Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вакф как социально-экономический институт, особенности и перспективы применения в Российской Федерации

Работа №35201

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
868
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы вакфа как социально-экономический институт 6
1.1. Понятие и сущность вакфа как институт исламского права 6
1.2. Особенности и характеристика вакфа в социально-экономической
жизни мусульман 13
1.3. Нормативно-правовые базы института вакфа в мусульманских
источниках 21
2. Анализ развития вакфа в мире 26
2.1. Исследование развития и применения вакфа на Западе и в Турции 2 6
2.2. Анализ применения вакфа в России 32
2.3. Основные отличия института вакфа от своих аналогов 40
3. Проблемы и перспективы развития вакфа в России 51
3.1. Выявление проблем мешающих развитию вакфа в России 51
3.2. Рекомендации по совершенствованию применения института вакфа в
России 60
Заключение 66
Список использованных источников

Проблема развития и распространения такого инструмента исламской экономики как Вакф остается крайне важной и актуальной в современных российских условиях. Это обусловлено рядом причин:
Во-первых, отсутствие законодательных норм для полноценной работы системы исламских финансовых институтов сдерживает привлечение в экономику Российской Федерации международных мусульманских финансовых организаций. Продуктивная работа в этом направлении способна сделать более устойчивой и независимой международную финансовую систему, о чем многократно говорил Президент Российской Федерации В. В. Путин.
Во-вторых, развитие Вакфа, который исторически был широко распространен на территории современного Татарстана, способно принести существенную пользу мусульманской общине Татарстана и других регионов Российской Федерации. Если ранее вакф был больше ритуалом, то сейчас это очень действенный и серьезный механизм для реализации проектов в сфере недвижимости, образования, банковской и страховой индустрии. Институт может служить также и важным решением в рамках экономического кризиса. При этом не стоит забывать, что в вакфе ключевыми понятиями являются мораль и братство, а не собственное удовлетворение.
В-третьих, институт вакфа направлен, прежде всего, на решение социальных и социально-экономических задач, что крайне важно в условиях мировой финансовой нестабильности и дефицитного бюджета российской Федерации.
И, в-четвертых, развитие института вакфа положительно скажется на выгодоприобретателях - тех, кто находится в затруднительном положении и нуждается в получении помощи. Решение этой задачи позволит снизить социально-экономическую напряженность в обществе.
Актуальность темы заключается в том, что до сих пор в Российской Федерации актуален вопрос с отсутствием законодательных норм для полноценной работы не только вакфного комплекса, но и всей системы исламских финансовых институтов.
Целью данной работы является полное и методологически цельное раскрытие понятия Вакфа.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- Дано определение вакфа как института современной мусульманской финансовой системы.
- Рассмотрена важность института вакфа в социально-экономической жизни мусульман.
- Рассмотрены особенности и классификации типов вакфа.
- Рассмотрены основные особенности и характеристики института вакфа.
Объектом исследования являются экономические отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления материальных и нематериальных благ по поводу вакфа.
Вместе с тем внедрение в российскую экономику института вакфа сопряжено с рядом рисков, которые крайне важно минимизировать до активного внедрения вакфа в практику:
а) Коррупционные риски, когда все необходимое для существования уммы имущества переходит в частные руки и приносит доход отдельно взятому лицу.
б) Есть риски финансирования экстремистской, террористической деятельности.
в) Очень часто умма сталкиваться с тем, что в вакф передают неэксплуатируемые объекты, которые не функционируют долгое время и требуют дополнительных вложений, которых у членов махали нет.
г) Наиболее распространенной проблемой при создании и развитии института вакфа становится отсутствие документальной базы, так называемого реестра вакуфного имущества, где было бы прописано, сколько передано, на что и как расходуется.
д) Большая часть предпринимателей, которые позиционируют себя в качестве мусульманских, даже понятия не имеют, что есть вакф и вообще система исламских финансов. Они мало знакомы с этой сферой, что создает большое поле для развития.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- дополнено определение вакфа как института современной исламской финансовой системы;
- выделены наиболее важные особенности вакф;
- выдвинуты наиболее актуальные проблемы развития института вакфа в России;
- разработаны рекомендации по совершенствованию применения вакфа в России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Можно бесконечно много говорить о пользе института вакфа, об исторических предпосылках его возникновения на территории современной России, об эффективных методах его регулирования. Но дело не сдвинется с мертвой точки, пока не будут прописаны все риски, четкий механизм возрождения вакуфной системы и его законодательное закрепление. Безусловно, в этой сфере деятельности есть определенные ожидания и заинтересованность от государственных структур, финансовых регуляторов, банков и населения. Однако до сих пор в Российской Федерации актуален вопрос с отсутствием законодательных норм для полноценной работы не только вакуфного комплекса, но и всей системы исламских финансовых институтов.
Введение юридического поля не просто позволит нашей стране войти в международную экономическую систему, но и возродить институт вакфа на земле Татарстана. Исторически вакф всегда был направлен на поддержку социально - значимых проектов и выступал основным источником финансирования образования в исламском мире.
Вакф - это всегда чей-то личный вклад, достаточно углубиться в историю татарского народа и ознакомиться с деятельностью купцов-меценатов Юнусовых, Апанаевых и многих других. Если ранее вакф был больше ритуалом, то сейчас это очень действенный и серьезный механизм для реализации проектов в сфере недвижимости, образования, банковской и страховой индустрии. Институт может служить также и важным решением в рамках экономического кризиса.
При этом не стоит забывать, что в вакфе ключевыми понятиями являются мораль и братство, а не собственное удовлетворение. Однако при дальнейшем развитии института вакфа необходимо учитывать всевозможные риски. На первом месте стоят риски коррупционные, когда все необходимое для существования уммы имущества переходит в частные руки и приносит доход отдельно взятому лицу. Есть еще риски финансирования экстремистской, террористической деятельности, - отметил Айрат Халирахманов, научный сотрудник Центра исламоведческих исследований АН РТ в рамках прошедшей Международной научно-практической конференции «Вакф в России: история и современность».
Очень часто умма сталкиваться с тем, что в вакф передают неэксплуатируемые объекты, которые не функционируют долгое время и требуют дополнительных вложений. Наиболее распространенной проблемой при создании и развитии института вакфа становится отсутствие документальной базы, так называемого реестра вакуфного имущества, где было бы прописано, сколько передано, на что и как расходуется. Об отсутствии понимания, что есть вакуф и как он должен работать в современных российских реалиях, рассказал и Марсель Сабиров, вице-президент, исполнительный директор Ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации.
Большая часть предпринимателей, которые позиционируют себя в качестве мусульманских, даже понятия не имеют, что есть вакф и вообще система исламских финансов. Они мало знакомы с этой сферой, что дает нам большое поле для развития. Отсутствие юридического закрепления вакуфа и необходимых знаний показывают, что во всех регионах Российской Федерации вакф находится в зачаточном состоянии. Нужно проводить семинары по всей России, не только стенах Российского исламского института. Может, даже подготовить специальные государственные программы. Нужно внести эту тему в пятничные проповеди, наладить издание соответствующей литературы, которая бы разъясняла все тонкости механизма. Хорошо бы использовать и опыт других, в том числе мусульманских стран. Стоит отметить, что в этом созыве депутатов в Государственную Думу Российской Федерации прошло немало мусульман. Это хороший шанс поднять вопрос законодательного закрепления вакфа, о его неотчуждаемости. На сегодняшний день есть все оптимальные условия для дальнейшего развития вакфа и создания отдельных институтов. Это не просто необходимость, а неизбежность. Понимание этого есть у всех сторон, задействованных в процессе. Сейчас крайне важно выработать систему, единую программу. Дело осталось за малым - претворить идеи в жизнь.



1. Закят / Нофель А. пер. с араб. Под редакцией Афифи С., 1994 , - 42с.
2. Закят как один из столпов Ислама,/пер. с араб. Нирша В.А., Москва, 2002 год., - 145 с.
3. Закят с политологической и социологической точек зрения, / Султанов Ш. доклад на семинаре «Институт закята как инструмент развития мусульманского общества», Москва , 2008 .
4. Закят, / Шентюрк М. Х., Издательство Новый свет, Москва, 2008, - 222 с.
5. Закят: практическое руководство, / Калимуллина М. Э. , Беккин Р.И., Издательство « Исламская книга», Москва, 2010 год.- 160 с.
6. Институционализм: вчера, сегодня и завтра, статья / док. экон. Наук Нуреев Р.М.
7. Институциональный подход к экономической теории, статья / Гамильтон У.Х.
8. Исламская финансовая модель и первые ее шаги в России / Зулькарнай И.У., статья, 2010
9. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития / Трунин П., Каменских М., Муфтяхетдинова М., ИЭПП, Москва, 2009, - 88 с.
10. Исламская экономика: универсальная теория развития или одна из моделей третьего пути, статья /БеккинР.И., 2012
11. Исламская экономическая модель и современность / Беккин Р. И., 2-е издание, Издательский дом Марджани, Москва 2010 г. - 352 с.
12. Исламская экономическая модель: концептуальные и теоретические основы, статья /Ахтямов Н.С., 2013 год.
13. Разумнова Л.Л. Исламская экономическая доктрина // Экономика Африки: повторение пройденного или смена ориентиров? - М., 2002. - С. 44-51.
14. Рашковский Е. Ислам в динамике глобальной истории // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2004. - N6. - С. 21-28.
15. Расчет закята в России по бухгалтерскому балансу / Ковешникова Г.Х., Абубекеров Ш.М., Казань: Идель пресс, 2008, - 104 с.
16. Рост исламской экономики в мире и его уроки для Украины: опыт институционального анализа. / Вишневский В.П., статья 2013 год.
17. Семенова Е.В. Особенности и перспективы развития исламской банковской деятельности // БИКИ. - 2007. - №13 (1 февр.). - С. 3-5, 16.
18. Серебряков И.П. Альтернативное регулирование банковских сделок - исламский подход // Юрид. мир. - 2002.- № 2.- С. 32-36.
19. Скороходов А. Исламский прорыв: Финансовые институты,
функционирующие по законам шариата, интегрируются в современный банковский сектор // Банк. практика за рубежом. - Киев, 2008. - № 2. - С. 20-27.
20. Степанцева О. «Исламский бренд» в эпоху перемен: Альтернативная финансовая система // Справочник экономиста. - 2009. - № 8. - С. 128-136.
21. Трунин П., Каменских М., Муфтяхетдинов М. Исламская финансовая система: Современное состояние и перспективы развития. - М.: ИЭПП, 2009. - 86 с.
22. Филоник А. Исламские банки - новое на финансовых рынках // Фин. бизнес. - 1997. - № 3. - С. 14-18.
23. ФИЛОНИК А.О. Исламские банки и возможности становления исламской экономики // Ближ. Восток и современность. - 1997. - № 4. - С. 76-91.
24. Филоник А.О., Исаев В.А., Федорченко А.В. Финансовые структуры Ближнего Востока / Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока. - М.: Б. и., 1996. - 163 с.
25. Химо Б. Исламская альтернатива ссудному проценту // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. - М., 2004. - С. 109-114.
26. Христианство и Ислам об экономике / Под ред. М.А. Румянцева, Д.Е.
Раскова. - СПб.: РОСТ, 2008. - 432 с. - (Б-ка Евразийского междунар. науч.-
аналит. журн. «Проблемы современной экономики», Сер. «Философия экономических ценностей»).
27. Черниенко А.-К. Исламская банковская система // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. - М., 2004. - С. 115-119.
28. Чумакова А.М. Дискуссия о влиянии исламских институтов на экономический рост // Проблемы соврем. экономики. - СПб., 2008. - № 3. - С. 516-519.
29. Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира: сборник статей / под редакцией Пирогова С.В., издательство Макс Пресс, Москва, 2009 год, - 148 с.
30. Шариатские стандарты, Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений, издательство «Исламская книга», 2017 г. - 920 с.
31. Шейх М.А., Кэхилл Д.А. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела // Проблемы теории и практики упр. - 1999. - № 6. - С. 24-30.
Диссертации
32. Абдус-Саттар Абу Гудда. Финансирование с помощью мушарака, практические способы его совершенствования. Третье заседание исламского банка Абу Даби, 2011 г.
33. аль-Касани Абу Бакр ибн Масуд. Бадаи ас-санаи. «Дар аль-хадис», Каир. 2005 г.
34. Али Наджм. «Опасения в отношении инструмента Мушарака. Реальность и перспективы».
35. Ахмад Мухийддин Ахмад. Практическое применение мудараба, твердой и убавляющейся мушарака в банковских финансовых операциях, Исследовательская работа, представленная на четвёртой конференции, посвященной шариатским надзорным комитетам при исламских финансовых учреждениях. Бахрейн, 2004 г.
36. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность. Издательский дом Марджани, 2010 г.
37. Беккин Р.И., Исламская экономическая модель: перспективы реализации в мусульманском и немусульманском сообществах, некоммерческое партнёрство «Ватаным». Москва, 2004 г.
38. Вахба аз-Зухейли. Исламское право (фикх) и его доводы, «Дар аль- фикр», Дамаск, 2004 г.
39. Ибн Рутттд. Бидаят аль-муджтахид ва нихаят аль-муктасид. Издательский дом «аль-Хадис», Каир, 2004 г.
40. Ибн Кудама, «аль-Мугни», издательский дом «Алям аль-Кутуб», 1999г.
41. Кувейтская энциклопедия по фикху. Министерство по вакфам и Исламским делам, аль-Кувейт, 2010 г.
42. Рафик аль-Мисри. Фикх имущественных отношений, «Исламская книга», Москва, 2015.
43. Мухаммад аль-Муса, «Объединения личностей: между исламским и гражданским правом», издательский дом «ат-Тадмурия», эр-Рияд, 2011 г.
44. Мухаммад Абдуль-Мунгим Абу Зейд. Г арантии в исламском праве и их практическое применение в деятельности исламских банков, Международный институт исламского мышления, Каир, 1996 г.
45. Мухаммад Махмуд аль-Мукауи. Управление рисками в исламских банках, Издательство «аль-Мактаба аль-асрийя», Каир, 2012 г.
46. Юсуф аш-Шубейли. Исследовательская работа на тему «Финансирование по схеме мушарака». Третье заседание исламского банка Абу Даби, 2011г.
Электронные ресурсы
47. Экономический словарь, режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/18915, свободный (дата обращения
12.10.2018) .
48. Экономика и управление. Формы сотрудничества в сфере финансовых отношений, режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-41/50.htm, свободный (дата обращения 11.10.2018).
49. Формы сотрудничества в сфере финансовых отношений, режим доступа: https://lektsia.com/3x327c.html, свободный (дата обращения 11.10.2018).
50. ДУМ РТ, официальный сайт, режим доступа: http: //dumrt.ru/ru/
51. Закят, Информационно-аналитическое издание о развитие исламского
бизнеса и финансов в России и Мире, режим доступа: http://islamic-
finance.ru/board/11-1-0-36
52. Благотворительный фонд «Солидарность», официальный сайт, режим доступа: http://solidarnost.su/
53. Благотворительный фонд ЦРО ДУМ РТ «Закят», официальный сайт, режим доступа: http://zakyatrt.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ