Портретная живопись XVIII века (Вопросы психологического осмысления образа)
|
План
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I.Таврическая выставка портретов 1905 года……………………… 4
ГЛАВА II. Из истории портрета до XVIII века……………………………... 7
ГЛАВА III. Известные художники-портретисты XVIII века
1. Иностранные портретисты……………………………………………….. 9
2. Русские портретисты………………………………………………………10
ГЛАВА IV. Система взглядов на личность в русском живописном
портрете……………………………………………………………15
1. Художник и модель……………………………………………………….16
2. Портрет и зритель…………………………………………………………20
ГЛАВА V. Поэты о портретной живописи……………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………37
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I.Таврическая выставка портретов 1905 года……………………… 4
ГЛАВА II. Из истории портрета до XVIII века……………………………... 7
ГЛАВА III. Известные художники-портретисты XVIII века
1. Иностранные портретисты……………………………………………….. 9
2. Русские портретисты………………………………………………………10
ГЛАВА IV. Система взглядов на личность в русском живописном
портрете……………………………………………………………15
1. Художник и модель……………………………………………………….16
2. Портрет и зритель…………………………………………………………20
ГЛАВА V. Поэты о портретной живописи……………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………37
Первоначально следовало разобраться с формулировкой задачи, поставленной в заглавии. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова следующим образом объясняет входящие в нее понятия:
психика – совокупность душевных переживаний как отражение в
сознании объективной действительности [4];
осмыслить- понять [3],
образ – в искусстве это обобщенное художественное отражение
действительности, облеченное в форму конкретного,
индивидуального явления, т.е. в данном случае портрета [2].
Перечисленные понятия замыкаются на понятии «душа», которое в свою очередь С.И.Ожеговым объясняется так:
душа – внутренний, психический мир человека, его сознание [1].
Таким образом получается, что психологическое осмысление образ это воздействие портрета на внутренний мир зрителя.
С другой стороны одна и та же модель в живописном восприятии разных портретистов будет выглядеть по-разному, потому что каждый художник по-своему понимает и оценивает своего героя.
Отсюда можно сделать вывод, что решение задачи условно делится на две части: художник и модель и портрет и зритель.
Кроме того в работе приведены исторические сведения о возникновении портрета в России, а также перечислены его наиболее выдающиеся создатели с краткими характеристиками их творчества.
Завершает работу поэтическая оценка портретной живописи. Более или менее известными поэтами. Приведены поэтические взгляды на творческий процесс вообще. Преимущественно цитируются русские поэты.
психика – совокупность душевных переживаний как отражение в
сознании объективной действительности [4];
осмыслить- понять [3],
образ – в искусстве это обобщенное художественное отражение
действительности, облеченное в форму конкретного,
индивидуального явления, т.е. в данном случае портрета [2].
Перечисленные понятия замыкаются на понятии «душа», которое в свою очередь С.И.Ожеговым объясняется так:
душа – внутренний, психический мир человека, его сознание [1].
Таким образом получается, что психологическое осмысление образ это воздействие портрета на внутренний мир зрителя.
С другой стороны одна и та же модель в живописном восприятии разных портретистов будет выглядеть по-разному, потому что каждый художник по-своему понимает и оценивает своего героя.
Отсюда можно сделать вывод, что решение задачи условно делится на две части: художник и модель и портрет и зритель.
Кроме того в работе приведены исторические сведения о возникновении портрета в России, а также перечислены его наиболее выдающиеся создатели с краткими характеристиками их творчества.
Завершает работу поэтическая оценка портретной живописи. Более или менее известными поэтами. Приведены поэтические взгляды на творческий процесс вообще. Преимущественно цитируются русские поэты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Открывшаяся в марте 1905 года Таврическая историко-художественная выставка русских портретов стала событием в жизни петербургского общества. Именно с нее началось изучение старых мастеров XVIII-начала XIX века. Собранные вместе из дворцов, частных коллекций и фамильных галерей, привезенные из отдаленных дворянских усадеб, где они оставались в забвении среди других реликвий, изображения прадедов в расшитых кафтанах и прабабок в пудренных париках буквально открыли русским сокровища их национального искусства. Из небытия были вызваны имена таких художников, как Антропов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский. Зрители с очевидностью убедились, что русские художники прошлого ни в чем уступали своим западным современникам.
К XVIII веку тугим запутанным узлом противоречий завершилась многовековая история древнерусского искусства. Этот узел не в силах были развязать ее наиболее известные представители ни Симон Ушаков, ни его современники.
Симон Ушаков действительно был одаренным и выдающимся мастером, своего рода новатором, наиболее полно выразившем тенденции своего времени.
Современники высоко ценили его произведения, и особенно лучшие из них, так называемые оплечные и оглавные иконы, в которых изображались только лики. Но были и противники новой манеры.
Суров был приговор непримиримого протокопа Аввакума: «Ох, ох, бедныя Русь! Чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев». Но одного не понимал Аввакум – прошлого не вернуть.
Разрубить узел удалось XVIII веку. История русской живописи XVIII столетия отмечена подъемами и спадами. Активно осваивая опыт и достижения европейского искусства, русские художники не порывали с традициями национальной культуры, а творчески развивали их и переосмысляли. Лучшие мастера Никитин, Матвеев, Вишняков, Антропов, Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский и другие никогда не были просто подражателями западного искусства, они не переносили механически на почву российской действительности его уроки, приемы, методы, но сознательно перерабатывали их на свой лад.
Отсюда и психологическое осмысление образа. Естественно в двух направлениях: художник и модель и портрет и зритель. Сюда примыкает вспомогательное, но очень эффектное явление – осмысление портретной живописи поэтами. Основная суть тесного родства между поэзией и в целом живописью сформулирована в афоризме: «Поэзия – невидимая, но звучащая живопись, а живопись – немая, но зримая поэзия». [2] Некоторую особенность имеет восприятие поэтами конкретно портретов. Но на их оценки можно положиться. Известный французский поэт Поль Элюар определил: «Цель поэзии – полезная правда». [1]
И портреты и стихи способны многие годы восхищать людей. Встречаются исключительно удачные сочетания. Например, портрет Струйской Ф.Рокотова и стихотворение «Портрет» А.Заболоцкого, портрет Лопухиной В.Боровиковского и стихотворение «К портрету М.И.Лопухиной» Я.Полонского. Но есть еще более удачная пара произведений, пусть и не относящихся к русскому портрету XVIII века, но сама картина наверняка была известна хотя бы пенсионерам Петра I, а от них и другим художникам. Она могла служить образцом портрета, так как, будучи иконой, писалась с конкретной женщины. Имеется в виду «Сикстинская мадонна» Рафаэля.
А вот такое впечатление она произвела на поэта А.Плещеева. [3]
В часы тяжелых дум, в часы разуверенья,
Когда находим жизнь мы скучной
и пустой,
И дух слабеет наш
под бременем сомненья,
Нам нужен образец терпения святой.
А если те часы печали неизбежны
И суждено нам их в грядущем испытать,
Быть может, этот лик, спокойный,
безмятежный,
Вам возвратит тогда и мир и благодать!
Вы обретете вновь всю силу упованья,
И теплую мольбу произнесут уста,
Когда предстанет вам Рафаэля созданье,
Мадонна чистая, обнявшая Христа!
Не гасла вера в ней и сердце не роптало,
Но к небу мысль всегда была устремлена;
О, будьте же и вы – что б вас
ни покидало –
Исполнены любви и веры, как она!
Да не смущает вас душевная тревога;
Да не утратите средь жизненного зла,
Как не утратила святая матерь бога,
Вы сердца чистоты и ясности чела.
Вышеприведенными строками исчерпано все психологическое содержание картины.
Открывшаяся в марте 1905 года Таврическая историко-художественная выставка русских портретов стала событием в жизни петербургского общества. Именно с нее началось изучение старых мастеров XVIII-начала XIX века. Собранные вместе из дворцов, частных коллекций и фамильных галерей, привезенные из отдаленных дворянских усадеб, где они оставались в забвении среди других реликвий, изображения прадедов в расшитых кафтанах и прабабок в пудренных париках буквально открыли русским сокровища их национального искусства. Из небытия были вызваны имена таких художников, как Антропов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский. Зрители с очевидностью убедились, что русские художники прошлого ни в чем уступали своим западным современникам.
К XVIII веку тугим запутанным узлом противоречий завершилась многовековая история древнерусского искусства. Этот узел не в силах были развязать ее наиболее известные представители ни Симон Ушаков, ни его современники.
Симон Ушаков действительно был одаренным и выдающимся мастером, своего рода новатором, наиболее полно выразившем тенденции своего времени.
Современники высоко ценили его произведения, и особенно лучшие из них, так называемые оплечные и оглавные иконы, в которых изображались только лики. Но были и противники новой манеры.
Суров был приговор непримиримого протокопа Аввакума: «Ох, ох, бедныя Русь! Чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев». Но одного не понимал Аввакум – прошлого не вернуть.
Разрубить узел удалось XVIII веку. История русской живописи XVIII столетия отмечена подъемами и спадами. Активно осваивая опыт и достижения европейского искусства, русские художники не порывали с традициями национальной культуры, а творчески развивали их и переосмысляли. Лучшие мастера Никитин, Матвеев, Вишняков, Антропов, Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский и другие никогда не были просто подражателями западного искусства, они не переносили механически на почву российской действительности его уроки, приемы, методы, но сознательно перерабатывали их на свой лад.
Отсюда и психологическое осмысление образа. Естественно в двух направлениях: художник и модель и портрет и зритель. Сюда примыкает вспомогательное, но очень эффектное явление – осмысление портретной живописи поэтами. Основная суть тесного родства между поэзией и в целом живописью сформулирована в афоризме: «Поэзия – невидимая, но звучащая живопись, а живопись – немая, но зримая поэзия». [2] Некоторую особенность имеет восприятие поэтами конкретно портретов. Но на их оценки можно положиться. Известный французский поэт Поль Элюар определил: «Цель поэзии – полезная правда». [1]
И портреты и стихи способны многие годы восхищать людей. Встречаются исключительно удачные сочетания. Например, портрет Струйской Ф.Рокотова и стихотворение «Портрет» А.Заболоцкого, портрет Лопухиной В.Боровиковского и стихотворение «К портрету М.И.Лопухиной» Я.Полонского. Но есть еще более удачная пара произведений, пусть и не относящихся к русскому портрету XVIII века, но сама картина наверняка была известна хотя бы пенсионерам Петра I, а от них и другим художникам. Она могла служить образцом портрета, так как, будучи иконой, писалась с конкретной женщины. Имеется в виду «Сикстинская мадонна» Рафаэля.
А вот такое впечатление она произвела на поэта А.Плещеева. [3]
В часы тяжелых дум, в часы разуверенья,
Когда находим жизнь мы скучной
и пустой,
И дух слабеет наш
под бременем сомненья,
Нам нужен образец терпения святой.
А если те часы печали неизбежны
И суждено нам их в грядущем испытать,
Быть может, этот лик, спокойный,
безмятежный,
Вам возвратит тогда и мир и благодать!
Вы обретете вновь всю силу упованья,
И теплую мольбу произнесут уста,
Когда предстанет вам Рафаэля созданье,
Мадонна чистая, обнявшая Христа!
Не гасла вера в ней и сердце не роптало,
Но к небу мысль всегда была устремлена;
О, будьте же и вы – что б вас
ни покидало –
Исполнены любви и веры, как она!
Да не смущает вас душевная тревога;
Да не утратите средь жизненного зла,
Как не утратила святая матерь бога,
Вы сердца чистоты и ясности чела.
Вышеприведенными строками исчерпано все психологическое содержание картины.



