Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ И ЕГО ЭПОХА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Работа №35256

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
547
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ведение 3
1. Глава I. Личность Павла I в истории России 5
2. Глава II. Павел I в русской поэзии второй половины XVIII века
2.1. Ода как выразитель общественного настроя своего времени..12
2.2. Феномен Павла I в поэзии Г.Р. Державина 13
2.3. Феномен Павла I в интерпретации Н.М. Карамзина 25
3. Глава III. Император Павел и его время в исторической прозе конца XIX - начала XX веков.
3.1. Теоретические основы и жанровые вариации исторической прозы 35
3.2. Феномен Павла Первого и нравы его времени в исторической
романистике М.Н. Волконского 40
3.3. Этическая концепция Павловской эпохи в изображении Р.М.
Зотова 59
3.4. Феномен Павла Первого в исторической повести Е.П. Карновича
«Мальтийские рыцари в России» 71
Заключение 76
Литература

Ещё с XVIII столетия в истории России диалог власти и государственных деятелей, вопросы взаимодействия государственных и психологически личностных аспектов приобретают колоссальное значение. Выдвигались разные гипотезы об отношениях того или иного деятеля с властью, приводились разного рода аргументы в подтверждение этим гипотезам, в том числе - через рассмотрение характеров и психологии обеих сторон, обстоятельств, к которым они были привлечены. А художественной литературе характерно постоянно откликаться на исторические события, несмотря на различные преграды. В этом отношении трудно переоценить роль жанра оды и исторической романистики. В России с конца XVIII - начала XIX века писатели в этом жанре не случайно часто выбирали в качестве героев государственных деятелей.
Это - общая основа актуальности выбранной нами темы.
Целью нашей работы является изучение своеобразия эволюции образа Павла I в российском историческом сознании конца XVIII - XIX вв. Прежде всего нас интересуют художественные гипотезы писателей касательно нравственного видения жизни и деятельности последнего императора России конца XVIII столетия. Материалом анализа стали примеры крупной исторической прозы М.Н. Волконского «Слуга императора Павла I», «Гамлет XVIII века», Р.М. Зотова «Таинственные силы, или некоторые черты из царствования Павла I», «Мальтийские рыцари в России» Е.П. Карновича, так и в предшествующий этому период оды младших современников царя: Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина.
Различные концепции в исторической прозе современные учёные в основном рассматривают в историко-политическом плане или с точки зрения следования определённой литературной традиции. Для нас главное - нравственно-ценностный подход. Кроме того, художественное павловедение вообще складывается достаточно фрагментарно, главным источником продолжают считаться лишь мемуары и документальные свидетельства. Все это обусловливает новизну нашего подхода.
В своей работе мы рассмотрим эволюцию взглядов, сходства и различия интерпретаций пяти выдающихся литераторов о феномене последнего императора России XVIII века. Отправной точкой для нас послужили научнокритические исследования разных лет и, конечно же, романы Н.М. Волконского и Р.М. Зотова, повесть Е.П. Карновича и оды Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина, где они выражают непосредственное своё отношение к Павлу I и его преобразованиям.
Для решения поставленных задач нам необходимо:
- сделать краткий экскурс в жизнь и деятельность Павла I;
- рассмотреть феномен Павла I, основываясь на литературных взглядах Г.Р. Державина и историко-политические - Н.М. Карамзина - для того, чтобы понять отношение писателей к императору и как художника слова, и как общественного деятеля.
- проанализировать и сравнить романы Н.М. Волконского «Слуга императора Павла» и «Гамлет XVIII века» и Р.М. Зотова «Таинственные силы, или некоторые черты из царствования Павла I» и повесть Е.П. Карновича «Мальтийские рыцари в России»;
- выявить общие и отличительные черты в интерпретации феномена Павла Первого у трех писателей. Также важно соотнести события из произведений с историческими фактами.
В нашей работе мы использовали следующие методы литературоведческого анализа:
1. Историко-типологический. Феномен императора Павла рассмотрели через призму жанра оды, исторического романа и исторической повести.
2. Сравнительно-типологический. Материалом анализа стали произведения писателей-современников: Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина с одной стороны и Р.М. Зотова, Н.М. Волконского и Е.П. Карновича - с другой. Все перечисленные писатели являются представителями русской национальной культуры.
3. В связи с тем, что нас интересует эволюция взглядов российской литературной культуры конца XVIII-XIX веков на феномен императора Павла и нравственные основы его эпохи нам полезен генетический метод, который позволяет посмотреть процесс в зарождении и развитии.
4. Биографический метод. В нашей работе мы исследуем биографию Павла Первого и короткими экскурсами обращаемся к фактам из жизни писателя, произведения которых являются материалом для анализа.
5. Психологический метод. В ходе нашего исследования феномена Павла Петровича, мы непосредственно обращаемся к психологической составляющей, чтобы наиболее точно создать как исторический образ императора, так и его художественный портрет.
6. В работе также фигурируют элементы системно-комплексного подхода. К материалам нашего исследования мы подходим как к целостной системе, которая представляет собой совокупность художественных текстов двух разных эпох, объединенных образом конкретной исторической личности - императора Павла I, общностью взглядов разных писателей на его феномен.
7. Комплексный анализ. В исследование активно были включены знания по истории: из жизни и деятельности императора Павла.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования мы обнаружили, что образ императора Павла I в российском историческом сознании конца XVIII - XIX вв эволюционирует неравномерно. Но в целом портрет исторической личности складывается позитивный. Процесс пестрый, неравномерный, с разной степенью плотности художественного освоения. В связи с этим, мы остановились только на избранных, наиболее представительных примерах, отражающих определенный этап возникновения и развития художественного павловедения в России.
В поэзии конца XVIII столетия приход Павла к власти связывается с идеей наступления Нового Светлого Времени для всех народов, проживающих на территории Российской империи. И Н.М. Карамзин, и Г.Р. Державин сравнивают императора с античными героями и богами: всемогущим Атлантом, Фебом или сыном Минервы. Оба писателя воспевают добродетельные деяния Павла и его нравственность: он даровал узникам свободу, освободил мужчин от тяжелых рекрутских повинностей, пресек дорогу злу, отказался от кровопролитных войн и т.д. Сам Павел щедр и всемилостив и этими чертами подобен Богу. И Карамзин, и Державин отмечают то, что император является прямым продолжателем благородных деяний Петра I: у Державина Павел могущественнее своего предшественника, у Карамзина он «милее сердцу» русскому народу. Эти идеи были связаны с началом правления Павла I. Однако, со временем взгляды многих, в том числе и Карамзина на императора и его дела претерпевают существенные изменения. В «Записках о новой и древней России», которые относятся к 1811 году, Павел Первый выступает как карательный и взыскательный правитель. В «Записках» сохраняются черты оды - только объектом восхваления становится Екатерина Вторая в противовес личности ее трагически погибшего сына Павла I. По мнению историка Н.М. Карамзина, эпоха правления императрицы была лучшей, а ее тактика ведения государственного правления является самой оптимальной при экономических, социальных, политических условиях российского государства.
В исторической романистике конца XIX - начала XX века, в частности, в творчестве М.Н. Волконского («Слуга императора Павла» начало 1900-х гг, «Гамлет XVIII века» 1903 года) и Р.М. Зотова («Таинственные силы, или некоторые черты из царствования Павла I» 1859 года) император Павел имеет исключительно положительные качества, такие как справедливость, доброта, безмерная любовь к своей стране и людям в целом. Традиции одописи 1790-х годов возрождаются в новом качестве.
Различие интерпретации у двух романистов - в том, как и в каких ситуациях раскрывается характер Павла.
Р.М. Зотов особое внимание уделяет психологии императора, раскрывая ее в различных жизненных и бытовых ситуациях. На первый план выдвигается справедливость, разумность, безмерный ум и образованность Павла I.
Изображаемые фантастические явления, связанные с любимым императором масонством, тоже направлены на раскрытие внутреннего мира Павла I, хотя уже завуалировано. Художественный прием романиста в этом отношении весьма интересен. В романе Р.М. Зотова сам император не встречается с мистикой - данная роль выпала на долю главного героя - Силина, который не имеет пороков, это ясно не только исходя из мыслей и действий героя, но и по мистической характеристике, данной ему одним из представителей масонства - Калиостро. Автор развивает идею притяжения схожих характеров, т.е. Силин в некоторой степени выступает внутрисюжетным двойником Павла I. Таким образом, император, в итоге, имеет абсолютно такие же качества, как и главный герой романа.
В романе М.Н. Волконского «Гамлет XVIII века» введение внутрисюжетных героев-комментаторов обнаруживается более ясно. Данный художественный приём служит не только для описания отношений между матерью Лидией Алексеевной и сыном Денисом Радовичем, которые и являются двойниками императрицы Екатерины II и Павла I, но и для передачи общественного сознания во второй половине XVIII века. Главное отличие между подходами к исследованию Павла I у М.Н. Волконского и Р.М. Зотова в том, что первый исследует ситуацию более через политику, а второй - через быт и ситуацию в культуре.
У Волконского-романиста сложилось крайне негативное отношение к императрице Екатерине II. Он считает её источником всех бед, выпавших на долю последующего за ней правителя Павла I. Тридцатичетырёхлетнее правление Екатерины Второй укоренило в характере дворян стремление жить вольготно - получать чины, материальные богатства не неся службу в пользу государства. Именно это явление привело к хаосу во всех сферах общества: политической, экономической и духовной. По вступлении на престол, Павел I начал исправлять ошибки императрицы, которые, если бы они продолжались, привели бы к разорению, а затем и исчезновению Российской империи. Для этого нужно было коренным образом перестроить всю систему государственного правления, что и было сделано новым императором. Все это весьма неблагоприятно отразилось на жизни чиновников, которые уже давно отучились служить отечеству или даже сроду не знали, что такое служба - Павел I поощрял чинами и богатствами только за личные заслуги перед государством и народом. Для дворян, привыкших от праздной жизни «украшать» свои однообразные дни сплетнями, «раздуванием» тех или иных событий, постигшая их с приходом нового императора участь, стала главной причиной для появления ещё более гнусных, абсолютно не соответствующих правде сплетен о государе. Сознание российского дворянства было настолько затуманено, что оно стало для европейских стран, в частности, для немцев, отличной почвой, чтобы настроить народ против своего государя - признать его сумасшедшим и избавиться, таким образом, от политически опасного врага.
Немаловажную роль в романе играет любовная линия. В первую очередь, это тесная взаимосвязь любви между людьми и любви к отечеству. Эта тема раскрывается через отношения главных героев романов: Павла Силина и Джулии в романе Р.М.Зотова, Дениса Радовича и Валерии в «Гамлете XVIII века» и Клавдия Чигиринского с полячкой и самого Павла с женой Марией Фёдоровной в «Слуге императора Павла I» М.Н. Волконского. В отличие от Волконского, Р.М. Зотов особое внимание уделяет описанию любви между Павлом I и его женой Марией Федоровной. Их взаимоотношения представляются идеальными. Супруги имеют много общего как в интересах, так и в характере: любят искусство, всячески помогают бедным, обездоленным. Несмотря на существующий в европейских странах строгий этикет, они делают выбор в пользу естественности.
Ещё одно отличие романа Р.М. Зотова от романов М.Н. Волконского - в том, что первый считает Павла I прямым наследником Петра Великого. В целом в романе отношение к государю передается через призму европейского сознания: простой народ его боготворит, а аристократия боится его могущества, ума и даже непринуждённости в творении добрых дел.
Таким образом, оба романиста конца XIX века основываются на реальных исторических событиях: путешествие Павла Первого и его жены в европейские страны; наличие в романе исторических лиц, в первую очередь, это: сам император Павел, его жена Мария Федоровна, Анна Лопухина, Платон Зубов, граф Пален, Суворов, развенчанный польский князь Станислав Понятовский; реформы Павла I: сокращение барщины до трех дней, обнародование указа о том, что все люди в стране, вне зависимости от сословия, должны нести равную службу в пользу отечества; военные походы Суворова и т.д.. Но каждый писатель обогащает историческую основу небольшими вымышленными эпизодами для полной и развернутой передачи своего взгляда на период жизни и правления последнего императора конца XVIII века. В первую очередь - это введение фантастических явлений, связанных непосредственным образом с явлением масонства: умение гипнотизировать, читать человеческие мысли и чувства, узнать прошлое и будущее людей по форме их черепов - многие тому подтверждение. Так в романах тесно переплетаются исторические факты и фантастические явления, что делает произведения интересными и позволяет более детально подходить к раскрытию исторической правды и культурно-исторической мысли того времени. Несколько другое «измерение» в системе павловедения занимает творчество Е. П. Карновича.
В повести Е.П. Карновича «Мальтийские рыцари в России» 1880 года, мы уже не видим однозначного отношения к личности Павла I. Раскрывая такие отрицательные стороны характера своего героя, как вспыльчивость, агрессию автор стремится показать источники этих пороков, которые восходят к детству императора: равнодушное отношение бабушки Елизаветы, отсутствие
внимания и воспитания со стороны родителей, бесконечное враньё, созданное разными воспитателями цесаревича, которые хотели упрочить свое положение при дворе.
Отличие данной повести заключается ещё и в том, что на главные роли выдвигаются не вымышленные герои, что характерно романному жанру, а реальные исторические лица: Павел I, Литт, графиня Скавронская, Грубер, Граф Кутайсов, в целом, все герои произведения - исторические личности.
Если в историческом романе о Павле и его эпохе фантастика имеет ярко выраженный сказочный характер, то в повести Карновича за основу здесь взят исторический факт. Известно, что в эпоху правления императора Павла жил некий провидец Авель, который предсказал смерть Екатерины, трагическую кончину Павла, наполеоновские завоевания, сожжение Москвы в 1812 году и т.д.
В целом автор выражает своё объективное отношение к личности Павла I - не восхваляет, но и не описывает его как настоящего тирана и деспота.
Карнович относится к императору как к обычному человеку с его достоинствами и недостатками; проявление его отрицательных черт характера автор объясняет его драматичным детством и окружением, которое составляли корыстные лицемерные люди.



1. Волконский М.Н. Гамлет XVIII века/М.Н. Волконский//
http://az.lib.ru/w/wolkonskii m n/text 0050.shtml. Доступ свободный. Проверено 10 04 2019г.
2. Волконский М.Н. Слуга императора Павла I/ М.Н. Волконский//https://www.e- reading.club/book.php?book=11955. Доступ свободный. Проверено 10 04 2019г.
3. Грот Я. Стихотворения отъ 1797 до 1808 года/ Я. Грот// Сочинения Державина. С объяснительными примечаниями Ч. I-IX/ СПб.: императорская академия наук1868- 1878. - Т1. - СПб., 1865. - 542 с.
4. Грот Я. Стихотворения отъ 1797 до 1808 года/ Я. Грот// Сочинения Державина. С объяснительными примечаниями Ч. I-IX/ СПб.: императорская академия наук 18681878. - Т.2. - СПб., 1868. - 584 с.
5. Грот Я. Стихотворения отъ 1797 до 1808 года/ Я. Грот// Сочинения Державина. С объяснительными примечаниями Ч. I-IX/ СПб.: императорская академия наук 18681878. - Т.3. - Спб., 1870. - 641 с.
6. Грот Я. Стихотворения отъ 1797 до 1808 года/ Я Грот// Сочинения Державина. С объяснительными примечаниями Ч. I-IX/ СПб.: императорская академия наук 18681878. - Т.4. - Спб., 1874. - 723 с.
7. Зотов Р.М. Таинственные силы, или некоторые черты из царствования императора Павла I/ Р.М. Зотов// Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2. - М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. - С. 7-335.
8. Карамзин Н.М. Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях/ Примечания Ю.С. Пивоварова. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы,1991.-128с.
9. Карамзин Н.М. Ода на случай присяги московских жителей Павлу Первому// Н.М. Карамзин. Стихотворения. - Л.: Советский писатель, 1966. С. 185-190.
10. Карнович Е.П. исторические рассказы и бытовые очерки. - СПб.: Тип. А.С. Суворина. - 1884. - 529 с.
11. Карнович Е.П. Мальтийские рыцари в России/ Е.П. Карнович http://az.lib.ru/k/karnowich_e_p/text_0060. shtml Доступ свободный. Проверено 05 06 2019.
II. Научно-теоретическая литература
12. Аношкина В.Н. Ценностное изучение русской литературы XIX века/ В.Н. Аношкина// Духовный потенциал русской классической литературы. Сб. науч. Трудов/. - М.: Русский мир, 2007. - С. 45-54
13. Архипова А.В Проблема национальной самобытности в русской литературе первой четверти XIX (эпоха становления романтизма/ А.В. Архипова. - Л.: Наука, 1976. - С. 38-79
14. Архипова А.В. Эволюция исторической темы в русской прозе 1800-1820-х гг.// На путях к романтизму. Сб. науч. Тр. / АН СССР, Ин-т рус.лит. (Пушкин, дом)/ А.В. Архипова. - JL: Наука, 1984. - С. 184
15. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма/ М.А. Барг. - М.: Мысль, 1987. - 354 с.
16. Бахтин М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. С. 447-484.
17. Галимуллина А.Ф. Вопросы идеологии в формировании представлений у студентов - филологов о традициях русской литературы XVIII века на национальных отделениях педагогических вузов/ А.Ф. Галимуллина// Вестник ТГГПУ. - 2011— №2. - С. 264269.
18. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры/ А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1984. - С.5
19. Замотин И.И. Ранние романтические веяния в русской литературе/ И.И. Замотин. - Варшава, 1900. - 115 с.
20. Западов В.А. Литературные направления в русской литературе XVIII века/ В.А. Западов. - СПб.: ИМА-пресс., 1995. - 80 с.
21. Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков. Н. И. Гнедич: Учеб. пособие / В.Н. Касаткина; Моск.обл. пед. Ин-та. Н.К. Крупской. - М.: МОПИ, 1988. - 87 с.
22. Кондрашов С.Н. Одическая лирика Г.Р. Державина 1779-1794 годов (Концепция личности, жанр, ритмическая организация)/ С.Н. Кондрашов. - М.: гос. пед. ин-т им. В.В. Куйбышева, 1989. - 229 с.
23. Константинова И.Г. Становление жанра исторической повести в русской литературе конца XVIII - начала XIX в/ И.Г. Константинова. - М.: Изд-во МГОУ, 2015. - 154 с.
24. Луков Вл. А. Предромантизм/ Вл. А. Луков. - М.: Наука, 2006. - 683 с.
25. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра/ В.Я. Малкина - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - 140 с.
26. Песков А.М. Павел I / А.М. Песков. - М.: Молодая гвардия, 2005. -422 с.
27. Петров А.В. Оды «на Новый год», или Открытие Времени. Становление художественного историзма в русской поэзии XVIII века/ А.В. Петров. - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2005. - 271 с.
28. Петров А.В. Становление художественного историзма в русской литературе XVIII века: Монография. - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. - С. 118-135.
29. Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в./ А.Н. Пыпин. - Пг.: Огни, 1916. - С. 93-95.
30. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. / В.Н. Топоров. -М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура»,1995.-624 с.
31. Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и
типология художественной формы/ Б.А. Успенский. - М.: Искусство, 1970. - 225 с.
32. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы/ Н.П. Утехин. - Л.: Наука, 1982. - 197 с.
33. Федосеева Т.В. Теоретико-методологические основания литературы русского предромантизма/ Т.В. Федосеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2006. - 157 с.
34. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза/ А.В. Чичерин. - М.: Художественная литература, 1977. - 445 с.
35. Шохин К. В. Очерк истории развития эстетической мысли в России: Древнерусская эстетика XI - XVIII веков/ К.В. Шохин. - М.: Высш. шк., 1963. - 135 с.
36. Шумигорский Е.С. Император Павел Первый. Жизнь и царствование . - СПб.: Тип. В.Д. Смирнова, 1907. - 264 с.
37. Щеблыкин И.П. Ранние традиции русской исторической прозы/ И.П. Щеблыкин// Проблемы фольклористики, истории литературы и методики ее преподавания: Материалы XI научной конференции литературоведов Поволжья/ - Кубышев: гос. пед. ин-т им. В.В. Куйбышева, 1972. - С. 51-52
38. Щеблыкин И.П. О двух основных разновидностях исторического повествования/ И.П. Щеблыкин// Проблемы жанрового многообразия русской литературы XIX века. Сб. статей./ - Рязань: Рязанский государственный пединститут, 1976. - С. 3-15
III. Научно-критическая литература
39. Артемьева Т.В. Русская историософия XVIII века/ Т.В. Артемьева. - СПб.: Изд-во С- Петерб. Ун-та, 1996. - 109 с.
40. Алеврас Н.Н. Н.М. Карамзин и феномен «карамзинского консерватизма»/ Н.Н. Алеврас//Россия и мир: панорама исторического развития: сборник научных статей, посвященный 70-летию исторического факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького.- Екатеринбург: [НПМП «Волот»],2008.-С.42-47.
41. Асоян А.А. К вопросу о пространстве и времени в творческом сознании Державина/ А.А. Асоян// Гавриил Державин: диалектика времен и культур: сборник научных материалов.-Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2015.-С.38-41.
42. Валишевский К.Ф. Сын Екатерины Великой. Павел I/ К.Ф. Валишевский. - М.: АСТ, Астрель, 2003. - 132с.
43. Глухов В.И. Повести Карамзина и просветительская литературная традиция// Писатель и время/ Ульян, гос. пед. инс-т им. И.Н. Ульянова/ В.И. Глухов. - Ульяновск, 1975. Вып. 1. - С. 26-28
44. Гуревич И.А. Диалогический элемент в творческом мышлении Карамзина/ И.А. Гуревич// Художественный мир писателя и литературный процесс/ - Ташкент: Изд-во Ташкент. пед. ин-та, 1980. - С. 123-128
45. Загоскин Н.П. Император Павел Первый в Казани (1798-ой год)/ И.П. Загоскин. - Казань: типо-литография императорского университета, 1893. - 59с.
46. Канунова Ф.З. Из истории русской повести: Историко-литературное значение повестей Н.М. Карамзина/ Ф.З. Канунова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1967. - 188 с.
47. Кочеткова Н.Д. Формирование исторической концепции Карамзина - писателя и публициста // XVIII век. Сб. 13: Проблема историзма в русской литературе. (конец XVIII - начало XIX в). - Л.: Наука, 1981. - С. 132-155
48. Лелина Е.И. Павел I глазами современников / Е.И. Лелина. - СПб.: ООО «Торговоиздательский дом «Амфора», 2016. - 415 с.
49. Никульшина Е. В. К вопросу об исторической беллетристике 1820- 1880-х гг. как метатекстовом явлении/ Е.В. Никульшина. - Волгоград., 2010. - 4 с.
50. Подлесова С.Е. Исторические повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-Посадница, или покорение Новагорода»: особенности жанра, поэтика. Дис. ...канд.филол.наук/ С.Е. Подлесова. - Самара, 2000. - 179 с.
51. Русская литература в восприятии казанской интеллигенции. Учеб. пособие: хрестоматия / Под ред. Л.Я. Вороновой, М.М. Сидоровой.-Казань: КФУ, 2013. С.87- 96.
52. Серман И.З. Литературное дело Карамзина/ И.З. Серман. - М.: Изд-во РГГУ, 2005. - 328 с.
53. Стенник Ю.В. О плане «Водопада»/ Ю.В. Стенник//Гавриил Державин: диалектика времен и культур: сборник научных материалов.-Казань: Изд-во Казан.ун-ва,2015.- С.135-144.
54. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской прозы 20-30-х г. XIX в/ В.Ю Троицкий. - М.: Наука, 1985. - 140 с.
IV. Интернет - источники
55. Благой Д. Исторический роман // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. URL: http://feb- web. ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-3351. htm .- Доступ свободный. Проверено 10 06 2019г.
56. Саматов Р. Истории о самодержцах в анекдотах и курьезных ситуациях. Павел I./ Р. Саматов// http: // nethistory. su/blog/43645675540/Istorii-o-samoderzhtsah-v-anekdotah-i- kureznyih-situatsiah.-Pav. Доступ свободный. Проверено 15 05 2019г.
57. Скоробогатов А.В. Коронация Павла I/ А.В. Скоробогатов //http:www/1543.su/VIVOVOCO/VV/PAPERS/MEN/PAUL1.HTM. Доступ свободный. Проверено 15 05 2019г.
58. Электронный ресурс. - URL: https://www.livelib.ru/author/433887-mihail-volkonskii Михаил Волконский. - Доступ свободный. Проверено 10 05 2019г.
59. Электронный ресурс. - URL: http://www.ref-history.ru/soft/ref-zotovi.htm Словарь: термины и биография. - Доступ свободный. Проверено 10 05 2019 г.
60. Электронный ресурс.- URL: https://www.livelib.ru/author/146252-rafail-zotov Зотов, Рафаил Михайлович.- Доступ свободный. Проверено 10 06 2019г.
V. Справочная литература.
61. Пашкуров А.Н., Разживин А.И. История русской литературы XVIII века: учебник: в 2 ч. Ч.2 / А.Н. Пашкуров, А.И. Разживин. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. - 536


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ