План
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I.Таврическая выставка портретов 1905 года……………………… 4
ГЛАВА II. Из истории портрета до XVIII века……………………………... 7
ГЛАВА III. Известные художники-портретисты XVIII века
1. Иностранные портретисты……………………………………………….. 9
2. Русские портретисты………………………………………………………10
ГЛАВА IV. Система взглядов на личность в русском живописном
портрете……………………………………………………………15
1. Художник и модель……………………………………………………….16
2. Портрет и зритель…………………………………………………………20
ГЛАВА V. Поэты о портретной живописи……………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………37
Первоначально следовало разобраться с формулировкой задачи, поставленной в заглавии. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова следующим образом объясняет входящие в нее понятия:
психика – совокупность душевных переживаний как отражение в
сознании объективной действительности [4];
осмыслить- понять [3],
образ – в искусстве это обобщенное художественное отражение
действительности, облеченное в форму конкретного,
индивидуального явления, т.е. в данном случае портрета [2].
Перечисленные понятия замыкаются на понятии «душа», которое в свою очередь С.И.Ожеговым объясняется так:
душа – внутренний, психический мир человека, его сознание [1].
Таким образом получается, что психологическое осмысление образ это воздействие портрета на внутренний мир зрителя.
С другой стороны одна и та же модель в живописном восприятии разных портретистов будет выглядеть по-разному, потому что каждый художник по-своему понимает и оценивает своего героя.
Отсюда можно сделать вывод, что решение задачи условно делится на две части: художник и модель и портрет и зритель.
Кроме того в работе приведены исторические сведения о возникновении портрета в России, а также перечислены его наиболее выдающиеся создатели с краткими характеристиками их творчества.
Завершает работу поэтическая оценка портретной живописи. Более или менее известными поэтами. Приведены поэтические взгляды на творческий процесс вообще. Преимущественно цитируются русские поэты.
Открывшаяся в марте 1905 года Таврическая историко-художественная выставка русских портретов стала событием в жизни петербургского общества. Именно с нее началось изучение старых мастеров XVIII-начала XIX века. Собранные вместе из дворцов, частных коллекций и фамильных галерей, привезенные из отдаленных дворянских усадеб, где они оставались в забвении среди других реликвий, изображения прадедов в расшитых кафтанах и прабабок в пудренных париках буквально открыли русским сокровища их национального искусства. Из небытия были вызваны имена таких художников, как Антропов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский. Зрители с очевидностью убедились, что русские художники прошлого ни в чем уступали своим западным современникам.
К XVIII веку тугим запутанным узлом противоречий завершилась многовековая история древнерусского искусства. Этот узел не в силах были развязать ее наиболее известные представители ни Симон Ушаков, ни его современники.
Симон Ушаков действительно был одаренным и выдающимся мастером, своего рода новатором, наиболее полно выразившем тенденции своего времени.
Современники высоко ценили его произведения, и особенно лучшие из них, так называемые оплечные и оглавные иконы, в которых изображались только лики. Но были и противники новой манеры.
Суров был приговор непримиримого протокопа Аввакума: «Ох, ох, бедныя Русь! Чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев». Но одного не понимал Аввакум – прошлого не вернуть.
Разрубить узел удалось XVIII веку. История русской живописи XVIII столетия отмечена подъемами и спадами. Активно осваивая опыт и достижения европейского искусства, русские художники не порывали с традициями национальной культуры, а творчески развивали их и переосмысляли. Лучшие мастера Никитин, Матвеев, Вишняков, Антропов, Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский и другие никогда не были просто подражателями западного искусства, они не переносили механически на почву российской действительности его уроки, приемы, методы, но сознательно перерабатывали их на свой лад.
Отсюда и психологическое осмысление образа. Естественно в двух направлениях: художник и модель и портрет и зритель. Сюда примыкает вспомогательное, но очень эффектное явление – осмысление портретной живописи поэтами. Основная суть тесного родства между поэзией и в целом живописью сформулирована в афоризме: «Поэзия – невидимая, но звучащая живопись, а живопись – немая, но зримая поэзия». [2] Некоторую особенность имеет восприятие поэтами конкретно портретов. Но на их оценки можно положиться. Известный французский поэт Поль Элюар определил: «Цель поэзии – полезная правда». [1]
И портреты и стихи способны многие годы восхищать людей. Встречаются исключительно удачные сочетания. Например, портрет Струйской Ф.Рокотова и стихотворение «Портрет» А.Заболоцкого, портрет Лопухиной В.Боровиковского и стихотворение «К портрету М.И.Лопухиной» Я.Полонского. Но есть еще более удачная пара произведений, пусть и не относящихся к русскому портрету XVIII века, но сама картина наверняка была известна хотя бы пенсионерам Петра I, а от них и другим художникам. Она могла служить образцом портрета, так как, будучи иконой, писалась с конкретной женщины. Имеется в виду «Сикстинская мадонна» Рафаэля.
А вот такое впечатление она произвела на поэта А.Плещеева. [3]
В часы тяжелых дум, в часы разуверенья,
Когда находим жизнь мы скучной
и пустой,
И дух слабеет наш
под бременем сомненья,
Нам нужен образец терпения святой.
А если те часы печали неизбежны
И суждено нам их в грядущем испытать,
Быть может, этот лик, спокойный,
безмятежный,
Вам возвратит тогда и мир и благодать!
Вы обретете вновь всю силу упованья,
И теплую мольбу произнесут уста,
Когда предстанет вам Рафаэля созданье,
Мадонна чистая, обнявшая Христа!
Не гасла вера в ней и сердце не роптало,
Но к небу мысль всегда была устремлена;
О, будьте же и вы – что б вас
ни покидало –
Исполнены любви и веры, как она!
Да не смущает вас душевная тревога;
Да не утратите средь жизненного зла,
Как не утратила святая матерь бога,
Вы сердца чистоты и ясности чела.
Вышеприведенными строками исчерпано все психологическое содержание картины.
ВВЕДЕНИЕ
1. Душа // Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Изд. 10-е., стереотип. – М; Сов. энциклопедия, 1973. – С. 168
2. Образ // Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Изд. 10-е., стереотип. – М; Сов. энциклопедия, 1973. – С. 396
3. Осмыслить // Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Изд. 10-е., стереотип. – М; Сов. энциклопедия, 1973. – С. 422
4. Психика // Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Изд. 10-е., стереотип. – М; Сов. энциклопедия, 1973. – С. 580
ГЛАВА I ТАВРИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА ПОРТРЕТОВ 1905 ГОДА
1. Богуславский Г.А. Таврическая выставка // Санкт-Петербургский курьер. – 2003. – 16-22 января (№2). – С.21.
2. Знаменитые россияне XVIII-XIX веков: Биографии и портреты. По изданию великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII-XIX столетий» / Сост. Е.Ф. Петинова. – 2-е изд. – СПБ.: Лениздат, 1996
ГЛАВА II ИЗ ИСТОРИИ ПОРТРЕТА ДО XVIII ВЕКА.
1. Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. – М.: Изд-во МГУ, 1962
2. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.: Книга для учителя. – 2-е изд.; дораб. – М.: Просвещение, 1984
3. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. – 2-е изд. – М.: Изобраз. искусство, 1990
ГЛАВА III ИЗВЕСТНЫЕ ХУДОЖНИКИ ПОРТРЕТИСТЫ XVIII ВЕКА.
1. ИНОСТРАННЫЕ ПОРТРЕТИСТЫ.
1. Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. – М.: Изд-во МГУ, 1962
2. РУССКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ
1. Архангельская А.И. Боровиковский. – М.: Издание ГТГ, 1946.
2. Валицкая А.П. Дмитрий Левицкий. – Л.: Художник РСФСР, 1985
3. Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. – М.: Изд-во МГУ, 1962
4. Лапшина Н. Федор Степанович Рокотов. – М.: Госиздат «Искусство», 1959
5. Молева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий: Серия «Жизнь в искусстве». - М.: Искусство, 1980
6. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. – 2-е изд. – М.: Изобраз. искусство, 1990
7. Сучков С.В. Федор Степанович Рокотов. – Л.: Художник РСФСР, 1976
ГЛАВА IV СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ НА ЛИЧНОСТЬ В РУССКОМ ЖИВОПИСНОМ ПОРТРЕТЕ
1. ХУДОЖНИК И МОДЕЛЬ
2. ПОРТРЕТ И ЗРИТЕЛЬ
1. Воронцов В.В. Служение музам. Афоризмы, изречения, высказывания отечественных и зарубежных авторов о литературе и искусстве. – М.: Современник, 1976. – С 93.
2. Ельшевская Г.В. Модель и образ: Концепция личности в русском и советском живописном портрете. – М.: Советский художник, 1986
3. Живопись в русской поэзии: Антология. – Одесса: Радость, 2001. – С. 114
4. Живопись в русской поэзии: Антология. – Одесса: Радость, 2001. – С. 126
5. Искусство и художник в зарубежной новелле XX века: Сб. произведений. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. –С. 92
6. Искусство и художник в зарубежной новелле XX века: Сб. произведений. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. –С. 187
7. Искусство и художник в зарубежной новелле XX века: Сб. произведений. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. –С. 197.
8. Русские писатели об изобразительном искусстве. – Л.: Художник РСФСР, 1976 – С. 49
9. Русские писатели об изобразительном искусстве. – Л.: Художник РСФСР, 1976 – С. 180
ГЛАВА V ПОЭТЫ О ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ
1. Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений. – Л.: Сов. писатель, 1991. – С. 281
2. Ахматова А. Стихотворения и поэмы. – Л.: Лениздат, 1989. – С. 323
3. Ахматова А. Стихотворения и поэмы. – Л.: Лениздат, 1989. – С. 378
4. Вяземский П.А. Стихотворения. – Пермь: Кн. изд-во, 1988. – С. 94
5. Живопись в русской поэзии: Антология. – Одесса: Радость, 2001. – С. 10
6. Живопись в русской поэзии: Антология. – Одесса: Радость, 2001. – С. 64
7. Жуковский В.А. Стихотворения, баллады. – Л.: Лениздат, 1983. – С. 135
8. Искусство и художник в зарубежной новелле XX века: Сб. произведений. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. –С. 31.
9. Мориц. Ю.П. Синий огонь: Стихи. – М.: Советский писатель, 1985. – С. 57
10. Молева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий: Серия «Жизнь в искусстве». - М.: Искусство, 1980. – С. 131
11. Молева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий: Серия «Жизнь в искусстве». - М.: Искусство, 1980. – С. 133
12. Некрасов Н.А. Сочинения: В 3т. – М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1959. – т. 2 – С. 405-408.
13. Некрасов Н.А. Сочинения: В 3т. – М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1959. – т. 2 – С. 453
14. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. – М.: Худож. лит.,1988. – С. 76
15. Поэзия Микеланджело. – М.: Искусство, 1992. – С. 46
16. Солоухин В. Письма из Русского музея // Роман-газета. - 1988. - №18. – С. 92.
17. Цветаева М. Избранные произведения. – Мн.: Маст. лiт., 1984. – С. 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Воронцов В.В. Служение музам. Афоризмы, изречения, высказывания отечественных и зарубежных авторов о литературе и искусстве. – М.: Современник, 1976. – С 148.
2. Живопись в русской поэзии: Антология. – Одесса: Радость, 2001. – С. 3
3. Плещеев А.Н. Стихотворения. – Пермь: Кн. изд-во, 1985. – С. 63