Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Работа №35280

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
632
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты структуры психологической готовности ребенка к школе 8
1.1 Характеристика психологической готовности к обучению в школе 8
1.2 Психолого-педагогические особенности готовности к школьному
обучению детей с проблемами в развитии 15
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет с проблемами в развитии 29
2.1 Описание эмпирического исследования, характеристика испытуемых и
методик исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования готовности детей с нарушениями
речи к обучению в школе 31
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список использованных источников
Приложение


Актуальность изучения готовности детей с нарушениями речи к школе, связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями. Введен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения, обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Переход к начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников: 80- 90 % детей 6 - 7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 - 20 % имеют негрубые нарушения психического здоровья, одним из которых являются дети с речевой патологией [2]. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе[1].
Особенность формирования психологической готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с проблемами в развитии просматривается и через наблюдения в практике: чаще всего у детей с проблемами в развитии отсутствует стремление идти в школу. Поэтому, формирование психологической готовности, в частности, положительного отношения к обучению в школе считается одним из главных аспектов подготовки к обучению в школе у детей 6-7 лет, особенно детей с проблемами в развитии.
Значительное внимание решению этой проблемы уделяли исследователи Н.Л. Белопольская, Н.В. Бабкина, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, В.И. Слободчиков, Т.Г. Пядишева, У.В. Ульенкова и другие, предлагая разнообразные условия формирования психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет с проблемами в развитии. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что развитие мотивации предполагает то, что ребёнок успешно будет обучаться в школе. Т.Г. Пядишева считала, что формирование мотивов будет эффективным, если педагоги создадут специальные условия, обеспечивающие у детей с проблемами в развитии мотивацию учебных действий. Н.В. Бабкина, давая достаточно низкий балл психологической готовности детей с проблемами в развитии, констатировала, что преодолению трудностей способствует обучение через интересные для ребенка занятия. У.В. Ульенкова утверждала, что формирование психологической готовности у детей 6-7 лет с проблемами в развитии предполагает специально подобранные условия и методы индивидуальной и фронтальной работы.
Многие исследователи считают важным формирование психологической готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с проблемами в развитии, отмечают недостаточное развитие отношения ребенка к занятиям в соответствии с ролью ученика, учебных предпочтений и предлагают для формирования готовности к обучению в школе у таких детей разные педагогические условия. Однако педагогические условия разработаны каждое в отдельности, не прослеживается комплексный подход в решении проблемы по отношению к детям данной категории.
Самыми распространенными среди нарушений у детей дошкольного возраста являются нарушения развития речи. По статистике специальной педагогики, учитывающей частоту и различные типы нарушений развития и статистическому учету международных организаций ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения:
- среди нарушений в детской возрастной группе 20% составляют нарушения речи;
- Россия, Финляндия, США, Германия, Швеция - страны, где наиболее частыми являются нарушения речи, затруднения в процессе чтения, письма.
При этом чаще всего звучит логопедическое заключение - общее недоразвитие речи (ОНР). Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова и др., посвятили свои исследования проблеме изучения и коррекции ОНР в дошкольном возрасте. Эти исследования показывают, что ОНР - имеет сложную структуру, вследствие чего необходима планомерная системная коррекционная работа, в ходе которой необходимо опираться на сохранные виды восприятия (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин и др.).
Исходя из вышеизложенной ситуации психологической готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с проблемами в развитии было установлено противоречие между необходимостью формирования психологической готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с проблемами в развитии и отсутствием комплексного подхода к использованию педагогических условий, необходимых для обеспечения этого процесса.
Обозначенное противоречие позволило выявить проблему исследования: каковы отличия в методах формирования психологической готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с проблемами в развитии?
Цель исследования: изучить психологическую готовность к обучению в школе у детей 6-7 лет с проблемами в развитии (на примере детей с ОНР).
Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе
Предмет исследования: психологическая готовность к обучению в школе у детей 6-7 лет с проблемами в развитии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая готовность детей с проблемами в развитии будет недостаточно сформирована, особенно низкий показатель будет иметь мотивационная составляющая готовности детей к обучению в школе.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ проблемы психологической готовности к обучению в школе;
- изучить психолого-педагогические особенности готовности к школьному обучению детей с проблемами в развитии;
- выявить уровень готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет с проблемами в развитии;
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической,
методической литературы по проблеме исследования; психолого - педагогический эксперимент, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Методологической основой данного исследования послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии: Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Т.Д. Барменковой, Ю.Ф. Гаркуши, В.В. Коржевиной, Т.В. Волосовец, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Н.В. Нищевой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной, Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой, В.П. Беспалько, О.И. Кукушкиной, И.В. Роберт и др.
Теоретической основой исследования являются:
- исследования в области формирования готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет, в их числе и с проблемами в развитии (Н.Л. Белопольская, Л.И. Божович, Н.Ю. Борякова, Н.И. Гуткина, Е.А. Лобанова, У.В. Ульенкова и др.);
- исследования об использовании игровой деятельности в формировании психологической готовности у детей 6-7 лет с проблемами в развитии (Т.Д. Зинкевич-Евстифеева, Е.И. Касаткина, Т.Г. Пядишева, Н.И. Новиков, Д.Б. Эльконин);
- исследования об организации предметно-пространственной среды в формировании учебной мотивации (А.Н. Леонтьев, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин);
- исследования о значении включения родителей в формирование психологической готовности к обучению в школе (М.Н. Терещенко).
Практическая значимость заключается в том, что разработанные педагогические условия могут использовать педагоги и специалисты всех дошкольных образовательных организаций для увеличения эффективности деятельности по формированию психологической готовности к обучению в школе у детей с проблемами в развитии 6-7 лет
Экспериментальной базой исследования стали Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 399 комбинированного вида» Советского района г. Казани (испытуемые дети с ОНР) и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 комбинированного вида» Советского района г. Казани (дети с нормальным развитием). В исследовании принимало участие 20 дошкольников 6- 7 лет с проблемами в развитии (ОНР) составившие экспериментальную группу и 20 дошкольников с развитием в норме - составившие контрольную группу на констатирующем этапе эксперимента.
Структура работы: состоит из введения, основной части из 2 глав, выводов после каждой главы, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было изучение особенностей психологической готовности детей с нарушениями речи к обучению в школе.
В нашем исследовании мы выдвигали гипотезу, мы предполагали, что психологическая готовность детей с проблемами в развитии будет недостаточно сформирована, особенно низкий показатель будет иметь мотивационная составляющая готовности детей к обучению в школе. Мы провели исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения. В исследовании были использованы различные методики на выявление психологической готовности детей к обучению в школе по различным компонентам: волевая, мотивационная, социальная, интеллектуальная.
Мы выяснили, что уровень готовности детей, не имеющих нарушения речи, к обучению в школе равен уровню готовности детей с нарушениями речи, а именно, что высокий уровень психологической готовности у детей с нарушениями речи превышает высокий уровень детей без нарушений речи на 5%, таким образом детей с нарушениями речи, показавшими в ходе эмпирического исследования высокий уровень готовности 65%, а не имеющих нарушения речи - 60%. Средний уровень готовности показывает обратные результаты: здесь у детей с нарушениями речи 20%, а у детей без нарушений речи 25% готовности детей. Низкий уровень готовности, в обеих выборках, одинаковый. Что касается компонентов психологической готовности к обучению в школе, то можно сказать, что все компоненты, кроме мотивационной готовности, развиты в соответствии с возрастом, что частично доказывает нашу гипотезу.
Таким образом, исследования показали, что уровень интеллектуальной готовности у детей с нарушениями речи высокий - 65%, средний - 20%, у детей без нарушений речи: высокий 60%, средний - 25%. Волевая готовность, в обеих выборках, показала равные результаты: 75% детей с высоким уровнем готовности и 10% - со средним. Социальная готовность у детей с нарушениями речи: высокий уровень - 85%, средний - 15%, дети, не имеющие нарушения речи, показали иные результаты - 90% детей с высоким уровнем социальной готовности и 10% со средним. Также замечен значительный низкий показатель в формировании мотивационной готовности - у детей с нарушениями речи это 35% высокий уровень, 25% средний и 40% низкий. У детей без нарушений речи - 40% высокого уровня, 25% среднего и 35% низкого, что говорит о низком уровне мотивационной готовности.
Что касается качественных показателей, то в интеллектуальной готовности и социальной дети, имеющие нарушения речи, давали более точные ответы и выполняли задания в большей степен самостоятельно, что, как и количественные показатели, говорит нам о том, что уровень психологической готовности детей с нарушениями речи, на момент эмпирического исследования, выше, чем у детей без нарушений речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза частично доказана: психологическая готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе не имеет определенных особенностей в интеллектуальном, волевом, социальном аспектах готовность сформирована, не отличается от нормотипичных детей, но мотивационная - психологическая готовность страдает и у детей с нарушением речи, и у нормотипичных детей.



1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студентов дефектологического факультета педвузов [Текст] / - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. - 316 с.
2. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / — М.: Книголюб, 2014. - 104 с.
3. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно - методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. Т.В.Волосовец. - М.: В. Секачев, 2013. - 224 с.
4. Вренева, Е.П. Ресурсы информационно - компьютерных технологий в обучении дошкольников [Текст] / Е.П.Вренева // Логопед. - 2015. - №5. - 120 с.
5. Визель, Т.Г. Как вернуть речь [Текст] / Т.Г. Визель. - М.: В. Секачев, 2015. - 224 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / = М., 1961. -336 с.
7. Грибова, О.Е. Что делать если Ваш ребенок не говорит [Текст] / — М.: Айрис-пресс, 2014. - 48 с.
8. Гриншпун, Б.М. Алалия // Логопедия. / Б.М Гриншпун, С.Н. Шаховская. Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высших учебных заведений. [Текст] / / под ред. Л.С. Волковой. -5-е изд., перераб.доп. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 703с.
9. Гутник, Е. П. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
с алалией [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017 .— С. 113-118. — URL
https://moluch.rU/conf/ped/archive/212/11944/ (дата обращения: 21.03.2019).
10. Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР [Текст] / - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с.
11. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда [Текст] / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
12. Жукова, Н.С. Формирование речи у детей с моторной алалией. [Электронный ресурс] http://sinref.ru/ (дата обращения: 25.02.2019).
13. Журова, В. А. Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2016.
— №9. — С. 1120-1122. — URL https://moluch.ru/archive/113/29474/ (дата обращения: 29.03.2019).
14. Захарова, Т.В., Ибрагимова, М.П. Особенности понимания и отражения в речи причинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР [Текст] / / Т.В.Захарова, М.П.Ибрагимова // Логопед. - 2015. - №6. - 120 с.
15. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой.
- М.: ТЦ Сфера, 2011. - 320 с.
16. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия [Текст] / — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2016. — 96 с.
17. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие [Текст] / - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 с.
18. Кузьмина, Н.И., Рождественская, В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. Пособие для логопедов. Изд. 2-е, перераб. и доп [Текст] /- М.: Просвещение, 1977. - 143 с.
19. Лалаева, Р., Серебрякова, Н. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / — СПб.: Союз, 2015. — 224 с.
20. Левина, Р.Е. Изучение неговорящих детей [Текст] / Р.Е Левина. - Хрестоматия по логопедии. Т 2., 23с. / Под ред. Л.С Волковой и В.И Селеверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 96 с.
21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской [Текст] / - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
22. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн / - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - Кн.Ш: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. - 311 с.
23. Лизунова, Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие / Изд. 2 доп. и перераб. [Текст] / - Пермь, 2013. - 60 с.
24. Лынская, М.И. Информационные технологии в работе с безречевыми детьми [Текст] / / М.И.Лынская // Логопед. - 2015. - №3. - 91 с..
25. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя- дефектолога] [Текст] /-/М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2016. — 128 с.
26. Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений [Текст]/ Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова, - М.: Книголюб, 2016. - 128 с.
27. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст]/ под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2013. - 240с.
28. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР [Текст]/ М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 с.
29. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР [Текст]/- М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с.
30. Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером [Текст] /— М.: Академия, 2017. — 240 с.
31. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015 - 400 с.
32. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 [Электронный ресурс] // ФИРО http://www.firo.ru/ (дата обращения: 23.02.2019).
33. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст] / - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 116 с.
34. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2015. - 352 с.
35. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967 [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/ (дата обращения: 23.02.2019).
36. Правдина, О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: «Просвещение», 1973. - с. 272 с ил.
37. Пятница, Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии [Текст] /- М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с.
38. Пятница, Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч.2. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 с.
39. Ранюк, Л.М. Нетрадиционные средства коммуникации в работе с детьми с ОНР / Л.М.Ранюк // Логопед. - 2016. - №2
40. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. — М.: Классик стиль, 2013. — 160 с.
41. Специальная педагогика / Под редакцией Н.М.Назаровой. - М.: ACADEMA, 2000 [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/ (дата обращения: 23.02.2019).
42. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического
развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое
пособие[Текст] / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2014. — 68 с.
43. Федеральный Государственный Образовательные Стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Федеральный Институт Развития Образования http://www.firo.ru/?page id=11003 (дата обращения:
27.02.2019) .
44. Филичева, Т.Б., Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография [Текст] /- М., 2015. - 314 с.
45. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: «Гном-Пресс», 2016. - 80с.
46. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Нарушения речи у детей. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст]/- М.,1993. - 232с.
47. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 1. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 2013. - 103 с.
48. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст] /- М.: «Просвещение», 2014. - 96 с.
49. Характеристика общего недоразвития речи [Электронный ресурс] // Электронный журнал Экстернат.РФ, социальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования http://ext.spb.ru/ (дата обращения: 23.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ