Введение 3
1. Теоретические основы ротации и корпоративной культуры организации 6
1.1. Сущностная характеристика ротации персонала организации 6
1.2. Теоретические основы корпоративной культуры организации 13
1.3. Отечественный и зарубежный опыт ротации персонала организации 24
2. Анализ корпоративной культуры в органах государственной власти 30
2.1. Анализ отрасли промышленности и торговли Республики Татарстан 30
2.2. Характеристика деятельности Министерства промышленности и
торговли РТ 41
2.3. Оценка корпоративной культуры и ротации персонала в Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан 65
3. Направления совершенствования ротации персонала и ее влияния на корпоративную культуры министерства промышленности и торговли Республики Татарстан 72
3.1. Предложения по совершенствованию ротации персонала и ее влияния на
корпоративную культуру государственного органа власти 72
3.2. Эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию
положения о ротации персонала в министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан 76
Заключение 83
Список использованной литературы 85
В соответствии с новым Законом, подписанным Д.А. Медведевым, и вступившим в силу 1 января 2013 года, «перестановка кадров» будет проводиться раз в три-пять лет. Служащих будут назначать на другие должности в том же или другом государственном органе, при этом их оклад на новом месте должен быть не меньше, чем на предыдущем. Чиновникам возместят расходы на переезд и предоставят жилье, если новое место работы окажется в другом городе. Ротация станет обязательной для руководителей территориальных органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. СМИ отмечают, что такой кадровый передел в рядах госслужащих потребовался «для повышения эффективности рабочего процесса и противодействия коррупции».
Если государственные гражданские служащие станут переезжать каждые 3-5 лет в разные регионы нашей страны, на основании плановой ротации, то от этого выиграют все. Госслужащие будут развивать свой кругозор, понимать разность условий жизни в каждом регионе страны, в государстве будет развиваться эффективное взаимодействие всех органов государственной власти. Наконец, что важно для граждан, - государственные служащие не будут обрастать коррупционными связями. Такая мера необходима, скорее всего, с позиции управленческой. Есть понятие «психология руководства и подчинения». Касается оно взаимоотношений начальника и его работников. Если говорить об этом простым языком, все мы несовершенны как руководители и как подчиненные.
Существуют команды, сформированные под конкретного руководителя, после ухода которого они долго не работают на своей должности. По статистике 95% руководителей, формируя резерв «под свою должность», не включают в него квалифицированных специалистов, из-за страха конкуренции, предпочитая им исполнительных и преданных. В отсутствии руководителя такие работники, как правило, беспомощны. Это обычная практика, которой необходимо управлять. Ротация позволяет
решить эту задачу. Она будет управлять и персоналом, и руководителями, тем самым освободит коллектив от тех, кто не являются профессионалами. В системных холдингах и на предприятиях давно практикуется такая система: человека переводят в другой регион - это как проверка, чего он стоит как специалист.
Результаты отечественных исследований состояния системы социального управления свидетельствуют о неэффективности государственной власти, низком образовательном уровне, слабой профессиональной подготовленности и коррумпированности государственного аппарата, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим. Имеющиеся проблемы кадрового состава государственных служащих непосредственно сказываются на служебной деятельности и на ее оценке населением. Данные опросов, проведенных в субъектах Российской Федерации, свидетельствуют об отрицательной оценке гражданами деятельности государственных служащих по оказанию государственных услуг: более 71% опрошенных оценили их качество негативно, примерно 76% респондентов сталкивались с проявлениями коррупции в государственном аппарате.1
Осуществляемая в рамках административной реформы реорганизация системы и структуры федеральных органов власти, четкое определение функций и повышение ответственности государственных органов всех уровней, поиск путей повышения профессионализма и эффективности деятельности государственных служащих требуют формирования нового кадрового ядра из компетентных чиновников. При этом использование «человеческого ресурса» аппарата и современных кадровых технологий является одним из ключевых условий для успешного реформирования государственной службы.
Актуальность темы обусловили выбор объекта, предмета, цели задач исследования.
Цель исследования - изучение использования методов ротации персонала и ее влияние на корпоративную культуру.
Объект исследования - Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.
Предмет исследования - изучение ротации персонала и ее влияния на корпоративную культуру на примере Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ ротации и корпоративной культуры организации.
2. Изучение отечественного и зарубежного опыта ротации персонала организации.
3. Анализ корпоративной культуры в органах государственной власти.
4. Оценка корпоративной культуры и ротации персонала в Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан.
5. Предложения по совершенствованию ротации персонала и ее влияния на корпоративную культуру государственного органа власти.
Период ротации кадров в разных государствах разнится, но наиболее часто устанавливаемый срок замещения государственными служащими одной и той же должности не превышает пяти лет. Облигатная ротация предусматривается, как правило, в отношении служащих, замещающих должности, которые наиболее подверженные коррупции, а не только руководящие должности. Распространенная в правовых государствах система «заслуг» не допускает перемещения в порядке ротации руководителя вместе с его командой. При выборе новой должности учитывается вероятность сохранения коррупциогенных связей с представителями внешней среды (бизнес, организованная преступность и т.д).
Министерство промышленности РТ несет ответственность за разработку и реализацию государственной промышленной политики на основе единой схемы территориального развития республики в целях обеспечения оптимального и эффективного размещения производительных сил и развития потребительского рынка на территории республики. Организация направлена на привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов, в целях эффективного функционирования для достижения поставленных целей.
Государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни, и то и другое определяется внутренней культурой государственного служащего - приверженностью высшим нравственным принципам и ценностям. Корпоративная культура в государственных учреждениях - это система координат, регулируемая Законом о государственной службе, в рамках которой взаимодействуют организация и сотрудники. Во многом корпоративная культура в государственных учреждениях влияет на поведение и имидж сотрудников, поэтому важно уделять достаточное внимание ценностям и традициям компании.
Предложенный методический подход универсален и может быть использован при построении и экономическом обосновании на предприятиях разных видов экономической деятельности. Следует отметить значительные временные затраты на первых этапах внедрения и необходимость постоянного мониторинга процесса ротации.
Мы предложили план перемещений по Министерству промышленности и торговли на год.
Значение прибыли составили больше значения затрат, следовательно, мероприятие можно считать эффективным.
Предложенный методический подход универсален и может быть использован при построении и экономическом обосновании на предприятиях разных видов экономической деятельности. Следует отметить значительные временные затраты на первых этапах внедрения и необходимость постоянного мониторинга процесса ротации.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.:
Маркетинг, 2001. - 39 с. - ISBN 5-94462-025-0.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с изм. от 29.12.2017 № 459-ФЗ).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
4. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". - М.: Проспект, 2014. - 972 с.
Книги, монографии
5. Валиуллина Н.Р. Библиотека: найм персонала: научнопрактическое пособие. / Н.Р. Валиуллина - М.: Либерея-Бибинформ, 2010. - С. 29.
6. Егоршин А. П. Филимонова С. Г. Карьера одаренного менеджера. / А. П. Егоршин, С. Г. Филимонова - М.: Логос, Университетская книга, 2007. - 8 с.
7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. / А. Я. Кибанов - М.: ИНФРА-М, 2001. - 313 с.
8. Журавлев, П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран / П.В. Журавлев: учеб. пособие. - М.: Издательство Экзамен, 2002. - 515 с.
9. Питерс, Т. В поисках эффективного управления: опыт лучших / Т. Питерс; пер. с англ. - М.: Прогресс, 2005. - 325 с.
10. Татарников, А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии / А.А. Татарников. - М.: Дело, 2002. - 84, 135 с.
11. Масааки, И. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / И. Масааки. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 98 с.
12. Коргова, М.А. Кадровый менеджмент / М.А. Коргова. - М.: Феникс, 2007. - 464 с.
13. Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация: монография / под науч. ред. Ю. Г. Одегова. - М.: ИнформЗнание, 2002. - 484 с.
14. Титоренко Г. А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. / Г. А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 400 с.
15. Уткин В. Б. Информационные системы и технологии в экономике / В. Б. Уткин — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 355 с.
16. Баскина Т. Техники успешного рекрутмента. / Т. Баскина - М.: Альпина Бизнес - Букс, 2011. - 200 с.
17. Папкова Л.Л. Подбор персонала. Практика эффективного рекрутмента. / Теория и практика общественного развития. / Л.Л. Папкова - М: Можайский полиграфический комбинат, 2013. - 200 с.
Диссертации
18. Коргова, М.А. Становление кадрового менеджмента в организациях современной России: на материалах региона юга России: диссертация доктора социологических наук: 22.00.08. / Коргова Марина Анатольевна. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2008. - 341 с.
19. Зинченко А.А. Моделирование процессов подбора и
оценки персонала: диссертация к.э.н.: 08.00.13 / Зинченко Алексей
Алексеевич. М.: Математические и инструментальные методы экономики, 2016. - 25 с.
Электронные ресурсы
20. Технологии подбора персонала на базе современных программных продуктов. Персонал Престиж 2019. URL: https'/персонал - престиж.рф/технологии-подбора-персонала-на-базе/ (дата обращения:
18.02.2019) .
21. Актуальные проблемы экономики и управления: теоретические и
прикладные аспекты: материалы Первой международной научно
практической конференции, 2016. URL: http://www.adidonntu.ru/node/1837 (дата обращения: 20.02.2019).
22. Технологии подбора персонала. КА "КБЕ - Кадровый банк
Екатеринбурга" 2018. URL: https://hr-portal.ru/article/tehnologii-podbora-
personala (дата обращения: 20.02.2019).
23. Система управления персоналом. URL:
http://bestreferat.ru/archives/52/bestref-133252.zip (дата обращения: 3.03.2019).
24. Н. В. Демина. Особенности системы отбора персонала в
американских и японских компаниях. URL:
https://pglu.ru/upload/iblock/b16/uch_2010_xiii_00033.pdf (дата обращения:
04.03.2019) .
25. 7 HR-задач, которые может автоматизировать ваша компания.
URL: https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1987800-7-hr-zadach-
kotorye-mozhet-avtomatizirovat-vasha-kompaniya (дата обращения: 6.03.2019).
26. Совершенствование технологии отбора персонала при приеме на
работу. Электронная библиотека студента. URL:
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=604693 (дата обращения: 13.03.2019).
27. Место отбора кадров в системе управления персоналом.
Источники привлечения персонала. Файловый архив студентов. URL: https://xn--b 1adcclonnbcbgxhh1f1e.xn--p 1 ai/raznoe/istochniki-privlecheniya- personala-v-organizaciyu-osnovnye-sposoby-privlecheniya-personala-ix- dostoinstva-i-nedostatki-ocenkapretendentov-kadrovoe-sobesedovanie.html (дата обращения: 14.03.2019).
28. Методы управления персоналом. URL: https://poisk-
ru.ru/s7506t1.html (дата обращения: 15.03.2019).
29. Классификация платежеспособности предприятия.
Экономический клуб знаний. URL: http://www.cleaneast.ru/clulis-106-1.html (дата обращения: 20.03.2019).
30. Культура коучинга в организации. Электронный профессиональный журнал. URL: http://www.hr-portal.ru. (дата обращения:
20.04.2017) .
31. 10 сервисов для автоматизации рекрутинга. URL: https://www.e- xecutive.ru/management/itforbusiness/1981171- 10-servisov-dlya-avtomatizatsii- rekrutinga (дата обращения: 05.05.2019).
32. Джош Берсин, Bersin by Deloitte. В большинстве компаний
доступно слишком много технологий. URL:
https ://www.vedomosti.ru/partner/characters/2018/09/06/780171 -dzhosh-bersin (дата обращения: 05.05.2019).
33. Онлайн-сервисы для автоматизации подбора и оценки
кандидатов на вакансию. URL: http://hr-elearning.ru/servisy-avtomatizacii- podbora-personala/ (дата обращения: 06.05.2019).
34. Как искать кандидатов: VCV, «Хантфлоу», FriendWork и
другие сервисы. Интернет-издание о бизнесе, стартапах, инновациях, маркетинге и технологиях. URL: https://vc.ru/services/58656-kak-iskat-
kandidatov-vcv-hantflou-friendwork-i-drugie-servisy
35. Робот-рекрутер Вера. URL: https://robotvera.com/static/
newrobot/index.html (дата обращения: 10.05.2019).
36. Сервис видеорекрутинга. Pre-interview. URL: https://www.
preint.ru/price (дата обращения:10.05.2019).
37. Обзор современных технологий подбора персонала. HR обзоры. URL: http://hrtime.ru/contents.php?id=392 (дата обращения: 08.05.2019).
38. Хедхантинг. Свободная энциклопедия Википедия. URL: http://ra.wikipedia.org/wiki/Хедхантинг (дата обращения: 15.05.2019).
39. «Успех» Кадровый центр. URL: http://www.uspeh-kazan.com. (дата обращения 19.05.2019).
40. HR-бренд. Формирование бренда работодателя. URL:
ЬИр://’№’№№.е-хесийуе.га/,шк1/т0ех.рЬр/НК-бренд (дата обращения:
20.05.2019) .
41. Мансуров Р.Е., к.э.н. Оценка эффективности обучения персонала. URL: http://psyfactor.org/lib/mansurov3.htm. (дата обращения 20.05.2019).
42. Стратегия развития IT-сферы в России: краткий обзор. URL: http://itmozg.ru/news/1206#.UtpshsKGjIU (дата обращения: 23.05.2019).
43. Повышение эффективности подбора персонала за счет автоматизации процесса. URL: http://efsol.ru/articles/ recruiting-automation.html (дата обращения 20.05.2019).
44. Отзывы о компании Maxima. URL:
https://www.trud.com/userCompany/about/companyId/5983.html (дата обращения: 21.05.2019).
45. Отзывы о компании Akvelon. URL:
https://otrude.net/employers/1726 (дата обращения: 21.05.2019).
46. Оценка компании Яндекс ее текущими и бывшими
сотрудниками. URL: https://moikrug.ru/companies/yandex/scores (дата
обращения: 21.05.2019).
47. Отзывы о ГК FIX. URL:
https://orabote.biz/feedback/list/company/1063625 (дата обращения: 21.05.2019).
48. Оценка компании СКБ Контур ее текущими и бывшими
сотрудниками. URL:
https://moikrug.ru/companies/skbkontur/scores?page=1&sort=comment (дата обращения: 21.05.2019).
Научные работы
49. Сафронова М.А. Арефьева Е.А. Панченко А.С. Разработка SAAS - подсистемы поиска и анализа резюме на Интернет-ресурсах. / М.А. Сафронова Е.А. Арефьева А.С. Панченко. - М., 2016. - 10 с.
50. Шарапова Н.В. Шарапова В.М. Швецова Д.М. Digital-технологии подбора персонала. / Н.В. Шарапова В.М. Шарапова Д.М. Швецова. - М., 2017. - 12 с.
51. Жариков В.В. Лыжникова М.А. Инновационные технологии отбора персонала. / В.В. Жариков М.А. Лыжникова. - М., 2014. - 9 с.
52. Нагибина Н.И. Щукина А.А. HR-DIGITAL: цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами / Н.И. Нагибина А.А. Щукина, М., 2017. - с. 24.