Введение 3
Раздел 1. Специфика функционирования молодежного
сегмента рынка труда 12
Раздел 2. Положение молодых специалистов на региональном рынке труда
и стратегии их поведения при трудоустройстве 33
Раздел 3. Возможности трудоустройства и стратегии поведения молодых
специалистов-социологов на татарстанском региональном рынке труда
(опыт прикладного исследования) 52
Заключение 74
Список использованных источников и литературы
Актуальность. Необходимость оценки положения молодежи на рынке труда обусловлена тем, что молодые люди - будущее страны, от которых будет зависеть последующее развитие общества. Молодые люди, получающие сегодня профессиональное образование, способны оказать существенное влияние на состояние рынка труда в ближайшем будущем. Однако, на сегодняшний день они оказываются одной из особо уязвимых категорий, которые испытывают сложности при трудоустройстве. Молодые специалисты - выпускники высших профессиональных учреждений, которые впервые ищут работу и молодежь без образования и специальности - входят в группу риска и являются проблематичными участниками российского рынка труда. Главная особенность этой группы - наличие противоречия между социально-профессиональными ориентациями молодых людей и потребностями и требованиями предприятий, организаций и фирм.
По данным федеральной службы государственной статистики в 2014 и в 2015 году большинство безработных граждан составляла молодежь в возрасте 2029 лет (36%). В 2015 году среди безработных граждан с высшим образованием 53,5% составляли молодые люди в возрасте 20-29 лет. В 2016 году среди безработных граждан 35,6% составляли молодые люди в возрасте 20-29 лет. В республике Татарстан на 2016 год уровень безработицы среди 20-29 летних молодых людей составлял 38,4%. Самый высокий уровень безработицы присущ именно данной возрастной группе, к которой относятся и молодые специалисты. В ноябре 2017 года среди безработных граждан 20,6% составляла молодежь до 25 лет. В феврале 2018г. среди безработных доля молодежи до 25 лет составила 19,9%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 25,4%.
Директор Центра социального проектирования и молодежной политики А.В.Коршунов, анализируя проблемы молодежи на рынке труда в современной России, высказал мнение, что «положение молодежи на рынке труда отличается сложностью и противоречивостью, связанных с высоким уровнем потребности в молодежном труде и таким же высоким уровнем молодежной безработицы».
Несбалансированность современного рынка труда России является актуальной темой для большинства регионов страны уже 15-20 лет. Разрыв между требованиями работодателей и профессиональными знаниями и умениями молодых специалистов, несоответствие качества образования требованиям современного рынка труда затрудняет процесс трудоустройства молодых специалистов. Также проблемой, затрудняющей трудоустройство молодых специалистов, является дефицит рабочих мест на рынке труда по некоторым специальностям. При этом сами молодые специалисты также нередко отказываются от трудоустройства по специальности по причине низкой оплаты труда, неудовлетворенности предлагаемой работой и условиями труда. Все эти факторы ведут к низкой эффективности использования труда молодых специалистов и перепроизводству специалистов с высшим образованием.
Также следует отметить, что переход к рыночной экономике потребовал нового понимания и эффективности различных стратегий поведения. Рыночная экономика предлагает определенный новый тип взаимоотношения между работником и работодателем, и в таких социально-экономических условиях важное значение приобретает профессиональная социализация молодых специалистов, которая связана с усвоением новых стратегий поведения для успешного трудоустройства.
Молодые специалисты, окончившие высшие учебные заведения, выбирают стратегию поведения на рынке труда в зависимости от собственных притязаний и планов на будущую жизнь. В силу своей разнородности и влияния различных факторов, они демонстрируют различные стратегии поведения на рынке труда.
В условиях современного состояния рынка труда в России особый интерес приобретают индивидуальные стратегии поведения молодых специалистов на рынке труда.
Исследовательская проблема: Проблемы трудоустройства, связанные, с одной стороны, дефицитом рабочих мест на рынке труда по отдельным профессиям, вследствие перепроизводства специалистов с высшим образованием, а с другой стороны - несоответствием профессиональных качеств молодых людей требованиям, предъявляемым современным рынком труда, вынуждают молодых специалистов искать новые стратегии поведения для успешного трудоустройства.
Основной исследовательский вопрос: Какие стратегии поведения молодых специалистов наиболее часто встречаются на современном рынке труда?
Степень разработанности темы. В отечественной социологии изучению рынка труда, проблем трудоустройства молодых специалистов, их положения на рынке труда посвящено значительное число научных трудов. Так, П.Э.Шлендер в учебнике «Рынок труда» , В.В.Адамчук, О.В.Ромашов, М.Е.Сорокина в работе «Социология труда» раскрывают сущность рынка труда, его функционирование, виды, сегменты. Отдельно рассматривались такие важные категории, как спрос на труд и предложения труда, а также раскрывались вопросы, связанные с занятостью населения и безработицей. Ю.А.Гударенко в статье «Рынок труда как социальный институт в современном российском обществе» рассматривает рынок труда как социальный институт, раскрывает его характеристики, также она показывает, как разные авторы интерпретируют определение «рынка труда».
А.Г.Коровкин в своей работе «Динамика занятости и рынка труда в РФ в перспективе до 2030г.» раскрывает проблемы современного состояния сферы занятости и рынка труда, он отдельно рассматривает проблемы со стороны предложения рабочей силы и со стороны спроса на рабочую силу. Также им был проведен анализ основных тенденций развития сферы занятости и рынка труда. И.В.Курышов в своей статье «Специфика молодежного рынка труда» пишет о занятости молодых людей, о том, какими характеристиками обладает молодежный рынок. Он рассматривает положение молодых людей на рынке труда с переходом на рыночную экономику. Г.А.Чередниченко в работе «Запросы рынка труда» и С.Ю.Рощин в работе «Совмещение учебы и работы студентами российских вузов» и В.С.Харченко «Совмещение работы и учебы в вузе: новые практики или новые смыслы» рассматривают то, как профессиональное образование взаимодействует с рынком труда, какую роль на сегодняшний день играет образование на рынке труда. Б.Д.Беспарточный и О.В.Рудакова в своей статье «Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда» , Е.А.Маклакова в работе «Трудоустройство молодых специалистов» , В.Н.Бобков в статье «Требования работодателей города Москвы к молодым специалистам и проблемы их подготовки в учебных заведениях: региональная специфика» , Б.Ч.Месхи в работе «Проблемы и парадоксы трудоустройства студенческой молодежи в оценках работодателей» , Н.И.Прокопов в работе «Практики и тенденции успешного трудоустройства молодежи» и Вишневская Н.Г. в работе «Молодежь на рынке труда крупного города: проблемы эффективного трудоустройства» анализировали требования работодателей, их отношение к молодым специалистам, они показали то, как оценивают себя, свое положение на рынке труда молодые специалисты. Данные авторы показали, какие барьеры существуют при трудоустройстве молодых специалистов, на что акцентируют внимание работодатели при приеме на работу, какие существуют расхождения мнений работодателей и молодых специалистов. Т.А.Труфанова в своей работе «Профессиональная адаптация выпускников вузов как особой категории рабочей силы» выделила положительные и отрицательные для работодателя черты молодых специалистов. Н.Н.Федотова и Е.Л.Омельченко, С.С.Белова в работе «Стратегии трудоустройства выпускников вузов на рынке труда в республике Мордовия» и А.А.Борисова в своей статье «Стратегии трудоустройства студентов вузов» на основе вторичного анализа и собственного исследования определили стратегии поведения молодых специалистов на рынке труда.
Объект дипломной работы - молодежный сегмент рынка труда
Предмет - поведенческая сторона трудоустройства молодых специалистов на региональном рынке труда
Цель работы - определить стратегии поведения молодых специалистов на региональном рынке труда
Задачи:
1) раскрыть содержание понятия «рынок труда» и определить специфику его функционирования;
2) выявить особенности молодежного рынка труда в современных российских условиях;
3) проанализировать результаты социологических исследований, проведенных российскими социологами по вопросам трудоустройства молодых специалистов на рынке труда;
4) по результатам вторичного анализа данных российских социологических исследований трудоустройства молодых специалистов, определить положение молодых специалистов на рынке труда, стратегии их поведения;
5) определить, как оценивают работодатели молодых специалистов, и какие основные требования выдвигают при приеме их на работу;
6) проанализировать результаты собственного исследования и определить положение молодых специалистов-социологов на рынке труда города Казани, требования работодателей к ним и основные стратегии их поведения.
Основная гипотеза дипломной работы: невостребованность, связанная с перепроизводством специалистов с высшим образованием, и недостаточность их знаний и навыков, ведут к тому, что работодатели отказываются принимать на работу молодых специалистов.
Теоретико-методологическая основой дипломной работы послужила теория структурации Э.Гидденса. По Э.Гидденсу «Основная сфера исследования в социальных науках, согласно теории структурации, есть не опыт индивидуального актора и не существование какой-либо формы социальной целостности, а социальные практики, упорядоченные во времени и пространстве»24. Структурационная теория Э.Гидденса по сути представляет собой теорию взаимосвязи между действием и структурой. Таким образом, действие и структура не могут пониматься в разрыве друг от друга, любое социальное действие включает в себя структуру, а любая структура предполагает социальное действие. Действие и структура неразрывно взаимосвязаны в текущей человеческой деятельности или практике. В своей дипломной работе мы рассматриваем молодых специалистов, которые создают социальные практики, связанные с трудоустройством и структуры в лице работодателей различных организаций и их взаимосвязь, влияние друг на друга.
В своем исследовании мы будем использовать качественно-количественную стратегию. С помощью количественного метода, а именно анкетного опроса, мы будем изучать намерения выпускников вузов, их предстоящую стратегию, как будущих молодых специалистов, выясним как такие структуры, как университет и рынок труда, влияют на их предстоящую социальную практику. С помощью качественного метода, неформализованного интервью, мы будем изучать, как работодатели влияют на стратегии молодых специалистов и как молодые специалисты влияют на работодателей.
Эмпирической базой дипломной работы послужили:
1) вторичный анализ результатов социологических исследований, проведенных российскими социологами:
• исследования, проведенные Центром тестирования и развития «Гуманитарные Технологии» в МГУ за 2007-2010 гг., участниками которых стали в общей сложности более 400 компаний-работодателей из различных регионов России;
• социологический опрос, проведенный в марте 2013 года в Мордовии на тему: «Стратегии трудоустройства выпускников вузов на рынке труда», в ходе которого было опрошено 254 выпускника МГУ им. Н. П. Огарева и МГПИ им. М. Е. Евсевьева;
• опрос, проведенный в 2013 году исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, участниками которого стали 1000 респондентов (менеджеры по персоналу и представители кадровых служб организаций);
• исследование «Мониторинг трудоустройства и карьерного продвижения выпускников - 2013», проведенное в январе 2014 года Оренбургским государственным университетом среди 309 выпускников вуза, спустя полгода после окончания обучения;
• исследование, проведенное в конце 2015 года кафедрой экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г.В.Плеханова о положении молодежи на рынке труда города Москвы.; участники данного исследования - работодатели (руководители и кадровые службы (всего было получено 147 анкет)), а также молодежь, которая опрашивалась на улицах и центрах занятости (всего было 1589 респондентов);
• мониторинговое межрегиональное социологическое исследование «Противоречия и парадоксы социализации студенческой молодежи в условиях транзитивности современного российского общества», проведенное центром социально-политических исследований ЮФУ (Южно федерального университета) в 2006, 2011 и 2016 гг.;
• социологический опрос «Управление трудоустройством выпускников вузов в условиях модернизируемой экономики», который проводился Центром социологических исследований Московского педагогического государственного университета и Центром карьеры Московского технологического университета с декабря 2016г. по февраль 2017г. среди директоров, заместителей директоров, руководителей структурных подразделений организаций г.Москвы (всего в исследовании приняли участие 100 организаций-работодателей);
2) анализ результатов собственного исследования: анкетный опрос среди 89 выпускников-социологов, неформализованное интервью с 16 молодыми специалистами-социологами и экспертный опрос с 3 работодателями- социологами.
Структура работы включает в себя введение, три раздела, а также заключение, список использованных источников и литературы и приложения. В первом разделе раскрывается понятие рынка труда, представлены его функции, виды и сегменты, особенности функционирования, основные участники, компоненты, рассмотрена специфика молодежного рынка труда. Во втором разделе проанализированы работы российских исследователей и сделаны выводы об особенностях трудоустройства молодых специалистов. В третьем разделе - описаны и проанализированы материалы собственного анкетного опроса с выпускниками вузов, обучающихся на факультете социологии и неформализованного интервью с молодыми специалистами-социологами и их потенциальными работодателями.
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы, то есть рынок труда - «совокупность экономических связей между спросом и предложением рабочей силы; место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; поле взаимоотношений отдельного предприятия и его работников, потенциальных или фактических, но заинтересованных в переходе на новое место работы в пределах организации» . Сущность рынка труда строится на экономических отношениях, связанных с обменом рабочей силы на жизненные средства, которые строятся на законе спроса и предложения, конкуренции, стоимости рабочей силы, производительности труда. Основными его элементами являются субъекты рынка труда (работодатели, наемные работники, государство и его органы), правовые аспекты, службы занятости населения, социальная защита, инфраструктура рынка труда, его конъюнктура. Если говорить о сегментах рынка труда, а его видах, то выделяют: 1) трудодефицитный, трудоизбыточный, равновесный рынки труда; 2) общегосударственный (национальный), региональный и местный; 3) открытый и закрытый; 4) формальный и неформальный.
Важным условием формирования рынка труда является наличие множества работодателей, которые предлагают рабочие места, и свободная конкуренция между наемными работниками за привлекательные рабочие места. Конкуренция является важным механизмом рынка. Полноценное функционирование рынка труда зависит от развитой инфраструктуры (государственные и негосударственные структуры, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды и другие организации, обеспечивающие эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда). Также нормальное функционирование рынка труда обеспечивают свободный перелив капитала, сокращение и ликвидация устаревших рабочих мест и создание новых, изменения в размещении производительных сил. Однако, современное состояние сферы занятости и рынка труда сопровождается проблемами, связанными с согласованием спроса и предложения: количественный дисбаланс, качественное несоответствие и нескоординированность системы профессионального образования с динамикой спроса на рынке труда.
Данные противоречия сказываются на молодежном рынке труда, который характеризуется низкой конкурентоспособностью, завышенным уровнем притязаний у части молодежи, отсутствием механизма, корректирующего профессиональное обучение с учетом социально-экономического развития региона, отсутствием программ трудовой адаптации молодых специалистов на предприятиях, несоответствием уровня квалификации молодых работников требованиям работодателей, низкой заработной платой и качеством рабочих мест, несоответствием спроса и предложения. Дисбаланс спроса и предложения связан с динамикой спроса, сложностями прогнозирования структуры подготовки по специальностям, низкими заработными платами, неудовлетворяющими молодых специалистов (например, в бюджетной сфере), девальвацией дипломов.
Вторичный анализ социологических исследований, проведенных российскими социологами, показал, что работодатели при трудоустройстве молодых специалистов обращают внимание первом делом на знания и навыки. Работодатели считают, что молодые специалисты обладают слабым уровнем профессиональной подготовки, что мешает им получить хорошую работу, также немаловажным являются и личностные качества молодых специалистов. Некоторые представители российских компаний отмечали низкую мотивацию молодых специалистов, неумение преподносить себя и неготовность к командной работе. По мнению большинства работодателей, учебные заведения должны развивать у молодых специалистов соответствующие качества и навыки. Получается, что основными требованиями работодателей являются наличие профессиональных знаний и навыков, личностные качества, такие как инициативность, ответственность, целеустремленность, и хотя бы минимальный опыт работы. Молодые специалисты же считают, что для успешного трудоустройства нужны связи среди родственников, друзей, знакомых и опыт работы. Однако, на профессиональные знания и навыки, на которые особо обращают внимание работодатели, молодые специалисты не особо акцентируют свое внимание.
Если говорить о стратегиях поведения молодых специалистов, то мы просмотрели разные классификации разных авторов и можем сделать вывод о том, что есть активная и пассивная стратегии. Активная стратегия заключается в том, что молодые специалисты стремятся добиться успеха в жизни, у них есть цель, они стараются добиваться всего самостоятельно и начинают работать уже во время обучения. Для них характерен стиль жизни, отличающийся высокой мобильностью, адаптивностью к рыночным условиям и профессиональной амбициозностью. Они постоянно ищут рабочие места, принимают ненормированный рабочий день, рассылают резюме, активно пользуются интернет-сетями, для них значим любой конкретный опыт, они развивают навыки самопрезентации. Пассивная стратегия характерна для тех молодых людей, которые не определились со своей профессиональной жизнью и не знают, чего хотят, у них отсутствует желание работать, готовы рассматривать предложения на различные позиции в разных сферах деятельности, они боятся рисковать и ждут поддержки от государства или знакомых. Это такая умеренно-приспособительная позиция.
По результатам собственного исследования мы выяснили, что большинство выпускников-социологов не собираются работать по специальности и в дальнейшем хотят получить образование по другой специальности, либо, не продолжая обучение, пойти работать по другой специальности. Причиной такой ситуации является возникновение интереса к другой специальности и невостребованность профессии социолога на рынке труда. Если говорить о дальнейшем трудоустройстве будущих молодых специалистов, то место работы они будут искать в основном по таким критериям, как высокая заработная плата и возможность карьерного роста.
Беседа с молодыми специалистами-социологами и работодателями подтвердила версию о том, что работа социолога не востребована на рынке труда города Казани, вакантных мест практически нет, сама специальность низкооплачиваема и карьерный рост в небольших социологических организациях очень ограничен. Однако в смежных областях молодые специалисты-социологи вполне могут найти свое место. Например, в сфере маркетинга, PR, менеджменте, в работе с кадрами и государственных структурах.
Опрошенные молодые специалисты, работающие по специальности, в основном используют пассивную стратегию при трудоустройстве. Данная стратегия связана с тем, что работу нашли они не сами, им предложили попробовать устроиться на определенную должность, в определенную организацию. Также, в основном для работающих по специальности характерно то, что, несмотря на неудовлетворенность заработной платой и карьерным ростом, не меняют свое положение, место работы. Они больше ориентированы на стабильность.
Среди молодых специалистов-социологов, работающих не по специальности, есть активные стратегии поведения при трудоустройстве и более пассивные. Молодые специалисты, использующие активную стратегию в основном выходили на рынок труда уже во время обучения, меняли место работы на более выгодное, участвовали в каких-то конкурсах, олимпиадах. Они, благодаря умению подавать себя, благодаря активности, нашли работодателей, которые их приняли на работу без опыта и даже без должного образования. Более пассивная стратегия связана с тем, что некоторые молодые специалисты отказываются от намеченной цели, находят первую «удобную» работу и боятся ее потерять, считают, что без опыта работы и связей их никуда не возьмут. У большинства опрошенных молодых специалистов, неработающих по специальности, каналом трудоустройства выступают сайты поиска работ (hh.ru).
По итогам интервью с молодыми специалистами-социологами был сделан вывод о том, что работодатели с пониманием относятся к молодым специалистам и некоторой долей лояльности, если видят в них потенциал, способности и желание работать и учиться.
Итак, основная гипотеза дипломной работы - невостребованность, связанная с перепроизводством специалистов с высшим образованием, и недостаточность их знаний и навыков, ведут к тому, что работодатели отказываются принимать на работу молодых специалистов - была частично подтверждена вторичным анализом исследований, проведенных российскими социологами. Мы выяснили, что работодатели обращают пристальное внимание на профессиональные навыки и знания молодых специалистов и работодателей часто не удовлетворяет их уровень. Поэтому молодым специалистам, считающим, что на успешное трудоустройство влияют опыт работы и наличие связей, стоит обратить внимание на свои знания и навыки.
Основная гипотеза собственного исследования, а именно анкетного опроса среди студентов-выпускников, обучающихся на факультете социологии, подтвердилась. Мы выяснили, что отсутствие интереса к специальности и невостребованность работы социолога на рынке труда являются основными причинами отказа выпускников от трудоустройства по специальности. Однако, необходимо отметить, что опрос проводился на нерепрезентативной выборке, так как отбор респондентов производился методом основного массива и в число респондентов вошли 89 выпускников из 107.
1. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов /
B. В.Адамчук, О.В.Ромашов, М.Е.Сорокина - М.: ЮНИТИ, 2000. - 407с.
2. Белова, С.С. Стратегии трудоустройства выпускников вузов на рынке труда в республике Мордовия / С.С.Белова // Огарев-Online. - 2014. - №24(38). - C. 1-6.
3. Беспарточный, Б.Д. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда / Б.Д.Беспарточный, О.В.Рудакова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - №6. - С.7-11.
4. Бобков, В.Н. Требования работодателей города Москвы к молодым специалистам и проблемы их подготовки в учебных заведениях: региональная специфика / В.Н.Бобков, А.А.Литвинюк, С.А.Леднева // Экономика региона. -
2016. - №2(12). - С. 1102-1112.
5. Борисова, А.А. Стратегии трудоустройства студентов вузов /
А.А.Борисова // Известия Байкальского государственного университета. - 2012. - №4. - С.96-100.
6. Вебер М. Избранные произведения [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Sociolog/vebizbr/06.php (Дата обращения: 16.01.2018) .
7. Вишневская, Н.Г. Молодежь на рынке труда крупного города: проблемы эффективного трудоустройства / Н.Г.Вишневская // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2014. - №15-1(186). - С.38-47.
8. Восканян, Э.С. Карьера социолога: проблемы трудоустройства /
Э.С.Восканян // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2015. - №2(12). - С.30-34.
9. Горина, Е.Е. Исследование рынка труда: междисциплинарный подход / Е.Е.Горина // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы - 2011. - №5. - С.1-7.
10. Гударенко, Ю.А. Рынок труда как социальный институт в современном российском обществе / Ю.А.Гударенко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2010. - №124. - С.330-335.
11. Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2018
года [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gks.ru/bgd/free/b04 03/IssWWW.exe/Stg/d03/57.htm (дата обращения:
07.02.2018) .
12. Карабатан, И.А. Поведенческие стратегии молодежи на рынке труда / И.А.Карабатан // Новые технологии. - 2011. - №2. - С. 1-4.
13. Концепция социальных институтов Макса Вебера [Электронный
ресурс]. URL: http://referat.yabotanik.ru/sociologiya/koncepciya-socialnyh-institutov-
maksa-vebera-ee/189930/178083/page2.html (Дата обращения: 16.01.2018).
14. Коровкин, А.Г. Динамика занятости и рынка труда в РФ в перспективе до 2030г. / А.Г.Коровкин // Проблемы прогнозирования. - 2013. - №4. - С.79-91.
15. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И.Кравченко - М.; Академический Проект, 2001. - 2-е изд., перераб. и доп. - 508с.
16. Курышов, И.В. Специфика молодежного рынка труда / И.В.Курышов // Вестник Поволжского института управления. - 2008. - №3. - С.154-158.
17. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: учебное пособие / Владимир Лисовский - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. - 361с.
18. Магера, И.В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда / И.В.Магера // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. -
2012. - №6. - С. 1-9.
19. Маклакова, Е.А. Трудоустройство молодых специалистов /
Е.А.Маклакова // Вестник Ленинградского государственного университета им.
А.С.Пушкина. - 2015. - №2(6). - С.19-26.
20. Месхи, Б.Ч. Проблемы и парадоксы трудоустройства студенческой молодежи в оценках работодателей / Б.Ч.Месхи, В.И.Филоненко, Л.С.Скачкова, Ю.В.Филоненко // Власть.- 2017. - № 10. - С.83-90.
21. Никулина, Ю.Н. Исследование уровня профессиональной
подготовленности и конкурентоспособности молодых специалистов на региональном рынке труда / Ю.Н.Никулина // Креативная экономика. - 2014. - №9(93). - С.52-59.
22. Осипов, Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев. - М.: Норма. - 2002. - 396с.
23. Прокопов, Н.И Практики и тенденции успешного трудоустройства молодежи / Н.И.Прокопов, С.Н.Антонюк, С.Ю.Иванов, Д.В.Иванова // Высшее образование в России. - 2017. - №6. - С.88-95.
24. Рабочая сила, занятость и безработица в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free doc/doc 2016/rab sila16.pdf (дата обращения:
07.02.2018)
25. Региональные рынки труда: проблема трудоустройства молодых
специалистов [Электронный ресурс].
URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF social/5(5).pdf (дата обращения: 07.04.2018) .
26. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688с.
27. Рощин, С.Ю. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов / С.Ю.Рощин, В.Н.Рудаков // Вопросы образования. - 2014. - №2. - С.152- 179.
28. Стратегии поведения выпускников вузов на рынке труда
[Электронный ресурс] URL: http://cheloveknauka.com/strategii-povedeniva-
vypusknikov-vuzov-na-rvnke-truda (дата обращения: 12.04.2018).
29. Труфанова, Т.А. Профессиональная адаптация выпускников вузов как особой категории рабочей силы / Т.А.Труфанова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №2(060). - С.136-142.
30. Харченко, В.С. Совмещение работы и учебы в вузе: новые практики или новые смыслы / В.С. Харченко // Вопросы образования. - 2013. - №3. - С.92- 103.
31. Хасаншина, М.В. Социология в регионе: проблема востребованности / М.В.Хасаншина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. - 2014. - №4(57). - С.78-84.
32. Чередниченко, Г.А. Запросы рынка труда и образовательные стратегии молодежи / Г.А.Чередниченко - М., 2015. - 64с.
33. Чернышкина, Н.Я. Трудоустройство выпускников вузов: опыт
социологического анализа / Н.Я.Чернышкина // Вестник Поволжского института управления. - 2013. - №6(39). - С.60.
34. Шлендер, П.Э. Рынок труда: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э.Шлендера. - М.: Вузовский учебник, 2004. - 208с.