Введение…………………………………………………………………………3
I.Внутриполитическая ситуация в КНДР после прихода к власти Ким Чен
Ына и ядерная проблема………………………………………………………...10
1.1 Проблемы смены государственного руководства……………………….....10
1.2. Иерархия внешнеполитических целей КНДР в новом статусе
самопровозглашенной ядерной державы………………………………………21
II. Отношения КНДР и США при администрации Д. Трампа………………..27
III. Позиции мирового сообщества по корейскому кризису…………………..35
3.1 Китайский подход к северокорейской ядерной проблеме………………...35
3.2 Позиция Японии в отношении ракетно-ядерной программы КНДР……41
3.3 Реакция Республики Корея на кризис вокруг северокорейской ракетноядерной программы……………………………………………………………...43
3.4 Приоритеты и возможности России в обеспечении мира и сотрудничества
на Корейском полуострове………………………………………………………45
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования заключается в том, что
северокорейский ядерный кризис возник относительно недавно - процесс
закрепления в развернутой форме курса на постоянное совершенствование
«сил ядерного сдерживания» формально был завершен на VII съезде ТПК,
состоявшемся в мае 2016 года. КНДР была представлена внешнему миру как
«ответственное государство, обладающее ядерным оружием, которое н е
применит его первым, честно исполнит перед международным сообществом
долг нераспространения ядерного оружия и приложит усилия к
денуклеаризации мира». Соответственно, была декларирована готовность
двигаться к денуклеаризации лишь в контексте глобального процесса
ядерного разоружения, а до тех пор исключить вопрос о ядерном статусе
КНДР из повестки любых переговоров Пхеньяна с другими государствами.
Иначе говоря, Пхеньян официально заявил о намерении и в дальнейшем
игнорировать решения СБ ООН относительно своих ядерных и ракетных
программ и побудить внешний мир считаться с КНДР как с полноправной
ядерной державой. Такой подход, естественно, ставил под вопрос саму идею
продолжения переговоров о денуклеаризации Северной Кореи и
восстановлении е е статуса как безъядерного государства и участника ДНЯО.
Другими словами, в деле ядерного урегулирования на Корейском
полуострове обозначился полный тупик – наиболее серьезный за все время
существования этой проблемы с начала 90 - х годов.
Со всех точек зрения упомянутые неординарные шаги представляются
немотивированными, нелогичными и труднообъяснимыми. Особенно
учитывая тот факт, что сколь - либо заметных признаков роста внешней
угрозы в тот период для КНДР не наблюдалось. К тому же законодательное
закрепление ядерного статуса страны вызвало вполне понятный рост
недоверия со стороны ближайших соседей к подлинным, а не декларируемым
3целям политики северокорейского руководства, существенно сузило
Пхеньяну пространство для маневра на случай продолжения торга с его
внешними оппонентами по широкому кругу вопросов. Разумное объяснение
данному развитию событий, с учетом достоверных известных данных о
стране есть только одно – власть в стране находится в руках местного ВПК.
Однако стоит отметить, что с учетом последних действий Ким Чен Ына, о
которых речь пойдет позднее, можно предположить, что постепенно он
перевел власть в свои руки, устранив наиболее опасных членов
правительства и ВПК.
Эта работа дожна показать, что кризис, остро проявившийся в 2016 - 17
гг. в связи с наращиванием КНДР своего ракетно - ядерного потенциала,
носит комплексный характер. При этом проявление ракетно - ядерных
амбиций северокорейского режима в решающей мере подпитывается не
столько внешними, сколько внутренними факторами. Именно последним
обстоятельством обусловлено то большое внимание, которое в данной работе
уделено внутренним политическим и социально - экономическим процессам,
протекающим в современной Северной Корее, а также тем новым вызовам, с
которыми приходится сталкиваться нынешним властям в Пхеньяне, в отличие
от их предшественников.
Позитивную лепту в улучшении ситуации на Корейском полуострове
помимо двух корейских государств в решающей степени способны внести
ведущие региональные державы. Причем как в формате двусторонних, так и
многосторонних контактов. Вопрос о том, какая форма международного
диалога может быть наиболее продуктивна, также рассматривается в данной
работе в контексте оценки потенциала и возможностей сотрудничества
региональных держав, а также их приоритетов на корейском направлении.
Объектом исследования является внешняя политика КНДР в
современных реалиях.
4Предметом исследования является процесс разрешения
северокорейского ядерного кризиса с участием международного сообщества.
Хронологическими рамками исследования являются начало 2011 г.
по текущее время. Стартом северокорейского ядерного кризиса можно
считать 2012 г., когда были приняты поправки к конституции КНДР,
провозглашающие ее ядерной державой, а итоговым периодом текущий
момент, так как кризис продолжается (окончательный переход на ядерный
курс в КНДР состоялся в мае 2016 г.) по сей день.
Цель исследования: изучить реакцию мирового сообщества на
разработку ядерной программы КНДР и способы выхода из кризиса. Для
достижения поставленной цели автору необходимо решить следующие
задачи:
1. Выявить причины возникновения конфликтной ситуации с возможностью
применения ЯО
2. Охарактеризовать позицию основных игроков в данном регионе по
отношению к северокорейскому кризису.
3. Рассмотреть возможности выхода и поиск решений по предотвращению
эскалации конфликта.
4. Провести анализ переговорного процесса Северной Кореи и странучастников.
5. Изучить особенности и основные проблемы, возникающие в переговорном
процессе КНДР и стран-участников конфликта.
6. Определить варианты развития событий и постараться спрогнозировать
результат международной деятельности с учетом реакции КНДР.
Методологическую основу исследования составляет системный
подход, позволяющий исследовать целостные свойства объекта исследования,
его структуру и динамику. Таким образом, северокорейский ядерный кризис
определяется как система взаимосвязанных внутренних и внешних факторов,
5повлиявших на развитие событий в том ключе, который мы сейчас
наблюдаем.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы
применялись принципы научности, объективности, историзма. Принцип
научности заключался в выдвижении выводов с опорой на достоверные
факты. В свою очередь, принцип объективности позволил рассмотреть
проблемы развития КНДР, становления его правительства при Ким Чен Ыне
и положительное и отрицательное взаимодействие с основными странами
региона. Принцип историзма помог всеобъемлюще провести оценку фактов,
событий, явлений, учитывая исторический контекст рассматриваемого
периода в каждой из представленных государств.
Изучение поставленной темы потребовало применения общенаучных
методов исследования: анализ, синтез, описательный метод, а также
специальных методов:
· исторический метод, с помощью которого было рассмотрено изменение
политики КНДР в качестве объекта, находящегося в постоянном развитии, в
хронологической последовательности на основе изучения источников и
литературы;
· системно-функциональный метод позволил рассмотреть взаимосвязанные
элементы в рамках внутренних фракционных взаимоотношений в
правительстве КНДР и развитие международных отношений с государством;
· институциональный метод, посредством которого был проведен анализ
действий других стран-участников, в частности, США, России, Японии, КНР,
и Республики Корея;
· компаративный метод позволил сравнить развитие КНДР и Республики
Корея и определить характерные различия, приведшие к такому разделению
стран;
6· метод политико-правового анализа, с помощью которого удалось
рассмотреть международно-правовые акты, постановления международного
сообщества относительно северокорейского ядерного кризиса.
Степень изученности темы. Ситуация раскола Корейского полуострова
и возможные формы и методы объединения Южной и Северной Кореи,
проблемы будущего национального сообщества привлекают внимание не
только южнокорейских исследователей, но и ученых-корееведов других
стран.
Теоретическая модель подхода к изменениям социалистической
системы и национальной интеграции определялась в работах таких авторов,
как: R.Dahl, H.Stuke, C.J.Friedrich, Z.K.Brzezinski, C.Johnson, A.Wallace,
F.Fukuyama, A.Meyer, S.Huntington, S.White, D.Nelson, Б.Кагарлицкий,
М.С.Горбачев, Ю.Красин, В.Медведев, Н.Андреева, S.Bronner, H.Brahm,
A.Polkowski, D.Lane, А.Аганбегян, J.Hough, C.Dimbar, S.Hall, RBidwell,
B.R.Pridham, A.Elzioni, M.Minkenburg, Г.Д.Тягай.
Поиски моделей подхода к специфике к условиям северокорейской
системы, к новым отношениям между Южной и Северной Кореей нашли
отражение в работах таких авторов, как: W. Ebenstein, E. Fogelman, R. Tucker,
D. Struik, E. Fromm, H. Marcuse, I. Fetscher, W. Leonhard, Ф. И. Шабшина, Н.
Е. Бажанова, А. В. Торкунов, F.C.Barghoon, G.A.Almond, S.Verba, R.Dahl,
A.Eckstein, R.M.Stogdill, J.M.Burns, L.Cohen, T.Shapiro, R.V.Burks, А.Арбатов,
Л.А.Аносова, И.И.Богдан, А.В.Воронцов, И.О.Горелый, В.И.Денисов,
А.В.Ковалев, Г.С.Матвеева, М.Л.Титаренко, Цыганов.
Долгосрочное прогнозирование направлений изменений
северокорейской системы и типа развития отношений между Южной и
Северной Кореей рассматривают такие авторы, как: R.V.Daniels, S.L.Sharp,
D.P.Hammer, RN.Carew Hunt.
Интерес к проблемам объединения Кореи освещался участниками
научных конференций, в интервью различных деятелей, такими, как Д.
7Дамаскита - специалист по проблемам обеспечения международной
безопасности американского института Гувера, Ли Чон Ок - северокорейский
премьер - министр, Керри - командующий американскими войсками в
Южной Корее, Перри - министр обороны США, Дж. Дейч -директор ЦРУ
США, Квон Ён Хэ - директор Министерства планирования национальной
безоппасности Южной Кореи, Цянь Цичэнь -министр иностранных дел КНР,
Ван Инфань - заместитель министра иностранных дел КНР, М.С.Кашща -
бывший заместитель министра иностранных дел СССР, Г.Кунадзе - посол
России в Южной Корее, В.Денисов - посол России в Северной Корее.
Особое внимание уделено работам российского востоковеда-корееведа,
профессора А. Н. Ланькова.
При подготовке выпускной квалификационной работы источниковой
основой исследования послужил круг источников на русском, английском
языках. Основными источниками данных послужили индивидуальные
исследования проблематики отношений КНДР и других государств. Так же
интерес представляют резолюции и решения международного сообщества по
северокорейскому ядерному кризису. Важные документы по данному
процессу расположены на веб-сайтах ООН и МИД РФ. Кроме того, анализ
информационных материалов отечественных и зарубежных СМИ дает
представление о том, каким был спектр точек зрения по вопросу ядерного
кризиса КНДР в разные периоды и в каком состоянии он находится в данный
момент.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что, по
нашему мнению, в работе удастся оценить деятельность Северной Кореи и
Ким Чен Ына, а также не только рассмотреть, но и сравнить отношение к
КНДР других участников корейского кризиса, которые имеют совершенно
разный статус в данном процесс на примере США, России, Японии,
Республики Корея и КНР.
8Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения,
трех глав, подразделяющихся на параграфы, заключения и списка
использованных источников и литературы.
Сложность разрешения последнего северокорейского кризиса была
связана с несколькими основными обстоятельствами:
• Нужно отметить, что это не первый кризис на Корейском
полуострове, связанный с ядерным арсеналом, но первый, который не
сможет разрешиться очередной паузой в действиях или откатом всего
на старые позиции, без особого ущерба для имиджа участвующих лиц.
В основном это касалось лиц, принимавших активное участие в
повышении «уровня игры» - Д. Трампа и Ким Чен Ына. Уровень накала
был доведен претензиями администрации КНДР и решимостью
Вашингтона довести дело до конца до такой степени, что разрешение
конфликта стало возможно только полным взаимодействием всех
сторон;
• Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что для Вашингтона всегда
оставался рабочим вариант применения военной силы, хоть он и не был
применен;
• Рассматривая возможные пути решения, напрашивается вывод,
что старые варианты разрешения конфликта в виде шестисторонних
переговоров не работают. Ставший привычным спор за размен
ядерного оружия на какие-либо преференции перестал устраивать обе
стороны. Одни не собирались поддаваться шантажу, вторые не хотели
отказываться от ядерного комплекса;
59Опасность в ситуации была дополнительно в том, что стороны не могли
разработать общую концепцию, которая устроила бы все стороны.
Предложение тандема Китай-Россия о «двойном приостановлении»
возможно могло повлиять на изменение ситуации. Но для этого необходимо
точное понимание правильной цели, четкая программа действий и доверие. С
учетом последних развитий событий можно предположить, что стороны
пришли к какому-то соглашению64, детали которого пока не соглашаются, так
что по оптимистичным прогнозам пик ядерного кризиса кончился, если не
случится непредвиденных обстоятельств.
Очень многое зависит от того, к какому консенсусу придут региональные
державы с КНДР. Так же весомым фактором являются сближения мнений по
проблематике между РФ-КНР и США с партнерами, а именно результаты
последних дипломатических диалогов зимой 2017 г. представители
государств договорились решать кризис мирным путем. Нужно отметить, что
несмотря на удавшуюся попытку смягчения ряда рестрикций, в целом РФ
присоединилась к резолюции СБ ООН по конечному варианту санкционного
пакета, а это показывает, что диалог пяти участников возможен и способен
выработать общее решение.
Если рассматривать период с декабря 2017 г. по текущий момент, то
становится заметно, что ситуация заметно изменилась. Со стороны Северной
Кореи в декабре поступило предложение о проведении мирных переговоров с
главой РК65. Далее уступки со стороны КНДР начали поступать с
лавинообразной скоростью — встречи лидеров двух Корей, совместное
выступление двух сборных на ОИ-2018, прекращение ядерно-ракетных
испытаний, отключение громкоговорителей на территории КНДР, и в конце
демонтаж ядерных полигонов и подрыв пусковых шахт.
Дело дошло до проведения переговоров между Д. Трампом и Ким Чен
Ыном, которые должны были состояться в мае этого года, но потом по
64 https://www.rbc.ru/politics/05/03/2018/5a9d42549a79473bc52cd7aa
65 https://www.rbc.ru/photoreport/27/04/2018/5ae2b43d9a79474ef908b244
60неизвестным причинам (и возможно в силу собственной эксцентричности)
президент США отменил решение о встрече. Однако по последним данным,
он снова изменил свое решение66, встреча состоится на американской
территории 12 июня 2018 г. Вероятно, на такое изменение мнения повлияло
то, что после отказа американского президента Ким Чен Ын предложил
встречу В. Путину, а Д. Трамп не захотел уступать одному из главных
соперников на политической арене и решил перехватить стратегическую
инициативу.
Сейчас все будет зависеть от того, как пройдут предстоящие переговоры,
но можно с уверенностью заключить, что если главы государств
прислушаются к мнению друг друга и не будут стоять на своем, то кризис
разрешится мирным и неожиданным путем. Безусловно, администрация
Трампа присудит себе эту «победу» как очередное достижение американской
дипломатии, но справедливости ради это заслуга международного
сообщества.
Можно выделить предположительный ряд причин, которые сподвигнули
руководство КНДР на подобные действия:
• Смена режима в Южной Корее на более миролюбивый. Новый
президент РК со своей стороны начал предлагать шаги по мирному
урегулированию конфликта, и снизил градус негативной пропаганды;
• Объединение мирового сообщества, слишком большая масса
претензий и санкций против КНДР, которые государство не смогло бы
выдержать без коллапса;
• Незримые изменения в политических кругах Северной Кореи,
переход от агрессивной политики к более мирному пути
существования;
66 https://www.bbc.com/russian/news-44270786
61• Неучтенные факторы, закулисные переговоры и предложения,
результаты и суть которых пока не обнародованы;
Таким образом, сейчас все в руках двух президентов и их настроения о
возможности договориться и прийти к консенсусу. КНДР со своей стороны
сделала немало шагов в сторону разрешения проблемы, следующий шаг за
американской стороной и позициями других стран, участвующих в
разрешении корейского ядерного кризиса.
Заявление Министра иностранных дел Республики Беларусь
[Электронный ресурс]. // Официальный сайт ОБСЕ. – URL:
https://www.osce.org/ru/pc/99687 (Дата обращения: 02.06.2018);
2. Резолюция СБ ООН «Нераспространение — Корейская НародноДемократическая Республика» [Электронный ресурс]. // Официальный
сайт ООН. – URL:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/2397(2017) (Дата
обращения: 02.06.2018);
3. Резолюция СБ ООН «Нераспространение — Корейская НародноДемократическая Республика» [Электронный ресурс]. // Официальный
сайт ООН. – URL:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/2356(2017) (Дата
обращения: 02.06.2018);
4. Резолюция МАГАТЭ «Towards a nuclear-weapon-free world»
[Электронный ресурс]. // Официальный сайт ООН. – URL:
http://unbisnet.un.org:8080/ipac20/ipac.jsp?
session=152J101I0643D.56435&profile=bib&uri=full=3100001~!
621040455~!9&ri=1&aspect=subtab124&menu=search&source=~!horizon
(Дата обращения 02.06.2018);
5. Резолюция СБ ООН «Угрозы международному миру и безопасности»
[Электронный ресурс]. // Официальный сайт ООН. – URL:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/2379(2017) (Дата
обращения 02.06.2018);
6. Резолюция СБ ООН «Нераспространение — Корейская НародноДемократическая Республика» [Электронный ресурс]. // Официальный
сайт ООН. – URL:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/2397(2017) (Дата
обращения 02.06.2018);
Литература:
1. Бажанова Н.Е. Основные направления российской внешней
политики. Понимание современной России./ Бажанова Н.Е – Сеул,
Хангук. – 2002. - С. 97-144.
2. Бажанова Н.Е. Перспективы отношений России и Южной Кореи. /
Бажанова Н.Е – Сеул, Тэчжон ильбоса. – 1991. – С. 50-74.
3. Балканский А. Кимр Ир Сен. / Балканский А – Москва, Молодая
гвардия. – 2011. – 243 с.
4. Галкин А., Красин Ю. Национальные интересы и национальная
безопасность России. / Галкин А., Красин Ю. – Москва, Обозреватель. -
1996. – С. 30-41.
5. Демик Б. Повседневная жизнь в Северной Корее. / Демик Б. – СанктПетербург, ЛитРес. - 2015. - 420 с.
6. Жебин А.З. Эволюция политической системы КНДР в условиях
глобализации. / Жебин А.З. – Москва, Русская панорама. 2006г. – 138 с.
637. Жебин А.З. Северная коря: бомбы, ракеты, санкции. Азия и Африка
сегодня. / Жебин А.З. – Москва. – 2017. - №1. – С. 2-9.
8. Жебин А.З. VII съезд Трудовой партии Кореи: предварительные итоги /
Жебин А.З - Проблемы Дальнего Востока, - 2016. -№ 4, -С. 44-53.
9. Жебин А.З. Россия – Республика Корея: в поисках взаимопонимания ;
25-я годовщина установления дипломатических отношений между
Республикой Корея и Россией: результаты и вызовы. / Жебин А.З. ,
Сеул, Университет Ханъян, Институт Дальнего Востока Российской
Академии Наук. - 2016. - С. 39-50.
10.Жебин А.З. Корейское урегулирование: уроки и задачи. / Жебин А.З. –
Москва, ИДВ РАН, -2015, - C. 16-26.
11. Жебин А.З., Асмолов К.В., Захарова Л.В., Ким Ен Ун, Осетрова
М.Е., Самсонова В.Г., Суслина С.С. Корея перед новыми вызовами./
Жебин А.З., Асмолов К.В., Захарова Л.В., Ким Ен Ун, Осетрова
М.Е., Самсонова В.Г., Суслина С.С. - Москва, ИДВ РАН, -2016, - C. 40-
62.
12.Жебин А.З. Закончена ли холодная война в Корее? / Жебин А.З.-.Сеул,
Чосон Ильбо, - 2000. – 251 с.
13.Кирьянов О. Cеверная Корея. / Кирьянов О – Москва, Рипол Классик. –
2017. – 364 с.
14.Кирьянов О. Корея и корейцы. О чем молчат путеводители. / Кирьянов
О. – Москва, Рипол Классик. -2013. - 352 с.
15.Кирьянов О. Южная Корея. / Кирьянов О – Москва, Рипол Классик. –
2017. – 379 с.
16. Курбанов С.О. История Кореи с древности до начала XXI века. /
Курбанов С.О. – СПб, Изд-во Санкт-Петербургского университета. -
2009. - 680 с.
6417.Ким Н.Н. Южная Корея 1945–1948. Политическая история. / Ким Н.Н –
Москва, Наука - Восточная литература. – 2015. - № 2, - С. 23-41.
18.Ланьков А.Н. The Real North Korea: Life and Politics in the Failed
Stalinist Utopia. / Ланьков А.Н. - USA, Oxford University Press. - 2013. 48
p.
19.Ланьков А.Н Неформальная история Северной Кореи. / Ланьков А.Н -
Москва, Восток-Запад. – 2004. – 376 с.
20.Ланьков А.Н 북북북북북북북 (Современная политическая история Северной
Кореи). / Ланьков А.Н - Сеул, Орым. - 1995. (корейский язык)
21.Ланьков А.Н Быть корейцем. / Ланьков А.Н - Москва, Восток-Запад. -
2006. - 542 стр.
22.Ланьков А.Н Корея вчера и сегодня. / Ланьков А.Н – Москва, Наука. -
1995 г. – 475 с.
23.О ситуации вокруг шестисторонних переговоров по ядерной проблеме
Корейского полуострова // Корейский полуостров: время новых
вызовов. Доклады, представленные на 13-й научной конференции
корееведов России и стран СНГ. / Москва, ИДВ РАН. - 2009, - С.22-29.
24.Панин А., Альтов В. Северная Корея. Эпоха Ким Чен Ира на закате. /
Панин А., Альтов В. – Москва, Олма-Пресс. – 2004. - 387 стр.
25.Россия и ядерная проблема на Корейском полуострове, отношения
между Севером и Югом Кореи// Развитие социально-гуманитарного
сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Круглый стол. 23 октября
2009 г. / Москва; - Изд-во РГСУ. - 2010. - С. 99-106.
26.Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе / Санкт-Петербург,
Международная жизнь. -2013. - № 8. - С.39-58.
27.США должны признать КНДР / Metro. 2012. № 131. - С. 8-11.
6528.Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия,
Китай и другие страны Азии. / Титаренко М. Л. – Москва, Памятники
исторической мысли. 2008. - 624 с.
29.Торкунов А.В. Северная Корея: Полководец у власти. / Торкунов А.В. -
Tokyo, Soshisha. - 2004. - 268 стр.
30.Торкунов А.В. Korean Peninsula: the Metamorphosis of Post-War History /
Торкунов А.В. - Tokyo, Soshisha. – 2013. – 358 с.
31.Торкунов А.В., Уфимцев Е. П. Корейская проблема: новый взгляд. /
Торкунов А. В., Уфимцев Е. П. - Москва, Анкил. - 1995. - 255 стр.
32.Торкунов А.В. и др. Неспокойное соседство: проблемы Корейского
полуострова и вызовы для России: коллективная монография. /
Торкунов А.В. и др. - Москва, МГИМО-Университет. – 2015. – 296 с.
33.Шипаев В.И. Корейская буржуазия в национально-освободительном
движении. / Шипаев В. И - Москва, Наука. – 1966. – 164 с.
34.Cumings B. Korea's Place in the Sun. A Modern History. / Cumings B. -
New York, W.W. Norton & Company. – 2005. – 158 p.
35.Gover A.A. Strong Religion: The Rise of Fundamentalisms Around the
World. / Gover A.A. - New York, Pegasus Books. - 2003. – 53 p.
36.French P. North Korea: State of Paranoia. / P. French – Washington, Zed
Books. – 2014. – 71 p.
37.Korean Peninsula: Approaching the Danger Line / Far Eastern Affairs - A
Russian Journal on China, Japan and Asia-Pacific Region. East View
Information services. – 2011. - № 39. - PP. 49-62.
38.North Korea: Impervious to Change / Far Eastern Affairs - A Russian
Journal on China, Japan and Asia-Pacific Region. East View Information
Services. – 2014. - No.3, - PP. 23-49.
6639. Rolio V. Overcoming Obstacles for China-Japan Cooperation over the
Korean Problem. In The Koreas between China and Japan. / Rolio V. –
Tyne, Cambridge Scholars Publishing, - 2014. - PP. 135-150.
40.Robinson M.E. Cultural Nationalism in Korea. / Robinson M.E. Seattle,
University of Washington Press. – 2014. – 191 p.
41.Swenee J. North Korea Undercovwer: Inside the world’s most secret State./
Swenee J. – New York, Pegasus Books. – 2016. – 76 p.
42.The History of Japan-Russia Relations: Challenging Parallel History. /
Tokyo, Univetsity of Tokyo Press. – 2015. – PP. 29-53.
67