Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ 9
1.1. Эволюция представлений о пространственной организации деятельности,
населенных мест и городов 9
1.2. Типы структур урбанизированных территорий 14
1.3. Полицентрическая структура как результат процессов специализации и
урбанизации 23
2. АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДА С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ 30
2.1. Функциональное зонирование как инструмент организации пространства
города 30
2.2. Реализация функционального зонирования пространства города с
использованием метода выявления узловых центров 34
2.3. Роль транспортно-пересадочных узлов в пространственной организации
города 37
2.4. Корреляционно-регрессионный анализ 42
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ
ГОРОДА С УЧЕТОМ РОЛИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ (на примере г. Казани) 52
3.1. SWOT - анализ полицентрической структуры города 52
3.2. Разработка направлений развития пространственной организации города
Казани с учетом роли объектов инфраструктуры 56
3.3. Рекомендации по развитию пространственной структуры города Казани с
учетом инфраструктурного комплекса 64
Заключение 72
Список использованных источников 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность исследования пространственных структур городов определяется происходящими изменениями в системе методов регулирования их развития и активизацией процессов урбанизации, поиском инструментов повышения уровня и качества жизни городского населения. Сложившаяся в период существования директивной экономики система планирования городского пространства, в основе которой лежали методы вертикального административного управления, оказалась несоответствующей условиям свободного рынка. С появлением рыночной экономики потребовался особый механизм территориального развития, основанный на более гибких методах регулирования.
Проблема полицентрического развития городов неразрывно связана с увеличением количества и размеров крупных городов и агломераций, повсеместным распространением «городского образа жизни», и в целом с ростом доли городского населения во многих странах мира. Проблема устойчивого полицентрического развития в течение нескольких десятилетий волнует умы многих ученых-урбанистов в разных странах мира, придерживающихся самых разных трактовок явления «полицентричности» и методов ее выявления и изучения. С учетом продолжающегося роста крупнейших городов (в том числе и в России) проблема эффективного и устойчивого полицентрического городского развития выходит на первый план.
Специфическая карта полицентричного города - наличие на его территории нескольких центров притяжения. Это принципиально отличает его от моноцентричного города, в границах которого выделяются единственный центр притяжения - в большинстве случаев исторический центр. Пространственная структура полицентричного города или агломерации определяется взаиморасположением центров притяжения различных уровней. Такая структура центров усложняет конфигурацию транспортных, финансовых и иных потоков в городе, обеспечивает функциональное разнообразие и вариативность потребления городского пространства жителями. Все это определило выбор темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.
Степень разработанности проблемы. Трансформация пространственной организации современного города влечет за собой постановку ряда проблем перед теорией пространственного развития, от решения которых зависит выбор дальнейшего направления их развития. Среди указанных проблем - определение причин формирования множественных центров развития и возможности их флуктуации, построение прогнозов социально-экономического развития городов с учетом полицентричности структуры и др.
Начало исследованию пространственных структур городов было положено в работах представителей школы пространственного анализа, к числу которых относятся И. Тюнен, В. Кристаллер, А. Лёш, ориентированных на формирование оптимальной структуры расселения региона на основе минимизации транспортных затрат. Согласно Ф. Перру развитие урбанистической агломерации выступает следствием развития тех или иных отраслей - «полюсов роста», при этом градообразующие отрасли выступают «отраслями-моторами». В работах Ж. Божё-Гарнье и Ж. Шабо, вводится категория «локалитет», что позволяет выявить функционал той или иной территории, в том числе внутри агломерации. Т. Хагерстранд трактует агломерацию как центр распространения и диффузии нововведений. Модель транспортной сети городской агломерации отражена в работах У. Айзарда, который исходит из необходимости минимизации затрат на перемещения и создание путей перемещения.
Представители российской экономической науки анализировали закономерности пространственной структуры расселения в агломерации, что нашло отражение в работах М.К. Бандмана, В.Г. Давидовича, Н.В. Зубаревича, H.H. Колосовского, Г.М. Лаппо, E.H. Перцик, Ю.Л. Пивоварова, П.М. Поляна и др.
В доминирующей части работ западных урбанистов под центрами активности имеется в виду территории, характеризующейся концентрацией мест приложения труда. Исследования М. Батти, А. Берто, Де Гойя, Л.В.Гайкова, А.А.Высоковского свидетельствуют о том, что истинными городскими субцентрами являются центры «добровольного притяжения».
Незавершенность процесса формирования понятийного аппарата исследования и необходимость разработки рекомендаций, направленных на оптимизацию пространственных структур российских городов, определили цель и задачи данного исследования.
Объектом исследования является город, как пространство городского сообщества и его территориальных единиц - узловых городских территорий.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие по поводу формирования пространственной организации города Казани с учетом роли городской инфраструктуры.
Теоретической и методической основой работы выступают положения теории региональной экономики и регионального развития, теории пространственного развития, теории стратегического планирования, концепции устойчивого развития, теория инфраструктуры.
В ходе исследования использованы общенаучные и специфические методы исследования, среди которых, метод SWOT-анализа, геоинформационного и статистического анализа, корреляционно-регрессионного и математического моделирования, наблюдение, включенное наблюдение, визуальные методы, количественные методы в городских исследованиях, работа с массивами данных.
В работе использованы официальные данные органов государственной статистики, материалы независимых рейтинговых агентств, российских и международных общественных организаций, материалы сети Интернет, учебные издания по градостроительству, транспортному планированию, экономике города. В ходе исследования использовались нормативные правовые акты, регламентирующие процессы трансформации пространства г. Казани и др.
Целью работы является разработка теоретико-методического подхода к анализу структуры урбанизированной территории (пространственного развития города) и обоснование с использованием полученных выводов рекомендаций по формированию полицентрической структуры города Казани с учетом потенциала городской инфраструктуры.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
- Проанализировать основные теории пространственной организации городов, выявить сущность, преимущества и недостатки полицентристской модели.
- Выявить роль городской инфраструктуры в становлении полицентричной модели пространственной организации города и разработать теоретико-методический подход к выявлению узловых центров в городском пространстве.
- Провести анализ существующего положения городской инфраструктуры, выявить факторы и условия, влияющие на темпы роста узловых территорий г. Казани.
- Составить SWOT-анализ полицентрической структуры г. Казани
- Установить перспективы развития полицентрической структуры города с учетом роли объектов инфраструктурного комплекса.
- Сформулировать рекомендации, направленные по развитию узловых городских территорий.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методического подхода к закономерностям пространственного развития городского образования и обоснование с использованием полученных выводов рекомендаций по формированию полицентрической структуры города Казани с учетом потенциала объектов городской инфраструктуры, что нашло отражение в следующих положениях:
- Выявлены атрибутивные свойства полицентрической модели организации городского пространства, для которой характерны сетевая (горизонтальная) территориальная структура, когда каждая из агломерационных структур (районов или территориальных единиц) являются равноправными, независимыми и связаны отношениями сотрудничества, что является предпосылкой для комплексного развития каждой из территориальных единиц, эффективности функционирования органов местного самоуправления, выравнивания условий жизнедеятельности данных территориальных единиц при высоком уровне трудоемкости и инвестиционных расходов на реализацию новой или на процесс децентрализации существующей модели организации пространства.
- Обоснован теоретико-методический подход к выявлению узловых центров в городском пространстве с использованием метода функционального зонирования и инструментария функционально-пространственного, качественного, историко-генетического анализа, а также предложена процедура их поэтапного выявления, что позволило выявить узловые центры в функционально-планировочной структуре города (на примере г.Казани), сформулировать закономерности их формирования и дать оценку места их размещения с позиции роли в организации городского пространства.
- Выявлена с использованием инструментов регрессионного и корреляционного анализа зависимость количества объектов торговли от независимых переменных, что позволило сделать вывод о наличии сильной связи между результирующим показателем и предикторами, в качестве которых выступают численность населения и транспортная доступность.
- Выявлены центры (ядра) организации городского пространства, которые различаются по уровню транспортной доступности и посещаемости, что позволило сделать вывод о роли пространственных ресурсов и транспортнопересадочных узлов как предпосылок дальнейшего развития центров полицентрической структуры и усиления конкуренции межу ними;
- Сформулирован методический подход к разработке направлений развития организации городского пространства, в соответствии с которым выделение полифункциональных зон трактуется как необходимое условие трансформации функционально-планировочной организации экономики города.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы дополняют положения теории пространственной организации экономики и урбанистики. Ряд тезисов может быть использован при разработке стратегий развития муниципальных образований с учетом пространственного фактора.
Структура работы включает введение, три главы, содержащих 9 параграфов, заключение, список использованной литературы.
Таким образом, урбанизированные территории или города характеризуются сложной многофункциональной территориальной организацией. При переходе к постиндустрии они не только не теряют своей притягательности, а увеличивают ее. Причем человек, человеческий капитал признается ведущей силой развития экономики знаний, а, соответственно, и урбанизированных территорий.
Подводя итог исследованию можно сделать вывод, что существующее архитектурно-планировочное и социально-экономическое «ядро» города необходимо реконструировать и изменить. Моноцентрическую модель Казани необходимо трансформировать в полицентрическую. Решение может стать «приближение» современных объектов торговли, сервиса, культуры, рекреации и спорта, бизнес-центров и прочих мест приложения труда к основным массивам селитебных территорий, в том числе и на периферии города.
В крупных спальных районах должны формироваться локальные центры как центры небольших городов с полным набором градообразующих функций, чтобы люди могли удовлетворить все ежедневные потребности в своем районе, включая работу.
Стимулирование формирования новых «ядер» и узлов концентрации социально-экономической активности, как в пределах исторического центра, так и на периферийных территориях города позволит создать оптимальный уровень социально-экономической и транспортной нагрузки города. Именно здесь следует искать тенденцию к проявлению процессов, ведущих к расширению ядер и зон влияния, что должно оказать положительное влияние на динамику всех мезоэкономических индикаторов - уровня занятости, объемов производства, качества жизни населения.
Не только Казань, но и другие крупные города мира пришли сегодня к тому, что создавать дополнительные, альтернативные центры города, помимо исторического, другими словами — развивать полицентричность — правильно и нужно. Переход на эту модель позволит решить острейшую «проблему центра», который ежедневно становится магнитом притяжения огромных потоков людей и транспорта.
Анализ существующей модели показал недостаточный характер раскрытия потенциала данных территорий.
В результате исследования в работе были получены следующие результаты:
- На основании сравнительного анализа сформулированы признаки полицентричного города, среди которых - наличие на его территории нескольких центров притяжения и зависимость пространственной структуры мегаполиса (агломерации) от взаиморасположения центров притяжения различных уровней, что усложняет конфигурацию транспортных, финансовых и иных потоков в городе, обеспечивает функциональное разнообразие и вариативность потребления городского пространства жителями;
- Выявлена с использованием инструментов регрессионного и корреляционного анализа зависимость количества объектов торговли от независимых переменных, что позволило сделать вывод о наличии сильной связи между результирующим показателем и предикторами, в качестве которых выступают численность населения и транспортная доступность;
- Определено, что критерием выделения центров, составляющих «каркас» пространственной структуры города, и фактором ее развития выступают объекты транспортной инфраструктуры, а также объекты третичного сектора экономики; обоснованы меры по развитию ТПУ, как инструментов повышательной динамики показателей развития мегаполиса (агломерации);
- Необходима разработка социально ориентированной модели, которая должна учитывать интересы местных сообществ, благоустройство которых становится главным критерием эффективности пространственного развития, что не достигается традиционными механизмами градорегулирования и требует разработки особых методов и институтов управления в границах отдельных городских территорий, определяемых как градоустройство;
- Выявлены центры (ядра) организации городского пространства, которые различаются по уровню транспортной доступности и посещаемости, что позволило сделать вывод о роли пространственных ресурсов и транспортно-пересадочных узлов как предпосылок дальнейшего развития центров полицентрической структуры и усиления конкуренции межу ними;
- Девелопмент узловых городских территорий связан с преобразованием как свободных, так и застроенных участков, направлен на обеспечение наиболее широкому кругу местных жителей и внешних пользователей объектов узловых территории равных возможностей воспользоваться общественными благами и их равное качество. Это позволяет связать процессы пространственного развития города не только с созданием новых материальных объектов городской среды, но, в первую очередь, с созданием комфортных условий для жизни и развития местных сообществ.
Город развивается как в пространственном понимании, так и в непространственном, последнее не менее важно. «Историческая миссия города - обеспечивать «производство» идей». Качество структуры центров и их функциональное наполнение должно постоянно изменяться в угоду изменений общества и наоборот, адаптироваться своей планировочной структурой, предметно-архитектурной средой создавая все больше и больше пространств для рождения идей и развития мысли.
1. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018).
2. Федеральный Закон № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Книги, монографии
3. Власов Д.Н. «Транспортно-пересадочные узлы крупнейшего города (на примере Москвы)» Монография - М: Изд-во АСВ, 2009 г - 96 с.
4. Власов Д.Н. Научно-методологические основы развития агломерационных систем транспортно-пересадочных узлов (на примере Московской агломерации) М.: МГСУ, 2013. - с. 444.
5. Занадворов В.С., Занадворова А.В. Экономика города: (Ввод. курс): Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Магистр, 1997. - 273 с.
6. Лаппо Г. М. География городов: Учеб. пособие для геогр.ф-тов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 480 с.
7. Марченко A.B. Экономика и управление недвижимостью: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 352 с.
8. Миротина Л.Б. Транспортная логистика: Учебник / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. - М.: Издательство «Экзамен», 2002. - 512 с.
9. О'Салливан А. Экономика города. - 4-е изд.: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М,
2002. - 706.
10. Перцик Е. Н. Геоурбанистика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Перцик. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 432 с.
11. Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Казань. Узел «Компрессорный» / Под общей редакцией: Н. Н. Г аллямова // Материалы Международной летней школы (Казань, 22-26 августа 2016 года), Каз.: КГАСУ, 2016.
12. Пузанов А.С. Лекции по экономике города и муниципальному управлению. — М.: Фонд "Институт экономики города", 2004. —340 с.
13. Ресин В.И., Попков Ю.С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики (системный подход) / Труды Института системного анализа РАН.
М.: Едиториал УРСС, 2013. - 328 с.
14. Транспортно - пересадочные узлы как городские центры активности. Иркутск // Материалы сессии зимнего университета (Иркутск, 1-20 февраля, 2015 года), ФГБОУ ВПО «ИрГТУ», 2015.
15. Трутнев Э.К. Градорегулирование: Основы регулирования
градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости. М.: Фонд "Институт экономики города", 2008.
16. Трутнев Э.К., Сафарова М.Д: Градорегулирование в условиях рыночной экономики: учеб. пособие. - М.: Издательство «дело» АНХ, 2009. - 368 с.
17. Alonso, William (1964). Location and land use: Towards a general theory of rent. Cambridge, MA: Harvard University Press.
18. Anas, A., & Kim, I. (1996). General Equilibrium Models of Polycentric Urban Land Use with Endogenous Congestion and Job Agglomeration. Journal of Urban Economics, 40(2), pp. 232-256.
19. Bertaud, A. 2003, The Spatial Organization of Cities: Deliberate Outcome or
Unforeseen Consequence, World Development Report 2003: Dynamic
Development in a Sustainable World, World Bank.
20. Buchanan, N, Barnett, R, Kingham, S & Johnston, D 2006, 'The Effect of Urban Growth on Commuting Patterns in Christchurch, New Zealand', Journal of Transport Geography, vol. 14, no. 5, pp. 342-354
21. Burgess, E., 1925. The growth of the city. In: Park, R., Burgess, E. (Eds.), The City. University of Chicago Press, Chicago, pp. 47-62.
22. Buliung, RN & Kanaroglou, PS 2006, 'Urban Form and Household Activity- Travel Behavior', Growth and Change, vol. 37, no. 2, pp. 172-199.
23. Champion, A. (1992) “Urban and regional demographic trends in the developed world”. Urban studies, p. 29.
24. Dieleman, FM, Dijst, M & Burghouwt, G 2002, 'Urban Form and Travel Behaviour: Micro-level Household Attributes and Residential Context', Urban Studies, vol. 39, no. 3, pp. 507-527.
25. Dimitiou, H. 1992. Urban Transport Planning. Routledge, NY.
26. Ding, C 2007, Urban Spatial Planning: Theory, Method and Practice, Higher Education Press, Beijing.
27. Evans A.W. Urban Economics (an introduction). Oxford, Blackwell Publishers, 1992, p. 230.
28. Forstall, Richard L., & Greene, Richard P. (1997). Defining job concentrations: The Los Angeles case. Urban Geography, 18(8), pp. 705-739.
29. Fujita, Masahisa, & Ogawa, Hideaki (1982). Multiple equilibria and structural transition of monocentric urban configurations. Regional Science and Urban Economics, 12(2), pp. 161-196.
30. Gordon, P & Richardson, HW 1997, 'Are Compact Cities a Desirable Planning Goal', Journal of the American Planning Association, vol. 63, no. 1, pp. 95-106.
31. Giuliano, G & Small, KA 1993, 'Is the Journey to Work Explained by Urban Structure', Urban Studies, vol. 30, no. 9, pp. 1485-1500.
32. Gwilliam, K.M. 2001. "Competition in Passenger Transport in the Developing,
p.42
33. Helbich, Marco, & Leitner, Michael (2010). Postsuburban spatial evolution of Vienna’s urban fringe: Evidence from point process modeling. Urban Geography, 31(8), pp. 1100-1117.
34. Ingram, GK 1997, Patterns of Metropolitan Development: What Have We Learned? , World Bank - Operations Evaluation Department (OED).
35. McMillen, D. P. (1996). One Hundred Fifty Years of Land Values in Chicago: A Nonparametric Approach. Journal of Urban Economics, 40(1), 100-124.
36. Muniz, Ivan, & Garcia-Lopez, Miquel-Angel (2010). The polycentric knowledge economy in Barcelona. Urban Geography, 31(6), pp. 774-799.
37. Pacione, M., 2001a. Urban Geography: A Global Perspective. Routledge, London, p.68
38. Timmer V., Dr. Nola-Kate Seymoar. The world Urban Forum. Vancouver Working Group Discussion Paper. International Center for Sustainable Cities. Vancouver, 2006. — P. 3.
39. World. Journal of Transport Economics and Policy, p. 35.
Авторефераты диссертаций
40. Евстафьев А.И. Метода анализа и регулирования пространственного развития города: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.04 / Евстафьев Артем Иванович. - Краснодар. 2011.
Печатная периодика
41. Вагин В.С., Шеина С.Г., Чубарова К.В. Проблемы пространственной организации городов с ярко выраженным историческим центром (на примере города Ростова - на - Дону) // Интернет - журнал «Нацковедение» Том 7, №3 (2015).
42. Высоковский А.А. Удобный город: три уровня созидания / А.А.
Высоковский // Российское экспертное обозрение. - 2007. - № 4-5 (22).
43. Хуснутдинова С.Р. Урбанизированные территории как объект стратегического планирования и управления // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2.;
Электронные ресурсы
44. Информационно - правовой портал [Электронный ресурс] //
http://base. garant.ru/.
45. Транспортный сайт города Казани [Электронный ресурс] //
http: //kazantransport.ru/komitet-po-transportu/.
46. Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского [Электронный ресурс] // https: //urban. hse.ru/.
47. Федеральная государственная информационная система территориального планирования [Электронный ресурс] // https://fgistp.economy.gov.ru/.
48. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ [Электронный ресурс] // http: //tatstat. gks. ru/.
49. Международный Байкальский Зимний градостроительный университет [Электронный ресурс] // http://winteruni. com/.
50. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190- ФЗ (ред. от 15.12.2018). Информационно - правовой портал [Электронный ресурс] // http://base. garant.ru/.