Введение 3
1. Новые возможности взаимодействия с аудиторией социальных сетей в
условиях цифровых технологий 7
1.1. Понятие и методы взаимодействия с аудиторией в социальных сетях 8
1.2. Генезис развития методов взаимодействия с аудиторией и сообществами
социальных сетей 10
2. Проект внедрения чат-бота для автоматизации процесса консультирования
потенциальных клиентов digital-агентства «Social Hero» 15
2.1. Общая характеристика digital-агентства " Social Hero" 15
2.2. Разработка и внедрение чат-бота для автоматизации процесса
консультирования потенциальных клиентов 18
3. Перспективы развития инновационного метода взаимодействия с аудиторией
"ВКонтакте" 28
3.1. Предложения по улучшению внедренного чат-бота 28
3.2. Использование чат-бота на других площадках 30
3.3. Использование искусственного интеллекта 31
Заключение 33
Список использованных источников
На сегодняшний день социальные сети стали неотъемлемой частью в жизни современного человека. Их аудитория растет с невероятной скоростью - по данным Hootsuite, в 2012 году в социальных сетях по всему миру было зарегистрировано около 1,43 миллиардов пользователей, то к началу 2019 года их число увеличилось до 3,49 миллиардов. При этом, среднее ежедневное время, которое люди проводят в социальных сетях составляет 2 часа 16 минут [1].
На территории Российской Федерации самой популярной социальной сетью является «ВКонтакте». По данным исследовательской компании «MediaScope», в среднем, в месяц «ВКонтакте» посещает более 36 миллионов уникальных пользователей, а в день - более 21 миллиона. С такими показателями «ВКонтакте» занимает 4 место среди крупнейших интернетресурсов России по ежемесячному охвату пользователей и 2 место - по ежедневному [2].
Одной из основных функций социальных сетей является идентификационная [3]. Пользователи сами заполняют информацию о себе - пол, возраст, город проживания и тому подобное. Также они вступают в различные сообщества, взаимодействуют с публикациями других пользователей или сообществ. Вся эта информация находится в открытом доступе, что позволяет определить потенциальные интересы каждого отдельного пользователя социальной сети.
Такое количество пользователей в социальных сетях и информация о них в открытом доступе стали причиной, по которой данная интернет-площадка заинтересовала рекламодателей - не только крупные бренды, но и малый бизнес [4]. Благодаря тому, что основным источником дохода компаний, владеющих социальными сетями, является доход от размещаемой рекламы, люди в обмен на предоставление личных данных могут пользоваться ими в бесплатном режиме [5].
Преимуществом социальных сетей для бизнеса является возможность взаимодействия аудитории с брендами. Так как пользователи свободно могут зайти в сообщество определенной компании и познакомиться с размещенным в нем контентом, который не только связан с выпускаемой продукцией, но и завязан на обмене мнениями с аудиторией. Пользователи могут делиться своими эмоциями и точкой зрения с другими людьми, которые пользуются продуктом или услугой данной компании. В связи с этим, у них возрастает лояльность к компаниям, представленным в социальных сетях. Пользователи открыто демонстрируют социальное одобрение - оставляют комментарии, ставят оценку «нравится» и делятся контентом сообщества со своими друзьями.
С 2015 года пользователи «ВКонтакте», благодаря введению новой функции, получили возможность писать в личные сообщения сообществам, что продвинуло взаимодействие бизнеса с клиентами в социальных сетях на шаг вперед. Так как в некоторых случаях современному человеку удобней найти сообщество нужной компании «ВКонтакте» и задать возникший вопрос в личных сообщениях [6].
Внедрение чат-ботов в бизнес-сообщества «ВКонтакте» является актуальной темой. Эта механика позволяет улучшить взаимодействие с аудиторией за счет ее автоматизации, которая является особенностью чат- ботов. Благодаря их внедрению можно решать различные задачи: от моментальных ответов на типовые сообщения пользователей до использования возможностей искусственного интеллекта и интеграции со сторонними сервисами. Одними из самых популярных причин внедрения чат-ботов являются автоматизация однообразных переписок с пользователями, а также снижение стоимости лида (контактная информация, оставленная потенциальным клиентом) из-за того, что пользователям не нужно покидать сайт для оформления заказа.
Цель:
- Внедрение чат-бота в бизнес-сообщество «Заметки о SMM для предпринимателей | Social Hero», принадлежащее ООО «Крафти» и анализ его эффективности с экономической точки зрения.
Задачи:
1) Изучить возможности взаимодействия с аудиторией и сообществами социальных сетей в условиях цифровых технологий;
2) Исследовать генезис развития методов взаимодействия с аудиторией социальных сетей;
3) Рассмотреть общую характеристику деятельности digital-агентства «Social Hero»;
4) Разработать и внедрить чат-бота для привлечения клиентов;
5) Оценить экономическую эффективность проекта;
6) Рассмотреть перспективы развития внедренного метода.
Объект исследования:
- ООО «Крафти».
Предмет исследования:
- Сообщество «Заметки о SMM для предпринимателей | Social Hero». Методы исследования:
1) Методы сбора информации из открытых источников;
2) Анализ литературных источников информации;
3) Анализ статистики;
4) Методы обработки полученных данных;
5) Метод анализа полученных результатов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении чат-бота, который будет проводить текстовую консультацию потенциальных клиентов digital-агентства «Social Hero».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе описаны методы взаимодействия с аудиторией социальных сетей и генезис их развития. Во второй главе была дана характеристика digital-агентства «Social Hero», рассмотрен проект внедрения чат-бота в их сообщество «Заметки об SMM для предпринимателей| Social Hero» и оценена экономическая эффективность проведенного проекта. В третьей главе рассматриваются варианты улучшения внедренного метода взаимодействия с аудиторией социальных сетей. В заключении содержится краткая информация основных выводов данной работы и описание полученных результатов. Список использованных источников содержит данные об источниках, использованных при создании работы.
Работа выполнена на основании открытых источников информации: учебная литература и научные статьи последних лет, связанные с вопросами изучения социальных сетей, данные сети Интернет и личные выводы автора, полученные в ходе исследования.
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению возможностей взаимодействия аудитории социальных сетей, исследованию генезиса развития таких методов, разработке и внедрению инновационного метода взаимодействия с пользователями при помощи чат-бота, который позволяет автоматизировать процесс консультирования потенциальных клиентов digital- агентства «Social Hero».
В работе представлена информация о возможностях взаимодействия с аудиторией социальных сетей в условиях цифровых технологий, приведены определения и характерные черты терминов «социальная сеть» и «взаимодействие» (в условиях социальной сети). На примере «ВКонтакте» в хронологическом порядке исследован генезис развития методов взаимодействия с аудиторией и сообществами социальной сети.
Приведена общая характеристика digital-агентства «Social Hero», которое уже более 4 лет занимается оказанием услуг по проведению рекламных кампаний в социальных сетях. Руководство агентства поставило передо мной практическую задачу по поиску метода, который позволит сократить время, требуемое для проведения первичной консультации потенциальных клиентов. После изучения информации, связанной с поставленной задачей, мной было предложено решение в виде внедрения чат-бота в сообщество «Заметки о SMM для предпринимателей | Social Hero», принадлежащее агентству.
Данный метод был выбран в связи с тем, что такая механика позволяет мгновенно обрабатывать поступающие запросы в автоматическом режиме, не требуя участия человека. На разработку и внедрение требуется относительно небольшой бюджет и время, требуемое для реализации проекта. Еще одним преимуществом является то, что чат-бот настраивается единожды и в дальнейшем не требует значительных изменений, нужно лишь оплачивать работу серверов, отвечающих за его работоспособность.
Для презентации идеи был подготовлен mind map, демонстрирующий процесс работы будущего чат-бота. После демонстрации его и возможностей такой механики, было получено одобрение данного проекта руководством агентства, и я занялся его реализацией.
В первую очередь нужно было подготовить информационную составляющую чат-бота - классификацию клиентов, список вопросов и вариантов ответа, а также текстовые рекомендации для каждого типа бизнеса, кроме того, было решено использовать изображения, чтобы повысить вовлеченность пользователей. В подготовке текстовых и графических материалов мне помогали сотрудники агентства «Social Hero». Основную информацию и поддержку в генерации идей предоставил исполнительный директор, а разработкой изображений занимался штатный дизайнер. Контроль по сбору и подготовке данных материалов являлся моей задачей. Информация от исполнительного директора была получена в ходе интервью, записанного на диктофон. На основе этих записей я составил текст рекомендаций, который в дальнейшем будут получать потенциальные клиенты, прошедшие опрос чат- бота.
Следующим этапом являлась разработка самого чат-бота. Был использован онлайн-сервис «Senler», благодаря которому я смог самостоятельно реализовать техническую данную часть проекта. Это помогло значительно снизить инвестиции на создание чат-бота, так как не пришлось нанимать программиста для решения поставленной задачи. На изучение онлайн-сервиса и разработку было потрачено около пяти дней.
После создания и тестирования чат-бота, была запущена рекламная кампания в социальной сети «ВКонтакте». Пользователи активно использовали данную механику и получали консультации. За два месяца чат-бота активировало 439 человек, из которых 36 человек записались на получение консультации от команды «Social Hero». Клиентами стали 6 людей, а прибыль от заключенных сделок составила 120 000 рублей. Суммарные затраты на создание чат-бота и проведение рекламной кампании составили 38 327 рублей.
Для оценки экономической эффективности руководство предложило взять коэффициент возврата инвестиций ROI (от англ. return on investment), который оказался равен 213%. Таким образом, данный проект принес агентству прибыль в 2,13 раза больше, чем было вложено денег в разработку чат-бота и проведение рекламной кампании.
Руководству ООО «Крафти» были предложены варианты по улучшению внедренного чат-бота, среди которых: увеличение количества вопросов и вариантов ответов, интеграция нативной рекламы в отправляемые рекомендации, добавление главного меню, содержащего дополнительные пункты: «узнать стоимость услуг», «портфолио агентства» и «связаться с руководством агентства»; добавление графической шкалы процесса прохождения чат-бота. Также было предложено внедрить данный метод на другие площадки: «Telegram» и «Facebook». Еще одним вариантом является использование искусственного интеллекта для того, чтобы улучшить персонализацию рекомендаций по интернет-маркетингу.
Проект по внедрению инновационного метода взаимодействия с аудиторией «ВКонтакте» оказался эффективным для digital-агентства «Social Hero» не только с точки зрения экономической выгоды, но и с точки зрения репутации, так как чат-бот повышал лояльность потенциальных клиентов, демонстрируя «Social Hero», как агентство, следующее маркетинговым трендам. Именно поэтому финансирование проекта продолжается и на данный момент.
Таким образом, все поставленные задачи и цель данной выпускной квалификационной работы были выполнены.
1. Digital in 2018: world’s internet users pass the 4 billion mark [Электронный ресурс] // URL: https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018 (Дата обращения: 19.05.2019).
2. Mediascope WEB-Index [Электронный ресурс] // URL: https://webindex.mediascope.net_(Дата обращения: 21.05.2019).
3. Садыгова, Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей / Вектор науки ТГУ. -2012. - No3 (10). - С. 192-194.
4. Ваниянц, Д. Ю. Реклама в социальных сетях / Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6 - С. 214-221.
5. You think Facebook is free? Well, it'll only cost you your private life
[Электронный ресурс] // URL:
https://www.theguardian.com/commentisfree/2013/dec/29/observer-editorial- digital-privacy (Дата обращения: 24.04.2019).
6. Новая функция ВКонтакте позволит отправлять сообщения сообществам
[Электронный ресурс] //
https://www.gazeta.ru/tech/news/2015/10/21/n_7797725.shtml (Дата обращения:
26.04.2019) .
7. Barnes J. A. Class and committees in a Norwegian Island Parish / Human Relations. - 1954. - V. 7. - С. 39-58.
8. ГОСТ Р 56824-2015 Интеллектуальная собственность. Использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет. - М.: Стандартинформ, 2016. - С. 22-23.
9. Винник, В. Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу / Философия науки. - 2012. - №4 (55). - С. 110-126.
10. Философский энциклопедический словарь - М.: Мысль, 1983.
11. Баранов, А.Б. Виртуальная коммуникация в Социальной Сети: основные понятия и модель взаимодействия / Всероссийский журнал научных публикаций. - 2011. - С. 74-76.
12. Дужникова, А. С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования / Мониторинг общественного мнения. - 2010. - №5 (99). - С. 238-251.
13.Чванова, М. С. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России / Образовательные технологии и общество. - 2014 - №4. - С. 472-493.
14. Блог «ВКонтакте» [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/blog/archive (Дата обращения: 05.05.2019).
15. Логачева, Н.В. Возможности и перспективы чат-ботов / Информационные технологии. Эволюционные процессы. - 2018. - С. 108-116.
16. Долгожданные боты уже здесь! [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/wall-1_384425 (Дата обращения: 11.05.2019).
17. Ильичев, А. Ю. Чат-бот для взаимодействия компании с клиентами / Информационно-вычислительные технологии и их приложения. - 2018. - С. 42-46.
18. Почему я перехожу с Вконтакте на Facebook [Электронный ресурс] // URL: https://medшm.com/mssian/почему-я-перехожу-с-вконтакте-на-facebook- 477d14e1cde6 (Дата обращения: 14.05.2019).
19. Дуров ушел из «ВКонтакте» [Электронный ресурс] // URL:
https: //www.gazeta.ru/business/2014/04/01/5972273.shtml (Дата обращения:
14.05.2019) .
20. Сервис рассылок ВКонтакте [Электронный ресурс] // URL:
https://senler.ru/about (Дата обращения: 15.05.2019).
21. Facebook Messenger passes 300 000 bots [Электронный ресурс] // URL: https://venturebeat.com/2018/05/01/facebook-messenger-passes-300000-bots (Дата обращения: 18.05.2019).
22. API WhatsApp Business [Электронный ресурс] // URL: https://www.facebook.eom/business/m/whatsapp/business-api (Дата обращения: 21.05.2019) .
23.Oracle Intelligent Bots. Чат-боты с искусственным интеллектом [Электронный ресурс] // URL:
https://www.oracle.eom/a/ocom/docs/ehatbots.pdf (Дата обращения: 28.05.2019) .
24. Николенко, С.А. Обработка естественного языка [Электронный ресурс] // URL: https://logic.pdmi.ras.ru/~sergey/slides/N16_WinterSchoolHSE.pdf (Дата обращения: 30.05.2019).
25. Aimylogic - Алиса [Электронный ресурс] // URL: https://aimylogic.com/alice (Дата обращения: 05.06.2019).
26. Aimylogic [Электронный ресурс] // URL: https://aimylogic.com/ru (Дата обращения: 05.06.2019).