Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Работа №35261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2441
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1 Творческие способности: понятие, формы, средства и инструменты
развития на занятиях по технологии 6
1.2 Вышивка: понятие и классификация. Техника счетной вышивки ... 14
Вывод по первой главе 23
ГЛАВА II ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОЙ ВЫШИВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ 25
2.1 Анализ развития творческих способностей у школьников 5 класса . 25
2.2 Апробация методики развития творческих способностей школьников
при изучении счетной вышивки 31
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БРЕЛОКОВ ТЕХНИКОЙ СЧЕТНОЙ ВЫШИВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ 35
3.1 Технология изготовления брелоков техникой счетной вышивки 35
3.2 Анализ и экспозиция выполненных работ 43
Выводы по третьей главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ

Развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут школьникам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных стандартов и создание условий для развития творческих способностей обучающихся.
В связи с этим ставится проблема создания условий для развития творческой деятельности, в которой ребенок может в максимальной степени проявить свои способности. Как отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО): «Развитие личностных качеств и способностей обучающихся опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной». Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Предмет «Технология» позволяет обучающимся раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности, т. е. предоставляет огромные возможности для воспитания разносторонней личности. Для развития творческих способностей обучающихся средствами предмета необходима материально-техническая база, наглядные средства, творчество и
мастерство педагога.
Вопросы развития творческих способностей исследуются в педагогике, педагогической психологии и психологии творчества. Особенности организации творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей, исследовали Т.В. Андреева, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский А.В. Дистервег, А.Н.Леонтьев, П. Торренс и др. Вопросы творческой активности личности в трудовой деятельности рассматривались в исследованиях отечественных ученых: П.Р. Атутова, В.И. Андреевой, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, И.В. Дубровиной, М.В. Колосовой, Б.М. Теплова и др.
Большинство исследователей отмечают, что делая что-либо своими руками, обучающиеся развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать творческое мышление, воображение, развивают фантазию, способствуют формированию художественных и творческих способностей, эстетическому восприятию мира. Кроме того, у обучающихся совершенствуется мелкая моторика рук, укрепляются мышцы рук, туловища, координация движений, что очень важно для всестороннего развития школьников.
В то же время практика показывает, что на уроках технологии наибольшее внимание уделяется изготовлению поделок и формированию отдельных трудовых операций, работы учеников чаще повторяют образец учителя, материальное оснащение кабинетов не соответствует требованиям современности. Учителя не могут предоставить возможность творческой реализации задуманного из-за нехватки времени, отведенного на урок.
Исходя из выявленных противоречий, актуальных социально-педагогических задач, была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей школьников на занятиях технологии».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе цикл уроков технологии с использованием техники ручной счетной вышивки, направленных на развитие творческих способностей школьников.
Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: уроки технологии, включающих занятия с
использованием техники ручной счетной вышивки, направленные на развитие творческих способностей школьников.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
- рассмотреть понятие, формы, средства и инструменты развития творческих способностей на занятиях технологии;
- изучить и проанализировать развитие творческих способностей школьников 5 класса на уроках технологии;
- апробировать методику развития творческих способности школьников при изучении счетной вышивки в 5 классе;
- проанализировать и проверить выполненные работы обучающихся.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанный цикл уроков технологии с использованием техники ручной счетной вышивки, может быть рекомендован для работы оформления швейных изделий.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Набережные Челны. В опытнопоисковой работе приняли участие по 9 учащихся в возрасте 11-12 лет.
Структура исследования выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творческие способности - это индивидуальные особенности личности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики образования на современном этапе.
Огромные возможности для развития творческих способностей школьников имеет современный урок технологии в общеобразовательной школе. Урок технологии позволяет школьникам раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности и дает огромные возможности для развития разносторонней личности. Для развития творческих способностей обучающихся средствами урока технологии необходима материально-техническая база, наглядные средства, творчество и мастерство педагога.
Правильно организованная творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. Из всего вышесказанного вытекает, что эффективное развитие творческих способностей школьников, можно организовать в специально созданных педагогом условиях.
Вышивка является деятельностью, позволяющей школьникам развивать свои творческие способности. Во-первых, эта деятельность имеет яркую эмоциональную окраску. Во-вторых, технология вышивки предполагает вовлечение учащихся в новую, необычную для них деятельность, возбуждающую интерес. В-третьих, технология вышивки сочетает в себе изобразительную и прикладную стороны работы, то есть, включает возможности чередования видов деятельности в процессе обучения.
Ручная вышивка подразделяется на две группы: счетная и по рисованному контуру (свободная). Счетная вышивка выполняется по счету нитей ткани и к ней относят: счетную гладь, крест, роспись, мережки, косую стежку и наборы. Для ее выполнения используют ткани постоянной плотности с равномерным полотняным переплетением нитей и одинаковой толщины основы. Выполнение этих швов требует от школьника повышенной внимательности, точности и аккуратности, в обратном случае, если нити ткани отсчитываются неточно, то рисунок получается некрасивым и размытым.
Обучение технике счетной вышивке на уроках технологии - сложный длительный процесс. Поэтому педагогу надо постоянно приучать школьников к самостоятельности и активной работе. Чтобы активизировать работу учащихся можно рассказать об истории появления и развития вышивки, ее месте в прошлое время и в настоящее.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7». В исследовании приняли участие ученики 5 «А» класса, в количестве 9 человек (девочки).Основным направлением исследования являлся уровень развития творческих способностей у школьников. В процессе исследования применялись две диагностические методики, одна позволила выявить уровень развития творческих способностей, а другая способности к развитию творческих способностей школьников.
Констатирующий этап показал, что большинство учащихся, находятся на низком и среднем уровнях развития. Изучение развития творческих способностей в ходе наблюдения за деятельностью школьников на уроках технологии и внеурочное время, показало, что 15% учащихся имеют высокий уровень способностей к творчеству, 62% средний, а 23% низкий. Это указал необходимость проведения работы по развитию творческих способностей.
На формирующем этапе эксперимента была поставлена цель развивать творческие способности учащихся 5 класса.
Нами было предложено провести урок технологии с обучением девочек 5 класса технике счетной вышивке.
Было отмечено, что занятие техникой счетной вышивки интересно девочкам и доставляет им огромное наслаждение. Данная техника развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и самое главное - творческие способности.
Использование техники счетной вышивки в учебно-воспитательном процессе - на уроках технологии принесло не только радость участникам процесса, но и повысило результативность обучения. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служило желание учениц создать брелок из пластиковой канвы, а процесс украшения брелока техникой счетной вышивки способствовал созданию творческой проблемы, для решения которой учащимся необходимо было активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, придумать узор, выбрать подходящие цвета и оценить полученный результат.
Это дало свои положительные результаты. Согласно первой диагностической методики, втрое увеличился процент учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей. Согласно второй диагностической методики, процент учеников с высоким уровнем развития творческих способностей увеличился на 46% по сравнению с констатирующим этапом. Это указывает на эффективность применения предложенных техник счетной вышивки на уроках технологии.
Опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что техника счетной вышивки повышает эффективности овладения учебным предметом и является одним из источников развития творческих способностей, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность.



1. Абросимова, Е.В. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы) / Е.В. Абросимова // Молодой ученый. - 2017. - №36. - С. 81-83.
2. Бабушкина, Н.Н. Развитие творческих способностей учащихся на
уроках технологии / Н.Н. Бабушкина. - Режим доступа:
https://problemspedagogy.ru/images/PDF/2016/13/razvitie-tvorcheskikh- sposobnostej.pdf
3. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д.Б, Богоявленская // Психологический журнал. -2015. - №5. - С. 12-16.
4. Боровик, О. В. Развитие творческих способностей. Методические рекомендации / О.В. Боровик. - М.: ООО ЦГЛ «Рон», 2010. - 112 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2008. - 187 с.
6. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению: уч. пос. для студ. / В.В. Выгонов. - М.: Академия, 2017. - 184 с.
7. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии. Учебник / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. - М.: Академия, 2013. - 214 с.
8. Гафитулин, М.С. Развитие творческих способностей: Из опыта работы со школьниками: Метод.разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми / М.С. Гафитулин. - М.: Просвещение, 2009. - 216 с.
9. Гин, А. Приёмы педагогической техники / А. Гин. - М.: ВитаПресс, 2014. - 88 с
10. Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебновоспитательной деятельности / И. Гладилина // Воспитание школьников. - 2012. - №9. - С.14 - 17.
11. Гликман, И.З. Подготовка к творчеству / И.З. Гликман // Научнопрактический журнал одаренный ребенок. - 2010. - № 3. - С.34-41.
12. Гусарова, Н.Н. Техника изонити для школьников / Н.Н. Гусарова. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 166 с.
13. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. - М.: Проспект, 2010. - 216 с.
14. Запорожец, А.В. Психология личности и деятельности школьника / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2005. - 308 с.
15. Кукушкин, В.С. Технология. Экономика. Сценарии творческих уроков / В.С. Кукушкина. - М.: Март, 2015. - 192 с.
16. Кулыгина, Л.С. Увлекательные уроки технологии: учеб.метод. пособие / Л.С. Кулыгина. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2016. - 116 с.
17. Леонова, О. Рисуем нитью ажурные картины / О. Леонова. - СПб.: Литеро, 2015. - 86 с.
18. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
19. Львов, М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках / М.Р. Львов // Начальная школа - 2013. - № 1. - С. 21-26.
20. Миронова, Т.В. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров / Т.В. Миронова, С.О. Ермакова. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,
2018. - 218 с.
21. Невская, Т.А. Развитие творческих способностей учащихся / Т.А. Невская // Технология. Все для учителя. - 2012. - №1. - С. 9-15.
22. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Начальная школа - 2011. - № 10. - С. 34-37.
23. Овчинникова, Г.С. Развитие творческих способностей в обучении школьников / Г.С. Овчинникова. - СПб.: Питер, 2012. - 182 с.
24. Первушина, Л. Вышитый брелок «Сердечко» на пластиковой
канве / Л. Первушина. - Режим доступа: http://hobby-
country.ru/2014/01/30/brelok_heart/
25. Пластиковая канва. Вышивка на ней. - Режим доступа:
https://1igolka.com/vyishivka/plastikovaya-kanva-vyishivka-na-ney
26. Полат, Е.С. Метод проектов: типология и структура / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. - 2014. - №9. - С. 13-19.
27. Савенков, А.И. Психология творчества и современное образование / А.И. Савенков // Научно-практический журнал Одаренный ребенок. - 2012. - № 3. - С.26- 33.
28. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами
искусства / А.И, Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 220 с.
29. Ситникова, М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства / М.И. Ситникова. - М.: Академия, 2017. - 180 с.
30. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей / М.Н. Скаткин. - М.: Просвещение, 2015. - 144 с.
31. Сташкевич, С.К. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии / С.К. Сташкевич // Школа и производство. - 2016. - № 5. - С.95-96.
32. Степановская, В.М. Воспитание творчеством / В.М. Степановская // Начальная школа. - 2016. - №6. - С. 60 - 62.
33. Тихомиров, О.К. Психологические исследования творческой деятельности / О.К. Тихомиров. - М.: Наука, 2005. - 96 с.
34. Уварина, Н.В. Из опыта работы по формированию основ творческой деятельности школьников / Н.В. Уварина // Начальная школа - 2005. - № 9. - С. 24-29.
35. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М.: Просвещение, 2008. - 260 с.
36. ФГОС ООО. Министерство образования и науки Российской Федерации - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 60 с.
37. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения / А.В. Хуторский. - М.: Академия, 2012. - 130 с.
38. Шинкарёва, Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарева. - М.: Молодой ученый, 2015. - С. 1053-1055.
39. Шурупов, С.П. Технология: 5-8 классы: Деловые и ролевые игры на уроке: рекомендации, конспекты уроков / С.П. Шурупов. - Волгоград: Учитель, 2012. - 127 с.
40. Яковлева, Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С.37-42.
41. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 12-23.
42. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / С.Д. Якушева. - М.: Академия, 2009. - 256 с.
43. Яновская, М.Г. Творческая игра в воспитании школьника / М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 2014. - 166 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ