ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Анализ понятия «самооценка» в научной литературе 6
1.2 Психологические особенности учащихся младшего школьного
возраста 6
1.3 Классификация средств массовой информации 23
1.4 Влияние средств массовой информации на младших школьников... 29
Вывод по главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1 Организация исследования. Описание методик 35
2.2 Анализ результатов исследования 37
2.3 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению контроля и
регуляции влияния СМИ на социальное развитие ребенка 43
Вывод по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время мы не можем представить свою жизнь без средств массовой информации, интернета, социальных сетей, они стали нашей неотъемлемой частью жизни. Информационный бум охватил все слои общества, в том числе и младший школьный возраст. Поток информации настолько велик, что дети младшего школьного возраста не способны отбирать полученную информацию.
Ценностные установки в младшем школьном возрасте не достаточно сформированы, поэтому дети не способны адекватно оценивать происходящее на экране. Нередко, дети «примеряют» на себя образы, копируют повадки любимого киногероя, блогера, или ведущего телепередачи. Происходит потеря идентичности ребенка, ребенок верит что, выходя из образа героя, он ничего из себя не представляет, он начинает терять свою индивидуальность и в результате все это влияет на самооценку ребенка.
Роль средств массовой информации изучали зарубежные и отечественные социологи. Ряд исследователей, таких как М. Маклюэн, Э. Дюркгейм, В. С. Коробейников, Б. А. Грушин и др. По мнению известного теоретика медиа М. Маклюэна, средства массовой информации настолько стирают грань между реальностью, что люди в потоке информации не способны критично воспринимать информацию, полученную из средств массовой информации.
Проблема перенасыщения информацией стала одной из важнейших факторов в формировании личностных характеристик младших
школьников.
Цель исследования: Изучить влияние средств массовой
информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста
Предмет исследования: самооценка младшего школьника, виды средств массовой информации.
Гипотеза исследования: заключается в том, младшие школьники, имеющие высокий уровень влияния средств массовой информации, имеют заниженную самооценку.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «самооценка» в научной
литературе.
2. Изучить психологические особенности учащихся младшего школьного возраста.
3. Организовать эмпирическое исследование влияния средств массовой информации на становление самооценки младших школьников.
4. Проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по
исследуемой проблеме;
• тестирование;
• анкетирование.
Методики исследования:
1. Модифицированная методика Т.В. Дембо - С.Н. Рубинштейн - «Самооценка»
2. Анкета «Влияние средств массовой информации на младшего школьника»
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Исследование проводилось в 4 классах, в количестве 57 человек в возрасте 10-11 лет.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции по формированию адекватной самооценки и позитивного отношения к себе.
Структура: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В современной психологической литературе достаточно много говорится о средствах массовой информации и о самооценке в младшем школьном возрасте. Нам предстояло выяснить, существует ли связь между высоким уровнем влияния СМИ и заниженной самооценкой младшего школьника.
Проанализировав научную литературу, мы выяснили, что самооценка это оценка личностью самой себя, своих возможностей и качеств. Средства массовой информации - это система сообщения визуальной, словесной, звуковой информации по принципу широковещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения. На самооценку младшего школьника влияет очень много факторов, включая среду, семью, близких друзей, положение ребенка в группе, средства массовой информации.
Средства массовой информации, безусловно, стали неотъемлемой частью нашего общества, но СМИ воспринимается детьми как источник информации, как способ провести время с интересом. Младшие школьники много времени проводят за просмотром телепередач, программ, ребенок усваивает информацию, но она никак не влияет на самооценку ребенка.
Таким образом, гипотеза о том, что дети, имеющие высокий уровень влияния средств массовой информации, имеют заниженную самооценку, была опровергнута, так как при анализе результатов исследования статистически было выявлено, что взаимосвязи между ними не существует. Скорее всего, это связано с тем, что на становление самооценки младшего школьника влияет очень много факторов, и средства массовой информации не являются основополагающим фактором.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2005.
2. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей - М., 1999. - 495 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 1976. — 158 с.
4. Батюта М.Б. Возрастная психология - М.: Логос, 2013. - 306 с.
5. Березкина О. П. Социально-психологическое воздействие СМИ - М.: Академия, 2009. - 240 с.
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте - М.: Питер, 1968. - 308 с.
7. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.
8. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. - 1992. - С. 99-100.
9. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. - М.: Вильямс,
2004. - 425 с.
10. Вартанова Е. Теория СМИ. - М.: Интегрум, 2009. - 485 с.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М. : Юрайт, 2018.
— 199 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Эксмо, 2005.
— 1136 с.
13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка: Монография. - М., 2005. - С. 3-9.
14. Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование - М.: Деловая книга, 2009. - 352 с.
15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология - М.: Владос-Пр, 2013. - 264 с.
16. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.
17. Засурский Я.Н. Система СМИ в России. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 246 с.
18. Захарова А.В. Структурно - динамическая модель
самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - С. 5-14.
19. Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. - М.: «Бахрах», 2003.
20. Ильясова В. И. Влияние телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста - М.: Символ науки, 2016. - С. 107109.
21. Коновченко С.В. Общество - средства массовой информации - власть -М.: Скагс, 2001.
22. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 287 с.
23. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. - 992 с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Творческий центр «Сфера», 2001. - 462 с.
25. Леонтьев А.Н. Психология общения. - М.: Тарту, 1994.
26. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
27. Лукашенко И. А. Влияние средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников // Приволжский научный вестник. - 2015. - 135-139 с.
28. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
29. Мандель Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2013. - 352 с.
30. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М.:
Просвещение, 2000.
31. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. - М.: ЛитРес, 2016. - 460 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. - 4-е изд. - М.: Academia, 1999. - 456 с.
33. Науменко Т.В. Социология массовых коммуникаций. Учебное пособие. - М.: Питер, 2005. -288 с.
34. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 460 с.
35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы - М.: Тривола, 1995.- 287 с.
36. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1997. - 493 с.
37. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
38. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 366с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
40. Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. - М., 1970. - 271с.
41. Ситников В. П. Техника и технология СМИ. Печать, радио, телевидение - М., 2011. - 416 с.
42. Смирнова Е.О. Детская психология. Учеб. Для студ. Высших педагогических учебных заведений. - М.: Гуманитарный центр Владос, 2003. - 368 с.
43. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации - М.: Гардарики, 2006. - 303 с.
44. Флейк -Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М., 1992. - 212 с.
45. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - С. 99-102.
46. Хмара Г.И. Место телевидения в системе массовых коммуникаций. - М., 1966. - 31с.
47. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М.: Просвещение, 1990. - 135 с.
48. Шаповаленко И.В. Возрастная психология.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
49. Щукина. Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике - М.: Педагогика, 1971. - 352 с. :
50. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Академия, 2004. - 384 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
52. Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников М., 2010-19-25с.