ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 8
1.1 Сущность, содержание и функции системы менеджмента качества 8
1.2 Методологические основы проектирования системы менеджмента качества
образовательного процесса 14
1.3 Технология и условия эффективного проектирования системы менеджмента
качества образовательного процесса 18
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ») 24
2.1 Краткая характеристика ГАПОУ «Альметьевский политехнический
техникум» 24
2.2 Анализ проектирования системы менеджмента качества в ГАПОУ
«Альметьевский политехнический техникум» 32
2.3 Взаимосвязь этапов проектирования процессов развития техникума в системе
менеджмента качества 45
3 ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ») 57
3.1 Проблемы проектирования системы менеджмента качества в ГАПОУ
«Альметьевский политехнический техникум» 57
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества в
ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 61
3.3 Мероприятия по внедрению системы менеджмента качества в ГАПОУ
«Альметьевский политехнический техникум» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 8
1.1 Сущность, содержание и функции системы менеджмента качества 8
1.2 Методологические основы проектирования системы менеджмента качества
образовательного процесса 14
1.3 Технология и условия эффективного проектирования системы менеджмента
качества образовательного процесса 18
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ») 24
2.1 Краткая характеристика ГАПОУ «Альметьевский политехнический
техникум» 24
2.2 Анализ проектирования системы менеджмента качества в ГАПОУ
«Альметьевский политехнический техникум» 32
2.3 Взаимосвязь этапов проектирования процессов развития техникума в системе
менеджмента качества 45
3 ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ») 57
3.1 Проблемы проектирования системы менеджмента качества в ГАПОУ
«Альметьевский политехнический техникум» 57
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества в
ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 61
3.3 Мероприятия по внедрению системы менеджмента качества в ГАПОУ
«Альметьевский политехнический техникум» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обеспечение системы менеджмента качества образования как приоритетной составляющей успешного развития и становления человека в обществе и его доступность для разных социальных групп населения остаются приоритетными задачами государственной политики в области образования Российской Федерации. Решение проблемы создания и обеспечения эффективности системы менеджмента качества образования требует не только поиска новых идей и эффективных механизмов его оценки, но и пересмотра представлений об инструментарии оценивания нового образовательного продукта. Предполагаемые пути модернизации оценки качества образования не отменяют и не заменяют существующие традиционные формы и методы, они лишь способствуют доведению их характеристик до уровня, адекватного современным требованиям к качеству образования.
На сегодняшний день прогрессивный менеджмент образовательных организаций внедряет и поддерживает в рабочем состоянии систему менеджмента качества, соответствующую международному стандарту ISO 9001. Внедрение системы менеджмента качества помогает образовательному учреждению реализовать свою деятельность в управляемых условиях. Но для этого необходимо построение не только результативной, но и эффективной системы менеджмента качества для продвижения техникума по пути улучшения деятельности.
Проектирование, разработка и внедрение системы менеджмента качества должны быть направлены на повышение конкурентоспособности и устойчивости техникума путем воздействия на внутреннюю и внешнюю среду и повышения привлекательности для внешних и внутренних потребителей. Устойчивое развитие техникума - это процесс непрерывных изменений внутри техникума с целью укрепления нынешнего и будущего потенциала. Иными словами, одной из важнейших задач современного образования становится проектирование системы
менеджмента качества с учетом целей деятельности образовательного учреждения и методов достижения этих целей.
Выявленная проблема исследования
Каков перечень организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность проектирования системы менеджмента качества образовательного процесса (на примере ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»)?
Объект и предмет исследования
Объектом исследования данной работы является система менеджмента качества в осуществлении профессиональной деятельности педагогических работников. Предмет исследования - совокупность организационно-педагогических условий эффективности проектирования системы менеджмента качества образовательного процесса в образовательной организации (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Альметьевский политехнический техникум»).
Цель и задачи исследования
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий эффективности проектирования системы менеджмента качества образовательного процесса в техникуме.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что проектирование системы менеджмента качества образовательной организации будет эффективным, если в процессе проектирования будут учтены следующие организационно-педагогические условия:
- комплексность проектирования с учетом всех основных уровней системы менеджмента качества;
- подбор проектной команды на основе профессионализма ее участников;
- учет при проектировании системы менеджмента качества особенностей педагогических работников;
- динамичность системы менеджмента качества (в систему должны быть вложены обновления с учетом развития образовательной ситуации).
В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие системы менеджмента качества образовательного процесса;
- выявить основные подходы к системе менеджмента качества педагогических работников в образовательной организации;
- определить основные требования и условия эффективности к технологии проектирования менеджмента качества образовательного процесса;
- предложить рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества в образовательной организации.
Эмпирическая база исследования
Базой исследовательской работы явилось государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Альметьевский политехнический техникум».
Теоретико-методологическая основа
Изучению вопросов руководства педагогическими системами в последнее время выделяется особый интерес. При этом ударение делается на исследование правильного понимания и представления проектирования системы менеджмента качества в современных обстоятельствах, продвижения в практику новейших научно-педагогических технологий и результатов в сфере управления. На формирование современных представлений о принципах и методах обеспечения системы менеджмента качества оказали серьезное воздействие труды и научные разработки таких ученых, как С.В. Василенко [10, с. 136], Д.А. Заец [15, с. 34-36], О.И. Матафонова О.И. [28, с. 80-84], Н.А. Патутина [30, с. 76-81], М.М. Ткач [45, с. 75-78] и др. Также теоретические исследования, затрагивающие вопросы проектирования системы менеджмента качества и управления образовательным процессом, нашли отражение в работах ряда российских ученых. Среди них следует выделить исследования Адлера Ю.П., Асаула А.Н., Бойцова В.В., Бойцова Б.В., Войтоловского Н.В., Карлика Е.М., Гличева A.B., Горбашко Е.А., Иванова Б.В., Кане М.М., Корешкова В.Н., Круглова М.Г., Макарова В.В.,
Мхитаряна Ю.И., Окрепилова В.В., Салимовой Т.А., Схиртладзе А.Г., Шишкова Г.М. и других.
Источники информации
Вместе с тем, несмотря на наличие большого количества научных трудов, посвященных управлению качеством на основе создания системы менеджмента качества, недостаточно изученными являются методические аспекты применения общей теории управления качеством и практики реализации системы менеджмента качества в конкретных областях образовательного процесса. Изучение литературы позволило выявить научные подходы к системе менеджмента качества в образовательной организации.
Апробация исследования
Апробация выпускной квалификационной работы: по содержанию выпускной квалификационной работы были сделаны сообщения на I Международной очной научно-практической конференции «Развитие интеллектуально-творческого потенциала молодежи: из прошлого - в современность», материал опубликован в сборнике входящего в базу изданий со статусом РИНЦ, г. Донецк, 2018г.; выступление с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном образовании (направления, проблемы, решения), материал опубликован в сборнике входящего в базу изданий со статусом РИНЦ, г.Альметьевск, 2017г.; основные положения доказывались на Всероссийской научно-практической конференции «Творчество, инновации и качество как основа современного профессионального образования», материал опубликован в сборнике входящего в базу изданий со статусом РИНЦ, г.Казань, 2016г.; опубликовано в научном сборнике 2 статьи.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первой главе даются теоретические методологические основы проектирования системы менеджмента качества образовательного процесса, сущность, содержание, особенности, назначения, функции системы менеджмента качества в образовании, а также технология проектирования системы менеджмента качества образовательного процесса. Во второй главе проводится анализ проектирования существующей системы менеджмента качества ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», дается краткая характеристика образовательной организации, определяется взаимосвязь этапов проектирования процессов развития техникума в системе менеджмента качества. В третьей главе выявляются проблемы проектирования системы менеджмента качества в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», предлагаются рекомендации и мероприятия по оптимизации и совершенствованию проектирования системы менеджмента качества, с целью повышения качества оказания образовательных услуг ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум». В заключении формулируются итоги исследования, дается характеристика проделанной работы.
На сегодняшний день прогрессивный менеджмент образовательных организаций внедряет и поддерживает в рабочем состоянии систему менеджмента качества, соответствующую международному стандарту ISO 9001. Внедрение системы менеджмента качества помогает образовательному учреждению реализовать свою деятельность в управляемых условиях. Но для этого необходимо построение не только результативной, но и эффективной системы менеджмента качества для продвижения техникума по пути улучшения деятельности.
Проектирование, разработка и внедрение системы менеджмента качества должны быть направлены на повышение конкурентоспособности и устойчивости техникума путем воздействия на внутреннюю и внешнюю среду и повышения привлекательности для внешних и внутренних потребителей. Устойчивое развитие техникума - это процесс непрерывных изменений внутри техникума с целью укрепления нынешнего и будущего потенциала. Иными словами, одной из важнейших задач современного образования становится проектирование системы
менеджмента качества с учетом целей деятельности образовательного учреждения и методов достижения этих целей.
Выявленная проблема исследования
Каков перечень организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность проектирования системы менеджмента качества образовательного процесса (на примере ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»)?
Объект и предмет исследования
Объектом исследования данной работы является система менеджмента качества в осуществлении профессиональной деятельности педагогических работников. Предмет исследования - совокупность организационно-педагогических условий эффективности проектирования системы менеджмента качества образовательного процесса в образовательной организации (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Альметьевский политехнический техникум»).
Цель и задачи исследования
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий эффективности проектирования системы менеджмента качества образовательного процесса в техникуме.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что проектирование системы менеджмента качества образовательной организации будет эффективным, если в процессе проектирования будут учтены следующие организационно-педагогические условия:
- комплексность проектирования с учетом всех основных уровней системы менеджмента качества;
- подбор проектной команды на основе профессионализма ее участников;
- учет при проектировании системы менеджмента качества особенностей педагогических работников;
- динамичность системы менеджмента качества (в систему должны быть вложены обновления с учетом развития образовательной ситуации).
В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие системы менеджмента качества образовательного процесса;
- выявить основные подходы к системе менеджмента качества педагогических работников в образовательной организации;
- определить основные требования и условия эффективности к технологии проектирования менеджмента качества образовательного процесса;
- предложить рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества в образовательной организации.
Эмпирическая база исследования
Базой исследовательской работы явилось государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Альметьевский политехнический техникум».
Теоретико-методологическая основа
Изучению вопросов руководства педагогическими системами в последнее время выделяется особый интерес. При этом ударение делается на исследование правильного понимания и представления проектирования системы менеджмента качества в современных обстоятельствах, продвижения в практику новейших научно-педагогических технологий и результатов в сфере управления. На формирование современных представлений о принципах и методах обеспечения системы менеджмента качества оказали серьезное воздействие труды и научные разработки таких ученых, как С.В. Василенко [10, с. 136], Д.А. Заец [15, с. 34-36], О.И. Матафонова О.И. [28, с. 80-84], Н.А. Патутина [30, с. 76-81], М.М. Ткач [45, с. 75-78] и др. Также теоретические исследования, затрагивающие вопросы проектирования системы менеджмента качества и управления образовательным процессом, нашли отражение в работах ряда российских ученых. Среди них следует выделить исследования Адлера Ю.П., Асаула А.Н., Бойцова В.В., Бойцова Б.В., Войтоловского Н.В., Карлика Е.М., Гличева A.B., Горбашко Е.А., Иванова Б.В., Кане М.М., Корешкова В.Н., Круглова М.Г., Макарова В.В.,
Мхитаряна Ю.И., Окрепилова В.В., Салимовой Т.А., Схиртладзе А.Г., Шишкова Г.М. и других.
Источники информации
Вместе с тем, несмотря на наличие большого количества научных трудов, посвященных управлению качеством на основе создания системы менеджмента качества, недостаточно изученными являются методические аспекты применения общей теории управления качеством и практики реализации системы менеджмента качества в конкретных областях образовательного процесса. Изучение литературы позволило выявить научные подходы к системе менеджмента качества в образовательной организации.
Апробация исследования
Апробация выпускной квалификационной работы: по содержанию выпускной квалификационной работы были сделаны сообщения на I Международной очной научно-практической конференции «Развитие интеллектуально-творческого потенциала молодежи: из прошлого - в современность», материал опубликован в сборнике входящего в базу изданий со статусом РИНЦ, г. Донецк, 2018г.; выступление с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном образовании (направления, проблемы, решения), материал опубликован в сборнике входящего в базу изданий со статусом РИНЦ, г.Альметьевск, 2017г.; основные положения доказывались на Всероссийской научно-практической конференции «Творчество, инновации и качество как основа современного профессионального образования», материал опубликован в сборнике входящего в базу изданий со статусом РИНЦ, г.Казань, 2016г.; опубликовано в научном сборнике 2 статьи.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первой главе даются теоретические методологические основы проектирования системы менеджмента качества образовательного процесса, сущность, содержание, особенности, назначения, функции системы менеджмента качества в образовании, а также технология проектирования системы менеджмента качества образовательного процесса. Во второй главе проводится анализ проектирования существующей системы менеджмента качества ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», дается краткая характеристика образовательной организации, определяется взаимосвязь этапов проектирования процессов развития техникума в системе менеджмента качества. В третьей главе выявляются проблемы проектирования системы менеджмента качества в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», предлагаются рекомендации и мероприятия по оптимизации и совершенствованию проектирования системы менеджмента качества, с целью повышения качества оказания образовательных услуг ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум». В заключении формулируются итоги исследования, дается характеристика проделанной работы.
В заключении можно обобщить все вышесказанное, подвести общие результаты исследований, приведенных в предыдущих главах. При написании выпускной квалификационной работы внимание уделялось на изучение информации, которая касается системы менеджмента качества образовательной организации. В результате исследования была доказана основная гипотеза, которая заключается в том, что грамотное проектирование системы менеджмента качества образовательного учреждения, является значимым инструментом на пути развития и конкурентоспособности образовательной организации. Именно проектирование системы менеджмента качества позволяет объективно оценить пожелания потребителей к будущим услугам и образовательному процессу, а также оказывает помощь в нахождении слабых мест, которые стоят преградой на пути к достижению качества.
Руководство техникума осознает, что для повышения эффективности его деятельности и усиления его конкурентных преимуществ, нужно упорядочить все направления образовательного процесса в одну систему управления, поэтому нужна система менеджмента качества.
Можно сказать, что грамотное проектирование системы менеджмента качества является основной задачей профессиональной образовательной организации, с целью эффективного функционирования и производительности все структур и подразделений организации, и высококачественной подготовки конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров.
В первой главе, были рассмотрены понятия менеджмент системы качества образования, проектирование, менеджмент качества, функции, признаки, структура, задачи, цели, а так же типология и методы исследования системы менеджмента качества образовательного процесса. Выявлена важность и особенности проектирования системы менеджмента качества в образовании.
Во второй главе выявлена взаимосвязь этапов проектирования процессов развития Альметьевского политехнического техникума в системе менеджмента качества. В качестве модели системы менеджмента качества была выбрана модель Всеобщего управления качеством, закрепленная в международных стандартах качества серии ИСО КО (КО 9001:2015), базирующаяся на принципах, соблюдение которых является наиболее важным в успешном построении системы менеджмента качества.
Система менеджмента качества Г АПОУ «Альметьевский политехнический техникум» для руководства и управления применительно к качеству образовательного процесса и высокой квалификации выпускников техникума. Совокупность организационной структуры ГОСТ, документации (внутренних положений, планов и программ обучения, документированных процедур, методических указаний и инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством учебного процесса, который обеспечит выпуск специалистов высокой квалификации на рынок труда. Таким образом, система менеджмента качества техникума распространяется на подготовку специалистов среднего профессионального образования, проектирование, разработку и реализацию программ среднего и дополнительного профессионального образования. Постоянное совершенствование системы менеджмента качества образовательной деятельности на основе законодательных требований и международных стандартов КО (КО 9001:2015) с учетом требований и ожиданий потребителей и участников образовательных услуг.
Обеспечение высокого качества среднего профессионального образования через частно - государственное партнерство. Осуществление маркетинга для всех групп потребителей образовательных услуг техникума в соответствии с принципами ориентации на потребителей. Формирование точек пересечения взаимных интересов образования, науки, производства и бизнеса. Лидерство руководителей всех уровней в обеспечении единства целей и направленности деятельности техникума в вопросах качества. Создание и поддержание внутренней среды, вовлечение работников техникума в деятельность по достижению поставленных целей. Развитие партнерских отношений с общественными организациями, органами власти, организациями - работодателями, образовательными учреждениями для совместного решения задач в подготовке конкурентоспособного специалиста.
Использование современных образовательных технологий, основанных на компетентностном подходе к развитию студента - будущего высокопрофессионального специалиста и рабочего. Применение прогрессивных методов и форм реализации образовательного процесса, повышение качества предоставляемых услуг на базе применения инновационных подходов. Активное вовлечение преподавателей, сотрудников и обучающихся в деятельность по улучшению качества образования посредством непрерывного повышения их компетентности, мотивации, поддержки творческой инициативы, развития корпоративной культуры. Совершенствование организационно-обучающей структуры техникума за счет неустанного самоанализа и непрерывного совершенствования. Повышение конкурентоспособности техникума на российском и международном рынках образовательных услуг. Укрепление материально-технической базы техникума.
В третьей главе были предложены основные рекомендации по проведению мероприятий по внедрению системы менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума. Постоянное совершенствование системы менеджмента качества образовательной деятельности, на основе законодательных требований и международных стандартов КО (КО 9001:2015) с учетом требований и ожиданий потребителей и участников образовательных услуг, позволяет повышать общественную значимость среднего профессионального образования, выполнять требования и предвосхищения ожиданий всех потребителей и участников образовательных услуг техникума.
Таким образом, проведенное исследование показало, что система менеджмента качества оказывает значительное влияние на деятельность и управление ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», и является основанием для формирования эффективного менеджмента образовательного учреждения. И все предложенные мероприятия являются социально-значимыми, так как с их помощью можно решить множество проблем и улучшить эффективное функционирование данного образовательного учреждения. Система менеджмента качества является неотъемлемой составляющей каждой организации, которая имеет свои функции, задачи и цель. Она представляет собой инструмент для управления техникума. Эффективное действие системы менеджмента качества позволит техникуму выйти на качественно новый уровень. Четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение своей работы, унификация процессов обучения, их согласованность, своевременное выявление и устранение недостатков способствуют повышению качества подготовки специалистов. Это, в свою очередь, повышает степень доверия заказчиков, заинтересованных в компетентных специалистах, обеспечивая рост престижа и репутации образовательной организации.
Руководство техникума осознает, что для повышения эффективности его деятельности и усиления его конкурентных преимуществ, нужно упорядочить все направления образовательного процесса в одну систему управления, поэтому нужна система менеджмента качества.
Можно сказать, что грамотное проектирование системы менеджмента качества является основной задачей профессиональной образовательной организации, с целью эффективного функционирования и производительности все структур и подразделений организации, и высококачественной подготовки конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров.
В первой главе, были рассмотрены понятия менеджмент системы качества образования, проектирование, менеджмент качества, функции, признаки, структура, задачи, цели, а так же типология и методы исследования системы менеджмента качества образовательного процесса. Выявлена важность и особенности проектирования системы менеджмента качества в образовании.
Во второй главе выявлена взаимосвязь этапов проектирования процессов развития Альметьевского политехнического техникума в системе менеджмента качества. В качестве модели системы менеджмента качества была выбрана модель Всеобщего управления качеством, закрепленная в международных стандартах качества серии ИСО КО (КО 9001:2015), базирующаяся на принципах, соблюдение которых является наиболее важным в успешном построении системы менеджмента качества.
Система менеджмента качества Г АПОУ «Альметьевский политехнический техникум» для руководства и управления применительно к качеству образовательного процесса и высокой квалификации выпускников техникума. Совокупность организационной структуры ГОСТ, документации (внутренних положений, планов и программ обучения, документированных процедур, методических указаний и инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством учебного процесса, который обеспечит выпуск специалистов высокой квалификации на рынок труда. Таким образом, система менеджмента качества техникума распространяется на подготовку специалистов среднего профессионального образования, проектирование, разработку и реализацию программ среднего и дополнительного профессионального образования. Постоянное совершенствование системы менеджмента качества образовательной деятельности на основе законодательных требований и международных стандартов КО (КО 9001:2015) с учетом требований и ожиданий потребителей и участников образовательных услуг.
Обеспечение высокого качества среднего профессионального образования через частно - государственное партнерство. Осуществление маркетинга для всех групп потребителей образовательных услуг техникума в соответствии с принципами ориентации на потребителей. Формирование точек пересечения взаимных интересов образования, науки, производства и бизнеса. Лидерство руководителей всех уровней в обеспечении единства целей и направленности деятельности техникума в вопросах качества. Создание и поддержание внутренней среды, вовлечение работников техникума в деятельность по достижению поставленных целей. Развитие партнерских отношений с общественными организациями, органами власти, организациями - работодателями, образовательными учреждениями для совместного решения задач в подготовке конкурентоспособного специалиста.
Использование современных образовательных технологий, основанных на компетентностном подходе к развитию студента - будущего высокопрофессионального специалиста и рабочего. Применение прогрессивных методов и форм реализации образовательного процесса, повышение качества предоставляемых услуг на базе применения инновационных подходов. Активное вовлечение преподавателей, сотрудников и обучающихся в деятельность по улучшению качества образования посредством непрерывного повышения их компетентности, мотивации, поддержки творческой инициативы, развития корпоративной культуры. Совершенствование организационно-обучающей структуры техникума за счет неустанного самоанализа и непрерывного совершенствования. Повышение конкурентоспособности техникума на российском и международном рынках образовательных услуг. Укрепление материально-технической базы техникума.
В третьей главе были предложены основные рекомендации по проведению мероприятий по внедрению системы менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума. Постоянное совершенствование системы менеджмента качества образовательной деятельности, на основе законодательных требований и международных стандартов КО (КО 9001:2015) с учетом требований и ожиданий потребителей и участников образовательных услуг, позволяет повышать общественную значимость среднего профессионального образования, выполнять требования и предвосхищения ожиданий всех потребителей и участников образовательных услуг техникума.
Таким образом, проведенное исследование показало, что система менеджмента качества оказывает значительное влияние на деятельность и управление ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», и является основанием для формирования эффективного менеджмента образовательного учреждения. И все предложенные мероприятия являются социально-значимыми, так как с их помощью можно решить множество проблем и улучшить эффективное функционирование данного образовательного учреждения. Система менеджмента качества является неотъемлемой составляющей каждой организации, которая имеет свои функции, задачи и цель. Она представляет собой инструмент для управления техникума. Эффективное действие системы менеджмента качества позволит техникуму выйти на качественно новый уровень. Четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение своей работы, унификация процессов обучения, их согласованность, своевременное выявление и устранение недостатков способствуют повышению качества подготовки специалистов. Это, в свою очередь, повышает степень доверия заказчиков, заинтересованных в компетентных специалистах, обеспечивая рост престижа и репутации образовательной организации.



