Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия
|
Введение 3
Глава I. Общая характеристика правового положения прокурора в досудебном производстве по уголовным делам 7
1.1. Понятие, сущность и значение прокурорского надзора в досудебном
производстве по уголовным делам, его соотношение с уголовным преследованием 7
1.2. Становление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью
органов предварительного расследования 16
1.3. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание 23
Глава II. Правовые вопросы организации надзора прокурора в досудебном производстве 30
2.1. Правовое регулирование организации надзора прокурора за
процессуальной деятельностью органа дознания и дознавателя 30
2.2. Правовые вопросы надзора прокурора за процессуальной деятельностью
следователя 34
2.3. Организация надзора прокурора за осуществлением процессуального
руководства в органах предварительного расследования 37
2.4. Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими предварительное расследование 42
Заключение 50
Список литературы 54
Глава I. Общая характеристика правового положения прокурора в досудебном производстве по уголовным делам 7
1.1. Понятие, сущность и значение прокурорского надзора в досудебном
производстве по уголовным делам, его соотношение с уголовным преследованием 7
1.2. Становление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью
органов предварительного расследования 16
1.3. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание 23
Глава II. Правовые вопросы организации надзора прокурора в досудебном производстве 30
2.1. Правовое регулирование организации надзора прокурора за
процессуальной деятельностью органа дознания и дознавателя 30
2.2. Правовые вопросы надзора прокурора за процессуальной деятельностью
следователя 34
2.3. Организация надзора прокурора за осуществлением процессуального
руководства в органах предварительного расследования 37
2.4. Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими предварительное расследование 42
Заключение 50
Список литературы 54
Тема прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, несомненно, является важной темой с точки зрения науки прокурорского надзора и уголовно- процессуальной науки. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования статуса прокурора в стадии предварительного расследования. Быстрота предварительного расследования и обеспечение законности эти задачи выполняет прокурор и ему обязаны быть предоставлены уголовно - процессуальным законом соответствующие средства. Российской Федерации 2001 года, на наш взгляд, дает более четкое и последовательное изложение понятия прокурора, в отличие от Закона «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 года. В уголовно - процессуальном кодексе РФ точно урегулировано, собственно, что прокурор в уголовном судопроизводстве - это должностное лицо, которое осуществляет от имени государства уголовное преследование и надзор за процессуальной работой органов дознания и органов предварительного следствия в рамках и границах концепций, установленной уголовно - процессуальным кодексом РФ (ч. 1 ст. 37).
Еще до принятия УПК РФ 2001 года прокурор совершенно обосновано лишился полномочий по надзору за деятельностью судов. Концепцией судебной реформой в Российской Федерации 1991 года за прокурором предполагалось сберечь надзорную функцию за органами предварительного расследования, уголовного преследования и процессуального управления расследованием.
Прокурор - это должностное лицо органа прокуратуры РФ, являющееся участником судебного процесса со стороны обвинения и принимающее участие во всех стадиях уголовного судопроизводства. Но особенно значимо его участие в ходе предварительного расследования, потому что он гарантирует и держит под контролем законность и обоснованность процессуальной деятельности органов и, а также других должностных лиц органов, которые осуществляют производство по уголовному делу в форме дознания.
Задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, процессуального статуса прокурора в предварительном расследовании являются предметом исследования. Следует заметить диссертационные исследования М. В. Серебрянниковой «Прокурорский надзор за уголовно - процессуальной работой организаций, осуществляющих предварительное расследование» 2013 год ; А.В. Чубыкина «Процессуальное положение прокурора в период возбужденности уголовного дела» 2014 года; К.А. Таболиной «Надзор прокурора за возбуждением и расследованием преступлений» 2015 года ;
-5
Д.А. Сычева «Содержание и реализация прокурором функций наблюдения и уголовного преследования в досудебных стадиях уголовного процесса» 2016 года.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не закрепил прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, в качестве отдельной ветви, а сделал это в одном ряду с прокурорским надзором за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, не отделив предмет надзора, сферы правоотношений в отношении поднадзорных органов. Неразрешенным остается и вопрос, входит ли выполнение важного порядка разрешения сообщений о правонарушениях в объект прокурорского надзора за исполнением законов органами, исполняющими предварительное расследование. Вследствие, разделения функций прокуратуры согласно исполнению уголовного преследования и надзора прокуроры были лишены существенной доли своих властно - распорядительных полномочий, в особенности в области выполнения законов органами, осуществляющими предварительное расследование.
Целью настоящего исследования является формирование целостного научного представления о прокурорском надзоре за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих
задач:
— определить понятие, сущность и значение прокурорского надзора в досудебном производстве по уголовным делам;
— выявить предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющих предварительное следствие и дознание;
— определить организацию надзора прокурора за осуществлением процессуального руководства в органах предварительного расследования;
— сформулировать способы повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных учёных-правоведов в сфере уголовно-процессуального права: И.О. Антонов, Е.А. Буглаева, А.Ю. Верин, А.Ю. Епихин, К.Б. Калиновский, М.Е. Клюкова, В.А. Лазарева, М.В. Серебрянникова, М.М. Шамсутдинов и другие.
Нормативную основу настоящего исследования составили положения норм Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и иных федеральных законов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, первая глава разделена на три параграфа, а вторая глава разделена на четыре параграфа, заключения и списка литературы.
Еще до принятия УПК РФ 2001 года прокурор совершенно обосновано лишился полномочий по надзору за деятельностью судов. Концепцией судебной реформой в Российской Федерации 1991 года за прокурором предполагалось сберечь надзорную функцию за органами предварительного расследования, уголовного преследования и процессуального управления расследованием.
Прокурор - это должностное лицо органа прокуратуры РФ, являющееся участником судебного процесса со стороны обвинения и принимающее участие во всех стадиях уголовного судопроизводства. Но особенно значимо его участие в ходе предварительного расследования, потому что он гарантирует и держит под контролем законность и обоснованность процессуальной деятельности органов и, а также других должностных лиц органов, которые осуществляют производство по уголовному делу в форме дознания.
Задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, процессуального статуса прокурора в предварительном расследовании являются предметом исследования. Следует заметить диссертационные исследования М. В. Серебрянниковой «Прокурорский надзор за уголовно - процессуальной работой организаций, осуществляющих предварительное расследование» 2013 год ; А.В. Чубыкина «Процессуальное положение прокурора в период возбужденности уголовного дела» 2014 года; К.А. Таболиной «Надзор прокурора за возбуждением и расследованием преступлений» 2015 года ;
-5
Д.А. Сычева «Содержание и реализация прокурором функций наблюдения и уголовного преследования в досудебных стадиях уголовного процесса» 2016 года.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не закрепил прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, в качестве отдельной ветви, а сделал это в одном ряду с прокурорским надзором за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, не отделив предмет надзора, сферы правоотношений в отношении поднадзорных органов. Неразрешенным остается и вопрос, входит ли выполнение важного порядка разрешения сообщений о правонарушениях в объект прокурорского надзора за исполнением законов органами, исполняющими предварительное расследование. Вследствие, разделения функций прокуратуры согласно исполнению уголовного преследования и надзора прокуроры были лишены существенной доли своих властно - распорядительных полномочий, в особенности в области выполнения законов органами, осуществляющими предварительное расследование.
Целью настоящего исследования является формирование целостного научного представления о прокурорском надзоре за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих
задач:
— определить понятие, сущность и значение прокурорского надзора в досудебном производстве по уголовным делам;
— выявить предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющих предварительное следствие и дознание;
— определить организацию надзора прокурора за осуществлением процессуального руководства в органах предварительного расследования;
— сформулировать способы повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных учёных-правоведов в сфере уголовно-процессуального права: И.О. Антонов, Е.А. Буглаева, А.Ю. Верин, А.Ю. Епихин, К.Б. Калиновский, М.Е. Клюкова, В.А. Лазарева, М.В. Серебрянникова, М.М. Шамсутдинов и другие.
Нормативную основу настоящего исследования составили положения норм Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и иных федеральных законов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, первая глава разделена на три параграфа, а вторая глава разделена на четыре параграфа, заключения и списка литературы.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия был закреплен в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» равно как один из основных течений надзорной деятельности прокуратуры. Совместно с тем в ст. 37 УПК РФ установлено, что прокурор является должностным лицом, осуществляя от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия так же является надзором за исполнением законов этими органами, именно вся процессуальная деятельность выражается на основе закона.
Наряду с реализацией уголовного преследования такого рода надзор представляется одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Прокурор должен гарантировать непрерывный надзор за процессуальной работой всех органов дознания и предварительного следствия. Для этого уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору.
С целью особой роли прокурора в досудебном производстве, предметом прокурорского надзора понимается законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений. Данное положение сформулировано в ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ». Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. К ним могут быть отнесены: 1) законность разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, постановлений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел; 2) законность задержания подозреваемого; 3) законность привлечения лица в качестве обвиняемого; 4) возбуждение ходатайств перед судом о применении к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста и о продлении срока содержания под стражей; о применении иных мер процессуального принуждения; о производстве следственных действий в случаях, предусмотренных законом; 5) обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления; 6) исполнение требований закона об установлении всех обстоятельств, доступных доказыванию по уголовному делу.
С введением в действие с 1 июля 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса РФ роль прокурора в досудебном производстве по уголовным становится более значительной. В приказе Г енерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. № 7 «Об организации исполнения ФЗ «О введении в действие УПК РФ» и переходе органов прокуратуры к работе в новых обстоятельствах уголовного судопроизводства» замечается, что на прокурора возлагается основная роль в исполнении уголовного преследования, а кроме того надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, соблюдением законности, конституционных прав и свобод граждан.
Полномочия прокурора, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе, можно традиционно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона. Характерной их чертой является то, что эти полномочия носят ярко выраженный властно-распорядительный характер. Полномочия прокурора являются универсальными: ими в
большинстве случаев пользуются не только сами прокуроры, но и их заместители, старшие помощники, помощники, прокуроры отделов и управлений. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания и предварительного следствия независимо от ведомственной подчиненности.
К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, относятся: 1) право и обязанность прокурора проверять исполнение
требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК); 2) право участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия; 3) право и обязанность прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя, дознавателя (ст. 124 УПК). Большой объем требований дан прокурору в интересах устранения нарушений закона. Это такие требования, как: 1) право отменять незаконные и необоснованные постановления
нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК); 2) право давать письменные указания органам дознания и предварительного следствия (ч. 3 ст. 37 УПК); 3) право возвращать уголовные дела для дополнительного расследования (п. 15 ч. 2 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК); 4) право отстранять дознавателя или следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования (п. 7 ч. 2 ст. 37 УПК).
Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно менее допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставляемых прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона.
Последнее имеет предупредительное значение для недопущения впредь подобных нарушений иными должностными лицами органов дознания и органов предварительного следствия.
Своевременная проверка уголовного дела, находящегося в производстве следователя или лица, производящего дознание, позволяет выявить не только то, допускались ли следователем какие-либо нарушения прав участников процесса, но и насколько органами предварительного следствия выполняются обязанности. Проверка дел, находящихся в производстве, позволяет выявить, например, случаи, когда по уголовным делам следственные действия длительное время не проводятся.
Основным способом предупреждения нарушений закона следователями и лицами, производящими дознание, является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в производстве, которая должна производиться в следственном подразделении. Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда по этим делам продляются сроки расследования или когда они поступают к прокурору с обвинительным заключением, а в процессе расследования.
К числу полномочий прокурора, направленных на предупреждение нарушений закона, можно также отнести право проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (что также является и обязанностью прокурора), участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, санкционировать производство определенных действий следователя в случаях, предусмотренных законом, передавать уголовные дела от органа дознания следователю, от одного органа предварительного следствия другому или от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования.
Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия так же является надзором за исполнением законов этими органами, именно вся процессуальная деятельность выражается на основе закона.
Наряду с реализацией уголовного преследования такого рода надзор представляется одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Прокурор должен гарантировать непрерывный надзор за процессуальной работой всех органов дознания и предварительного следствия. Для этого уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору.
С целью особой роли прокурора в досудебном производстве, предметом прокурорского надзора понимается законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений. Данное положение сформулировано в ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ». Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. К ним могут быть отнесены: 1) законность разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, постановлений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел; 2) законность задержания подозреваемого; 3) законность привлечения лица в качестве обвиняемого; 4) возбуждение ходатайств перед судом о применении к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста и о продлении срока содержания под стражей; о применении иных мер процессуального принуждения; о производстве следственных действий в случаях, предусмотренных законом; 5) обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления; 6) исполнение требований закона об установлении всех обстоятельств, доступных доказыванию по уголовному делу.
С введением в действие с 1 июля 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса РФ роль прокурора в досудебном производстве по уголовным становится более значительной. В приказе Г енерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. № 7 «Об организации исполнения ФЗ «О введении в действие УПК РФ» и переходе органов прокуратуры к работе в новых обстоятельствах уголовного судопроизводства» замечается, что на прокурора возлагается основная роль в исполнении уголовного преследования, а кроме того надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, соблюдением законности, конституционных прав и свобод граждан.
Полномочия прокурора, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе, можно традиционно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона. Характерной их чертой является то, что эти полномочия носят ярко выраженный властно-распорядительный характер. Полномочия прокурора являются универсальными: ими в
большинстве случаев пользуются не только сами прокуроры, но и их заместители, старшие помощники, помощники, прокуроры отделов и управлений. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания и предварительного следствия независимо от ведомственной подчиненности.
К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, относятся: 1) право и обязанность прокурора проверять исполнение
требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК); 2) право участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия; 3) право и обязанность прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя, дознавателя (ст. 124 УПК). Большой объем требований дан прокурору в интересах устранения нарушений закона. Это такие требования, как: 1) право отменять незаконные и необоснованные постановления
нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК); 2) право давать письменные указания органам дознания и предварительного следствия (ч. 3 ст. 37 УПК); 3) право возвращать уголовные дела для дополнительного расследования (п. 15 ч. 2 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК); 4) право отстранять дознавателя или следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования (п. 7 ч. 2 ст. 37 УПК).
Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно менее допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставляемых прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона.
Последнее имеет предупредительное значение для недопущения впредь подобных нарушений иными должностными лицами органов дознания и органов предварительного следствия.
Своевременная проверка уголовного дела, находящегося в производстве следователя или лица, производящего дознание, позволяет выявить не только то, допускались ли следователем какие-либо нарушения прав участников процесса, но и насколько органами предварительного следствия выполняются обязанности. Проверка дел, находящихся в производстве, позволяет выявить, например, случаи, когда по уголовным делам следственные действия длительное время не проводятся.
Основным способом предупреждения нарушений закона следователями и лицами, производящими дознание, является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в производстве, которая должна производиться в следственном подразделении. Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда по этим делам продляются сроки расследования или когда они поступают к прокурору с обвинительным заключением, а в процессе расследования.
К числу полномочий прокурора, направленных на предупреждение нарушений закона, можно также отнести право проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (что также является и обязанностью прокурора), участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, санкционировать производство определенных действий следователя в случаях, предусмотренных законом, передавать уголовные дела от органа дознания следователю, от одного органа предварительного следствия другому или от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования.
Подобные работы
- Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2024 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания
Бакалаврская работа, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за органами дознания и предварительного следствия
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за соблюдением законности органами дознания и
предварительного следствия
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов
предварительного следствия и дознания
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за деятельностью в сфере расследования преступлений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за процессуальной
деятельностью органов дознания и
предварительного следствия
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022



