Введение 3
1. Теоретические аспекты развития международного опыта гостиничного
бизнеса 6
1.1. Сущность и значение гостиничного бизнеса 7
1.2. Крупнейшие гостиничные цепи как пример успешного развития 15
2. Анализ гостиничного фонда Республики Башкортостан 26
2.1. Обзор рынка гостиничных услуг в Республике Башкортостан 26
2.2. Потенциал региона и возможные перспективы развития 32
2.3. Проблемы развития гостиничного рынка в Республике 38
Башкортостан
3. Мероприятия по повышению качества гостиничных услуг в Республике
Башкортостан 45
3.1. Примеры зарубежного положительного опыта, применимого в
Республике Башкортостан 45
3.2. Рекомендации по улучшению предоставляемых услуг на основе
зарубежного опыта 50
3.3. Экономическое обоснование по улучшению гостиничного бизнеса в
Республике Башкортостан 57
Заключение 68
Список использованных источников 72
Международная гостиничная индустрия имеет важную роль в формировании мировой экономики современного мира. Динамично развивающаяся сфера относится к одной из наиболее прибыльных в туризме и экономике в целом.
Международный гостиничный бизнес — это особенная секция в гостиничной индустрии, которой характерен высокий уровень глобализации. Например, потому что крупные гостиничные сети рассматривают в качестве своих потенциальных потребителей весь мир.
Сегодня гостиничный бизнес также относится к сегменту сферы услуг, который включает отели, рестораны, развлечения, спортивные мероприятия, круизы и другие, связанные с туризмом услуги. Таким образом, индустрия гостеприимства важна не только для общества, но и для экономики, клиентов и сотрудников.
В ежегодном анализе Всемирного совета путешествия и туризма и глобального экономического воздействия на сектор Туризм и Гостиничная индустрия приходится 10,4% от мирового ВВП и 313 миллионов рабочих мест, или 9,9% от общей занятости, в 2017 году. На протяжении более 25 лет Всемирный совет путешествий и туризма (WTTC) предоставлять точные доказательства, количественно оценивая экономику и занятость влияние путешествий и туризма. Гостеприимство является основным фактором в каждом отпуске и деловой поездке, и поэтому важно для отдельных клиентов и для бизнеса [9, с.10].
В данной работе рассматриваются успешные примеры зарубежного гостиничного бизнеса, которые возможно применить к существующим гостиницам в Республике Башкортостан. И также возможный применимый опыт к условиям Российского законодательства, экономики, финансам, и возможностям в целом.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что современному гостиничному рынку Республики необходимы пути дальнейшего развития. В первую очередь это совершенствование персонала, так как это в полной мере влияет на развитие гостиничного предприятия, применение правильно подобранных методов содействует повышению интереса каждого сотрудника к работе, увеличению результативности работы персонала и налаживанию отношений между руководством и персоналом. На работу гостиничного предприятия воздействует ряд факторов, среди которых преимущественное влияние оказывает уровень профессиональной подготовки персонала. Кроме того, в регионе существуют проблемы неточного позиционирования Республики Башкортостан на арене внутреннего и международного туризма. Гостиничная индустрия тесно связана со всеми остальными сферами в современном урбанистическом городе. Например, без мероприятий, конференций и предпринимателей гостиничный рынок будет терять больше половины своей прибыли. Поэтому региону необходимо исследовать рынок и привлекать все больше сегментов потребителей.
На основе выявленной проблемы определена тема выпускной квалификационной работы: «Зарубежный опыт развития гостиничного бизнеса и возможности его использования в Республике Башкортостан».
Объект исследования выпускной квалификационной работы - гостиничный рынок Республики Башкортостан. Предмет - актуальные проблемы и недостатки в регионе.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать программу рекомендаций по совершенствованию гостиничного рынка, опираясь на зарубежный опыт. Для достижения поставленной цели была выявлена необходимость решения следующих задач:
1) исследовать сущность и основные характеристики главных понятий используемых в гостиничной индустрии;
2) проанализировать гостиничный рынок региона;
3) разработать основные пожелания для развития и поиска новых сегментов и открытие новых путей для дальнейшего развития и выхода Республики на новый уровень;
4) проанализировать причины проблем развития гостиничного рынка в Республике Башкортостан;
5) разработать рекомендации для решения проблем, связанных с развитием гостиничного хозяйства в Башкортостане.
В литературе и научных исследованиях, посвященных развитию российского рынка гостиничных услуг, практически отсутствует глубокий анализ состояния и перспективных направлений его развития;
Поэтому необходима разработка новых подходов к формированию организационно - экономического механизма развития гостиничных услуг в интересах повышения эффективности его функционирования в международной и национальной экономике региона. Этим, в частности, также определяется актуальность данного исследования.
Все это обусловило выбор темы работы и определило состав исследованных в ней проблем на основе анализа развития гостиничного рынка Республики.
Источниками информации послужили теоретические труды и практические исследования зарубежных и отечественных авторов, таких как: Медлик С. Инграм Х., Автандилова E. М. Кравцов С. М., Романова Г.М., Апухтин А.В., Нубарян Г.Д., Егоров В. Н. Уокер Джон Р., Алексеева Н. П. Так же материалом для работ послужили такие источники как: печатная пресса, электронные онлайн источники, такие как «Газета Стиль», «Уфимские ведомости», «Общественная электронная газета».
Структура выпускной квалификационной работы содержит вступление, теоретическую часть «Теоретические аспекты развития международного опыта гостиничного бизнеса», анализирующую часть «Анализ гостиничного фонда Республики Башкортостан», и практическую часть «Мероприятия по повышению качества гостиничных услуг в Республике Башкортостан».
Данная работа посвящена изучению предмета, который сегодня актуален для всех гостиничных компаний и для российской экономики в целом. Растущая популярность гостиничного бизнеса происходит по всей России, в связи развитием туризма и ростом экономики.
Зарубежный опыт, и развитие иностранных гостиничных цепей позволит определить главные моменты по поиску решений к имеющимся проблемам в регионе. Зарубежный опыт показывает, что главной целью управления отношениями с клиентами в индустрии гостеприимства и туризма на современном этапе является налаживание взаимовыгодных отношений между клиентом и гостиничным предприятием.
Процесс изучения потребностей клиентов и быстрого реагирования на их изменения стал основой для достижения высоких целей многих успешных гостиничных корпораций.
Лидерами по развитию гостиничной деятельности сегодня являются такие регионы России, как Крым и Приморье, Москва и Санкт-Петербург, они забирают основную часть туристов. Если говорить об иностранных представителях топов, то это, безусловно, такие страны Европы как Франция, Германия, Швейцария, Испания, и конечно страны Северной Америки - Соединенные Штаты Америки и Канада, имея необходимые ресурсы они совершенствуют свою гостиничную индустрию и с каждым годом модернизируются, давая другим регионам позитивный пример для развития. Россия и в частности Республика Башкортостан имеют необходимый потенциал для развития.
Правительство создает новые программы и делает ставки на туризм и гостеприимство как одной из главных доходных областей в Республике на ближайшие десятки лет.
Выпускная квалификационная работа посвящена проблемам Республики Башкортостан в гостиничной индустрии, и возможности применения опыта
В работе были выявлены особенности гостиничных услуг, которые характеризуются неосязаемостью, непосредственным взаимодействием исполнителя и потребителя, непостоянством качества, неспособностью к хранению, совпадением процессов производства и потребления услуг, зависимостью от влияния фактора сезонности. Гостиничные услуги включают основные, дополнительные и сопутствующие услуги, и непосредственно связаны с материально-технической базой и человеческими ресурсами.
Анализ их конкурентных преимуществ показал, что гостиницы иностранных систем управления являются самыми эффективными, принадлежат к гостиничным цепям и имеют международный опыт управления; системы управления частными гостиницами характеризуются обновленным номерным фондом, активной маркетинговой политикой, хорошим качеством гостиничных услуг и доступными ценами. Ситуация в гостиничном бизнесе напрямую зависит от развития всего региона. В первую очередь, это мероприятия, проводимые в Республике Башкортостан, состояние местных, частных предприятий, которые дают гостиницам приток в виде «командировочных» которые в свою очередь составляют около 50-70% от всех гостей в местных гостиницах.
Подведя итоги можно выделить главные выводы по выявлению проблем и созданию рекомендации по их устранению:
1. исследованы основные понятия работы гостиничного предприятия: коэффициент загруженности, управление качеством, внешняя и внутренняя среда гостиничного предприятия, способы мотивации и каналы распределение гостиничной услуги, характеристика главных понятий используемых в гостиничной индустрии: номер, гостиница, гость, услуга;
2. исследуемый регион имеет достаточное количество предприятий размещения, более 500 коллективных средств размещения и среди них 300 гостиниц, богатая история, природный потенциал, общие усилия правительства и гостиничных предприятий дают перспективу к дальнейшему развитию;
3. особенности совершенствования гостиничного предприятия;
3.1. работа над персоналом гостиницы;
3.2. разработана программа стажировок на основе зарубежного опыта, при одной из самых известных гостиниц столицы Республики, города Уфы;
4. исследование позволило разработать рекомендации по развитию гастрономического туризма путем внедрения национальной башкирской кухни в ресторанные заведения гостиниц, так как мини - мониторинг 15 самых популярных гостиниц Уфы, по данным Booking.com, показал, что в ресторанах не представлены или практически не представлены, местные национальные блюда;
5. исследование показало необходимость изучения рынка потенциальных потребителей, были выявлены методы работы, а конкретно это сервисы онлайн опросов и интерактивные столы, позволяющие оценивать работу персонала и услуги непосредственно в гостинице.
В работе были выполнены поставленные задачи, через которые была достигнута цель выпускной квалификационной работы, а именно проанализировать гостиничный рынок Республики Башкортостан и выявить проблемы развития, на основе которых были созданы рекомендации и экономическое обоснование. Была раскрыта тема данной работы, были выявлены проблемы развития гостиничного рынка и предложены направления и способы решения этих проблем. В целях повышения качества и конкурентоспособности гостиничных предприятий необходимо формировать и совершенствовать систему качественных услуг, включающую обеспечение, управление и меры по повышению качества
1. внедрении системности в подборе кадров и обучения персонала;
2. внедрения гастрономической и национальной кухни;
3. контроль степени удовлетворенности посетителей обслуживанием с помощью анализа жалоб, сравнения качества предоставляемых услуг с качеством услуг конкурентов и изучения клиентов
Решение поставленных задач и выполнение намеченных мероприятий позволит создать прочную базу для развития всей гостиничной индустрии в Республике Башкортостан, а внедрение передового зарубежного и многолетнего опыта позволит сделать продвижение всего гостиничного бизнеса Республики Башкортостан, и намечать дальнейшие цели с учетом всего передового опыта страны и успешных примеров из зарубежных стран. Одно из условий достижения всего вышеперечисленного это, безусловно, совместная работа Правительства региона и всей гостиничной сферы Республики Башкортостан. Проведения целенаправленной государственной политики, направленной на интенсивное развитие сферы гостиничного рынка, обеспечение доступности услуг. Благодаря проведенным исследованиям можно сказать, что правительство движется в правильном направлении.
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» принят Государственной думой 24 июля 2007 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.Режим доступа: http: //base.consultant.ru/cons
2. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 сентября 2017 г. № 424 «Об утверждении государственной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» (ред. от 28 апреля 2018г.)//Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан.
Стандарты
3. ГОСТ Р 53423 - 2009 Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения.
4. ГОСТ Р 51185 - 2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.
Книги, монографии
5. Авилова Н.Л , Ушаков Роман Николаевич Организация гостиничного дела: обеспечение безопасности : учеб. пособие / Р.Н. Ушаков, Н.Л. Авилова. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 136 с.
6. Баумгартен Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия. Практикум/Л.В.Баумгартен - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 216 с.
7. Боголюбов В.С Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. / В.С Боговлюбов., 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата. - Москва: Изд-во Новое знание. -2015. — 199 с.
8. Быстров С. А. Организация гостиничного дела : учеб. пособие / С.А. Быстров. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 432 с.
9. Вотинцева Н. А. Правовое обеспечение гостиничной деятельности : учеб. пособие / Н.А. Вотинцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 299 с.
10. Горфинкель В.Я Экономика предприятия: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Горфинкель
В.Я., - 6-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 663 с.
11. Дмитриева Н. В Гостиничный менеджмент: Учебное пособие / Дмитриева Н. В., Зайцева Н. А., Огнева С. В., Ушаков Р. Н. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 384 с.
12. Еланцева О.П. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие / О.П. Еланцева. — Электрон. дан. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 312 с.
13. Медлик.С. Инграм. Х. Гостиничный бизнес : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса (230000) / С. Медлик, X. Инграм ; [пер. с англ. А.В. Павлов]. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 с.
14. Мазилкина Е.И Организация продаж гостиничного продукта: Учебное пособие/Мазилкина Е. И. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 207 с.
15. Романова Г.М., Апухтин А.В., Нубарян Г.Д. Формирование корпоративной образовательной среды как формы частно-государственного партнерства в гостиничном бизнесе: Монография / Г.М. Романова, А.В. Апухтин,Г.Д. Нубарян. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 204 с.
16. Сафронова Т.Н. Инновации в гостиничной деятельности : учеб. пособие / Т.Н. Сафронова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 156 с.
17. Сухов Р.М Гостиничное хозяйство международных туристских дестинаций: Учебник / Сухов Р.И. - Рн/Д: Южный федеральный университет,
2016. - 196 с.
18. Чаплина А.Н., Герасимова Е.А., Шатрова А.П Стратегическое развитие предприятий гостиничных услуг на основе репутационного потенциала: Монография / Чаплина А.Н., Герасимова Е.А., Шатрова А.П. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 160с.
19. Шанаурина Ю.В. Нормативно-правовое регулирование в
Печатная периодика
20. Агарёва В. А. - Развитие гостиничного бизнеса в рамках внедрения новых услуг: необходимость и перспективы развития. Концепт - 2015г. №5. С.34-
36.
21. Ахметьянова А.И. Проблемы повышения качества и уровня жизни населения в Республике Башкортостан. В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных наук Материалы Международного конкурса научно исследовательских работ студентов (бакалавры и магистры) высших учебных заведений. Башкирский государственный аграрный университет, Факультет информационных технологий и управления. 2016. С.18-24.
22. Бунаков О.А., Эйдельман Б.М., Фахрутдинова Л.Р. Современные тенденции в туристской индустрии питания: совместное устойчивое развитие // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. -2017. -№6-3 (51). -C.22-23.
23. Галлиулин В.И Учпочмак как двигатель туризма/ В.И. Галлиулин //Единая Россия Башкортостан. - 2019. -№ 50. -С.3
24. Гайва. Е. Лучшие санатории Республики Башкортостан / Е. Гайва //Ватан. - 2019. -№57. - С.7
25. Джанджугазова Е.А. Conrad n. Hilton - живая легенда мирового гостеприимства / Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 2. С. 4-7.
26. Закиров И. В., Ахунов А. Р. Обзор гостиничного рынка города Уфы // Вестник Башкирского университета. -2015. -Т. 18. -№ 4. -С. 1099-1104.
27. Калмыкова К.В. Корпоративная культура в гостиницах Marriott. В сборнике: Новые информационные технологии в науке, сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 220-222.
28. Митрофанова Е.А.Маркетинговые исследования в сети гостиниц "Hilton"/ В сборнике: сервису и туризму - инновационное развитие Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ответственный
редактор: профессор Т. С. Комиссарова. 2015. С. 117-12.
29. Оборин М.С. - Тенденции и особенности развития гостиничного бизнеса в регионах РФ. Туризм и гостеприимство - 2018г. №1
30. Платонов. О. В Казань - на одну ночь / О.Платонов // Экономика Поволжья. - 2019. -№119. - С.1.
31. Поветкина Д.И. Ивент-Туризм как фактор социально-экономического развития территории / Д.И Поветкина // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. Российский государственный университет туризма и сервиса. - 2018. - №1. - С.1.
32. Таймасова Э.И. Особенности корпоративной культуры гостиничной сети Marriott ЦИТИСЭ. 2016. № 2 (6). С. 30.
33. Фахрутдинова Л.Р., Эйдельман И.Б. Особенности классификации услуг санаторно-курортного комплекса // Молодежь. Туризм. Образование. Материалы III научно-практической очно-заочной конференции для школьников, учителей и студентов/Науч.ред. д.э.н, проф. А.В.Гумеров. -Казань: Рокета Союз,
2017. - C.189-191.
34. The effect of the new hospitality system in Europe/ M. Ikawa, M. Fujiwara, H. Horiuchi et al. // - 2015. - Vol. 46, № 9. - P. 81-84.
Электронные ресурсы
35. Аккорд-персонал. Обучение и развитие специалистов индустрии гостеприимства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://accordpersonal.ru
36. Аносова, Т.Г. Технологии комфорта [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Г. Аносова, Ж. Танчев. — Электрон. дан. — Екатеринбург: УрФУ, 2016. — 72 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/98555.
37. Арсланова Г.Х - Вопросы о качестве услуг коллективных и иных средствах размещения Education [Электронный ресурс]: - 2015г. №5(12) Режим доступа: http://www.sobkor02.ru/news/events/11349/
38. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и
выбора бизнес-модели [Электронный ресурс] / Э. Рис; Пер. с англ. А. Стативки. - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 253 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768886
39. Владыкина, Ю.О. Техника и технологии в сервисе и туризме
[Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.О. Владыкина. — Электрон. дан. — Новосибирск: НГТУ, 2017. — 192 с. — Режим доступа:
https://e.lanbook.com/book/118388.
40. Внутренний туризм как основа устойчивого развития регионов России: сборник научных статей [Электронный ресурс]: сборник научных трудов.
— Электрон. дан. — Кемерово: КемГИК, 2015. — 255 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/79350.
41. Гостева, Л.Ф. Социальные технологии в туризме и гостеприимстве
[Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.Ф. Гостева. — Электрон. дан. — Вологда: ВоГУ, 2015. — 100 с. — Режим доступа:
https: //e.lanbook.com/book/93103.
42. Конгрессные итоги года//Сайт Конгресс-бюро Башкортостана.
[Электронный ресурс] -2018. -01 января. Режим доступа:
http://congressrb.info/news/409/
43. Маркетинг гостиничного предприятия. Практикум [Электронный
ресурс] /Л.В.Баумгартен - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 216 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9558-0425-5 - Режим доступа:
http: //znanium.com/catalog/product/502143
44. Николенко, П.Г. Формирование клиентурных отношений в сфере сервиса [Электронный ресурс]: учебное пособие / П.Г. Николенко, А.М. Терехов.
— Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 248 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/116392.
45. Официальный сайт Accor в России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.accorhotels.com/russia/index.ru.shtml
46. Развитие ресурсного потенциала гостиничного предприятия. [Электронный ресурс]- 2-е изд., стереотипное - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 168 с.: 60x90 1/16. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/553629
47. Родионова Н.С Организация гостиничного дела [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.С. Родионова [и др.]. — Электрон. дан. — Санкт- Петербург: , 2015. — 352 с.
48. Руководителем центра развития туризма Башкортостана назначен
Артур Идельбаев //Сайт Башинформ.рф [Электронный ресурс] -2018 /.Режим доступа: http://www.bashinform.ru/news/1279058-rukovoditelem-tsentra-razvitiya-
turizma-bashkortostana-naznachen-artur-idelbaev/
49. Сервис бронирования «Booking.com» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://booking.com
50. Юрин Ф. Конгрессы и конференции помогают туризму [Электронный ресурс] /Ф. Юрин//Газета Travel Trade Gazette Russia. -2016. Режим доступа: https://www.ttg-russia.ru/people/kongressy-i-konferentsii-pomogayut- turizmu.html?sphrase_id=969656
51. Choice Hotels Official Web-page [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www. choicehotels. com