритуалообразующего фактора в структуре
семейно-бытовой обрядности и гостевой культуры в целом. Даже те семейные
праздники, которые возникли сравнительно недавно, а именно празднование
дней рождения, особенно юбилейных дат, людьми старшего поколения,
«серебряных», «золотых» свадеб, нередко проводятся по ритуалу олылар ашы.
По этому же ритуалу совершаются званые обеды по случаю приезда издалека
гостей старшего поколения, званые обеды, посвященные памяти умерших
родителей, родных. Один раз в год или раз в несколько лет  с пожеланием
благополучия дому.
д) Особенно активизируются подобные гостевания в месяц поста рамазан (у
татар он называется авыз ачтыру, хотя соблюдение поста не стало явлением
массовым), в месяц маулид, в дни главных праздников в исламе  Ураза гаете,
Корбан гаете. Наблюдается замена термина олылар ашы термином коръән
ашы. Это своеобразный способ приобщения к «своей» религии.
3) Республику Татарстан считают наиболее благоприятным регионом для
мусульман, так как здесь доступно халяльное питание, образовательные
учреждения, мусульманская одежда и т.д. Отмечается, что мусульмане
переезжают из других регионов в Татарстан, в РТ комфортно в плане ношения
религиозной одежды и наличия медресе и дет.садов и другой инфраструктуры.
Также нужно отметить, что сейчас созданы все условия для знакомства54
мусульман, существует большое количество сайтов для интернет-знакомств:
muslima.com, lovenikah.com, nikah.su и др.
а) В ходе исследования было выделено 3 группы татар по религиозной
идентичности:
1 группа- идентифицируют себя с исламом, но не исполняют обряды и не
придерживаются канонов ислама (мусульмане, потому что татары)
2 группа- исполняют только общепринятые, традиционные обряды (никах, исем
кушу, коран ашы)
3 группа- исполняют традиционные обряды и придерживаются всех канонов
ислама (практикующие мусульмане)
Нужно отметить, что большая часть опрошенных относилась ко 2 группе.
б) Было выявлено, что растет популярность дополнительного религиозного
образования среди детей и взрослых. Для тех, кто не может посещать медресе
по каким-либо причинам существуют онлайн-уроки через скайп. Для
мусульманок, которые хотят заниматься спортом при медресе проводят фитнес
занятия.
Таким образом, при желании у всех есть возможность приобщиться к
исламской культуре и получить знания по основам ислама или выучить
арабский язык.
Подводя итог отметим, что у татар ислам ассоциируется с
происхождением (предками). Важным считается исполнение таких обрядов как
исем кушу, никах, сөннәт, дога кылу, коръән уку, садака/хәер тарату, ашка
җыю и другие. А празднование чисто религиозных праздников таких как
маулид, ураза гаете проводятся реже, однако в последнее время популярным
становится проведение ифтара  разговения, званого ужина во время месяца
Рамадан.55
В процессе возрождения ислама в современных условиях основной
акцент пока делается на просветительской работе и возрождении культовых и
образовательных учреждений, что вполне объяснимо и отражает
первоочередные потребности становления духовной жизни российской уммы.
Список использованных источников и ли


Баруди Г. Мэулид эл – Мэржэни // Эд-дин вэ эл-эдэб 1915. № 2 С.46-
47
1.2 Вагабов М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. - 175 с.
1.3 Валеева Р. А. Татарский просветитель Каюм Насыри [Электронный
ресурс] // статья от 1.05.2013.
URL:http://www.rusameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=100
0955&iid=15 (дата обращения 27.02.2017)
1.4 Гайнуллин М. Х. К. Насыри: О жизни и творческой деятельности. -
Казань.:ТКИ, 1975. -35с.
1.5 Казыханов В. Ризаэддин Фахретдин о воспитании [Электронный
ресурс] // статья от 06.09.2010. URL:
http://bishaul.ru/interesnoe/print:page,1,29-rizayeddin-faxretdin-ovospitanii.html (дата обращения 23.01.2017)56
1.6 Медресе Казанской губернии второй трети XIX – начала XX в.-
Казань.: РТ, 2012. -288с.
1.7 Набиуллин И. Галимджан Баруди. Просветитель сквозь призму
суфизма [Электронный ресурс] // Журнал «ИСЛАМ» № 25 (01) 2011.
URL: http://islamdag.ru/lichnosti/26700 (дата обращения 02.02.2017)
1.8 Насыри К. Книга о воспитании. - Казань.: Тат.книж.изд, 1994. - 143с.
1.9 Полевые материалы автора (ПМА):
1) Материалы полевых исследований в Республике Татарстан в 2016-
2017 году; 2) Материалы полевых исследований в г. Казань в 2017-
2018 году, проводившиеся под руководством д.и.н., профессора
Титовой Т. А.
1.10 Фахреддин Р. Тәрбияле бала / Воспитанный ребенок/ подготовили
Гимранова Д., Харрасова Э.-Альметьевск, 2017.-44с.
1.11 Фахретдин Р. Об особенностях исламского воспитания
[Электронный ресурс] // статья от 25.09.14. URL: http://islamtoday.ru/istoria/riza-fahretdin-ob-osobennostah-islamskogo-vospitania/
(дата обращения 19.01.2017).
1.12 Фэхретдин Р. Ф. Балаларга нэсыйхэт. - Казан.: Рухи Мэгърифэт
Академиясе, 2006.
1.13 Халиков И. Ю. Педагогические взгляды Ризаэддина Фахретдина
[Электронный ресурс] // КПЖ. 2009. №11-12.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-vzglyadyrizaeddina-fahretdina (дата обращения: 25.03.2017).
2. Литература.
2.1 Воробьев Н. И. Казанские татары: этнографическое исследование
материальной культуры дооктябрьского периода. Академия Наук
СССР. Казанский филиал (Институт языка, литературы и истории),
Татгосиздат, 1953. -381с.57
2.2 Воспитательные традиции у мусульман [Электронный ресурс]//URL:
http://www.edakam.ru/praekuds-155-2.html (дата обращения
23.11.2016).
2.3 Гузельбаева Г. Я. Исламская идентичность молодых татар в
Республике Татарстан (по материалам социологических
исследований 2008–2012 гг. ) [Электронный ресурс] // Учен. зап.
Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2012. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/islamskaya-identichnost-molodyh-tatar-vrespublike-tatarstan-po-materialam-sotsiologicheskih-issledovaniy-2008-
2012-gg (дата обращения: 17.01.2018).
2.4 Исхаков Д. М. От средневековых татар к татарам нового времени
(этнополитический взгляд на историю волго-уральских татар XVXVII вв. - Казань, 1998.
2.5 Исхаков Д. М. Татары: популярная этнография (этническая история
татарского народа). Татарское книжное изд-во, 2005. -158 с.
2.6 Мусина Р. Н. Дети в татарской семье. Историческая этнография
татарского народа. – Казань, 1990.
2.7 Паркер Э. Татары. История возникновения великого народа. –М:
Центрполиграф, 2010. -224 с.
2.8 Риттих А.Ф. Казанская губерния. - Казань, 1870
2.9 Сухарев А. А. Казанские татары (уезд Казанский): опыт
этнографического и медико-антропологического исследования: дисс.
на степень докт. СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1904. -191 с.
2.10 Татары. - М.: Наука, 2001. - 583 с.
2.11 Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар.
XIX- нач. XXI в.в. Историко-этнографические очерки. – Казань:
Ихлас, 2014. -224 с.
2.12 Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом
отношениях. – Казань, 1844.58
2.13 Хайруллин А. Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936) / Татарские
интеллектуалы: исторические портреты / Сост. Р. Мухаметшин. – 2-е
изд., Казань: Магариф, 2005. - 271 с.
2.14 Ходжаева Е. А. Возрождение религии и этническая идентичность
татарской молодежи в Республике Татарстан / Е.А. Ходжаева, Е.А.
Шумилова // Социологические исследования. -2003.-№3. С.106-108

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ