Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алалия, афазия, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №35379

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы40
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
411
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка исследования: в исследовании приняли участие 10 детей с ОНР в возрасте от 5,5 до 6,8 лет, посещающих детский сад компенсирующего вида: у 6 детей, согласно заключению логопеда, диагностирована афазия, у 4 старших дошкольников – алалия.
В приложениях методики.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1.Понятие, виды самооценки и их характеристики 6
1.2 Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 16
2.1 Организация и методика проведения исследования 16
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 21
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения 35



Актуальность исследования. Развитие личности ребенка – его эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сферы, сфера общения играет большую роль в его социальной адаптации и последующей интеграции в общество. Одной из важнейших составляющих благополучной интеграции ребенка в общество является умение всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т.е. определенный уровень развития самооценки. При общем недоразвитии речи у детей вследствие нарушения коммуникации часто происходит искажение формирования самооценки, что в дальнейшем может вызывать у них социальную дезадаптацию при переходе к обучению в школе. В связи с этим исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) приобретают чрезвычайную актуальность.
Степень изученности. В отечественной психологии интерес к проблеме развития личности ребенка проявляли Л. С. Выготский, В. А. Ковшиков, Н. Ю. Максимова и др. А. В. Захаров, Ш. Нельсон и др. раскрыли сущность понятия «самооценка», выделив ее виды. М. И. Лисина, А. И. Петровская и др. дали характеристику понятию «самооценка» относительно детей дошкольного возраста. Т. В. Гармаева, К. Г. Морозова, Ш. О. Соколова и др. проанализировали структуру самооценки ребенка дошкольного возраста с ОНР. Л. В. Шинкарева, П. О. Федотова, Н. Г. Яковлева и др. разработали практические рекомендации по развитию адекватной самооценки ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Однако данная проблема в условиях внедрения в образовательный процесс детских садов ФГОС ДОО требует современного переосмысления и дополнительных исследований.
Цель исследования – изучить особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самооценка», виды самооценки.
2. Определить возрастные особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: мы полагаем, что заниженная самооценка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлена, во-первых, дефектом речевого развития старших дошкольников; во-вторых, педагогическими условиями воспитания и развития ребенка с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – самооценка старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- организационные: определение базы исследования, формирование выборки, подбор диагностических методик;
- эмпирические: тестирование, констатирующий этап экспериментального исследования;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики (в процентном соотношении).
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (декабрь 2018 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии оценки, показатели и особенности сформированности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Третий этап (январь 2019 г.) – обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы по результатам констатирующего этапа исследования; систематизировались, обобщались, оформлялись результаты эмпирического исследования.
База исследования: МДОУ «Детский сад №50» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Объем и структура исследования. Курсовая работа объемом 34 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 3-х приложений. Работа включает в себя 5 таблиц, 5 графиков, 3 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный теоретический анализ подходов к формированию самооценки показал, что в рамках исследования проблем самооценки отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало, его личностный аспект, органично включенный в процесс самосознания. Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Старший дошкольный возраст является начальным периодом осознания ребенка самого себя, оценки своих потребностей и возможностей. В данном периоде необходимо заложить основы для развития адекватной самооценки, которая поможет ребенку реально оценивать свои силы, умения и достигать поставленные цели. Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста зависит от многих причин. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.
Общее недоразвитие речи сопровождается специфическими проявлениями развития личности ребенка. У детей с общим недоразвитием речи представления о себе недифференцированны и состоят только из внешних признаков, оценка качеств своей личности размыта, отношение к себе дисгармонично, способы познания себя ограниченны. Искаженное восприятие самого себя и окружающего мира, ошибочная оценка своих способностей и личностных свойств ведут к нарушению взаимодействия с окружающей средой и снижению эффективности деятельности, что препятствует оптимальному развитию личности.
Результаты экспериментального исследования позволили установить, что для детей 5-7 лет с ОНР характерна низкая степень обобщенности знаний о себе. Дети с трудом актуализируют свойства и качества, которыми они обладают. В своих ответах они описывают поступки, факты, раскрывающие характерные для них черты, свойства и качества. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи называют представления о себе в виде недостаточно обобщенных и определенных в содержательном плане высказываний о наборе конкретных действий в конкретной ситуации, а также используют недифференцированные суждения-штампы оценочного характера. Дошкольники чаще всего повторяют суждения взрослых. Ценностные ориентации детей не касаются индивидуально-психологических качеств, имеют прагматическую направленность.
Проведенное исследование характеристик сформированности самооценки у старших дошкольников показало, что общее недоразвитие речи оказывает влияние на формирование неадекватной самооценки, проявляющейся в застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизме, агрессивности, нежелании общаться с окружающими. Потому в работе с дошкольниками необходимо брать за основу игры, направленные на формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Анкудинова, Н. Е. О развитии самосознания у детей. Психология дошкольника : Хрестоматия [Текст] / Сост. Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2017. – 207 с.
2. Белобрыкина, О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / О. А. Белобрыкина // Дефектология. – 2015. – №2. – С. 5–12.
3. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности [Текст] / А. К. Болотова // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 46-52.
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 224 с.
5. Гармаева, Т. В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи [Текст] [Текст] / Т. В. Гармаева // Дефектология. – 2018. – №2. – С 103–111.
6. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки [Текст] / А. В. Захарова. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 99 с.
7. Казаков, В. Г. Познай себя (самооценка и направленность личности) : метод. пособие [Текст] / В. Г. Казаков. – Москва : ИПК и ПРНО МО, 2017. – 32 с.
8. Кисова, В. В. Формирование саморегуляции в образовательной деятельности дошкольников : монография [Текст] / В. В. Кисова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2018. – 98 с.
9. Ковалева, Д. Л. Педагогические условия формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Д. Л. Ковалева // Мир психолога. – 2018. – №4. – С. 96-99.
10. Ковшиков, В. А. Дефектология [Текст] / В. А. Ковшиков. – Москва : Инфра-М, 2013. – 412 с.
11. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие [Текст] / В. М. Козубовский. – Минск : Амалфея, 2016. – 506 с.
12. Колберг, Л. Формирование адекватной самооценки дошкольников с ОНР как проблема психологии [Текст] / Л. Колберг // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 74-79.
13. Лиман, Н. А. Факторы формирования самооценки у старших дошкольников с ОНР [Текст] / Н. А. Лиман // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 177-182.
14. Лисина, М. И. Психология самосознания у дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, А. И. Силвестру. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 110 с.
15. Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии : учеб. пособие [Текст] / Н. Ю. Максимова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 288 с.
16. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. – Москва : АСТ, 2015. – 256 с.
17. Маркова, А. К. Самоконтроль в деятельности дошкольника [Текст] / А. К. Маркова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 471 с.
18. Морозова, К. Г. Самосознание и самооценка у дошкольников с ОВЗ [Текст] / К. Г. Морозова // Дефектология. – 2017. – №4. – С. 36-39.
19. Моросанова, В. И. Самосознание и саморегуляция поведения [Текст] / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова. – Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 213 с.
20. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб.пособие [Текст] / А. В. Мудрик. – Москва : Академия, 2017. – 184 с.
21. Нельсон, Ш. Некоторые аспекты изучения особенностей развития самооценки у дошкольников [Текст] / Ш. Нельсон // Вопросы психологии. – 2017. – №1. – С. 25-31.
22. Петровская, А. И. Процесс формирования самосознания и самооценки у дошкольников с ОНР [Текст] / А. И. Петровская // Педагогика. – 2018. – №3. – С. 45-48.
23. Соколова, Ш. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Ш. О. Соколова // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2018. – С. 96-101.
24. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. – Москва : Инфра-М: 2017. – 344 с.
Терентьева, Ю. В. Самооценка в дошкольном возрасте [Текст] / Ю. В. Терентьева // Современные психологические исследования. – 2018. – №4. – С. 45-48.
25. Федотова, П. О. Особенности формирования самооценки у дошкольников с ОНР в условиях детского сада [Текст] / П. О. Федотова // Современные психологические исследования. – 2016. – №1. – С. 89-91.
26. Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник для студ. сред. учеб. заведений [Текст] / Г. А. Урунтаева. – 6–е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2012. – 368 с.
27. Шарапова, Н. В. Рефлексия и самосознание у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Шарапова // Дефектология. – 2017. – №4. – С. 111-113.
28. Шинкарева, Л. В. Формирование самосознания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Л. В. Шинкарева // Дефектология. –2018. – № 6. – С. 67-73.
29. Яковлева, Н. Г. Педагогика и психология [Текст] / Н. Г. Яковлева. – Москва : АСТ, 2016. – 478 с.
30. Ярмоленко, Т. Ю. Самооценка в старшем дошкольном возрасте у детей с речевым недоразвитием [Текст] Т. Ю. Ярмоленко // Дефектология. – 2018. – №4. – С. 27-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ