Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международно-правовое регулирование двойного гражданства

Работа №35353

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
887
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия гражданства и двойного гражданства... 8
1.1. Значение термина гражданство в правовой среде 8
1.2. Международно-правовое и внутригосударственное понятие двойного
гражданства 18
2. Вопросы международного и внутригосударственного правового
регулирования бипатризма 34
2.1. Развитие международного правового регулирования вопросов
двойного гражданства 34
2.2. Регулирование вопросов бипатризма в законодательстве РФ 41
2.3. Принципы гражданства в международном и российском праве 44
3. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование
конкретных вопросов гражданства 55
3.1. Соотношение международного и внутригосударственного права по
вопросам приобретения гражданства 55
3.2. Соотношение международного и внутригосударственного права по
вопросам прекращения гражданства 65
Заключение 74
Список используемой литературы

Постановка проблемы. В современном мире правовая связь государства и гражданина, являющая собой сущность гражданства, имеет основополагающее значение в рамках развития политической системы, расширении государственных границ. Конституционно-правовой институт гражданства является динамично развивающимся в результате как до конца нерешенных проблем, возникших при распаде СССР, так и в силу сегодняшних реалий в виде присоединения к российскому государству новых территорий. Кроме этого, многие лица стремятся к российскому гражданству и стараются поддерживать связи с РФ. Динамичность институту гражданства придает и глобализация общественных отношений: границы государств становятся менее непреодолимыми, возникают государственные союзы, заключаются международные договоры, в рамках которых создается единое экономическое пространство. Также большое значение имеет и трудовая миграция. Гражданство дает доступ к реализации множества прав и обязанностей гражданина в силу его связи с государством, оно подразумевает вовлечение гражданина в структуру гражданского общества, через него - в политические институты, и в результате дает возможность участия в осуществлении государственной власти. В большинстве правопорядков гражданство рассматривается как основополагающее право человека, дающее ему возможность стать полноценным членом общества.
В качестве конституционно-правового института гражданство является одной из основ конституционного строя. В его основе лежат не только конституционные нормы, но и международные нормы и принципы.
Для подавляющего большинства людей в стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, поскольку они с рождения являются гражданами данного государства и это право за ними сохраняется на протяжении всей их жизни. Однако, по разным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов, а также растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключенным между государствами). Кроме того, в любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или же являются иностранными гражданами.
Актуальность темы. В некоторых государствах признается двойное гражданство - такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан и государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства.
Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права граждан, но и их обязанности. Весьма актуальным на сегодняшний день остается рассмотрение вопросов двойного гражданства.
На наш взгляд, все приведенные выше обстоятельства свидетельствует об актуальности избранной для исследования темы.
Степень изученности темы. Исследованию института двойного гражданства и его отдельных элементов посвящено достаточно большое число публикаций, что подтверждает важность исследования. Среди ученых-правоведов, исследовавших различные аспекты вопроса двойного гражданства - О.С.Турковская, И.Ф.Амельчаков, А.И.Прудников, Г.Ф.Скрипников, Н.М.Мамасахлиси, А. Микитаев, М.Гаврилов, О.Е.Кутафин, А.Н.Головастикова и др. Немаловажное значение имеет изучение нормативной базы, основанной на Конституции Российской Федерации, кодифицированных актах, федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»; различных международных правовых актов.
Таким образом, степень научной разработанности темы и ее актуальность позволяют определить цель, задачи, объект, предмет исследования.
Цель работы заключается в системном и развернутом анализе международных и российских нормативно-правовых актов, регулирующих институт двойного гражданства в их теоретической, нормативной и практической составляющих, определение их оптимальных параметров с учетом потребностей и перспектив развития данного института.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования была предпринята попытка решить следующие задачи:
1) изучить пласт теоретической литературы, монографических исследований, в которых рассмотрены различные аспекты института гражданства и двойного гражданства;
2) проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы получения, прекращения двойного гражданства, прав и обязанностей, связанных с исполнением двойного гражданства;
3) провести анализ понятий гражданство, двойное гражданство, второе гражданство;
4) проанализировать основные принципы института гражданства и двойного гражданства;
5) определить место гражданства в правовом статусе личности;
6) определить порядок приобретения российского гражданства;
7) дать оценку оснований приобретения российского гражданства;
8) рассмотреть порядок прекращения гражданства;
9) проанализировать некоторые проблемы реализации законодательства о гражданстве и двойного гражданства.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, взятые в системном единстве, складывающиеся в процессе получения гражданином двойного гражданства. Предметом исследования являются нормативно-правовое регулирование института двойного гражданства и способы защиты прав лиц в рамках договора о двойном гражданстве.
Методологическая основа исследования. Исследование проводилось с использованием общенаучных приемов и процедур, таких как абстрагирование, анализ и синтез, моделирование, оперирование теоретическими понятиями. Были применены способы и правила толкования нормативных правовых и судебных актов, формально-логические приемы и правила, что в целом позволяет утверждать об использовании традиционного для догматической юриспруденции формально-юридического метода.
Структура. Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемых источников.
Первая глава «Теоретические аспекты понятия гражданства и двойного гражданства» состоит из двух подглав «Значение термина гражданство в правовой среде” и “Международно-правовое и внутригосударственное понятие двойного гражданства”. В данной главе мы рассматриваем общетеоретические аспекты понятий гражданства и двойного гражданства, даем семантико-правовую характеристику данных понятий. Глава вторая, “Вопросы международного и внутригосударственного правового регулирования бипатризма” включает в себя 3 подглавы - “Развитие международного правового регулирования вопросов двойного гражданства”, “Регулирование вопросов бипатризма в законодательстве РФ” и “Принципы гражданства в международном и российском праве”. В них мы обращаемся к нормативно-правовым актам международного и национального права различного уровня. Мы обращаемся к правоведческой истории вопроса, анализируем внутреннее законотворчество РФ в области отношения и регулирования бипатризма.
Третья глава “Международно-правовое и внутригосударственное регулирование конкретных вопросов гражданства” состоит из подглав “Соотношение международного и внутригосударственного права по вопросам приобретения гражданства” и “Соотношение международного и внутригосударственного права по вопросам прекращения гражданства”. В данной главе мы подробно рассматриваем практическую сторону правового аспекта гражданства в различных системах права.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее дипломное исследование института гражданства и двойного гражданства с позиции международного права, а также в условиях всемирной глобализации позволяет нам сделать следующие выводы.
Гражданство определяет правовой статус лица, его права и обязанности как внутри конкретного государства, так и на международном уровне. Это играет большую роль не только для формирования правового статуса личности, но и для выявления способов урегулирования спорных вопросов гражданства, а также приведения в соответствие национального законодательства государств нормам международного права.
Гражданство представляет собой устойчивую политико-правовую связь между индивидом и государством, которая является предпосылкой влияния государственного суверенитета на граждан. Ранее гражданство регулировалось исключительно нормами национального права, но под общей тенденцией демократизации все большее воздействие на содержание гражданства и на защиту прав человека стало оказывать международное право. Во внутригосударственной системе сложившаяся совокупность норм, регулирующих гражданство, преимущественно является частью конституционного права, а в международном праве институт гражданства составляет часть общесистемного института «международно-правовое положение населения». Влияние международно-правового воздействия на содержание гражданства обычно проявляется в двух формах: в одних случаях договоры устанавливают конкретный перечень прав и обязанностей физических лиц, т.е. адресованные индивидам, в других случаях международные договоры обязывают государства привести свое законодательство в соответствие с ее положениями.
Благодаря активному сотрудничеству государств в рамках ООН, Совета Европы и других международных организаций были разработаны общие принципы гражданства: право на гражданство, избежание безгражданства, недопустимость произвольного лишения гражданства и др. При этом основные принципы гражданства устанавливают правовые рамки, в которых государство может урегулировать свое гражданство.
В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются не только внутригосударственным законодательством, но и международными договорами. Вместе с тем следует учитывать, что не все международные договоры непосредственно применимы во внутригосударственной сфере. Условиями допустимости применения международных договоров к отношениям гражданства являются вступление их в силу, самоисполнимость и официальное опубликование.
Проблемы гражданства (в частности, бипатризма) появляются в результате расхождения законодательств государств о порядке приобретения и утраты гражданства, в частности наличие коллизий между «правом крови» и «правом почвы», а также разногласия относительно порядка натурализации и т.п. Помимо этого, к причинам возникновения двойного гражданства следует отнести недостаточно урегулированные территориальные изменения, влекущие за собой изменение юрисдикции государств, миграцию населения и приток беженцев.
Появление института двойного гражданства, с одной стороны является гарантией интересов государства, с другой стороны, оно становится важной гарантией для соотечественников - приобретая гражданство родной страны, тем самым они сохраняют юридическую связь с исторической родиной, возможность находиться под его защитой, вернуться на родину и т.д. В частности, для России широкое применение института двойного гражданства может стать оптимальным решением особой ситуации, в которой после распада СССР оказались русские и другие выходцы из России в независимых республиках СНГ и Балтии, а лица других национальностей - в России.
Применение двойного гражданства имеет как положительные, так, и отрицательные стороны. Негативные последствия проявляются, особенно при наличии большого количества бипатридов в маленьких государствах, в которых не предусмотрены ограничивающие меры, занятия бипатридами высших государственных должностей, что может представлять потенциальную опасность национальной безопасности данного государства. Несмотря на это с увеличением во всем мире интеграционных процессов в большинстве стран Европы стали поощрять и допускать институт двойного гражданства, а также успешно решать проблемы, которые возникают в связи с ним, при этом извлекать определенные выгоды.



1) Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. // СПС «Консультант плюс» // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
2) Венская Конвенция о праве международных договоров 1969 г. / СПС «Консультант плюс» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.
3) Венская конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. / СПС «Консультант плюс» // Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. № 18. Ст. 221.
4) Венецианская декларация о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц 1996 г. / СПС «Консультант плюс» // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
5) Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. / СПС «Консультант плюс» // Собрание законодательства РФ. - 1992. - № 2. - Ст. 2143.
6) Законодательные акты о гражданстве. В 4 т. / Сост. П.Г.Громушкин. - М.: Терра, 1993. - 493 с.
7) Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1977 г., 2 февраля 1993 г.) / СПС «Консультант плюс» // Собрание законодательства РФ. 1976. № 2. Ст. 1568.
8) Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. / СПС «Консультант плюс» // Права человека. Сборник универсальных и региональных документов. Сост. Шестаков Л.Н. - Москва, 1990. - 184 с.
9) Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Сост. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. - М.: Юридическая литература, 1997. - 784 с.
10) Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. - М.: Юридическая литература, 1990. - 630 с.
11) Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, 1930 г. / СПС «Консультант плюс» // М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 654.
12) Комиссия международного права. Доклад о работе ее 51-й сессии (12 мая - 18 июля 1997 г.) // Официальные отчеты ГА ООН, 52-я сессия. Доп. № 10 (А/52/10).
13) Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №62/67 от 6 декабря 2007 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединённых Наций/ URL: http://www.un.org.
14) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. / СПС «Консультант плюс» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17(1831). Ст. 291.
15) Проекты статей «О гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств» // Комиссия международного права. Доклад о работе ее 51-й сессии (3 мая - 23 июля 1999 г.). Документ ООН А/54/10.
16) Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. // Хартия Европейского Союза об основных правах: Комментарий / Под. ред. С.Ю.Кашкина. - М.: Юридическая литература, 2001. - 334 с.
17) Устав Организации Объединённых Наций от 26. 06. 1945 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединённых Наций/ URL: http: //www. un. org
18) Конституция Российской Федерации 1993 г. / СПС «Консультант плюс» // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
19) «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.
20) Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» / СПС «Консультант плюс» // Российская газета. 2002. - 5 июня.
21) Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» / СПС «Консультант плюс» // Российская газета. - 1995. - 21 июля.
22) Федеральный закон от 15 декабря 1996 г. № 152-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства». // СПС «Консультант плюс» // Российская газета. - 1997. - 16 января.
23) Федеральный закон от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» / СПС «Консультант плюс» // Российская газета. - 1999. - 1 июня.
24) Федеральный Закон РФ от 10 февраля 1999 г. «О прокуратуре» // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 878.
25) Конституция Республики Татарстан (в редакции законов Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380, от 15 сентября 2003 года № 34-ЗРТ, от 12 марта 2004 года № 10-ЗРТ, от 14 марта 2005 года № 55-ЗРТ, от 30 марта 2010 года № 10-ЗРТ, от 22 ноября 2010 года № 79-ЗРТ, от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ) [Электронный ресурс] // http://www.gossov.tatarstan.ru/konstitucia/.
26) Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г. // СПС «Консультант Плюс» // Российская газета. - 1995. - 1 октября.
27) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. - 1992. - 6 февраля.
28) Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 03.09.2017) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». -18.11.2002. - № 46. - ст. 4571.
29) Определение Конституционного Суда РФ от 25 октября 2016 г. № 2211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Мехтиева Талеха на нарушение его конституционных прав ст. 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
30) Приказ ФМС РФ от 19.03.2008 № 64 (ред. от 29.04.2010) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2008 № 11493) // «Российская газета». - № 82. - 16.04.2008.
31) Международное публичное право. Сборник документов / СПС «Консультант плюс» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 45. - Ст. 5090.
II. Специальная литература
32) Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств. - М.: Московский университет, 2003. - 191 с.
33) Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. - М.: Московский университет, 2009. - 126 с.
34) Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб, 2003. - 641 с.
35) Алехин А.Е. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. - 2016. - №9. - С.40-42.
36) Богуславский М.М. Правовое положение советских граждан за границей. - М.: Наука, 2011. - 112 с.
37) Бондарчук Р.Ч. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование двойного (множественного) гражданства // Актуальные проблемы конституционного и международного права. Сборник научных трудов. - М., 2007. - С.51 -62.
38) Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. - М.: Международные отношения, 1986. - 160 с.
39) Бучакова М.А. Российское гражданство: состояние и перспективы правового регулирования. - Москва, 2001. - 22 с.
40) Винокуров А.А. Развитие института гражданства: современные тенденции и конституционно-правовой опыт России. Дис. канд. юр. наук. - Москва, 2006. - 26 с.
41) Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. - М.: НОРМА, 2001. - 448 с.
42) Витрук Н.В. Гражданство как правовая связь личности с государством // Проблемы государства и права. - М.: НОРМА, 2009. - 320 с.
43) Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.: НОРМА, 1997. - 304 с.
44) Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР. - М.: МИМО, 1982. - 159 с.
45) Джалилова Э.Э. К вопросу об институте двойного гражданства в России // Современное право. - 2016. - № 5. - С.34-39.
46) Жеребцов А.Н., Семенова А.В., Сивопляс А.В., Смирнова Е.С., Богатырева Н.В., Рогалева М.А. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) // СПС Консультант Плюс. - 2017.
47) Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии. - М.: Зерцало, 1999. - 306 с.
48) Калинин В.Н. Институт гражданства в российском праве. - Дис. канд. юр. наук. Москва, 2002. - 32 с.
49) Кишкин С.С. Советское гражданство. - М.: Международные
отношения, 2001. - 96 с.
50) Кожанова М.А. Теоретические проблемы Российского конституционализма. - М.: 2000. - 194 с.
51) Корж Н.Я. Гражданство Российской Федерации. Историко-правовой аспект. - СПб: Нева, 2004. - 157 с.
52) Кутафин О.Е. Двойное гражданство не «двойное дно» // Российские вести от 15 ноября 1996. Закон РФ «О прокуратуре» от 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. - 1999. - № 7. - Ст. 878.
53) Кутафин О.Е. Российское гражданство. - М.: Юрист, 2004. - 589 с.
54) Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 432 с.
55) Мамасахлиси Н.М. «Безусловный» прием в гражданство Российской Федерации как президентская прерогатива // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 3. - С.23-26.
56) Мамасахлиси Н.М. Гражданство присоединенной территории // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 7. - С.14-18.
57) Мамасахлиси Н.М. Основные подходы к пониманию природы права на гражданство как субъективного права // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 2. - С.26-30.
58) Международное право / Отв. ред. А.А. Ковалев, СВ. Черниченко. - М.: Научная книга, 2014. - 592 с.
59) Международное право / под ред. А.Я. Капустина. - М.: Гардарики, 2008. - 483 с.
60) Международное право: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е изд. - М.: Норма, 2007. - 720 с.
61) Миронов В.Ф. Гражданство в Российской Федерации. Российские и международные акты. Комментарии законодательства. Под. общ. ред. В.Ф. Миронова. - М.: Норма, 2003. - 503 с.
62) Остапец О.Г. Новеллы законодательства о гражданстве Российской Федерации: за и против // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 3. - С.56-62.
63) Тагиев Ф.С. Гражданство в странах СНГ. - СПб: Нева, 2006. - 223 с.
64) Торбин Е.Ф. Об основных направлениях деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации по реализации права на гражданство России соотечественников, проживающих за рубежом // Право на гражданство: Сб. материалов. - М.: Новая юстиция, 2010. - 354 с.
65) Черниченко СВ. Международно-правовые вопросы гражданства. - М.: Международные отношения, 2012. - 160 с.
III. Электронные источники:
66) Электронная энциклопедия “Википедия / URL: https://ru.wikipedia.org.- Время обращения. - [16.03.2019].
67) Официальный сайт Организации Объединённых Наций/ URL: http://www.un.org.- Время обращения. - [16.03.2019].


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ