ВВЕДЕНИЕ 3
1 МОБИЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 5
1.1. Идея мобильного физического практикума 5
1.2. Структура физического практикума в ВУЗах 7
1.3. Концепция проведения мобильного физического практикума для
студентов очной формы обучения 11
1.4. Перечень и тестирование лабораторных работ для мобильного
физического практикума 13
2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 15
2.1. Сущность и структура бизнес-плана инновационного проекта 15
2.2. Подходы к разработке бизнес-плана инновационного проекта 17
2.3. Оценка эффективности проекта 19
3 БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ МОБИЛЬНОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА 24
3.1. Резюме 24
3.2. Анализ потенциального рынка сбыта 24
3.3. Конкуренты 25
3.4. Методы продвижения 33
3.5. Производственный план 33
3.6. Финансовый план 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Очная форма обучения является самой большой и приоритетной программой высшего образования в Российской Федерации. Одной из главных целей любого высшего учебного заведения является обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов по всем основным направлениям. Но, к сожалению, не все поступившие студенты выпускаются, четверть из них отчисляются уже после первой сессии. Ни для кого не секрет, что это в основном те студенты, что учатся на естественнонаучных направлениях. В своей работе я рассматриваю именно физический факультет, и косвенные направления, которые должны изучать физику. Изучив очную форму обучения, распределение приема, численности студентов и выпуска специалистов образовательных организаций, выявила некоторые проблемы, которые можно решить, внедрив план по коммерциализации бизнес-идеи мобильного физического практикума, который способен решить проблему с потерей студентов.
Актуальность темы. Все студенты, обучающиеся на естественнонаучных направлениях должны изучать физику. Одним из важнейших этапов обучения для студентов физических специальностей является выполнение физического практикума. К сожалению, не всем студентам удается его сдать.
На данный момент у нас действует концепция физического практикума в виде стационарных лабораторных оборудований, что подразумевает жесткую привязанность к лабораторным кабинетам и расписанию. Из-за большого количества студентов, так же с других институтов, не все успевают сделать лабораторные работы и, следовательно, сдать их в сроки. Появляются долги по учебе, которые тянутся хвостом на протяжении всего учебного процесса. Преподавателям приходится ставить дополнительные пары, чтобы успеть принять всех студентов, а ведь за эти часы им никто не платит.
Экономическая проблема. Сложности и в частности коммерческие убытки, в связи с отчислением студентов. ВУЗы теряют деньги из-за отчисленных студентов, соответственно, сокращают преподавателей. Абитуриенты, зная, что на физическом факультете такой жесткий график обучения, опасаются в дальнейшем поступать. Следовательно, высшие учебные заведения теряют своих потенциальных студентов.
Предмет исследования. Разработка плана коммерциализации проекта. Проведение маркетингового анализа рынка, разработка проекта, оценка его эффективности, варианты его продвижения и его коммерциализация.
Цель и задачи. Бизнес-планирование инновационного проекта - мобильный физический практикум для студентов очной формы обучения.
Исходя из цели, сформулировали следующие задачи:
1. Разработка концепции мобильного физического практикума в ВУЗах;
2. Анализ потенциального рынка;
3. Анализ рынка мобильного лабораторного оборудования;
4. Разработать бизнес-план.
Результатом данной выпускной квалификационной работы стало решение всех поставленных в начале задач и достижение цели исследования - внедрение инновационного проекта - мобильный физический практикум для студентов очной формы обучения, а так же бизнес-планирование проекта.
Анализ рынка показал, что рыночная ниша, которую займет продукт, на данный момент свободна. А потенциальные клиенты - все высшие учебные заведения Российской Федерации.
Анализ конкурентов помог выявить несколько конкурентных преимуществ проекта - инновационный способ проведение мобильного физического практикума; невысокая стоимость оборудования и возможность его разделения на несколько компактных комплектов; запатентованная лабораторная скамья, на которой проводится эксперимент.
В процессе разработки бизнес-плана, были рассчитаны основные показатели эффективности проекта:
• Число потенциальных клиентов - 1171 ВУЗ в РФ, а необходимое количество производимых комплектов для охвата рынка - 83038 штук.
• Ежемесячная прибыль от реализации проекта - 19,8 млн.рублей.
• Срок окупаемости проекта - 3 месяца.
Таким образом, в результате выполнения дипломной работы было выявлено, что проект действительно актуален и утоляет боль рынка, и помимо этого он коммерчески выгоден.
Все поставленные задачи успешно решены и цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Регламент проведения физического практикума // kpfu.ru. URL: https://kpfu.ru/docs/F744422848/Pravila.nachisleniya.ballov.fizprak.pdf
2. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации. М., 2008.
3. Воробьева И.М., Пономарев А.М. (2015) Оценка эффективности инновационных проектов. Молодой ученый, но. 10, с. 563-567.
4. Фияксель, Э.А. Инновационный потенциал российской промышленности и механизмы его роста / Э.А. Фияксель // Экономический анализ: теория и практика. 2009. - № 13 (май). - С. 2-6.
5. Зверев, А. Базовые промышленные предприятия: оценка текущей ситуации /А. Зверев // Экономист. - 2009. - 3 1. - С. 19-26.
6. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие // М.: Гардарики, 2007.-224 с.
7. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие // Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. - 132с. http://www.aup.ru/books/m23/
8. Кувшинов М.С., Комарова Н.С., Бажанова М.И. (2013) Интегральная оценка эффективности инвестиционных проектов на промышленных предприятиях. Бюллетень Южно-Уральского государственного университета, том 7, но. 4, с. 52-55.
9. Анисимов Е. Г., Зауренко Т. Н. (2012) Интегральный показатель
экономической эффективности инвестиций проектов. Вестник Саратовского государственного социально-экономический
университет, но. 5 (44), с. 9-12.
10. Сидоров А. Т., Платонова Ю.В., Желанова Ю.И. (2005) Стохастические методы оценки интегрального показателя эффективности инвестиционного проекта. Научный Вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, но. 88 (6), с. 198-200.
11. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова и С.Г. Млодика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 816 с.
12. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) - М.: Политиздат, 1989.
13. Хомкин К.. Как разработать бизнес-план проекта коммерциализации технологий. Серия методических материалов «Практические руководства для центров коммерциализации технологий» подготовлена под руководством П. Линдхольма. Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006.
14. Bonini C. P. (1975) Оценка рисков инвестиционных проектов. Омега, изд. 3, но. 6, с. 735-750.
15. Волков М. В., Грачева И. М. (1999) вероятностные методы анализа
рисков. Корпоративное управление. Доступно по адресу:
https://www.cfin.ru/finanalysis/monte_carlo2.shtml (дата обращения 15 мая 2019 года).
16. Лукашов А. В. (2007) метод Монте-Карло для финансовых аналитиков: краткий путеводитель’. Управление корпоративными финансами, но. 1 (19), с. 22-39.
17. Попов А. Ю. (2006) оценка риска инвестиционного проекта. Научный
журнал КубГАУ. но. 19 (03). Доступн по адресу:
http://ej.kubagro.ru/2006/03/07 / (дата обращения 15 мая 2019 года).
18. Йованович П. (1999) Применение анализа чувствительности в оценке инвестиционных проектов в условиях неопределенности и риска.
19.International Journal of Project Management, vol. 17, но. 4, с. 217-222.
20. Chen C. (2016) Оценка инвестиционной выгоды международных проектов многонациональных предприятий на основе корректировки рисков: данные Китая. Евразийский журнал математического, научнотехнического образования, том. 12, но. 9, с. 2451-2464.
21. UNITED NATIONS INDUSTRIAL DEVELOPMENT ORGANIZATION. (2005) UNIDO TECHNOLOGY FORESIGHT MANUAL. Organization and Methods, vol. 1, pp. 5-9. Доступно по адресу: http://www.research.gov.ro/img/files_up/1226911327TechFor_1_unido.pdf (дата обращения 20 мая 2019 года). Organization and Methods, vol. 1, pp.
22. Семиглазов А.М., Семиглазов В.А. (2011) Инновационное предпринимательство
23. Байсарова Н.Р., Захаров Ю.А., Ирисов Д.С., Хайбуллин Р.Р. Компьютеризация лабораторных заданий по физике основного государственного экзамена, «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №5(21) 2018, том 3, с. 1054-1066.