Общая характеристика музейной политики в Испании (Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Введение 3
Глава 1.Музеи Испании 6
1.1.История возникновения музеев в Испании. 6
1.2.Характеристика музеев Испании 12
Глава 2.Музейная политика Испании 16
2.1.Основные направления развития музейной политики в Испании. 16
2.2.Мероприятия осуществляемые государством для сохранения и функционирования музеев. 20
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Испания является одним из основных пунктов посещения туристами. Это объясняется красивейшими природными пейзажами, множеством морских курортов, изящными и пышными средневековыми дворцами и мрачными замками, и конечно же, музеями.
Актуальность темы исследования. Испания занимает одно из важнейших мест на европейском континенте и в истории развития региона Испания находилась на периферии крупнейших событий ХХ века, сейчас Испания занимает ведущее место наряду с другими странами Европы. Кроме того, в настоящее время, когда Европа предпринимает очередную попытку обретения единства, обнажаются существенные различия между ее основополагающими составными компонентами. Культурологическое понятие «Западная Европа» при более тщательном подходе к его рассмотрению, распадается, и недостаточно, что объясняет в тех случаях, когда необходимо понять представление о конкретной стране, которая относится географически к Европе. Данная тема также актуальна в контексте все большего наплыва беженцев в страны ЕС и механизмами, предпринимаемыми этими государствами для сохранения национальной культуры, национальных памятников исторического и природного наследия.
Историография и источники. Рассмотрение современной истории испанского искусства начинается с эпохи тардофранкизма - времени, когда противостояние диктаторского режима и освободительного движения достигает своего апогея. Несомненно, художники и критики не оставались равнодушны к политической ситуации в стране - в разной степени содействуя или просто сочувствуя противникам франкизма. Важную архивно-документальную работу проделала, ученица Франсиско Кальво Серральера Мария Долорес Хименес-Бланко Каррильо де Альборнос, «Искусство в Испании» которая была издана –в конце XXв. Ее научная работа, переизданная потом в виде монографии «Искусство и государство в Испании в XX веке» по существу представляет собой подробнейшее изложение истории «проекта» национального музея современного искусства Испании, на разных стадиях его реализации, начиная с 1894 и до момента написания работы [18].
Интересное исследование по музеологии и истории институционального строительства в Испании последних десятилетий провела американская специалистка Сельма Холо. Ее работа носит название «Вдали от Прадо. Музеи и идентичность в демократической Испании». В своей работе она рассматривает идеологические аспекты планирования, конструирования и функционирования институций, как частных, так и «общественных» - национальных, региональных, муниципальных и т.д. Музейная деятельность, по мнению Сельмы Холо, деятельность, прежде всего, политическая, детерминированная в первую очередь не художественными интересами. Она рассматривает взаимосвязь политического и культурного окружения и адаптацию к ним художественных институций, проблемы выстраивания новых национальных идентичностей (региональных - на уровне автономных областей, общеиспанской и интернационалистской) и их влияние на характер музейной и выставочной политики и т.п. Среди отечественных работ рассматривающих музейную политику и культуру Испании в целом необходимо отметить работы Д.А Пыркиной, М.В Губаревой.
Целью данного исследования является рассмотрение музейной политики в Испании и определение основных векторов политики государства, направленных на сохранение памятников культурного наследия.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения музеев в Испании.
2. Охарактеризовать наиболее крупные, известные по всему миру музеи Испании.
3. Рассмотреть основные направления музейной политики в Испании со стороны государства.
4. Изучить мероприятия проводимые государством для сохранения и функционирования музеев.
Объектом исследования является музейная политика в Испании.
Предметом исследования являются методы и формы осуществления музейной деятельности в Испании, направленной на сохранение памятников культурного наследия.
Методы исследования. При написании данной работы были использованы общенаучные методы (анализа и синтеза), историко-генетический метод.
Структура работы состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Исходя из всего вышесказанного, необходимо заключить, что современный музей в Испании воспринимается испанским народом сегодня как символ культуры и учреждение, о котором существуют различные мнения, позиции, точки зрения, определяющие как его внешние проявления, так и глубинный социокультурный смысл.
Музей обращается к общей массе людей своими множественными гранями: в виде творческой «лаборатории», «сокровищницы», «машины времени», переносящей нас в далекое прошлое.
Также необходимо сказать, что музеи прошли множество стадий развития, которые совпадали с различными историческими эпохами, которые с разной степенью влияли на развитие Испанского Королевства.
Наиболее развитым видом искусства в Испании является живопись. Испания известна на весь мир своими выдающимися художниками, которые принадлежали к различным художественным течениям. Надо отметить, что в Испании много музеев открытых художниками и названных их именем, таким примером служи: музей Пабло Пикассо в Барселоне, музей Сальвадора Дали в Фигерасе в этих музеях хранятся мировые шедевры самих художников и различные экспозиции других великих живописцев.
Государственная музейная политика в Испании направлена на сохранение и преумножение предметов культурного и природного наследия. Испанские музеи пользуются большой популярностью среди иностранных туристов, что дает государству определенный доход в казну от туристической деятельности.
В развитии музейной политики Испании все более явно проявляется тенденция развития межмузейного единства пересечение с тенденцией возникновения и стремительного роста межмузейного информационного пространства. Современным механизмом преодоления «замкнутости» музея как социокультурного института становится формирующееся электронное информационное пространство. На практике включение пользователя в электронное музейное сообщество часто происходит через интернет сайты музеев.
Каждый год музейные фонды пополняются новыми предметами, документами, свидетельствами об истории Испанского Королевства. Особое место в фондах музея занимает разнообразие материалов о развитии культуры и искусства страны. В настоящее время музеи Испании является уникальными уголками культуры и искусства, где каждый посетитель может узнать много информации об истории возникновения и развитии культуры во всей Испании.
Также идет привлечение школьников, студентов к какой-либо работе в музее. Это позволяет молодому поколению самореализоваться как личностям; происходит моральное становление подростков. В результате создается единая музейно-образовательная среда, формирующая личности школьников и способствующая развитию музея.
1. История музея Прадо: - [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.nearyou.ru/0prado/history2.html - Свободный (дата обращения 6.04.19).
2. Музей-Прадо [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:// www.gidvmadride.com / - Свободный (дата обращения 6.04.19).
3. Максимов, Р.И., Максимова, И.Э. Некоторые аспекты методологии научной реконструкции и использование ее в научно-образовательной деятельности музеев – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://clubcitadel.ru/aspekty-nauchnoj-rekonstrukcii/ (дата обращения: 17.04.19)
Список использованной литературы
4. Губарева, М. В. Сто великих галерей и музеев / М. В. Губарева, Н. А. Ионина. – М. –Вече-2005 – 458 с.
5. Евсеева, Е.А., Бердник Т.О. Значение реставрации и реконструкции объектов материальной культуры в сохранении исторического наследия. Типология, методы реконструкции и реставрации // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. -№ 4 - «МЦНО»- 2017.- . 5-1 с1.
6. Жижек, С. Возвышенный объект идеологии.- М- Художественный журнал-1999-. 143с.
7. Киселев, А.В. Испания/Espana..- М.- КАРО- 2001-230с.
8. Лысикова, О. В. Музеи мира : учеб. пособие к интегрированному курсу «Музеи мира» / О. В. Лысикова. – М. -Флинта – Наука-2002 – 128 с.
9. Москвин, А. Ю., Москвина М. А. Реконструкция: сущность, проблемы, перспективы // Молодой ученый. –№3 –. 2014.–. 334–337с
10. Памук, О. Мой скромный манифест для музеев // Материалы Первого форума литературных музеев. -М.- 2013-. 5–6с.
11. Пыркина, Д. Об искусстве, политике и общественной сфере в испанском государстве. // Художественный журнал, № 58/59.- М-2005.- 121 – 122с
12. Ревзин, Г. Музей довольно острого мгновенья // Коммерсантъ Weekend. — № 15 (161). -2010-15-30с
13. Роиже, Х. Музеология и память о прошлом: образы Гражданской войны в экспозициях испанских музеев // ВМ-№1.- 2013.- 100-115.с
14. Сотникова, С. И. Музеология : пособие для вузов / С. И. Сотникова. – М. -Дрофа-2004 – 192 с.
15. Специфика испанской картины мира // Доклады участников всероссийской школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука». – Томск-издание ТГУ- 2006. - 100 с.
16. Супрунчук, А.П. Музей — пространство для ретрансляции культурной памяти на примере современных еврейских музеев // Studia Humanitatis. -№3-2015.-.5с
17. Турскова, Т. А. Музеи мира / Т. А. Турскова. – М. -ТЕРРА – книжный клуб-2001 – 351 с.
18. Хадсон, К. Влиятельные музеи / К. Хадсон ; пер. с анг. Л. Мотылева. – Новосибирск : Сибир. Хронограф- 2001 – 194 с.
19. Шустрова, И. Ю. История музеев мира : учеб. пособие / И. Ю. Шустрова - ЯГУ Ярославль- 2002 – 175 с.
20. Юренева, Т. Ю. Музеи мира: История и коллекции, шедевры и раритеты / Т. Ю. Юренева. – М. –Эксмо-2011 – 496 с.