Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Работа №35206

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
657
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями зрения 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушениями зрения 9
1.2. Личностные особенности (тревожность, агрессия) детей
младшего школьного возраста с нарушениями зрения 18
1.3. Специфика прогнозирования у младших школьников с
нарушениями зрения 36
Выводы по главе I 46
Глава II. Эмпирическое изучение прогностической компетентности и агрессии у младших школьников с нарушениями зрения 48
2.1. Организация и методы исследования 48
2.2. Анализ показателей прогнозирования у младших школьников с
нарушениями зрения 53
2.3. Анализ агрессивного поведения у младших школьников с
нарушениями зрения 55
2.4 Взаимосвязь показателей прогнозирования и агрессивного поведения у младших школьников с нарушениями 57
Выводы по главе II 63
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения 73


Актуальность проблемы формирования прогностической компетентности младших школьников обусловлена целями образовательной политики Российской Федерации на современном этапе. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения направлены на модели общих качеств человека, в том числе его профессиональных качеств, которые формируются за счет достижения различных компетенций. Проблема формирования компетенций особенно актуальна у детей с ограниченными возможностями. В связи с нарушениями в развитии освоение различных компетенций становится для них трудным или невозможным. Говоря о прогностической компетентности, следует отметить, что для детей- инвалидов прогнозировать результаты их деятельности особенно сложно, поскольку прогнозирование связано со способностью анализировать ситуацию, находить ее ключевые аспекты и отслеживать ее развитие. Детям с ограниченными возможностями трудно поддерживать программу действий, выделить основную программу и довести текущую программу до логического завершения.
Актуальность изучения агрессивного поведения младших школьников предопределяется важным пониманием, какую роль играет агрессия для развития личности ребенка, каким образом влияет агрессия на становление разных форм поведения - конструктивных или деструктивных, которые придают поступкам асоциальный характер. Агрессия в формировании личности ребенка играет негативную роль; это может превратить его в жертву конфликтов или в агрессора. Пробуждение собственных агрессивных действий или постоянное ожидание этих действий от других может повлиять на ребенка. Это может ограничить активность ребенка, сформировать заниженную самооценку. Так же если вовремя не обратить на это внимание и не проводить коррекцию, то эти факторы могут стать причиной для развития стабильной черты личности - агрессивности. Различные исследования доказывают, если в детстве выработалась агрессивность, в дальнейшем она остается прочной чертой характера. Таким образом, у ребенка снижаются способности полноценной коммуникации, искажается развитие его личности и дальнейшая социализация ребенка с нарушениями зрения [8].
Младший школьный возраст в аспекте развития прогнозирования занимает особое место: в учебной деятельности происходит процесс расширения и систематизации знаний, устанавливается рефлексия, внутренний план действий. Основная роль в процессе социально-психологической адаптации принадлежит механизмам опережающего развития событий, способности детей-инвалидов предвидеть развитие их взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Основные проблемы социального развития детей-инвалидов отражаются на нарушении общения с окружающим социальным и предметным миром, бедности и стереотипах социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Неспособность предсказать результаты деятельности приводит к нерациональному выбору средств для достижения поставленных целей, неправильной стратегии рассуждений и действий.
Данные, полученные при сравнении результатов младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом и возрастной нормой, позволяют заверить предположение, согласно которому младшие школьники с нарушениями зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата без интеллектуальной недостаточности имеют особенности восприятия школьных норм и правил, менее успешно осваивают нормативное пространство школы, склонны к агрессивному поведению. Сложность дифференциации социальных норм у младшего школьника с инвалидностью связана с недостаточным развитием отдельных показателей: самообслуживания, регламентированности, с несформированностью нормативной схемы и спектра признаков ситуации. При этом структура дефицитарности определяет специфику восприятия и понимания нормы.
Выделенные особенности прогнозирования и предрасположенности к агрессивному поведению, восприятия норм и правил дают разработать диагностический инструментарий по оценке их способности к антиципации ситуаций будущего в различных ситуациях общения.
В настоящее время изучение способности прогнозировать является не только исследовательской задачей, но и социальной миссией ученых - оценить неудачность социализации среди младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, выявить начальный процесс развития девиантного поведения и тем самым снижать риск деструктивного и девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Чтобы решить проблему коррекции агрессивного поведения, необходимо ее проанализировать. В специальной литературе проблема коррекции агрессивного поведения младших школьников с нарушениями зрения не отражена. В связи с этим изучение данной проблемы будет способствовать развитию профилактики поведенческих расстройств, развитию социально значимых личностных качеств, формированию саморегуляции поведения детей с нарушениями зрения.
Подобным образом, появляются разногласия между проявлениями агрессивного поведения младших школьников с нарушениями зрения и неготовностью педагогов, сверстников и родителей адекватно реагировать и воспринимать эти проявления, между потребностью анализа причин и механизмов агрессивного поведения младших школьников и не в полной мерей изученностью данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе; между задачей эффективной психолого -педагогической коррекции агрессивного поведения и профилактики и не разработанностью такой системы [22].
На сегодняшний день проблема агрессивного поведения у младших школьников с нарушениями зрения актуальна. Можно выделить следующие причины: во-первых, по данным статистики, число младших школьников с нарушениями зрения растет, и, во-вторых, так же повышается распространение агрессивного поведения среди детей данной категории. Именно поэтому данная проблема требует пристального внимания к исследованию особенностей проявления агрессивного поведения у младших школьников с нарушениями зрения [23].
Данные агрессивного поведения младших школьников с нарушениями зрения в школе и вне ее, говорят о потребности в новейших подходах к данной проблеме. Гуманистический подход к личности ребенка требует знания и понимания индивидуальных и возрастных особенностей школьников с нарушениями зрения.
Результативность психолого-педагогической деятельности зависит от комплексности и умения специалистов координировать свои действия, правильно выстраивать работу с родителями ребенка, оказывать психолого - педагогическую помощь не только младшему школьнику, но и его семье. Нельзя не забывать, что родители ребенка с агрессивным поведением не имеют психологических и педагогических знаний, а это способно значительно затруднить работу с ними [27]. Процесс психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения может быть осложнен тем, что он требует подхода, который индивидуально выстраивается с каждым из родителей. Вы также должны знать природу агрессивного поведения младших школьников, а также знать методы профилактики и диагностики. Кроме того, для эффективности полезно привлечь дополнительные материалы по медицине, педагогике, физиологии, возрастной психологии, психологии и социальной педагогике.
Таким образом, существуют расхождения между проявлениями агрессивного поведения младших школьников с нарушениями зрения и неготовностью учителей, сверстников и родителей адекватно реагировать и воспринимать эти проявления, между необходимостью проанализировать причины и механизмы агрессивного поведения младших школьников и недостаточной изученностью этой проблемы в отечественной и зарубежной литературе; между задачей эффективной психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения и профилактики, а не разработкой такой системы.
Цель исследования: изучить взаимосвязь прогностической компетентности с агрессивностью у младших школьников с нарушениями зрения.
Объект исследования: прогностические способности младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь прогностической компетентности с агрессивностью у младших школьников с нарушениями зрения.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что у младших школьников с нарушениями зрения учебные и внеучебные ситуации могут вызывать определенные проявления агрессии. Показатели прогнозирования в сфере учения могут быть связаны с реакциями детей на новую обстановку и на ограничения в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «агрессивное поведение младших школьников с нарушениями зрения» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить личностные особенности(тревожность, агрессия) младших школьников с нарушениями зрения.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление способности прогнозирования и агрессии у младших школьников с нарушениями зрения.
4. Выявить взаимосвязь прогностической компетентности с агрессивностью у младших школьников с нарушениями зрения.
Методы и методики исследования:
Для выполнения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Изучение прогностической компетентности младшего школьника. «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы" (коллектив кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ) Методика имеет многофункциональный характер и может быть использована для скрининга, развернутого обследования прогностической способности в исследовательских целях, а также в рамках разработки стратегии психолого-педагогического сопровождения младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.
2. Диагностика свойств личности младшего школьника. Изучение агрессивности (Карта наблюдения Д. Стотта). Данная методика позволяет определить уровень агрессивности в поведении ребенка и сформулировать предположение о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в исследовании данные позволяют специалистам системы образования таким образом наладить работу с детьми, чтобы не вызывать проявлений агрессии и агрессивного поведения у младших школьников с нарушениями зрения.
База исследования:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Казанская школа №172 для детей с ограниченными возможностями здоровья. Исследование проводилось на выборке в 20 человек, а именно учащиеся младших классов в возрасте 9-10 лет, имеющие нарушения зрения.
Структура исследования: состоит из введения, основной части из 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При проведении эксперимента было выявлено, что у детей дошкольного возраста присутствуют сложности ориентации в признаках окружающего мира.
Совокупность проблем прогнозирования, антиципации, прогностических способностей, прогностической деятельности занимает решающее место в психологических исследованиях последних десятилетий. Было зафиксировано, что агрессивные дети не так старательно выполняют свои домашние задания и обязанности, ведут себя более нервно и с другими детьми менее дружелюбны, чем их неагрессивные сверстники. Способность прогнозирования у таких детей на очень низком уровне. То есть прогностическая компетентность у таких детей практически неразвита.
В практическом исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста в возрасте 9-10 лет с нарушениями зрениями.
В результате оценки показателей прогнозирования у младших школьников с нарушениями зрения было установлено, что прогностический компонент у детей с нарушениями зрения лучше всего развивается в следующих областях: регулятивные функции, учебные ситуации и внеучебные ситуации; хуже всего прогностический компонент у детей с нарушениями зрения развит в следующих сферах: отношение к учению, общение со сверстниками, общение со взрослыми, виртуальное общение и отношение к болезни.
В итоге исследования агрессивности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения мы обнаружили, что у большинства детей с нарушениями зрения нет риска закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерных.
Оценивая взаимосвязь между изучаемыми параметрами с помощью критерия ранговой корреляции Пирсона, мы смогли выявить определенные закономерности в распределении значимых связей и различий в параметрах эмоционального отношения к школе, личности и когнитивных особенностей. У младших школьников с нарушениями зрения, у которых развито отношение к собственным проявлениям агрессии, более высокий уровень развития прогностического компонента в области отношения к обучению; у учащихся, у которых развита реакция на новую обстановку и на ограничения, наблюдается более высокий уровень развития прогностического компонента в сфере учебных ситуаций, однако, наблюдается более низкий уровень развития прогностического компонента в сфере отношения к учению; у школьников, у которых развита чувствительность к агрессии других, наблюдается более низкий уровень развития прогностического компонента в сфере отношения к учению; у детей, у которых развито проявление агрессии в присутствии других, наблюдается более низкий уровень развития прогностического компонента в сфере отношения к учению, в сфере когнитивных функций, а также в сфере отношений в семье; у младших школьников с нарушениями зрения, у которых развито проявление агрессии, направленной на взрослых, наблюдается более высокий уровень развития прогностического компонента в сфере когнитивных функций, в сфере учебных ситуаций, а также в сфере внеучебных ситуаций.
Всё это позволяет утверждать, что все поставленные нами задачи были выполнены. Выдвинутая гипотеза о том, что для младших школьников с нарушениями зрения учебные ситуации и внеучебные ситуации могут вызывать определенные проявления агрессии подтвердилась.



1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2012.- 336с.
2. Агрессия и психическое здоровье [Текст]/ Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостакович - М.: Академия, 2009. - 464с.
3. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей [Текст]/ Н. Аккерман // Хрестоматия: Семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2011. - 512с.
4. Андреева, А. Психологическая поддержка ребенка [Текст] / А. Андреева// Воспитание школьников. - 2007. - № 3. - С. 14-18.
5. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст]/ В.М. Астапов - СПб.: Питер, 2013. - 224с.
6. Актуальные проблемы педагогики и психологии. URL: http ://aipp - ]оита1.ог§/(дата обращения: 23.02.16)Журнал «Мир психологии». URL: http://www.mpsu.ru/mag mir psyhologii content/(дата обращения: 2.10.18)
7. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А.И. Баркан. - М., АСТ- ПРЕСС, 2014. - 314с.
8. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль [Текст]/ Л. Берковец. - М.: Владос, 2012. - 512с.
9. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2010. - 672с.
10. Бэрон, Р. Агрессия: учеб. пособие для вузов [Текст]/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2008. - 330с.
11. Баряева Л.Б., Овчинникова Т.С., Черная О.В. Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика.Издательство: Каро, 2010. - 248с.
12. Бояркова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов педвузов - М.: Астрель, 2007. - 190с.
13. Буторин Г.Г. Основные разделы патопсихологии и психопатологии в таблицах и схемах: Учебное пособие / Г.Г. Буторин, Л.А. Бенько. - Челябинск: РИО ЧФ УРАО, 2005. - 149 с.
14. Буторин Г.Г. Рекомендации по проведению экспериментально психологического обследования и составлению заключений: Методическое пособие к курсу клинической психологии / Г.Г. Буторин, Л.А. Бенько - Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2006. - 64с.
15. Вайткявичене А., Кучинскене Р.О новых возможностях арт- терапии» //Вестник практической психологии образования. 2009. №3. - C. 6773
16. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков; Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2008. - 256 с.
17. Вишневская Б. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографическое обозрение. М.: 2010. № 2. С. 55-68.
18. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.:Питер, 2009. - 298с.
19. Ватова, Д. Как снять агрессивность детей [Текст]/ Д. Ватова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - С. 55-58.
20. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2007. - 182с.
21. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
22. Гасанпур М. Г. Влияние спортивной деятельности на степень агрессивности спортсмена // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4(7). С. 71.
23. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М.: АСТ, 2014. - 218с.
24. Грин Росс В. Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. Пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной. М.: Теревинф, 2008. - 264с.
25. ДименштейнМ.С.Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. - М.: Теревинф, 2008. - 240 с.
26. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Смолин А. В. Исследование агрессивного поведения старших подростков // Научно -методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 121-125. - URL: http://e- koncept.ru/2015/95531.htm. (Дата обращения: 14.10.2018)
27. Долгова В.И. Акмеологические структуры инновационной деятельности кадров государственной службы РАГС при Президенте Р.Ф./ В.И. Долгова; 1996. - 381 с.
28. Долгова В.И. Из опыта работы факультета психологии ЧГПУ по профилактике аддитивного поведения / В.И. Долгова, Я.В. Латюшин // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер.3. Центр профилактики потребления психоактивных веществ в молодежной среде. 2002. - № 11. - С. 116117.
29. Долгова В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова, А.А. Напримерова, Я.В. Латюшин; - Санкт - Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 167 с.
30. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
31. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 109 с.
32. Дружилов С. А. Психологический террор (моббинг) на кафедре вуза как форма профессиональных деструкций // Психологические исследования. 2011. № 3(17).
33. Жмуров Д.В. Криминальная агрессия несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. юр. наук. Иркутск, 2009.
34. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное
пособие.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.- 63 с.
35. Иванова А. С. Изучение особенностей отклоняющегося поведения слабовидящих младших школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 54-57.
36. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Е.И.Изотова, Е.В. Никифорова -М.:Издательскийцентр«Академия», 2014. - 288с.
37. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 448с.
38. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л.Колосова. - СПб.: ПИТЕР, 2014. - 120с.
39. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л.Кряжева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2013. - 192с.
40. Кудрявцева, Л. Типология агрессия у детей и подростков [Текст] / Л. Кудрявцева // Народное образование. - 2005. - №9. - С.193 - 195.
41. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2015. - 464с.
42. Лютова, Е.К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Нева, 2008. - 445с.
43. Методическое пособие для дет. практ. психологов учреждений образования / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2009. - 160с.
44. Панфилова, М.А. Игратерапия общения [Текст] / М.А. Панфилова. - М.: ИНТОР, 2007.- 228с.
45. Плинер, Я.Г. Воспитание личности в коллективе [Текст] / Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. - М.: Педагогич. поиск, 2000. - 370с.
46. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. заведений [Текст] / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 160с.
47. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов [Текст] / сост. и отв. ред. Радугин А.А. - М.: Гардарики, 2013.- 463с.
48. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн. - М.: Флинта, 2015.- 628с.
49. Строгонова, Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? / [Текст] Л. Строгонова // Воспитание школьников. - 2007. - № 5. - с.58 - 60
50. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского
возраста:Учебное пособие М.: Генезис , 2008. - 113с.
51. Семечкин Н. И. Агрессия — доминирующий способ
существования человека // Ананьев-ские чтения-2011: Материалы
научной конференции. СПб.:Изд-воСПбГУ, 2011. С. 31-33.
52. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в
психологии [Электронный ресурс]. URL:
http://www■twirpx■com/file/24412/(дата обращения 8.10.2018).
53. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в
психологии. - СПб.: Речь, 2006. - 360 с.
54. Сланбекова Г.К. Изучение влияния личностной агрессивности и тревожности на отношение к агрессивной рекламе //Вестник КарГУ. - 2012. - №1. - С. 12 - 15.
55. Специальная психология под. Ред. В.И. Лубовского - М.: Академия, 2006 - 464с.
56. Столяренко Л.Д. Столяренко В.Е. Основы педагогики и психологии.4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт, 2016. - 214с.
57. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]/ О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2014. - 204с.
58. Хухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением [Текст]/ И. Хухранова // Воспитание школьников. - 2002. - №10. - С.31 - 32.
59. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учебное пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 544с.
60. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В.Лебединский и др.- М.: Педагогика, 2010. - 235с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ