Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - государственное управление в социальной сфере на примере дошкольных образовательных учреждений г. Тюмень.
Есть аннотация к работе.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ 7
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ 7
1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ 14
2 ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ТЮМЕНЬ) 20
2.1 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДОУ Г.ТЮМЕНЬ 20
2.2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДОУ Г. ТЮМЕНЬ 36
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в соответствии со ст. 7 отечественной Конституции, Российская Федерация выступает социальным государством, т.е. государством, политика которого направлена на поддержку социально незащищенных слоев населения – детей, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и т.д. Иными словами, социальная политика государства реализуется во множестве сфер – в том числе в сфере дошкольного обучения детей, осуществляемого посредством системы дошкольных учреждений образования (далее – ДОУ), или, говоря проще, детских садов.
Необходимо отметить, что функционирование системы ДОУ преследует разнонаправленные цели. Кроме первичной социализации ребенка и его первоначального, дошкольного обучения, система ДОУ так же играет важную социально-экономическую роль, позволяя родителям осуществлять трудовую деятельность, поскольку присмотр за ребенком осуществляет персонал детского сада. Очевидно, что существующая система материальной поддержки женщин в частности и семей в целом, осуществляющих воспитание малолетнего ребенка, не удовлетворяет объективным потребностям и «стоимости» современной жизни, соответственно, ДОУ крайне важны как возможность для родителей работать, т.е. обеспечивать нормальное существование семьи. Иными словами, социальная роль системы ДОУ многоаспектна и направлена на решение нескольких социальных проблем. Это и обуславливает сложность государственного управления дошкольными образовательными учреждениями. Органы государственной власти должны обеспечивать целый комплекс целей и задач, направленных и на создание такого количества мест в ДОУ, которые объективно необходимы в конкретном населенном пункте, и на обеспечение бесперебойной работы ДОУ, и на надлежащее облуживание ДОУ (организация питания, отопления, водо- и электроснабжения, технического обслуживания и ремонта и т.д.), и на обеспечение качественного воспитательного процесса, в том числе посредством формирования необходимого кадрового состава посредством привлечения квалифицированных специалистов. Важным составляющим элементом государственного управления системой ДОУ является формирования положительного имиджа дошкольной образовательной организации и его сотрудников. Здесь с сожалением следует отметить, что в последнее время СМИ и общество достаточно часто сотрясают скандалы, связанные с жестоким обращением в ДОУ с детьми, ненадлежащим питанием и т.д. Соответственно, государство должно предпринимать все возможные меры, направленные на пресечение подобных случаев, наказание виновных и, в конечном итоге, формирование в обществе позитивного отношения к ДОУ как важнейшему элементу социальной сферы.
Цель настоящего исследования – выявление проблематики государственного управления в социальной сфере в области управления системой ДОУ.
Задачи работы:
Изучить понятие и сущность государственного управления социальной сферой;
Охарактеризовать нормативно-правовые основы государственного управления социальной сферой;
Провести анализ практики государственного управления системой ДОУ г. Тюмень;
Определить актуальные проблемы государственного управления системой ДОУ г. Тюмень;
Выработать методы и механизмы совершенствования государственного управления системой ДОУ.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере разработки и реализации государственной политики в социальной сфере.
Предмет исследования - основные направления совершенствования государственного управления в социальной сфере.
Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (контент-анализ, метод моделирования и т.д.).
Теоретическая основа исследования – научная литература в сфере государственного и муниципального управления.
В частности, можно отметить исследования таких авторов, как А. Ашин, А. Сморчков, Н. Волкова, Л. Мхитарян, А. Рубайло, А. Бочарова, Н. Гуляева, А. Чертова и др.
Вопросы, связанные с государственным управлением в социальной сфере достаточно глубоко изучены отечественной наукой. Вместе с тем, значимость и проблематика данных вопросов обуславливает необходимость новых исследований в этом направлении.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
1) Государственное управление социальной сферой представляет собой императивное организационно-распорядительное воздействие органов публичной власти на те области общественной жизни, которые обеспечивают комфортное и гармоничное существование и развитие человека, стабильное и устойчивое развитие всего общества.
Важнейшую роль в данном случае играет эффективное взаимодействие органов государственной и муниципальной власти – первые обладают необходимыми финансовыми ресурсами для решения той или иной социальной проблемы, вторым в силу их максимальной приближенности к конкретным условиям жизнедеятельности общества такие проблемы наиболее очевидны.
2) Вышеизложенное позволяет заключить, что нормативно-правовые основы государственного управления социальной сферой представляют собой федеральное, региональное и местное административное и социальное законодательство. При этом правовые нормы, определяя своего рода «поле деятельности» органов публичной власти, не могут и не должны заменять собой методики, направленные на оптимизацию государственного управления социальной сферой. Повышение эффективности государственного управления должно достигаться посредством грамотной и профессиональной управленческой деятельностью органов государственной власти и их служащих (сотрудников).
3) Система управления дошкольными образовательными учреждениями Тюмени выстроена достаточно эффективно, что обеспечивает стабильное и устойчивое развитие дошкольного образования в городе, позволяет улучшать основные показатели, характеризующие доступность и качество дошкольного образования. Вместе с тем, сфера дошкольного образования в Тюмени все же характеризуется определенными проблемами, требующими решения.
4) Система управления дошкольными образовательными учреждениями Тюмени характеризуется радом проблем, среди которых недостаток мест в ДОУ в отдельных городских микрорайонах при наличии свободных мест в ДОУ иных микрорайонов (иными словами, неэффективное территориальное расположение ДОУ), недостаточный уровень компетенции педагогического состава, низкий уровень заработной платы, отсутствие грамотных подходов к соотношению обязательных и платных дополнительных услуг, оказываемых ДОУ, а так же отсутствие эффективных программ по привлечению на работу в ДОУ молодых специалистов.
4) Решение общих, универсальных проблем социальной сферы посредством оптимизации государственного управления в первую очередь должно осуществляться посредством широкого использования ресурсов публично-частного партнерства, стимулирования субъектов бизнеса к участию в программах и проектах, направленных на решение насущных проблем муниципального образования.
Частные проблемы государственного и муниципального управления в социальной сфере, в первую очередь в исследованной в настоящей работе системе дошкольных образовательных учреждений должны решаться посредством организационной и финансовой поддержки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, молодых специалистов, приходящих на работу в ДОУ и т.д.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21. 07. 2014) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.11.2018).
2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 06.12.2018).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.11.2018).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.11.2018).
5. Закон Тюменской области от 05 июля 2013 года № 63 (ред. от 08.12.2017) «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.11.2018).
6. Муниципальная программа «Развитие образование в городе Тюмени на 2015-2020 годы», утв. Постановлением администрации города Тюмени от 05 ноября 2014 года № 823-рк [Электрон. ресурс] // Официальный Интернет-портал Администрации города Тюмень. – URL: http://www.tyumen-city.ru//online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 29.11.2018).
7. «Положение о департаменте образования и науки Тюменской области», утв. Постановлением Правительства Тюменской области от 30 мая 2005 года № 55-П (ред. от 16.03.2018) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.11.2018).
8. «Положение о департаменте образования Администрации города Тюмени», утв. Распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 27 сентября 2007 года № 259-рг (ред. от 29.03.2018) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.11.2018).
9. «Положение об отделе дошкольного образования Департамента образования администрации города Тюмени», утверждено Приказом начальника Управления от 26 января 2015 года (документ официально опубликован не был) [Электрон. ресурс] // Официальный Интернет-портал Администрации города Тюмень. – URL: http://www.tyumen-city.ru//online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 29.11.2018).
10. План работы отдела дошкольного образования Управления образования администрации г. Тюмень на 2017/2018 учебный год [Электрон. ресурс] // Официальный Интернет-портал Администрации города Тюмень. – URL: http://www.tyumen-city.ru//online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 29.11.2018).
11. Аникина В.Н. Взаимодействие власти и бизнеса в решении социальных проблем муниципального образования [Текст]/ В.Н. Аникина // Вестник Пермского государственного университета. – 2017. - № 4. – С. 55-60.
12. Ашин А.А. Государственное и муниципальное управление социальной сферой: понятие, принципы и проблемы [Текст]/ А.А, Ашин // Закон и право. – 2017. - № 2. – С. 32-36.
13. Бочарова А.Н. К вопросу о проблематике финансирования муниципальных целевых программ [Текст]/ А.Н.. Бочарова // Вестник Пермского государственного университета. – 2017. - № 4. – С. 34-38.
14. Варнавский В. Г.Государственно-частное партнерство: теория и практика [Текст] / Г.В. Варнавский . - М.: ГУ-ВШЭ, 2015. – 335 с.
15. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление [Текст] / И.А. Василенко. – М.: Городец, 2013. – 588 с.
16. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация [Текст]/ Н.С. Волкова // Журнал российского права . – 2013. - № 4. – С. 54-58.
17. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики [Текст ]/ под ред. А.Г. Зельднера, И.И. Смотрицкой.- М.: ИЭ РАН, 2015. – 511 с.
18. Гуляева Н.П, Социальная сфера как объект управления [Текст]/ Н.П. Гуляева. – М.: Юрайт, 2016. – 293 с.
19. Мхитярян Л.Ю. К вопросу о проблематике понимания социальной сферы как объекта государственного управления [Текст]/ Л.Ю. Мхитяран // Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). – 2015. - № 4. – С. 71-76
20. Рубайло А.И. Концепция социального государства: истоки, развитие и перспективы [Текст]/ А.И. Рубайло. – М.:изд-во МГУ, 2016. – 188 с.
21. Рыжаков А.П. К вопросу о механизмах решения актуальных социальных проблем муниципальных образований [Текст]/ А.П. Рыжаков // Вестник Казанского федерального университета – 2017. - № 4. – С. 102-106.
22. Сазонов В.Е. Публично-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово- правовые аспекты [Текст] / В.Е. Сазонов . – М.: изд-во РУДН, 2015. – 204 с.
23. Сибирева А.В. Государственное и муниципальное управление [Текст]/ А.В. Сибирева. – Владимир, изд-во ВлГУ, 2014. – 372 с.
24. Сморчков А.И. К вопросу о сущности государственного воздействия на социальную сферу [Текст]/ А.И. Сморчков // Вестник НГУ им. Лобачевского. – 2016. - № 5. – С. 103-109.
25. Токунова Г.Ф. Международный и отечественный опыт государственно-частного партнерства [Текст] / Г.Ф. Токунова // Экономика образования. – 2014. - № 4. - С. 203-210.
26. Чертова А.В. Актуальные проблемы государственного управления образованием [Текст] / А.В. Чертова // Вестник САФУ. – 2017. - № 4. – С 65-69.
27. Юранев В.П. Инновационные подходы к решению социальных проблем [Текст] / В.П. Юранев. – М.: КноРус, 2016. – 306 с.
28. Справочно-аналитическая информация отдела дошкольного образования Департамента образования администрации города Тюмень. [Электрон. ресурс] // Официальный Интернет-портал Администрации города Тюмень. – URL: http://www.tyumen-city.ru//online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 29.11.2018).
29. Аналитическая справка о состоянии дошкольного образования в муниципальном образовании города Омска [Электронный ресурс] – Официальный Интернет-портал Администрации города Омска. – URL: http://admomsk.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 29.11.2018).
30. Результаты авторского анкетирования сотрудников МАДОУ № 62 г. Тюмени, проведено 10-16 сентября 2018 года.