Международно-правовое регулирование двойного гражданства
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия гражданства и двойного гражданства... 8
1.1. Значение термина гражданство в правовой среде 8
1.2. Международно-правовое и внутригосударственное понятие двойного
гражданства 18
2. Вопросы международного и внутригосударственного правового
регулирования бипатризма 34
2.1. Развитие международного правового регулирования вопросов
двойного гражданства 34
2.2. Регулирование вопросов бипатризма в законодательстве РФ 41
2.3. Принципы гражданства в международном и российском праве 44
3. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование
конкретных вопросов гражданства 55
3.1. Соотношение международного и внутригосударственного права по
вопросам приобретения гражданства 55
3.2. Соотношение международного и внутригосударственного права по
вопросам прекращения гражданства 65
Заключение 74
Список используемой литературы
1. Теоретические аспекты понятия гражданства и двойного гражданства... 8
1.1. Значение термина гражданство в правовой среде 8
1.2. Международно-правовое и внутригосударственное понятие двойного
гражданства 18
2. Вопросы международного и внутригосударственного правового
регулирования бипатризма 34
2.1. Развитие международного правового регулирования вопросов
двойного гражданства 34
2.2. Регулирование вопросов бипатризма в законодательстве РФ 41
2.3. Принципы гражданства в международном и российском праве 44
3. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование
конкретных вопросов гражданства 55
3.1. Соотношение международного и внутригосударственного права по
вопросам приобретения гражданства 55
3.2. Соотношение международного и внутригосударственного права по
вопросам прекращения гражданства 65
Заключение 74
Список используемой литературы
Постановка проблемы. В современном мире правовая связь государства и гражданина, являющая собой сущность гражданства, имеет основополагающее значение в рамках развития политической системы, расширении государственных границ. Конституционно-правовой институт гражданства является динамично развивающимся в результате как до конца нерешенных проблем, возникших при распаде СССР, так и в силу сегодняшних реалий в виде присоединения к российскому государству новых территорий. Кроме этого, многие лица стремятся к российскому гражданству и стараются поддерживать связи с РФ. Динамичность институту гражданства придает и глобализация общественных отношений: границы государств становятся менее непреодолимыми, возникают государственные союзы, заключаются международные договоры, в рамках которых создается единое экономическое пространство. Также большое значение имеет и трудовая миграция. Гражданство дает доступ к реализации множества прав и обязанностей гражданина в силу его связи с государством, оно подразумевает вовлечение гражданина в структуру гражданского общества, через него - в политические институты, и в результате дает возможность участия в осуществлении государственной власти. В большинстве правопорядков гражданство рассматривается как основополагающее право человека, дающее ему возможность стать полноценным членом общества.
В качестве конституционно-правового института гражданство является одной из основ конституционного строя. В его основе лежат не только конституционные нормы, но и международные нормы и принципы.
Для подавляющего большинства людей в стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, поскольку они с рождения являются гражданами данного государства и это право за ними сохраняется на протяжении всей их жизни. Однако, по разным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов, а также растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключенным между государствами). Кроме того, в любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или же являются иностранными гражданами.
Актуальность темы. В некоторых государствах признается двойное гражданство - такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан и государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства.
Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права граждан, но и их обязанности. Весьма актуальным на сегодняшний день остается рассмотрение вопросов двойного гражданства.
На наш взгляд, все приведенные выше обстоятельства свидетельствует об актуальности избранной для исследования темы.
Степень изученности темы. Исследованию института двойного гражданства и его отдельных элементов посвящено достаточно большое число публикаций, что подтверждает важность исследования. Среди ученых-правоведов, исследовавших различные аспекты вопроса двойного гражданства - О.С.Турковская, И.Ф.Амельчаков, А.И.Прудников, Г.Ф.Скрипников, Н.М.Мамасахлиси, А. Микитаев, М.Гаврилов, О.Е.Кутафин, А.Н.Головастикова и др. Немаловажное значение имеет изучение нормативной базы, основанной на Конституции Российской Федерации, кодифицированных актах, федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»; различных международных правовых актов.
Таким образом, степень научной разработанности темы и ее актуальность позволяют определить цель, задачи, объект, предмет исследования.
Цель работы заключается в системном и развернутом анализе международных и российских нормативно-правовых актов, регулирующих институт двойного гражданства в их теоретической, нормативной и практической составляющих, определение их оптимальных параметров с учетом потребностей и перспектив развития данного института.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования была предпринята попытка решить следующие задачи:
1) изучить пласт теоретической литературы, монографических исследований, в которых рассмотрены различные аспекты института гражданства и двойного гражданства;
2) проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы получения, прекращения двойного гражданства, прав и обязанностей, связанных с исполнением двойного гражданства;
3) провести анализ понятий гражданство, двойное гражданство, второе гражданство;
4) проанализировать основные принципы института гражданства и двойного гражданства;
5) определить место гражданства в правовом статусе личности;
6) определить порядок приобретения российского гражданства;
7) дать оценку оснований приобретения российского гражданства;
8) рассмотреть порядок прекращения гражданства;
9) проанализировать некоторые проблемы реализации законодательства о гражданстве и двойного гражданства.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, взятые в системном единстве, складывающиеся в процессе получения гражданином двойного гражданства. Предметом исследования являются нормативно-правовое регулирование института двойного гражданства и способы защиты прав лиц в рамках договора о двойном гражданстве.
Методологическая основа исследования. Исследование проводилось с использованием общенаучных приемов и процедур, таких как абстрагирование, анализ и синтез, моделирование, оперирование теоретическими понятиями. Были применены способы и правила толкования нормативных правовых и судебных актов, формально-логические приемы и правила, что в целом позволяет утверждать об использовании традиционного для догматической юриспруденции формально-юридического метода.
Структура. Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемых источников.
Первая глава «Теоретические аспекты понятия гражданства и двойного гражданства» состоит из двух подглав «Значение термина гражданство в правовой среде” и “Международно-правовое и внутригосударственное понятие двойного гражданства”. В данной главе мы рассматриваем общетеоретические аспекты понятий гражданства и двойного гражданства, даем семантико-правовую характеристику данных понятий. Глава вторая, “Вопросы международного и внутригосударственного правового регулирования бипатризма” включает в себя 3 подглавы - “Развитие международного правового регулирования вопросов двойного гражданства”, “Регулирование вопросов бипатризма в законодательстве РФ” и “Принципы гражданства в международном и российском праве”. В них мы обращаемся к нормативно-правовым актам международного и национального права различного уровня. Мы обращаемся к правоведческой истории вопроса, анализируем внутреннее законотворчество РФ в области отношения и регулирования бипатризма.
Третья глава “Международно-правовое и внутригосударственное регулирование конкретных вопросов гражданства” состоит из подглав “Соотношение международного и внутригосударственного права по вопросам приобретения гражданства” и “Соотношение международного и внутригосударственного права по вопросам прекращения гражданства”. В данной главе мы подробно рассматриваем практическую сторону правового аспекта гражданства в различных системах права.
В качестве конституционно-правового института гражданство является одной из основ конституционного строя. В его основе лежат не только конституционные нормы, но и международные нормы и принципы.
Для подавляющего большинства людей в стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, поскольку они с рождения являются гражданами данного государства и это право за ними сохраняется на протяжении всей их жизни. Однако, по разным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов, а также растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключенным между государствами). Кроме того, в любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или же являются иностранными гражданами.
Актуальность темы. В некоторых государствах признается двойное гражданство - такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан и государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства.
Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права граждан, но и их обязанности. Весьма актуальным на сегодняшний день остается рассмотрение вопросов двойного гражданства.
На наш взгляд, все приведенные выше обстоятельства свидетельствует об актуальности избранной для исследования темы.
Степень изученности темы. Исследованию института двойного гражданства и его отдельных элементов посвящено достаточно большое число публикаций, что подтверждает важность исследования. Среди ученых-правоведов, исследовавших различные аспекты вопроса двойного гражданства - О.С.Турковская, И.Ф.Амельчаков, А.И.Прудников, Г.Ф.Скрипников, Н.М.Мамасахлиси, А. Микитаев, М.Гаврилов, О.Е.Кутафин, А.Н.Головастикова и др. Немаловажное значение имеет изучение нормативной базы, основанной на Конституции Российской Федерации, кодифицированных актах, федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»; различных международных правовых актов.
Таким образом, степень научной разработанности темы и ее актуальность позволяют определить цель, задачи, объект, предмет исследования.
Цель работы заключается в системном и развернутом анализе международных и российских нормативно-правовых актов, регулирующих институт двойного гражданства в их теоретической, нормативной и практической составляющих, определение их оптимальных параметров с учетом потребностей и перспектив развития данного института.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования была предпринята попытка решить следующие задачи:
1) изучить пласт теоретической литературы, монографических исследований, в которых рассмотрены различные аспекты института гражданства и двойного гражданства;
2) проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы получения, прекращения двойного гражданства, прав и обязанностей, связанных с исполнением двойного гражданства;
3) провести анализ понятий гражданство, двойное гражданство, второе гражданство;
4) проанализировать основные принципы института гражданства и двойного гражданства;
5) определить место гражданства в правовом статусе личности;
6) определить порядок приобретения российского гражданства;
7) дать оценку оснований приобретения российского гражданства;
8) рассмотреть порядок прекращения гражданства;
9) проанализировать некоторые проблемы реализации законодательства о гражданстве и двойного гражданства.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, взятые в системном единстве, складывающиеся в процессе получения гражданином двойного гражданства. Предметом исследования являются нормативно-правовое регулирование института двойного гражданства и способы защиты прав лиц в рамках договора о двойном гражданстве.
Методологическая основа исследования. Исследование проводилось с использованием общенаучных приемов и процедур, таких как абстрагирование, анализ и синтез, моделирование, оперирование теоретическими понятиями. Были применены способы и правила толкования нормативных правовых и судебных актов, формально-логические приемы и правила, что в целом позволяет утверждать об использовании традиционного для догматической юриспруденции формально-юридического метода.
Структура. Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемых источников.
Первая глава «Теоретические аспекты понятия гражданства и двойного гражданства» состоит из двух подглав «Значение термина гражданство в правовой среде” и “Международно-правовое и внутригосударственное понятие двойного гражданства”. В данной главе мы рассматриваем общетеоретические аспекты понятий гражданства и двойного гражданства, даем семантико-правовую характеристику данных понятий. Глава вторая, “Вопросы международного и внутригосударственного правового регулирования бипатризма” включает в себя 3 подглавы - “Развитие международного правового регулирования вопросов двойного гражданства”, “Регулирование вопросов бипатризма в законодательстве РФ” и “Принципы гражданства в международном и российском праве”. В них мы обращаемся к нормативно-правовым актам международного и национального права различного уровня. Мы обращаемся к правоведческой истории вопроса, анализируем внутреннее законотворчество РФ в области отношения и регулирования бипатризма.
Третья глава “Международно-правовое и внутригосударственное регулирование конкретных вопросов гражданства” состоит из подглав “Соотношение международного и внутригосударственного права по вопросам приобретения гражданства” и “Соотношение международного и внутригосударственного права по вопросам прекращения гражданства”. В данной главе мы подробно рассматриваем практическую сторону правового аспекта гражданства в различных системах права.
Настоящее дипломное исследование института гражданства и двойного гражданства с позиции международного права, а также в условиях всемирной глобализации позволяет нам сделать следующие выводы.
Гражданство определяет правовой статус лица, его права и обязанности как внутри конкретного государства, так и на международном уровне. Это играет большую роль не только для формирования правового статуса личности, но и для выявления способов урегулирования спорных вопросов гражданства, а также приведения в соответствие национального законодательства государств нормам международного права.
Гражданство представляет собой устойчивую политико-правовую связь между индивидом и государством, которая является предпосылкой влияния государственного суверенитета на граждан. Ранее гражданство регулировалось исключительно нормами национального права, но под общей тенденцией демократизации все большее воздействие на содержание гражданства и на защиту прав человека стало оказывать международное право. Во внутригосударственной системе сложившаяся совокупность норм, регулирующих гражданство, преимущественно является частью конституционного права, а в международном праве институт гражданства составляет часть общесистемного института «международно-правовое положение населения». Влияние международно-правового воздействия на содержание гражданства обычно проявляется в двух формах: в одних случаях договоры устанавливают конкретный перечень прав и обязанностей физических лиц, т.е. адресованные индивидам, в других случаях международные договоры обязывают государства привести свое законодательство в соответствие с ее положениями.
Благодаря активному сотрудничеству государств в рамках ООН, Совета Европы и других международных организаций были разработаны общие принципы гражданства: право на гражданство, избежание безгражданства, недопустимость произвольного лишения гражданства и др. При этом основные принципы гражданства устанавливают правовые рамки, в которых государство может урегулировать свое гражданство.
В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются не только внутригосударственным законодательством, но и международными договорами. Вместе с тем следует учитывать, что не все международные договоры непосредственно применимы во внутригосударственной сфере. Условиями допустимости применения международных договоров к отношениям гражданства являются вступление их в силу, самоисполнимость и официальное опубликование.
Проблемы гражданства (в частности, бипатризма) появляются в результате расхождения законодательств государств о порядке приобретения и утраты гражданства, в частности наличие коллизий между «правом крови» и «правом почвы», а также разногласия относительно порядка натурализации и т.п. Помимо этого, к причинам возникновения двойного гражданства следует отнести недостаточно урегулированные территориальные изменения, влекущие за собой изменение юрисдикции государств, миграцию населения и приток беженцев.
Появление института двойного гражданства, с одной стороны является гарантией интересов государства, с другой стороны, оно становится важной гарантией для соотечественников - приобретая гражданство родной страны, тем самым они сохраняют юридическую связь с исторической родиной, возможность находиться под его защитой, вернуться на родину и т.д. В частности, для России широкое применение института двойного гражданства может стать оптимальным решением особой ситуации, в которой после распада СССР оказались русские и другие выходцы из России в независимых республиках СНГ и Балтии, а лица других национальностей - в России.
Применение двойного гражданства имеет как положительные, так, и отрицательные стороны. Негативные последствия проявляются, особенно при наличии большого количества бипатридов в маленьких государствах, в которых не предусмотрены ограничивающие меры, занятия бипатридами высших государственных должностей, что может представлять потенциальную опасность национальной безопасности данного государства. Несмотря на это с увеличением во всем мире интеграционных процессов в большинстве стран Европы стали поощрять и допускать институт двойного гражданства, а также успешно решать проблемы, которые возникают в связи с ним, при этом извлекать определенные выгоды.
Гражданство определяет правовой статус лица, его права и обязанности как внутри конкретного государства, так и на международном уровне. Это играет большую роль не только для формирования правового статуса личности, но и для выявления способов урегулирования спорных вопросов гражданства, а также приведения в соответствие национального законодательства государств нормам международного права.
Гражданство представляет собой устойчивую политико-правовую связь между индивидом и государством, которая является предпосылкой влияния государственного суверенитета на граждан. Ранее гражданство регулировалось исключительно нормами национального права, но под общей тенденцией демократизации все большее воздействие на содержание гражданства и на защиту прав человека стало оказывать международное право. Во внутригосударственной системе сложившаяся совокупность норм, регулирующих гражданство, преимущественно является частью конституционного права, а в международном праве институт гражданства составляет часть общесистемного института «международно-правовое положение населения». Влияние международно-правового воздействия на содержание гражданства обычно проявляется в двух формах: в одних случаях договоры устанавливают конкретный перечень прав и обязанностей физических лиц, т.е. адресованные индивидам, в других случаях международные договоры обязывают государства привести свое законодательство в соответствие с ее положениями.
Благодаря активному сотрудничеству государств в рамках ООН, Совета Европы и других международных организаций были разработаны общие принципы гражданства: право на гражданство, избежание безгражданства, недопустимость произвольного лишения гражданства и др. При этом основные принципы гражданства устанавливают правовые рамки, в которых государство может урегулировать свое гражданство.
В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются не только внутригосударственным законодательством, но и международными договорами. Вместе с тем следует учитывать, что не все международные договоры непосредственно применимы во внутригосударственной сфере. Условиями допустимости применения международных договоров к отношениям гражданства являются вступление их в силу, самоисполнимость и официальное опубликование.
Проблемы гражданства (в частности, бипатризма) появляются в результате расхождения законодательств государств о порядке приобретения и утраты гражданства, в частности наличие коллизий между «правом крови» и «правом почвы», а также разногласия относительно порядка натурализации и т.п. Помимо этого, к причинам возникновения двойного гражданства следует отнести недостаточно урегулированные территориальные изменения, влекущие за собой изменение юрисдикции государств, миграцию населения и приток беженцев.
Появление института двойного гражданства, с одной стороны является гарантией интересов государства, с другой стороны, оно становится важной гарантией для соотечественников - приобретая гражданство родной страны, тем самым они сохраняют юридическую связь с исторической родиной, возможность находиться под его защитой, вернуться на родину и т.д. В частности, для России широкое применение института двойного гражданства может стать оптимальным решением особой ситуации, в которой после распада СССР оказались русские и другие выходцы из России в независимых республиках СНГ и Балтии, а лица других национальностей - в России.
Применение двойного гражданства имеет как положительные, так, и отрицательные стороны. Негативные последствия проявляются, особенно при наличии большого количества бипатридов в маленьких государствах, в которых не предусмотрены ограничивающие меры, занятия бипатридами высших государственных должностей, что может представлять потенциальную опасность национальной безопасности данного государства. Несмотря на это с увеличением во всем мире интеграционных процессов в большинстве стран Европы стали поощрять и допускать институт двойного гражданства, а также успешно решать проблемы, которые возникают в связи с ним, при этом извлекать определенные выгоды.
Подобные работы
- Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование двойного гражданства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСТВА В КОНТЕКСТЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства в РФ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Институт гражданства Российской Федерации: особенности становления, правовое регулирование
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2023 - Двойное гражданство: вопросы теории и истории
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Понятие гражданства
Курсовые работы, законодательство и право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2020



