Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Работа №35245

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
269
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы защитно-совладающего поведения подростков с психосоматическими заболеваними 7
1.1. Теоретический обзор психологического феномена защитно-совладающего
поведения 7
1.2. Совладающее поведение и механизмы психологической защиты 15
1.3. Психосоматические заболевания в подростковом возрасте 23
Выводы по первой главе 35
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей защитно- совладающего поведения подростков, имеющих психосоматические заболевания 37
2.1. Организация, этапы и методы исследования 37
2.2. Исследование особенностей механизмов психологических защит и
совладающего поведения подростков 39
2.2.1. Результаты исследования механизмов психологических защит 39
2.2.2. Результаты исследования копинг-стратегий 41
2.2.3. Исследование особенностей психологических защит при помощи
отпросника М. Бонда 47
2.3. Исследование взаимосвязи между результатами исследований в
контрольной и экспериментальной группах 49
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложения


Настоящее исследование посвящено вопросу защитно-совладающего поведения подростков с психосоматическими заболеваниями.
Актуальность исследования.
В условиях современного общества жизнедеятельность людей неделимо связана с неблагоприятными факторами. Порой, достаточно продолжительными и интенсивными действиями неблагоприятных факторов, сопровождающихся отрицательными переживаниями, перенапряжением психических и физических функций. В этой связи, особенно характерным психическим состоянием, развивающимся в результате воздействия эксквизитных ситуаций и экстремальных факторов, является психологическое стрессовое состояние. На самом деле феномен стресса - это и психологическая, и медицинская и физиологическая проблема. Усиленное изучение феноменологии стрессового состояния и последствий его неблагоприятного влияния на здоровье и самочувствие индивида является одним из основных направлений прикладных психологических исследований в современной мировой науке. Предыдущие десятилетия ученые сосредотачивали внимание на самом понятии стресса, в настоящее время (последние 10-15 лет) интерес исследователей, таких как Исаева Е.Р., Крюкова Т.Л., Луева М.В., в большей степени фокусируется на том, как людям удается преодолевать стрессовые состояния, справляться с ними. Таким образом, поднимается актуальность вопроса связи стресса и психосоматическими заболеваниями. За последние десятилетия отмечается значительное увеличение количества больных людей с психосоматическими заболеваниями возникающими в следствии стресса. Клиникопсихологическая значимость проблемы исследования в области защитно- совладающего поведения с психосоматическими заболеваниями обусловлена тем фактором, что большинство больных - лица трудоспособного возраста, все чаще - подростки. Для большинства людей, и в частности подростков с
3
психосоматическими заболеваниями характерна высокая значимость психотравмирующих факторов в болезни. Основным фактором,
предшествующим возникновению психосоматического заболевания, и в следствии этого развитию защитно-совладающего поведения является стресс. На сегодняшний день, современная социальная среда задает повышенные требования к человеку, и непосредственно к категории особой группы риска, то есть - подросткам. Под требованиями мы рассматриваем оптимальные решения в тяжелых, неоднозначных, стрессовых ситуациях. На протяжении всего жизненного пути индивид встречается с различными ситуациями, и некоторые их них индивид может оценивать как трудные и нарушающие привычный, обыденный темп жизни. В процессе поиска преодоления различных сложностей подросток может либо воспользоваться опытом своих родителей и иных значимых фигур, полученный в процессе социализации, либо самостоятельно формировать и конструировать уже новые формы и модели поведения. В этой связи закономерно возрастает интерес науки и практики к особенностям совладающего или копинг- поведения индивида в тяжелых жизненных ситуациях.
Итак, знания о стрессе, психосоматических реакциях и психической защите личности предоставляют возможности разбираться в собственных чувствах, реакциях, во взаимоотношениях с окружающей средой (миром). Такие знания выступают основой психологической культуры личности и общества в целом.
Таким образом, актуальность проблемы феномена защитно- совладающего поведения подростков с психосоматическими заболеваниями и степень ее научной разработанности определили тему, цель и задачи данной работы.
Цель исследования: выявить особенности защитно-совладающего поведения подростков с психосоматическими заболеваниями.
Объектом ислледования: является защитно-совладающее поведение подростков.
Предмет исследования - особенности защитно-совладающего поведения подростков с психосоматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования: подростки, имеющие психосоматические заболевания, выбирают неэффективные стратегии совладания, такие как: отвлечение, беспокойство, игнорирование, уход в себя, чудо.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ защитно-совладающего поведения подростков с психосоматическими заболеваниями.
2. Организовать и провести исследование психологических особенностей защитно-совладающего поведения подростков с психосоматическими заболеваниями;
3. Выявление особенностей защитно-совладающего поведения подростков с психосоматичекими заболеваниями.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют идеи представленные научными трудами отечественных и зарубежных исследователей - клинических психологов и психологов других специальностей, психиатров, педагогов, социологов и наркологов: Г.Селье, Л.Леви, Л.Китаев-Смык, Б.Г.Ананьев, Н.А.Сирота, П.Левин, А.В.Лабина, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, П.Фресс, Ф.Е.Василюк, Т. Л.Крюкова, Р.Лазарус, С.Фолкман, З.Фрейд, Н.МакВильямс, Ю.М.Губачев, Е.М.Стамбовский, А.Франц, И.П.Павлов, В.А.Абабков, Л.И.Анцыферова, Е.Р.Исаева.
Методы исследования:
Наблюдение, беседа, психологические методики. Для обработки данных использовались следующие статистические методы: вычисление средних значений, t- критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа по Пирсону.
Методики исследования:
1. Индекс жизненного стиля.
2. Юношеская копинг-шкала.
3. Методика для диагностики психологической защиты Майкла Бонда.
Эмпирическая основа исследования:
Исследование проводилось на базах:
1) ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева»
2) МАОУ «Лингвистическая гимназия» г. Ульяновска
В исследование приняли участие 50 человек:
• 1 Выборка - дети с психосоматическими заболеваниями (25
человек);
• 2 Выборка - здоровые дети (25 человек).
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных исследования для составления коррекционных программ по работе с детьми, имеющих психосоматические заболевания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нарушение здоровья более негативно сказывается на характере смысложизненных ориентаций подростков, для которых источником жизни является их будущее. Подростки придают жизни большую осмысленность и перспективу, воспринимают жизнь более полноценной, убеждены в свободе выбора при принятии решения и воплощения их в жизнь. Трудную жизненную ситуацию утраты здоровья некоторые подростки воспринимают как неразрешимую проблему, что приводит к достоверно большому количеству использования ими искажающих реальность псевдокомпенсаций.
Целью дипломной работы было исследование и выявление особенностей защитно-совладающего поведения подростков с психосоматическими заболеваниями.
Теоретический анализ проблемы показал, что на данный момент существуют разные классификации копинг-поведения, а также разные взгляды на взаимосвязь совладающего поведения и механизмов психологических защит, но не существует единой концепции по этому вопросу.
Так же не существует единой теории о взаимосвязи между защитно- совладющим поведением и развитием психосоматических расстройств у подростков.
В результате исследования мы подтвердили поставленную гипотезу о том, что подростки, имеющие заболевания психосоматического спектра используют неэффективные способы совладания со стрессом, такие как отвлечение, беспокойство, игнорирование, уход в себя, чудо,
профессиональная помощь.
Результаты исследования показали, что подросткам с психосоматическими заболеваниями свойственно применение неэффективных механизмов психологической защиты как отрицание, подавление, регрессия и реактивные образования.
Практические рекомендации: исходя из проведенного исследования, становится очевидной взаимосвязь между защитно-совладающим поведением и психосоматическими заболеваниями подростков.
Результаты проведенного исследования могут стать основой для разработки программ по работе с подростками, страдающими психосоматическими расстройствами.


1. Абабков В.А. Систематическое исследование семейного стресса и копинга [Текст]/Абабков В.А., М.Перре,Б.Планшерел// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им В.М.Бехтерева. - 1998. - №2 - 4-8 с.
2. Акименко А.К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности [Текст] / А. К. Акименко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития - 2016. - №2. - С. 151 - 156.
3. Ануфриюк, К. Ю. Защитно-совладающее поведение и его роль в социально-психологической адаптации подростков [Текст] / К. Ю. Ануфриюк // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология - 2008. - № 4. - 147 - 153 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник [Текст]/ А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
5. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение[Текст]/Пер. с англ. С. Могилевского. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс. Серия Психология без границ. - 2012. — 352 с.
6. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С Лечение детей с психосоматическими расстройствами [Текст] — СПб., 2002.
7. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков [Текст]/ Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С.// Издательство Института Психотерапии, Издательство НГМА - 2011. - 320 с.
8. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного в неосознаваемых формах высшей нервной деятельности [Текст]/ Бассин Ф.В. - М.: Медицина, 1968. - 468 с.
9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст]/ Березин Ф.Б. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
10. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями [Текст] / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология - 2011. - №1. - С. 100 - 110.
11. Брушлинский, А.В. О формировании психического[Текст]/ А.В. Брушлинский // Психология формирования и развития личности. - М.: НАУКА, 1981. - 106-126 с.
12. Буянов М. И. Основы психотерапии детей и подростков[Текст]/ Буянов М.И. — Киев, 1990.
13. Василенко, Т. Д. Роль характеристик ситуации хронического соматического заболевания в трансформации ценностно-смысловой сферы личности [Текст] / Т. Д. Василенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология - 2011. - №29. - 76 - 81 с.
14. Великанова А.П., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства: современное состояние проблемы. Часть 1/ Великанова А.П., Шевченко Ю.С.// Журнал Социальная и клиническая психология - 2005. - 79 - 82 с.
15. Выготский Л. С. Педология подростка[Текст] // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика 1984. - 132 с.
16. Глазкова, Т. В. Семья как ценностно-смысловая модель культуры [Текст]/ Т. В. Глазкова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств - 2014. - №6. - 52 - 56 с.
17.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2016. - 384 с.
18. Елисеев Ю. Ю. (ред.) Психосоматические заболевания: Полный справочник. [Текст]/ Елисеев Ю.Ю. - М„ 2003.
19. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справочное пособие. [Текст]/ Игумнов С.А. — Минск, 1999.
20. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. [Текст]/ Исаев Д.Н. - СПб, 1996.
21. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни [Текст] / Исаева Е.Р. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2010. - 21- 69 с.
22. Ковальская, О. С. Личность в период ранней юности: особенности ценностно-смысловой сферы и совладающего поведения [Текст] / О. С. Ковальская // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика - 2012. - №2. - 198 - 201 с.
23. Корытова, Г. С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная
реконструкция понятия [Текст] / Г. С. Корытова, Ю. А. Еремина // Вестник Томского государственного педагогического университета - 2015. - №3 - 42
- 48 с.
24. Крейслер Л. Психосоматика и психопатология младенчества [Текст]/ Клейстер Л. // Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии.
— М., 1994.- 112-145 с.
25. Кружкова, О. В. Проблема диагностики копинг-стратегий в современном психологическом измерении [Текст] / О. В. Кружкова, Д. М. Никифорова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология - 2012. - № 31. - 4 - 12 с.
26. Куваева, И. О. Ресурсные функции совладающего поведения в зависимости от профессиональной специализации [Текст]/ И. О. Куваева, А. О. Сергеева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика - 2015. - №2. - 102 - 106 с.
27. Лапкина, Е. В. Онтологическая структура защитно-совладающего поведения
личности в разные периоды взрослости [Текст] / Е. В. Лапкина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика - 2013. - №4. - 135 - 139 с.
28. Лапкина, Е. В. Совладающее поведение, жизнестойкость и жизнеспособность
личности: связь понятий и функций [Текст] / Е. В. Лапкина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика - 2015. - №4. - 130 - 133 с.
29. Либина А.В. Совладающий интеллект. Человек в сложной жизненной ситуации [Текст]/ Либина А.В. - Москва.: Издательство Эксмо 2011. - 400 с.
30. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. [Текст]/ Мак- Вильямс Н.// Пер. с англ. В. Снигура. 2-е изд. - М.: Издательство: Класс, 2016
31. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога [Текст]/ Малкина- Пых И.Г. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с.
32. Малышев, И. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации [Текст]/ И. В. Малышев // Современные исследования социальных проблем - 2012. - №12. - 1 - 22 с.
33. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика[Текст]/ Ф.З. Меерсон. - М.:Наука - 1981. - 278 с.
34. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессом и проблемными для личности ситуациями: пособие [Текст] /Вассерман Л.И. [и др.]// Издательство НИПНИ им.В.М.Бехтерева - 2009. - 40 с.
35. Мякотин, И. С. Особенности совладающего поведения при социальной фобии [Текст] / И. С. Мякотин // Universum: психология и образование - 2016. - №10. - 1 - 3 с.
36.Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе [Текст] / Н. В. Останина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена - 2008. - №5. - 127 - 131 с.
37. Пантилеев, С. Р. Методика диагностики защитных механизмов личности [Текст] / С. Р. Пантилеев, Е. Ю. Жилина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология - 2009. - №1. - 67 - 80 с.
38. Попова, В. В. Системное исследование совладающего поведения с позиции теории интегральной индивидуальности [Текст] / В. В. Попова // Вектор
науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология - 2011. - №4. - 229 - 231 с.
39. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис Функционирование. Диагностика [Текст]/ Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников// Издательство «Талант» - 1990. - 144 - 145 с.
40. Салихова, Н. Р. Соотношение характеристик ценностно-смысловой сферы личности

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ