Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Портретная живопись XVIII века (Вопросы психологического осмысления образа)

Работа №3544

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы37стр.
Год сдачи2004
Стоимость970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
806
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


План
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I.Таврическая выставка портретов 1905 года……………………… 4
ГЛАВА II. Из истории портрета до XVIII века……………………………... 7
ГЛАВА III. Известные художники-портретисты XVIII века
1. Иностранные портретисты……………………………………………….. 9
2. Русские портретисты………………………………………………………10
ГЛАВА IV. Система взглядов на личность в русском живописном
портрете……………………………………………………………15
1. Художник и модель……………………………………………………….16
2. Портрет и зритель…………………………………………………………20
ГЛАВА V. Поэты о портретной живописи……………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………37


Первоначально следовало разобраться с формулировкой задачи, поставленной в заглавии. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова следующим образом объясняет входящие в нее понятия:
психика – совокупность душевных переживаний как отражение в
сознании объективной действительности [4];
осмыслить- понять [3],
образ – в искусстве это обобщенное художественное отражение
действительности, облеченное в форму конкретного,
индивидуального явления, т.е. в данном случае портрета [2].
Перечисленные понятия замыкаются на понятии «душа», которое в свою очередь С.И.Ожеговым объясняется так:
душа – внутренний, психический мир человека, его сознание [1].
Таким образом получается, что психологическое осмысление образ это воздействие портрета на внутренний мир зрителя.
С другой стороны одна и та же модель в живописном восприятии разных портретистов будет выглядеть по-разному, потому что каждый художник по-своему понимает и оценивает своего героя.
Отсюда можно сделать вывод, что решение задачи условно делится на две части: художник и модель и портрет и зритель.
Кроме того в работе приведены исторические сведения о возникновении портрета в России, а также перечислены его наиболее выдающиеся создатели с краткими характеристиками их творчества.
Завершает работу поэтическая оценка портретной живописи. Более или менее известными поэтами. Приведены поэтические взгляды на творческий процесс вообще. Преимущественно цитируются русские поэты.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Открывшаяся в марте 1905 года Таврическая историко-художественная выставка русских портретов стала событием в жизни петербургского общества. Именно с нее началось изучение старых мастеров XVIII-начала XIX века. Собранные вместе из дворцов, частных коллекций и фамильных галерей, привезенные из отдаленных дворянских усадеб, где они оставались в забвении среди других реликвий, изображения прадедов в расшитых кафтанах и прабабок в пудренных париках буквально открыли русским сокровища их национального искусства. Из небытия были вызваны имена таких художников, как Антропов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский. Зрители с очевидностью убедились, что русские художники прошлого ни в чем уступали своим западным современникам.
К XVIII веку тугим запутанным узлом противоречий завершилась многовековая история древнерусского искусства. Этот узел не в силах были развязать ее наиболее известные представители ни Симон Ушаков, ни его современники.
Симон Ушаков действительно был одаренным и выдающимся мастером, своего рода новатором, наиболее полно выразившем тенденции своего времени.
Современники высоко ценили его произведения, и особенно лучшие из них, так называемые оплечные и оглавные иконы, в которых изображались только лики. Но были и противники новой манеры.
Суров был приговор непримиримого протокопа Аввакума: «Ох, ох, бедныя Русь! Чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев». Но одного не понимал Аввакум – прошлого не вернуть.
Разрубить узел удалось XVIII веку. История русской живописи XVIII столетия отмечена подъемами и спадами. Активно осваивая опыт и достижения европейского искусства, русские художники не порывали с традициями национальной культуры, а творчески развивали их и переосмысляли. Лучшие мастера Никитин, Матвеев, Вишняков, Антропов, Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский и другие никогда не были просто подражателями западного искусства, они не переносили механически на почву российской действительности его уроки, приемы, методы, но сознательно перерабатывали их на свой лад.
Отсюда и психологическое осмысление образа. Естественно в двух направлениях: художник и модель и портрет и зритель. Сюда примыкает вспомогательное, но очень эффектное явление – осмысление портретной живописи поэтами. Основная суть тесного родства между поэзией и в целом живописью сформулирована в афоризме: «Поэзия – невидимая, но звучащая живопись, а живопись – немая, но зримая поэзия». [2] Некоторую особенность имеет восприятие поэтами конкретно портретов. Но на их оценки можно положиться. Известный французский поэт Поль Элюар определил: «Цель поэзии – полезная правда». [1]
И портреты и стихи способны многие годы восхищать людей. Встречаются исключительно удачные сочетания. Например, портрет Струйской Ф.Рокотова и стихотворение «Портрет» А.Заболоцкого, портрет Лопухиной В.Боровиковского и стихотворение «К портрету М.И.Лопухиной» Я.Полонского. Но есть еще более удачная пара произведений, пусть и не относящихся к русскому портрету XVIII века, но сама картина наверняка была известна хотя бы пенсионерам Петра I, а от них и другим художникам. Она могла служить образцом портрета, так как, будучи иконой, писалась с конкретной женщины. Имеется в виду «Сикстинская мадонна» Рафаэля.
А вот такое впечатление она произвела на поэта А.Плещеева. [3]
В часы тяжелых дум, в часы разуверенья,
Когда находим жизнь мы скучной
и пустой,
И дух слабеет наш
под бременем сомненья,
Нам нужен образец терпения святой.
А если те часы печали неизбежны
И суждено нам их в грядущем испытать,
Быть может, этот лик, спокойный,
безмятежный,
Вам возвратит тогда и мир и благодать!

Вы обретете вновь всю силу упованья,
И теплую мольбу произнесут уста,
Когда предстанет вам Рафаэля созданье,
Мадонна чистая, обнявшая Христа!

Не гасла вера в ней и сердце не роптало,
Но к небу мысль всегда была устремлена;
О, будьте же и вы – что б вас
ни покидало –
Исполнены любви и веры, как она!

Да не смущает вас душевная тревога;
Да не утратите средь жизненного зла,
Как не утратила святая матерь бога,
Вы сердца чистоты и ясности чела.
Вышеприведенными строками исчерпано все психологическое содержание картины.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ
1. Душа // Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Изд. 10-е., стереотип. – М; Сов. энциклопедия, 1973. – С. 168
2. Образ // Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Изд. 10-е., стереотип. – М; Сов. энциклопедия, 1973. – С. 396
3. Осмыслить // Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Изд. 10-е., стереотип. – М; Сов. энциклопедия, 1973. – С. 422
4. Психика // Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Изд. 10-е., стереотип. – М; Сов. энциклопедия, 1973. – С. 580



ГЛАВА I ТАВРИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА ПОРТРЕТОВ 1905 ГОДА

1. Богуславский Г.А. Таврическая выставка // Санкт-Петербургский курьер. – 2003. – 16-22 января (№2). – С.21.
2. Знаменитые россияне XVIII-XIX веков: Биографии и портреты. По изданию великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII-XIX столетий» / Сост. Е.Ф. Петинова. – 2-е изд. – СПБ.: Лениздат, 1996

ГЛАВА II ИЗ ИСТОРИИ ПОРТРЕТА ДО XVIII ВЕКА.

1. Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. – М.: Изд-во МГУ, 1962
2. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.: Книга для учителя. – 2-е изд.; дораб. – М.: Просвещение, 1984
3. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. – 2-е изд. – М.: Изобраз. искусство, 1990


ГЛАВА III ИЗВЕСТНЫЕ ХУДОЖНИКИ ПОРТРЕТИСТЫ XVIII ВЕКА.
1. ИНОСТРАННЫЕ ПОРТРЕТИСТЫ.

1. Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. – М.: Изд-во МГУ, 1962

2. РУССКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ


1. Архангельская А.И. Боровиковский. – М.: Издание ГТГ, 1946.
2. Валицкая А.П. Дмитрий Левицкий. – Л.: Художник РСФСР, 1985
3. Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. – М.: Изд-во МГУ, 1962
4. Лапшина Н. Федор Степанович Рокотов. – М.: Госиздат «Искусство», 1959
5. Молева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий: Серия «Жизнь в искусстве». - М.: Искусство, 1980
6. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. – 2-е изд. – М.: Изобраз. искусство, 1990
7. Сучков С.В. Федор Степанович Рокотов. – Л.: Художник РСФСР, 1976
ГЛАВА IV СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ НА ЛИЧНОСТЬ В РУССКОМ ЖИВОПИСНОМ ПОРТРЕТЕ
1. ХУДОЖНИК И МОДЕЛЬ
2. ПОРТРЕТ И ЗРИТЕЛЬ

1. Воронцов В.В. Служение музам. Афоризмы, изречения, высказывания отечественных и зарубежных авторов о литературе и искусстве. – М.: Современник, 1976. – С 93.
2. Ельшевская Г.В. Модель и образ: Концепция личности в русском и советском живописном портрете. – М.: Советский художник, 1986
3. Живопись в русской поэзии: Антология. – Одесса: Радость, 2001. – С. 114
4. Живопись в русской поэзии: Антология. – Одесса: Радость, 2001. – С. 126
5. Искусство и художник в зарубежной новелле XX века: Сб. произведений. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. –С. 92
6. Искусство и художник в зарубежной новелле XX века: Сб. произведений. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. –С. 187
7. Искусство и художник в зарубежной новелле XX века: Сб. произведений. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. –С. 197.
8. Русские писатели об изобразительном искусстве. – Л.: Художник РСФСР, 1976 – С. 49
9. Русские писатели об изобразительном искусстве. – Л.: Художник РСФСР, 1976 – С. 180


ГЛАВА V ПОЭТЫ О ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ

1. Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений. – Л.: Сов. писатель, 1991. – С. 281
2. Ахматова А. Стихотворения и поэмы. – Л.: Лениздат, 1989. – С. 323
3. Ахматова А. Стихотворения и поэмы. – Л.: Лениздат, 1989. – С. 378
4. Вяземский П.А. Стихотворения. – Пермь: Кн. изд-во, 1988. – С. 94
5. Живопись в русской поэзии: Антология. – Одесса: Радость, 2001. – С. 10
6. Живопись в русской поэзии: Антология. – Одесса: Радость, 2001. – С. 64
7. Жуковский В.А. Стихотворения, баллады. – Л.: Лениздат, 1983. – С. 135
8. Искусство и художник в зарубежной новелле XX века: Сб. произведений. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. –С. 31.
9. Мориц. Ю.П. Синий огонь: Стихи. – М.: Советский писатель, 1985. – С. 57
10. Молева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий: Серия «Жизнь в искусстве». - М.: Искусство, 1980. – С. 131
11. Молева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий: Серия «Жизнь в искусстве». - М.: Искусство, 1980. – С. 133
12. Некрасов Н.А. Сочинения: В 3т. – М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1959. – т. 2 – С. 405-408.
13. Некрасов Н.А. Сочинения: В 3т. – М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1959. – т. 2 – С. 453
14. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. – М.: Худож. лит.,1988. – С. 76
15. Поэзия Микеланджело. – М.: Искусство, 1992. – С. 46
16. Солоухин В. Письма из Русского музея // Роман-газета. - 1988. - №18. – С. 92.
17. Цветаева М. Избранные произведения. – Мн.: Маст. лiт., 1984. – С. 80


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Воронцов В.В. Служение музам. Афоризмы, изречения, высказывания отечественных и зарубежных авторов о литературе и искусстве. – М.: Современник, 1976. – С 148.
2. Живопись в русской поэзии: Антология. – Одесса: Радость, 2001. – С. 3
3. Плещеев А.Н. Стихотворения. – Пермь: Кн. изд-во, 1985. – С. 63




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ