Анализ управления социальной защитой сделан на примере Алтайского края.
Введение 3
1 Теоретические аспекты управления органами социальной защиты населения в России 5
1.1 Социальная защита населения и ее нормативно-правовое регулирование в РФ 5
1.2 Система органов управления социальной защитой населения 10
2 Анализ управления социальной защитой в Алтайском крае и его совершенствование 15
2.1 Организация управления социальной защитой в Алтайском крае 15
2.2 Модель управления социальной защитой в Алтайском крае 18
2.3 Совершенствование и модернизация управления социальной защитой 23
Заключение 31
Список использованных источников 33
Экономические и социальные преобразования в Российской Федерации и связанные с ними негативные тенденции в уровне жизни населения ярко проявляются в Алтайском крае. Специфика ситуации последних лет заключается в том, что помимо традиционно уязвимых групп населения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры) в категорию малообеспеченных попадают новые большие группы экономически активного населения, которые способны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния: трудоспособные родители, имеющие детей; безработные; военнослужащие, уволенные с военной службы, и члены их семей и др.
В свою очередь актуальность работы заключается в том, что современное социально-экономическое и политическое положение в России диктует необходимость разработки модели управления социальной защитой на региональном и местном уровнях как важнейшей части единой государственной социальной политики, направленной на социальную защиту населения. Игнорирование значимости социальных факторов приводит к негативным последствиям: социальной дифференциации вследствие падения доходов значительной части населения, ухудшению криминогенной обстановки, росту беспризорности и т.д.
Итак, в связи с актуальностью темы, цель данной курсовой работы рассмотреть систему органов социальной защиты населения России и их деятельность, предложить меры по совершенствованию и модернизации управления социальной защитой.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты управления органами социальной защиты населения в России;
провести анализ управления социальной защитой в Алтайском крае, в т.ч. в г. Барнауле;
предложить рекомендации по совершенствованию и модернизации управления социальной защитой.
Объектом исследования данной работы выступает система управления социальной защитой, предметом – особенности и тенденции развития управления социальной защитой в Алтайском крае.
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: системный и процессный подходы, анализ литературных данных, обобщения, описания, сравнительно-сопоставительный методы.
Информационной базой работы послужили нормативно-правовые акты РФ, современная научная литература, периодические издания по социальной защите населения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В заключение работы следует сделать следующие выводы.
Задачи управления социальной защитой на сегодняшний день состоят в следующем:
освоении зарубежного опыта в области социальной поддержки населения;
организации адресной помощи наиболее нуждающимся группам населения;
борьбе с безработицей;
сбалансированном сочетании денежных и неденежных видов помощи;
предупреждении негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев.
С 1 января 2008 года в Алтайском крае действует централизованная система соцзащиты населения, включающая в себя Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, 74 территориальных управления, 123 учреждения соцобслуживания и Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем.
Несмотря на принимаемые меры по усовершенствованию системы и повышению уровня соцподдержки и социального обслуживания населения, ежегодному росту объема финансирования данной области, еще остались неразрешенные проблемы, которые сложились в сферах социальной поддержки и социального обслуживания населения Алтайского края:
нет усовершенствованной законодательной базы как на федеральном, так и на краевом уровнях;
имеет место социальное и имущественное неравенство среди населения региона, в т.ч. граждан, в отношении которых законодательно утверждены обязательства государства по предоставлению мер соцподдержки;
не в полной мере обеспечены потребности населения в соцуслугах, в т.ч. высокого качества (есть различия в доступности и безопасности предоставления соцуслуг по видам и типам учреждений социального обслуживания населения, территориям края);
имеет место социальное неблагополучие, негативные явления в семейно-детских отношениях, безнадзорность и беспризорность детей.
Учитывая вышеизложенное, можно определить главные задачи модернизации управления соцзащитой населения всего Алтайского края, в т.ч. г. Барнаула, они состоят в:
совершенствовании системы управления соцзащитой согласно распределению полномочий между органами госвласти РФ, субъектов РФ и муниципальными образованиями;
оптимизации организационных и финансовых затрат края по управлению социальной защитой, включая рост бюджетной эффективности использования региональной собственности в соцсфере;
осуществлении эффективной региональной поддержки соцзащиты и обеспечении ее опережающего развития;
поэтапном реформировании системы управления органами соцзащиты, реализующими государственные и муниципальные полномочия, в т.ч. повышение роли конкурсной формы финансирования и формирование конкурентной среды в соцслужбах;
совершенствовании нормативно-правовой базы функционирования системы соцзащиты на краевом уровне;
развитии кадрового потенциала соцзащиты, а также подготовке квалифицированного административно-управленческого персонала;
сохранении, восполнении и повышении эффективности использования материально-технической базы социальных учреждений;
содействии развитию элементов инновационной системы соцзащиты населения.