РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1 Творческие способности: понятие, формы, средства и инструменты
развития на занятиях по технологии 6
1.2 Вышивка: понятие и классификация. Техника счетной вышивки ... 14
Вывод по первой главе 23
ГЛАВА II ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОЙ ВЫШИВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ 25
2.1 Анализ развития творческих способностей у школьников 5 класса . 25
2.2 Апробация методики развития творческих способностей школьников
при изучении счетной вышивки 31
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БРЕЛОКОВ ТЕХНИКОЙ СЧЕТНОЙ ВЫШИВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ 35
3.1 Технология изготовления брелоков техникой счетной вышивки 35
3.2 Анализ и экспозиция выполненных работ 43
Выводы по третьей главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1 Творческие способности: понятие, формы, средства и инструменты
развития на занятиях по технологии 6
1.2 Вышивка: понятие и классификация. Техника счетной вышивки ... 14
Вывод по первой главе 23
ГЛАВА II ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОЙ ВЫШИВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ 25
2.1 Анализ развития творческих способностей у школьников 5 класса . 25
2.2 Апробация методики развития творческих способностей школьников
при изучении счетной вышивки 31
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БРЕЛОКОВ ТЕХНИКОЙ СЧЕТНОЙ ВЫШИВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ 35
3.1 Технология изготовления брелоков техникой счетной вышивки 35
3.2 Анализ и экспозиция выполненных работ 43
Выводы по третьей главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут школьникам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных стандартов и создание условий для развития творческих способностей обучающихся.
В связи с этим ставится проблема создания условий для развития творческой деятельности, в которой ребенок может в максимальной степени проявить свои способности. Как отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО): «Развитие личностных качеств и способностей обучающихся опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной». Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Предмет «Технология» позволяет обучающимся раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности, т. е. предоставляет огромные возможности для воспитания разносторонней личности. Для развития творческих способностей обучающихся средствами предмета необходима материально-техническая база, наглядные средства, творчество и
мастерство педагога.
Вопросы развития творческих способностей исследуются в педагогике, педагогической психологии и психологии творчества. Особенности организации творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей, исследовали Т.В. Андреева, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский А.В. Дистервег, А.Н.Леонтьев, П. Торренс и др. Вопросы творческой активности личности в трудовой деятельности рассматривались в исследованиях отечественных ученых: П.Р. Атутова, В.И. Андреевой, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, И.В. Дубровиной, М.В. Колосовой, Б.М. Теплова и др.
Большинство исследователей отмечают, что делая что-либо своими руками, обучающиеся развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать творческое мышление, воображение, развивают фантазию, способствуют формированию художественных и творческих способностей, эстетическому восприятию мира. Кроме того, у обучающихся совершенствуется мелкая моторика рук, укрепляются мышцы рук, туловища, координация движений, что очень важно для всестороннего развития школьников.
В то же время практика показывает, что на уроках технологии наибольшее внимание уделяется изготовлению поделок и формированию отдельных трудовых операций, работы учеников чаще повторяют образец учителя, материальное оснащение кабинетов не соответствует требованиям современности. Учителя не могут предоставить возможность творческой реализации задуманного из-за нехватки времени, отведенного на урок.
Исходя из выявленных противоречий, актуальных социально-педагогических задач, была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей школьников на занятиях технологии».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе цикл уроков технологии с использованием техники ручной счетной вышивки, направленных на развитие творческих способностей школьников.
Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: уроки технологии, включающих занятия с
использованием техники ручной счетной вышивки, направленные на развитие творческих способностей школьников.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
- рассмотреть понятие, формы, средства и инструменты развития творческих способностей на занятиях технологии;
- изучить и проанализировать развитие творческих способностей школьников 5 класса на уроках технологии;
- апробировать методику развития творческих способности школьников при изучении счетной вышивки в 5 классе;
- проанализировать и проверить выполненные работы обучающихся.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанный цикл уроков технологии с использованием техники ручной счетной вышивки, может быть рекомендован для работы оформления швейных изделий.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Набережные Челны. В опытнопоисковой работе приняли участие по 9 учащихся в возрасте 11-12 лет.
Структура исследования выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут школьникам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных стандартов и создание условий для развития творческих способностей обучающихся.
В связи с этим ставится проблема создания условий для развития творческой деятельности, в которой ребенок может в максимальной степени проявить свои способности. Как отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО): «Развитие личностных качеств и способностей обучающихся опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной». Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Предмет «Технология» позволяет обучающимся раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности, т. е. предоставляет огромные возможности для воспитания разносторонней личности. Для развития творческих способностей обучающихся средствами предмета необходима материально-техническая база, наглядные средства, творчество и
мастерство педагога.
Вопросы развития творческих способностей исследуются в педагогике, педагогической психологии и психологии творчества. Особенности организации творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей, исследовали Т.В. Андреева, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский А.В. Дистервег, А.Н.Леонтьев, П. Торренс и др. Вопросы творческой активности личности в трудовой деятельности рассматривались в исследованиях отечественных ученых: П.Р. Атутова, В.И. Андреевой, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, И.В. Дубровиной, М.В. Колосовой, Б.М. Теплова и др.
Большинство исследователей отмечают, что делая что-либо своими руками, обучающиеся развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать творческое мышление, воображение, развивают фантазию, способствуют формированию художественных и творческих способностей, эстетическому восприятию мира. Кроме того, у обучающихся совершенствуется мелкая моторика рук, укрепляются мышцы рук, туловища, координация движений, что очень важно для всестороннего развития школьников.
В то же время практика показывает, что на уроках технологии наибольшее внимание уделяется изготовлению поделок и формированию отдельных трудовых операций, работы учеников чаще повторяют образец учителя, материальное оснащение кабинетов не соответствует требованиям современности. Учителя не могут предоставить возможность творческой реализации задуманного из-за нехватки времени, отведенного на урок.
Исходя из выявленных противоречий, актуальных социально-педагогических задач, была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей школьников на занятиях технологии».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе цикл уроков технологии с использованием техники ручной счетной вышивки, направленных на развитие творческих способностей школьников.
Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: уроки технологии, включающих занятия с
использованием техники ручной счетной вышивки, направленные на развитие творческих способностей школьников.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
- рассмотреть понятие, формы, средства и инструменты развития творческих способностей на занятиях технологии;
- изучить и проанализировать развитие творческих способностей школьников 5 класса на уроках технологии;
- апробировать методику развития творческих способности школьников при изучении счетной вышивки в 5 классе;
- проанализировать и проверить выполненные работы обучающихся.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанный цикл уроков технологии с использованием техники ручной счетной вышивки, может быть рекомендован для работы оформления швейных изделий.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Набережные Челны. В опытнопоисковой работе приняли участие по 9 учащихся в возрасте 11-12 лет.
Структура исследования выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Творческие способности - это индивидуальные особенности личности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики образования на современном этапе.
Огромные возможности для развития творческих способностей школьников имеет современный урок технологии в общеобразовательной школе. Урок технологии позволяет школьникам раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности и дает огромные возможности для развития разносторонней личности. Для развития творческих способностей обучающихся средствами урока технологии необходима материально-техническая база, наглядные средства, творчество и мастерство педагога.
Правильно организованная творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. Из всего вышесказанного вытекает, что эффективное развитие творческих способностей школьников, можно организовать в специально созданных педагогом условиях.
Вышивка является деятельностью, позволяющей школьникам развивать свои творческие способности. Во-первых, эта деятельность имеет яркую эмоциональную окраску. Во-вторых, технология вышивки предполагает вовлечение учащихся в новую, необычную для них деятельность, возбуждающую интерес. В-третьих, технология вышивки сочетает в себе изобразительную и прикладную стороны работы, то есть, включает возможности чередования видов деятельности в процессе обучения.
Ручная вышивка подразделяется на две группы: счетная и по рисованному контуру (свободная). Счетная вышивка выполняется по счету нитей ткани и к ней относят: счетную гладь, крест, роспись, мережки, косую стежку и наборы. Для ее выполнения используют ткани постоянной плотности с равномерным полотняным переплетением нитей и одинаковой толщины основы. Выполнение этих швов требует от школьника повышенной внимательности, точности и аккуратности, в обратном случае, если нити ткани отсчитываются неточно, то рисунок получается некрасивым и размытым.
Обучение технике счетной вышивке на уроках технологии - сложный длительный процесс. Поэтому педагогу надо постоянно приучать школьников к самостоятельности и активной работе. Чтобы активизировать работу учащихся можно рассказать об истории появления и развития вышивки, ее месте в прошлое время и в настоящее.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7». В исследовании приняли участие ученики 5 «А» класса, в количестве 9 человек (девочки).Основным направлением исследования являлся уровень развития творческих способностей у школьников. В процессе исследования применялись две диагностические методики, одна позволила выявить уровень развития творческих способностей, а другая способности к развитию творческих способностей школьников.
Констатирующий этап показал, что большинство учащихся, находятся на низком и среднем уровнях развития. Изучение развития творческих способностей в ходе наблюдения за деятельностью школьников на уроках технологии и внеурочное время, показало, что 15% учащихся имеют высокий уровень способностей к творчеству, 62% средний, а 23% низкий. Это указал необходимость проведения работы по развитию творческих способностей.
На формирующем этапе эксперимента была поставлена цель развивать творческие способности учащихся 5 класса.
Нами было предложено провести урок технологии с обучением девочек 5 класса технике счетной вышивке.
Было отмечено, что занятие техникой счетной вышивки интересно девочкам и доставляет им огромное наслаждение. Данная техника развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и самое главное - творческие способности.
Использование техники счетной вышивки в учебно-воспитательном процессе - на уроках технологии принесло не только радость участникам процесса, но и повысило результативность обучения. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служило желание учениц создать брелок из пластиковой канвы, а процесс украшения брелока техникой счетной вышивки способствовал созданию творческой проблемы, для решения которой учащимся необходимо было активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, придумать узор, выбрать подходящие цвета и оценить полученный результат.
Это дало свои положительные результаты. Согласно первой диагностической методики, втрое увеличился процент учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей. Согласно второй диагностической методики, процент учеников с высоким уровнем развития творческих способностей увеличился на 46% по сравнению с констатирующим этапом. Это указывает на эффективность применения предложенных техник счетной вышивки на уроках технологии.
Опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что техника счетной вышивки повышает эффективности овладения учебным предметом и является одним из источников развития творческих способностей, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность.
Огромные возможности для развития творческих способностей школьников имеет современный урок технологии в общеобразовательной школе. Урок технологии позволяет школьникам раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности и дает огромные возможности для развития разносторонней личности. Для развития творческих способностей обучающихся средствами урока технологии необходима материально-техническая база, наглядные средства, творчество и мастерство педагога.
Правильно организованная творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. Из всего вышесказанного вытекает, что эффективное развитие творческих способностей школьников, можно организовать в специально созданных педагогом условиях.
Вышивка является деятельностью, позволяющей школьникам развивать свои творческие способности. Во-первых, эта деятельность имеет яркую эмоциональную окраску. Во-вторых, технология вышивки предполагает вовлечение учащихся в новую, необычную для них деятельность, возбуждающую интерес. В-третьих, технология вышивки сочетает в себе изобразительную и прикладную стороны работы, то есть, включает возможности чередования видов деятельности в процессе обучения.
Ручная вышивка подразделяется на две группы: счетная и по рисованному контуру (свободная). Счетная вышивка выполняется по счету нитей ткани и к ней относят: счетную гладь, крест, роспись, мережки, косую стежку и наборы. Для ее выполнения используют ткани постоянной плотности с равномерным полотняным переплетением нитей и одинаковой толщины основы. Выполнение этих швов требует от школьника повышенной внимательности, точности и аккуратности, в обратном случае, если нити ткани отсчитываются неточно, то рисунок получается некрасивым и размытым.
Обучение технике счетной вышивке на уроках технологии - сложный длительный процесс. Поэтому педагогу надо постоянно приучать школьников к самостоятельности и активной работе. Чтобы активизировать работу учащихся можно рассказать об истории появления и развития вышивки, ее месте в прошлое время и в настоящее.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7». В исследовании приняли участие ученики 5 «А» класса, в количестве 9 человек (девочки).Основным направлением исследования являлся уровень развития творческих способностей у школьников. В процессе исследования применялись две диагностические методики, одна позволила выявить уровень развития творческих способностей, а другая способности к развитию творческих способностей школьников.
Констатирующий этап показал, что большинство учащихся, находятся на низком и среднем уровнях развития. Изучение развития творческих способностей в ходе наблюдения за деятельностью школьников на уроках технологии и внеурочное время, показало, что 15% учащихся имеют высокий уровень способностей к творчеству, 62% средний, а 23% низкий. Это указал необходимость проведения работы по развитию творческих способностей.
На формирующем этапе эксперимента была поставлена цель развивать творческие способности учащихся 5 класса.
Нами было предложено провести урок технологии с обучением девочек 5 класса технике счетной вышивке.
Было отмечено, что занятие техникой счетной вышивки интересно девочкам и доставляет им огромное наслаждение. Данная техника развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и самое главное - творческие способности.
Использование техники счетной вышивки в учебно-воспитательном процессе - на уроках технологии принесло не только радость участникам процесса, но и повысило результативность обучения. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служило желание учениц создать брелок из пластиковой канвы, а процесс украшения брелока техникой счетной вышивки способствовал созданию творческой проблемы, для решения которой учащимся необходимо было активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, придумать узор, выбрать подходящие цвета и оценить полученный результат.
Это дало свои положительные результаты. Согласно первой диагностической методики, втрое увеличился процент учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей. Согласно второй диагностической методики, процент учеников с высоким уровнем развития творческих способностей увеличился на 46% по сравнению с констатирующим этапом. Это указывает на эффективность применения предложенных техник счетной вышивки на уроках технологии.
Опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что техника счетной вышивки повышает эффективности овладения учебным предметом и является одним из источников развития творческих способностей, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИСКУССТВА СОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей школьников в рамках дополнительной общеобразовательной программы (Ульяновский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-
ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр во взаимосвязи общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020



