Правовая основа местного самоуправления в РФ: понятия, элементы, тенденция развития (РАНХ и ГС (алтайский филиал))
|
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации 6
1.1 Понятие и система правовой основы местного самоуправления 6
1.2 Европейская Хартия местного самоуправления как элемент правой основы местного самоуправления в России 9
Глава 2 История и перспективы развития правовой основы местного самоуправления в России 15
2.1 Правовое регулирование местного самоуправления в дореволюционное и советское время 15
2.2 Проблемы и перспективы развития правовой основы местного самоуправления в современной России 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
Глава 1 Общая характеристика правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации 6
1.1 Понятие и система правовой основы местного самоуправления 6
1.2 Европейская Хартия местного самоуправления как элемент правой основы местного самоуправления в России 9
Глава 2 История и перспективы развития правовой основы местного самоуправления в России 15
2.1 Правовое регулирование местного самоуправления в дореволюционное и советское время 15
2.2 Проблемы и перспективы развития правовой основы местного самоуправления в современной России 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что органы местного самоуправления занимают важное место в современной России.
В столь обширном государстве, как Российская Федерация, на федеральном уровне и уровне субъектов федерации попросту невозможно учесть все потребности городов и районов, и тем более эффективно разрешать местные вопросы. Именно в целях эффективного решения местных вопросов и функционирует система органов местного самоуправления (муниципалитетов), На федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации устанавливаются, условно говоря, «общие правила игры», и достаточно сложно учесть уникальные особенности каждого конкретного города или района. Эффективно разрешать каждодневные локальные проблемы того или иного населенного пункта, района, способны только органы местного самоуправления.
Можно сказать, что, по сравнению с государственным управлением, муниципальное управление разрешает «мелкие» проблемы и решает «мелкие» задачи. Однако, как правило, именно от эффективности решения мелких проблем и зависит благополучие и комфорт граждан.
Например, если в Барнауле повреждение магистрального водопровода, в результате чего жилой район остался без водоснабжения, именно органы муниципальной власти, а не региональные или федеральные, будут принимать меры по скорейшему устранению неполадок и возобновлению водоснабжения жилых домов.
И спрос граждан в данном случае так же должен быть не с президента государства или губернатора, а с администрации муниципального образования.
При этом очевидно, что муниципальные органы власти смогут эффективно решать местные вопросы только в том случае, если их деятельность, их права, обязанности и ответственность будут в должной мере урегулированы системой нормативных правовых актов, иными словами, при наличии качественной правовой основы местного самоуправления.
Целью настоящей работы выступает комплексный анализ правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе проблем и тенденций ее развития.
Задачи исследования:
Изучить понятие и систему правовой основы местного самоуправления;
Рассмотреть один из элементов правовой основы местного самоуправления в Российский Федерации – для примера выбрана Европейская Хартия местного самоуправления;
Исследовать правовое регулирование местного самоуправления в дореволюционное и советское время;
Охарактеризовать проблемы и перспективы развития правовой основы местного самоуправления в современной России.
Объектом работы выступают урегулированные нормами законодательства общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации права населения на местное самоуправление.
Предметом настоящего исследования выступают понятие, элементы и тенденции развития правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией представлений о правовой основе местного самоуправления в Российской Федерации.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты и выводы могут быть использованы для совершенствования правовой основы местного самоуправления в России, в том числе в целях расширения полномочий органов местного самоуправления для более эффективного решения местных вопросов, т.е. наиболее насущных и «близких» населению конкретных муниципалитетов проблем.
Теоретическая база исследования состоит из учебной и научной литературы в области муниципального права. Кроме того, использована научная литература в области истории отечественного государства и права.
В частности, можно отметить работы таких авторов, как Н. Игнатюк, А. Ашин, А. Лачин, И. Мухачев, Ю. Мильшин и др.
Нормативная база исследования – отечественное и международное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на два и параграфа каждая, и заключения.
В конце приведен список использованных источников и литературы.
В столь обширном государстве, как Российская Федерация, на федеральном уровне и уровне субъектов федерации попросту невозможно учесть все потребности городов и районов, и тем более эффективно разрешать местные вопросы. Именно в целях эффективного решения местных вопросов и функционирует система органов местного самоуправления (муниципалитетов), На федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации устанавливаются, условно говоря, «общие правила игры», и достаточно сложно учесть уникальные особенности каждого конкретного города или района. Эффективно разрешать каждодневные локальные проблемы того или иного населенного пункта, района, способны только органы местного самоуправления.
Можно сказать, что, по сравнению с государственным управлением, муниципальное управление разрешает «мелкие» проблемы и решает «мелкие» задачи. Однако, как правило, именно от эффективности решения мелких проблем и зависит благополучие и комфорт граждан.
Например, если в Барнауле повреждение магистрального водопровода, в результате чего жилой район остался без водоснабжения, именно органы муниципальной власти, а не региональные или федеральные, будут принимать меры по скорейшему устранению неполадок и возобновлению водоснабжения жилых домов.
И спрос граждан в данном случае так же должен быть не с президента государства или губернатора, а с администрации муниципального образования.
При этом очевидно, что муниципальные органы власти смогут эффективно решать местные вопросы только в том случае, если их деятельность, их права, обязанности и ответственность будут в должной мере урегулированы системой нормативных правовых актов, иными словами, при наличии качественной правовой основы местного самоуправления.
Целью настоящей работы выступает комплексный анализ правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе проблем и тенденций ее развития.
Задачи исследования:
Изучить понятие и систему правовой основы местного самоуправления;
Рассмотреть один из элементов правовой основы местного самоуправления в Российский Федерации – для примера выбрана Европейская Хартия местного самоуправления;
Исследовать правовое регулирование местного самоуправления в дореволюционное и советское время;
Охарактеризовать проблемы и перспективы развития правовой основы местного самоуправления в современной России.
Объектом работы выступают урегулированные нормами законодательства общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации права населения на местное самоуправление.
Предметом настоящего исследования выступают понятие, элементы и тенденции развития правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией представлений о правовой основе местного самоуправления в Российской Федерации.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты и выводы могут быть использованы для совершенствования правовой основы местного самоуправления в России, в том числе в целях расширения полномочий органов местного самоуправления для более эффективного решения местных вопросов, т.е. наиболее насущных и «близких» населению конкретных муниципалитетов проблем.
Теоретическая база исследования состоит из учебной и научной литературы в области муниципального права. Кроме того, использована научная литература в области истории отечественного государства и права.
В частности, можно отметить работы таких авторов, как Н. Игнатюк, А. Ашин, А. Лачин, И. Мухачев, Ю. Мильшин и др.
Нормативная база исследования – отечественное и международное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на два и параграфа каждая, и заключения.
В конце приведен список использованных источников и литературы.
Проведенное исследование понятия, элементов и тенденций развития правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации позволяет сделать определенные выводы:
1) Правовая основа местного самоуправления в Российской Федерации представляет собой совокупность юридических норм Конституции России, федерального конституционного и федерального законодательства, иных нормативных правовых актов федерального уровня (актов Президента Российской Федерации, Правительства России), регионального законодательства, а так же муниципальных правовых актов.
Все указанные нормативные акты устанавливают и регулируют организационные, финансовые, территориальные, административные и экономические условия реализации конституционного права граждан Российской Федерации на местное самоуправление.
2) Несмотря на то, что в последнее время абсолютный приоритет норм международного права, в том числе международных договоров Российской Федерации, над национальным законодательством подвергается критике со стороны правоведов и фактически ставится под сомнение органами государственной власти, в том числе Конституционным Судом Российской Федерации, нельзя игнорировать и то, что международное право имеет намного более богатый и удачный опыт регулирования вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления, соответственно, международные документы, в том числе Европейская Хартия местного самоуправления, должны занимать важное место в правовой основе местного самоуправления в Российской Федерации.
3) Местное самоуправление в России не имеет длительной истории, иными словами, опыт правового регулирования местного самоуправления в нашем государстве крайне незначителен.
По сути, местное самоуправление как действительно более-менее самостоятельная от центральной власти государства «ниша» появилось в России лишь в середине позапрошлого века и просуществовала недолго, в течение периода правления Александра II. В советское время в силу специфики административно-управленческой системы государства местное самоуправление не нашло места в данной системе и полностью «поглощалось» партийно-государственными органами.
4) Для стабильного и устойчивого развития местного самоуправления в современной России в первую очередь необходимо расширить полномочия субъектов Российской Федерации и самих муниципалитетов в вопросах формирования правовой основы местного самоуправления, поскольку в таком обширном государстве как России федеральная власть далеко не всегда может учесть конкретные местные условия и проблемы, на решение которых и должно быть направлено местное самоуправление. Очевидно, что так же посредством внесения соответствующих изменений в законодательство должна быть повышена самостоятельность муниципалитетов в различных сферах – налоговой, финансовой, в сфере обеспечения общественной безопасности и т.д.
1) Правовая основа местного самоуправления в Российской Федерации представляет собой совокупность юридических норм Конституции России, федерального конституционного и федерального законодательства, иных нормативных правовых актов федерального уровня (актов Президента Российской Федерации, Правительства России), регионального законодательства, а так же муниципальных правовых актов.
Все указанные нормативные акты устанавливают и регулируют организационные, финансовые, территориальные, административные и экономические условия реализации конституционного права граждан Российской Федерации на местное самоуправление.
2) Несмотря на то, что в последнее время абсолютный приоритет норм международного права, в том числе международных договоров Российской Федерации, над национальным законодательством подвергается критике со стороны правоведов и фактически ставится под сомнение органами государственной власти, в том числе Конституционным Судом Российской Федерации, нельзя игнорировать и то, что международное право имеет намного более богатый и удачный опыт регулирования вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления, соответственно, международные документы, в том числе Европейская Хартия местного самоуправления, должны занимать важное место в правовой основе местного самоуправления в Российской Федерации.
3) Местное самоуправление в России не имеет длительной истории, иными словами, опыт правового регулирования местного самоуправления в нашем государстве крайне незначителен.
По сути, местное самоуправление как действительно более-менее самостоятельная от центральной власти государства «ниша» появилось в России лишь в середине позапрошлого века и просуществовала недолго, в течение периода правления Александра II. В советское время в силу специфики административно-управленческой системы государства местное самоуправление не нашло места в данной системе и полностью «поглощалось» партийно-государственными органами.
4) Для стабильного и устойчивого развития местного самоуправления в современной России в первую очередь необходимо расширить полномочия субъектов Российской Федерации и самих муниципалитетов в вопросах формирования правовой основы местного самоуправления, поскольку в таком обширном государстве как России федеральная власть далеко не всегда может учесть конкретные местные условия и проблемы, на решение которых и должно быть направлено местное самоуправление. Очевидно, что так же посредством внесения соответствующих изменений в законодательство должна быть повышена самостоятельность муниципалитетов в различных сферах – налоговой, финансовой, в сфере обеспечения общественной безопасности и т.д.



