ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы проектного метода обучения 6
1.1 История возникновения проектного метода обучения 6
1.2 Сущность проектного метода обучения 11
2. Понятие о геинформационных системах (ГИС) 23
2.1 Классификация геониформациооных технологий 23
2.2 Внедрение геоинформационных технологий на уроках географии 31
2.3 Положительные и отрицательные стороны
применения геоинформационных технологий в образовании 32
3. ГИС как средство реализации педагогической технологии
3.1 Возможности программы Google Планета Земля (Google Earth) 35
3.2 Конспект урока по географии на тему «Загрязнение и охрана
окружающей среды» с использованием ГИС(7 класс) 42
3.3 Анкетирование 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Одним из основных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, навыков и умений работать в команде, что повышает мотивацию к обучению. Современный образовательный процесс нельзя рассматривать без поиска новых и более эффективных методик, направленных на содействие развитию творческих способностей детей и формированию навыков саморазвития и самообразования. Эти требования полностью выполняются за счет деятельности проекта в образовательном процессе, исходя из реалий сегодняшнего дня, растущих требований универсальных знаний учащихся.
Важность работы заключается в важности проектного обучения в современной школе, что обеспечивается, прежде всего, связыванием опыта отдельных учащихся и развитием интеллекта в самостоятельной исследовательской деятельности.
Учебная деятельность школьников с применение информационных технологий подчеркивается как в ФГОС, где говорится что результаты освоения учебного предмета должны так же отображать формирование и развитие компетенций в области применения ИКТ. Так и в проекте «Концепция развития географического образования в Российской 3 Федерации», упоминается, что география, как яркий и увлекательный предмет, позволяет преподносить информацию максимально доступными для восприятия современными средствами, в том числе к ним можно отнести и использование ГИС технологий. Геоинформационные технологии становятся одними из наиболее перспективных технологий обучения географии. Они предоставляют новые методы и средства обработки информации, обеспечивающие высокую наглядность отображения разнородной информации, мощность и удобство инструментария для анализа реальности. Указанные факторы обуславливают необходимость внедрения геоинформационных технологий в систему географического школьного образования, в том числе и в рамках проектной деятельности обучающихся.
Современная школа в полной мере не может реализовать весь педагогический потенциал проектной деятельности с использованием ГИС технологий, как личностно ориентированного метода, это показывает анализ школьной практики. Наблюдается противоречие между необходимостью формирования у школьников умений и недостаточностью материально технической базы и методической литературы. Таким образом, проблемой является выявление условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении географии. Объект: Эффективность проектной деятельности с применение ГИС в процессе обучения.
Предмет: Методические условия организации проектной деятельности обучающихся с применением ГИС-технологий.
Цель исследования: проанализировать эффективность использования проектного метода обучения с применением геоинформационных технологий в учебном процессе на уроках географии.
Задачи:
1. Выявить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе, а так же в интернет источниках;
2. Охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;
3. Проанализировать методику использования ГИС технологий при обучении географии;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. теоретические: анализ и обобщение педагогической и методической литературы;
2. эмпирические - изучение нормативных документов в области географического образования, педагогическое наблюдение, анкетирование; изучение педагогического опыта по проблеме исследования.
Проблема включения проектной деятельности в образовательный процесс является долгосрочной прогрессивной проблемой. У него огромный потенциал, что особенно важно в современных школьных условиях. Тенденции в организации проектных мероприятий для младших школьников показывают необходимость корректировки возникающего опыта.
Одним из приоритетов современной школы является создание необходимых условий для личностного роста каждого ребенка,
формирования активной позиции и специфики учащегося в образовательном процессе.
ФГОС устанавливает стандарт образованного человека XXI века и тем самым определяет идеологию, содержание, организационные формы и технологический инструментарий для всей системы образования. Главный результат перехода на ФГОС будет состоять в том, что целью обучения уже не является только усвоение знаний, умений, навыков. Теперь цель обучения определяется так: формирование умения учиться.
Современный мир постоянно меняется, процессы развития новых технологии, и глобализации не стоят на месте. Для того чтобы приспособиться к постоянно меняющемуся миру современный человек должен уметь постоянно, на протяжении всей своей жизни учиться. Процесс познания и развития практически не останавливается. Соответственно перед образовательными учреждениями встают совершенно новые задачи воспитания, обучения и развития школьников.
Применение новых технологии обучения в рамках нынешнего образования является повседневной необходимостью. Школьное образование является базисным для всей системы географического образования. Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и номенклатуры, а также на получении практических навыков использования географической информации.
К одной из интереснейших технологии обучения, можно отнести технологию проектной деятельности. В процессе работы над проектом школьник учится таким необходимым навыкам как постановка цели и задач, планированию, работе с различными источниками информации, анализу, а так же учится презентовать и защищать продукт своей деятельности. При работе над написанием проекта, у обучающихся расширяется кругозор, ребята могут проявить свою творческую и познавательную активность.
При включении в проектную деятельность новейших информационных технологии, таких как ГИС, у обучающихся повышается мотивация к изучению таких предметов как география, информатика, экология, краеведение. У них выстраивается более полная картина мира. Так же ГИС помогает обучающимся лучше запомнить географическую номенклатуру. При написании данной работы были изучены различные литературные и интернет источники, отражающие историю и современные состояние метода проектов.
В ходе работы проанализирована эффективность использования проектного метода обучения с применением геоинформационных технологий в учебном процессе на уроках географии. Выявлена степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе, а так же в интернет источниках; охарактеризован метод проектов, как форма организации проектной деятельности; проанализирована методика использования ГИС технологий при обучении географии;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ и обобщение педагогической и методической литературы; изучение нормативных документов в области географического образования, педагогическое наблюдение, анкетирование; изучение педагогического опыта по проблеме исследования.
Изучены основы применения ГИС-технологии в рамках школьного географического образования. А так же методические основы использования ГИС-технологии в проектном деятельности с обучающимися. Разработан конспект урока по географии на тему «Загрязнение и охрана окружающей среды» (7 класс).
1. Агапова, О.И. О трех поколениях компьютерных технологий обучения/О.И. Агапова, А.О. Кривошее, А.С. Ушаков//Информатика и образование.-1994.- №2.- С.34-40.
2. Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе. М: Гумманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018 - 332с.
3. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций учащихся на
уроках географии. - М.: Вентана-Граф, 2016.
4. Берлянт А.М. Карта - второй язык географии. (Очерки о картографии).
- М. Просвещение, 2015.
5. Берлянт, А. М. Географические информационные системы в науках о Земле / А. М. Берлянт // Соросовский образовательный журнал. — 1999. — №5.
6. Берлянт, А. М. Электронное картографирование в России / А. М. Берлянт // Соросовский образовательный журнал. — 2000. — Т. 6, №1.
7. Большая Советская энциклопедия [Текст] 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1975.-Т.19. - С. 309.
8. Гайсин И.Т., Гайсин Р.И., Шарипов Р.С., Гусейнов Д.М.
Педагогические технологий в эколого-географическом образовании школьников/Научные разработки: евразийский регион: материалы международной научной конференции теоретических и прикладных разработок (г. Москва, 18 января 2019 г.). / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин.
- Москва: Издательство Инфинити, 2019. С.110-113.
9. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по специальности «032500
География». — М., 2005 .
10. Гохман, В. Познание мира через ГИС / В. Гохман. — Режим доступа:
http: //www.dataplus. ru/Industries/15Study/1_world. htm (дата
обращения: 15.03.08).
11. Грюнберг Г.Ю. Картографические понятия в школьной географии - М. Просвещение, 2015.
12. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения/В.В. Гузеев,- М.: Народное образование, 2001. - 128с.
13. Гуторова, Л. Е. Основы геоинформатики и геоинформационных
технологий : электронный учебник по курсу «Основы геоинформатики и ГИТ» для студентов педагогических вузов / Л. Е. Гуторова ; НТГСПА. — Нижний Тагил, 2004.
14. Гуторова, Л. Е. Преподавание геоинформатики в вузе / Л. Е. Гуторова // Педагогическая информатика. — 2003. — №2.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического, экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика. 2016. 165 с.
16. Душин И. В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. М.: Московский лицей, 2016.
17. Дутттина. И. В./География: Материки, окккеаны, народы и страны. 7 кл.:учебник/И. В. Дутттина, В.А.Коринская, В.А. Щенев; под ред. В. П. Дронова.-М.:Дрофа.2014.-398,[2]с.
18. Дутттина. И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях - М.: Дрофа, 2017.
19. Катюшина А.А. Информационные технологии как инструмент реализации межпредметных связей на уроках географии / А.А. Катюшина, Р.А. Уленгов, Г.Р. Сафина // Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Казань, Отчество, 2017. С. 37-39.
20. Моисеева, Л. В. Аксиологический подход к проектированию школьной системы экологического образования [Текст] : сб. науч. трудов / Л. В. Моисеева, Т. В. Кузовкова. - Екатеринбург, 2002. -Ч. 1.
21. Моисеева, Л. В. Метод проектов в школьном естественнонаучном образовании [Текст] : Программа для студентов дневного и заочного от- деления Департамента педагогики и психологии детства / Л. В. Моисеева, Т. В. Кузовкова. - Екатеринбург, 1999.
22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000. С. 48
23. Савина Н.Г. Теория и методика обучения географии. М : Педагогическое общество России, 2018.
24. Салимова, К. Н. Очерки по истории школы и педагогики за рубе- жом [1917-1939] / К. Н. Салимова, Б. М. Бим-Бад ; под ред. К. Н. Салимова, - М.: Педагогика. -1982. -161с
25. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е. С. Полат. - М., 2000. С. 82.
26. Соленцова П. С., Уленгов Р.А. Использование Google Earth на уроках географии//Инновационные технологии в школьной, студенческой и педагогической среде/Материалы Всероссийской научно-методической конференции (Казань, 19 февраля 2019г./Отв. Ред. Бекетова С. И.,- Казань: Казан.Ун-т, 2019.116-120 с.
27. Соленцова П.С., Уленгов Р. А. Использование ГИС на уроках географии//Физико-математическое и естественнонаучное образование: наука и школа: Материалы Всероссийской науч.-практ. шнф./ мар. гос. ун-т; под. ред.В. А. Белянина, Н. Л. Курилевой.-Йошкар-Ола, 2019.
28. Скворцов А. В.Геоинформатика, 2006 г. -336
29. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / автор-сост. Несговорова Н.П.- Курган: Изд-во КГУ, 2013. - 316 с.
30. Уленгов Р.А., Уразметов И.А., Габдрахманов Н.К., Давлетбаева К.С. Проблемы и перспективы применения геоинформационных систем в школьной географии в условиях внедрения новых образовательных стандартов // Современные проблемы науки и образования. 2017. - № 3.;
31. Уленгов Р.А.: Геоинформационные технологии в школьной географии и экологии / Р.А. Уленгов. - Казань: Казан. ун-т, 2015. - 53 с.
32. Хасаншина, Н. З. Теория и методика использования учебных
геоинформационных систем в профильной подготовке школьников : дис. ... канд. пед. наук / Н. З. Хасаншина. — Тольятти, 2004.
33. Цыпина Э.М. Тематические карты и геоинформационные системы для всех / Э. М. Цыпина // География. - 1991. - No 9. - с. 20-24.
34.Чечиль И. Метод проектов / И. Чечиль //Директор школы. - 1998. - No3,4.
35. Щербинин Ю.Б. Нетрадиционные подходы к созданию геоинформационных систем управления муниципальными образованиями / Ю. Б. Щербинин. - СНИБ "Эльбрус".
36. Юртаев А. А. Использование ГИС-технологии в подготовке будущих учителей географии / А. А. Юртаев // География в школе. - 2012. - No6. - С. 55-58.
37. Янушевский В. Н.. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ»: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2015
38. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: 1997.
Электронные ресурсы
39. Программа Google Earth: https://www.google.com/earth/