ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ РЕЧЕВОГО ЖАНРА «КОМПЛИМЕНТ» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
|
Введение 2
ГЛАВА I. КОМПЛИМЕНТ В ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 5
1.1. История жанра «комплимент» 5
1.2. Комплимент как одна из форм фатической коммуникации 7
1.2. Комплимент как форма речевого этикета 10
1.3. Комплимент как речевой акт 14
1.4. Комплимент в ряду других речевых жанров: комплимент и
похвала 16
1.5. Комплимент как манипулятивный прием 19
Выводы по Главе I: 22
ГЛАВА II. ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ И КЛАССИФИКАЦИИ КОМПЛИМЕНТОВ 24
2.1. Критерии типологизации комплиментов 24
2.2. Комплимент в лексико-стилистическом аспекте 29
2.3. Структура прямого и косвенного комплимента 33
2.3.1. Структура прямого комплимента 33
2.3.2. Структура косвенного комплимента 35
2.3.3. Принципы скрытых комплиментов 39
Выводы по Главе II: 40
Заключение 42
Список литературы
ГЛАВА I. КОМПЛИМЕНТ В ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 5
1.1. История жанра «комплимент» 5
1.2. Комплимент как одна из форм фатической коммуникации 7
1.2. Комплимент как форма речевого этикета 10
1.3. Комплимент как речевой акт 14
1.4. Комплимент в ряду других речевых жанров: комплимент и
похвала 16
1.5. Комплимент как манипулятивный прием 19
Выводы по Главе I: 22
ГЛАВА II. ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ И КЛАССИФИКАЦИИ КОМПЛИМЕНТОВ 24
2.1. Критерии типологизации комплиментов 24
2.2. Комплимент в лексико-стилистическом аспекте 29
2.3. Структура прямого и косвенного комплимента 33
2.3.1. Структура прямого комплимента 33
2.3.2. Структура косвенного комплимента 35
2.3.3. Принципы скрытых комплиментов 39
Выводы по Главе II: 40
Заключение 42
Список литературы
Коммуникация является основой человеческого взаимодействия. Человек входит в общество и социализируется в нем, постигая правила общения с другими его членами, такие как этикет, темы общения, стили общения в определенной роли. В основном это оформляется в его речевых поступках, составляющих речевую коммуникацию.
В исследованиях отечественных ученых комплимент рассматривался с точки зрения различных дисциплин: филологии, риторики, этики и психологии. Исследования концентрируют свое внимание на содержательной стороне комплимента, варьировании в нем различных оценочных характеристик как лексико-грамматических, так и семантикостилистических, выявляют его структурные, семантические и прагматические особенности. Многие из данных трудов посвящены исследованиям проблем коммуникативной функции и жанровой принадлежности комплимента. При этом повышенное внимание было уделено изучению комплимента XX века.
Вопросам, связанным с комплиментом посвящены труды Л.Э. Безменовой, Г.С. Двиняниновой, Е.С. Петелиной, Н.И. Формановской, Р.В. Серебряковой, К.Ф. Седова, Т.В. Шмелевой, В.Е. Гольдина, Г.Г. Почепцова, В.П. Конецкой, А.А. Гируцкого, В.П. Москвина, Т.Г. Хазагерова, Л.С. Шириной, М.В. Китайгородской, В.Е. Миськевича, Ю.В. Рождественского,
О.С. Иссерс, О.Б. Сиротининой, А.А. Акишиной, Е.А. Дмитриевой, В.М. Алпатова, Л.А. Введенской, Л.Д. Чесноковой и др.
Актуальность исследования обусловлена антропоцентричностью современных направлений в исследовании языка, необходимостью применения нового комплексного подхода к исследованию проблематики комплимента. Учитывая важность вербального общения в социальной жизни человека, в познании мира и приобретении новых знаний, установление статуса комплимента представляет научный и практический интерес.
Объектом исследования настоящего исследования являются высказывания-комплименты, выполняющие в процессе общения ряд функций, направленных на гармонизацию человеческих отношений и поддержание принципов кооперации.
Предметом исследования являются лингвистические и лингвокультурологические характеристики комплимента как речевого жанра.
Цель исследования состоит в изучении лингвистической и лингвокультурологической специфики речевого жанра комплимент в современном русском языке.
В связи с указанной целью решается ряд исследовательских задач:
1. Рассмотреть жанр комплимента в теории коммуникации среди других жанров современной русской речи;
2. Рассмотреть комплимент как одну из форм фатической речи;
3. Рассмотреть комплимент как форму речевого этикета и манипулятивный прием;
4. Исследовать возможные подходы к типологизации комплимента;
5. Рассмотреть формы выражения и стилистические и композиционные характеристики комплимента.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и синтез применяется при исследовании и обобщении научных источников;
2. Метод наблюдения применяется в подборе комплиментов;
3. Аналитико-описательный метод применяется в характеристике обнаруженных в фактов.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе обобщаются теоретические сведения о специфике речевого жанра комплимент.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке типологии высказываний-комплиментов с точки зрения их формы, стилистики и прагматики.
Практическая ценность работы заключается в возможности использовать полученные результаты и собранные примеры в теоретических и практических курсах по современному русскому языку, а также курсах лингвострановедения и речевого этикета для иностранцев, изучающих русский язык. Данный материал можно учитывать при составлении программы дисциплины «Русский язык и культура речи» и спецкурса «Речевой этикет».
Композиция исследования отражает основную логику рассуждения и состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В исследованиях отечественных ученых комплимент рассматривался с точки зрения различных дисциплин: филологии, риторики, этики и психологии. Исследования концентрируют свое внимание на содержательной стороне комплимента, варьировании в нем различных оценочных характеристик как лексико-грамматических, так и семантикостилистических, выявляют его структурные, семантические и прагматические особенности. Многие из данных трудов посвящены исследованиям проблем коммуникативной функции и жанровой принадлежности комплимента. При этом повышенное внимание было уделено изучению комплимента XX века.
Вопросам, связанным с комплиментом посвящены труды Л.Э. Безменовой, Г.С. Двиняниновой, Е.С. Петелиной, Н.И. Формановской, Р.В. Серебряковой, К.Ф. Седова, Т.В. Шмелевой, В.Е. Гольдина, Г.Г. Почепцова, В.П. Конецкой, А.А. Гируцкого, В.П. Москвина, Т.Г. Хазагерова, Л.С. Шириной, М.В. Китайгородской, В.Е. Миськевича, Ю.В. Рождественского,
О.С. Иссерс, О.Б. Сиротининой, А.А. Акишиной, Е.А. Дмитриевой, В.М. Алпатова, Л.А. Введенской, Л.Д. Чесноковой и др.
Актуальность исследования обусловлена антропоцентричностью современных направлений в исследовании языка, необходимостью применения нового комплексного подхода к исследованию проблематики комплимента. Учитывая важность вербального общения в социальной жизни человека, в познании мира и приобретении новых знаний, установление статуса комплимента представляет научный и практический интерес.
Объектом исследования настоящего исследования являются высказывания-комплименты, выполняющие в процессе общения ряд функций, направленных на гармонизацию человеческих отношений и поддержание принципов кооперации.
Предметом исследования являются лингвистические и лингвокультурологические характеристики комплимента как речевого жанра.
Цель исследования состоит в изучении лингвистической и лингвокультурологической специфики речевого жанра комплимент в современном русском языке.
В связи с указанной целью решается ряд исследовательских задач:
1. Рассмотреть жанр комплимента в теории коммуникации среди других жанров современной русской речи;
2. Рассмотреть комплимент как одну из форм фатической речи;
3. Рассмотреть комплимент как форму речевого этикета и манипулятивный прием;
4. Исследовать возможные подходы к типологизации комплимента;
5. Рассмотреть формы выражения и стилистические и композиционные характеристики комплимента.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и синтез применяется при исследовании и обобщении научных источников;
2. Метод наблюдения применяется в подборе комплиментов;
3. Аналитико-описательный метод применяется в характеристике обнаруженных в фактов.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе обобщаются теоретические сведения о специфике речевого жанра комплимент.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке типологии высказываний-комплиментов с точки зрения их формы, стилистики и прагматики.
Практическая ценность работы заключается в возможности использовать полученные результаты и собранные примеры в теоретических и практических курсах по современному русскому языку, а также курсах лингвострановедения и речевого этикета для иностранцев, изучающих русский язык. Данный материал можно учитывать при составлении программы дисциплины «Русский язык и культура речи» и спецкурса «Речевой этикет».
Композиция исследования отражает основную логику рассуждения и состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Комплимент европейского образца вошел в русский язык в начале XVIII века, в момент становления новых культурных традиций в России и формирования международных взаимоотношений с другими странами.
Благодаря культивированию речевого поведения, а именно речевой учтивости, галантности и комплимента как ее неотъемлемой составляющей, человек, соблюдающий нормы речевого этикета и владеющий искусством комплимента, стал считаться эталоном образованности и светского поведения.
Комплимент как компонент речевого этикета играет значительную роль в процессе коммуникации, поэтому изучение его специфических черт является особенно важным и актуальным при современном коммуникативном подходе к изучению языка в целом.
Цель фатического общения — установление контакта между собеседниками, поддержание эмоциональной связи и отношений.
Именно бессмысленные разговоры, не несущие ценной информации и передающие эмоциональное состояние собеседников, их мнение, ощущения, мечты и ожидания сближают людей, делают их отношения более теплыми
Адекватная реализация фатической функции речи играет большую роль в достижении коммуникативных целей. Фатика должна пониматься как важнейший компонент успешной коммуникации: задача установления и поддержания контакта — это всегда задача создания такой коммуникативной атмосферы, при которой у собеседника не возникает желания прервать общения и при которой в принципе может быть достигнута исходная коммуникативная цель.
Известно, что комплимент обладает не только эффективной контактоустанавливающей (фатической) функцией, но и мощной функцией воздействия на собеседника.
Поэтому выбор языковых средств в реализации комплимента оказывается весьма значимым. Умение говорить комплименты помогает человеку в социальной и личной жизни, а также в делах и учебе, повышает популярность и помогает установить прочные контакты. В отличие от лести, комплимент содержит небольшое преувеличение достоинств собеседника.
В современном обществе, в котором преобладают негативный эмоциональный фон и деструктивные отношения, важно и необходимо выстраивание положительных коммуникативных ситуаций, т.к. индивид не может постоянно существовать в атмосфере отрицательных эмоций, ему необходимы приятные слова, сказанные в его адрес. К эмоционально настраивающим тактикам относятся: одобрение, похвала, комплимент.
Похвала - хороший отзыв о ком-либо или о чём-либо. Найдётся немного людей, которые бы отрицательно относились к произнесённым хвалебным словам в свой адрес. Положительная коммуникативная ситуация похвалы стимулирует деятельность человека. По значению очень близок похвале комплимент. Основным семантическим признаком комплимента является выражаемое им одобрение. Комплимент также является высказыванием, при помощи которого говорящий рассчитывает вызвать положительную эмоциональную реакцию адресата. Отличительной чертой комплимента является повышенная эмоциональность. Комплимент связан с областью межличностных, субъективно эмоциональных отношений и является небольшим «заслуженным» преувеличением достоинств собеседника. По этому признаку он отличается от лести, которая представляет собой большое и незаслуженное преувеличение. Искренне сказанный комплимент чудесным образом устраняет барьеры в общении людей и настраивает их позитивно по отношению друг другу.
Человек, который умеет дарить комплименты, обязательно привлечет внимание окружающих. А вовремя и искренне сказанный комплимент значительно повысит наши шансы на успех в любом деле.
Процесс общения невозможен без взаимодействия людей друг с другом. Общаясь между собой, они воздействуют друг на друга (убеждают и подчиняются, оскорбляют и извиняются, угрожают и дают отпор, хвалят и выказывают своё одобрение, утешают, дают советы, делают комплименты и т.д.) и при этом используют определенные приемы и методы, которые развертываются в виде стратегических задач - речевых стратегий, а, следовательно, речевых тактик.
Благодаря культивированию речевого поведения, а именно речевой учтивости, галантности и комплимента как ее неотъемлемой составляющей, человек, соблюдающий нормы речевого этикета и владеющий искусством комплимента, стал считаться эталоном образованности и светского поведения.
Комплимент как компонент речевого этикета играет значительную роль в процессе коммуникации, поэтому изучение его специфических черт является особенно важным и актуальным при современном коммуникативном подходе к изучению языка в целом.
Цель фатического общения — установление контакта между собеседниками, поддержание эмоциональной связи и отношений.
Именно бессмысленные разговоры, не несущие ценной информации и передающие эмоциональное состояние собеседников, их мнение, ощущения, мечты и ожидания сближают людей, делают их отношения более теплыми
Адекватная реализация фатической функции речи играет большую роль в достижении коммуникативных целей. Фатика должна пониматься как важнейший компонент успешной коммуникации: задача установления и поддержания контакта — это всегда задача создания такой коммуникативной атмосферы, при которой у собеседника не возникает желания прервать общения и при которой в принципе может быть достигнута исходная коммуникативная цель.
Известно, что комплимент обладает не только эффективной контактоустанавливающей (фатической) функцией, но и мощной функцией воздействия на собеседника.
Поэтому выбор языковых средств в реализации комплимента оказывается весьма значимым. Умение говорить комплименты помогает человеку в социальной и личной жизни, а также в делах и учебе, повышает популярность и помогает установить прочные контакты. В отличие от лести, комплимент содержит небольшое преувеличение достоинств собеседника.
В современном обществе, в котором преобладают негативный эмоциональный фон и деструктивные отношения, важно и необходимо выстраивание положительных коммуникативных ситуаций, т.к. индивид не может постоянно существовать в атмосфере отрицательных эмоций, ему необходимы приятные слова, сказанные в его адрес. К эмоционально настраивающим тактикам относятся: одобрение, похвала, комплимент.
Похвала - хороший отзыв о ком-либо или о чём-либо. Найдётся немного людей, которые бы отрицательно относились к произнесённым хвалебным словам в свой адрес. Положительная коммуникативная ситуация похвалы стимулирует деятельность человека. По значению очень близок похвале комплимент. Основным семантическим признаком комплимента является выражаемое им одобрение. Комплимент также является высказыванием, при помощи которого говорящий рассчитывает вызвать положительную эмоциональную реакцию адресата. Отличительной чертой комплимента является повышенная эмоциональность. Комплимент связан с областью межличностных, субъективно эмоциональных отношений и является небольшим «заслуженным» преувеличением достоинств собеседника. По этому признаку он отличается от лести, которая представляет собой большое и незаслуженное преувеличение. Искренне сказанный комплимент чудесным образом устраняет барьеры в общении людей и настраивает их позитивно по отношению друг другу.
Человек, который умеет дарить комплименты, обязательно привлечет внимание окружающих. А вовремя и искренне сказанный комплимент значительно повысит наши шансы на успех в любом деле.
Процесс общения невозможен без взаимодействия людей друг с другом. Общаясь между собой, они воздействуют друг на друга (убеждают и подчиняются, оскорбляют и извиняются, угрожают и дают отпор, хвалят и выказывают своё одобрение, утешают, дают советы, делают комплименты и т.д.) и при этом используют определенные приемы и методы, которые развертываются в виде стратегических задач - речевых стратегий, а, следовательно, речевых тактик.
Подобные работы
- Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2002 - ЛСГ глаголов, обозначающих этикетные действия: лексико-семантический и лингвокультурологический аспекты (на фоне китайского языка)
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2022 - ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ ЭМОТИВНОСТИ В ДИСКУРСЕ ЖЕНСКИХ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМОВ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - АГИТАЦИОННЫЙ ПРЕДВЫБОРНЫЙ СВЕРХТЕКСТ: ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



